ЛОНДОН. Получено известие о гибели парохода "Titanic" общества White Star у мыса Рэс. "Titanic", наскочив на ледяную глыбу, спустя полчаса затонул. Женщины приняты на спасательные шлюпки. ЛОНДОН. Пароход "Titanic", являющийся величайшим судном в мире, вышел в среду из Соутгэмптона, имея на борту 1380 пассажиров, к которым в Шербурге присоединились еще новые пассажиры. Все спасены пароходом "Virginian", вызванному посредством беспроволочного телеграфа. По сведениям правления White Star из Галифакса, пароход еще держится на воде и медленно идет в Галифакс.
Пришедшие в Нью-Йорк пароходы «Carmania» и «Niagara» встретили на своем пути ледяные глыбы, причем «Niagara» получила две пробоины. (Аг. Рейтера). (СПА). МОНРЕАЛЬ. Агентство Рейтера подтверждает известие, что пароход "Titanic" собственными силами приближается к Галифаксу.
ГИБЕЛЬ ПАРОХОДА.
ЛОНДОН. (СПА). Получено известие о гибели парохода "Титаник" у мыса Рес. "Титаник" наскочил на ледяную глыбу и спустя полчаса затонул. Женщины приняты на спасательные шлюпки.
Гибель „Титаника“.
(По телеграфу от нашего корреспондента).
ЛОНДОН, 2 (15), IV. Величайший в мире океанский пароход «Титаник», вышедший в четверг в свой первый рейс из Соутгемптона в Нью-Йорк, куда он должен был прибыть во вторник, наскочил у мыса Рее (Нью-Фаунленд) па ледяную глыбу и затонул через полчаса.
Потерпев аварию, «Титаник» дал немедленно знать о несчастии по беспроволочному телеграфу, и на место катастрофы отправилось несколько пароходов. Пассажиров на пароходе было 3,000 человек, экипажа и прислуга 840 человек. Всех удалось спасти. Прежде всего были посажены в лодки женщины и дети.
Пловучий город.
Гибель «Титаника», величайшего в мире парохода, является совершенно исключительной катастрофой, небывалой в летописях коммерческая пароходства.
Надо знать, что такое «Титаник».
До весны прошлого года величайшими в мире пассажирскими пароходами были «близнецы» — «Мавритания» и «Лузитания», принадлежащие компании Кунард.
Эти гиганты имели в длину около 113 сажен.
Компания «Уайт Стар» поставила себе целью побить рекорд и приступила к постройке также двух пароходов - близнецов — «Олимпик» и «Титаник».
Эти пароходы длиною по 126 сажен, т.-е. более ¼ версты, и каждый из них выстроен не в семь, как у Кунарда, а в девять этажей.
Вот нисколько цифр, характеризующих размеры погибшего гиганта:
Водоизмещение его—66.000 тонн, общий вес — 4.000,000 пуд., вместимость —45,000 регистровых тонн.
Машины в 45,000 лош. сил сообщали гиганту скорость в 21 узел, или около 38-ми верст в час.
Колоссальная машина «Титаника» требовала в час свыше трех вагонов угля.
За переезд из Соутгемптона в Нью-Йорк или обратно «Титаник» пожирал около 300,000 пуд. угля, или 400 вагонов.
Еще нагляднее о размерах «Титаника» говорить то, что он поднимал 3,500 пассажиров, не считая прислуги и команды, которых было 840 человек.
Население уездного городка.
Размеры пароходов позволяли обставить поездку для пассажиров не только комфортом, но и роскошью.
Достаточно сказать, что на «Титаник» столовая I класса, например, своими размерами в полтора раза превосходила самый большой в Москве ресторанный зал,— зал «Метрополя».
На «Титанике» роскошнейший гимнастический зал, великолепное венское кафе, специальный ресторан «грилль - рум», просторная «биргалле», несколько десятков ванных комнат, станция беспроволочного телеграфа, позволяющая в пути ежедневно выпускать на пароходе «газету» с новостями.
Строительная стоимость парохода-гиганта превысила 15.000,000 руб. Изумительная роскошь отделки и оборудование парохода потребовали, кроме того, еще 5.000.000 руб.
На «Титанике» были в I классе такие каюты-отделения, за проезд в которых до Нью-Йорка взималось 2,000, 2,500 и 3,000 руб.
Потонувшее судно. – Человеческие жертвы.
НЬЮ-ЙОРК. Пароход «Titanic» затонул в 2 ч. 20 мин. ночи. (СПА).
НЬЮ-ЙОРК. Компания «White Star Line» допускает, что на пароходе «Titanic» много человеческих жертв. (СПА). НЬЮ-ЙОРК. По данным компании «White Star Line», из 2200 пассажиров и экипажа затонувшего парохода «Titanic» вероятно спаслось 675 человек. Из спасшихся, по сообщению парохода «Olympis», большинство женщины и дети. (СПА).
17 (04) апреля 1912 года
ТЕЛЕГРАММЫ.
3 апреля.
НЬЮ-ЙОРК . 1ч.5 м. ночи. Пароход "Titanic" затонул в 2 ч. 20 м. ночи. Человеческих жертв нет. (Аг. Рейтера). НЬЮ-ЙОРК. 1 ч. 55 м. ночи. Компания White Star Line допускает, что на пароходе "Titanic" много человеческих жертв. (Аг. Рейтера). БОСТОН. По беспроволочному телеграфу получено известие с парохода "Olimpic", что пароход "Carpanthia" идет в Нью-Йорк с 868 пассажирами, спасенными при гибели "Titanic", из них большинство женщины и дети. В телеграмме высказываются серьезные опасения за судьбу остальных пассажиров и экипажа. (Аг. Рейтера). ЛОНДОН. В палате общин первый министр Асквит в глубоко прочувствованных словах высказал скорбь Англии по поводу гибели "Titanic", заявив: "Мы находимся лицом к лицу с одним из тех ужасных событий, ниспосылаемых Провидением, которые парализуют всякие меры человеческой предосторожности".
Гибель «Титаника».
Телеграммы наших корреспондентов.
Подробности катастрофы.
ПАРИЖ, 3 (16), IV. Подробности гибели «Титаника», по полученным здесь сведениям, выясняются в таком виде: Как только в воскресенье, в 10 • часов 25 минуть вечера, «Титаник» сообщил по беспроволочному телеграфу о столкновении и об угрожающей ему опасности, телеграфная станция Маркони I уведомила об этом пароходы «Карпатию», «Виргиниан», «Балтик», «Олимпик» и «Каронию».
«Карпатия», «Виргиниан», и «Олимпик» тотчас же ответили, что немедленно отправляются на помощь гибнущему пароходу.
В полночь с «Титаника» было получено отчаянное известие:
- Тонем.
Еще не известно в точности, успели ли к «Титанику» вовремя пароходы, отправившиеся к нему на помощь.
Моряки предполагаюсь, что «Титаник» встретил на своем пути плоскую льдину, едва заметную на поверхности, которая, как бритва, разрезала его форштевень.
ВЕНА, 3 (16), IV. Рассказывают, что во время паники, разыгравшейся на палубе гибнущего парохода, миллионеры предлагали баснословны« суммы за место в спасательной лодке. Из-за этих мест дрались, сталкивали друг- друга в воду, веслами разбивали головы.
Недостаток спасательных средств.
БЕРЛИН, 3 (16), IV. Газеты сегодня переполнены потрясающими подробностями катастрофы, постигшей пароход «Титаник».ф1
Уверяют, что огромное число жертв объясняется недостаточным снабжением парохода спасательными шлюпками и не своевременной подачей помощи.
«Карпатия».
БОСТОН, 3 (16), IV. Получено известие, что пароход «Карпатия» идет в Нью-Йорк с 868 пассажирами, спасенными во время гибели «Титаника». Большинство женщины и дети. (СПА).
Сведения о погибших.
ПАРИЖ, 3 (16), IV. В здешнем отделении заатлантической пароходной компании White Star получены сведения, что <Титаник» пошел ко дну в 2 часа 20 минут ночи.
Спасено всего только 675 человек из 2,700 бывших на пароходе. Более подробных сведений о том, при каких ?словиях были спасены эти 675 человек пока еще не имеется. Однако, уже из того, что известно, можно заключить, что пароходный экипаж заботился больше о своем собственном спасении, чем о пассажирах. Кроме женщин и детей, среди спасшихся больше всего пароходных служащих.
Семь миллионеров.
ПАРИЖ, 3 (16),IV. В списке пассажиров 1-ro класса на «Титанике» значатся 7 американских архи-миллионеров: Астор, Штраус, Вандербильд, Ведненер (?), Гогенштейн (?), Реблинг (?) и Майер. Сумма состояний этих финансовых тузов исчисляется в 2 миллиарда 750 миллионов ф. Есть свеения, пока не проверенные, будто из 350 пассажиров 1-го класса спаслось 305.
В. Стэд.
ЛОНДОН, 3 (16),IV. В списке пассажиров «Титаника» значится известный публицист» В. Стэд.
Сведений об его судьбе нет.
Тревожная неизвестность.
ПАРИЖ, 3 (16),IV. Родные, друзья и знакомые пассажиров, ехавших на
пароходе «Титаник», сегодня буквально осаждают редакцию «New-York Неrald», добиваясь каких-нибудь известий.
. То же самое происходить в здешнем отделении компании White Star.
Выясняется, что вчера агенты пароходной компании в течение всего дня, чтобы успокоить публику, давали всем, наводившим справки ложные сведения о том, что» будто бы, все пассажиры спаслись.
Сегодня в бюро компании уже заявляют, что погибло 1,625 человек. Однако, по сведениям, полученным вашим корреспондентом, эта цифра преуменьшена. В действительности погибло более 1,800 человек. ВЕНА, 3 (16),IV. «Neues Wiener Tgb.» телеграфируют из Нью-Йорка,
что общество страшно раздражено против агентства компании White Star, замалчивающего действительные размеры катастрофы.
Печать оказалась сегодня совершенно неосведомленной о размерах и подробностях катастрофы. Бесконечное число запросов, передававшихся один за другим и параллельно станциями беспроволочного телеграфа, так переплетались, что, случалось, вопросы передавались обратно вместо ответов.
В американском посольстве сегодня происходят потрясающие сцены. Друзья и родственники пассажиров «Титаника» в страшной тревоге добиваются каких-нибудь сведений.
Как выясняется, австрийских подданных в списке пассажиров «Титаника» - не было.
Русские на «Титанике».
ПЕТЕРБУРГ, 3,IV. (По телефону). Сегодня русско-английская торговая палата в течение целого дня осаждалась посетителями, допрашивавшими о судьбе парохода «Титаник». Как оказывается, в числе пассажиров злополучного парохода было много русских.
Причина катастрофы.
ВЕНА, 3(16),IV. Авторитеты морского дела обвиняют пароходную компанию в том, что она раньше, чем пустить «Титаник» через океан, не испытала впервые примененную на нем комбинацию паровых и электрических турбин на более коротком рейсе.
Военные моряки объясняют катастрофу тем что «Титаник» слишком быстро шел. Предполагают также, что капитан «Титаника» Смит, желавший во что бы то ни стало поставить рекорд быстроты переезда через океан, для сокращения пути взял слишком северный путь.
В рейхстаге.
БЕРЛИН, 3(16),IV. Сегодня, при возобновлении занятий в рейхстаге, президент в прочувствованных выражениях предложил высказать соболезнования Англии и всем другим нациям, граждане которых погибли с «Титаником».
Рейхстаг почтил память погибших вставанием.
В палате общин.
ЛОНДОН, 3 (16), IV. В палате общин первый министр Асквит. в глубоко прочувствованных словах высказал скорбь Англии но поводу гибели «Титаника», заявив: «Мы находимся здесь лицом к лицу с одним из тех ужасных событий, посылаемых Провидением, которые парализуют всякие меры человеческой предосторожности». (СПА).
Убыток страховых обществ.
БЕРЛИН, 3 (16),IV. Страховым общества» перестраховавши у себя часть стоимости «Титаника», понесут от происшедшей катастрофы около 1.600,000 марок убытка.
ГИБЕЛЬ «ТИТАНИКА»
ПОГИБЛО БОЛЕЕ 1550 ЧЕЛОВЕК.
НЬЮ-ЙОРК, 3 апреля. Пароход «Вирджиниэн» сообщает, что прибыл к месту катастрофы слишком поздно, а потому на нем нет спасенных.
Пароход «Паризиэн», также никого не спас. По последнему сообщению, 000 число спасенных находящихся на пароходе «Карпатиа», составляет 800. Число погибших поэтому достигает приблизительно 1550.
Розыски 1550 жертв катастрофы из-за тумана прекращены.
МЫС РЭЙС (Нью-Фаундленд), 3 апреля. Оставлены всякие надежд ы на нахождение живыми других пассажиров, помимо тех, кого успел подобрать пароход «Карпатия».
Все пароходы, выехавшие на место катастрофы к берегам Новой Шотландии, приостановили дальнейшие розыски вследствие сильного тумана и крупного волнения на океане.
Что везет «Титаник».
Подробности гибели «Титаника».
НЬЮ-ЙОРК. Все сообщения о гибели парохода «Титаник» сводятся к тому, что ни один из пароходов, получивших по беспроволочному телеграфу просьбу гибнущего парохода о помощи, не успел подойти вовремя. Пароход «Carpatia» прибыл первым. Он застал спасательные лодки с пассажирами, рассеянными по покрытому сплошными льдинами морю на площади в 21 милю. В виду сильного ледохода «Carpatia» лишь по прошествии нескольких часов могла приступить к поднятию спасшихся, большинство которых были полуодеты. Лодки с пассажирами в течение многих часов до прихода «Carpatia» носились по морю при большом холоде и буре. Сообщают, что среди спасенных 868 лиц находися всего 79 мужчин. Существует опасение, что много спасательных лодок были разбиты о льдины. Перед здешней конторой компании «White Star Line» происходят душераздирающие сцены. (СПА).
18 (05) апреля 1912 года
Гибель «Титаника».
Подробности крушения.
ЛОНДОН, 4(17),IV. Из Нью-Йорка телеграфируют следующие подробности катастрофы:
«Титаник», шедший со скоростью 20-ти узлов в час, врезался в ледяную гору с такой силой, что глыбы льда, засыпавшие его палубу, едва не опрокинули судно.
От этого ужасного столкновения лопнули все непроницаемые переборки внутри парохода. Вода наполнила трюм; большая часть спасательных лодок и катеров при столкновении была разбита.
На уцелевшие лодки посадили женщин и детей, которых подобрал пароход «Карпатия».
Другие суда, прибывшие на помощь «Титанику», безуспешно разыскивают остальных пассажиров среди осколков льда, в бесчисленном множестве плавающих на месте катастрофы. ПАРИЖ, 4(17),IV. Выясняется, что в момент катастрофы большинство пассажиров уже спало по своим каютам.
Толчок был неимоверной силы. Многие при этом были ошеломлены и ушиблены ы так сильно, что не могли даже подняться с койки.
В некоторые отделения внутри парохода сразу хлынула вода и преградила доступ на палубу.
Передают, что многие пассажиры побросались в воду и некоторое время держались на воде, прежде чем пойти ко дну.
Подробности катастрофы выяснятся, конечно, во всей полноте только по приходе в Нью-Йорк «Карпатии». По рассказам спасшихся можно будет также судить о том, как вел себя экипаж парохода во время катастрофы. Утверждаюсь, что в ночь катастрофы на море быль сильный туман, который затруднил спасание пассажиров, бросавшихся прямо в воду. ПАРИЖ, 4(17),IV. Как теперь выясняется, несколько спасательных лодок затонуло из-за чрезмерного переполнения их обезумевшими пассажирами. ПАРИЖ, 4(17),IV. Пароходы, к которым станция Маркони обращалась с просьбой спешить на помощь гибнущему «Титанику», не получили вовремя сообщений. Как оказывается, в этом в большой мере, по-видимому, повинны были беспроволочно-телеграфные станции частных владельцев, которые перехватывали эти сообщения.
ТЕЛЕГРАММЫ.
4 апреля.
Гибель парохода «Titanic».
Собств. корреспонд. «Нового Времени».
ЛОНДОН. Публика глубоко потрясена крушением «Titanic» и гибелью более двух тысяч людей. Улица, где помещается контора компании, полна родственниками погибших. Спасены большей частью женщины и дети. Это может служить доказательством достойного поведения мужчин. В число погибших включают капитан корабля, американских милиардеров Астора и Вандербильда и всем известного даровитого сердечного и вернейшего друга России Стэда. Семья последнего все еще надеется услыхать, что он спасен, Но почти никто не разделяет этой надежды.
ЛОНДОН. Гибель Вильяма Стэда считается теперь несомненной. Трагическая смерть его возбуждает всеобщее сожаление, даже его злейшие противники вспоминают о нем с сочувствием, как о необыкновенно чистосердечном человеке и энергичном журналисте. Он очень любил Русских, которые здесь искренно его оплакивают.
Катастрофа с пароходом «Титаник» произвела сильное впечатление на артистов, собиравшихся летом в Америку.
Вчера говорили, что две танцовщицы, имевшие выгодные предложения в Нью-Йорк, решили послать туда отказ.
Почти все наши артисты переплывшие через океан, вспоминают об этом путешествии с неприятным чувством.
[...]
19 (06) апреля 1912 года
ГИБЕЛЬ «ТИТАНИКА»
Спасено только 705 человек.
НЬЮ-ЙОРК, 5 апреля. На пароходе «Карпатия» имеется лишь 705 спасенных пассажиров парохода «Титаник», в том числе пассажиров третьего класса и около 100 человек экипажа.
Еще 250 спасенных.
ГАЛИФАКС, 5 апреля. Кабельный пароход «Миния» сообщает о полученном им по беспроволочному телеграфу известии, будто бы на пароходе «Балтик» находятся 250 пассажиров парохода «Титаник».
Миллионеры на «Титанике».
Из Лондона телеграфируют, что на погибшем «Титанике» находились крупнейшие американские миллионеры, обладатели громадных состояний в сотни и десятки миллионов:
1)Полковник Астор – 300 миллионов рублей.
2)Исидор Штраус – 100 миллионов рублей.
3)Георг Виденер – 100 миллионов рублей.
4)Гугенгейм – 190 миллионов рублей.
5)Неблинг – 50 миллионов рублей.
6)Тройер – 20 миллионов рублей.
На пароходе было еще несколько миллионеров, обладателей двух – трех миллионов, но имен их, как богачей мелких, газеты не считают нужным приводить
Спасшийся от смерти Вандербильд.
Вместе с «Титаником» погибли миллионеры Джон Астор, Гугенгейм, Джордж Виенер и др.
Почти чудом избежал гибели при крушении молодой американский миллионер Альфред Вандербильд. Он должен был ехать на «Титанике» и даже купил билет на право пользования каютою, ценою в 1500 рублей. Однако, в самую последнюю минуту он раздумал ехать в Америку под впечатлением известий о гибели парохода на реке Ниле, с 200 пассажирами.ф1
Между тем мать Альфреда Вандербильда, живущая в Нью-Йорке, была уверена, что сын ее был среди пассажиров «Титаника». Она уже при первых известиях о несчастии оплакивала сына, как вдруг получила из Англии телеграмму от сына, гласившую, что он здоров и живет в Лондоне.
.
Место гибели парохода «Титаник».
20 (07) апреля 1912 года
К гибели «Титаника».
(По телеграфу от нашего корреспондента).
ЛОНДОН, 6(19) апреля.
Из Нью-Йорка телеграфируют:
Приходе „Карпатия», в которой находились спасенные с «Титаника», с напряженным нетерпением ожидался десятками тысяч народа, толпившегося у пристани. Когда «Карпатия» около 9 часов вечера показалась на горизонте, вся толпа обнажила головы.
Спасенные передают подробности катастрофы. Льдина отрезала одну часть парохода, как ножом. На палубу обрушились громадные глыбы льда, которыми были многие убиты. Вследствие проникновения воды в машинное отделение произошел врыв котлов и электричество погасло.
Большое число пассажиров, особенно третьеклассных, не успело даже выйти из своих кают и погибло там. Во время катастрофы море было спокойно. звезды блестели на небе. Холод был страшный.
Все рассказы сходятся в том, что во время катастрофа экипаж проявил полное хладнокровие и дисциплину. Офицеры образовали цепь, через которую на спасательные лодки были прежде всего спущены женщины и дети.
Адъютант Тафта, полковник» Бьют, который тоже стал жертвой катастрофы, во время столкновения со льдиной стоял на капитанском мостике. Когда несколько итальянцев и служащих на пароходе захотели прорваться сквозь цепь, чтобы занять прежде других место на шлюпках, Бьют их застрелил, после чего он сам был убит одним из пассажиров.
Полковник Грасси передает, что Исидор Штраусс отказался сесть в шлюпку до того, как были взяты все женщины и дети. Престарелая жена его не захотела расстаться со своим мужем, и они погибли вместе.
Миллионер Астор так закоченел от холода, что не мог двинуться с места и был омыт громадной волной.
Некий Стенгель, бывший на „Титанике", считает одной из причин преступную небрежность капитана, который, несмотря нa опасность столкновения с льдинами, вел пароход со скоростью 22 узлов в час.
Население Нью-Йорка глубоко возмущено поведением как кампании, так и директора ее Измей оставшегося невредимым; последнему ставится в вину и то, что на „Карпатии“ он не позволял давать при помощи беспроволочного телеграфа подробные сведения о катастрофе.
Сенатская комиссия постановила произвести расследование причин катастрофы и подвергнуть допросу Измея и спасшихся офицеров «Титаника», хотя они и не американские граждане, а английские подданные
21 (08) апреля 1912 года
ТЕЛЕГРАММЫ.
7 апреля.
К гибели парохода "Титаник".
ЛОНДОН. Сегодня здесь наконец получены подробности гибели парохода "Титаник". Геройство мужчин всех классов народа выше всякой похвалы. Все описания говорят, что три главных героя были полковник Астор, публицист Стэд и майор Бутт, адъютант президента Тафта.
В самый момент окончательной гибели президент оркестр играл любимый гимн президента.
Население столицы почти весь день только и читало описание катастроф. Флаги спущены.
Более полумиллиона рублей пожертвовали в первые два дня народной подписки.
На сегодняшней специальной панихиде в соборе св. Павла присутствовало 5 тыс. человек. Многие тысячи других не могли найти места. На панихиду прибыли все высшие сановники и большая часть дипломатического корпуса.
ЛОНДОН. Пожертвования в пользу вдов и сирот, погибших на пароходе «Титаник», стекаются отовсюду. Несколько театров устраивают специальные спектакли. Сбор, вероятно, превзойдёт нужду.
Сильное любопытство здесь и в Америке возбуждает упорный отказ судна «Карпатия», везущего спасенных с «Титаника», отвечать на вопросы касательно катастрофы. «Карпатия» передает частные беспроволочные известия, но оставляет без ответа вопрос о несчастии. Даже вопрос Тафта остался без ответа.
22 (09) апреля 1912 года
На «Титанике» погиб русский – Жадовский.
В числе русских пассажиров, бывших на «Титанике», погиб Михаил Михайлович Жадовский. отставной капитан 4-го стрелкового батальона Императорской фамилии.
Покойный принадлежал к дворянам нижегородской губернии, женат на Миклашевской, родной сестре гофмейстера М.И.Миклашевского.
Покойный имел много родных среди великосветского общества в Петербурге.
Так например, шталмейстер Мятлев приходился ему двоюродным братом.
В последнее время покойный разорился и занимался составлением родословной русских дворянских фамилий.
Вдова М.М.Жадовского проживает в Нижнем-Новгороде, в убежище для дворян, основанном шталмейстером Зыбиным.
ТЕЛЕГРАММЫ.
8 апреля.
К гибели «Titanic`а».
ЛОНДОН. Гибель «Titanic`а» произвела настолько сильное впечатление в Англии, что все остальные события потеряли все свое значение. Даже давно ожидавшийся биль об ирландском homerule`е и бомбардировка Итальянцами Дарданелл на завладели вниманием. По всей Англии служат панихиды по погибшим и собирают пожертвования в пользу сирот и вдов. В Бельфасте собрано 60 тысяч, а подписка во всей стране достигла уже почти миллиона рублей. Среди спасенных отмечается героическое поведение лэди Ротс. которая в течение нескольких часов неутомимо гребла.
23 (10) апреля 1912 года
9 апреля.
К гибели "Титаника".
НЬЮ-ЙОРК. Из показаний помощника телеграфиста погибшего парохода "Титаника" Брайда усматривается, что на запрос с парохода "Франкфурт" "что случилось?" был дан телеграфисту на "Франкфурте " ответ, что он дурак и предложил ему не мешать переговорам с "Карпатией", хотя по силе сигнала можно было судить, что "Франкфурт" находится на более близком расстоянии от "Титаника", чем "Карпатия".
Гибель «Титаника».
По последним сведениям, из Нью- Йорка, спуск шестнадцати спасательных ботов произошел лишь в два часа ночи, через полтора часа после отдачи соответствующих приказаний капитаном Смитом. Суда оставались в непосредственной близости с пароходом, причем женщины обменивались последними словами со своими мужьями. Бот №16 даже затонул из-за того, что женщины, сидевшие в нем, неосторожно наклонились на одну сторону. Уже в последний момент шлюпки отъехали от «Титаника».
Бунт, поднятый частью пассажиров, был усмирен первым лейтенантом Мердоком. Он приблизился к толпе потерявших рассудок людей, дравшихся из-за мест в шлюпке и крикнул им:
— Не забывайте, что вы англичане!
Эти слова вернули спокойствие большей части англичан, но другие пассажиры все-таки бросились вперед.
— Я убью первого, кто тронется с места, — крикнул офицер.
Три человека с угрозами бросились к Мердоку. Прозвучали два выстрела: 0дин упал с разбитой головой, другой был ранен в челюсть; третий был сбит с ног ударом кулака одним матросом шотландцем.
В первый момент женщины не хотели садиться в спасательные боты. По приказу капитана, матросы усаживали их насильно, при помощи некоторых мужчин из числа пассажиров.
Роковой бриллиант.
Английские газеты сообщают, что среди прочих драгоценностей, погребенных на «Титанике» находился также и знаменитый голубой бриллиант, так называемый бриллиант Гопа.
Если это верно, то роковой камень достойно закончил свое замечательное существование, все этапы которого отмечены преступлениями, смертями, разорениями и несчастиями его владельцев.
Он был привезен из Индии путешественником Тавернье. Последний продал его Людовику XIV, от которого он вскоре попал к барону д`Обону. Но барон недолго обладал камнем и умер; новый барон д`Обон растратил свое состояние на снаряжение торгового судна в Индию, доверив командование им своему племяннику, которому передал миллион ливров для торговли с Востоком. Племянник отправился в Персию, где весело пожил на деньги своего дяди. Д`Обон хотел вернуть утраченное состояние и предпринял сам новое путешествие, но в Москве получил злокачественную лихорадку и умер.
Еще несколько десятков лет бриллиант пробыл в сокровищнице французской короны. Фавориткам он приносил падение, королям скорую смерть.
После долгого перерыва первой решилась надеть голубой бриллиант Мария-Антуанетта. Иногда его носила любимица Марии-Антуанетты, княгиня дe-Ламбаль. Вскоре толпа французской черни прогуливалась во улицам с головой де-Ламбаль, a Мария-Антуанетта умерла на эшафоте.
После великой французской революции бриллиант был украден. Вор дал перегранить его одному амстердамскому мастеру, некоему Вильгельму Фальсу. Сын Фальса украл его у отца; последний умер от горя. Молодой Фальс, продав его одному марсельцу Волье, покончил с собою, испытывая страшные мучения совести.
Затем роковая драгоценность была разбита на два меньших бриллианта.
Больший попал в руки английского короля Георга IV, надевшего его в день коронации. Покинув вестминстерское аббатство, король заболел и, промучившись девять лет, скончался.
Бриллиант был продан богатому коллекционеру драгоценных камней Генри Гопу, по имени которого он известен в каталогах выдающихся драгоценностей. Гоп продал его русскому; последний подарил его одной парижской актрисе, убившей его в первый же день после получения рокового подарка.
Затем бриллиант Гопа приобрел Абдул-Гамид, печальная судьба которого у всех в памяти. Купивший его затем богатый купец Габиб погиб во время кораблекрушения возле Сингапура; думали даже, что бриллиант похоронен с ним, но он снова появился во Франции.
Наконец в январе 1911 г. он был куплен американским миллионером Мак-Лином, которому он пересылался на «Титанике».
24 (11) апреля 1912 года
К гибели „Титаника".
Огонь в угольных ямах «Титаника».
«London Budget» получил известие из Ньюо-Йрка, что в угольных ямах «Титаника» со времени отъезда его из Соутгемптона и до самого момента катастрофы происходило горение угля. В этом смысле дал показание Дилей, один из кочегаров «Титаника». Он уверяет, что капитан и офицеры знали об этом, но держали ив тайне, чтобы не вызвать ‘беспокойства среди пассажиров.
Недостатки беспроволочного телеграфа.
Катастрофа с «Титаником» снова обращает внимание на беспроволочный телеграф. Печальный случай показал, что пассажирские пароходы снабжены станциями беспроволочного телеграфа, не соответствующими современному состоянию техники и последним усовершенствованиям в этой области. Многие обвиняют англо-итальянское общество Маркони. Станции Маркони принимают сообщения только с пароходов, снабженных станциями того же общества, и уклоняются от приема телеграмм, передаваемым другими аппаратами.
4 июня в Лондоне предстоит международный конгресс по беспроволочному телеграфу. Надеются, что на нем будет поднят также вопрос о принятии морскими державами законов, обязывающих пароходные станции беспроволочного телеграфа к приему сообщений, откуда бы они ни передавались
25 (12) апреля 1912 года
* * *
Телеграфист «Титаника» ДЖЕК ФИЛИПС, заведывавший аппаратом Маркони и не перестававший подавать сигналы о бедствии в то время, когда пароход уже опускался в воду. Погиб при исполнении своих обязанностей.
Следствие по делу гибели «Титаника».
Г-жа Астор о своем спасении.
Г-жа Астор, супруга «погибшего на «Титанике» американского миллиардера, настолько уже оправилась, что в понедельник была в состоянии дать свои показания. Она рассказала, что расставание ее с мужем произошло очень спокойно. Муж уверил ее, что всякая опасность отсутствуете и что он без сомнения через несколько часов снова увидит ее.
После отплытия от парохода вода проникла в спасательный бот и поднялась до колен. После того, как спасенные были приняты на «Карпатию», им пришлось пережить много тяжелых часов в межпалубном пространстве.
Показания матроса Клейна.
Один из спасенных матросов Клейн рассказал австрийскому вице-консулу в Клевеленде, что большая часть команды и пассажиров в момент столкновения была пьяна. Он сообщил, что в несчастный вечер на пароходе был устроен большой обед, за которым последовал бал. Он, Клейн, как раз нес обязанности на верхнем плане, как вдруг один из пассажиров подошел к нему и сообщил о ледяной горе, лежащей на пути судна. Вахтенные матросы, как убедился Клейм, спали. Он сообщает также, что капитан и многие офицеры принимал и участие в обеде, причем много пили.
Г-жа Астор с своей стороны подтверждает. показания Клейна и говорит, что многие из виденных ею матросов были пьяны.
М.М.Жадовский.
Отст. капитан 4-го стрелкового батальона Императорской фамилии М.М.Жадовский, утонувший на «Титанике».
26 (13) апреля 1912 года
Слухи и факты.
Одесситы - народ предприимчивый. Как только стало известно о катастрофе с «Титаником» на Дерибасовской, Преображенской и др. центральных улицах появились продавцы с брошюрами: «Кррровавая тррагеия на океане» за 5 копеек, где безграмотным, но «душераздирательным» языком описываются все подробности катастрофы с «Титаником». 2 тысячи потонувших, 3 тысячи погибших» - во всю глотку кричат продавцы, и наивные одесситы бойко раскупают брошюру.
К гибели «Титаника».
ЛОНДОН, 12(25),IV. В Саутгемптоне матросы однотипного с погибшим «Титаником» пароходом «Олимпик» забастовали и отказались выйти в море в виду недостатка на пароходе спасательных лодок. Компания «White Star» хотела набрать новый экипаж, но пассажиры заявили, что не сядут на пароход, обслуживаемый новичками.
Общественное мнение возмущено подробностями гибели «Титаника». Погибло 150 женщин и детей. Дети первого класса спаслись все, а из детей третьего класса - только одна треть, хотя в лодках оставалось много места.
28 (15) апреля 1912 года
К гибели парохода "Titanic".
ВИЛЬНА, 14 апреля.
Выяснено, что на пароходе "Титаник" находился и погиб местный литовский ксендз Монтвилл.
29 (16) апреля 1912 года
Панихида по жертвам «Титаника».
ПЕТЕРБУРГ. В Адмиралтейском соборе при огромном стечении молящихся торжественно отслужена панихида по жертвам, погибшим на пароходе «Титаник». На панихиде присутствовали: великобританский и американский послы, представители английской и американской колонии, морской министр Григорович с чинами морского министерства, члены Государственной Думы и масса представителей петербургского общества.
02 мая (19 апреля) 1912 года
СЛЕДСТВИЕ О ГИБЕЛИ ПАРОХОДА «ТИТАНИК».
Богатая компания «Белой Звезды» пустила в ход все свои связи и средства, чтобы следствие о причинах гибели парохода «Титаник» признало это несчастье случившимся по воле Провидения, а не по вине главарей пароходного предприятия. Однако, председатель американской, следственной комиссии - сенатор Смит не соглашается принимать сторону богатых заправил общества «Белая Звезда». Он ведет следствие строго и энергично, доказывая, что «Титаник»» погибь по вине председателя пароходной компании Измея, который заставлял капитана вести пароход полным ходом среди ледяных полей и ледяных гор.
Чтобы поколебать авторитет председателя следственной комиссии Смита, председатели «Белой Звезды» заявляют, что сенатор — не специалист в морском деле и, следовательно, не может точно уяснить причины гибели «Титаника».
Но разве нужно быть специалистом морского дела, чтобы понять, что на пароходе должно иметься достаточное число шлюпок для спасения всех пассажиров при крушении, что пароход должен идти осторожно там, где на его пути плавают гигантские ледяные горы, что капитан и офицеры парохода не должны проводить ночи в пьянстве с главным директором Измеем, что пароход должен был быть снабжен сильным электрическим прожектором для того, чтобы сигнальщики-матросы могли видеть не встречает ли судно опасное препятствие на своем пути и т.д.
Едва-ли английская следственная комиссия, под председательством лорда Mеpзей отнесется к заправилам «Белой Звезды», менее строго, чем американская комиссия.
03 мая (20 апреля) 1912 года
Слухи и факты.
На улицах опять наплыв лубочной «литературы». Мальчишки нагружены грудами тоненьких книжек. Купите «Гибель «Китаника»»! Гибель «Китаника» за две копейки» И как не странно, находятся охотники купить. Предприимчивые издатели «использовали» гибель «Титаника» недурно.
К гибели «Титаника».
Одним досужим американским статистиком высчитано, что подробности о гибели «Титаника» дали заработать репортерам всех существующих в мире периодических изданий такую колоссальную сумму (более 20 мил.), на которую свободно можно было бы выстроить два «Титаника».
Как оказалось, по приблизительному подсчету существует до 100 000 периодических изданий, в каждом из которых помещалось в течение трех недель по 200 строк с оплатой в среднем по 5 к. Итого 100,000.200.5.20 к. или 20 милл. руб.
Русский пароход на месте гибели „Титаника“.
В газете «Daily Telegraph» помещено письмо англичанина Вольстерса, бывшего пассажиром на борту русского парохода «Бирма», принадлежащего Восточно-Азиатскому обществу. В момент катастрофы с «Титаником» «Бирма» находилась от него на расстоянии нескольких десятков километров и получила одновременно с другими судами тревожный сигнал о бедствии. Тотчас, по свидетельству Вольстерса, командир русского парохода приказал усилить давление в котлах и полным ходом направился на помощь к гибнущему «Титанику», несмотря на опасность от плавающих льдов. Также были приняты все необходимые меры — приготовили каюты для пассажиров «Титаника», теплую одежду, даже заготовили необходимые медикаменты и горячую пищу. Но пароходу «Бирма» не было указано правильного местоположения «Титаника», а когда «Бирма» стала вызывать «Карпатию» с целью узнать от нее точно, куда ей держать курс, «Карпатии» пришел более чем странный «запрос»:
«А какой системы у вас аппарат?»
И когда «Карпатии» было отвечено, что не системы Маркони, то «Карпатия» на все запросы «Бирмы» отвечала только одно — «прекратите излишние переговоры». Таким образом «Бирма» была лишена возможности, несмотря на самое, искреннее желание ее командира, принять участие в спасенин погибавших.
Письмо Вольстерса послужить поводом для привлечения к законной ответственности телеграфистов «Карпатии».
Несмотря нa неполучение точных сведений, «Бирма» все же свернула в сторону от своего пути, чтобы принести помощь тем из потерпевших крушение, кого случайно не подобрала «Карпатия".
Пароход «Бирма», принадлежащий Восточно-Азиатскому обществу. Во время катастрофы с «Титаником» лишен был возможности подать ему помощь вследствие неполучения указаний о месте катастрофы.
05 мая (22 апреля) 1912 года
НАСЛЕДНИК 120 МИЛЛИОНОВ.
Гибель американского архимиллионера полковника Джона Астора при крушении парохода «Титаник» окончательно установлена. Посланный его сыном пароход для розысков отца нашел на одном из плавучих ледяных полей замерзший труп миллионера. Полковник Джон Астор, когда «Титаник» начал идти ко дну, надел спасательный пояс и, по-видимому, успел выбраться из воронки, получившейся при поглощении парохода морскими пучинами. Он доплыл до большой льдины и имел силы взобраться на нее. Однако, на льдине миллионер умер от холода и голода
Ныне вскрыто завещание Джона-Якова Астора. Он сам определяет свое состояние в 160 миллионов рублей. Конечно, это сильно пониженная оценка его имений, лесов, домов и т. д.
Астор по завещанию оставил 20-летнему сыну от первой жены Винсенту Астору 120 миллионов рублей.
30 миллионов руб. Астор завещал своей дочери от первого брака. Однако, если у его вдовы в законный срок родится сын, то дочь должна отдать 15 миллионов руб. новорожденному.
Вопреки общим ожиданиям Астор ничего не оставил по завещанию молодой вдове. Г-же Астор приходится довольствоваться теми крохами, который она получила при жизни мужа, тем более, что все ее бриллианты и драгоценности погибли вместе с «Титаником».
ГЕРОИ МУЗЫКАНТЫ.
Одним из самых трагических моментов в гибели «Титаника» было геройство музыкантов, до последней минуты поддерживавших исполнением гимнов дух у гибнувших пассажиров.
1)Ф.Кларк из Ливерпуля; 2)Тэйлор из Лондона; 3)Дж.Кринс из Лондона; 4)В.Хартли (капельмейстер) из Дьюсбери; 5)В.Т.Брэйли из Лондона; 6)Дж.Хьюм из Демфрис; 7)Дж.Вудворд из Хедингтона.
06 мая (23 апреля) 1912 года
ПЕТЕРБУРГЪ
(По телефону от нашего корреспондента).
22 апреля.
Отголоски «Титаника».
По полученным в министерстве путей сообщения сведениям, в течение этого года ожидается усиленный проезд пассажиров из Западной Европы, едущих в Китай и Японию через Россию и Сибирскую дорогу, в виду того, что после катастрофы с «Титаником» среди богатой заграничной публики развилась боязнь ехать морем через Атлантический океан.
08 мая (25 апреля) 1912 года
«Герой» с «Титаника».
На днях в Белостоке получена пространная телеграмма от одного из спасшихся пассажиров «Титаника», некоего г. Грудик. Грудик телеграфирует своим белостокским родственникам из Нью Иорке подробности своего «геройского» подвига. Когда гибель стала неизбежной и на пароходе поднялась паника, Грудик был в числе мужчин, стремившихся первыми попасть в лодки. Их расстреливали, но Грудик не только не был убит, но даже не ранен. Поняв однако, что судьба не всегда бывает милостива и что он в одну минуту может уйти к праотцам, Грудик пустился на хитрость. Вбежав в одну из кают II класса и найдя там забытое кем-то женское платье, Грудик быстро переоделся «дамой» и бросился к спасательным лодкам.
— Еще одна женщина... Дорогу!— закричал кто-то из офицеров.
Цепь разомкнулась, - и Грудика посадили в лодку.
Дорогой одна дама открыла обман, но Грудик упросил ее молчать, иначе бы его немедленно выбросили за борт.
Когда к лодке подошла «Карпатия», Грудик бросился в море и был принять матросами на пароход. В общей суматохе, поднявшейся на пароходе в момент принятия на борт потерпевших аварию, Грудик вновь переоделся мужчиной и благополучно доехал до Нью-Йорка.
На «Титанике» погиб богатый гродненский купец Банивур, выехавший из Гродны в Aмерику по делам своей фирмы. Кроме того, стало известным о гибели многих эмигрантов-евреев — жителей Гродненской губернии.
09 мая (26 апреля) 1912 года
"САТУРНЪ"
Невский, 67 (прот. Надеждинской) Сегодня три великолепныѣ программы. Сверхъ программы идетъ сенсац. картина:
"ГИБЕЛЬ "ТИТАНИКА"
18 картинъ относящихся къ гибели "Титаника" и спасению погибающихъ. (ВСѢ СНИМКИ СЪ НАТУРЫ)
ТРАГЕДИЯ В ОКЕАНЕ.
(рассказ очевидца).
Приводим подробный рассказ одного из спасшихся пассажиров погибшего в волнах океана «Титаника»—Пьера Марешаль — сына адмирала Марешаля, командовавшего эскадрой Средиземного моря и участвовавшая в экспедиции в Китай.
НИКТО ДО ПОСЛЕДНЕЙ МИНУТЫ НЕ ЗНАЛ ОБ ОПАСНОСТИ.
Это было в воскресенье, 14 апреля, а вы знаете, как в Англии и на английских судах проводят воскресные дни. На «Британике» было французское кафе, по образцу парижских, и много пассажиров укрылось в нем после полудня и собралось вечером. Пили, играли, было весело, тогда как остальные части парохода были погружены в невозмутимую тишину. Оркестр молчал—он заиграл только тогда, когда пароход стал тонуть. В этот вечер мы решили сыграть партию в бридж с французским скульптором Шевре, г. Омон, севрский негоциант, Люсьен Смит, из • Филадельфии были нашими партнерами в этой игре, которая была прервана так трагически. Перед сдачей карт для одной из партий, Смит сказал:
- Извините, это будет последняя партия. Я обещал моей жене вернуться в каюту к 11½ часам.
Oн сдал — это была его очередь — и едва положил себе последнюю карту, как мы почувствовали толчок. И настолько легкий, что стаканы, находившиеся на столе, не двинулись с места.
Смит, однако, поднял голову, но спросил совершенно спокойно по-английски: «Что случилось»?
Было одиннадцать часов 33 минуты.
Мы встали, чтобы посмотреть в иллюминаторы, через которые мы увидели вместо моря глыбы льда. Заинтересованные, мы, предусмотрительно положив карты в карман, поднялись на палубу. Мы не увидали ничего — была непроглядная ночь. Дойдя дo конца палубы, мы увидали огромные глыбы льда, громоздившиеся по ней. Пароход при этом начал накреняться на левый борт, что ощущалось под ногами.
ПЕРВАЯ ТРЕВОГА.
Со всех сторон на палубу стали подниматься женщины в одних ночных рубашках, мужчины в нижнем белье, но пока еще спокойные. Первый выразивший беспокойство, был Шевр. Мы гуляли по палубе в течение 25 минут, курили папиросы; море было спокойно и гладко, так что один матрос заметил нам, что в продолжении двадцати лет он не видел в Атлантическом океане такого спокойствия. Служащие успокаивали пассажиров, предлагая им возвратиться в каюты и лечь спать.
Шевр настаивал на своих пессимистических предсказаниях и беспрестанно повторял:
- Мы погибли!
— Хотите папироску... — предлагали ему.
Никто, видимо, не хотел серьезно дать объяснения случившемуся.
Я решил попытаться найти капитана, не надеясь расспросить его, но рассчитывая по его распоряжениям дать себе отчета в нашем положении.
КАПИТАН ПОСЕЩАЕТ ТРЮМ.
В эту самую минуту капитан Смит пробежал мимо меня, я ускорил шаги. Он быстро сошел пять этажей лестницы, до трюма.
Я прекратил погоню за ним на пятой палубе, a затем прошел в залу для игры в лаун-теннис, огромную залу с белыми отштукатуренными стенами, где увидал воду, доходившую до колена. Зало помещалось в передней части судна.
Потеряв из вида капитана, я поднялся по лестнице, обеспокоенный, но не веря еще в неминуемую опасность, стал ждать, прислонившись к решетке верхней палубы, возвращения капитана.
Около меня было не более тридцати человек.
Мы услыхали быстрые шаги по лестнице, это поднимался капитан. Его лицо, обычно красивое, обрамленное седой бородой, было бледно, как эта борода.
В его глазах я увидал бесконечную тревогу и безграничную грусть.
«ДА ПОМОЖЕТ ВАМ БОГ!».
Он медленно вошел с последней ступени и холодно, опираясь на перила, снял фуражку, и сказал нам по-английски:
— Милостивые государыни и милостивые государи! Мы тонем, а потому пусть каждый возвратится в свою каюту и наденет спасательный пояс, и да поможете вам Бог!
По нашим спинам прошел холод, и призрак близкой смерти предстал перед нами.
Я отправился в каюту, но надел спасательный пояс поверх пальто, задом наперед.
Меня остановил служащий:
— Вы кажется хотите плыть вниз головой, и таким образом спастись...
Он помог мне поправить пояс.
— Так вы имеете еще шанс сохранить свою жизнь…
ПОСАДКА НА ГРЕБНЫЯ СУДА.
Я вернулся на палубу, где нашел немного народу, едва сто человек. Большинство пассажиров не знали, что сказал капитан, но служителя бегали из каюты в каюту и будили пассажиров, которые последовали первому совету служащих и легли спать.
В это время началась одновременно с обеих сторон парохода посадка пассажиров на гребные суда. – Толпа пассажиров входила на палубу, когда я услыхал крик:
— Сперва, женщины!
Матросы и служители силой задерживали мужчин, которые хотели пройти. Они были неумолимы, и то и дело происходили свалки с теми, кто нарушал запрещение.
МУЖЧИНА ШЕСТИ ЛЕТ.
Я вспоминаю подробность сцены, одновременно тяжелую и оригинальную: бедная женщина из второго класса, - держа за руку шестилетнего ребенка, хотела пройти.
— Нельзя, это мужчина, вы одни можете пройти!.. — заявил неумолимый матрос, указывая на ребенка.
Бедная женщина отступила. Я затем видел, как она взяла предосторожности, сняла с себя шаль, завернула в нее ребенка, в надежде, что таким способом она перейдет вместе с ним запретную черту.
(Нрзб.) должен (?) удостоверить, что с этого момента мы были обречены ан смерть.
ПРОЩАНЬЕ МИЛЛИАРДЕРА.
Лакей парижского кафе бегал за нами, со счетами за съеденное и выпитое и за выкуренные сигары, пока хозяин не приказал оставить нас в покое. Было около часу ночи. Я отделился от моих друзей, нервно куря папиросу за папиросой. Я ходил взад и вперед, с правого борта на левый, наблюдай зa посадкой в гребные суда.
Мне попался на встречу г. Гюгенхейм, известный миллиардер, прозванный «медным королем».
Он только что вышел из своей каюты, не зная ничего. Обезумевший служитель ему подал спасательный пояс, не говоря ни слова, и мне пришлось объяснять ему наше положение.
Он принял это известие с необычайным спокойствием.
— Мне это все равно, я сделал себе состояние, я прожил свою жизнь, а вас мне жаль...
ПРЫЖОК В ПРОСТРАНСТВО.
Наблюдая за посадкой я увидал гребное судно, наполовину пустое, хотя посадка уже закончилась. Инстинктивным движением я прыгнул в пространство, хватаясь, так сказать, за последний шанс к спасению. По счастью, я попал в середину лодки, между двумя женщинами, которые меня поддержали. Одна из них, в вечернем платье декольтэ, подняла крик. Я вежливо снял мою шляпу и извинился.
Она отвечала мне:
— Раз вы спаслись, это главное!
Я отстегнул мой спасательный пояс и, видя, что она дрожит от холода, накинул ей на плечи мое пальто.
ПОД ЗВУКИ ИЗ «ВЕСЕЛОЙ ВДОВЫ».
Гребное судно медленно спускалось в то время, когда музыканты на «Титанике» играли известный вальс из оперетты «Веселая вдова». Наконец, мы спустились на воду. Ночь была совершенно темна. Я был настолько хладнокровен, что спросил по английски, кто управляет лодкой.
«Это я, простой матрос!» — послышался ответ. Я попросил его счесть нас. Произвели перекличку.
Нас оказалось всего 28 человек, а между тем судно могло вместить 60 человек. Уже на борту «Карпатии» я узнал, что и другие гребные суда имели также мало пассажиров, на одном из них было всего 15 человек.
По просьбе матроса я стал грести вместе с ним, и мы постепенно отдалялись от «Титаника», - который на наших глазах опустился в море, и в 2 ч. 20 мин. ночи исчез под водой.
— Вы мне кажетесь хладнокровным человеком, — сказал мне матрос — я должен вас предупредить, что беспроволочный телеграф Маркони не действует, что у нас нет ни огня, ни провизии на воде, что судно дает течь.
ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЬ.
Плавание на гребном судне было тревожно и не обошлось без драм.
— Около меня лежит ребенок, который, кажется умер, — сказал мне матрос.
При свете спички мы удостоверились, действительно, что он мертв, и уже окоченел.
Матрос, не предупредив никого, бросил его в море.
Один пассажир сошел с ума, вообразив, что он вернулся в Лондон к своему семейству.
Вскоре он тоже умер, и океан послужил ему могилой.
Вдруг появился среди ночи перед нами зеленый огонь.
Это была «Карпатия».
Мы были спасены!
Пьер Марешаль.
12 мая (29 апреля) 1912 года
Благодарный клиент.
Один очень известный берлинский адвокат получил на-днях от своего клиента в подарок богатый золотой портсигар с надписью «Спасителю моей жизни».
Клиенту — тайному советнику — надо было ехать в Америку. Он хотел взять билет на «Титаник». Адвокат горячо уговаривал его не делать такой глупости. Такой пароход, как «Титаник», в первом своем рейсе непременно будет „побивать рекорд", а для пассажиров это вещь крайне рискованная. Тайный советник наконец сдался на эти доводы и теперь, конечно, в восторге.
Розыски жертв крушения «Титаника» продолжаются.
Канадское правительство, по, просьбам родственников погибших во время катастрофы, выслало пароход «Mont-Magny» с поручением обследовать район, где произошло крушение; пароход будет крейсировать в тех местах, где еще не производились розыски «Мэккэй-Беннетом» и «Минией», а также далее по течению Гольфштрема. «Mont-Magny» снабжен аппаратами беспроволочного телеграфирования.
16 (03) мая 1912 года
Спасенные с «Титаника» малютки.
Известно, что в числе спасенных во время катастрофы детей находились «двое французских мальчиков, 3 и 4 лет, отвечавших на имена Луи и Лоло. Проживавшая в Ницце г-жа Навратиль заявила, что эти мальчики могут оказаться ее сыновьями, похищенными у нее покинувшим ее мужем. Завязалась по этому поводу переписка, и г-жа Навратиль просила, чтобы сфотографировали малюток и прислали ей снимок. Этот снимок был получен 24 апреля. Счастливая мать убедилась, что спасенные мальчики действительно ее сыновья, и в тот же вечер выехала в Шербург, откуда отправилась на «Океанике» в Нью-Йорк.
17 (04) мая 1912 года
К гибели „Титаника”.
В числе спасшихся пассажиров »Титаника» особую симпатию пубдики вызывали два маленьких француза, о которых ничего не было известно, кроме того, что они, по их словам, зовутся Лоло и Луи и «жили в доме с большим садом».
В Америке нашлось много желающих усыновить малышей.
В настоящее время, как сообщает «Matin», г-жа Наврешиль из Ниццы заявила, что мальчики ее дети, похищенные у нее недавно их отцом, погибшим в числе других пассажиров «Титаника».
19 (06) мая 1912 года
.
24 (11) мая 1912 года
ГОЛОДНАЯ СМЕРТЬ ПАССАЖИРОВ «ТИТАНИКА».
Непрерывная цепь ужасов, вызванных катастрофой „Титаника», пополняется все новыми и новыми звеньями.
Брат капитана Смита, командующий пароходом «Океаник» сообщает, что 200 милях к югу от места катастрофы видел складн. лодку, в которой находились трупы трех человек, умерших голодной смертью от истощения. Некоторые признаки указывают, что в лодке находилось еще два пассажира, которые умерли, вероятно, раньше остальных, и были выброшены за борт оставшимися в живых. Складная лодка была окружена пробковым поясом обтянутым сверху брезентом. В разных местах брезент был разорван, по-видимому, ногтями. Несчастные отламывали кусочки пробки и пытались ими утолить голод. На дне лодки, рядом с трупами, лежали также куски пробки. Найдены тела истопника, носильщика угля и пассажира, Томпсона Бети из Чикаго; кроме того, там находилось кольцо спаянное с двух обручей с надписью «Эдуард Герт», а также пальто с нашитым на нем именем Виллиамс. Трупы погребены в море, а складная лодка взята на борт «Океаника».
По-видимому, дело идет о лодке, о которой матрос Лукас дал следующие показания в английской следственной комиссии.
Я находился в складной лодке, с которой меня и всех женщин взяли в спасительн. шлюп. Однако, в виду переполнения последней, 32 пассажира остались в складной лодке, которую мы до самого утра не теряли из виду. На ней не было ни провианта, ни воды, ни компаса, ни якоря, ни огня.
Рассказ спасшегося с «Титаника».
Большинство пассажиров «Титаника» решили предъявить иски к компании «Белой Звезды». В числе их находится француз Реймс, рассказ которого о гибели «Титаника» был передан известным Гапото.
Когда корабль сильно накренился, Реймс надел на себя спасательный пояс и бросился в воду. Отплыв на расстояние 400 шагов, он видел, как «Титаник» встал почти вертикально, и пассажиры, находившиеся на палубе, начали падать вниз, как тарелки с накренившегося буфета, издавая страшные крики. Потом корабль исчез под волнами.
Реймс был один во мраке ночи, продолжая плыть в неизвестном направлении. Ему казалось, что лучше было бы возвратиться к месту гибели, чтобы там найти какой-нибудь предмет, за который можно было бы удержаться на ледяной воде.
Плывя, он увидел плот, где по колени в воде стояли около двадцати женщин и мужчин. Он подплыл к ним, но его не хотели пустить. Тогда, вопреки общим крикам негодования, Реймс взобрался на плот и с этого момента стал командовать—как нужно стоять и наклоняться в такт бегущей на них волне. Все кричали. Он водворил тишину. Муки ожидания помощи продолжались до зари.
За эти томительные часы Реймс был свидетелем страшных картин. Пассажиры «Титаника», не умевшие плавать, оставались на месте, со спасательными поясами, испуская ужасные крики, не будучи в состоянии ни плыть, ни утонуть.
Плот блуждал по воде, когда они заметили приближающуюся шлюпку «Титаника» где было много свободного места. Обратившись к своим спутникам, Реймс сказал: по сигналу «раз, два, три» кричите в один голос: мы тонем! мы тонем!
На эти крики подошла шлюпка и подобрала пассажиров. Две женщины умерли, одна сошла с ума.
04 июня (22 мая) 1912 года
ЗАГРАНИЧНЫЕ НОВОСТИ.
К гибели «Титаника».
Среда американских моряков вызвал изумление тот <факт, что капитан «Титаника» не догадался высадить пассажиров на ледяную гору; таким образумь можно было спасти всех. Ньюфаундлендский сенатор Mac Grath писал недавно в журнале «Канада», что ньюфаундлендские моряки, в случае кораблекрушений, часто пользуются ледяными горами, как плотом. Так, например, в 1872 году полярный парохода «Polaris» быль раздавлен льдинами, причем экипаж высадился на лед, намереваясь пешком добраться до берега. Разразившаяся в это время буря оторвала громадную льдину, на которой находились моряки, от берега, и экипаж «Polaris» проплавал на ней 193 дня, пока не был подобран пароходом «Tigresse».
Медаль капитану «Карпатии».
Из Вашингтона телеграфируют: Сенат постановил выразить капитану «Карпатии» Рострону благодарность и ассигновать 1,000 долларов ому на медаль за спасение пассажиров «Титаника». Экипажу «Карпатии» сенат выразил благодарность.
06 июня (24 мая) 1912 года
Русские подданные погибшие на "Титанике".
Императорский русский консул в Лондон донес министерству внутренних дел, что, по полученным им сведениям, при крушении парохода "Титаник" погибли следующие русские подданные (кроме финляндских уроженцев):
Симон Ситман, Зелман Злоковский, Гарри Корн, Симон Вайсман, Якоб Кук, Лесли Гелинский, Натан Гольдшмидт, Иосиф Мурдлин, Вульф Спектор, Абрам Гармед, Самсон Абельсон, Самуил Гиндберг, Зелина Кантор, Польнер Ушер, Абе Виллер, Иосиф Мантвила.
Для получения родственниками погибших вознаграждения, из фонда, собранного лордом-мэром Лондона, необходимо предоставить названному лицу сведения, устанавливающие право получения, на особом бланке, заполненном городским головой, мировым судьей, священником, доктором или адвокатом.
Бланки могут быть получены в Императорском Генеральном консульстве в Лондоне. [...]
12 июня (30 мая) 1912 года
Жестокие пассажиры „Титаника“.
В Лондоне сейчас привлекает внимание процесс супругов Дэфф, спасшихся во время катастрофы „Титаника“. Оба супруга обвиняются в том, что не позволяли брать в спасательную шлюпку, где они находились, других пассажиров, хотя шлюпка бала наполнена лишь наполовину. Сэр Дэфф, убеждая матросов не подбирать взывавших о помощи и тонувших людей, пытался действовать подкупом и выдавал им чеки по 5 фунтов (50 рублей), один из которых изображен на нашем рисунке. Г-жа Дэфф действовала еще энергичнее и вырывала из рук матросов весла. Общественное мнение сильно возбуждено против жестокосердных супругов, и им грозить суровая кара.
Выгоды от гибели „Титаника".
Казалось, что гибель „Титаника" принесла громадный убыток компании „Белая Звезда", которой он принадлежала. Между тем, как выяснилось на последнем собрании акционеров компании, она выдает необычайный по размеру дивиденд за истекший год — 60 проц. И гибель „Титаника" здесь уже учтена. Убыток переложен на страховые общества, a компания, может быть, даже выиграла, если ей не придется уплачивать убытков всем пассажирам, потерпевшим при крушении.
13 июля (30 июня) 1912 года
ОТГОЛОСКИ ГИБЕЛИ „ТИТАНИКА“.
Капитан Лорд, командир парохода „Калифорния“, находившегося в момент катастрофы с „Титаником“ всего в нескольких от неге милях, видевший его тревожные сигналы, но не пожелавший притти к нему на помощь, по расследовании специальной комиссии под председательством лорда Мерсея признан виновным в совершении тяжкого преступления, караемого морск. законами-—в сознательном уклонении от подачи помощи гибнущему судну.
Отговорки капитана Лорда, что его телеграфный аппарат бездействовал, а машины были остановлены из боязни наткнуться на льдины, признаны незаслуживающими уважения, ибо капитан „Калифорнии“ был о б я з а н установить сообщение с „Титаником“, привести в движение машины и немедленно итти на помощь. Прибытие его на место катастрофы, даже через два часа после первых сигналов, замеченных „Калифорнией” позволило бы, как установлено комиссией, спасти не только весь экипаж и всех пассажиров “Титаника“, но и часть наиболее ценного груза.
26 (13) июля 1912 года
НОВОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ МАРКОНИ.
Гибель „Титаника“ возбудила мысль изобретателей к усовершенствованию аппаратов беспроволочного телеграфирования, оказавшего такую услугу при спасании многих пассажиров несчастного парохода. Первое важное изобретение сделал сам изобретатель наилучшей системы искрового телеграфа Маркони. Он придумал аппарат, который приходит в действие лишь тогда, когда несутся по воздуху волны с буквами С. Q. D., которые означают по международному кодексу призывы на помощь. Эти буквы аппарат выкрикивает неумолчно целые полчаса—так что призыв пройти бесследно не может.
27 (14) июля 1912 года
Свидание с мертвецом.
Лондонская „Daily Telegraph“ опубликовала сенсационную телеграмму из Нью-Иорка.
Капитан Петр Прайаль, старый моряк из Балтиморы, плававший на „Маджестике" с кап. Смитом, утверждает, что он не только повстречался с погибшим на „Титанике" капитаном, но и разговаривал с ним.
Увидав его на улице св. Павла, Прайаль в первый момент думал, что у него галлюцинация. Затем он оправился и пошел вслед за Смитом!..
— Как поживаете, капитан Смит? — обратился он.
Человек обернулся и отвечал:
— Очень хорошо, а вы, Прайаль? Но не задерживайте меня, я спешу.
Моряк пошел все-таки следом за Смитом, который направился на вокзал и взял билет на Вашингтон. Затем, заметив Прайля, Смит сказал:
— Будьте покойны до того дня, пока мы встретимся снова.
— Невозможно, чтобы я обманулся —рассказывал Прайаль,-—Я знаю капитана слишком хорошо. Я убежден, что ему удалось спастись и таинственным путем добраться до Америки. Свои показания я готов дать под присягой...
По словам корреспондента, Прайаль — скромный непьющий человек. Он не
думает о саморекламировании и знает, что к его заявлению отнесутся с недоверием.
Капитан "Титаника" Э.Смит.
03 августа (21 июля) 1912 года
ТЕЛЕГРАММЫ.
Отчет королевской следственной комиссии о гибели "Титаника".
Собств. корреспонд. «Нового Времени».
ЛОНДОН. Общественное мнение Англии очень заинтересовано только что опубликованным отчетом королевской следственной комиссии о гибели парохода "Титаник".
Комиссия заседала со второго мая под председательством известного судьи лорда Мерсэ. После интересного длинного доклада комиссия выела заключение, что пароход шел слишком большой скоростью, когда столкнулся с ледяными горами. Ответственность за преувеличенную скорость падает не только на капитана Смита, а на всех нынешних командиров коммерческих судов и путешествующую публику, стремящуюся гнаться за рекордами. Другое важное и интересное заключение комиссии то, что находившийся вблизи пароход «Калифорния» действительно видел сигнальные ракеты «Титаника» и мог бы совершенно безопасно приблизиться к нему на помощь. При этих условиях пассажиры «Титаника» могли бы быть спасены.
Комиссия рекомендует, во избежание подобных случаев иметь больше спасательных лодок, усилить дисциплину, производить учения на кораблях для матросов и применять строгое наказание для капитанов кораблей, отказавшихся идти на помощь. На судах должна быть постоянная служба беспроволочного телеграфа и в результате выражена необходимость создания международной конференции для подробнейшего обсуждения всех этих мер.
10 октября (27 сентября) 1912 года
Отовсюду.
Окончились заседания союзного суда в Нью-Иорке то делу о катастрофе «Титаника». Суд приговорил компанию к уплате 96,000 долларов, хотя сумма частных исков превышала миллион.
08 февраля (26 января) 1913 года
ОТЗВУКИ КАТАСТРОФЫ С «ТИТАНИКОМ».
Парходное общество «В.Ш.Л.» официально извещает, что директор «Ин.М.М.» Брюс Исмай оставляет свой пост.
Исмай, как известно, находился на пароходе этого общества «Титаник» во время катастрофы, и навлек на себя общее негодование своим поведением, когда он вел борьбу за свое спасение, а также тем, что по его требованию «Титаник» шел чрезвычайно быстрым ходом, для установления рекорда скорости сообщения между Англией и Соединенными Штатами. Место Исмая в обществе займет теперь Сандерсон.
22 (09) апреля 1913 года
В годовщину гибели «Титаника».
В ночь с 1-го на 2-е Апреля (с 14-го по 15-е по новому стилю) исполнилась годовщина со дня трагической гибели океанского колосса – парохода «Титаника», на котором нашли себе могилу три тысячи человек.
Вдовы несчастных погибших пассажиров решили ознаменовать эту годовщину и трогательно почтить усопших.
«» описывает, как три американских дамы, г-жи Футрель, Гаррис и Торн, наняли яхту на которой они, взяв с собой священника, отправились к тому месту, где произошла катастрофа с «Титаником».
Они захватили с собой огромные корзины с цветами и для спуска на дно корзины с камнями.
Эти цветы, как прощальный привет, опустили на дно океана, туда, где погребен исполинский пароход.
Затем экипаж яхты спел «Ближе к тебе, о, Господи!», т.е. ту молитву, которую пели перед своей трагической кончиной обреченные на смерть пассажиры «Титаника».
Вдовы и родные погибших опускают цветы на место гибели корабля.
07 июня (25 мая) 1913 года
Отголосок гибели „Титаника”.
В французском городе Бетюне разыгралась драма, являющаяся отголоском трагической гибели „Титаника". На „Титанике“ находилась француженка, m-me Брейн. Ея супруг, молодой бельгиец, прочитав ея имя в списке погибших, нашел утешение в обществе другой молодой женщины, с которой жил в нескольких верстах от Бетюна.
Недавно он неожиданно узнал, что его жена спаслась, вернулась во Францию и разыскивает его.
Это известие так на него подействовало, что он застрелил свою сожительницу, a затем выпустил в себя две пули.
Не убивши себя выстрелами, он пытался повеситься, но был спасен и отправлен в больницу.
06 августа (24 июля) 1913 года
«Титаник» ли?
Капитан одного американского парохода, который следовал вблизи места гибели парохода «Титаник», заявляет, что он видел на дне океана обломки «Титаника». Погибший гигант сидит на острой подводной скале. Капитан говорит, что существование этого подводного рифа давно подозревали моряки, но на карты риф нанесен не был. Это сообщение вызвало сенсацию в Англии и в Америке. Все до сих пор были уверены, что «Титаник» погиб от столкновения с ледяной горой. А теперь выясняется, что он вследствие глубокой осадки корпуса натолкнулся на подводную скалу.
02 марта (18 февраля) 1916 года
Погибшим на «Титанике».
В Потомакском парке, в Вашингтоне, будет поставлен памятник полутора тысячам человек, погибшим вместе с океанским пароходом «Титаник» 14 апр 1912 года. Замысел этого памятника принадлежит г-же Гарри Пэйн Уитни и скульптору Джону Хорригану из Квинси, в штате Массачусетс. Исполинская фигура изображает отлетающую душу. Это не женщина и н е мужчина, но символ героических качеств мужчины и женщины. Хорриган высекает фигуру из глыбы красного гранита, весящей 45 тонн (2,600 пудов). По окончании статуя будет весить 25 тонн; ее поставят на пьедестал высотой в 10 футов и основанием в 12 квадратных футов. Сумма на сооружение ее – около 120 000 рублей – собрано путем подписки.
Свободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru"