| |
|
09 мая (26 апреля) 1915 годаГибель «Лузитании».Погибший пароход, поддерживавший рейсы с Америкой, представлял собой почти волную копию погибшего морского гиганта «Титаник». Водоизмещение «Лузитании»—-45,000 тонн, скорость хода — до 30 узлов в час. На «Лузитании» к услугам пассажиров быль такой максимум удобств, которого не предоставляют своим гостям даже лучшие европейские отели. На пароходе, между прочим, был огромный бассейн для плавания, 12 кортов для игры в лаун-теннис. На верхней палубе была устроена специальная площадка для игры в футбол. Каждая каюта первых двух классов была снабжена комфортабельными ваннами. На пароходе были большой и малый концертные залы, вмещавшие не одну тысячу пассажиров. Благодаря беспроволочному телеграфу специально оборудованная на пароходе типография каждый час выпускала бюллетень с театра войны.Разрез в перспективе погибшего от мины германской подводной лодки грандиозного коммерческого судна „Лузитания”. Взрыв парохода „Лузитания".Германская подводная лодка взорвала величайший в мире пароход. Погибло свыше 1000 пассажиров.Взрыв «Лузитании».КВИНТОУН (от ПТА). Большой океанский пароход компании «Кунард-Лайн»—«Лузитания» потоплен миной. !Из них перваго кл.—290, второго —662 и третьего—361 человек. Численность команды — 665 человек. ЛОНДОН. (ПТА). Согласно сообщению из Квинтоуна, в 2 часа 12 мин. дня, было замечено, что «Лузитания» терпит бедствие. Сообщение по беспроволочному телеграфу было получено с парохода в 2 ч. 13 м. дня. Судно совершенно скрылось под водою в 2 часа 33 мин. Предполагают, что среди пассажиров находится АльФред Вандербильд. На месте несчастия после исчезновения парохода осталось 20 его шлюпок. Компания «Кунард» сообщила, что имеется основание надеяться на спасение находившихся на пароходе. «Лузитания» является однотипным пароходом и таких же размеров, как и погибший в Атлантическом океане пароход «Титаник». Погибшая «Лузитания» является собственностью той же компании, которой принадлежал «Титаник» и теперь принадлежать «Олимпик». Все эти суда имеют свыше 40.000 тон. водоизмещения при скорости хода до 25 узлов в час. Погибло более 1000 человек.ЛОНДОН (ПТА).Точная цифра погибших при потоплении «Лузитании» еще не установлена. Имеются основания предполагать, что спаслось менее 600 человек. Сообщают, что американский миллиардер Вандербильд утонул. Спасшееся сообщают, что много пассажиров убито и ранено взрывом мин. На пароходе находилось 188 американцев, 956 великобританских подданных и 109 подданных других национальностей. ЛОНДОН (ПТА). Из всего числа лиц, находившихся на пароходе «Лузитания» спаслось 658 человек. 45 трупов доставлены на берег. Общее число находившихся на пароходе лиц было 2160. Неофициально сообщается, что 22 человека скончались в Квинстоуне, после того, каясь они были высажены в этом порте. Большинство офицеров, за исключением капитана Тернера, погибли. Как была взорвана „ Лузитания“? ЛОНДОН (от соб, корр.). Журналист из Торонто, по имени Коупер, один из спасшихся с парохода «Лузитания», в беседе с местными сотрудниками сообщил, что всматриваясь в берега Ирлаиндш, он разговаривал на пароходе с одним из своих друзей. Было два часа в тот момент, когда он заметши башню подводной лодки; приблизительно в расстоянии около версты он увидел пенистые следы приближавшейся мины, которая ударила пароход в переднюю часть. Раздался страшный взрыв и части взорванного корпуса парохода взлетели на воздух. После этого, вторая мина ударилась в пароход, и он стал крениться на правый бок. Немедленно вслед за этим команда принялась рассаживать пассажиров в шлюпки. Некоторые из шлюпок не могли быть опущены на воду вследствие большого крена и потому их просто отрезали. На пароходе находилось много женщин, пассажиров 2-го класса и около годовалых 40 детей. Паника на американской бирже.НЬЮ-ИОРК (от соб. корр.). На бирже царит сильнейшее возбуждение. Катастрофа с пароходом «Лузитания» вызвала всеобщее падение цен.В Вашингтоне известие произвело впечатление взрыва бомбы. В правительственных кругах живо интересуются вопросом, нет ли среда погибших американцев. Заявление германского посольства.ЛОНДОН (ПТА). По сведениям Нью-Иоркских газет, германское посольство опубликовало предупреждение по адресу американцев, заявляя, что Германия не примет на себя ответственности за гибель «Лузитании» до тех пор, по крайней мере, пока длится война. Посольство выражает надежду, что судьба «Лузитании» произведет впечатление на американцев, которые воздержатся от риска посещения театра военных действий.В американских официальных кругах.ВАШИНГТОН (ПТА.). В связи с гибелью нескольких американцев на «Лузитании» официальные круги утверждают, что государственный департамент считает положение в данный момент более серьезным, чем оно когда-либо было с самого начала войны. Президент Внльсон, вероятно, будет совещаться с членами конгресса по внешним делам, прежде чем установить дальнейшую политику в этом вопросе.Взорванный германцами около Кингстоуна океанский английский пароход «Лузитания» (сооружен в 1906 году; скорость хода – 43 версты в час; водоизмещение – 31600 тонн). (Фото из газеты «Раннее Утро»). 10 мая (27 апреля) 1915 годаГибель «Лузитании».СПАСЕННЫЕ.ЛОНДОН. В Квинстоун доставлено тралером 45 человек, спасенных с «Лузитании».«ГОРДОСТЬ» НЕМЦЕВ.СТОКГОЛЬМ. «Агентство Вольфа» опубликовало сообщение, будто «Лузитания» была вооружена и шла с грузом военных припасов и что американцы были предупреждены относительно грозившей пароходу опасности. «Агентство» распространяет пространные отзывы германской печати, из которых видно, что преступление, совершенное германской военной администрацией, встречает одинаково циничные защиту и оправдание в германской печати, не обмолвившись ни единым словом сожаления по поводу стольких человеческих жертв. Получается впечатление, что Германия гордится совершенным ею массовым убийством.ОПРОВЕРЖЕНИЕ НЕМЕЦКИХ ИЗМЫШЛЕНИЙ.ЛОНДОН. Адмиралтейство категорически опровергает утверждение, будто «Лузитаииия» была вооружена.ВОЗМУЩЕНИЕ В СОЕД. ШТАТАХ.Из Лондона телеграфируют:«Все полученные телеграммы из Нью-Иорка единогласно отмечают взрыв бурного негодования в широких массах американского населения по поводу потопления парохода «Лузитания». В 6 час. веч. в Вашингтоне стотысячная толпа народа окружила со всех сторон Белый дом, в котором обитает президент Вильсон. Перед двлорцом президента с импровизированных трибун, на которых высоко развеваются звездные американские флаги, были произнесены многочисленные речи. Все они дружным хором приглашали американское правительство самым энергичным действием с целью наказания нового преступления, совершенного германцами. Большинство газет в экстренных выпусках единодушно высказывается за отмену экстерриториальности германского посольства и немедленный арест гр. Бернсторфа, как обыкновенного преступника. Газеты указывают, что граф Бернсторф был точно осведомлен о предстоящем потоплении парохода «Лузитания», на котором находились сотни американских граждан, и даже поместил соответствующее объявление в газетах. «New-York Times» требует безотлагательного отозвания из Берлина американского посла Герарда, ибо недостойно Северо-Амер. Соед. Штатов иметь своего представителя в стране преступников». НЬЮ-ИОРК. Рузвельта, комментируя потопление «Лузитании», говорит: «Подобные деяния никаким международным правом не могут рассматриваться иначе, как явное пиратство. Потопление «Лузитании» представляет не простое пиратство, а сопровождающееся убийством, к которому не прибегали даже пираты в древности. Это один из способов ведения войны, с омощью которых разрушены Лувен и Динан и умерщвлены сотни женщин и детей в Бельгии. Эта война против ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей, переезжающих океан. Наши соотечественники и соотечественницы явились жертвами, и кажется недопустимым, чтобы мы отказались от противодействия таким поступкам, ибо к выступление нас обязывает не только чувство гуманности, но и национальная гордость». «New-York Times» в передовой статье, озаглавленной «Война с помощью убийства», говорит: «Государственный департамента должен потребовать от Берлина, чтобы германцы отказались от ведения войны подобно дикарям, опьяняющимся кровью. Чтобы они перестали стремиться к достижению своей цели путем умерщвления мирных жителей нейтральных стран. Требование должно быть составлено так, чтобы Германия в своем безумии поняла наконец, что она находится в войне со всем цивилизованным миром». «Tribune» говорит: «Голос Соед. Штатов должен раздаваться прежде всего из Вашингтона. Но во время подобного кризиса президент республики должен быть вполне уверен в твердой поддержке граждан всех партий. Перед лицом национальной трагедии мы должны иметь одну мысль, одну обязанность и одно определенное решение. Нация, которая помнит моряков Мена, не зобудет «Лузитании». «World» нишет: «Германские власти ссылаются на предупреждение, сделанное Америке германским посольством в Вашингтоне, что «Лузитания» будет потоплена. Но убийство не станет менее гнусным только потому, что жертвы предупреждены». НЕГОДОВАНИЕ В ШВЕЦИИ.СТОКГОЛЬМ. Потопление «Лузитании» злоба дня. В Швеции всюду высказывается удивление, что германцы, правда, не стесняющиеся в выборе средств, могли решиться на подобное преступление.Даже весьма дружелюбная Германии «Новая Ежедневная Газета» пишет: «Крик ужаса и горя должен вырваться из груди всего цивилизованная мира. Это злодеяние против человечества громко взывает к небесам. Невероятно, чтобы германский морской офицер мог решиться на подобный поступок. Если германцы с военной точки зрения стараются оправдать свой поступок, все-таки это страшное деяние останется не менее ужасным и волнующим». РАЗГРОМ НЕМЕЦКИХ МАГАЗИНОВ.ЛОНДОН. Сильнейшее возмущение, овладевшее населением вследствие потопления «Лузитании», выразилось в разгроме толпой нескольких германских магазинов в Ливерпуле. Полиция арестовала 20 человек. Толпа, пыталась освободить арестованных, вследствие чего полиции пришлось пустить в ход дубинки.11 мая (28 апреля) 1915 года«Лузитания».ПАРИЖ, 27,IV-10,V. B «New-York Herald» телеграфируют из Вашингтона:Возмущение общества потоплением «Лузитании» растет. Посольства германское и австрийское охраняются сильными нарядами полиции. Президент Вильсон никакого публичного заявления не сделал, но один член кабинета заявил, что страна находится сейчас в таком же серьёзном положении, как это было в 1897 году, перед испано-американской войной, когда в гаваннском порту погиб американский броненосец «Мэн». В Нью-Йорке также сильнейшее возбуждение, которое еще более увеличилось, в виду провокационной выходки нью-иоркских немцев. Они не постеснялись публично выразить свою радость. В большой немецкой гостинице «Кайзергоф», на Бродвей, немцы пели патриотические гимны и кричали «ура» Tирпицу и храбрым немецким морякам. Открыто выражали cвою радость немцы и перед афишами, и перед плакатами, извещавшими о гибели «Лузитании». В Германии.ХРИСТИАНИЯ, 27,IV- 10,V. Из Берлина телеграфируют:В Германии полное удовлетворение удачным подвигом немецких моряков, потопивших «Лузитанию». — Угроза выполнена, — говорят немцы, — и, несмотря на предупреждение, английский фиот не был в состоят предотвратить катастрофу. Рептильное бюро Норден опубликовало следующее циничное сообщение: «По полученным достоверным сведениям, «Лузитания» везла для неприятельской армии огромное количество амуниции и оружия. Немцы нашли необходимым защитить, прежде всего, жизни собственных солдат и потому потопили пароход. Впрочем, потопление «Лузитании» произведено близ берегов, дабы можно было спасти возможно больше пассажиров. 12 мая (29 апреля) 1915 года«ЛУЗИТАНИЯ».ЛОНДОН, 28,IV – 11,V. В английских газетах начинают появляться подробности гибели «Лузитании».Пассажиры, находившиеся на погибшем пароходе и чудом спасшиеся, рассказывают: — Незадолго до несчастья мы заметили что-то необычайное. Наш пароход замедлил ход и дела зигзаги. Некоторые пассажиры в бинокль разглядели странный длинный предмет, находившийся на воде в двух милях от парохода, между ним и берегом Ирландии. Можно было разглядеть, что предмет этот находится в движении, часто меняет направление, ныряет в воду. Наконец он совершенно исчез под водой. Пассажиры I и II классов завтракали. Море было совершенно спокойно, солнце сияло, погода была превосходная. На горизонте виднелись дымки рыболовных пароходов. Вдруг около 2-х часов мы услышали сильнейший взрыв, потрясший весь наш пароход. Все заволновались, вскочили из-за стола. Был момент паники, но затем, заметив. что пароход продолжает свой путь, все немного успокоились и начали выходить на палубу. Там мы увидели, что пароход дает крен, а команда лихорадочно готовит к спуску шлюпки. Наступил самый трагический момент. Пассажиры теряли голову. Многие зачем-то спускались в каюту, возвращались оттуда, тащили вещи, не имеющие никакой ценности. Многие искали спасательные пояса, находили их, но в нервном волнении, никак не моги надеть их на себя. Паника охватила всех. Матросы спускали шлюпки. Кто-то хотел помочь матросам и перерезал канаты одной шлюпки. когда она еще не достигла воды. Конечно, все находившиеся в этой шлюпке погибли. Те шлюпки, которые были спущены на воду, были так переполнены, что не было никакой возможности ни грести, ни двигаться. Были пассажиры, которые с палубы забирались на капитанский мостик, на мачты, на трубы, ища спасения. Их раздирающие душу крики смешивались с приказаниями командира. Люди звали своих близких. Женщины истерично рыдали, не находя детей, мужей. Все было, однако, напрасно. 18 минут спустя после взрыва «Лузитания» погрузилась в морскую пучину, при чем в водоворот захватило и те шлюпки, которые находились рядом с пароходом. Подоспевшие рыбаки начали подбирать спасшихся, раненых, умирающих, лишившихся сил. Заявление Вильсона.ФИЛАДЕЛЬФИЯ, 28, IV —11, V. Президент Вильсон в речи, произнесенной им перед 4,000 натурализованных американцев, дал первые указания относительно вероятного образа действий Соединенных Штатов в вопросе о «Лузитании». Вильсон указал, что хотя Соединенные Штаты и сохранять мир, но все же будут стараться убедить Германию в незаконности ее образа действий. (ПА).ГИБЕЛЬ «ЛУЗИТАНИИ».«СОЖАЛЕНИЕ» ГЕРМАНСКОГО ПОСЛА.ВАШИНГТОН. Бернсторф посетил министра Брайана и выразил глубокое сожаление, что военные события вызывают гибель мирных американцев, однако не упомянул о гибели «Лузитании».ПРИГОВОР ПЯО ДЕЛУ О ПОТОПЛЕНИИ «ЛУЗИТАНИИ».КВИНСТОУН. На основании опроса оставшихся в живых при потоплении парохода «Лузитания», суд вынес приговор, согласно которому потопление парохода признается гнусным преступлением, противоречащим международному праву и конвенциям цивилизованных народов, поэтому офицеры подводной лодки, германский император и германское правительство, по предписаниям которого они действовали, обвиняются в предумышленном массовом убийстве.Гибель «Лузитании»Гибели «Лузитании», этого холодного массового избиения мирных людей среди белого дня, человечество не забудет и не простит Германии.Выясняющиеся подробности придают лишь новые мрачные штрихи злодеянию. «Лузитания» была потоплена в виду берегов Ирландии германской подводной лодкой, подошедшей на расстояние 800 метров и выпустившей мину без предупреждения. Возможно, что подводных лодок было две, так как «Лузитания» была добита второй миной. До самого момента взрыва никто на пароходе даже не подозревал ужаса положения. Злодеи употребили не простые мины, а с ядовитыми газами, которыми многие пассажиры были отравлены до потери сознания и потому не могли даже позаботиться о своем спасении. На «Лузитании» в последние минуты пpoисходили ужасные сцены паники, ужаса и отчаянья. В довершение страшной трагедии несколько шлюпок, переполненных людьми, перевернулись от сильного волнения. Злодеи-же, совершившие это ужасное дело, не предприняли ничего, чтобы спасти хоть одну несчастную жертву. 14 (01) мая 1915 года
Судьба.Среди каким-то чудом спасшихся при гибели «Лузитании» находится гельсингфорский уроженец, моряк Абрам Питонен, в прошлом году спасшийся при гибели «Титаника». Питонен находился тогда в числе команды «Титаника»; за несколько дней до отплытия «Лузитании» он поступил на службу в ее команду.Америка требуетЧудовищное преступление Германии над „Лузитанией” произвело неизгладимое впечатление на жителей Северо-Американских Соединенных Штатов.Й правительство с президентом Вильсоном во главе уже готовит обращение к Германии. Проект этой ноты уже составлен и перечисляет различные уже совершенные преступления немцев на море, и описывает чувства, вызванные вышеозначенными инцидентами во всей стране, и предлагает Германии во имя международного права, придерживаться существующих правил морской ; войны. Нота требует также представления некоторых гарантий для невооруженны коммерческих пароходов, перевозящих мирных граждан. При осмотре таких пароходов пассажиры и экипаж должны перевозиться в безопасное место, прежде чем будет приступлено к уничтожению приза. Нота указывает также, что официальное предупреждение о намерении совершить неправомерный поступок не может оправдать этого поступка или сделать его законным. Никто из приближенных президенту не говорит о том. что произойдет в том случае. если Германия не пожелает удовлетворить выраженное пожелание. Лица, близкие к президенту, однако, утверждают, что он вполне готов встретить во всеоружии события , могущие последовать за настоящим кризисом. Новые события и обстоятельства, не зависящие от воли Соединенных Штатов, могут потребовать более энергичного образа действий. Германская циркулярная нота к нейтральным государствам, в которой им обещается возмещение убытков, причиненных морской войною, является недействительной, ибо она не гарантирует сохранение жизни американских граждан. 15 (02) июня 1915 года«ЛУЗИТАНИЯ».Новый лжесвидетель.ПАРИЖ, 1 (14), VI. Из Нью-Йорка сообщают, что, по требованию судебных властей, арестован сыскной агент Кениг, состоящий на службе Гамбургско-Американской кампании.Кениг заявил нa допросе у судебных властей, что видел на «Лузитании» пушки и позже письмами в редакции газет заверял в справедливости своих показаний. Между тем, судебные власти располагают ныне несомненными доказательствами того, что Кениг никогда даже не был на «Лузитании». Отъезд Дернбурга.НЬЮ-ЙОРК, 1 (14), VI. Дернбург выехал в Германию на пароходе «Бергенсфиорд». (ПА).12 июля (29 июня) 1915 годаПассажиры «Лузитании».МИНСК, VI. 28. (ПТА). В Пинск возвратился из Америки местный крестьянин Юрчик, совершивший переезд через океан на «Лузитании». Вслед за взрывом парохода Юрчик вылетел за борт. Охватив руками доску, он продержался четыре часа, а затем впал в бессознательное состояние.Рассказы Юрчика о последних минутах «Лузитании» полны неподдающегося описанию ужаса. Тысячи мужчин, женщин и детей в безумном страхе метались по палубе и бросались в шлюпки и воду с душу раздирающими криками о спасении. Пароход продержался на воде 5 минут и скрылся в морской пучине, унося многочисленные жертвы немецкого зверства. С Юрчиком возвращались на «Лузитании» 77 крестьян Минской губернии, из коих спаслись двое. 14 (01) декабря 1916 годаСпасение ценностей „Лузитании".Вскоре после трагической гибели «Титаника» в морских кругах возникла мысль поднять находившиеся на нем крупные ценности. По расчетам, «Титаник» затонул на глубине свыше километра, и только большому фантазеру серьезно могло бы притти на ум, что на такой глубине возможны водолазные работы. Иначе, однако, обстоит дело с «Лузитанией», погибшей от германской торпеды в расстоянии нескольких миль от берегов Ирландии. Считают, что этот пароход затонул на глубине всего около 80 метров. Одна американская акционерная компания решила попытать счастья предстоящей весной. О том, чтобы поднять весь пароход, не может быть и речи, — это считается немыслимым. Будет только сделана попытка спасти драгоценные вещи и деньги, оставшиеся на пароходе.Мы уже как-то сообщали, что американцам в прошлом году удалось поднять подводную лодку, затонувшую на глубине 90 метров близ Гонолулу. При этом были пущены в ход все новейшие приспособления и приемы водолазной техники. Этот удачный опыт дает основание надеяться, что поднятие ценностей с «Лузитании», затонувшей на меньшей глубине, не выходит из границ возможного. Обычно водолазов не посылают на глубину, превышающую 15—16 саженей. Правда, водолазам случалось опускаться и глубже, но когда глубина на много превосходила указанную границу, предприятие кончалось очень печально для водолаза. Несколько лет тому назад был поднят груз серебра с корабля, затонувшего на глубине 27 саженей вблизи мыса Финистерре. Нырнуть на эту глубину взялся молодой испанский пловец. Он спустился в морскую пучину и достал серебро, но не надолго пережил свой подвиг. В другой раз с парохода «Альфонс ХII», затонувшего на глубине 22 саженей у Канарских островов, удалось поднять золотой груз ценностью в 90,000 фунтов стерлингов. Теперь имеются усовершенствованные аппараты для спуска на большие глубины, например, водолазные колокола, в которых атмосферное давление может поддерживаться на таком же уровне, как и на поверхности моря. Но на большой глубине водолаз не в состоянии свободно передвигаться, а непрерывно передвигать самый колокол довольно затруднительно.
На главнуюСвободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru" |
|