23 февраля 1918 года

24 февраля 1918 года.

"Красная Газета" (Петроград)

В ночь с 23 на 24 февраля большевистское правительство решило принять германские условия мира, еще более жесткие, чем недавно отвергнутые Троцким на переговорах в Брест-Литовске.

Обсуждение германских условий мира

В ночь на воскресенье 24 февраля всю ночь в Таврическом дворце происходило совещание фракций, и партийных комитетов и обсуждение в Ц.И.К. Советов раб., солд. и крест. деп. германский условий мира.
В продолжительной речи тов. Ленин горячо защищает необходимость принятия германских условий мира.
"Пусть этот мир угнетательский и несчастный, - восклицает он, - но нам надавили коленом на грудь и наше положение отчаянное. О сопротивлении в настоящую минуту нечего и думать. Трудящиеся массы захлебываются в крови. Приходится принять этот мир, как передышку, которая даст нам возможность подготовится к решительному отпору буржуазии и империализму.
Нам на помощь придет весь пролетариат всего мира, и тогда мы возобновим борьбу".

Слово предоставляется Л.Мартову, который предостерегает от подписания сепаратного мира с Германией. "Подобный мир - заявляет он - является финалом русской революции. Он лишит Россию политической самостоятельности, и на другой же день подписания мира Советская власть окажется пленницей германцев. Подобный мир нельзя будет назвать иначе, как крахом социализма". [...]
После предварительного голосования карточками, приступили к поименному. Голосование дало следующие результаты:
За подписание условий мира, предъявленных России Германией, высказалось 116 голосов. Против подписания - 85 голосов. Воздержалось 26 и 2 совсем отказались от голосования.

Провокационное известие о самостоятельности Эстляндии

Из Ревеля контрреволюционеры пытались разослать провокационную телеграмму, в которой сообщалось об опубликовании самостоятельности Эстляндии и сформировании какого-то "Врем. Правительства Республики".
По телеграмме - Эстляндия объявляется нейтральным государством, подданные его не должны принимать участия в русско-германской войне. [...]

"Новое Слово" (Петроград)

Заявление Кюльмана

КОПЕНГАГЕН, 20, II. Как сообщает "Агентство Вольфа", Кюльман*) выступил в комиссии рейхстага с речью, которой резко порицал большевиков, посланную ими в Брест-Литовск делегацию и особенно обвинял Троцкого, образ действия которого он навал беспримерным в истории:
"Троцкий, - сказал далее Кюльман, - своим заявлением о прекращении Россией войны хотел выбраться из беспочвенной позиции, на которую он попал. Он никогда не помышлял серьезно о мире, Мы больше не верим миролюбию России.

*) - статс-секретарь ведомства германского министерства иностранных дел возглавлявший германскую делегацию на переговорах с Советской Россией.

Приказ Крыленко

ПЕТРОГРАД, 23 (10), II. Главнокомандующий Крыленко издал приказ, призывающий солдат организовывать братанье, посылать парламентеров и таким образом разъяснять немецким солдатам преступность их наступления.

26 февраля 1918 года.

"Известия" (Петроград)

Положение дел

По последним сведениям Совет Народных Комиссаров в районе Пскова идут бои, причем город, по-видимому, несколько раз переходил из рук в руки, Наши парламентеры остановились в Новоселье, где взорван мост. Они сообщили германскому командованию о своем прибытии, и в настоящую минуту контакт, вероятно, уже установлен. Тем не менее, к Пскову двинуты эшелоны советских войск и приняты меры к охране пути на Бологое. В Пскове имелось приблизительно на 400 миллионов всякого рода запасов и снарядов. Немцы, по-видимому, стремится захватить их первые германские отряды, вступившие в Псков, были очень незначительны, Наткнувшись на сопротивление, немцы стали стягивать к Пскову более крупные силы.
Совет Народных Комиссаров сообщил во все нейтральные страны о принятии нами германских условий мира. Таким образом, ничем не прикрытый грабительский поход германского милитаризма будет своевременно сообщен рабочему классу всего мира. Немцы стремятся, по-видимому, последние часы, оставшиеся до подписания мирного договора, использовать для возможно более обширных захватов. Советские войска повсюду сопротивляются налетам германских отрядов.

27 февраля 1918 года.

"Известия" (Петроград)

Ответ Германского Верховного Командования

Ответ на радио-телеграмму №95, 6, 24, 2, подписанную главковерхом Крыленко, верховное германское командование отвечает на радио Царского Села на Варшаву от 24 II - 18 г., что старое перемирие погашено и в жизнь больше вступить не может. По пункту 10 немецких мирных условий от 21/ II, мир должен быть подписан в продолжение трех дней после прибытия русских уполномоченных в Брест-Литовск. Продолжающиеся до этого момента военные передвижения проводятся, во всяком случае, в рамках германских условий мира, служащих в защиту Финляндии, Эстляндии, Лифляндии и Украины.
За германское верховное командование генерал ГОФМАН.

23 февраля 1948 года.

"Правда"

Партия Ленина - Сталина - создатель и руководитель Советской Армии

Ровно тридцать лет тому назад молодые полки Красной Армии наголову разбили под Псковом и Нарвой войска немецких оккупантов, вторгшихся в пределы советской России и быстро продвигавшихся к Петрограду. День отпора войскам германского империализма - 23 февраля - был объявлен днем рождения Красной Армии.