28 (15) октября 1906 года

Нападение с бомбами и грабеж

Небывалое в летописи вооруженных нападений произошло вчера, 14-го Октября, - ограбление казначея портовой таможни.
Катастрофа по грандиозности разрушительных элементов, обстоятельствам и месту действия, безусловно, напоминает нечто феерическое, но с мрачным, трагическим финалом.
Вчерашний день в Петербурге только и говорят об этой сенсационной драме.
Еще пока судебные и полицейские власти не могут разобраться в происшедшем; по рассказам очевидцев и невольных участников этой драмы она рисуется в следующем виде.

Нападение на карету с бомбами

Ценный багаж

Вчера, 14-го Октября, портовая таможня решила отправить в губернское казначейство денежные ценности, накопившиеся в ее кассах. Денег предназначалось отвезти около 500 000 рублей.
Эта громадная сумма состояла из процентных бумаг, кредитных билетов и золотой монеты.
В 3 мешках из верблюжьей кожи, именуемых "баулами", лежали деньги.
Один включал 4000 рублей золотом, другой 362000 рублей кредитками. Третий был наполнен процентными бумагами.
Ценный багаж поручили отвезти помощнику казначея таможни С.П.Герману. С ни должны были ехать два счетчика.
Деньги везли в наемном экипаже.
8 жандармов охраняли дорогую карету и эскортировали ее всю дорогу с Гутуевского острова на Казначейскую улицу, где на углу Екатерининского канала находится губернское казначейство.
Около 11 часов карета въехала во двор таможни.

Роковое место

Карета медленно катилась по улицам столицы. Прохожие иногда засматривались на странный экипаж и его спутников.
Карета уже въезжала на Екатерининский канал вблизи Фонарного переулка.
В обычное время эта часть набережной канала, находящаяся вблизи людного Вознесенского проспекта, не отличается оживленностью.
Фонарный пер. на набережную имеет пешеходный мостик через канал и как бы продолжается Бол. Подъяческой улицей.
А по набережной в нескольких стах саженях высится каменный дом Казанской части.
На набережной с левой стороны переулка стоит четырехэтажный дом №83-18, где имеется в первом этаже недавно открытая пивная лавка кр. Грибкова.
Ее окна выходят на переулок и набережную и дают возможность видеть далеко по улице.
В минутах ходьбы от этого места по набережной канала и стоят дома казначейства.

Подозрительные незнакомцы

По словам многих обывателей здешнего района, в последние 2 - 3 дня на панелях вблизи Фонарного пер. можно было видеть двух молодых людей. Они бродили взад и вперед и точно изучали местность.
Наконец, вчера в пивную лавку в доме №83 неожиданно пришли часов около 10 утра ранние гости, их было человек 5 - 6.
Они пили пиво. Шутили. И вместе с тем чего-то ожидали.
В то же время в небезызвестный петербуржцам ресторан "Кина" в Фонарном пер. против Казанской ул. также зашли посидеть какие-то молодые люди. На тротуарах здесь же в то же время бродили отдельные прохожие.
Точно у каждого из них было назначено свидание.
К этому-то роковому месту и катила по Екатерининскому каналу карета с 500 000 р. денег.
Было 11ч. 27 мин. утра.
Карета поравнялась с Фонарным переулком.

Нападение и взрывы бомб

Случилось нечто неожиданное и ужасное.
Карету, окруженную жандармами с винтовками за плечами, вдруг окружило более 10 молодых людей. Откуда они взялись, никто этого не заметил.
И едва жандармы подумали еще принять меры, как неожиданно начался ад. Земля задрожала.
Воздух точно сгустился.
Облако дыма окутало карету. Со всех сторон задребезжали разбитые стекла и точно дождем осыпали сверху.

Пронесся страшный гул.
Взорвалась бомба.
Толпа незнакомцев отступила быстро и сгруппировалась в небольшие кучки на панели.
Дым рассеялся. На земле лежала убитая лошадь с оторванными задними частями. Рядом с ней трепетала в луже крови другая.

Карета казначейства с убитой лошадью после нападения эсеров на набережной Екатерининского канала.

Жандармы и сидевшие в карете еще не успели опомниться, как снова из кучки людей, стоявших у пивной лавки, вылетел какой-то предмет.
Снова дрогнул воздух.
Снова раздался оглушительный гром.
Опять задребезжали, точно со стоном, разбитые стекла.
Крики ужаса пронеслись по прилегающим улицам.
С козел кареты вылетел громадный детина кучер.
Вывернуло вывеску у портерной. Лошади жандармов в ужасе поскакали, несмотря на острые шпоры.
Из кареты бежали три забрызганных кровью человека.
И в то же время кучка людей из человек открыла беспрерывный огонь из особой системы револьверов. Пули так и свистели, летели даже через канал, засыпали жандармов, разбивали стекла в домах, на левом берегу. Пока жандармы доставали винтовки, отступить на несколько сажень к Вознесенскому пр.
Один, другой, третий валятся с лошадей.
Они ранены.
Началась обоюдная перестрелка в тумане густого дыма от взорвавшихся снарядов.
В домах №83 и 85 паника, крики женщин, раненых. Общее смятение.
И в тоже время около кареты, где лежат три мешка, уже орудуют два незнакомца. Они быстро захватывают мешки, и один из них с двумя баулами бежит по Фонарному пер. Другой на Вознесенский пр.
Перестрелка не утихает. Из портерной лавки выскочили три новых лица, и также открыли огонь.
Пули так и сыплются в жандармов. Еще двое из них ранены.
Вот на пешеходный мост вбежали два незнакомца. Здесь спешенный жандарм их догоняет. Они пытаются отнять у него кобуру с револьвером, но он борется и крепко держит двух напавших. Городовой уже спешит на помощь.
Жандармы стараются отбить карету, а грабители постепенно рассеиваются. Часть их пустилась направо по набережной, двое быстро шмыгнули во двор д.№81 по Екатерининскому каналу. Вот несколько человек побежали по Фонарному пер. и скрылись. Один бежит по Офицерской, другие на Казанскую ул., третьи в Максимилиановский переулок.
Тревога уже поднята.
Грохот выстрелов привлек внимание. Из участков вызваны полицейские. Спешат на место стрелки лейб-гвардии стрелкового батальона, сюда же бегут измайловцы.
А по улицам несется крик.
-Держи, лови!!

Преследование грабителей

Шайка рассеялась и разбежалась. С револьверами в руках участники нападения угрожающе спешили в разные стороны
Началось преследование. Добровольцы-прохожие и главным образом, дворники бросились по пятам исчезающих. Полицейские чины видимо растерялись, несмотря на свое вооружение. И безоружные дворники бесстрашно бросились на грабителей.
Преследование в свою очередь оказалось кровавым и вызвало ряд вооруженных столкновений.

Взрыв 3-й бомбы

Прежде всего, перепуганные обитатели злополучных домов снова пережили ужасы взрыва.
Один из грабителей бежал в Максимилиановский пер. И неожиданно у него из кармана выпал снаряд вблизи угла Фонарного и Максимилиановского пер.
Последовал третий взрыв, равный по силе первым двум.
Незнакомец упал раненый. Здесь же осколки бомбы ранили проходившую прислугу и дворника одного из домов на Фонарном пер.
Они стонали на панели.
Всех троих быстро подняли и увезли в больницы. Грабителя отправили под конвоем в тюремную лечебницу.
Новая паника охватила публику.

Столкновение на Офицерской улице

В тоже время по Офицерской ул. быстро спешили 4 незнакомца. Случайные свидетели гнались за ними по пятам. Из ворот домов уже выбежали встревоженные дворники.
К калитке №16 по Офицерской ул., где находились два брата младшие дворники Михаил и Алексей Харитоновы, кто-то подбежал.
-Держите вот этих господ, - крикнули дворникам.
Харитоновы подбежали к ним.
2 незнакомца быстро сунули руки в карманы.
Михаил Харитонов ударил одного из них по голове и свалил с ног. Алексей то же проделал со вторым спутником незнакомца.
Они выхватили револьверы, но дворники крепко держали их.
Между тем два других незнакомца спешили уже бегом по тротуару. Но у д. №5 пересек дорогу подручный этого дома Голубев.
Он ринулся на одного из беглецов и сшиб его с ног.
В это время на помощь арестованным спешил новый субъект. Он неожиданно открыл огонь по Харитоновым.
6 пуль поразили Алексея.
4 пули врезались в Голубева.
Тяжело ранен Михаил Харитонов.
Постовые городовые, однако, уже выручили дворника. Выстрел в одного из арестованных уложил его на смерть. Солдат стрелкового батальона ударом приклада и штыком пришиб второго, который пытался стрелять.
Третий был обезоружен. Проходивший офицер ранил четвертого, которого нещадно была толпа. Его со слабыми признаками жизни увезли в лазарет к стрелкам.
Пятый скрылся.

В Максимилиановском пер.

Один из участников шайки быстро бежал по Вознесенскому пр. Его преследовали городовые.
Он грозно махал револьвером и неожиданно свернул в Максимилиановский пер. Здесь на углу у д.№9, незнакомец вдруг обернулся. Сзади у него уже был городовой.
Неизвестный выстрелил, но промахнулся.
Прохожие в ужасе кинулись по сторонам.
Улица на мгновение опустела.
Часовой стрелкового батальона быстро взял ружье на прицел. Выстрел.
Пуля впилась в витрину магазина - типографии Алексеева, помещающейся в полуподвальном этаже д.№9. Городовой в свою очередь выстрелил. И в тот же момент со стороны Вознесенского пр. грянул выстрел, который, как говорят, произвел какой-то офицер.
Участник шайки свалился весь в крови.
Городовой яростно набросился на незнакомца и произвел в него еще выстрел, а затем ударами шашки разрубил голову.
Незнакомец был мертв.
Около него валялась трость и револьвер.
Трость взял на "память" один из мальчиков-учеников.
Убитого увезли.

Самоубийство экспроприатора.

На Мариинской площади через Синий мост городовые и дворники в этот момент преследовали еще одного человека с револьвером в руках.
Высокого роста, молодой в серой шляпе, он быстро бежал. Но со всех сторон площади его окружило кольцо охраны.
Незнакомец вдруг бросил револьвер-браунинг.
Он быстро сунул руку в карман. Раздался сухой щелчок.
Кровь залила мостовую.
Незнакомец, не вынимая оружия из кармана, произвел себе выстрел в живот вблизи здания Мариинского дворца. Сообщают, что доставленный в участок, он скончался.
<...>
Как исчезли деньги

Мешки с денежными баулами исчезли, как сообщают, при следующих обстоятельствах. Один из случайных посетителей ресторана Кина г.Л. рассказывал, что он сидел в ресторане и завтракал. В общем зале одиноко за столиком находилась молоденькая незнакомка.
Раздался взрыв. В ресторан вбежал молодой незнакомец.
- Взрыв! - закричал он и в то же время подбежал к незнакомке. Она стала. Неизвестный передал ей два мешка и оба они выбежали вон на улицу. Здесь у подъезда уже ожидал лихой извозчик. Незнакомка вскочила в пролетку. Лошадь помчалась. Ее спутник бежал по Фонарному пер. Он погиб на Офицерской ул., где, как передают, его сшибли дворники, и он застрелился, раненый пулей городового в ногу.
Общая сумма похищенного исчисляется в 366 000 руб., при чем 362 000 руб. кредитными билетами и 4 000 руб. золотом.