Русь

ПО ТЕЛЕФОНУ

Близь Москвы на линии Нижегородской железной дороги задержан японец, при котором оказались планы и какие-то записки на японском языке.
Японец объяснил, что живет в Москве несколько месяцев и служит в прачечной; в настоящее время он содержится под арестом.

"Русь" С-Петербург. 5 августа (23 июля) 1904 года

Московские Ведомости

Не шпион ли?

22 июля в 10 часов утра у пассажирской станции "Москва II" Московско-Курско-Нижегородской железной дороги, близ железнодорожного моста, проходившими здесь подбойщиками (ходячие сапожники) был задержан рассматривающий конструкцию этого моста, что-то записывающий и вообще странно ведший себя, прилично одетый молодой человек, японского, до мельчайшего сходства, происхождения. <...>

"Московские Ведомости" 5 августа (23 июля) 1904 года

Газетная карикатура времен русско-японской войны

Новости Дня

ХРОНИКА

Вчера утром близь железнодорожной линии моск.-курской ж.д. задержан подозрительный человек, прилично одеты, по типу похожий на японца. Неизвестный назвался прачечником по ремеслу и объяснил, что он японец, проживает в Москве около 5-и месяцев, а перед началом военных действий проживал в г. Иркутске, занимаясь своим ремеслом. Японца задержали и отправили в местный участок. При нем найдены планы и какие-то записи.

"Новости Дня" 5 августа (23 июля) 1904 года

Русский Голос (Русский Листок)

Японец в Москве

<...> При нем найдены какие-то планы, записки и рисунки, что менее всего дает предполагать, что его профессия стирка белья. В толпе говорили, что при японце большие деньги, но вернее всего, что это вымысел. Японец передан полиции.

"Русский Листок" Москва. 5 августа (23 июля) 1904 года.

Новости Дня

В дополнение к вчерашней заметке о задержанном у железнодорожного моста нижегородско-курской жел. дороги, по сомнению в его народности, сообщаем, что в конце-концов, после долгих сбивчивых указаний, задержанный заявил, что назвался задержавшим его лицам японцем потому, что им не было никакого до него дела, по злобе. На самом же деле он - корейский подданный из г. Сеула, Чесынче, 21 г<од>. Со времени высылки его из гор. Иркутска, он жил в качестве прислуги в прачечном заведении Сахарова, на Волхонке, ныне уволился, был захвачен у моста, когда отдыхал, проходя из Кускова. По проверке, найденные при нем документы особой важности не представляют. Он отпущен на свободу.

"Новости Дня" 6 августа (24 июля) 1904 года.

Японский шпион

Внимая ужасам войны, обыватель стал ловить японцев-шпионов.
Охотнее этому занятию отдаются на наших окраинах и в дачных местностях. С открытием дачного сезона добровольцы из публики уже наловили такое количество шпионов, что заглазно хватило бы и на две Японии.
Третьего дня был пойман еще один японский шпион. <...>
Вчера мы посетили Новую Деревню, опросили некоторых очевидцев поимки "японца" и побывали в Рогожском участке.
Никто не видел, чтобы японец что-нибудь срисовывал.
-Просто, - говорили нам, - глаза припухшие, сам весь желтый, - ну, значит, и японец.
По-русски, оказывается, говорит очень недурно, вовсе не признавался в том, что он японец, а наоборот, определенно указывал на то, что он кореец и давно живет в России, и зовут его Че-Хун-Со.
В Рогожском участке была удостоверена личность Че-Хун-Со; ни больших денег, ни карт и вообще ничего, что могло позволить счесть его шпионом, при нем найдено не было.
В виду того, что Че-Хун-Со проживал в районе 1-го Тверского участка - он служил в прачечном заведении Сахарова на Волхонке - "японца" отправили в этот участок.<...>
Мы посетили прачечное заведение Сахарова.
Объяснение давал хозяин.
- Че-Хун-Со поступил на службу ко мне 12-го марта. Он кореец, что было видно из представленного им вида на жительство, выданного курским губернатором. <...> Инциденты, подобные вчерашнему, с ним случались уже не раз. Его задерживали, и личность его мне приходилось удостоверять. <...>

"Русское Слово" Москва. 6 августа (24 июля) 1904 года.