Октябрь 1905 года

(Дата по старому стилю указана в скобках)

31 (18) октября 1905 года.

Во всех газетах напечатан Высочайший манифест о даровании населению незыблемых основ гражданской свободы, на началах действительно неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

"Русское Слово" (Москва)

МОСКВА, 17-го октября. <...> Сегодня русский человек проснулся полноправным русским гражданином. <...> Настал конец острой борьбе с произволом. Сброшены тюремные цепи. Всю мощь своих сил молодая Россия направит на внутреннее развитие, и в величии своей гражданской красоты и избытка молодых свежих сил станет во весь громадный рост на политической арене мира. <...>

ТЕЛЕФОН
(От наших корреспондентов).
ПЕТЕРБУРГ, 17,Х.

Сегодня в 10 часов вечера у технологического института в разъезд казаков брошена бомба. При взрыве пострадало несколько казаков, получивших тяжелые раны.

На Кавказе

ВЛАДИКАВКАЗ, 16,Х. Ночью разбойники произвели крушение почтового поезда между станциями "Баташево" и "Кадиюрт", близ Грозного; наложив на рельсы шпалы, открыли стрельбу. Ограблен весь поезд, похищена почта, убито 12 пассажиров и ранено коло 20-ти.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

Побоище

Вчера в Марьиной роще произошло ужасное побоище. К находящимся здесь фабрикам подошла из Москвы толпа, человек в 500 забастовавших фабричных, с требованием, прекращения работы. Рабочие Марьиной рощи, подготовленные к этому, вооружились ломами, кольями, ножами и т.п. оружием и напали на пришельцев. К нападавшим присоединились обыватели Марьиной рощи и черносотенцы, - произошла ужасная свалка. Вскоре сюда прискакали казаки, и действуя нагайками и шашками, стали разгонять рабочих-москвичей. В результате оказалось около 30-ти человек тяжко раненых.

Столкновения

Вчера около Константиновского межевого института, в котором происходили митинги, казаки, предупреждая скопление толпы, при помощи нагаек разгоняли отдельных лиц.

ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ

В виду дикой расправы охотнорядцев 15-го октября над беззащитной публикой, предлагаю всем московским хозяйкам бойкотировать Охотный ряд и при том не только в настоящее время, но и впредь никогда не покупать там съестных припасов, пропитанных человеческой кровью, и, таким образом уничтожить этот рынок, являющийся позором для всей Москвы.
Хозяйка

"Новости Дня" (Москва)

Высочайшее повеление

Государь Император Высочайше повелеть соизволил председателю комитета министров статс-секретарю графу Витте принять меры к объединению деятельности министров впредь до учреждения законопроекта о совете министров.

ХРОНИКА

Максим Горький, находящийся в настоящее время в Москве, заболел плевритом. Состояние его здоровья требует немедленного отъезда на юг в Крым, но за отсутствием поездов писатель вынужден оставаться в Москве.

30 (17) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕФОН
(От наших корреспондентов).
ПЕТЕРБУРГ, 16,Х.

Тревожное волнение не покидает Петербурга до сих пор. Петербург как бы переживает осаду. С сегодняшнего дня университет по распоряжению товарища министра внутренних дел Д.Ф.Трепова закрыт. Около входа в университет стоят войска и не пропускают внутрь. <...>

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

За баррикадами

15-го октября <...> Около 11 1/2 час. <...> распространился слух, что черносотенцы придут громить университет. Моментально бывшие во дворе стали баррикадировать ворота палками, разным железом, камнями и землей. <...> На ночь студенты решили дежурить, ожидая нападения черной сотни. К вечеру университет был оцеплен полицией и к нему учащихся не пропускали, но позволяли свободно из него выходить.

Около здания думы

15-го октября, приблизительно в 12 часов дня около здания городской думы собралась группа рабочих и интеллигентов, пытавшихся проникнуть на заседание думы. <...> Вскоре появился пристав, недалеко от которого ехали драгуны. <...> Офицер, командовавший патрулем, три раза предлагал толпе разойтись. После третьего раза, когда толпа стала уже расходится, он приказал вынуть шашки. Все в ужасе побежали. В первое время драгуны не действовали холодным оружием: они просто пугали, бежавших, наезжая на них; но потом, когда уже сборище было почти рассеяно, стали рубить шашками, догоняя разбегавшихся. Вскоре солдаты, разгорячившись, наезжали даже на лежавших. Городовые со своей стороны били кулаками сваленных на землю. Раненых около 40. <...>

"Новости Дня" (Москва)

В СУББОТУ ВЕЧЕРОМ
в местности близ Страстного монастыря пропала собака; приметы: порода такса, масть рыжая, на груди белые отметины, сука, ошейник снят.
Доставившему на Страстной бульвар, в дом Горчакова, княжне Мещерской, вознаграждение 25 рублей.

По Москве

Картина всеобщей забастовки в Москве осталась такой же, как и накануне. Ничего не изменилось, за исключением водопровода, который теперь действует. Газовое освещение, электричество, телеграф, телефон, бойни, земские и городские служащие, банки, многие официальные учреждения бастуют.

"Русский Листок" (Москва)

События в Москве

Во мраке

Вчера забастовали фонарщики, зажигающие фонари в скверах и бульварах, и их аллеи погрузились в глубокий мрак, так что прохожие, появлявшиеся вчера в очень ограниченном количестве на улицах, не рисковали проходить через них. Немногие фонари, освещающие московские улицы, зажигаются местными дворниками.

29 (16) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

Вчера совершенно прекратилось междугородное телеграфное и телефонное сообщение. Поэтому в газете отсутствуют два отдел: телефонные сведения из Петербурга и телеграфные - обоих агентств и собственных корреспондентов. Лишь утром "Петербургское" агентство успело принять несколько телеграмм.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

Итоги

Москва в настоящий момент представляет изолированный от всего мира город: прекращены железнодорожное, телеграфное и телефонное сообщения. Город остался без питьевой воды, без освещения. Предметы первой необходимости растут в цене. Промышленная деятельность приостановилась. Торговля сокращается. <...> На улицах столкновения. Развивается и смелеет хулиганство.

Всеобщая забастовка в Москве

<...> В течение всего дня по городу разъезжали военные патрули, всюду расставлены были усиленные наряды полиции.
Взволнованное население столицы торопливо запасалось припасами; в особенном спросе были консервы, копченое мясо, солонина и проч.; в мучных лавках запасы быстро таяли.

Столкновения

Вчера с утра на улицах царило большое оживление. С 10-ти часов особенное движение стало замечаться на Воскресенской площади, перед зданием думы, на Тверской, на Моховой и перед зданиями университетов. Часов в 12 дня с Красной площади двинулась к Иверским воротам толпа забастовщиков. Тут на встречу им поскакали жандармы и стали разгонять толпу; отставших из публики разгоняли полицейские.

"Новости Дня" (Москва)

ХРОНИКА

Вчера почти нигде не было работы. В виду тревожного времени закрылись даже мелкие мастерские.

"Русский Листок" (Москва)

ЗАГРАНИЧНАЯ ЖИЗНЬ

У императора Вильгельма совершена грандиозная покража. Император отправил в подарок президенту Рузвельту три ящика с дорогим саксонским фарфором. Ящики привезены были из Дрездена Гамбург для отправки морем в Америку, но тут пришлось удостовериться, что дорогой фарфор исчез и заменен кирпичами.

28 (15) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАМЫ НАШИХ КОРЕСПОНДЕНТОВ

Волнения и беспорядки

ПЕТЕРБУРГ, 14,Х. (Официально). Извещение генерал-губернатора и начальника петербургского гарнизона:" Население столицы встревожено слухами о предстоящих якобы массовых беспорядках. Меры к охранению личности и имущества в столице приняты, поэтому прошу население указанным слухам не верить".

САРАТОВ, 14,Х. Забастовка расширяется. Сегодня закрыты магазины в центральной части города. На базаре и в лавках торгуют. Казначейство, банки и телеграф охраняются войсками. Толпа останавливает работы в промышленных предприятиях.

В учебных заведениях

ТВЕРЬ, 14,Х. Толпы гимназистов и семинаристов, пытавшихся остановить занятия в в женской гимназии и епархиальном училище, рассеяны полицией, двое арестованы.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

В университете

Вчера вечером во всех аудиториях университета состоялись очень многолюдные митинги. Не только аудитории, но все коридоры и лестницы были запружены публикой, состоявшей из самых разнообразных элементов.

Совещание фабрикантов

После совещания фабрикантов, происходившего на бирже третьего дня, из состава собрания выделена была депутация, командированная к генерал-губернатору. В состав депутации вошли и члены городской управы.
Депутаты в своей беседе с генерал-губернатором заявили, что единственным способом успокоить общество они считают только скорейшее удовлетворение тех политических требований, которые выставляются.

Всеобщая забастовка городских предприятий

Вчера с утра забастовали служащие водопровода. Москва осталась без питьевой воды.

В отдельных конно-железнодорожных парках появились толпы забастовщиков, которые начали выпрягать лошадей из всех вагонов, где кучера стали на работы. Сопротивления оказано не было и из парка не один вагон не вышел на линию.

Городская управа решила мобилизовать все городские бочки, служившие для поливки улиц, для доставки воды в городские учреждения и больницы.

Врачебное отделение управы, опасаясь кровавого столкновения на улице, созвало совещание городских врачей и постановило снабдить их запасами различных предметов, необходимых при перевязках; на каждую больницу решено выдать по тысяче бинтов, по 5 пудов ваты и по 100 кусов марли.

"Новости Дня" (Москва)

Всеобщая забастовка в Москве

Вчера, по случаю прекращения работы на электрической станции, почти все московские клубы и собрания были открыты, но освещались керосиновыми лампами и свечами. Электричество продолжало гореть лишь в Английском клубе, где имеется своя машина.

Кровавые события в Харькове

ХАРЬКОВ, 12-го октября, находившиеся в осаде в университете за баррикадами около 2000 человек вступили через посредство избранного в переговоры с военными властями. В 3 часа дня все были выпущены без обыска из осады с разрешением составить митинг на Скобелевской площади.

ХРОНИКА

Благодаря прекращению движения на все железных дорогах на улицах появились дилижансы, запряженный тройкой или четверней, совершающие рейсы между Москвой и близлежащими городами.

ГОРОДСКИЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Вчера ночью неизвестные громилы забрались в шапочный магазин Барановой, на Большой Сухаревской площади в доме Минаева, откуда похитили мехового товара и хивинок на 1700 руб. Кража совершена через подвал, где воры взломали решетку, а затем проникли в магазин.

27 (14) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

КУРСК, 12,Х. Все учебные заведения прекратили занятия. Забастовали управы: губернская, уездная и городская. Вследствие отсутствия железнодорожного сообщения и газет, распространяются самые чудовищные слухи.

РИГА, 13,Х. На русско-балтийском вагонном заводе при переплаве железа лопнула бомба. Между железом найдено еще 9 бомб, из которых 2 заряжены, 2 начинены вонючим составом и 5 пустых. При взрыве никто не пострадал.

СЕВАСТОПОЛЬ, 13,Х. Перешедшие с Высочайшего соизволения в турецкое подданство 2 000 черкесов прибыли в Севастополь и на днях уезжают в Константинополь на специальном пароходе.

СИМФЕРОПОЛЬ, 13,Х. Из тюрьмы бежал известный разбойник Ягошевский. Полагают, что он вывезен на телеге с навозом.

Забастовки в Петербурге

ПЕТЕРБУРГ, На балтийском вокзале забастовали рабочие и служащие, Движение прекратилось; на вокзале войска. На царскосельской дороге движение поддерживается. По варшавской дороге из Пскова пришел поезд с двумя батальонами; движение прекратилось. На николаевской дороге движение поддерживается; из Петербурга ушли три поезда.

"Новости Дня" (Москва)

ХРОНИКА

Вчера толпа, ворвавшись в управу, сыпала песок в глаза артельщиков кассы, и горсть песку попала в глаза члену управы Муромцеву.

Третьего дня по винным лавкам Москвы ходили неизвестные лица в форме телеграфных чиновников с предупреждением, чтобы на следующий день лавки были закрыты в виду объявленной социал-демократической партией всеобщей забастовки.

"Новое Время". (С-Петербург)

ТЕЛЕГРАММЫ

САРАТОВ, 13 октября. Подробности вчерашнего инцидента. Вчера при возвращении с митинга, бывшего за городом, произошло столкновение между казаками и толпой. Выстрелами из толпы ранены две лошади. При этом арестовано двести человек, из них 170 человек были сейчас освобождены, но при выходе из части подверглись на дворе и на улице избиению со стороны казаков.

26 (13) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

СЕВАСТОПОЛЬ, 11,Х. Сегодня черноморская эскадра в полном составе вышла в море. На флагманском корабле "Ростислав" находится адмирал Брилев со своим штабом. Во время плавания адмирал будет переходить с одного корабля на другой, чтобы произвести экзамен офицерам и командам. Попутно адмирал Брилев осмотрит порты Черного моря.

ТУЛА, 11,Х. Некоторые пассажиры скорого поезда, застрявшие на станции "Тула", отправились в Москву на лошадях, согласившись уплатить по 100 рублей и дороже за тройку.

ПЕТЕРБУРГ, 12,Х. <...> 10-го октября в Петергофе выборные московской народной добровольной охраны имели счастие поднести Его Величеству Государю Императору икону и представить адрес, подписанный членами народной добровольной охраны, в числе около ста тысяч.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

К забастовке рабочих

Вчера днем около здания Константиновского межевого института собралась толпа бастующих рабочих в несколько тысяч человек, но была рассеяна прибывшими воинскими частями.

Телефон Москва - Петербург

Вчера в 9 ч. 40 м. вечера прекратились переговоры по междугородному телефону, так как оказались срезанными все четыре провода на участке Москва - Тверь.

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Не понравился фабриканту

Священник одной местной церкви о. Великосельский, с разрешения благочинного, произнес недавно в церкви проповедь о том, что в отношениях фабрикантов к рабочим должны лежать добрые чувства, что рабочие много трудятся, а их заработок крайне низок и условия жизни неприглядны. Проповедь очень не понравилась кое-кому из местных фабрикантов. Вскоре к священнику явился полицмейстер и отобрал у него текст проповеди. Производится дознание.

"Новости Дня" (Москва)

ХРОНИКА

Вчера группа фармацевтов, снимавшая штаты в нескольких аптеках, была жестоко избита казаками и жандармами. Трое, в том числе женщина-фармацевт, получили тяжелые поранения головы и лица.

"Биржевые Ведомости". (С-Петербург)

К событиям в Москве

(По телефону)

По Москве ходят упорные слухи, что сегодня вечером забастуют рабочие городской электрической станции. <...>

25 (12) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

Средняя школа

АСТРАХАНЬ, 11,Х. Сегодня прекратили занятия ученики старших классов гимназии, реального училища и семинарии, предъявив требование об уничтожении кондуитных списков, внеклассного надзора и обязательного посещения гимназической церкви. <...>

На Кавказе

ГРОЗНЫЙ 11,Х. Во время базара между русскими и чеченцами произошла драка, принявшая размеры побоища. С обеих сторон свыше 10 человек убитых и тяжело раненых. К вечеру войсками было водворено спокойствие.

ПАРИЖ, 11, (24),Х. Элеоноре Дузе, выступившей в роли Василисы в пьесе Горького "На дне" публика устроила небывалые овации. Пьеса прошла с огромным успехом. Постановка пьесы образцова, художественна. <...>

ТЕЛЕФОН

(От наших корреспондентов).

ПЕТЕРБУРГ, 11,Х.

День 10-го октября за Невской заставой прошел спокойно. Все фабрики и заводы, а также Обуховский сталелитейный и Невский судостроительный и механический работают. Здесь расположилась масса войск, в том числе кавалергарды и армейцы. Большинство магазинов забито досками. Торговля почти прекратилась.

К железнодорожной забастовке

На московско-савеловской ж. д.

Движение поездов производится. Много пассажиров едут до станции "Савелово", а оттуда по Волге на пароходах отправляются в Ярославль, Рыбинск и Тверь, но и пароходы не делают правильных рейсов.

На остальных дорогах

На московско-брестской, рязанско-уральской, киево-воронежской и московско-ярославской забастовки продолжаются.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

Сходка на Чистопрудном бульваре

Вчера в начале 2-го часа дня, на Чистопрудном бульваре состоялась грандиозная сходка рабочих, преимущественно железнодорожных. Разбившись на громадные толпы, рабочие слушали ораторов, говоривших о необходимости держаться возможно дольше для того, чтобы добиться удовлетворения предъявленных рабочими требований, <...> столкновений на бульваре не было.

Кража револьверов

Вчера в оружейном магазине Зиминой, в д. страхового общества "Россия", по Тверскй ул. обнаружена кража 165 револьверов на сумму 2 180 р.

"Новости Дня" (Москва)

Забастовка железнодорожных служащих

Николаевский вокзал охраняется войсками. Утром из Петербурга прибыл в Москву пассажирский поезд №13-й, затем из Лихославля пассажирский поезд №31-й, застрявшие в пути. Скорый и курьерский поезда, дойдя до ст. "Тверь" были возвращены обратно в Петербург.

ХРОНИКА

Водовозы, доставляющие воду в те дома, где нет водопровода, со вчерашнего дня подняли цену на воду на 70%.

"Биржевые Ведомости". Вечерний выпуск. (С-Петербург)

МОСКВА

(По телефону)

11-го октября.

Цены на жизненные припасы растут с каждым часом. Сегодня мясо поднялось в цене до 60-ти коп. за фунт.

24 (11) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

САМАРА, 10,Х. В ночь на 10-е октября между Самарой и Ставрополем столкнулись пароходы обществ "Самолет" - "Тургенев" и Купеческого - "Купец". "Тургенев" затонул. О несчастиях с людьми не слышно. Почта спасена.

ХАРЬКОВ, 10,Х. Сегодня с утра началась всеобщая забастовка на местных дорогах. Движение поездов приостановлено. Занятия во всех конторах приостановлены. <...> На улицах толпа останавливает конки и экипажи. Везде войска.

ТЕЛЕФОН
(От наших корреспондентов).
ПЕТЕРБУРГ, 10,Х.

Ученики академии художеств приняли резолюцию следующего содержания: "Ученики академии художеств, твердо признавая, что диплом академии является показателем полной художественной несостоятельности его обладателя, объявляют врагами русского искусства следующих лиц". Затем следует ряд имен профессоров, преподающих в академии. Исключение сделано для немногих, в том числе для Репина.

"Новости Дня" (Москва)

ХРОНИКА

Вчера вечером группа бастующих фармацевтов в 50 чел. обходила все аптеки и принуждала прекратить работу. Из всех аптек фармацевты ушли. Остались только хозяева; публике отказывают в лекарстве; некоторые аптеки совсем закрылись.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЗАБАСТОВКИ

Прибывший третьего дня в Москву министр путей сообщения кн. М.И.Хилков почти все время находится в парадных комнатах николаевского вокзала.

Сегодня кн. Хилков принял депутацию забастовавших железнодорожных рабочих; депутация состояла из 40 человек. <...>

ТЕЛЕГРАММЫ "БИРЖЕВЫХ ВЕДОМОСТЕЙ"

РИМ, 10-го (23-го) октября. Вопреки совету врачей, папа служил обедню и принял 200 паломников. Он похудел и имеет усталый вид. Тревожные известия были вызваны легкими сердечными припадками, которые врач находит несерьезными.

К забастовкам на николаевской жел. дор.

Забастовала все время работавшая николаевская железная дорога. Министр путей сообщения кн. Хилков и начальник главного управления железных дорог, инженер Шауфс, лишены возможности выехать из Москвы.

МОСКВА
11-го октября
(По телефону)

Выборы ректора университета

Вчера вечером в московском университет происходили выборы ректора. Присутствовало 80 человек. Записками избраны два кандидата: профессор Мануйлов, получивший 48 голосов, и профессор Дернов, получивший 15 голосов. Профессор Дернов отказался от баллотировки. Избранным оказался профессор Мануйлов, получивший по баллотировке 56 избирательных.

Требование продовольствия для пассажиров

Находящиеся на курском вокзале пассажиры с билетами прямого сообщения, потребовали от начальника станции выдачи им денег на продовольствие. Требование это удовлетворено: пассажиры первого и второго класса получают по рублю в стуки, а пассажиры третьего класса - по 50 коп. Кроме того, дважды в сутки пассажирам дают чай.

23 (10) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

Волнения и беспорядки

НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 9,Х. Ночью на главной улице в полицейский разъезд брошена бомба. Есть тяжело раненые. Преступник скрылся. Взрыв был оглушительный.

САРАТОВ, 9,Х. 7-го октября, вечером после бывшей в соборе панихиды по кн. Трубецком, толпа из 400 человек, преимущественно молодежи, сделала попытку устроить демонстрацию. Вызванные казаки рассеяли демонстрантов, причем из толпы послышались выстрелы. Пострадавших нет.

На Кавказе

ТИФЛИС, 9,Х. Принц Наполеон оставляет должность эриванского генерал-губернатора. На его место, говорят, назначается бывший тифлисский временный генерал-губернатор Яцкевич.

ТИФЛИС, 9,Х. Сегодня, по случаю исполнившегося 60-летия со дня смерти поэта Бараташвили, считающегося грузинским Лермонтовым, отслужена панихида и освящен на могиле его памятник.

ТЕЛЕФОН
(От наших корреспондентов).
ПЕТЕРБУРГ, 9,Х.

По слухам, на этих днях ожидается объявление одного величайшей важности политического акта. Права Государственной Думы будут значительно расширены. Работы по обнародовании этого акта совершенно закончены.

8-го октября ученики петербургских средне-учебных заведений около 2-х тысяч человек устроили в анатомическом музее военно-медицинской академии митинг для обсуждения своего отношения к современному движению. Принята резолюция о необходимости участия в общем движении и необходимости партийности в этом участии. Большинство ораторов высказались за социал-демократическую партию.

"Новости Дня" (Москва)

ХРОНИКА

Забастовка на курской железной дороге застала группу московских общественных деятелей в Подольск, где происходило совещание по поводу избирательной кампании. Обратно в Москву пришлось ехать на телегах, в которых в летнее время перевозят ягоды. За каждую подводу платили 15 рублей.

"Московские Ведомости"

МОСКОВСКАЯ ЖИЗНЬ

Крестный ход вокруг Кремля

9 октября в воспоминание избавления Москвы от нашествия неприятеля в 1812 году, был совершен торжественный крестный ход вокруг Кремля. Погода не особенно благоприятствовал торжеству; стоял серенький осенний день. <...>

"Русский Листок" (Москва)

ЗАГРАНИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Американцы придумали себе новый национальный праздник, который будет называться "Днем Колумба" и праздноваться 12-го октября - день высадки Колумба в Америке.

Турецкая государственная казан страдает хронической пустотой. Ни чиновники, ни армия по годам и месяцам не получают своего жалования. Между тем, ежегодный расход на содержание гарема султана достигает 75 милл. франков.

22 (9) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

СЕВАСТОПОЛЬ, 8,Х. Найдена икона Херсонского монастыря со всеми драгоценностями, и задержан похититель, некий Бойко, одесский мещанин, недавно прибывший в Севастополь и живший в центре города.

БЕРДИЧЕВ, 8,Х. Шайкой из 10-ти вооруженных ружьями разбойников разграблена помещичья усадьба в селе Большие Пятигорки и убит помещик Терлицкий.

ТЕЛЕФОН
(От наших корреспондентов).
ПЕТЕРБУРГ, 8,Х.

Сегодня в Петербурге происходили грандиозные митинги с участием рабочих: в университете, в технологическом институте и в военно-медицинской академии. На каждом митинге присутствовало до 5 000 человек.

Движение рабочих в Петербурге заметно уменьшилось. Работы производятся и в экспедиции заготовления государственных бумаг и на других забастовавших в последнее время фабриках и заводах.

Богатейшие в России монастыри, как Киево-Печерская, Свято-Троицкая Сергиева, Александро-Невская и Почаевская лавры, как оказывается, только с прошлого года перестали получать из сумм государственного казначейства пособия на свое содержание.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

Забастовка на железных дорогах

8-го октября на московско-ярославской жел. дор. с 12 часов дня прекратилось движение пассажирских поездов. Пассажирам за взятые билеты были выданы обратно деньги. Движение товарных поездов этой дороги тоже прекращено.

Нужда в молоке

Вследствие забастовки на железных дорогах в Москве замечается уже недостаток некоторых съестных продуктов и припасов; между прочим, говорят, что с сегодняшнего дня может значительно сократиться продажа молока. <...>

ДНЕВНИК ПРОИСШЕСТВИЙ

Грабежи

На проходившую по Неглинному проезду М.Н.Сакутину напали сзади двое мужчин, отняли у нее платок, сняли калоши и скрылись.

НАМ ПИШУТ

Из Орехова-Зуева. 6-го октября вечером, по окончании работ, во время сходки ткачей фабрики то-ва Саввы Морозова выстрелом из револьвера убит городовой, приглашавший рабочих разойтись. Стрелявший не обнаружен.

"Новости Дня" (Москва)

ПЕТЕРБУРГ.
По телефону.
(От наших корреспондентов).
8-го октября.

Известная балерина М.Ф.Кшесинская, покинувшая Мариинскую сцену, воздвигает себе палаццо в самой модной части Петербурга - на Троицкой площади, на углу Кронверкского проспекта. Весь первый этаж дворца занят парадными комнатами. <...>Дворец строит архитектор Высочайшего Двора А.И.фон-Гоген.

Вчера в "Московских Губернских Ведомостях" опубликованы первые списки избирателей в Государственную Думу от уездных городов и уездов Московской губернии.

21 (8) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

Народная Добровольная охрана

просит своих собратьев пожаловать на молебен и освящение иконы, назначенной для поднесения Государю Императору по случаю всемилостивейшего учреждения Государственной Думы. Молебен имеет быть отслужен епископом дмитровским Трифоном в Чудовом монастыре в 11 час. утра, 8-го октября сего 1905 года.

ТЕЛЕГРАММЫ

ТИФЛИС, 7,Х. Сегодня в 10 час. утра на Садовой улице, неизвестным лицом брошена бомба в околоточного Санадзе. Околоточный остался невредим. Пострадало две женщины. В домах разбиты окна. Неизвестный скрылся.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

Забастовка на казанской дороге

6-го октября, вечером, забастовали машинисты на московско-казанской жел. дор. Движение товарных поездов прекращено. <...>
Машинисты выпустили пар из паровозов и движение поездов совершенно прекратилось. <...>
К вечеру московские станции были закрыты и охранялись войсками. Приезжавшие сюда пассажиры вынуждены были возвращаться. <...>

"Новости Дня" (Москва)

ХРОНИКА

Вчера забастовали рабочие, занимающиеся на куриных бойнях.Они работают по 18-ти часов в день, в атмосфере, пропитанной миазмами разлагающейся крови и отбросов.

КОПЕНГАГЕН, 7-го (20-го) октября. Сегодня в полдень, в присутствии короля, состоялось заседание государственного совета, на котором, по слухам, обсуждался вопрос о кандидатуре принца Карла Датского, получившего от стортинга предложение принять норвежскую корону.

20 (7) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

ПЕТЕРБУРГ, 6,Х. Опубликован Высочайший манифест о восстановлении мира между Россией и Японией.
"Возвещая любезным подданным Нашим о восстановлении мира. Мы уверены, что они соединят молитвы свои с Нашими и, с непоколебимой верой в помощь Всевышнего, призовут благословение Божие на предстоящие нам совместно с избранными от населения людьми, обширные труды, направленные к утверждению и совершенствованию внутреннего благоустройства России. <...>"

ПЕТЕРБУРГ, 6,Х. В университете вчера состоялся митинг при участии 10 000 человек, преимущественно рабочие. Обсуждался вопрос о целесообразности стачек. Постановлено, между прочим, избегать уличных столкновений.

Кража иконы

СЕВАСТОПОЛЬ, 6,Х. Из храма Херсонского монастыря украдена Корсунская икона большой ценности. Кража произошла днем.

ТЕЛЕФОН
(От наших корреспондентов).
ПЕТЕРБУРГ, 6,Х.

Сегодня днем, после трехдневной забастовки, вышли первые газеты - "Русь", "Биржевые Ведомости" и "Новое Время". Сегодня вечером работы идут во всех типографиях, и завтра выходят все газеты.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

Митинги

В зданиях высших учебных заведений происходят митинги, собирающие массу публики.
Вчера в межевом институте и инженерном училище состоялись три митинга.
В первом митинг открылся докладом г.Покровского "О Государственной Думе". Было до тысячи человек. <...>
В инженерном училище митинг открылся рефератом г. Рожкова "Научное основание социализма и социал-демократизма". Было около тысячи человек разнообразной публики.
Митинги прошли беспрепятственно.

"Новости Дня" (Москва)

ХРОНИКА

Кража медной проволоки междугороднего телефона Москва - Петербург продолжается чуть ли не ежедневно. По сделанному вычислению в течение года украдено проволоки на сумму 12 -13 тысяч рублей. Тем не менее, чистой прибыли междугородным телефоном получено более 150 000 руб.

19 (6) октября 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

ПАРИЖ, 5(18),Х. Разбираются нарасхват билеты в новом художественном театре на представление пьесы Горького "На дне", идущей с участием знаменитой Элеоноры Дузе.

ТЕТЮШИ, Казанской губ., 5,Х. Известная Вера Николаевна Фигнер, проживающая в деревне Христофоровке, почти совсем оправилась от цинги, которою она болела, но нервное расстройство у нее замечается.

ТЕЛЕФОН
(От наших корреспондентов).
ПЕТЕРБУРГ, 5,Х.

Сегодня утром вышли в свет только "Правительственный Вестник", "Русский Инвалид", "Ведомости Градоначальства" и газета Ярмонкина "Заря", которую набрали типографские ученики. Остальные газеты не вышли.

"Новости Дня" (Москва)

ХРОНИКА

По точным сведениям, при происходившим в Москве после похорон князя Трубецкого у Каменного моста в беспорядках ранено 5 человек, в том числе двое легко; арестовано 27 человек.

"Новое Время". (С-Петербург)

ТЕЛЕГРАММЫ

ТУЛА, 4 октября. Общим совещанием родителей, происходившим 2 октября, в гимназии избрана комиссия для обсуждений претензий учеников и для изыскания мер к скорейшему возобновлению занятий.

ТОМСК, 5 октября. Советом профессоров университет закрыт на неопределенное время. Студентам выдаются отпуска на 28 дней. Много подано прошений о переводе в другие университеты. <...>

ПЕРМЬ, 3 октября. В окружном суде слушалось дело настоятеля монастыря архимандрита Зосимы, обвиняемого по 1523 статье уложения о наказаниях Признанный виновным архимандрит Зосима приговорен к лишению прав и ссылке в каторжные работы на одиннадцать лет.

Беспорядки

ЕКАТЕРИНОСЛАВ, 5 октября. 4 октября убит в своей квартире директор машиностроительного завода Макс Гофман. Убийца не разыскан. Орудие убийства - разрывной снаряд.

"Русский Листок" (Москва)

В университете

В университете начались занятия, опять читаются лекции... Но прежняя глухая борьба партий продолжается, ощущается во всем. По стенам коридоров развешаны призывы и обращения "к товарищам", исходящие из различных групп. <...>

Нападение

4-го октября кр. Григорий Евдокимов, выйдя из пивной лавки в доме Щурова. по Тверской улице, встретился с неизвестным мужчиной, который нанес Евдокимову ножом глубокую рану в правый бок и скрылся. Пострадавший отвезен в Басманную больницу.

ЗАГРАНИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Среди публики, ездящей в Берлине в вагонах электрического трамвая, обращают на себя внимание старик и старушка, задавшиеся целью своеобразным способом поощрять вежливость и любезность, недостаток которых составляет отличительную черту берлинцев. Когда старик и старушка входят в вагон, то тем, которые любезно уступают им сои места, приглашая сесть, они вручают конверт с банковым билетом в 5 марок и визитной карточкой, на которой выражена их благодарность за оказанную любезность.

18 (5) октября 1905 года.

"Новости Дня" (Москва)

ХРОНИКА

Ставшим вновь на работу слесарям и чистильщикам городского электрического трамвая управа объявила, что они не получат жалования со дня забастовки, т.е. с 19 октября, но что управа выдаст всем пособие в размере пятидневного заработка. <...>

"Московский Листок"

ПО ТЕЛЕФОНУ.

(От нашего корреспондента).

ПЕТЕРБУРГ, 4-го октября.

Забастовка петербургских наборщиков заставила приостановить печатанием список избирателей в Государственную Думу. Если забастовка продолжится, то списки не будут готовы во время.

МОСКОВСКАЯ ЖИЗНЬ

Кражи

В чайной развесочной "Караван" в Троицком переулке, по взломе оконной рамы во втором этаже громилы похитили около 4 пудов чаю, стоющего 300 рублей.

"Правительственный Вестник". (С-Петербург)

ТЕЛЕГРАММЫ

МОСКВА, 4-го октября. Сегодня стали на работу все наборщики газетных типографий. Завтра газеты выйдут.

17 (4) октября 1905 года.

"Московские Ведомости"

МОСКОВСКАЯ ЖИЗНЬ

Прибытие в Москву принца Саксонского.

В Москву прибыл брат Саксонского короля принц Максимилиан. 2 октября его высочество осматривал кремлевские соборы, патриаршую ризницу и другие достопримечательности столицы. 3 октября принц совершил поездку в Троице-Сергиеву лавру <...>.

"Русский Листок" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

ЛОНДОН, 3-го октября. <...> На пивоваренной выставке в Лондоне впервые выставлено много русских ликеров. Со времени русско-японской войны требования на русскую водку возрастают.

Погребение кн. С.Н.Трубецкого

В то время когда на кладбище совершался печальный обряд, на площади перед кладбищем собралась большая толпа, среди которой говорились речи у красного флага.

"Московский Листок"

МОСКОВСКАЯ ЖИЗНЬ

На 6-й раз попался

2 октября в доме Шорупенкова на Старой Басманной улице задержан за взлом дверных замков у квартиры домовладельца кр. Виктор Волков, который уже 5 раз судился за кражи и ему воспрещено жительство в Москве и Московской губернии. Громилу отправили в участок.

ТЕЛЕГРАММЫ

ВЛАДИВОСТОК, 30-го сентября. Наши власти готовятся к встрече русских пленных из Японии. Учреждена должность комиссара по делам пленных, возложенная на генерала Даниловича. Пленные будут находится в Егершелде, где для них приготовленный помещения. <...>

МОСКВА, 1-го октября. Несмотря на праздничный день, до 2 часов пополудни на Страстной площади и на Тверской улице, где происходили демонстрации, се спокойно, никакого скопления народа незаметно. На дворах, в домах, на всякий случай поставлены усиленные наряды полиции.

ВИТЕБСК, 1-го октября. На центральной улице открыта ночью тайная типография, две кассы, два пуда шрифта. Найден также склад литературы с печатью местного комитета и красным флагом. Тут же обнаружены различные типографские принадлежности и гектограф. Произведены аресты до 30 человек из состава этой партии. Найдено при обысках огнестрельное оружие.

МОСКВА, 2-го октября. <...> Сегодня день прошел спокойно, скопищ и столкновений нигде не было. Таким образом, оба праздничных дня, которых особенно опасались, прошли благополучно. Тревожное настроение населения успокаивается.

16 (3) октября 1905 года.

"Московские Ведомости"

ТЕЛЕГРАФ и ТЕЛЕФОН

ПАРИЖ 16 (2) октября. Агентство Гавас опубликовало сообщение следующего содержания: "Русский Император подписал 1 октября русско-японский мирный договор, поручив русскому послу в Париже сообщить об этом Французскому правительству и просить последнее уведомить Японское правительство".

МОСКОВСКАЯ ЖИЗНЬ

Взрыв

На Долгоруковской улице против дома Бутюгина, под проходивший вагон электрического трамвая неизвестно кем брошена петарда, причем произошел оглушительный взрыв; силою взрыва у вагона повредило колесо. В публике произошел страшный переполох, но он была скоро успокоена.

"Русский Листок" (Москва)

МОСКОВСКИЙ ДНЕВНИК

К забастовкам

- Были попытки начать забастовку и на заводе бр. Бромлей, но эти попытки успехом не увенчались. Рабочие названного завода, наученные горьким опытом прошлых забастовок, не поддались на удочку лиц, коим желательны беспорядки.

Уличные беспорядки

Вчера вечером небольшая группа учащейся молодежи произвела демонстрацию на Тверской, близ кофейни Филиппова. Демонстрация выразилась в пении "Марсельезы" и резких выкриках по адресу правительства. Двое арестованы, другие скрылись.

ЗАГРАНИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Король саксонский намеревается переменить католическую веру на протестантскую. Причиной является желание короля вступить вторично в барк, что не допускается католической церковью. Подданные короля Саксонии - протестанты, и переход короля в протестантство будет встречен ими доброжелательно. <...>

"Московский Листок"

МОСКОВСКАЯ ЖИЗНЬ

Угон лошади

1 октября в доме Федорова у Пятницкого кладбища конокрады из сарая угнали лошадь принадлежащую квартирантке Ермиловой. Угнанная лошадь стоит 200 рублей.

15 (2) октября 1905 года.

"Русский Листок" (Москва)

К событиям в Москве

От собственных корреспондентов

1-го октября за весь день в Москве не зарегистрировано ни одного столкновения между полицией и войсками, с одной стороны и публикой и бастующими - с другой. Войска и усиленная полицейская охрана с улиц снята. Охраняются только отдельные здания: почта и телеграф, банки, заводы и типографии газет, приступивших к работам.

1-го октября на Ваганьковском поле, в местности Горючка, опять происходили совещания рабочих. На этот раз совещалось до 3 000 железнодорожных рабочих, разбившихся на группы по 200 - 300 человек. Пока только сделаны постановления о введении 8-ми-часового рабочего дня и о необходимости представительства рабочих в администрации мастерских. <...>

БЕРЛИН, 1-го (14-го) октября. Во дворе военного министерства, в присутствии военного министра и офицеров, были демонстрированы бронированные автомобили, в которых имеется сидение для машиниста и сзади место для установки орудия. Автомобили забронированы со всех сторон. <...>

Беспорядки

ОЛОНЕЦ, 1-го октября. Население города терроризировано шайкой ссыльных, которые производят бесчинства; были случаи открытого нападения на чинов полиции. Принимаются экстренные меры.

Брожение в Москве

Циркулировавшие по городу слухи о предстоящей забастовке на всех московских железных дорогах пока тоже не подтвердились. Из всех дорого выразили готовность на забастовку - только две, а на остальных все еще безрезультатно распространяются прокламации, призывающие к забастовке. <...>

На фабриках и заводах движение тоже принимает чисто экономический характер. На механических заводах Грачев и Ко и Мориц-Пальм по всей вероятности, работы возобновятся, так как рабочие, получив от администрации некоторое удовлетворение своих требований, успокоились. <...>

"Московские Ведомости"

МОСКОВСКАЯ ЖИЗНЬ

Кража

Вчера ночью, в доме Стахеева, на Мясницкой улице, обокраден магазин посуды купца М.И.Машина. Громилы проникли в магазин через пролом стены соседнего нежилого помещения. Взломан несгораемый шкаф, две кружки для сбора пожертвований и американская касса; похищено денег до 400 руб.

14 (1) октября 1905 года.

К событиям в Москве

<...> Выход газеты г. Казецкого произвел сильнейшее волнение среди бастующих наборщиков; прежде всего заинтересовались вопросом: кто нарушил товарищеское соглашение и изменил забастовке; по расследовании оказалось, что газета прис. пов. Казецкого набиралась солдатами и хитровцами, которые безвыходно находятся в типографии, доступ куда преграждается полицией и войсками. <...>

30-го сентября в течение всего дня дворники обходили домовладельцев и квартиронанимателей, с предупреждением о том, чтобы они запасались водою на возможно долгий срок, так как нынешней ночью ожидается прекращение действия водопровода, вследствие начинающейся забастовки рабочих.

На Страстном бульваре арестован гимназист третьего класса 3-й гимназии, сын присяжного поверенного Ф., <...> при нем, как утверждают исследователи, найдено было много прокламаций и различных воззваний.

МОСКВА.

30-го сентября.

30-го сентября в университете в присутствии профессоров, студентов и массы публики совершены были две печально-торжественные панихиды по безвременно скончавшемся первом выборном ректоре князе Сергее Николаевиче Трубецким. Общее настроение было крайне подавленным и угнетенным. <...>

Беспорядки

КРАСНОЯРСК, 30-го сентября. Ночью при возвращении из театра с семьей убит полицмейстер фон-Эйтман. Злоумышленники поджидали его у подъезда и сделали почти в упор шесть выстрелов.

МОСКВА, 1-го октября.

Выход московских газет

В Москве сегодня вышли только две газеты: "Русский Листок" и "Московский Листок". "Вечерние Известия" не выходят. Третьего дня около 12-ти часов ночи к типографии "Вечерних Известий" явилась возмущенная толпа рабочих-типографщиков, и потребовала закрытия газеты. <...>

Тревожные вести из уездов

Из уездов Московской губернии приходят тревожные сведения о том, что и там началось брожение среди рабочих. Получено известие, что в Подольске забастовала фабрика Зингера и несколько фабрик в окрестностях Серпуховай.

Крушение пассажирского поезда

Сегодня ночью на ст. Клин, никол. ж. д. произошло крушение пассажирского поезда вышедшего из Москвы в 11 ч. вечера. Пассажирский поезд налетел на стоящие на пути два паровоза. Разбито несколько вагонов, путь сильно загроможден: несчастий с людьми не было.

"Русский Листок" (Москва)

МОСКОВСКИЙ ДНЕВНИК

Забастовки рабочих

На механических заводах за Москвой-рекой часть мастеров становится на работы. Забастовавшая Голутвинская мануфактура возобновила работы. Станция общества электричества охраняется войсками, войсками - же охраняются телеграф и телефонная станции.

Митинг

27-го сентября в техническом училище состоялся политический митинг, на котором проф. Рашков читал реферат: "Рабочая и крестьянская платформа социал-демократической партии". Присутствовало несколько тысяч человек. <...>

Щиты для окон

В виду тревожного времени, вызванного рабочим движением, некоторые учреждения спешно изготовили специальные щиты для окон нижних этажей.

13 октября (30 сентября) 1905 года.

"Новое Время". (С-Петербург)

ПО ТЕЛЕФОНУ

МОСКВА, 29 сентября. <...> Сегодня возобновились занятия в Московском университете, начавшиеся без всяких особенных инцидентов. <...>

Сегодняшнюю свою лекцию в Московском университете проф. Озеров посвятил рассмотрению известной "экономической программы" последнего общеземского и общегородского съезда. Подвергнув эту программу всесторонней критике, проф. Озеров на основании научных данных нашел ее совершенно несостоятельной.

Сегодня, в общем, день прошел спокойно. Были попытки устроить митинги на Пречистенской площади и на Пречистенском бульваре, но при появлении казаков собравшиеся рассеивались. На некоторых фабриках и заводах происходили столкновения между забастовщиками и рабочими, продолжавшими работать. <...>

Вчера типографские рабочие разгромили на Сухаревской площади типографию Виноградова, выпускавшую до вчерашнего дня "Вечерние Известия" с кое-какими свежими новостями.

Гарнизон Москвы усиливается в виду происходящих здесь беспорядков. Сегодня прибыли две сотни 21 казачьего полка, на днях ожидается сотня казаков из Вязьмы.

ТЕЛЕГРАММЫ

ПАРИЖ, 29-го сентября (12-го октября). ("Inf"). Индийское правительство ведет переговоры с фирмой Армстронга об устройстве в Индии литейного завода для приготовления орудий.

На Кавказе

БАКУ, 29 сентября. На промыслах закончены 20 буровых вышек, многие исправляются. Лес из Астрахани ежедневно прибывает; чувствуется недостаток мастеров и плотников.

Болезнь и смерть С.Н.Трубецкого

Сегодня в 12 ч. ночи неожиданно скончался ректор Московского университета князь С.Н.Трубецкой. Сегодня утром он приехал в Петербург с целью увидеть министра народного просвещения и выяснить некоторые университетские дела.

(На заседании у министра князь почувствовал себя дурно и был увезен в больницу, где и скончался от разрыва сосуда в мозгу).

"Русский Листок" (Москва)

ВНУТРЕННИЕ ИЗВЕСТИЯ

В Севастополе состоялись торжества открытия памятников севастопольской обороне. Освящены часовни на месте кончины Корнилова, а также на Малаховом кургане и пещерный храм на Инкермане. Всем участникам обороны пожертвованы серебряные юбилейные медали на георгиевской ленте <...>.

ИНОСТРАННЫЕ ИЗВЕСТИЯ

КОНСТАНТИНОПОЛЬ. В колодце клуба "Orient", где собираются исключительно члены дипломатического корпуса, найдено 40 килограммов динамита. Дипломаты склонны думать, что динамит подброшен турецкими агентами.

ТОКИО, 29-го сентября (12-го октября). Сегодня утром прибыл сюда британский адмирал Ноэль со своим штабом и тысячью человек экипажа. Прием ему был оказан чрезвычайно восторженный. Город утопает во флагах как после чрезвычайной победы. <...>

КАПШТАДТ, 29-го сентября (12-го октября). Согласно официальной телеграмме, полученной правительством Капленда из Упингтона, готтентотские вожди Маренго и Морис завладели лагерем германских войск после ожесточенного боя. Германские войска потеряли лейтенанта, пять нижних чинов и одного фермера убитыми, восемь нижних чинов ранеными. У готтентотов потерь не было. <...>

ХРОНИКА

Развод священнослужителей

В св. синоде возбужден вопрос об облегчении процесса развода представителей белого духовенства, причем обычное покаяние при монастырях предлагается отменить.

12 октября (29 сентября) 1905 года.

ХРОНИКА

Секта толстовцев

В министерстве внутренних дел по слухам в скором времени предстоит рассмотреть вопрос о том, следует ли на паспортах лиц, принадлежащих к секте толстовцев делать надлежащую надпись о их принадлежности к означенной секте, подобно тому, как это делается на паспортах других сектантов.

К событиям в Москве

В течение сегодняшнего дня беспорядки главным образом носили разрозненный характер: в различных местах собирались небольшие группы в 30 - 40 человек, которые разгонялись местными полицейскими нарядами. Наиболее серьезным столкновением, потребовавшим вмешательства войск, явилась встреча демонстрировавшей толпы с полицией на Воздвиженке. Здесь произошла усиленная перестрелка, во время которой были ранены два казака. <...> Из толпы ранено несколько человек, но число их не зарегистрировано, так как большинство раненых было увезено по домам.

Во всех типографиях по-прежнему забастовка; производятся только частные работы в типографии Левенсона в отделении театральных афиш. Работают исключительно женщины под охраной роты солдат.

28-го сентября в Большой Московской гостинице состоялось совещание редакторов и издателей московских газет. После долгих прений собравшиеся ни к какому определенному решению не пришли и каждому предоставлено действовать на свой страх и риск.

На Кавказе

ВЛАДИКАВКАЗ, 28-го сентября. В окрестностях станицы Михайловской 25 сентября ограблена абреками компания охотников, числом семь человек, отправившаяся из Владикавказа за фазанами. У охотников отняты оружие, лошади, одежда и даже сапоги.

"Новое Время". (С-Петербург)

ТЕЛЕГРАММЫ

Бельгия

ЛОНДОН, 28-го сентября (11-го октября). "Daily Chronicle" утверждает, что король Леопольд ведет секретные переговоры с разными государственными деятелями по вопросу о немедленном присоединении государства Конго к Бельгии. <...>

МОСКВА, 27-го сентября. На сцене Большого театра сегодня в присутствии композитора впервые дана была последняя опера Римского-Корсакова "Пан Воевода". Богатая мелодичность и удивительная оркестровка обеспечили опере громадный успех. <...>

КАЗАНЬ, 28 сентября. Местный купец А.Г.Хусайнов пожертвовал дом в 40 000 рублей и 10 000 р. деньгами нижегородскому мусульманскому благотворительному обществу.

11 октября (28 сентября) 1905 года.

ПАРИЖ 27-го сентября (10-го октября). <...> Китайский посланник заявил корреспонденту "Echo de Paris", что отношение Китая к России, равно как и к остальной Европе очень хороши, но европейские агенты и миссионеры должны уважать китайские обычаи и предания, чтобы избежать повторения боксерского движения 1900 года.

ВЯЗЬМА, 27-го сентября. Стоявшая здесь казачья сотня отправлена вчера в Москву. Отправку ставят в связь с последними событиями в Москве. Настроение здесь тревожное, поддерживаемое продолжительным отсутствием московских газет.

К событиям в Москве

Рабочее движение в Москве разрастается. Сегодня начались забастовки на большинстве крупнейших заводов замоскворецкого района: прекратились работы на механическом и чугунолитейном заводе Гоппер, на механическом заводе Гантерт и Ко, в обществе машиностроительного завода Густава Листа, на известной бисквитной и конфектной фабрике Эйнем, на механическом и пароходостроительном заводе Бромлей, <...> и др.

На Страстной площади и Тверской улице 27-го сентября вновь были попытки разгрома магазинов, но имели ни уже чисто хулиганский характер: в различных местах собирались отдельные кучки оборванцев, которые начинали бесчинства и разбегались при первом же появлении полиции <...>.

"Новое Время". (С-Петербург)

ТЕЛЕГРАММЫ

ВЛАДИКАВКАЗ, 27 сентября. В течение двух дней здесь арестовано пять лиц, пытавшихся увезти в Баку транспорты трехлинейных винтовок, патронов и пороху.

ГЕЛЬСИНГФОРС, 27 сентября. Ночью сего числа бежал из предварительного заключения в губернской тюрьме, распилив в двух местах толстую железную решетку, Леонард Хохенталь, застреливший прокурора сената Ионсона. Хохенталь был вчера во второй инстанции гофгерихтом приговорен к пожизненному заключению в исправительном доме с лишением всех гражданских прав.

ХРОНИКА

Работы по перестройке зал Таврического дворца для заседаний Государственной Думы начнутся в первых числах октября, как только будут свезены портреты и картины с исторической выставки. Уборка портретов уже началась. <...> Главный зал Таврического дворца будет отведен для общих собраний Государственной Думы, причем места для членов Думы, приблизительно на 550 человек, будут устроены амфитеатром. <...>

10 октября (27 сентября) 1905 года.

К событиям в Москве

(По телефону)

26-го сентября.

Сегодня. 26-го сентября около 12-ти часов дня к дому московского генерал-губернатора был вызван отряд казаков. Когда казаки съезжали с Никитского бульвара, то шедшая навстречу толпа стала бросать в них градом камней, причем раздавались одиночные револьверные выстрелы. Казакам было приказано спешится и открыть огонь. Было дано два боевых залпа. На месте свалки оказалось десять трупов, в том числе двух городовых и одного ночного сторожа. <...>

Сегодня, 26-го сентября полиция несколько раз закрывала Тверскую улицу, не пуская ни прохожих, ни проезжих. Магазины на Тверской все без исключения были открыты. В течение всего дня по улицам Москвы дефилировали патрули казаков и драгун.

Сегодня в Георгиевском переулке в помещении городского капцовского училища, с восьми утра в течение всего дня шли совещания типографских рабочих.

Другой наш корреспондент сообщает о следующих событиях: Вчера после 11-ти часов вечера разношерстная толпа собралась на Тургеневской площади и стала бить стекла в магазинах. Перебив все стекла, толпа мало-помалу рассеялась.

На Кавказе

ТИФЛИС, 25-го сентября. Сегодня в половине восьмого вечера брошена бомба в казарму казачьего корпуса Наместника; ранено девять казаков. <...>

ТИФЛИС, 25-го сентября. Выясняется, что предметом сегодняшних покушений были по преимуществу казаки. Брошены бомбы еще в двух местах их расположения - на Саперной улице и в шестом участке.

Приказ главного командира черноморского флота и портов Черного моря.

За подстрекательство к прекращению где-либо работ, за угрозы или насилие по отношению к лицам, продолжающим работать и не желающим их прекращать, виновные будут подвергаться аресту до 3-х месяцев или штрафу до 3-х тысяч рублей.

Подписал вице-адмирал Чухнин.

МОСКВА, 27-го сентября.

(По телефону)

К беспорядкам в Москве

Сегодня, как и в предыдущие дни ни одна из московских газет не вышла. Петербургские газеты с телефонными известиями о московских событиях раскупаются нарасхват. Положение попрежнему остается напряженным и неопределенным. <...>

"Новое Время". (С-Петербург)

ТЕЛЕГРАММЫ

ЛОНДОН, 26-го сентября (9-го октября). По случаю еврейского поста сегодня в восточной части Лондона среди русских и польских евреев возникли беспорядки между правоверными евреями и свободомыслящими. Последние устроили пиршество, в то время как первые постничали. В происшедшей схватке ранено восемь евреев и двое полицейских.

ГЕРМАНИЯ

БЕРЛИН, 26-го сентября (9-го октября). В Аахене на торжественном обеде католической конгрегации кельнский архиепископ кардинал Фише произнес тост "за нашего чудного императора". Тост был встречен радостными кликами.

НОВОРОССИЙСК, 26 сентября. Сегодня ночью неизвестные злоумышленники пытались поджечь амбар на портовой территории. Поджог был вовремя обнаружен.

9 октября (26 сентября) 1905 года.

МОСКВА, 26-го сентября.

Вчера, 25-го сентября около 12 часов дня на Страстной площади вновь собралась толпа народа, но принуждена была отступить под натиском сумского драгунского полка. <...>

Войска и наряды полицейских в течение уже трех суток не снимаются с улиц и площадей, но меняются каждые 8 часов. Густой лентой городовые оцепили часть Тверской улицы, Страстную площадь и прилегающие бульвары. <...>

ГЕЛСИНГФОРС, 25-го сентября. Из Кеми телеграфируют, что 23-го вечером на Селкясари в одном километре от города жандармами найдены зарытыми в песок 17 винтовок, 20 штыков и 3 ящика и 2 пакта с револьверными патронами.

КИШИНЕВ, 25-го сентября. Губернатор запросил кишиневского исправника по поводу заявления румынских властей российскому посланнику, будто из Бесарабии русские подданные переходят в Румынию, прося сообщить, чем вызывается массовый переход русскими евреями румынской границы, и какие меры приняты к ограждению румынского королевства от наплыва бессарабских евреев.

"Новое Время". (С-Петербург)

ТЕЛЕГРАММЫ

КИЕВ, 24 сентября. Вчера утром обнаружен сполз Владимирской горы, составляющей откос горы на которой находится Михайловский монастырь. <...> Сполз вызван дождями и плохим устройством отвода дождевых вод. <...> Обвалом горы на Александровской улиц разрушено совершенно два каменных дома.

8 октября (25 сентября) 1905 года.

СТУДЕНЧЕСКИЕ ДЕЛА

В московском университете

Вчера в московском университете состоялись курсовые сходки. На всех сходках не пришли ни к какому определенному решению. <...> Решено обратится к ректору университета с просьбой дать студентам возможность собраться вторично.

МОСКВА, 24-го сентября.

Сегодня рабочие собирались на Девичьем поле, на Старой Басманной у железнодорожного моста, у храма Христа Спасителя и на Страстном бульваре. Из среды рабочих была выбрана депутация, которая отправилась к градоначальнику с просьбой разрешить рабочим собраться и выяснить положение вещей. Градоначальник, разрешив сходку, посоветовал обратиться за отводом помещения для сходки к московскому городскому голове, а последний уступил для этой цели московское городское капцовское училище. Сходка будет происходить 25-го и 2-го сентября. <...>

Сегодня среди московских булочников началось брожение, вызванное недовольством на то, что хозяева московских булочных до сих пор не исполняют принятые ими от рабочих требований. <...>
Сегодня во всех булочных и пекарнях усиленно разбирался хлеб. <...>

БЕРЛИН, 24-го сентября (7-го октября). Город Берлин подносит по случаю серебряной свадьбы императорской чете 500 000 марок на благотворительное учреждение имени императора Вильгельма и императрицы Августы.

ПЯТИГОРСК, 24-го сентября. Сегодня ночью шайкой разбойников в восемь человек произведено вооруженное нападение на мужской монастырь при горе Бештау; один послушник убит пулей; преступники еще не пойманы.

МОСКВА, 24-го сентября. Желая прийти на помощь населению, оставшемуся без трамвая, управа распорядилась 25-го сентября открыть на линиях электрического трамвая конное движение, взяв часть вагонов и лошадей с других линий.

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 24-го сентября. Вышедший вчера в 1 ч. ночи из Ростова почтовый поезд потерпел крушение около станции Кущевка, на 83-ей версте от Ростова. Разбито в вдребезги три вагона, остальные повреждены. Убито около 30, ранено до 40 человек. <...>

"Новое Время". (С-Петербург)

ТЕЛЕГРАММЫ

ЯРОСЛАВЛЬ, 24 сентября. Ярославский купец Н.М.Градусов пожертвовал городу вновь выстроенный за рекой Которостью дом с церковью под второе трехклассное городское училище имени жертвователя. <...>

7 октября (24 сентября) 1905 года.

СТУДЕНЧЕСКИЕ ДЕЛА

В высших технических училищах Москвы

Все воспитанники московских высших технических училищ решили приступить к занятиям. Наиболее успешно идут занятия в Императорском техническом училище. Здесь на лекциях бывает много слушателей, сходки устраиваются редко, и то только в свободных от занятий аудиториях.

НЬЮ-ЙОРК, 23-го сентября (6-го октября). ("Times"). Президент Рузвельт сообщил сенатору Симмонсу, что он не считает для себя возможным выставить в 1908 году свою кандидатуру на президентский пост.

МОСКВА, 23-го сентября. <...>Сегодня Максим Горький читал на частной квартире с благотворительной целью свою пьесу "Дети Солнца". Было 200 мест по 25 рублей каждое.

НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 23-го сентября. Дума послала графу Витте телеграмму следующего содержания: "Нижегородская городская дума приветствует ваше сиятельство, почетного гражданина нашего города, с благополучным возвращением на родину. Русская земля не забудет ваших великих трудов в Портсмуте. Только вашим талантам обязаны все русские люди прекращением кровопролитной войны на Дальнем Востоке с охранением чести и достоинств России".

НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 23-го сентября. Сегодня в 20-ти верстах от города Камышин на пассажирском пароходе общества по Волге "Император Николай Второй" взорвало топку парового котла. Трое из машинной команды убито, 6 пассажиров обварено паром.

ХРОНИКА

23-го сентября в помещении Императорского общества поощрения художеств открылась интересная выставка японской живописи, под названием "Душа японского народа". <...>
Выставка японской живописи состоит из обширной коллекции (подполковника) С.Н.Китаева, собранной им за семь лет пребывания в Японии <...>.

МОСКВА, 24-го сентября.

(По телефону)

Сегодня ни одна московская газета не вышла. Все типографии и литографии охраняются казаками и полицией. На улицах сегодня утром спокойно. Тем не менее, царит большое оживление. На улицах масса пешеходов, по преимуществу из трудящихся классов.

Столкновение у памятника Пушкина

Вечером у памятника Пушкина на Тверском бульваре собралась толпа и начали произносить речи. Жандармский разъезд под начальством ротмистра жандармского дивизиона Величковского стал разгонять топу, оказавшую сопротивление, бросавшую камнями и стрелявшую их револьверов. Одним выстрелом тяжело ранен Величковский.

МОСКВА, 24-го сентября. Не смотря на поздний час (12 часов ночи) на Страстной площади и Тверском бульваре до сих пор идут митинги на открытом воздухе. Казаки разгоняют толпу, но она опять собирается.

"Новое Время". (С-Петербург)

ТЕЛЕГРАММЫ

ЛОНДОН, 23-го сентября (6-го октября). <...> Полагают, что подготовлялось й2 покушение на жизнь военного министра Арнольда Форстера. Садовник нашел в саду под окном кабинета военного министра заряженную бомбу. Он осторожно ее убрал и сообщил находке властям. Производится расследование, но о результатах его ничего не известно.

СИМФЕРОПОЛЬ, 23 сентября. Благодаря перехваченному письму в симферопольской тюрьме обнаружен громадный подкоп. Тюрьму оцепили войска, побег арестантов предотвращен.

КАШИРА, 23 сентября. Местным земством устроен сельско-хозяйственный ломбард, из которого население покупает ржаную муку по заготовительной цене, 88 коп. за пуд. Это удерживает, несмотря на неурожай, поднятие цен частными торговцами.

СПОРТ

Матч на футбол между "Меркуром" и Петровским кружком из-за первого на второй кубок не дали результата; оба клуба по одному разу загнали мяч в ворота противников и матч был объявлен в ничью.

6 октября (23 сентября) 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

ЛОНДОН, 22,IХ - 5,Х. Известный барон Суемасу в своей книге под заглавием "Взошедшее солнце" горячо отстаивает идею коалиции Англии, Японии и Соединенных Штатов. "Это был бы грандиозный союз, который был бы хозяином и вершителем судеб Дальнего Востока, создав там новую эру свободы, прогресса и просвещения.

ЕКАТЕРИНОСЛАВ, 22, IХ. Помимо демократической либеральной еврейской партии, образовалась "партия русских людей", ставящая в центре своей программы интересы коренного населения.

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 22, IХ. Близ Азова толпа грабителей напала на проезжавших немцев-колонистов. Одного убили, а всех остальных ограбили. Когда грабители были пойманы и посажены в азовскую тюрьму, толпа горожан ворвалась к ним и зверски их убила.

ЗУБЦОВ, 22, IХ. Идет земское собрание. Крестьяне, исключая трех старшин, отсутствуют. Злободневные вопросы не затрагиваются вовсе. <...> Почти все предложения губернского земства, так или иначе касающиеся дела народного образования, провалились.

На Кавказ

ТИФЛИС, 21, IХ. Донесение принца Наполеона, эриванского генерал-губернатора, свидетельствует, что возобновившиеся в Эривани кровавые столкновения мусульман с армянами еще не прекратились и грозят принять серьезные размеры. <...>

Япония

ТОКИО, 22 ,IХ - 5 ,Х. ("Рейтер"). Агитация против мирного договора прекратилась, но началась кампания против правительства. Кабинету придется выдержать сильную атаку, когда откроется парламент.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

Забастовка

Вчера забастовали рабочие типографий С.П.Яковлева, Пашкова, "Губернских Ведомостей" и "Телефон Нового Времени".<...>

<...> В 7 ч. вечера толпа забастовщиков собралась перед домом "Московских Ведомостей". Они требовали от работавших там наборщиков бросить работу, а когда те этого не исполнили - побили стекла в типографии. Появившийся наряд полиции заставил толпу разойтись.

В типографии были погашены огни и работа прекратилась.

МОСКВА. 22-го сентября.

Сегодня рабочие городских водопроводов предъявили новые требования. К водопроводу для охраны водопроводных сооружений приглашены казаки.

На доме где родился Ф.М.Достоевский, сегодня по распоряжению городской управы прибита мраморная доска с соответствующей надписью. В этом доме теперь помещается амбулатория.

"Новое Время". (С-Петербург)

ТЕЛЕГРАММЫ

Греко-румынский конфликт

ЛОНДОН 21-го сентября (4-го октября). Греческая миссия в Лондоне заявила по поводу взаимных отношений Греции и Румынии, что обращение, которому подвергаются греки в Румынии хуже, чем оно было бы, если бы обе страны вели между собой войну.

5 октября (22 сентября) 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

ТУЛА, 21, IХ. Сегодня в окружном суде разбиралось дело Стояна (он же Чайковский), известного своими крупными церковными кражами: в Казани он похитил чудотворную икону Божей Матери, в Туле - шитую жемчугом ризу икон Богоматери, находящейся в Казанской церкви; стоимость ризы 20 тыс. рубл. Стоян, и его соучастник Шиллинг, признанные виновными, приговорены в каторжные работы: первый на 11, второй - на 10 лет.

КУРСК, 21, IХ. Вчера здесь на почве ревности разыгралась кровавая драма. Офицерский денщик Калашников двумя выстрелами тяжело ранил парикмахера Коняева, а затем несколькими выстрелами покончил с собой.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

Университет

Вчера, 21-го сентября в восьмом часу вечера в аудитории юридического корпуса начался наплыв массы посторонней публики.
Собралось в общем свыше трех тысяч человек <...>.
В виду опасности, с которой сопряжены подобные собрания, как для университета, так и для самих участников, профессорская комиссия под председательством ректора признала необходимым временно закрыть университет.

ДНЕВНИК ПРОИСШЕСТВИЙ

Побег арестантов

Вчера во время следования в сопровождении полицейского конвоя нескольких арестантов по Кудринской площади, один из арестантов, Василий Игнатов, бросился в сторону и через проходной двор дома Сычева скрылся.

"Новости Дня" (Москва)

Забастовки

Вчера забастовали типографы и литографы московских типографий. Типографы и литографы требуют введения 8-часового рабочего дня, повышения жалования и сдельной платы, сложения штрафов, улучшения санитарных условий жилых помещений рабочих и помещений в которых производятся работы, вежливого обращения и т.д. <...>

4 октября (21 сентября) 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

С Дальнего Востока

ВЛАДИВОСТОК, 19, IХ.

Вчера на Камчатку, по распоряжению главнокомандующего и согласно ходатайству генерал-губернатора Хрещатицкого, вышел транспорт "Аргун". Главная цель посылки транспорта - выяснить истинное положение дел на далекой окраине, лишенной в течение двух последних лет возможности непосредственного сообщения с Россией. <...>

ТЕЛЕГРАММЫ

ЯРОСЛАВЛЬ, 20, IХ. Сегодня началось заседание суда чести. Студент лицея Гольденберг, член академического союза, обвиняет студентов Кучерова и Кауфмана в оскорблении на сходке. Судьями выступают видные местные общественные деятели.

НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 20, IХ. Сильной прибылью воды подмыло хлебный амбар Якова Башкирова на набережной. Амбар, вмещавший 15 000 пуд. пшеницы, рухнул в реку. Люди спаслись.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

Новая забастовка

<...> Вчера до полудня электрические трамваи вовсе не ходили, в виду прекращения работ на миусской подстанции, вызванного забастовкой ремонтных рабочих в мастерских городского трамвая. <...> Забастовавшие рабочие в настоящее время настаивают на удовлетворении всех своих требований, заявленных еще летом и поныне не удовлетворенных управой; <...>

"Новости Дня" (Москва)

ПЕТЕРБУРГ.

По телефону.

(От наших корреспондентов).

20-го сентября.

Высочайший рескрипт на имя хана хивинского Сеид-Магомед-Рахим-Богадур-хана о пожаловании ему осыпанного алмазами портрета Государя Императора для ношения на груди <...>.

За последние дни в Петербурге арестовано несколько нелегальных типографий социал-демократических организаций. Говорят, что эти арест произведены по доносу одного из членов центральной организации, оказавшегося провокатором.

3 октября (20 сентября) 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

ВАРШАВА, 19,IХ. Взрывом разрывного снаряда, брошенного неизвестными лицами, разрушена часть памятника погибшим воинам, сооруженного в память 1830 года в предместье Варшавы Чисте. <...> Бомба брошена вечером.

ГЕЛЬСИНГФОРС, 18,IХ. <...> По известиям из Кеми, на острове Ряйске, недалеко от названного города найдены зарытыми в песок два ящика, содержащие сорок ружей, четыре ящика патронов, пять ящиков револьверов и патронов, вместе три ящика взрывчатых веществ и один ящик, содержание которого неизвестно. Все найденное перевезено на крейсер "Азия".

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

В Третьяковской галерее

Комиссия по приобретению новых художественных произведений в городскую художественную галерею имени П. и С.М.Третьяковых на днях ознакомилась с собранием акварелей художника Борисова-Мусатова. Решено приобрести две акварели - "Лето" и "Осень". <...>

"Новости Дня" (Москва)

ХРОНИКА

Вчера известная благотворительница В.А.Морозова сделала заявление правлению Пироговского общества, что она жалует 10 тысяч рублей для устройства продовольственных пунктов и для других мероприятий, необходимых, по мнению общества, для помощи голодающим. <...>

ГОРОДСКИЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Домовладелец в Ново-Чухнинском переулке, надворный советник Сергей Александрович Дьячков, за систематическое нарушение обязательного постановления по санитарной части подвергнут административному денежному взысканию в размере 500 рублей.

ТЕАТР и МУЗЫКА

Дирекция драматического театра в Петербурге заявляет: "В.Ф. Комиссаржевская повредила себе ногу и не может выступать на сцене в течение недели".

ХРОНИКА

Новый предмет в реальных училищах

С начала настоящего учебного года по распоряжению министерства народного просвещения в курс VII класса реальных училищ введено преподавание новейшей русской литературы после Гоголя.

Покушение на президента

НЬЮ-ЙОРК, 20-го сентября (3-го октября). Президент кубанской республики на днях чуть не седлался жертвой преступного покушения. На полотно железной дороги, по которому должен был проехать президентский поезд были положены камни. Покушение не удалось.

2 октября (19 сентября) 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

ТЕЛЕГРАММЫ

ПАРИЖ, 18,IХ - 1,Х. Вчера ваш корреспондент осматривал международную выставку борьбы с туберкулезом. Россия представлена на выставке крайне слабо. Лавры первенства принадлежат Германии, отдел которой самый богатейший.

САРАТОВ, 18, IХ. Идут частные совещания дворян губернии. Обсуждается проект "известного" аткарского "дворянина Павлова" об учреждении всероссийского союза землевладельцев. Цель союза - доминирование дворян в государственном и местном управлении.

НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 18, IХ. Объявлено губернатором обязательное постановление о запрещении всяких собраний без разрешения полиции. На Волге большая прибыль воды. Перекатов нет, как весной.

ТЕЛЕФОН

(От наших корреспондентов).

ПЕТЕРБУРГ, 18, IХ.

По слухам, циркулирующим в петербургских административных сферах, граф С.Ю.Витте, после посещения яхты "Полярная Звезда", привез широкие полномочия на составление кабинета министров, где он сам займет место премьера.

ДНЕВНИК ПРОИСШЕСТВИЙ

Третьего дня двое мальчишек, подойдя к задремавшему на скамейке А.М.Воробьеву, стали обшаривать карманы и похитили ссудо-сберегательную книжку на 400 рублей.

"Новости Дня" (Москва)

Руси есть веселие пити.

По данным министерства финансов, средний денежный расход на водку на душу населения составляет по различным губерниям сумму от 2, 77 до 7,82 р. В отдельных местностях деревенская семья покупает ежегодно вина обыкновенно на 26 - 30 - 39 рублей, и это в то время, когда, например, прокормление ее каждого члена обходится в год около 36 рублей, одежда 40 руб., все повинности 15 руб., прокорм лошади 35 руб., ремонт построек и земледельческих орудий приблизительно 20 руб. Следовательно, на вино крестьянин тратит в отдельности значительно больше, чем на собственное содержание и на поддержку живого и мертвого хозяйственного инвентаря.

ГОРОДСКИЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Вчера, в 4 часа, на Гавриковской площади задержали какого-то незнакомца, на котором было надето около 4-х пальто и в руках были узлы с носильным платьем. Оказалось, что задержанный только что успел в доме Соболева в Девкином переулке, обокрасть квартиру мещанина Савицкого, откуда похитил разных вещей на 150 руб.

САРАТОВ, 18-го сентября. Сегодня в Покровскую воскресную школу, во время совершения молебна перед началом занятий, ворвалась толпа молодежи, человек в сто, и начала петь революционные песни. Богослужение было прервано. Полиция экстренно вытребовала казаков, которыми толпа была рассеяна. Несколько зачинщиков арестовано.

1 октября (18 сентября) 1905 года.

"Русское Слово" (Москва)

На Кавказе

БАКУ, 17, IХ. Вчера вечером <...> близ здания местного полицейского управления задержан подозрительно державший себя неизвестный человек. При обыске при нем найдена бомба. Он оказался русским рабочим.

ТЕЛЕГРАММЫ

ХРИСТИАНИЯ, 17(30),IХ. На многих народных митингах приняты резолюции, предлагающие плебисцит по вопросу об образе правления. Бьерстьерне - Бьернсон - принципиальный республиканец - высказывается за монархическое правление, в виду неопределенного международного положения.

Чума

ЧИТА, 7, IХ. 15-го сентября губернатор осведомлен, что в поселке близ станции "Далай-Нор" заболело чумой 12 человек и 10 из них умерло. Диагноз болезни точно установлен. Сегодня состоится совещание по этому поводу.

Народный университет

Вчера в городскую думу подано заявление известным всей Москве отставным генерал-майором генерального штаба Альфонсом Леоновичем Шанявским следующего содержания: " <...> я прошу московское городское общественное управление принять от меня для почина в дар г. Москве принадлежащее мне <...> недвижимые имущества: дом с землей для устройства и содержания в нем или из доходов с него народного университета <...>

ДНЕВНИК ПРОИСШЕСТВИЙ

Кражи

В доме Заиконоспасского монастыря, по Никольской улице, обокраден магазин куп. Истомина. Воры проникли в магазин, проломив потолок. Похищены иконы и драгоценные вещи на несколько сот рублей.

"Новости Дня" (Москва)

ПЕТЕРБУРГ.

По телефону.

(От наших корреспондентов).

17-го сентября.

Из Ясной Поляны получено сведение, категорически опровергающее газетные сообщения о решении Льва Николаевича Толстого баллотироваться в государственную думу. Точно также опровергается сообщение о лошади, полученной в дар Л.Н. от эмира бухарского.

ХРОНИКА

Попечительный совет педагогических курсов общества воспитательниц и учительниц разрешил допустить на курсы, кроме женщин, и мужчин.

ГОРОДСКИЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

16-го сентября кр. Ерохин, разыскивая своего земляка, зашел в коридор дома Федосова, во 2-м Новом пер. где на него напали двое грабителей и радели его, а когда Ерохин стал сопротивляться, то они пригрозили ему ножом. Один из грабителей задержан.

МОСКВА, 17-го сентября.

По распоряжению административной власти сегодня в Орехово-Зуево отправлены две сотни казаков. Как говорят в Орехове-Зуеве началась общая забастовка. Ходят упорные слухи, что там же вспыхнули беспорядки.

Генерал Шанявский пожертвовал для учреждения народного университета три больших здания на Арбате, приносящие до 45-ти тысяч годового дохода. Университет предназначается для лиц обоего пола без различия национальности. <...>