"Принцесса-убийца!"

Принцесса Елизавета, жена принца Оттона Виндшгрец, дочь эрцгерцогини Стефании (ныне графини Лоней) и покойного эрцгерцога Рудольфа, внучка австрийского императора и бельгийского короля, совершила в Праге покушение на убийство актрисы Циглер. Принцесса знала, что эта особа была любовницей принца Оттона. Подозревая, что муж и разлучница встречаются на вилле Вельшовельц, в окрестностях Праги, принцесса отправилась туда. Лакей, охранявший дверь, пытался не впустить ее. Принцесса вынула револьвер и выстрелила. Легко раненый "страж" постыдно бежал.
Тогда принцесса свободно вошла в комнаты и нашла мужа и актрису в весьма легкомысленных позах.
Раздались два выстрела, и любовница принца упала тяжело раненая. Принцесса хотела стрелять в мужа, но тот со страху спрятался под кровать и принялся плакать, умоляя разъяренную супругу пощадить его жизнь.
Принц просидел в своем убежище более часу. Наконец принцесса сама вышла из виллы и заявила о своем преступлении.
- Я хотела убить и мужа, но он оказался чересчур жалким трусом.

("Петербургская Газета" 10 декабря (27 ноября) 1903 года)

Принцесса Елизавета, жена принца Оттона Виндшгрец.

Русский Голос (Русский Листок)

ЗАГРАНИЧНАЯ ЖИЗНЬ

<...> Вооруженная револьвером, принцесса сначала ранила лакея, загородившего ей дорогу, а затем двумя выстрелами смертельно ранила свою соперницу. Супруг-же принцессы со страха выскочил в окно. Актрису Циглер отправили в больницу.

("Русский Листок" Москва. 11 декабря (28 ноября) 1903 года)

ЗАГРАНИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Чешская актриса г-жа Циглер, жертва ревности принцессы Елизаветы, как передают газеты, скончалась в больнице, куда была перевезена. Об убийце газеты сообщают следующие подробности. Принцесса еще совсем юная особ: ей всего 20 лет, и свадьба ее с принцем Виндишгрецем состоялась в январе прошлого 1902 г. Она дочь трагически умершего австрийского престолонаследника эрцгерцога Рудольфа*) и эрцгерцогини Стефании, дочери бельгийского короля, ставшей теперь графиней Лонай. Виндшгрец, хотя принадлежит к старинному австрийскому дворянству, не мог быть претендентом на ее руку, и император Франц-Иосиф согласился на этот брак, лишь уступая капризу своей любимицы внучки, которую он боготворит. На глазах юно принцессы Елизаветы разыгрались все семейные раздоры ее матери с эрцгерцогом Рудольфом и ужасная его смерть.

("Русский Листок" Москва. 12 декабря (29 ноября) 1903 года)

Скандал с принцессой

Как оказывается, вся история с попыткой принцессы Виндишгрец, внучки императора Франца-Иосифа, убить любовницу своего мужа - актрису Циглер - вымышлена от начала до конца. Автор выдумки одна из товарок г-жи Циглер.
"Убитая по-прежнему выступает на театральных подмостках. С другой стороны "убийца" готовится вскоре произвести на свет ребенка, т.е. не покидает своей комнаты, а тем более не может совершать экскурсий для выслеживания своего мужа.
Все хорошо, что хорошо кончается.

("Петербургская Газета" 13 декабря (30 ноября) 1903 года)

Московские Ведомости

ЗАГРАНИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Романтическая история

<...> Княгиня Виндишгрец - дочь покойного кронпринца австрийского Рудольфа*) и его жены кронпринцессы Стефании, ныне находящейся в замужестве за графом Лоннэй. Таким образом она внучка короля Бельгийского и императора Франца-Иосифа, который страстно любил единственную дочь своего несчастного сына. Ей нет еще двадцати лет от роду, и когда она влюбившись в князя Оттона Виндишгреца, который ни по своему положению, ни по характеру не был достоин ее, просила деда о позволении вступить с ним в брак, то император Франц-Иосиф долго не давал на это согласия, в надежде, что увлечение принцессы будет мимолетное. Настойчивость принцессы и воспоминание о несчастной семейной жизни сна побудили императора дать свое согласие, и свадьба состоялась в прошлом году. Это счастье продолжалось недолго.
Пражский инцидент в Вене произвел удручающее впечатление и там все слухи об этом называют лишенными основания. Между князем и княгиней существует де полное согласие и там ожидается вскоре прибавление семейства. Правда, г-жа Циглер и камердинер действительно находятся в больницах, но г-жа Циглер страдает не от раны, а желудочными болями. В берлинский "Local Anzeiger" сообщают из Праги, что связь князя с артисткой Циглер, как всем известно, действительно существовала и семейная жизнь в княжеском семье была полна серьезных раздоров.

("Московские Ведомости" 14(1) декабря 1904 года)

Принц Оттон Виндшгрец

*) Рудольф Франц-Карл-Иосиф - эрцгерцог и кронпринц австрийский(1858 - 1889), единственный сын императора Франца-Иосифа. <...> По натуре Рудольф был человек увлекающийся и привлекавший к себе симпатии населения, но в последние годы жизни он стал нервным и раздражительным. Незадолго до смерти он страстно влюбился в красивую румынку, 20-летнюю баронессу Вечера. При его страстности и вместе отсутствие воли, он не мог найти выхода из положения, которое запутался; мечтал о разводе с женой и женитьбе на Вечера, но в тоже время, под давлением отца, дал слово разорвать отношения с последней. Это привело к катастрофе. 30 января 1889 г. Рудольф найден был с простреленной головой и с разряженным револьвером в руке в его охотничьем замке Мейерлинг, близ Вены. На той же кровати лежала отравившаяся стрихнином баронесса Вечера. <...>

("Энциклопедический словарь". Издатели: Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Том XXVII. С.-Петербург. 1899)

ЗАГРАНИЧНАЯ ЖИЗНЬ

История убийства венской артистки Циглер принцессой Виндишгрец оказывается с начала до конца сочиненной репортерами. Князь Виндишгрец живет с супругой в полном согласии, а с г-жой Циглер даже не знаком. Что же касается этой последней, то ее никто не убивал. Госпожа Циглер пользуется завидным здоровьем и даже счастьем... ибо на днях она вышла замуж по любви за одного венского портного. Поводом к смерти подал отъезд князя Виндишгреца на охоту, а также то обстоятельство, что г-жа Циглер не появлялась в течение нескольких дней на подмостках своего театра.

("Русский Листок" Москва. 14(1) декабря 1903 года)

Биржевые Ведомости. Вечерний выпуск.

ЗА ГРАНИЦЕЙ

"Убийство" артистки Циглер

Сенсационный слух, что принцесса Виндишгрец из ревности убила артистку Циглер, якобы похитившую у нее сердце горячо любимого супруга, оказывается чистейшей выдумкой. Так по крайней мере уверяет одна часть иностранной печати. По мнению газет, скептически относящихся к сенсационному слуху последний распущен ловкими репортерами, в чаянии предполагаемой агитации. По заверениям скептиков, князь Виндишгрец даже не знаком с артисткой Циглер, которая продолжает пребывать в вожделенном здравии и даже на днях ... вышла замуж за одного венского портного - не из расчета, а по страстной любви. Репортеры поставили ее фамилию в связь с принцем Виндишгрецем только потому, что красавица-артистка несколько дней до опубликования скандала не показывалась на подмостках своего театра. За это же время принц отлучился из дома на несколько дней. Присоединив к этим данным всем известную болезненную ревность молодой принцессы, давнишнюю славу принца в роли заправского дон Жуана, предупреждения маститого императора Франца-Иосифа, сенсационную новость газеты подали под самым крепким соусом.
Хотя... другая часть печати, в особенности как будто хорошо осведомленный берлинский "Local Anzeiger", продолжает настаивать не только на правдоподобности, но и безусловной достоверности сообщаемого известия вопреки мнению скептиков утверждает, что г-жа Циглер лежит в больнице не благодаря своим "желудочным коликам", а благодаря огнестрельной ране, нанесенной артистке чересчур ревнивой принцессой Виндишгрец.

("Биржевые Ведомости" С-Петербург. № 599. Вечерний выпуск. 16(3) декабря 1903 года.)

Принцесса Елизавета (Elisabeth Marie Henriette Stephanie Gisela), жена принца Оттона Виндшгрец.

ЗА ГРАНИЦЕЙ

Финал скандала Виндишгрец-Циглер

Чешская артистка-красавица Циглер, "убитая принцессой "Виндишгрец из мести за похищенное ею сердце принца... на днях выступила на сцене своего театра. Публика устроила ей шумную и восторженную овацию, как бы возмещая ей неприятности, обусловленные уткой, пущенной досужими репортерами. А "венский портной" - прозвище счастливого мужа красавицы артистки, сидел в Пратере и восхищался игрой жены и овациями по ее адресу. Что же касается газет, распустивших эти нелепые слухи о покушении на убийство из-за ревности, то их [...] привлекают к законной ответственности за клевету и диффамацию.

("Биржевые Ведомости" С-Петербург. № 603. Вечерний выпуск. 18(5) декабря 1903 года.)

Письма в редакцию

М.Г. Вернувшись из Праги домой, в Берлин и просмотрев русские газеты последних дней, я узнал, что весть о драме, разыгравшейся в семье Виндишгреца, проникла, как и можно было ожидать, в также и в русскую печать. В виду того, что героиней драмы явилась дочь покойного кронпринца Рудольфа, вышедшая в прошлом году замуж по любви за князя Виндишгреца и проживающая вместе с ним в Праге в Вене быстро сочинили и пустили по миру полное опровержение, словно никакой драмы и не было.
И это опровержение уже перепечатано многими русскими газетами. Случай дает мне однако возможность подтвердить факт разыгравшейся кровавой драмы. После конфликта моего с дирекцией чешского национального театра, о котором говорит теперь вся Прага и который в подробностях в данном случае для ваших читателей не интересен, самой подходящей исполнительницей главной роли в переведенной на чешский язык пьесе моей "Дети" являлась артистка г-жа Циглер, Ей эта роль дирекцией и была предназначена, но раненая княгиней Виндишгрец, бывшей принцессой Елизаветой, артистка лежит в постели и пройдет еще добрый месяц, пока она оправится настолько, чтобы быть в состоянии снова выступить на сцене. Мне же, как автору пьесу, приходится терпеливо ждать, и эта случайность дает мне возможность показать читателям, как мало доверия следует питать ко всякого рода опровержениям в случаях, подобных разыгравшемуся в Праге.

Берлин. М.Сукенников.

("Новое Время" С-Петербург. 20 (7) декабря 1903 года)