| |
|
15 (02) апреля 1905 годаПобег арестанта31 марта в Таганке от полицейского конвой бежал сопровождавшийся из Рогожского полицейского дома в камеру мирового судьи Таганского участка крестьянин Михаил Демидов. Беглец пока не найден. Задержание шайки "освободителей от призыва в армию"<...> В настоящее время московской сыскной полицией было закончено расследование о преступной деятельности целой шайки аферистов, промышлявших в течение нескольких лет освобождением разных лиц от военной службы.<...> На сухопутном театре войныГОДЗЯДАН, 1, IV. Командующий объезжает наши армии и передовые позиции, обращаясь везде с ласковыми словами к солдатам. Прибывшие из России войска блещут строевым видом. Десятый корпус производит внушительное впечатление военной выучкой и сплоченностью массы. Маневрирование наших и японских войск продолжается.
ПАРИЖ, 1(14),IV. На долю Шаляпина, выступившего в концерте, выпали бесконечные овации. Газеты полны восторженных статей. САРАТОВ, 1,IV. Вечером в центре города один хулиган напал на проходившего студента с криком: "бей бунтарей". Хулиган получил отпор и расправа не удалась. Похищение чудотворной иконыХАРЬКОВ, 1, IV. В ночь на первое апреля в Ахтырке из соборного храма похищена чудотворная икона Ахтырской Божьей Матери в драгоценной ризе с брильянтами. Злоумышленники не обнаружены. Город в большом волнении. Харьковская полиция, получив телеграмму, приступила к розыскам. Кроме иконы, похищено много церковных вещей.
Из Москвы в Черное мореМастерская московского речного яхт-клуба занята постройкой парусной яхты для членов клуба гг. Е.В.Максимова и А.А.Глебова, отправляющихся на второй день Пасхи в дальнее плавание - по Москве, Оке, Волге до Царицына, а оттуда, перевезя яхту на колесах на Дон, в Черное море.
На митингѣ— Сегодня, въ 2 часа, въ паркѣ Хибійя митингъ противъ войны! — сообщилъ мнѣ Кошино.Это было въ Токіо, въ воскресенье, 18 ноября. Слова „противъ войны" прозвучали въ устахъ Кошино съ оттѣнкомъ сильной ироніи. Разумѣется, въ половинѣ второго мы были въ огромномъ паркѣ Хибійя. Предстоялъ грандіозный митингъ. Вотъ уже недѣля, какъ всѣ соціалисты Японіи были въ сильнѣйшемъ волненіи. 11 ноября „Хейминъ-Шимбунъ", „радикальная соціалистическая ежедневная газета", какъ значится въ заголовкѣ, ведущая горячую компанію противъ войны, выпустила номеръ, полный воспламеняющихъ статей, призывающихъ къ соціальной революціи. При газетѣ, въ видѣ приложенія, была выпущена коммунистическая программа, переведенная съ французскаго. Власти немедленно конфисковали и номеръ газеты и приложеніе. Редакторъ газеты, профессоръ Котоку, извѣстный японскій ученый, и издатель были арестованы по обвиненію въ воззваніи и подстрекательствѣ къ государственному перевороту. Какъ я узналъ потомъ, они были присуждены судомъ одинъ къ 3, другой къ 2 недѣлямъ ареста. Далеко не всѣ японскіе соціалисты, какъ я скажу подробнѣе потомъ, раздѣляютъ проповѣдь „Хейминъ-Шимбунъ," противъ войны, но насиліе надъ редакціей вызвало общіе протесты соціалистовъ. Недѣля отъ и до 18 ноября прошла въ соціалистическихъ демонстраціяхъ. Сначала былъ устроенъ митингъ—исключительно токійскими соціалистами—въ окрестностяхъ столицы въ Оджи. Его разсѣяла полиція. Тогда устроили грандіозную демонстрацію около редакціи „Хейминъ-Шимбунъ". Толпа хотѣла устроить митингъ тутъ же на улицѣ, но... Тутъ характерная, чисто японская черточка. Но „демонстранты получили приказаніе разойтись", и разошлись. — Отъ какого же приказанія? — Отъ властей. — Отъ какихъ властей? — Отъ полиціи. Сколько отъ кого я ни добивался, всѣ отвѣчали одно и то-же: — Получили приказаніе разойтись и разошлись. Такіе послушные соціалпсты существуютъ, вѣроятно, только въ Яионіи. Но волненіе не улеглось оно охватило огромный районъ. Къ воскресенью, 18 ноября, въ Токіо собрались соціалисты уже изъ очень отдаленныхъ мѣстностей, и митингъ въ Хибійя паркѣ обѣщалъ быть грандіоз-нымъ. — На этотъ разъ власти дозволили? — спросилъ я объясненія. — Соціалисты выставили предлогъ сборища! — Именно? — Офиціально они объявили, что желаютъ сняться группами, чтобы послать эти „группы протестующихъ" редактору Котоку для выраженія симпатій. Такъ какъ ихъ очень много, власти разрѣшили имъ собраться для этого въ Хибійя. Японскіе соціалисты аккуратны. Съ половины второго демопстрантьг стали являться толпами въ 300 — 400 человѣкъ. Они шли тихо, безъ криковъ, безъ возгласовъ, безъ пѣнія. Никакихъ знаменъ. Никакихъ эмблемъ. Напрасно я искалъ хоть красныхъ цвѣтовъ на кимоно. Всѣ были одѣты по-японски. Одно, что поражало въ этихъ толпахъ демонстрантовъ, необыкновенное изобиліе барабановъ. Эти барабаны должны были выражать одобреніе ораторамъ. Ихъ адскимъ грохотомъ сопровождалась каждая удачная фраза. Нѣкоторые демонстранты несли скамеечки. — Это для ораторовъ. Импровизпрованныя трибуны. Митингъ происходилъ на огромной полянѣ парка. Къ двумъ часамъ собралось тысячъ 5 — 6 демонстрантовъ. Я не безъ ужаса видѣлъ массу женщинъ и дѣтей, которыя явились „посмотрѣть". У толпы, собравшейся фотографироваться, не было ни одного фотографическаго аппарата, —мѣры полиціи и свалка были неизбежны. Любопытныхъ явилось страшное множество. Особенно много явилось рикшъ, этого самаго любопытнаго населенія Японіи. — Гдѣ шумъ, тамъ рикша. Гдѣ драка — рикшъ больше, чѣмъ дерущихся! - говорятъ японцы. Ровно въ 2 часа митингъ начался. Онъ совершенно напоминалъ митинги, которые происходить но воскресеньямъ въ лондонскомъ Гайдъ-Паркѣ. Группы слушателей окружали оратора, который стоялъ на скамеечкѣ, крнчалъ и отчаянно жестикулировалъ. По временамъ толпу прорывало. Она кричала, покрывала понравившуюся фразу, удачную мысль громомъ, — буквально громомъ,—аплодисментовъ. Барабаны ударяли адскую дробь. Нѣсколько секундъ происходило Богъ знаетъ что. Затѣмъ все моментально стихало. Дисциплина и привычка къ рѣчамъ изумительныя. И ораторъ снова начиналъ выкрикивать и жестикулировать. Около каждаго оратора стояла толпа въ нѣсколько сотъ человѣкъ. Но главная масса толпилась около одного молодого оратора. Кошино пояснилъ мнѣ: — Это самый знаменитый. Онъ называлъ какое-то мудреное имя. Вокругъ него было море головъ. Онъ не говорилъ, а вопилъ. Было удивительно, что за изумительный голосъ въ такомъ маленькомъ человѣкѣ. Онъ вопилъ, какъ утопающій, и жестикулировалъ, словно призывалъ весь міръ въ свидѣтели справедливости его словъ. Я приказаль Кошино переводить мнѣ дословно все, что говорилъ знаменитый ораторъ. Вотъ почти слово въ слово его рѣчь: — Для каждаго свободомыслящего человѣка ясно, что воина съ Россіей ведетъ Японію къ несомнѣнному разоренію... Возгласы, которые Кошино перевелъ мнѣ: — Вѣрно! Вѣрно! Такъ! Мы согласны! Легкій рокотъ барабановъ. — Финансы страны впадутъ въ полнѣйшую зависимость отъ иностранцевъ... Крики: — Такъ! Такъ! Совершенная правда! Барабаны ударяютъ сильнѣе. — Всѣ жизненныя отрасли страны станутъ подъ контроль европейцевъ... Трескъ барабановъ растетъ и растетъ. Въ крикахъ слышится уже негодованіе: — Этого надо ждать! Это правда! Это сама истина! — Явленіе крайне нежелательное для японскаго народа! — заканчиваетъ ораторъ свою мысль. Толпа аплодисментами и грохотомъ барабановъ даетъ ему передохнуть. Ораторъ, видимо приступаетъ къ болѣе сильной части рѣчи. Онъ кричитъ сильнѣе, онъ жестикулируетъ отчаяннѣе. — Онъ большой насмѣшникъ! — пояснилъ мнѣ Кошино во время паузы и аплодисментовъ. — Онъ пишетъ статьи въ „Хейминъ-Шимбунъ" и издѣвается надъ правительствомъ! — Стремленіе японскаго правительства, — кричитъ ораторъ,—стать на ряду первоклассныхъ державъ, не будучи на самомъ дѣлѣ большой державой, я нахожу смѣшнымъ. Словно что-то прорвало. Барабаны грянули оглушительно. Всѣ руки поднялись вверхъ. Всѣ аплодируютъ. Всѣ кричать. — Да, смѣшнымъ! — вопить ораторъ, когда смолкаетъ адскій шумъ. — Какъ можетъ пигмей стать гигантомъ? Послѣднюю фразу Кошино перевелъ мнѣ дословно такъ: — Какъ можетъ взрослый человѣкъ маленькаго роста вырасти на голову выше высокихъ людей? И эта мысль вызвала тотъ же адъ одобреній. — Мы должны заботиться о поднятін благосостоянія народа, — война же прямо противоположна этому стремленію! Новый громъ аплодисментовъ. Но съ окраинъ луга донеслись крики. — Что такое? — Идемъ, сэръ! Полиція! — закричалъ Кошино. Съ начала митинга прошло какихъ-нибудь 5 м. Изъ разныхъ аллей появились полицейскіе. Ихъ было человѣкъ 50 — 60. Противъ толпы въ... 5 — 6,000 человѣкъ. II все бросилось бѣжать. И все... огласилось хохотомъ. Страшнымъ, неудержнмымъ хохотомъ. Хохотали, корчась, рикши. Покатывались съ хохота женщины. Визжали отъ радостнаго хохота дѣти. Хохотали любопытные. Хохотали демонстранты. — Эти чего? — изумился я. — А что жъ имъ? Они все сказали, что нужно! — спокойно пояснилъ мнѣ Кошино.—У насъ никогда не говорятъ длинныхъ рѣчей. Съ пародомъ надо говорить кратко, чтобъ запомнилась каждая фраза! Я взглянулъ на него съ изумленіемъ. А на лугу шла веселая баталія. Прямо веселая баталія Въ маленькихъ японскихъ полицейскихъ я узналъ старыхъ знакомыхъ, Бобби,—классическихъ полисменовъ Лондона. Та же муштровка, тѣ же пріемы, скопированные совершенно точно. Они, маленькіе, шли тѣмъ же ровнымъ, широкимъ шагомъ, эластичнымъ шагомъ. Крикъ: — Разойдитесь! И движеніе на толпу. Тѣ же классическіе толчки, — не удары, а толчки— на вытянутыхъ рукахъ. Но толчки, отъ которыхъ трудно устоять на ногахъ. Рѣдко больно, но вы всегда отлетаете на нѣсколько шаговъ. Плюсъ еще,—чисто японскій способъ борьбы. Самый популярный и любимый. Группа демонстрантовъ не расходится, кричитъ, бьетъ въ барабаны. Два-три полицейскихъ устремляются на нихъ своимъ широкимъ, легкимъ, эластичнымъ шагомъ. Каждый выбираетъ себѣ жертву. Схвативъ за руку выше локтя, за плечо. Движеніе, — и злосчастная жертва японской борьбы волчкомъ летитъ въ сторону, кружится турманомъ и кувыркомъ летитъ на землю шагахъ въ десяти. Это вызываетъ хохотъ и общіе аплодисменты. Страстные спортсмены въ душѣ, японцы и тутъ видятъ только атлетическую сторону дѣла. — Ловко! И это приводить ихъ въ восторгъ. Хохочутъ, вставая съ травы, даже потерпѣвшіе. Я опредѣлилъ бы такъ: — Дѣйствія японской полиціи, это—соединеніе техническихъ движеній лондонскихъ полисменовъ съ эластичностью японцевъ. И при этомъ пикакого избіенія, никакого калѣченія, — ни искры озлобленія въ глазахъ. Я вспомнилъ лондонскія демонстрацiи и лондонскихъ Бобби. Сжатые, какъ у бульдоговъ, зубы, глаза, полные какого-то холоднаго бѣшенства, злобы. Вопли и озлобленіе толпы при ужасающемъ натискѣ. Здѣсь глаза полицейскихъ искрились смѣхомъ. Лица были полны добродушія. Демонстранты разбѣгались, отбѣжавъ, собирались вновь группами, и снова бѣжали, потерявъ нѣсколько волчкомъ завертѣвшихся товарищей. Ни одного ареста. И черезъ 2 — 3 минуты все было кончено. Все это было похоже на какую-то пантомиму, весело разыгранную на зеленомъ лугу, подъ яркими лучами золотого солнца. Японскія женщины знали, что дѣлали, когда вели на спектакль своихъ дѣтей. Какъ ни тихо передвигаются на своихъ скамеечкахъ японки, но онѣ ушли и увели дѣтей совершенно спокойно. Не было слышно даже дѣтскаго плача. Толпа въ 5 — 6 тысячъ человѣкъ отступила, — и 50 — 60 полицейскихъ, не перестававшихъ смѣяться все время сраженія, остались господами луга и по-ложенія. Изо всего была сдѣлана скорѣе потѣха, чѣмъ ужасъ. Демонстранты спокойно и безъ шума разошлись по городу. Такъ кончился митингъ противъ войны. Какъ велико число соціалистовъ въ Японіи? — Офиціально ихъ считается въ Японіи теперь милліонъ! — говорили мнѣ европейцы-предприниматели, разумѣется, очень интересующіеся этимъ движеніемъ, грозящимъ сдѣлать страну, гдѣ они работаютъ, совсѣмъ иною. И добавляли: — Но это не значить, что завтра не будетъ 5 милліоновъ. Одинъ англичанинъ, старожилъ Японіи, выразился такъ: — Можно подумать, что каждый японскій соціалистъ родить десятокъ. И что это случается съ нимъ, по меньшей мѣрѣ, два раза въ годъ! Такъ быстро они плодятся. А редакторъ „Kobe-Herald"a, на котораго мнѣ указывали, какъ на знатока Японіи, опредѣлилъ въ бесѣдѣ со мной: — Если будетъ такъ продолжаться, завтрашній деньЯпоніи — соціалистическій. Велико ли число соціалистовъ? Я вамъ отвѣчу кратко, но точно: все молодое поколѣніе японскаго народа наклонно къ соціализму. — Причина? Онъ назвалъ обычную, трафаретную: — Распространеніе образованія. Школы выпускають массу грамотнаго, понимающаго свое положеніе народа, и только незначительная сравнительно часть можетъ найти себѣ заработокъ по душѣ и, по ихъ мнѣнію, по заслугамъ. Результата этого — въ больши-ствѣ случаевъ обращеніе въ соціализмъ и единственная надежда на реорганизацию общества на началахъ большей справедливости. — Какъ относится къ,этому правительство? — Движеніе не въ его власти. Оно сильнѣе и глубже полицейскихъ мѣръ. Какъ всякое экономическое движеніе. Нужны новыя мѣста, гдѣ могли бы применяться всѣ эти руки, ищущія труда. Нужны новыя области. Тѣсно. И пока тѣсно, — невзирая на всѣ мѣропріятія правительства,—соціализмъ дѣлаетъ огромный прогрессъ въ Японіи, выигрываетъ въ силѣ и значеніи. — Какъ повліяла на него война? — Никто такъ много не выигралъ отъ войны, какъ соціализмъ. Соціализмъ страшно выросъ за этотъ годъ. Я обращался съ тѣмъ же вопросомъ къ людямъ, тоже хорошо знающимъ страну и притомъ самымъ ярымъ врагамъ соціализма. Къ христіанскому духовенству. Къ католическимъ миссіонерамъ. — Повѣрьте, что соціализмъ чуждъ духу японскаго народа. Кроткаго и довольствующагося очень малымъ, — говорилъ мнѣ въ Токіо миссіонеръ, французъ, состарѣвшійся въ Японіи. Это говорится всегда и вездѣ, и не это мнѣ нужно было знать. — Но количественно? Растетъ соціаліізмъ? Вы знаете японскій народъ. Онъ неохотно отвѣчалъ: — Это просто недовольство... Это тѣснота... — Поставимъ вопросъ такъ. Два новыхъ для Японіи ученія ведутъ борьбу со старыми вѣрованіями и взглядами. Христіанство и соціализмъ. Какое изъ двухъ ученій... Христіанство, конечно, могущественнѣе: оно вѣчно. — Я въ этомъ и не сомнѣваюсь, мой почтенный отецъ. Но я спрашиваю про настоящій моментъ: кто больше пріобрѣтаетъ адептовъ, — мисссіонеры или соціалисты? Онъ отвѣчалъ: — Соціалисты! И со вздохомъ добавилъ: — О, куда больше! У японскихъ соціалистовъ есть особенности. Въ то время, какъ ихъ европейскіе собратья „узурпировали", такъ сказать, дѣло справедливости. Гдѣ бы, въ какой области, юридической, международной, ни совершалась несправедливость, — они берутъ попранное дѣло справедливости подъ свою защиту. Въ то же время японскіе соціалисты очень неохотно занимаются чѣмъ-нибудь, кромѣ вопроса о перемѣнѣ экономическая строя. Протестъ противъ войны въ Яноніи исходить отъ соціалистовъ. Это правда. Но протестующіе — незначительное меньшинство. Большинство японскихъ соціалистовъ не сочувствуетъ этимъ протестамъ. — Это не наше дѣло! Наше дѣло — вопросы чисто экономическіе. Мнѣ было интересно нобесѣдовать по этому поводу съ кѣмъ-нибудь изъ главарей янонскаго соціализма, и я бесѣдовалъ въ Осако съ однимъ учителемъ и публицистомъ, соціалистомъ, принимавшимъ участіе въ той же „Хейминъ-Шимбунъ". — Мы разошлись съ редакціёй съ начала войны. Разошлись изъ-за ея похода противъ войны. Редакція примкнула къ меньшинству нашей партіи, я принадлежу къ большинству, которое говорить: вопросъ о войнѣ не наше дѣло. — Вы не противникъ войны? — Я отношусь къ ней такъ же, какъ ко всякому другому явленію капиталистическаго строя. Не будетъ капиталистическаго строя, — не будетъ въ числѣ многого другого и войны. Нередъ нами гораздо болѣе широкая и прямая задача: бороться съ причиной, съ капиталистическимъ строемъ. Вмѣстѣ съ нимъ мы оирокидываемъ и все остальное. А бороться противъ одного изъ его нослѣдствій, противъ одного изъ его симптомовъ, противъ войны, — какой смыслъ? Это значить суживать свои задачи! Мы должны держаться на почвѣ экономической, вести борьбу противъ капитализма. Вотъ наша цѣль, наша задача. И не раз-мѣниваться! Такъ думаю я, такъ думаетъ большинство японскихъ соціалистовъ, къ которому я принадлежу. Вотъ почему соціалистическое движеніе противъ войны не имѣетъ въ Японіи особеннаго значенія. Чтобъ не сказать, — почти никакого. В.КРАЕВСКIЙ (Текст печатается по книге В.Краевский «В Японии». Издание Т-ва И.Д.Сытина, 1905 г. 186 стр.)
Оставить комментарийНа главнуюСвободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru" |
01 апреля (19 марта) 1905 года 02 апреля (20 марта) 1905 года 03 апреля (21 марта) 1905 года 04 апреля (22 марта) 1905 года 05 апреля (23 марта) 1905 года 06 апреля (24 марта) 1905 года 07 апреля (25 марта) 1905 года 08 апреля (26 марта) 1905 года 09 апреля (27 марта) 1905 года 10 апреля (28 марта) 1905 года 11 апреля (29 марта) 1905 года 12 апреля (30 марта) 1905 года 13 апреля (31 марта) 1905 года 14 (01) апреля 1905 года 15 (02) апреля 1905 года 16 (03) апреля 1905 года 17 (04) апреля 1905 года 18 (05) апреля 1905 года 19 (06) апреля 1905 года 20 (07) апреля 1905 года 21 (08) апреля 1905 года 22 (09) апреля 1905 года 23 (10) апреля 1905 года 24 (11) апреля 1905 года 25 (12) апреля 1905 года 26 (13) апреля 1905 года 27 (14) апреля 1905 года 28 (15) апреля 1905 года 29 (16) апреля 1905 года 30 (17) апреля 1905 года |