Тюремные афоризмы

по страницам  Брачной Газеты

Письмо графини Толстой

Пьянство в Берлине

по страницам  Брачной Газеты

Предсказания на 1909 год

Олимпиада в Лондоне 1908

Уход Льва Толстого

Доппингъ

Расстрел сербской  королевской семьи

кишиневский погром 1903 года

наводнение 1908 года в России

Двойник Церетели

Гибель Петропавловска

Наводнение в Москве

Отлучение  Толстого

Фальшивая тиара

Алкоголизм в Петербурге

Бомбардировка Владивостока

Медведь в багаже

Сколько стоил пуд  хлеба?



На главную

1901

1902

1903

1904

1905

1906

1907

1908

1909

1910

1911

1912

1913

1914

1915

1916

1917



31 (18) мая 1905 года

2 Русское Слово

ВОЙНА

ВСЕПОДДАННЕЙШАЯ ТЕЛЕГРАММА
генерала-от-инфантерии Линевича
на имя Его Императорского Величества

16-го мая во Владивосток прибыл крейсер II-го ранга "Алмаз". Командир крейсера доносит: "14-го мая эскадра адмирала Рожественского в Цусимском проливе вступила в бой с японским флотом. В дневном бою погибли броненосцы "Князь Суворов", "Бородино", "Ослябя", крейсер "Урал"; броненосец "Император Александр III" имел сильное повреждение. <...>
с возобновлением темноты бой возобновился. Результаты ночного боя неизвестны. <...>

ЛОНДОН, 17(30), V. Японское правительство опубликовало следующее официальное сообщение из Токио от 16 мая, 4 ч. 15 м:
"Первое донесение Того от 14-го мая. Как только получено было известие о появлении русского флота, наш соединенный флот выступил в атаку. Погода ясная. Море бурно».
Второе донесение Того, полученное 14 мая, ночью, гласит:
"Наш флот в полном составе атаковал сегодня русский флот близь Окинасимы к юго-востоку от Цусимы, и разбил его, потопив не менее 4-х судов и нанеся тяжелые потери остальным. Повреждение наших судов незначительны».

Сухопутный театр войны

ГУНЧЖУЛИН, 17, V. Настроение напряженное, Заметно оживилась деятельность неприятельских разведчиков. Ветрено, пыльно, жарко.

МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

На бирже

Московская биржа первой в Москве узнала печальную весть о поражении эскадры Рожественского в японских водах. Известия о результатах боя стали получаться на бирже почти перед закрытием операций - посте того, как ценности уже были фиксированы, а потому на ценности не отразились.

ТЕЛЕГРАММЫ.

БРЯНСК, 17, V. 15-го мая в саду попечительства о народной трезвости во время театрального представления произведена демонстрация. Полиция и солдаты разогнали публику, произведены аресты.

ТЮМЕНЬ, 17, V. Из тюрьмы бежало пять арестантов-каторжан. Они сделали подкоп, пробили аршинную стену, проникли в тюремную церковь. Ограбив церковь и переодевшись в статское платье, они скрылись в лесу.

Въ Японiи

«Nothing but truth» (Ничего, кромѣ правды.)

Въ тылу у японской эскадры.


Быть-можетъ, еще нѣсколько дней, и у „Mitsu Bishi shipyard",—кораблестроительной верфи въ Нагасаки,— будутъ дѣла полны руки.
Эта колоссальная верфь, самая большая на Дальнемъ Востокѣ, ближайшая къ мѣсту предстоящаго морского боя.
„Митсу-Биши" послужить первымъ перевязочнымъ пунктомъ для пострадавшихъ судовъ адмирала Того, и въ настоящую минуту, я думаю, особенно интересно взглянуть, что за „госпиталь для кораблей" ймѣется въ тылу у японской эскадры.
Госпиталь, надо отдать ему полную справедливость, грандіозный и великолѣпный. Снабженный персоналомъ въ 7000 рабочихъ. Вооруженный всѣмъ, что только выдумала новаго техника кораблестроенія въ Европѣ и Америкѣ.
Г. Медзутаки, помощникъ главнаго управляющаго заводомъ, японецъ-инженеръ, очень любезно принялъ рекомендованнаго ему европейцами въ Нагасаки „мистера Перси Пальмера, только что кончившаго инженеръ-технолога, думающаго спеціализироваться на кораблестроеніи".
       „Помощнику управляющаго заводомъ, гдѣ рабо-таютъ 7000 человѣкъ, слишкомъ дорого время. Вѣдь не станетъ же онъ меня экзаменовать!" думалъ я, рекомендуясь инженеромъ.
Мпстеръ Медзутаки сказалъ мнѣ съ обычной любезной японской улыбкой:
       — Теперь не время показывать иностранцу такія вещи, какъ верфи, — вы понимаете сами. Но для молодого американскаго инженера мы сдѣлаемъ исключеніе. Мы многимъ обязаны Америкѣ въ дѣлѣ кораблестроенія, — я первый: я получилъ свое образованіе въ Америкѣ. Добро пожаловать, мистеръ Перси Пальмеръ.
Онъ далъ мнѣ одного изъ своихъ помощниковъ, говорящихъ такъ же, какъ и онъ, хорошо по-англійски, получившаго техническое образованіе въ Англіи, и мы отправились осматривать заводъ.
       — Покажите все мистеру Пальмеру хорошенько!— напутствовалъ насъ мистеръ Медзутаки. — Пусть ска-жетъ въ Америкѣ, что мы порядочные ученики и не срамимъ своихъ учителей.
Я живалъ на кораблестроительныхъ заводахъ въ Англіи и Шотландіи, и у меня, такимъ образомъ, была мѣрка для сравненія.
Пока мы съ японскимъ инженеромъ идемъ осматривать заводъ, я разскажу вамъ, съ его словъ, исторію этого грандіознаго завода.
Вы увидите наглядно, какъ въ Японіи что растетъ.
Заводъ былъ построенъ правительствомъ въ 1864-мъ году, года за три до эры Меджи, японской „эпохи великихъ реформъ". Это была первая корабельная верфь въ Японіи. Правительство строило ее для военныхъ судовъ. Но расположеніе гавани было признано неудобнымъ для устройства кораблестронтельнаго завода, и эта мысль была оставлена. Верфь превратилась въ госпиталь, здѣсь происходила только починка судовъ. Въ 1871-мъ году работы были расширены и устроенъ впервые въ Японіи сухой докъ.
Въ 1884-мъ году правительство рѣшило уступить дорогу частной предпріимчивости.
       — Въ частныхъ рукахъ дѣло пойдетъ быстрѣе.
Не сравниваю по степени целесообразности, а просто отмѣчаю: система, діаметрально противоположная нашей, гдѣ казна старается пріобрѣтать кораблестроительные заводы у частныхъ лицъ въ свою пользу.
Заводъ былъ проданъ обществу „Митсу-Биши" и съ тѣхъ поръ пошелъ гигантскими шагами. Изъ госпиталя для судовъ онъ превратился въ одного изъ создателей японскаго флота.
Уже въ 1890-мъ году заводъ выпустилъ три стальныхъ парохода по 700 тоннъ. Въ 1896-мъ году общество ,.Ниппонъ-Іезенъ-Кайша" решило открыть навн-гацію въ евронейскія воды съ 6 пароходами по 6 ты-сячъ тоннъ каждый, и заводъ „Митсу-Биши" могъ уже взять заказъ на постройку одного изъ атихъ пароходовъ.
Этотъ огромный пароходъ, спущенный въ 1898-мъ году, былъ первымъ блиномъ. И какъ всякій первый блинъ, вышелъ комомъ.
То-есть, пароходъ-то былъ очень хорошъ. Но судьба его печальна.
Это былъ злосчастный пароходъ „Хитачимару", который былъ потопленъ нами въ маѣ прошлаго года, когда несъ службу транспорта.
По отзывамъ экспертовъ, постройка болышіхъ судовъ на заводѣ „Митсу-Биши":
       — Не оставляетъ желать ничего лучшаго.
И съ тѣхъ поръ заводъ построилъ еще 8 пароходовъ отъ 5000 тоннъ и выше.
Когда я осматривалъ заводъ, въ постройкѣ былъ „Тангомару", иароходъ-гиганть, предназначенный тѣмъ же обществомъ „Ниппонъ-Іезенъ-Кайшал" для Тихаго океана. Онъ долженъ былъ быть готовь и спущенъ въ мартѣ, и, можетъ-быть, мы встрѣтимъ его въ роли транспорта въ эскадрѣ Того.
Вспомните „Фрегатъ Палладу" Гончарова, вспомните, какъ тамъ описываются смѣшныя японскія суда. Давно ли это было? Что было и что стало? Сравните.
На заводѣ „Митсу-Биши", какъ я уже сказалъ, работаетъ 7000 человѣкъ.
Изъ нихъ иностранцевъ... шесть человѣкъ.
Всѣ остальные японцы.
Какъ работаютъ у „Митсу-Биши",— я приведу слышанный мною еще въ Шанхаѣ разсказъ моряка нашего Добровольная флота.
Это было еще въ то время, когда наша эскадра стояла въ Нагасаки.
Доброволецъ „Ярославль" зашелъ въ Нагасаки въ докъ почистить дно и выкраситься..
Прошло часа 2 — 3, — „Ярославль" выходитъ изъ дока.
На это обратили виманіе на адмиральскомъ суднѣ и адмиралъ послалъ къ капитану узнать:
       — Почему пароходъ выходитъ изъ дока, едва успѣвши войти? Не причинено ли русскому кораблю какой обиды?
Отвѣту: „Выходимъ, потому что японцы успѣлн насъ почистить и выкрасить", — не хотѣли вѣрить.
       — Не можетъ этого быть!
Такіе рекорды побиваютъ японцы въ быстротѣ и чистотѣ работы.
Таковъ у нихъ порядокъ. Итакъ, мы на заводѣ.
Туристъ, входя на пароходѣ въ великолѣпную — и одну изъ красивѣйшихъ въ мірѣ—гавань Нагасаки, не замѣтитъ завода „Митсу-Биши".
Горы амфитеатромъ надъ ней словно укрываютъ эту огромнаго значенія верфь отъ нескромная взора.
Заводъ раздѣляется на двѣ части. Вся машиностроительная часть расположена въ Акуноргѣ, сухіе доки        — въ Татагемѣ.
Акунорга и Татагема отдѣлены другъ отъ друга невысокимъ холмомъ. На этомъ холмѣ — зданія для служащихъ, здѣсь вся администрація завода. Въ самомъ центрѣ.
       — Это очень удобно!—замѣтилъ я своему спутнику.
       — На удобное расположеніе завода обращено особое вниманіе,—пояснилъ онъ,—это создаетъ колоссальную экономію времени. Обратите вниманіе, до какой степени у насъ все подъ руками.
Результатъ: заводъ въ 7000 человѣкъ идетъ какъ часы. Никакой суеты, толкотни, бѣготни. Вы не увидите рабочихъ, бродящихъ изъ конца въ конецъ завода. Явленіе обычное не только на скверно расположенныхъ заводахъ у насъ, но и въ Англіи и въ Шотландіи.
На заводѣ работаютъ мужчины и женщины.
Маленькія, крѣпыши, въ коротенькихъ кимоно, со здоровенными, страшно развитыми икрами, женщины рѣшительно не уступаютъ мужчинамъ въ работахъ.
       — Онѣ у насъ совершенно на одинаковомъ счету!— пояснилъ мнѣ мои чичероне.
Особенность, которая меня поразила: здѣсь я не увидѣлъ тѣхъ изможденныхъ, блѣдныхъ, безкровныхъ лицъ, къ которымъ мы привыкли на большихъ заводахъ Европы и Америки.
Все кругомъ было сильно, свѣжо, бодро и жизнерадостно.
Другая особенность: не слышно никакихъ окриковъ мастеровъ.
Каждый знаетъ свое дѣло и дѣлаетъ его положительно какъ артистъ.
       — Наша особенность, японцевъ, не разбрасываться, выбрать себѣ какое-нибудь небольшое дѣло и спеціализироваться въ немъ! — пояснилъ мнѣ мой спутникъ, когда я выразилъ ему свое удивленіе по поводу тишины, порядка и быстроты, съ которыми идетъ работа.— Вы совершенно правы: каждый изъ этихъ рабочихъ— артистъ въ своемъ маленькомъ дѣлѣ. Такъ онъ его изучилъ. Національная особенность!
Онъ улыбнулся:
       — Мы маленькіе люди, и каждый поглощенъ своимъ маленькимъ дѣломъ. Въ Европѣ, гдѣ я учился и работалъ, рабочіе жалуются, что эта спеціализація на отдѣльной маленькой отрасли, превращающая, по ихъ словамъ, „человѣка въ станокъ", притупляетъ ихъ. У японца въ крови, въ нравахъ, въ привычкахъ такая спеціализація въ маленкомъ дѣлѣ: онъ дѣлаетъ его,— это вѣрно, — какъ артистъ!
       — Не бываетъ у васъ стачекъ, забастовокъ?
       — Пока нѣтъ. Мы, японцы, довольствуемся очень малымъ. Кромѣ того, намъ очень тѣсно. Въ Европѣ рабочіе умерли бы съ голоду, получая то, что получаютъ наши. Наши довольны и тѣмъ, что есть работа!
Рабочіе, къ которымъ я обращался, конечно, чрезъ посредство моего чичероне, какъ переводчика, отвѣчали добродушно, любезно, съ обязательной улыбкой вежливости.
Не говоря уже про инженеровъ, каждый механикъ говорить по-англійски.
       — Они всѣ получили техническое образованіе въ Англіи или Америкѣ.
Всѣ надписи всюду на англійскомъ языкѣ. Такъ онъ здѣсь распространенъ.
       — Теперь мы готовимъ ужъ мастеровъ здѣсь, на мѣстѣ!— пояснилъ мнѣ мой спутникъ, и мы отправились смотрѣть школу.
Школа — красивое кирпичное зданіе.
       — Послѣдняго типа! — похвастался мой чичероре. Дѣйствительно, по устройству она смѣло можетъ
конкурировать съ лучшими техническими школами даже въ Англіи.
Въ ней я засталъ около 200 учениковъ. Нѣкоторые предметы преподаются по-англійски. Техническіе.
       — Это лучшій международный языкъ въ области машины. А если кто-нибудь изъ нихъ поѣдетъ для усовершенствованія въ Англію или Америку или для какихъ-нибудь особыхъ нововведеній — придется выписать инженера изъ-за границы, — всѣ мастера должны его понимать!
Предусмотрительность, которой трудно не похвалить.
Мимоходомъ мнѣ показали госпиталь, обширный, превосходно устроенный.
       — Мы живемъ въ мирѣ съ нашими рабочими, — они имѣютъ у насъ всегда достаточно работы, видятъ заботливость о себѣ, а ихъ дѣти у насъ дѣлаютъ карьеру.
Англичане — служащіе — это все преподаватели въ школѣ, учащіе „маленькпхъ коричневыхъ людей" выговаривать замысловатый англійскія техническія названія.
Все устройство завода говорить, что тутъ не жалели никакихъ денегъ, чтобъ только поставить все на лучшую ногу.
Какія бѣшеныя деньги вбиты въ заводъ „Митсу-Биши", вы можете судить по тому, что все устройство завода, всѣ машины изъ Англіи, за исключеніемъ всего, что касается электричества. Всѣ электрическіе приборы, аппараты изъ Америки.
Кораблестроеніе дорого пока обходится въ Японіи. Bсe матеріалы, за исключеніемъ мѣди, приходится выписывать изъ Англіи.
       — Но это только временно! — пояснилъ мои спутникъ. — Мы надѣемся скоро ужъ все имѣть свое.
Что можетъ привести въ особый восторгъ, это — столярное отдѣленіе. Оно превосходно. Всѣ отдѣльныя деревянный части внутренней отдѣлки стоять въ особыхъ деревянныхъ баракахъ, готовыя къ сборкѣ. Мнѣ пришлось какъ разъ осмотрѣть отдѣльныя части для парохода „Тангомару", и надо было прійти къ заключенію, что работы не уступаютъ ни въ какомъ отношеніи работъ европейскихъ или американскихъ мастеровъ.
Но гордость комнаніи „Митсу-Биши" — ея строящійся сталелитейный заводъ.
       — Надежда нашей промышленности! — улыбаясь, пояснилъ мнѣ мой чичероне. — Надежда на освобожденіе отъ стальной зависимости отъ Англіи и Америки. Самый драгоцѣпныіі для насъ сейчасъ металлъ!
Японія еще только вступаетъ на путь сталелитейнаго производства.
Толчокъ дало правительство. Оно строить сталелитейный заводъ въ Вакаматсу.
Такой же заводъ, пока въ меньшихъ размѣрахъ, строить компанія „Митсу-Биши".
       — Строятъ вамъ иностранцы?
       — Зачѣмъ? Исключительно японцы. Съ тѣхъ поръ, какъ мы знаемъ англійскііі языкъ, весь свѣть для насъ школа. Намъ не нужно больше выписывать учителей. Мы посылаемъ своихъ учениковъ въ школы: въ Англію, въ Америку. Стальное дѣло будетъ создано въ Японіи исключительно японскими руками.
Онъ говорилъ: „сталь" съ такимъ увлеченіемъ, съ какимъ ни одннъ скряга не говорить о золотѣ.
       — Имѣть свою сталь! Странѣ, которая раскрывается, какъ почка цвѣтка, странѣ, гдѣ растетъ промышленность, что можетъ быть важнѣе, какъ имѣть свою сталь?! Быть независимыми. Какая колоссальная экономія останется въ странѣ!
Мы отправились осматривать модельную.
       — Нашъ музей достоинъ нѣкотораго вниманія! — скромно замѣтилъ мой спутникъ.
И онъ, дѣйствительно, достоинъ величайшаго вниманія.
Тутъ собраны модели наилучшихъ судовъ всего міра.
       — Музей непрерывно пополняется. Мы неустанно слѣдимъ за техникой судостроенія.
Пришлось лишній разъ подивиться, дѣйствительно, мастерскому умѣнью „съ умомъ перенимать".
Нъ сухихъ докахъ меня ждало тяжелое зрѣлище.
На подножкахъ висѣлъ пароходъ, нашъ доброволецъ, захваченный японцами.
Но рядомъ же съ выпятившимися ребрами, ободранный, висѣлъ знаменитый „Садомару" съ пробитымъ машиннымъ отдѣленіемъ. Это наша торпеда. Память о рейдѣ Іессена.
Таковъ „лазаретъ для судовъ" въ тылу японской эскадры.

В.КРАЕВСКIЙ

(Текст печатается по книге В.Краевский «В Японии». Издание Т-ва И.Д.Сытина, 1905 г. 186 стр.)




Московский  Листок

Московская жизнь

Задержание бродяг

Вчера ночью полиция 2 участка Мещанской части внезапно произвела обход Каланчевской площади и местности к ней прилегающей, при чем задержали 22 беспаспортных оборванца, из них 12 мужчин и 10 женщин. Среди задержанных оказались 4 вора-рецидивиста.

Новости Дня

ХРОНИКА

В настоящее время находится в Москве известный автор "Empire des Tzars" ("Империи царей") Анатоль Леруа Болье. На днях в одном частном доме перед довольно многочисленной аудиторией он читал интересный реферат, в котором коснулся, между прочим, жизни России.


1901

1902

1903

1904

1905

1906

1907

1908

1909

1910

1911

1912

1913

1914

1915


Оставить комментарий

На главную


Свободное использование материалов "Газетных старостей" в Интернете, приветствуется при желательном указании авторства "Газетных старостей" и активной ссылке на "http://starosti.ru"

  • Быть-можетъ, еще нѣсколько дней, и у „...
  • В настоящее время находится в Москве известный...
  • Вчера ночью полиция 2 участка Мещанской части ...
  • БРЯНСК, 17, V. 15-го мая в саду попеч...
  • ВСЕПОДДАННЕЙШАЯ ТЕЛЕГРАММА генерала-от...


    02 мая (19 апреля) 1905 года
    03 мая (20 апреля) 1905 года
    04 мая (21 апреля) 1905 года
    05 мая (22 апреля) 1905 года
    06 мая (23 апреля) 1905 года
    07 мая (24 апреля) 1905 года
    08 мая (25 апреля) 1905 года
    09 мая (26 апреля) 1905 года
    10 мая (27 апреля) 1905 года
    11 мая (28 апреля) 1905 года
    12 мая (29 апреля) 1905 года
    13 мая (30 апреля) 1905 года
    14 (01) мая 1905 года
    15 (02) мая 1905 года
    16 (03) мая 1905 года
    17 (04) мая 1905 года
    18 (05) мая 1905 года
    19 (06) мая 1905 года
    20 (07) мая 1905 года
    21 (08) мая 1905 года
    22 (09) мая 1905 года
    23 (10) мая 1905 года
    24 (11) мая 1905 года
    25 (12) мая 1905 года
    26 (13) мая 1905 года
    27 (14) мая 1905 года
    28 (15) мая 1905 года
    29 (16) мая 1905 года
    30 (17) мая 1905 года
    31 (18) мая 1905 года

    В Японии



    Перелет Петербург - Москва

    Всеобщий Русский Календарь на 1910 год

    История авиации в газетах

    японская война

    Дирижабль над Москвой

    Казенка №1

    Юбилей дяди Гиляя

    по страницам  Брачной Газеты

    Убийство португальского короля.

    Что пьют русские писатели?

    Бритые старухи

    Наследство гетмана

    Принцесса-убийца

    Кому муж нужен?

    Долой ЯТЬ

    Как ловили японских  шпионов

    Хроника ХУДОЖЕСТВЕННОГО скандала Новогодний прогноз

    Как добывали  деньги на революцию

    А.Д.Вяльцева в Харбине

    Похищение скрипки Страдивари.

    Утка по-петербургски

    1 000 000 в матрасе

    Кое-что за предыдущие года

    Наш  человек в Японии

    Кое что сбылось!


  • Индекс цитирования