12 июля (29 июня) 1907 года

Архангельск

Больной?

В Соломбале на Соколовой улице я встретил человека одетого в форму армейского подполковника в форменной фуражке, только кокарда сделана из теста и подкрашена суриком.
Всех встречных этот субъект допрашивал: «Где живешь? Как твое звание, к какой партии принадлежишь; с какого года был на военной службе?" и т.п.
Когда он сделал допрос у меня, то я спросил его, кто его так наряжает? Он рассказал, что его каждый день «Начальство» отправляет по улицам города в разных формах для устрашения обывателей, как чиновника имеющего власть над всей Архангельской губернией до Соловецкого монастыря включительно.
Кянжанин

- * -

Лошадь больная во мхах около забора завода Клафтон по Успенской улице близь крайнего дома лежала вчера целый день. Лошадь заболела и слегла накануне. Вместо того чтобы обратиться за ветеринарной помощью, люди-звери хлестали кнутом в течение нескольких часов свою кормилицу, стараясь ее поднять. Лошадь старалась из всех сил вскочить, поднимала переднюю часть туловища, но беспомощно вновь грохалась на землю. Очевидно, больны ноги. А ее опять и опять хлестали <...>.

Время (Томск)

Ночные бабочки

Набережная Ушайки и часть Почтамтской от магазина Второва избрали местом своих прогулок и ареной улавливания пылких сердцем молодых людей феи Бочановской ул. Смелость их атак часто переходит пределы приличия. Теперь же можно наблюдать и их телохранителей сутенеров, или по простонародному местному определению – «котов».

Крупная кража

Неизвестные злоумышленники посредством взлома замка у дверей, проникли в квартиру крестьянина ковенской губ. Сверьятова, находящуюся на Вокзальной ул. в д. Иванова, и в его отсутствие похитил разного имущества на 500 р.

Подкинутый младенец

В дому Шадрина на Белозерской ул. подкинут младенец мужского пола с запиской: «родился 22 июня, некрещеный, мальчик». Ребенок отправлен в Пушниковский приют.

Автомобильный пробег Пекин - Париж

Прибытие первого автомобиля в Томск. 28 июня в 8 часов утра Томск наслаждался необыкновенным зрелищем: прибыл первый из состязующихся в автомобильной гонке Пекин - Париж - итальянский принц Боргезе. Автомобиль подкатил к гостинице «Европа», где тот час же собралась громадная толпа народа, затем автомоиль отправился на фабрику Рукавишников а для поправления некоторых незначительных повреждений и главным образом для чистки машины.
Автомобиль самой последней и новейшей конструкции. Имеет 40 сил. Строился и собирался на фабрике «Jtala».
Принц Боргезе и сопровождающие корреспондент одной итальянской газеты и машинист-шоффер, выглядели неказисто; костюмы грязные, промасленные, запыленные. По их словам, им приходилось спать (нужно сказать, очень мало) и есть на машине; остановок не полагается. На пути от Красноярска до Томска была сделана маленькая остановка в Мариинске. Несмотря на прочное устройство, автомобиль в Томск пришел в несколько потрепанном виде. Особенно пострадали шины колес.
Специально для гористой местности имеются запасные шины.
Насколько быстро идет первый автомобиль можно судить по тому, что расстояние от Мариинска до Томска сделано в 22 часа. Из Мариинска автомобиль вышел в 8 час. утра 27 июня и прибыл в Томск 28 числа немного позднее 8 час. утра, словом, сутки.
Такая бешенная езда при таких как у нас в Сибири дорогах, конечно сильно отражается на гонщиках и они , в особенности машинист, страшно утомлены. Последний, когда автомобиль пришел на фабрику Рукавишникова, попросил прежде всего «кушать».
Шоффер очень плохо объясняется по-русски и на вопрос: какое впечатление производит на них Сибирь, - ломаным русским языком с жестами говорил, что «Сибирь ничего, но дороги не хорошо». А на вопрос: сколько времени потребуется проехать до Омска - шоффер вынимает хронометр и отсчитывает 15 часов. Скорость - необычайная.
По словам того же шофера остальные автомобилисты отстали на значительное расстояние и придут в Томск через несколько дней.
Остановка в Томске принца Боргезе вызвана во-первых необходимостью отдохнуть немного, а во вторых и, главным образом, произвести чистку машины <...>.

князь Боргезе Пекин - Париж
Последняя остановка князя Боргезе на пути в Москву.

ТЕЛЕГРАММЫ

«С.-Петербургскaго телеграфнaго агентства».

ПЕКИН. Сегодня императорским декретом возвещается проведение ряда реформ в области административного управления провинциями, а также реформ в судопроизводстве. Предполагается организация службы общественной безопасности, введение надзора властей в промышленных предприятиях и учреждениях соответствующих духу времени судов. Реформы будут проведены, прежде всего, в манчжурских провинциях, а также в Чили и Киангсу. Чиновники и население призываются к тому, чтобы подготовиться к введению представительных учреждений.

Шансы на прекращение жаров

В последнее время по всей России держится высокая температура, особенно же в восточной половине ее, где местами жары достигали изнурительных размеров: так, например в Усть-Сысольске была отмечена в эти дни температура в 32 градуса, в Елабуге 35, в Саратове 37 и в Усть-Медведицкой ст. 39 градусов по Цельсию в тени. <...>

ХРОНИКА

Разные известия

Начальник русской духовной мисси в Японии представил Св. Синоду отчет о состоянии миссии к 1 января 1907 г. Из него видно, что к отчетному времени в японской православной церкви было 264 церковных общин, православных в них было 29 573 человека, священнослужителей - 40, из них один русский архиепископ, 32 священника-Японца, 1 диакон -Русский, 6 диаконов-Японцев, проповедников 168. За 1906 г. перешло в православие 911 Японцев.

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

Бакинская пленница

По словам «Бат. Газ.», в убежище общества защиты женщин в Баку была доставлена полицией дочь личного дворянина гор. Бобровска, Воронежской губ., Валентина Викторовна Семенова, которая была увезена из цирка Исковского бакинцем Хан-Киши-Ага-Киши-оглы и которой, наконец, удалось от него бежать.
Семенова была доставлена в убежище в мусульманском костюме и чадре. Волосы, ногти пальцев рук и ног были окрашены краской. Она заявила, что ей не позволяли говорить год или более по-русски и что она не показывалась на улицу. Держали ее все время взаперти. Теперь она говорит по-русски с трудом. При виде мужчин и при каждом вопросе с нею делаются припадки, она истерически кричит, ее судорожно подергивает.
По ее словам, похитивший ее Хан-Киши служит в городской управе помощником базарного смотрителя В плену г-жа Семенова пробыла более полутора года.

Покушение на писателя Л.Андреева

28 июня, около 8 часов утра в Териоках на писателя Леонида Андреева было совершено покушение.
28 июня Л.А.встал очень рано и по обыкновению начал совершать свою прогулку. Заметив двух субъектов, Андреев подошел к ним и поинтересовался узнать, что их заставило так рано встать (было около 4 часов утра).
- Природа, писатель, - заметил один из них: - восход солнца и раннее пробуждение природы – вот что интересует нас.
- Природа природой, а вы г. Андреев интересуете нас больше всех, - обратился к нему другой субъект.
- Чем же я могу вас, господа интересовать? – спросил Андреев.
- Многим, многим. – последовал ответ и оба субъекта начали удаляться в противоположную сторону.
Андреев в это время оглянулся и посмотрел на удаляющихся. В него полетел громадный булыжник.
Андреев продолжал стоять и в это время в него раздались два выстрела, после чего молодые люди бросились бежать.
Андреев вынул было свой револьвер, сделал несколько шагов вперед за преступниками, но затем остановился, спрятал револьвер и пошел своей дорогой.

Леонид Андреев
Фото с сайта andreev.org.ru

Русский Листок

Происшествiя.

Роковая неосторожность

Проживающий в д. Пешкова, по Покровской ул., крест. М.Л.Денисов, придя в ресторан Федорова, на углу Покровской ул. и Рыкова пер., сел за столик со своим знаком и стал ему показывать револьвер, причем нечаянно произвел выстрел. Пуля пробила стену в соседнюю комнату и ранила в шею полового кр. А.М.Цыпленкова. Пострадавшего Цыпленкова отправили в Басманную больницу.

ЗАГРАНИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Акт вандализма в Лувре

В картинной галерее Лувра, в Париже, произошел недавно следующий странный случай: одна дама там вдруг увидела прилично одетого молодого человека, который моментально изрезал на мелкие куски перочинным ножом знаменитую картину Николая Пуссена «Потоп». Дама позвала прислугу, которая явилась, разумеется, слишком поздно. Незнакомца арестовали.
Спрошенный полицейским комиссаром, он заявил, что его зовут Полен Кузеном и что ему 37 лет. «Судьба, продолжал он, - была мне мачехой, семья моя тоже враждовала со мной, и вот я возымел намерение обратить на себя всеобщее внимание. Вот и все объяснение моего поступка».
Несмотря на серьезную порчу картины, местные художники думают все же восстановить ее.

Никола Пуссен «Потоп» 1660-1664. Лувр.

БАНКИРСКIЙ ДОМЪ

БРАТЬЕВЪ РЯБУШИНСКИХЪ

выдаетъ циркулярные аккредитивы, продаетъ чеки и переводы во всЂ страны мiра, во вновь же открытой подземной бронированной кладовой отдаетъ внаемъ БЕЗОПАСНЫЕ ЯЩИКИ ОТЪ 8 РУБЛЕЙ ВЪ ГОДЪ.

Надвигающаяся гроза на Дальнем Западе

На дальнем Западе грозит разразиться гроза, которая по своей силе и размерам может превзойти все известные до сих пор войны. Трудно из многочисленных разноречивых известий вывести определенный вывод, но несомненно, что над Америкой и Японией сгустились грозовые тучи, и обе державы делают колоссальные приготовления на случай столкновения. Шовинистическая печать обеих стран раздувает пламя вражды и злобы. <...>

К выборам в Думу

«Союзу русского народа» в настоящей избирательной кампании придется идти в полном одиночестве. От блока с ним отказались даже члены партии «правового порядка»,

ТЕЛЕФОНЪ
(Отъ нашихъ корреспондентовъ).
ПЕТЕРБУРГЪ.

Забастовка на ладожских каналах

Из Новой Ладоги «Руси» телеграфируют: «Вице-губернатор сообщил о событиях в Свирице: «Толпа в 800 человек перегородила цепью канал. Долгие увещеваний оказались бесполезными. Крестьяне взяли урядника за горло, схватили офицера за горло, крича «ура», атаковали стражников. Дано было три залпа, двое убито, 11 ранено, из них двое умерло. <...> В Свирице теперь спокойно. 27-го июня объявлено, что монополия тяги у бастующего общества отнята, введена вольная тяга. Стоят 300 судов, подходят новые. Имеющие лошадей отказываются тянуть, опасаясь мести забастовщиков. Контора общества закрыта полицией. Тяга отобрана. Прибыл стрелковый батальон с пулеметами. Стоят две миноноски. Все спокойно».

ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

ЛОНДОН, 28,VI – 11,VII. <...> Япония послала 20-го июня американскому правительству категорическую ноту, в которой заявляет, что если Америка не может заставить Калифорнию прекратить оскорбления японцев, то это значит, что авторитет центрального правительства лишь номинальный, и тогда Япония должна сама добиваться ее прав и удовлетворения своей национальной чести. <...>

В Польше

ВАРШАВА, 28,VI. Близ посада Скотники, Сохачевского уезда, на проезжавшего в бричке ксендза Жабоклицкого напали разбойники, отняли 500 р., нанесли раны в голову рукоятками револьверов и скрылись. Ксендза отправили в больницу.

В судах

В судах ПОЛТАВА, 28, VI. Перед военным судом предстал солдат Каиданник, обвиняемый в чтении прокламаций во время нахождения в карауле. Обвиняемый объяснил, что прокламацию нашел на улице. Он малограмотный. Дело слушалось при закрытых дверях. Каиданник приговорен в дисциплинарный батальон на два года.

Бегство арестантов с парохода

ПЕРМЬ, 28, VI. С надеждинского парохода «Россия» во время его следования в Пермь бежали четыре арестанта. Подпилив решетку в уборной, они бросились в воду. Участь их неизвестна.

Жара

АСТРАХАНЬ, 28, VI. Стоит небывалый зной, превышающий 50 градусов по Реомюру (62,5 С) Очень часты случаи солнечных ударов. Есть смертельные случаи. Ежедневно падает на улицах лошадей до двадцати.

(От «С.Петербургского Телеграфного Агентства»)

ПЕТЕРБУРГ, 28, VI. 28-го июня на собственной Его Величества даче «Александрия» в присутствии Их Императорских Величеств совершена панихида по Цесаревиче Георгии Александровиче по случаю годовщины смерти.

На Ладожских каналах

ПЕТЕРБУРГ, 28, VI. По официальным сведениям. 20-го июня на Мариинском водном пути крестьяне конно-промышленники прервали судоходство в каналах Свирских, Александра II и Александра I, остановили движение буксирных пароходов, отказались вчаливать лошадей под суда, требуя совершенной отмены буксирной паровой тяги. Прибывший со стражниками новоладожский исправник 21-го июня увещевал крестьян прекратить беспорядки, в виду же отказа был открыт огонь по толпе. Двое убиты, 11 ранено, из коих четверо умерли. <...>

Туер с баржами на Мариинской системе.
Начало XX века, фотография Сергея Прокудина-Горского.

На Кавказе

ТИФЛИС, 28, VI. Между жителями армянского селения Архвали и мусульманами селения Чабанкар, Эриванской губернии, произошла перестрелка по поводу споров о пользовании землей. На место командированы члены губернской примирительной комиссии.

За границей

БРЮССЕЛЬ, 28,VI – 11,VII. Палата депутатов. Министр-президент, отвечая на запрос относительно Конго, заявил, что правительство уведомило государство Конго, что оно намеревается предложить палатам присоединение его к Бельгии. Государство Конго ответило просьбой приступить немедленно к ведению переговоров.