21 (08) января 1908 года

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Сегодня в управление 1 Сретенского участка явилась крайне взволнованная дама, Француженка, и заявила, что она желает сделать сообщение приставу, которому она рассказала, что сегодня утром в имении Варгина по Павелецкой жел. дор., она убила свою соперницу, 17-летнюю гимназистку. Дама была арестована. Почти одновременно были получены сведения, что в имении Варгина найдена убитой дочь купца Анастасия Сафонова, и что в убийстве подозревается Француженка Брюно. Молодая девушка была убита во время сна двумя выстрелами из револьвера.

ТЕЛЕГРАММЫ

«С.-Петербургскaго телеграфнaго агентства».

ГЕРМАНИЯ

БЕРЛИН. Сюда передают телеграмму «Associated Press» из Рио-Де-Жанейро, согласно которой полиции там удалось раскрыть существование анархистского заговора, имеющего целью уничтожить часть американской эскадры. Очаг заговора находился в Петрополисе; [...]

Турция

КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 6(19) января. Военный транспорт, предназначенный для войск в Багдаде, состоящий и 36 крупных полевых и горных орудий, 19 000 ружей Маузера и 2 000 ящиков снарядов к ним, прибыл сухим путем в Алеппо.

ТЕАТР и МУЗЫКА

Балерина г-жа Павлова выступила вчера в первый раз в балете «Спящая Красавица». Роль Авроры в этом прелестном балете совершенно не подходит к г-же Павловой, и отдается лишь удивляться, для чего ей нужно было за нее взяться. Артистке совершенно негде показать свои драматические способности и жанр танцев итальянской школы также не подходит к ее дарованию. Самый знаменитый бас не возьмет себе теноровой партии, г-жа же Павлова сделал нечто в этом роде. Ряд цветочных подношений и некоторый высокий успех сущности дела не меняет. Дебют г-жи Павловой был неудачен.

Охотничья газета

ХРОНИКА

На прошлогодней ХХХIII выставке по почину известной Комиссии были даны звания чампiонов лягашам, даже двум сразу. Один из этих чампiонов ежедневно гоняется с лаем по Тверской улице за извозчиками, а также и его потомство, наглядно доказывая, как и для сего у некоторых держаться собаки, выдаваемые за охотничьих. Недаром Комиссия, по инициативе председателя своего г. Белоусова, уничтожила существовавшее прежде правило, о необходимости для получения звания «чампiона» диплома полевого победителя; при таком порядке разведется много дворовых чампiонов и даже ночующих на бульварах, пока не попадутся фурманщикам.

ЗА ГРАНИЦЕЙ

В Гаити вспыхнула революция. Суя по телеграммам из Порт-о-Пренса, столицы этой негритянской республики, мятежники овладели городами Гонаивес и С.-Марк. и в настоящее время идут по направлению к столице. Правительство лихорадочно принимает меры к войне. Спешно мобилизуются войска, которые под начальством военного министра выступят навстречу инсургентам.

ТЕЛЕФОНЪ
(Отъ нашихъ корреспондентовъ).
ПЕТЕРБУРГЪ.

Чествование Л.Н.Толстого

В Тенишевском зале состоялся сегодня грандиозный вечер, посвященный чествованию Л.Н.Толстого. Особый интерес вечера заключается в практическом предложении М.М.Ковалевского сорганизовать, в виду 80-летия Толстого, мировое чествование его - чествование всем цивилизованным миром. М.М.Ковалевский предложил небольшой группе лиц выработать обращение к интеллигенции всего мира о чествовании Л.Н. Толстого. [...] (Соб. корр.)

Милюков в Америке

Сегодня политическими друзьями Милюкова получена телеграмма из Америки, в которой описывается подробно банкет в честь П.Н. На нем присутствовало около 200 депутатов, сенаторов и несколько министров, среди них Тафт. Были произнесены горячие приветственные речи. Весь банкет носил характер триумфа в честь Милюкова. (Соб. корр.)

В пограничной страже

Начальник заамурской пограничной стражи сообщает военному министерству, что на станции «Эхо» часовой, караульный начальник и разводящий ефрейтор с общего согласия разломали денежный ящик и, похитив казенные деньги в сумме 32 тысячи рублей, скрылись. Деньги предназначались для содержания пограничной стражи. («Наш День»).

3-го января в своей квартире в Новой Деревне арестован бывший член первой Государственной Думы трудовик Меркулов. В два часа ночи Меркулов был препровожден в Коломенскую часть, где находится и теперь. (Соб. корр.)

БЕРЛИН, 7(20),I. Сегодня в Берлине и окрестностях организовано либералами около 50-ти митингов, на которых решено выразить протест правительству за его образ действий в избирательной реформе. Будут говорить выдающиеся политические деятели. Уличных демонстраций не будет. Полиция наготове.

ЦЮРИХ, 7(20),I. Последние события с русскими за границей, в особенности в Швейцарии, привели к тому, что теперь для права жительства русским недостаточно представлять свидетельство о поступлении в университет, - требуется также и паспорт.

В Финляндии

ГЕЛЬСИНГФОРС, 7,I. [...] Вчера близ Гельсингфорса на отколовшейся льдине унесено в море пять человек, катавшихся на лыжах. Высланный на поиски полицейский спасательный бот после двухчасовых неудачных поисков вернулся обратно. Предупрежденные лоцманские посты и маяки ничего не могли предпринять в следствие сильного ветра. Есть надежда, что унесенные будут прибиты к берегу.

Письмо Л.Н.Толстого

ВАРШАВА, 7,I. Лев Толстой в ответ на просьбу Сенкевича высказаться по поводу прусского проекта принудительного отчуждения польских земель в Познани прислал Сенкевичу письмо, в котором горячо порицает инициаторов проекта, заявляет, что вполне разделяет взгляды Сенкевича на этот вопрос и в заключение замечает, что поляки, так энергично выступающие в защиту своей национальности, возбуждают в нем удивление.

Аресты и обыски

ВОРОНЕЖ, 7,I. Арестована шайка «экспроприаторов», оперировавшая в районе Еланской волости, Новохоперского уезда. Арестовано около 10-ти человек. Арестованные сознались в участии в покушении на взрыв поезда близ станции «Абрамовка»

Хлестаковщина

ХАРЬКОВ, 7,I. Среди торговцев произвел большую сенсацию следующий случай: местный житель Кордюков, нарядившись в форменную фуражку и взяв с постов городовых, обходил лавки и магазины, проверяя под видом акцизного чиновника документы и взимая штрафы. Он задержан.

Случай на «иордани»

ЕКАТЕРИНОСЛАВ, 7,I. Вчера во время освещения воды на «иордани» под молящимися провалился лед. Произошел страшный переполох среди десятков тысяч собравшихся. К счастью провалившиеся отделались лишь холодной ванной.

Несчастье на елке

ТВЕРЬ, 7,I. У преподавателя кавалерийского юнкерского училища ротмистра Трефильева на елке произошел несчастный случай. Костюмированная «Снегурочкой» гувернантка неосторожно подошла к зажженной елке. Обсыпанный блестящей бертолетовой солью костюм вспыхнул. Несчастная после двухдневных страданий скончалась от обжогов.

В тюрьмах

РИГА, 7,I. В губернской тюрьме обнаружена фабрика фальшивых монет. Арестанты-фабриканты широко снабжали своих товарищей оловянными рублями.

(От «С.Петербургского Телеграфного Агентства»)

ЦАРСКОЕ СЕЛО, 6,I. Вчера в Высочайшем присутствии состоялись крещенский парад и принесение присяги Их Высочествами Князьями Иоанном и Гавриилом Константиновичами. [...]
По провозглашении многолетия в Высочайшем присутствии на «иордани», устроенной на озере, состоялось освящение воды. При погружении креста в воду раздался салют из орудий.

Московскiя вѣсти.

Припадок сумасшествия

Городской базарный смотритель Александров психически заболел. Он с револьвером в руках обходил торговые заведения и требовал уплаты городских сборов. Явившись к приставу по своему участку, он, угрожая револьвером, потребовал от него немедленно собрать в его торговом участке все городские сборы. Пристав обезоружил г. Александрова и задержал.

ДНЕВНИКЪ ПРОИСШЕСТВIЙ

Подделка казенной посуды

Вчера в д. Михайлова, по Расторгуевскому пер. Пресн. части, в квартире кр. Алексея Рогова обнаружена фабрикация поддельной казенной посуды. Здесь найдено много посуды и принадлежностей для подделки.

Вчера у Н.И.Зверева при выходе из Художественного театра вытащили бумажник с деньгами и документами, всего на сумму более тысячи рублей.

Среди писателей

- Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус и Д.Философов выпустили в Париже в издательстве «Mercure de France» сборник религиозно-философских статей.

- Т-во «Факелы» выпустило драму Федора Сологуба «Победа смерти», намеченную к постановке в московском Малом театре) и сборник передов его из Верлена.

- К.Д. Бальмонт в последнее время усиленно занимается славянским эпосом и в частности польскими преданиями, о которых он готовит ряд статей.

Русское Слово (статьи)

Лже-миллионы гетмана Полуботка

Во второй половине прошлого года в газетах появилось следующее объявление:
Александр Иванович Рубцов, бывший профессор петербургской консерватории, считает долгом довести до сведения лиц, состоявших в близком или дальнем родстве с Павлом Леонтьевичем Полуботка, исправлявшим должность гетмана Малороссии в 1722 - 1724 г., что после смерти названного гетмана Полуботка остался значительный капитал в лондонском государственном казначействе, положенный им туда, сроком до востребования. Капитал этот наследниками П.Л.Полуботка не истребован и в настоящее время возрос до 80-ти миллионов фунт стерлингов, или 800 миллионов рублей. Полагая, что право на истребование означенного вклада, в виду его бессрочности ("до востребования"), наследниками не утрачена и возможно, но, сознавая, что одному человеку это не по силам, я почтительнейше и усердно прошу всех лиц с нижеупомянутыми фамилиями прибыть в гор. Стародуб, Черниговской губернии, 15-го января 1908 года для совместного и всестороннего обсуждения мер к законному истребованию из лондонского госуд. к-ва капитал Полуботки.

Список наследников Полуботки:
графы Гудовичи, Кулябко-Корецкие, Рубцы, Лизогубы, Синегубы, Сологубы, Немирович-Данченки, Старосельские, Гамалеи, Рашевские, Триполчские, Бонч-Осмоловские, Булацели, Бороздны, Барковские, Дунин-Барковские, Почеки, Подольские, Тризны, Троцины, Тычины, Лазаревские, Лощинские, Лосины, Злотаренки, Ханенки, Миклашевские, Дорошенки, Щербаки, Чернолуцкие, Аршаво-Чижевские, Шендриковские, Ширая, Чесноки, Искры, Гудим-Левковичи, Тирновские, Самоквасовы, Самойловичи.
Список этих фамилий был составлен в 40-х годах прошлого столетия по поручению лондонского государственного казначейства через агентов, приезжавших с этой целью в Россию.
Присовокупляю, что до осуществления предлагаемого мною съезда гг. наследников ни в какую переписку по сему делу входит не буду и на запросы отвечать не стану.

Первое, что меня еще тогда поразило - это безграмотно написанная фамилия знаменитого гетмана Полуботка. Никакого "Полуботко" не было, а был Павел Леонтьевич Полуботок, сын Леонтия Артемьевича Полуботка, бывшего полковника Переславского. Сын его, Павел Леон., полковник и наказанной гетман малороссийский, один из богатейших людей Малороссии. После измены Мазепы он был одним из кандидатов на гетманскую булаву, но Петр I, опасаясь самостоятельного и образованного П.Л., избрал тихого, слабого Скоропадского, и он уже после смерти Скоропадского временно ведал делами Малороссии на правах гетмана. В это время образовалась малороссийская коллегия, и председатель ее Вельяминов всеми силами старался уничтожить местное самоуправление и, наконец, добился того, что полномочия гетманской власти перешли к коллегии. Полуботок не разжаловался и старался об уничтожении коллегии и восстановлении гетманства. Это Былов 1723 году. Петр, обозленный борьбой с ним Полуботка, арестовал его вместе с товарищами. Полуботка привезли в Петербург, где он и умер в декабре 1724 года в одном из казематов Петропавловской крепости.
Последний Полуботок, племянник Павла умер в 1752 году, и род прекратился. Павел Полуботок сделался легендарным борцом за свободу Малороссии. Говорят, что Петр I не раз являлся в каземат к арестованному и не добился никаких уступок от гетмана.
Историками приводится речь Полуботка, которую он, звеня цепями, сказал Петру в ответ на его желание:
"Вступаючись за отчизну, я не боюсь ни кайданов, ни тюрьмы, и для меня лучше наигоршую смертью умерети, як дивится на новшетну гибель моих земляков". Этот момент посещения Петром I Полуботка в тюрьме изображен на большом полотне одним из южных художников. Я видел давно эту картину и не помню ее автора. Но мне поняты обстановка каземата, цепи и в полумраке две могучих, героических фигуры.
Таков был гетман Павел Полуботок. По-видимому, это был не из тех людей, которые способны класть в лондонский банк рубли! Да еще в те времена! Все эти миллионы - сплошная ложь. В лондонском банке никаких миллионов Полуботка нет. Есть только в России - и уже давно, очень давно - аферисты, разыскивающие несуществующее и учитывающие людское доверие или миллионы. А между тем из одной Москвы десятки людей собираются ехать за мифическим наследством Полуботка.
Ко мне обращались два присяжных поверенных за справками и я в свою очередь обратился к знатоку истории Малороссии профессору Д.И.Эварницкому. Три дня тому назад в "Биржевых Ведомостях" я прочел следующее письмо г-жи Е.В.Козловской, урожденной Бонч-Осмоловской.
"13-го декабря сего года по поводу этого наследства я написала письмо Императорскому российскому консульству в Лондон, а 19-го декабря (1-го января 1908 г.) 1907 года, за №3008, получила ответ о т консула, в котором он пишет, "что, вследствие неоднократно наведенных справок (начиная с 1887 г.), выяснилось, что это наследство - газетная утка и о нем совершен ничего не известно ни в правительственных, ни в частных учреждения в Англии. К сему консул присовокупляет, что граф Милорадович в интересах всех имущих наследство Полуботка, в своем письме в редакцию "Нового Времени", напечатанном в №4267 сей газеты от 15 (27-го) января 1888 года, ясно говорит, что нигде нет никакого Полуботковского наследства.
Письмо консула хранится у меня, и в случае надобности, я могу прислать его в редакцию. Прошу другие газеты перепечатать это письмо во избежание лишних хлопот и путевых издержек мнимых наследников к капиталу Полуботка, вызываемых профессором Рубцом 15-го января в гор. Стародуб".

Вчера же получил письмо и от Д.Н.Эварницкого, которое и привожу:
"О миллионах наказного гетмана Полуботка скажу тебе, что это чистейший вздор, которым можно тешить только слишком доверчивых людей. Четыре года тому назад такую же утку пустил какой-то остряк о миллионах, оставленных гетманом Дорошенко в Лондоне. И тогда откуда только не повылазили действительные и мнимые родственники Дорошенко! А 20 лет тому назад известный Андрей К-о из Новомосковска выдумал миллионы Полуботка и объявил себя ходатаем за всех родичей гетманских перед лондонским банков. Нашлись люди, которые давали ему 2 000 и 3 000 рублей на хлопоты. Он все это подобрал, да и был таков. Теперь об этом же заголосил отставной профессор петербургской консерватории Ал.Ив.Рубец, и повторилась прежняя история. Как из мешка раки, так ко мне полезли разные паны нашей губернии за справами, не родичи ли они Полуботку. Идут старики, идут старухи, идут девицы, идут в музей, идут в дом, идут днем, идут ночью".
Так пишет историк Д.И.Эврницкий.
И так, мм. гг., не ездите пока в Стародуб, а деньги, которые вы ассигновали на эту поездку, пожертвуйте на добрые дела, - помогите на них нуждающимся.
Это будет и умнее и полезнее.

ВЛАДИМИР ГИЛЯРОВСКИЙ