24 (11) апреля 1908 года

ЭСКИЗЫ и КРОКИ

Мне пишут из Парижа, что там, в ожидании русских спектаклей... сильно вздорожали нумера во всех отелях.
Содержатели отелей почему-то уверены, что весь Петербург приедет на спектакли в «Grand Opera»...
Обыкновенно в мае месяце парижские гостиницы переполнены американцами, но так как в этом году Америка переживает финансовый кризис и американцев в Париже мало, то французы хотят наверстать потерю на русских...
Сомнительно, однако, чтобы оправдались их расчеты...
        ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОБЫВАТЕЛЬ

МОСКВА

Смотр пожарных команд

Третьего дня г. градоначальник производил смотр пожарных частей. По тревоге были вызваны шесть частей на Красную площадь, где был произведен пробный опыт тушения главного фасада Верхних торговых рядов, конечно, без воды. Молодцевато взбирались на крыши команды несли трубы, брандсбои и пр. Градоначальник поблагодарил прибывшие части.

Наводнение

[...] Вчера уровень воды в Москве-реке и Водоотводном канале угрожающе подымался с самого утра. Среди дня вода выступила из берегов в некоторых наиболее низких местах уже в центре города. Поспешно стали сооружаться плотины из навоза и земли. Окна в нижних этажах забивались досками и засмаливались. Дул резкий ветер, шел дождь, вода все прибывала и прибывала. К вечеру половодье приняло угрожающие размеры. Вода затопила набережные. Бабий Городок, Дорогомилово – все воде. [...]

Руль (Москва)

Новые Робинзоны

3 апреля на террасу одной виллы в Биаррице опустилась тропическая птичка, на лапке у нее была привязана следующая записка:
«26 февраля 1908 г. Мы затеряны на островке, не обозначенном на карте, под 32° северной широты и 46° долготы. Нас шестеро с парохода «Lacteur» из Сен-Назра. Припасов хватит на пять месяцев. Спасите. Капитан Карадош».

Два-три теплых дня кряду и несколько дождей сразу настолько дружно продвинули таяние снегов и разрыхлили лед, что быстрый и многоводный разлив реки Москвы был уже вне сомнения. <...>
К 9 час. веч. центр города - вся площадь между Москвой и Водоотводным каналом представляла оригинальную картину, полную удивительной красоты.
Начиная от дома Протопопова, у Каменного моста уже не было возможности проехать ни на Неглинный проезд, ни вдоль кремлевской стены, ни по Москворецкой набережной, так как все это было залито водой.
Небольшой сухой оазис был лишь у въезда с Балчуга на Москворецкий мост. Далее по Москворецкой набережной можно было проехать только до Китайского проезда: вперед по направлению к Устьинскому мосту двигаться на лошадях было уже невозможно, и городовые героически бросались в воду, хватая любопытствующих обывателей и заставляя их поворачивать обратно.
На Устьинский мост можно было проехать только кружным путем - через Китайский проезд, Солянкой и к Устьинскому проезду. С половины последнего экипаж попадал в громадное озеро, образовавшееся от соединения вод Москвы-реки и Яузы. При переезде через Устьинский мост жуть брала. Стары ненадежный мост дрожал от сильного напора воды. <...>
Все Садовники были в воде, "Болото" превратилось в настоящее море, Кадашевская и Болотная набережная были сплошь, со всеми улицами и переулками, выходящими на них, залиты водой. <...>
С большими трудностями, сидя уже с ногами на сиденье экипажа, можно было проехать по Раушской набережной. Здесь вода бурлила во всю. Особенно красива была картина реки между Москворецким и Каменными мостами. С одной стороны тонули в воде ярко освещенные электрическими фонарями обеих мостов кремлевские стены, с другой - отражались в ней красивые дома и особняки Софийской набережной. <...> Поминутно встречались лодки с пассажирами, возвращавшимися из церквей с зажженными свечами.
Совсем как на Большом канале в Венеции. Только серенад не было. <...>
Где совсем была настоящая Венеция, так это в Дорогомилове. <...> Здесь Москва-река разлилась вовсю. <...> На большой Дорогомиловской улице все помещения первых этаже были залиты водой почти на 1 1/2 аршина. <...> Брянский вокзал оказался отрезанным от всего города, и проникнуть к нему можно было только на лодках или на полках ломовых. За доставку к вокзалу брали по 20 коп. с человека, сажая на полок по 15 - 20 человек. <...>
Все смежные переулки и улицы были сплошь залиты водой, а обыватели первых этаже и подвалов бежали, кто куда попало <...>
Здесь во тьме вдруг раздались душу раздирающие крики: "Караул! помогите!" Раздались свистки городовых, с площади вокзала бросилась публика.
Из окон второго этажа дома Ушкова, со всех сторон окруженного водой, кричали, что обывателей этого дома грабят.
- Как грабят?
- Приехали на лодках, ломают двери и грабят затопленные квартиры.
В доме Ушкова открывались окна и люди требовали полицию, лодок, чтобы задержать грабителей.
Публика потребовала от городовых немедленно разыскать околоточного и достать лодки.
Чем кончилась эта история, мы не знаем. <...>

Разлив Москвы-реки в Дорогомилове

ЗА ГРАНИЦЕЙ

Франция и Германия в Африке

Урегулирование границы между Конго и Камеруном закончено, и французская печать приветствует этот факт, как новый симптом улучшающихся отношений между Германией и Францией. «Мы, - говорит «Тemрs», - уверены, что Германия могла убедиться в наших мирных стремлениях. Германия, и мы надеемся, найдет способ вознаградить нас. [...]»

Учебное дело

В кругах близких к министерству народного просвещения придают назначению товарищем министра Л.А Георгиевского весьма симптоматическое значение. Это одно из проявлений возврата режима «твердой руки» в школе. А.Д.Георгиевский - человек сравнительно молодой. Ему не более 40 – 45-ти лет. У него властный, решительный характер, и он убежденный сторонник внедрения дисциплины в школу. В качестве директора царскосельской гимназии он проявил массу энергии. Георгиевский сторонник классицизма и художественного воспитания юношества. При нем была знаменитая постановка греческих трагедий в гимназии. По убеждениям он близок к правым и сочувствует славянофилам.

Ген.-лейт. Н.П.Линевич (+)

Скончался генерал-лейтенант Николай Павлович Линевич, с именем которого связана печальная память японской войны. [...]
После несчастного Мукдена. когда Куропаткин был уволен, пост главнокомандующего был занят покойным Линевичем. Он не имел возможности исправить ошибки войны и сделать ее победоносной, хотя был такого мнения, что русские могли победить под его начальством, если бы перешли после Мукдена в наступление. На его долю выпал печальный пассивный конец русско-японской эпопеи: он собрал разбросанные после мукденского поражения войска и занял позиции. Вскоре последовал мир.

Генерал-лейтенант Николай Павлович Линевич

ВЕНА, 10(23),IV. Петербургский корреспондент "Neue Freie Presse" из осведомленного источника сообщает, что между Россией и Англией достигнуто полное соглашение по главнейшим пунктам относительно македонских реформ. По остальным пунктам ведутся по телеграфу переговоры. [...]

КОПЕНГАГЕН, 10(23),IV. Предполагавшееся чествование короля Эдуарда процессией отменено вследствие слабого здоровья короля, а также того, чтобы за границей не усмотрели в процессии политическую тенденцию. Взамен этого многие корпорации подносят королю адреса.

В Прибалтийском крае

РИГА, 10, IV. 84 семейства немецких колонистов, выписанные помещиками-баронами из внутренних губерний в здешние имения с целью искусственной колонизации края немцами, бегут обратно, испытывая огромны лишения. Большое количество подобных колонистов еще раньше уехало домой.

В Польше

ВАРШАВА, 10, IV. Из Люблина сообщают о массовых обысках в городе на фабриках. Обнаружены в бане Хмелевского «браунинги», 500 патронов и 2 меленитовые бомбы. В Саксонском саду откопано оружие. В квартире некоего Стасяка найдены 3 меленитовых бомбы. [...]

ВАРШАВА, 10, IV. В Лодзи при обыске квартиры Яна Скуржинского найдено 4 000 прокламаций, призывающих к забастовке 1-го мая. Скуржинский с женой арестованы.

В городах и земствах

ВЯТКА, 10, IV. На вчерашнем заседании думы выяснилось плачевное положение городских финансов. При доходе в триста тысяч город имеет долгов до полумиллиона. Кредиторы угрожают наложить арест на городскую кассу, которая пуста. [...]

Убийства, нападения, грабежи

ТИРАСПОЛЬ, 10, IV. Недалеко от станции «Кучурган» торговцы, ехавшее на базар, подверглись разбойному нападению. Дубинками ранены трое. Ограблен один.

(От «С.Петербургского Телеграфного Агентства»)

ПЕТЕРБУРГ, 10, IV. Сегодня в церкви Царскосельского Александровского дворца после говения Государь Император и Государыня Императрица Александра Федоровна приобщились Святых Таин. Вместе с Их Величествами приобщались Наследник Цесаревич и Августейшая Дочь. [...]

ПЕТЕРБУРГ, 10, IV. В три часа дня в министерстве иностранных дел гофмейстером Извольским, вместе с германским послом графом Пурталесом, шведским посланником генералом Брандшремом и датским посланником Левенерном подписана от имени России, Германии, Швеции и Дании декларация, а равно и особый меморандум о взаимном признании за означенными государствами в качестве держав прибрежных к Балтийскому морю принципа территориального status quo, то есть нерушимого сохранения их настоящих земельных владений в странах, прилегающих к этому морю. Одновременно в Берлине должны быть подписаны между уполномоченными Германии, Дании, Англии, Голландии и Швеции в качестве государств, прибрежных к Северному морю аналогичные акты касательно Северного моря, а в Стокгольме между представителями Швеции, Англии и Франции – акт об окончательной отмене заключенного между этими государствами во время Крымской войны стокгольмского договора 21-го ноября 1855 года. Текст означенных заключенных Россией актов сегодня же препровожден в министерство юстиции для официального опубликования обычным порядком через Сенат.

На Кавказе

БАКУ, 10, IV. В полдень 10-го апреля в Балахнах произведено нападение на кассира Каспийского товарищества везшего 24 тысячи рублей для уплаты жалования в сопровождении четырех солдат Сальянского полка. Кассир и два солдата убиты, другие два солдата и несколько рабочих тяжело ранены; похищено около 800 рублей.

(От «С.Петербургского агентства»)

ПЕТЕРБУРГ, 11, IV. Утром из Москвы прибыла в Царское Село Высоконареченная Невеста шведского принца Великая Княжна Мария Павловна в сопровождении Великой Княгини Елизаветы Федоровны и Августейшего Брата. В Царском Селе в павильоне Их Высочества были встречены Государем Императором и Государыней Императрицей Александрой Федоровной.