26 (13) мая 1908 года

Голос Москвы

Вести дня

Советник российского посольства князь Капнист сделался на одной из улиц Милана жертвой несчастного случая. Опрокинулся автомобиль, на котором он ехал. Граф убит.

ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

СЛАВЯНСКИЕ ГОСТИ

ПЕТЕРБУРГ. В 8 час. 25 мин. утра прибыли славянские деятели: члены австрийского парламента, председатель славянского парламентского клуба доктор Крамарж, вице-председатель того же клуба, городской голова города Люблян Словенец Грибор и член австрийского парламента Русин Глебовский. На вокзале славянских гостей встретили члены клуба общественных деятелей во главе с председателем членом Государственного Совета Красовским. Некоторые славянские деятели, представители чешской колонии и другие гости встречены криками «наздар».

Крамарж, Глебовский, Грибор

РАЗНЫЯ ИЗВѢСТIЯ

РИГА. Член японского государственного совета, председатель южноманчжурской жел. д. барон Гото в беседе с вашим корреспондентом заявил, что весь японский народ, начиная с дворца и кончая хижиной бедняка, проникнут желание войти с Россией в теснейшее экономическое и политическое соглашение. В течение дня барон Гото осмотрел заводы «Феникс» и Балтийский вагоностроительный. (Собств. корр.)

Вести заграничной жизни

НЬЮ-ЙОРК. Близ Окланды, в Калифорнии, на поднявшемся на высоту 300 футов огромном воздушном шаре с 20 путешественниками лопнул мотор. Семеро убито.

МАДРИД. В костеле Корунэ во время молитвы взорвалась подложенная бомба; шестеро тяжело раненых. (Собств. корр.)

У РАМПЫ

Самым модным композитором в Европе считается теперь Рихард Штраус, автор нашумевшей «Саломеи».
Один из наших артистов, бывший недавно за границей и познакомившийся с Штраусом, говорит, что он отличается большими странностями...
Композитор все время витает в мелодиях и даже за обедом, жуя ростбиф или глотая мороженое, все время мурлычит что-то себе под нос и отбивает ногой такт...
В этом отношении автор «Саломеи» напоминает нашего покойного Серова, который, по словам одного его биографа, однажды был так занят музыкальными мыслями, что не заметил, что пьет кофе из пустой чашки...
Минут пять он пил, вместо кофе, воздух, заедая его булкой...

Франсуа Коппе (+)

Умер Франсуа Коппе. Для русского интеллигента, даже не особенно заботливого насчет литературы, это имя достаточно популярно.
Оно ассоциируется в его представлении с звучными, красивыми стихотворениями, воспевающими, главным образом, полную нужды, лишений и горя жизнь бедняков. С яркой фабулой, часто полные драматизма, проникнутые гуманным чувством, нередко переходящим в сантиментальность, поэмы Франсуа Копа доступны широким слоям публики как у себя на родине, так и у нас, и поэтому все сборники стихов для чтения с эстрады пестрят его произведениями.
Кто из нас не слышал много раз в декламационном исполнении «Дележ», «Прохожий», «Спасенный», «Кузнец» и других поэм Коппе? [...]
Муза Франсуа Коппе жила на земле, жила в условиях настоящего времени, не чуждалась временных и подчас мелочных забот жизни. В этом и сильная и слабая ее стороны. Коппе всегда был доступен массам и давал им если не божественный нектар, то, во всяком случае, произведения, созданные довольно крупным талантом. Это - настоящая здоровая пища, в которой общество , несомненно, испытывает большую потребность.
Отсюда его огромная популярность на родине, неизменный успех всех его сборников, академические лавры – все, чем судьба наделяет признанного поэта. Но тщетно бы вы стали искать у скончавшегося теперь поэта тех , подчас неведомых самому творцу , глубин, которые наделяют поэтические произведения вечною жизнью, заставляют их раскрываться по мере того. как расширяется границы сознания потомков.
Франсуа Коппе был очень хорошим и очень популярным поэтом своего времени, но это «свое время» уже начинает отходить в область прошлого, отодвигаемое новыми формами, новыми настроениями и требованиями к литературе.
Скончался Коппе шестидесяти шести лет от роду.

Франсуа Коппе - известный поэт и драматург, член французской академии.

ТЕЛЕФОНЪ
(Отъ нашихъ корреспондентовъ).
ПЕТЕРБУРГЪ.

Вчера, 11-го мая, в Александро-Невской лавре состоялось торжественное открытие памятника В.В.Стасову, исполненного скульптором Гинзбургом. На скромное торжество собралось очень много публики, друзей, знакомых, почитателей и родственников покойного. Было также много художников и ученых.

Скульптор И.Я.Гинцбург за изготовлением памятника на могилу В.В.Стасова

В субботу состоялся оживленный вечер в издательстве «Шиповник». На вечере кроме писателей и художников были артисты московского Художественного театра. На вечере, между прочим, был Леонид Андреев с молодой женой, арестованный-было в этот день во время переезда через роковое место - станцию «Белоостров». Приглашенный из вагона в жандармское отделение Леонид Андреев был допрошен на счет личности. «Андреев, писатель». Но этого оказалось мало. Потребовалось удостоверение личности, оказавшееся невозможным. Об этом был составлен протокол. Из разговоров на вечере обращало на себя внимание признание Станиславского в том, что Художественный театр москвичей идет к Островскому. Ближайшим этапом к этому пути является Достоевский. Я не знаю еще как – сказал Станиславский, - но мы очень скоро поставим Достоевского. Без Достоевского нельзя. Мы, конечно, откажемся от переделок. Всего вероятнее, будет чтец, который будет выступать на ряду с диалогами действующих лиц, но Достоевского мы поставим обязательно. Достоевский и сам на склоне лет мечтал о сценической интерпретации своих творений. («Своб. Мысли»).

За вчерашний день полицией зарегистрировано 17 случаев самоубийств и покушений на самоубийства. («Св. Мысли»).

С переселенческой тяги

(По телеграфу от нашего специального корреспондента)

ЧЕЛЯБИНСК, 12, V. Отмечаю никогда еще не бывалую высоту суточной переселенческой волны: вчера прибыло 6 536 взрослых семейных переселенцев, 4 965 малолетних, 623 ходока, всего 12 124. Любопытная подробность: на Дальний из них двигаются только 73 переселенца и ходока.

ЛОНДОН, 12(25),V. Прибытие президента Французской республики Фальера носило торжественный характер. Президенту оказаны королевские почести. Ему предоставлен сент-джемский дворец. Король Эдуард и принц Уэльский ожидали Фальера на вокзале. Огромная толпа приветствовала короля и президента, которые ехали вместе в одной коляске. [...]

ВЕНА, 12(25),V. Во многих местах Австрии состоялись многолюдные митинги с целью протеста против политики христианских социалистов, желающих наложить руку на свободу науки.

ХРИСТИАНИЯ, 12(25),V. Питомцы колонии порочных детей подожгли училищное здание. Сгорело 11 домов и 95 голов скота.

ЦЕТИНЬЕ, 12(25),V. Сегодня начало грандиозного процесса о покушении на жизнь князя Николая и привоз бомбы в Цетинье. На скамье подсудимых три бывших министра, видные представители конституционной народной партии и студенты.

Аресты и обыски

СИМФЕРОПОЛЬ, 12, V. Полицией задержан Леонард Нагурский, вымогавший деньги путем угрожающих писем от имени анархистов и с.-р. Нагурский сознался, заявив, что действовал он на свой риск, что требования якобы организации вымышлены им.

Убийства, нападения, грабежи

ЕКАТЕРИНБУРГ, 12, V. На станции «Солеварни», луньевской ветки, четверо произвели вооруженное нападение на почтовое отделение. Во время перестрелки грабители одного жандарма убили, другого ранили и оставив убитым товарища, скрылись.

СИМФЕРОПОЛЬ, 12, V. Вблизи колонии Бгалдсбург, на реке Конке, 8 неизвестных напали на баржу купца Ратнера, нагруженную зерном, перегрузили в свои лодки 160 пудов пшеницы и скрылись. Полиции удалось установить, что пираты - уроженцы Херсонской губернии.

ВОРОНЕЖ, 12, V. Близ Чернавского моста случайно был выловлен просмоленный мешок. В мешке оказалась голова мужчины, отделенная от туловища. На лбу зияет огнестрельная рана. Убийство совершено по всем признакам недавно. Лицо покойного молодое, интеллигентное. Дело об ужасной находке передано следователю по важнейшим делам.

Виды на урожай

ЯРОСЛАВЛЬ, 12, V. В Рыбинском уезде погибло свыше тысячи десятин озимых хлебов вследствие сильных морозов зимой и ливней осенью.

На Кавказе

ТИФЛИС, 12, V. Вчера вечером совершен выдающийся по смелости побег 18-ти арестантов из метехского замка. К воротам замка подошел неизвестный и попросил ключника вызвать одного из арестантов для передачи корзины с провизией и получения порожней. Едва вызванный арестант появился во дворе, как одновременно снаружи и внутри тюремного двора раздались выстрелы, которыми был убит стоявший снаружи часовой и ранен другой часовой и городовой. Кроме того, в сторону помещения воинской команды был брошен разрывной снаряд. Воспользовавшись смятением, арестанты отворили двери и бросились бежать. Все бежавшие – подследственные уголовные. Многие из них преданы военно-окружному суду. Среди бежавших - убийца князя Чавчавадзе. Предполагают, что оружие и бомбы были доставлены арестантам в горшочках с кислым молоком.

(От «С.Петербургского Телеграфного Агентства»)

ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

БЕРЛИН, 11(24),V. По случаю восьмидесятилетия берлинского географического общества избран почетным членом известный исследователь Средней Азии капитан Козлов.

Вести о Шаляпине

В воскресенье в театральных сферах распространился слух о смерти Ф.И.Шаляпина. Уверяли, будто знаменитый артист убит в Париже на дуэли каким-то журналистом после ссоры в ресторане.
Редакцию газеты, как и ее сотрудников, по телефону осаждали запросами. Редакция послала по телеграфу запрос своему парижскому корреспонденту и вчера получила в ответ телеграмму следующего содержания:
- Ф.И.Шаляпин жив и невредим. Сегодня ваш корреспондент беседовал с ним лично. Все распространяемые слухи - вздорная фантазия.

Московскiя вѣсти.

Состязание автомобилей-грузовиков

В воскресенье состоялось состязание на экономичность работы автомобилей-грузовиков.
Старт состоялся в начале девятого часа за Тверской заставой у клуба циклистов. В состязании участвовало 6 машин нагрузкой от 150 до 370 пудов. Так как большинство машин не исполнило главного требования – сохранения предельной скорости 15 верст в час, то комиссия имела суждение только о двух машинах.
Одна дала - 0, 01623 коп на пудо-версту, а другая 0,018 коп. Другими, как не пришедшими в норму, комиссия не интересовалась. Одна маленькая каретка для товара, делавшая пробег в не нормы для грузовиков и шедшая со скоростью 30-ти вер. в час., дала цифру расхода - 0,06 коп с пудо-версты.
Во время состязания за состязующимися следовали на автомобилях члены комиссии. Старт обратно в Москву делался за версту от «Подсолнечной», где для всех машин давался получасовой отдых.
Вернулись в Москву машины - первая в 3 час. 49 мин. дня.ф1 За состязующимися следовал один автобус, предоставленный представителям прессы любезностью устроителей выставки и состязаний.

ДНЕВНИКЪ ПРОИСШЕСТВIЙ

Большой пожар

Вчера, в 12 часов ночи, произошел грандиозный пожар на лесном складе Мотова, на Каланчевской улице, Мещанской части.
Работали все пожарные части. На пожаре присутствовал московский градоначальник ген.-майор Адрианов и помощник градоначальника Климович. Пламя бушевало по всей громадной площади, занятой названным складом, и зарево было видно издалека.

СПОРТЪ

Восемьдесят два часа от Парижа

Вчера, в 11 часов утра, к подъезду гостиницы «Метрополь» подкатил автомобиль, более похожий на ком грязи, чем на изящную карету–автомобиль. Это приехали парижане гг. Руже и Сорель на московскую выставку, сделав громадное расстояние Париж - Москва в 82 часа. Они выехали в 9 часов вечера 21-го мая (8-го июня) из гаража фабрики Дитрих, при чем вчера предъявили форменный документ с массой подписей, удостоверяющих час отъезда. Ехали все время без всяких приключений и за все время сменили только три шины. Ехали безостановочно, при чем чередовались: один спал, другой вел автомобиль. Из «Метрополя» автомобиль переехал на выставку, где возбуждает общее любопытство. Это называется - побить все рекорды, что и было целью путешествия. Автомобиль 40 сил.

Русь

ХЕРСОН, 12. По ходатайству одесских союзников Высочайше помилованы осужденные херсонским окружным судом по делу о еврейских погромах в Кривом Рогу, Николаеве и Новом Павловске.

Московский губернатор, фл.-адъют. Джунковский некоторое время тому назад отправил городскому голове Н.И.Гучкову официальное письмо, по поводу отказа последнего разделить между городским и губернским комитетами собранные в церквах деньги на помощь пострадавшим от наводнения. Гучков оставил письмо губернатора без ответа. На днях губернатор отправил городскому голове вторичное письмо с просьбой не отказать почтить его ответом. Однако до сих пор и на второе письмо никакого ответа губернатором не получено.

ХРОНИКА

За последнее время на окраинах Петербурга усиленно агитируют иоаннитки путем продажи книги «Черные Вороны», выпущенной в свет «кронштадтстким православным братством». Книга содержит в себе объяснение секты иоаннитов и призывает к ярой борьбе с лицами, преследующими иоаннитов.