08 сентября (26 августа) 1908 года

Биржевые Ведомости вечер

Энвер-бей – поляк

Энвер-бей, занявший столь видное место в освободительном движении Турции, - сын польского эмигранта.
Отец его Бондержецкий, герба Пулкозец, шляхтич из Модржевец, Петроковской губернии, после усмирения польского восстания 1863 года вынужден был искать себе нового отечества и заменил конфедератку на турецкую феску.
Дослужившись в Турции под именем Мустафа-Джела-Эддин, до чина генерала он погиб в 1876 году на поле битвы в Черногории.
Сын его, теперешний глава младотурецкой партии, получил прекрасное воспитание в Париже и, вступивши в ряды армии Абдул-Гамида, исполнял различные военные поручения, главным образом, при постройке дорог в Турции.
Энвер-бей женат на дочери одного из пашей, героя Плевны. У него дочь и сын, которые, хотя и не говорят по-польски, но, как уверяют польские газеты, воспитаны в польских традициях.

Полковник Энвер-бей, командующий войсками, перешедшими на сторону младо-турок и его два адъютанта.

Голос Москвы

ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

Вести заграничной жизни

КАРАКАС. Между президентом Кастро и германским посланником Венецуэлы Секендорфом снова произошел инцидент. Посланник хотел отправить шифрованную депешу в Берлин. Кастро потребовал ключ от шифровки, иначе запретил депешировать. Секендорф в резкой форме отказал.

За границей

Дрезденский корреспондент «Journal du Matin» сообщает, что эсперантисты задумали основать эсперантское государство на нейтральной территории Морене лежащей на бельгийско-германской границе. Предполагается устройство международного бюро, которое будет официальной резиденцией основателя эсперанто, доктора Заменгофа, и постройка театра для исполнения опер и драм на языке эсперанто.

Новая Русь

Хроника литературы, искусства и науки

В Вене и Лейпциге осенью выходит третий том предпринятого Альфредом фон-Линдгеймом выдающегося социально-статистического исследования о продолжительности человеческой жизни. Этот том составлен при участии многих известных специалистов. В нем сделана первая попытка проследить смертность людей со времени Карла Великого на основании цифровых данных. Затем в книге исследуются условия жизни 700 лиц, достигших 80-летнего возраста и ныне еще здравствующих; об этих старцах имеются исчерпывающие сведения. В книге сгруппированы данные о смертности австрийских чиновников, выслуживших пенсию. Общий вывод этого чрезвычайно интересного социально-статистического исследования, представляющего крупный вклад в науку о человеке, тот, что труд укрепляет и сохраняет жизнь человека.

ИЗО ДНЯ ВЪ ДЕНЬ

Запрещение продажи папирос с сюрпризами

Министерство торговли и промышленности, по соглашению с министерством внутренних дел, циркулярно уведомило губернаторов и градоначальников о совершенном воспрещении продажи папиросных гильз в коробках с вложением в них каких-либо предметов, за исключением деревянных и стеклянных мундштуков без всякой оправы.

СПОРТЪ

Состязание в легкой атлетике

Общество «Маяк» на своем поле на Крестовском острове устроило состязание по всем видам легкой атлетике. Состязания велись под наблюдением Э.Мораллера. Судьями были Я.Г.Турпейнен и М.Пайст.
В беге на 100 метров первым был Павлов. За ним Пурдман и Евлампиев.
Прыжки в длину выдвинули Павлова, (5 м. 16 сант.), Вальгельма и Белова.
В бросании ядра Игнатьев сделал бросок 7 м. 90 сант. За ним были Упман и Андреев.
Первым в беге на 400 метров в 1 м. 5 с. оказался Павлов. На втором месте Захаров и за ним Вальгельм.
В метании диска отличился Нурдман с броском 22 м. 30 сант. Далее Вальгельм и Упман.
Высокий прыжок в вышину дал Вальгельм (1 м. 40 сан.). За ним Нурдман и Белов.
На 1500 метров впереди пришел Шубин в 5 м. 57 1/5 сек. За ним Павлов и Захаров.
В прыжках с жестом призы получили Вальгельм (2 м. 12 сант.), Гуддель и Белов.
Бег на 3 000 метров опять выиграл Шубин в 11 м. 10 сек. Недалеко за ним Павлов и Добычин.
Кроме того, состоялось метание американского молотка. Этот вид состязания почти нигде не принят. Победителем вышел Мухлаев с броском 25 м. 3 ½ сант. За ним были Упман и Стрижанов.
Этим состязанием закрылся летний сезон спортивных упражнений.

ЗА РУБЕЖОМЪ

Проект женского парламента в Лондоне

Генерал-майор сэр Гаркур в письме в газету «Daily Express» предлагает разрешить женский вопрос посредством учреждения «палаты женщин», которая должна существовать наряду с палатой общин и вместе с нею находится под контролем «палаты лордов», Женский парламент должен состоять исключительно из выборных женщин-депутаток.

СПОРТЪ

Автомобиль

Московское губернское земство издало недавно временные правила для движения легковых автомобилей по земским шоссе. Приводим наиболее интересные пункты из этих правил. Если во время пути автомобиль будет иметь надобность воспользоваться переездным мостиком, то управа должна быть заблаговременно уведомлена «на предмет надлежащего укрепления такового».
Далее указывается, что при спусках скорость самодвижущихся экипажей должна быть уменьшена до двенадцати верст в час. [...]

Л.Н.Толстой о еврейском вопросе

Американский журналист Беренштейн, посетивший недавно Л.Н. в Ясной Поляне, сообщает в «Times» о своем разговоре с Толстым о еврейском вопросе. Л.Н.заявил ему, между прочим, следующее: «В последнее время в некоторых газетах опубликованы неверные и крайне преувеличенные сведения о моих отношениях к евреям. По своим религиозным воззрениям я не могу делать никаких различий между людьми, исповедующими различные религии, и поэтому я не признаю никакого еврейского вопроса. Еврейский вопрос существует для мен я постольку, поскольку существуют русский, польский и т.п. вопросы. Крайне печально и даже больно, что люди никак не могут понять такой элементарной истины. Если евреям действительно присуща некоторая несимпатичная черта, то в этом более виноваты мы, подвергающие их преследованиям. Вы спрашиваете меня, где же причина этой ненависти к евреям? На это я могу сказать, что люди вообще более ненавидят преследуемых и угнетаемых, чем угнетателей».

Русское знамя

Пора сорвать маску с фактами в руках

(к юбилею 80-летнего старца)

Русское общество уже вышло из пеленок, и потому, говоря с ним, можно, необинуясь, называть вещи своими именами. Лев Толстой, по нашем глубокому убеждению, пользуется незаслуженной славой. Авторитет его раздут единомышленниками. Он не достоин занимать того пьедестала, на который возвели его, как своего кумира, литературные идолопоклонники.
В левой печати его постоянно восхваляют, прогрешений и злохудожеств с его стороны не признают, считают всякие нападки на него пристрастными, несправедливыми и незаслуженными. Этот «учитель жизни», этот «толкователь Евангелия», с точки зрения его почитателей и последователей, выше всяких упреков, «чище снега альпийских вершин». Будь он на само деле таковым, - и мы почтили бы его седины в день юбилея!
Между тем Лев Николаевич Толстой - явный погубитель душ и телес соотечественников.
За доказательствами ходить недалеко: стоит только обратиться к тем сочинениям этого «прелюбодея мысли и слова» о распространении который наиболее стараются, которыми наводняют страну. [...]
«Чернотелый»

ЗА ГРАНИЦЕЙ

Из Лондона сообщают, что сэр Эдуард Грей отказался принять известного реакционера Изетта-пашу, бегство которого наделало столько шума и который был одним из ненавистнейших народу вдохновителей старого режима. [...]

ВЕНА, 25,VIII- 7,IХ. «Zeit», устроившая «толстовскую» анкету, сегодня публикует часть полученных ответов. Кармен-Сильва полагает, что даже небольшие толстовские рассказы будут также вечны, как Библия. Ведекинд считает величайшим из величайших в мире романов после «Дон-Кихота» - «Анну Каренину» Большинство запрошенных, судя по ответам, Толстого-романиста ставят выше, чем Толстого-Философа.
«Бургтеатр» чествует Л.Н.Толстого постановкой переделки «Анны Карениной».

АНТВЕРПЕН, 25,VIII- 7,IХ. Снова арестован знаменитый международный авантюрист корнет Савин, на этот раз уже в Антверпене в качестве «графа Тулуза-де-Лотрек» Явившись в типографию, специально печатающую акции и облигации, Савин отрекомендовался представителем общества, имеющего рудники на острове Кубе, и заказал на миллион акций этого общества. Заказ был исполнен, и Савин принялся «стричь купоны». Он успел разменять купонов тысяч на десять и уже собирался уезжать из Антверпена, когда один из менял, заподозрив что-то недоброе, указал на «графа» полиции. Авантюриста задержали на вокзале.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 25,VIII- 7,IХ. Сегодня газета «Ikdam» пометила передовую статью, в который говорится, что турки достигнут высокой степени развития, если соединят мужество, лояльность и сдержанность с лучшими свойствами европейских народов избегая их недостатков, алкоголизма и пауперизма и заимствуя от Европы только доброе.

ХАРБИН, 25, VIII. Нападения хунхузов принимают дерзкий характер. Близ Гирина произведено нападение на стоявший на якоре пароход железной дороги. Хунхузы ночью на лодках окружили пароход и открыли ружейную стрельбу. Нерастерявшаяся команда схватилась за оружие и несколькими залпами отбила речных пиратов, скрывшихся в ночной тьме.

Действия администрации

ОДЕССА, 25, VIII. На последнем приеме сотрудников газет генерал-губернатор (Толмачев) сообщил о визите к нему Пуришкевича, с которым ему удалось уладить возникшее недоразумение с союзом Михаила Архангела. Все порочные элементы, попавшие в этот союз, будут устранены. Новая организация, по словам генерал-губернатора, будет преследовать культурные, просветительные задачи. [...]

Закрытие нижегородской ярмарки

НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 25, VIII. Сегодня официальное закрытие ярмарки. Спущены флаги. Ярмарка прошла лучше, чем ожидали. В общем она вышла приблизительно средней, но очень безденежной. [...]

В городах и земствах

СИМФЕРОПОЛЬ, 25, VIII. Открылся губернский съезд по вопросу о реформе татарской школы. Участвуют татарские учителя со всей губернии, а также представители татарского общества. Съезд признал негодность существующих мектебе и высказался за общеобразовательную школу.

Московскiя вѣсти.

Состояние земских дорог

Губернская земская управа, вынужденная не доверять своим шоссейным инженерам, решила послать для осмотра шоссе контролеров.
Этот путь дал управе интересные данные, например, относительно состояние мостов. На Можайском грунтовом тракте был осмотрен целый ряд деревянных мостов, найденных положительно в ужасном виде. Они до того обветшали, что некоторые их них легко протыкаются, зонтами. Лошади пробивают копытами настил моста почти насквозь и т.д. Управа решила принять экстренные меры.