13 сентября (31 августа) 1908 года

Брачная Газета

Журнальное обозрѣнiе

На одной из константинопольских пристаней два дня тому назад толпа народа произвела полнейший разгром одного из стоящих на Босфоре турецких пароходов, на котором, как ходили слухи, антрепренеры по продаже женщин в рабство предполагали увезти в южную Азию большой транспорт белых рабынь. Толпа взошла на пароход и выпустила из кают и трюма 240 женщин-турчанок, которые отнеслись очень равнодушно к своему освобождению.
Капитана парохода и агента по скупке белых рабынь приняли в свои объятия тихие воды Босфора.
Забота об освобожденных женщинах поручена вновь образовавшемуся турецкому дамскому комитету.

В Будапеште происходила на днях оригинальная свадьба. Хорошенькая графиня Генриетта Пангратц вышла замуж за молодого крестьянина Яна Ондассина. Прежде чем достичь этого счастливого эпилога, молодая графиня выдержала долгую борьбу со своей родней, которая теперь совершенно от нее отказалась.
Нечего и говорить, что это брак по любви.

.

Голос Москвы

По телефону из Петербурга

(От наших корреспондентов).

Вандализм

В доме №7, по Эртелеву пер., где много лет жил М.И.Глинка, на стене фасада которого помещена мраморная доска с указанием, что здесь жил знаменитый композитор, в нижнем этаже поселился трактир «Гамбург». Владелец трактира « снимающий второй этаж, где была квартира Глинки, нашел, что мраморная доска мешает трактирной вывеске. По последовавшему соглашению с домовладельцем доска над квартирой перенесена на другую сторону дома, совершенно не в том месте, где была квартира М.И.Глинки.

Неудача с дирижаблем

30 августа, в 11 ч. утра, с воздухоплавательного парка был пущен новый учебный аэростат. Аэростат форму сигары и снабжен электромотором, Величина аэростата около 15 саж. Военный дирижабль был пущен на двух канатах. В лодке находились офицер штат-капитан Шапковский и два нижних чина. Едва успел шар подняться, как один из канатов натянулся и лопнул. Аэростат принял сильный наклон, и находившимся на нем угрожала опасность выпасть из лодки. По приказанию офицера был обрублен второй канат, и аэростат плавно поднялся кверху и полетел сравнительно покойно. Вскоре, однако, вследствие порчи мотора, аэростат опустился на крышу другого здания. Затем аэростат после целого ряда усилий поднялся, наконец, в третий раз и, пролетая мимо пожарной части, едва не опрокинул вышку каланчи. Дальнейшее путешествие аэростат также продолжалось неудачно. На одном из домов аэростат снес лодкой несколько дымоходных труб и, запутавшись в телеграфной проволоке, остановился окончательно. Из парка вызвали нижних чинов. Аэронавты были сняты с аэростат. С помощью канатов аэростат привели обратно в воздухоплавательный парк.

Факты и слухи

(Изъ заграничной печати)

Прибывший в Сан-Франциско пароход «Columbia» принес известие, что на большой фабрике рыбных консервов в Нусагоке в Аляске произошли серьезные столкновения между японскими и португальскими рабочими; при этом убито несколько японцев. Японский консул поспешил отправиться на место происшествия предупредить дальнейшее кровопролитие.

ХОЛЕРА В ПЕТЕРБУРГЕ

За день прибыло - 86 больных, скончалось - 26.

Вспышка холеры не ослабевает.
Вчерашний день может считаться одним из самых неблагополучных по холере. Она охватила почти все санитарные районы, на которые распределяется в данное время город Петербург. [...]

ОН НЕ ПРИЕДЕТ!

Хотя председателю санитарной комиссии А.Н.Оппенгейму и послана телеграмма, что в Петербурге свирепствует холерная эпидемия, тем не менее, на это извещение до вчерашнего дня не получилось еще ответа.
Отсюда можно заключить, что до окончания курса лечения в Карлсбаде на его возвращение вряд ли можно рассчитывать. [...]

ИЗО ДНЯ ВЪ ДЕНЬ

«Анафема» иеромонаха Илиодора

Вчера в монастыре в Царицыне иеромонах Илиодор предал публично анафеме Л.Н.Толстого. Саратовский губернатор Татищев экстренно вызван в Петербург, как говорят, для доклада по делу Илиодора.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ЭХО

ШАЛЯПИН В АРГЕНТИНЕ

Знаменитый артист прислал своему приятелю «открытку» из Аргентины, сообщая, что выступает там с полным успехом, что охотился на тигров и что возвратится обратно в октябре. На открытке рисунок изображающий тигра в лесу.

ПАРИЖ, 30,VIII-12,IХ. По идущим из Лондона сведениям, британский кабинет вполне разделяет точку зрения франко-испанской ноты по мароккскому вопросу и считает, что о каких-либо уступках германским требованиям со стороны Франции не может быть и речи.

В Турции

КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 30,VIII-12,IХ. По случаю дня рождения султана газета «Икдам» посвящает падишаху статью, в которой говорит, что он широко воспользовался конституцией и видит свое счастье в благосостоянии народа.

В Персии

ТЕГЕРАН, 30,VIII-12,IХ. Во дворце получена телеграмма от Эйн-доуле: «Не нахожу выхода, кроме как согласиться на все требования конституционалистов и немедленно созвать меджлис. Борьба безнадежна». По причине болезни шаха телеграмма была вручена Эмир-Дженгу, который телеграфирует в ответ приказ - стереть Тавриз с лица земли.

На Кавказе

ЭССЕНТУКИ, 30,VIII. Полицией арестованы трое громил, вооруженных ломом и «браунингами»; четвертый скрылся. Арест был произведен агентами ночью, когда громилы подошли к дому богатой домовладелицы Гелитовской с целью ограблении.

ХРИСТИАНИЯ, 30,VIII-12,IХ. Известный норвежский писатель Бьернсон- в тесном кругу почитателей Л.Н.Толстого праздновал его юбилей. За обедом Бьернсон произнес восторженную речь а под телеграммой юбиляру подписался: «С глубочайшим благоговением Бьернстьерне-Бьернсон».

ОДЕССА, 30,VIII. Только сегодня в местных газетах появились краткие телеграфные сообщения собственных корреспондентов из Москвы и Петербурга о юбилее Л.Н.Толстого Московские. киевские и провинциальные номера газет берутся нарасхват. Драматической труппой Багрова, подвизающейся в городском театре, отправлен Толстому приветственный адрес.

Съезд православных братств

МИНСК, 30,VIII. Вчера открылся съезд православных братств Северо-западного края. Рассматриваются вопросы о борьбе с католической пропагандой. Внесено предложение о предании анафеме православных перешедших в католичество. Съезд ждет приезда Иллиодора.

Опасная находка

ИРКУТСК, 30,VIII. Сторожа загородного сада «Царь-Девица» нашли два капсюля в медной оболочке. Один из сторожей разрядил капсюль. Произошел взрыв. Ранено трое.

(Отъ «Петербургского агентства»)

Памятник Императору Александру III

ИРКУТСК, 30, VIII. 30-го августа в присутствии духовенства, военных и гражданских чинов, войск и многотысячного населения, под гром 24-х орудий торжественно открыт командированным генерал-адъютантом Пантелеевым памятник Державному Основателю сибирского пути Императору Александру III. Много депутаций от русского и инородческого населения разных губерний Сибири возложили на памятник венки. Присутствовали представители Хабаровска, Верхнеудинска, Троицкосавска, Баргузина, Никольска-Уссурийского, Якутска, Балаганска, Красноярска, Канска, амурского и забайкальского казачих войск и других. По окнчании торжества был парад войск и других. По окончании торжества был парад войскам. Памятник передан в ведение города.

Памятник Александру III в Иркутске.

Электрическая дорога

СИМФЕРОПОЛЬ, 30, VIII. Разрешено инженерам Кандаурову и Чаеву произвести изыскания электрической ширококолейной железной дороги от Ялты до Симферополя и ветвей до Бахчисарая, Симеиза, Царской Столовой и Алушты, протяжением в 211 верст.

ИЗЪ-ЗА ГРАНИЦЫ.

АЛЬТЕНБЕРГ 30,VIII-12,IХ. В Эльзасе император Вильгельм совершил поездку на автомобиле к французской границе, где пробыл 2 ½ часа. Вследствие позднего времени император не мог принять приглашение посетить французское местечко Генек.

ТЕЛЕФОНЪ
(Отъ нашихъ корреспондентовъ).
ПЕТЕРБУРГЪ.

В дипломатических кругах

На днях приезжает в Петербург наследник черногорского престола князь Даниил. Этому посещению придают большое политическое значение и ставят его в связь с последними событиями на Балканском полуострове. [...]

Министерство юстиции занято разработкой вопроса о возвращении на родину скопцов, оставивших в разное время самовольно пределы России и желающих вновь вернуться на родину. К ним применяется манифест по случаю рождения Наследника Цесаревича в отношении самовольной отлучки, но они все же на местах будут подвергнуты преследованию за принадлежность к скопической секте и будут отданы под надзор полиции на два года. (Соб. корр.).

Сегодня в 12 час. дня, из петербургского учебного воздухоплавательного парка состоялся первый полет русского управляемого аэростата . (Соб. корр.).

НАМ ПИШУТ

Из Харбина. Наблюдается усиленное передвижение в пределах России китайцев, особенно на пароходах в Хабаровск и Благовещенск. Переселенцы-китайцы имеют в вид у заседание манчжурского приамурского края, надеясь получить работу при постройке амурской дороги.

Московскiя вѣсти.

К инциденту с профессорами-кадетами

Профессора Муромцев, Шершеневич, Новгородцев, Кокошкин и Котляревский получили предложение дать подписку с обещанием не принадлежать впредь к антигосударственным партиям или выйти из состава профессоров московского университета. Как нам сообщают, профессора дать такую подписку отказались, указав в своих отзывах, что никогда к подобным партиям не принадлежали и что их убеждения и научная деятельность и впредь никогда не позволят примкнуть к партиям, отрицающим государственность. Профессорам грозит увольнение по 3-му пункту. <Сenter>

Дневникъ происшествiй

Катастрофа на пристани

Вчера, в 3-м часу дня, на пароходной пристани т-ва пароходства «Русь», по Комиссариатской набережной, под тяжестью груза рухнула временная платформа и увлекла двух возчиков завода Гужона. Одного извлекли мертвым, а другого живым, но тяжко изувеченным.

ИЗ-ПОД МОСКВЫ

Сторожа-воры

Третьего дня на станции «Люблино», московско-курской жел. дор., сторожа по охране грузов Степан Фомин и Егор Гришин, воспользовавшись отсутствием дежурного по парку, похитили пломбировочные тиски, вскрыли в сортировочном парке вагон, груженный яблоками, насыпали два мешка яблок и стали накладывать пломбу, но увидя обходивший станцию патруль, бросили яблоки и скрылись. С тех пор они не являются ни на квартиру, ни на станцию.

К юбилею Л.Н.Толстого

Орел

(От нашего корреспондента).

Чествование орловцами Льва Николаевича Толстого ограничилось посылкой телеграмм. Местные присяжные поверенные и несколько лиц других профессий телеграфировали:
«С родины великого художника слова Тургенева шлем вам, столь же великому художнику и мыслителю искренний привет и глубокое уважение в день восьмидесятилетия вашей славной жизни. Желаем вам дожить до общего счастья - не видеть и не чувствовать той власти тьмы, которая омрачает наши дни».
Из губернской земской больницы было послано следующее приветствие:
«Медицинский и остальной персонал орловской губернской земской больницы, преклоняясь перед великим, мировым гением, шлем дорогому Льву Николаевичу сои искреннейшие поздравления с 80-летием славной жизни и сердечные пожелания многих лет здоровья на славу дорогой родины».
Кроме этих двух приветствий посланы были еще телеграмма от кружка частных лиц.

Мосальск

(От нашего корреспондента).

Маленькие – великому.

Утром 28-го августа почитателями великого писателя земли русской Л.Н.Толстого на его имя в Ясную Поляну была послана телеграмма следующего содержания:
«Мы – маленькие люди маленького уголка – просим великого писателя и учителя нашей родины принять сегодня от нас горячее приветствие и лучшие пожелания. Горькие чувства удручают нас, что не можем мы сделать нынешний день общим праздником. Но нас радует мысль, что мы – современники великого Толстого, что он живет еще среди нас».
Следует 15 подписей.

Русское Слово (статьи)

Маленькiй фельетонъ

В Ясной Поляне

(От специальнейшего из наших корреспондентов).

Солнце было приблизительно на половине своего зенита, когда товаро-пассажирский поезд, в котором мы мчались, плавно остановился у дебаркадера Козловой Засеки.
Перевернув манжеты неисписанной стороной кверху, мы вышли на платформу и тотчас же обратились к начальнику станции:
- Скажите, пожалуйста, не знаете ли вы случайно, где здесь живет граф Толстой?
Начальник станции посмотрел на нас с уважением и ответил:
- Очень близко. Потрудитесь пройти станцию насквозь, там имеются лошади из Ясной Поляны.
И, действительно, по ту сторону станции оказался экипаж, запряженный лошадью, сразу напомнившей нам незабвенного по высоко-гениальному описанию Толстого «Холстомера», и с кучером на козлах, как две капли воды похожим на Платона Караваева из «Плодов просвещения».
- Скажи, любезный брат, - обратились мы к кучеру по-толстовски, - ты ведь из Ясной Поляны?
- Так точно, - ответил кучер, притворившись из хитрости не-толстовцем. – Доктора из Москвы дожидаюсь.
Мы тотчас же сообразили, что кучер врет и что его приготовил для себя один из тенером.
- Я доктор! – воскликнули мы и вскочили в экипаж.
Не успели мы отъехать и десяти сажен, как сзади нас раздался отчаянный крик:
-Стойте! Стойте! Какой-то черненький господин с тяжелым ящиком под мышкой бежал за нами.
- Что вам угодно? – спросили мы с достоинством, приказав кучеру остановиться. – Вы тенеромо?
- Ничего подобного! – ответил черненький господин. - Я этой фирмы даже и не знаю. Я от всеобщей компании синематографов Плумпуддинг и Бланманже. Возьмите меня с собой. Толстой будет очень рад.
Ничего не имея принципиально против того, чтобы доставить живущему в глуши старику-писателю невинное удовольствие, мы взяли синематографщика с собой. Солнце коснулось уже своего зенита, когда кучер остановил «Холстомера» у крыльца дома, в котором, по чрезвычайно удачному выражению г. Сергеенка, «живет и работает Лев Толстой».
- Граф дома? – спросили мы вышедшую навстречу нам на крыльцо даму, в которой мы тотчас же узнали по описанию г. Меньшикова, Софью Андреевну Толстую.
- А что вам угодно от Льва Николаевича? – в свою очередь спросила нас Софья Андреевна, глядя на нас с уважением. – Лев Николаевич боле и никого не принимает.
- Нас то он примет, - сказали мы с достоинством, - потому что мы специальнейшие из корреспондентов «Гласа Вопиющего». И прежде чем графиня успела опомниться от охватившего ее уважения, мы прошмыгнули мимо нее внутрь дома, представляющего по удачному выражению г. Сергеенка, «очаг мысли и творчеств великого писателя земли русской». Каково ж было наше удивление и даже негодование, когда в библиотечной комнате, в которой мы очутились, мы застали спящим на диване (в сапогах!) Ивана Ивановича Строку, специальнейшего из корреспондентов «Самых Последних Новостей». Мы, конечно, немедленно растолкали его и объяснили ему, что передадим его поступок на обсуждение комитета московского общества деятелей периодической печати.

Куприн и Толстой
Куприн и Толстой – гг. офицеры.
Рис. П.Троянского («Сер. Волк»).
- Комитет мне ничего не может сделать! – нахально воскликнул Строка. – Я в праве интервьюировать кого мне угодно.
- Как это кого угодно! - воскликнули мы. – Если вы живете Леонидом Андреевым, то какое вы имеете моральное право отбивать хлеб у живущих Толстым? Ведь согласитесь сами, что г. Серенко не полезет интервьюировать Леонида Андреева, - зачем же вы лезете к Толстому и попутно в карман всех решительно тенером?
- Вот еще! – нахально воскликнул Строка. – Леонид Андреев дает доходу каких-нибудь триста рублей в год, да и то вместе с Горьким, а от Толстого любой и тепером никак не меньше полутора тысячи. Какой же мне интерес сидеть на одном Леониде Андрееве?
- В таком случае, - сказали мы, - немедленно по приезде в столицу мы созовем общее собрание тепером и легализуемся как «всероссийский союз тепером или пишущих о графе Льве Николаевиче Толстом». Посмотрим, как вам удастся тогда снабжать газеты контрабандой.
- А мы, - нахально воскликнул Строка, - легализуемся как союз пишущих о Леониде Андрееве, Горьком и всех молодых. Пройдет еще год - другой, и Леонид Андреев будет давать доход не меньший, чем дает Толстой.
Мы плюнули (в плевательницу) и, махнув на нахала рукой, пошли вместе с нашим другом синематографщиком наверх в кабинет, в котором, по счастливому выражению г. Сергеенка, «увидели свет лучшие произведения Толстого».
В качестве своего человека, мы вошли в кабинет не постучавшись. Толстой, по-видимому, чрезвычайно нам обрадовался, но слабость не позволила ему подняться нам навстречу.
- Ничего, ничего! – сказали мы. – Сидите. Что вы пишете? Небось опять какой-нибудь шедевр!
- Да нет, так... – замялся Толстой. – А что вам угодно?
- Да просто, - сказали мы, - посмотреть на вас по случаю юбилея и перекинуться словом.
- На меня уже смотрел по случаю юбилея Сергеенко, - сказал Толстой.
- Сергеенко ничего, - сказали мы, - а вот зачем вы посторонних допускаете? Строку с какой стати допустили к себе, точно вы не знаете, что Строк имеет уже доход от Леонида Андреева.
Толстой страшно смутился. Нам стало жаль старика, и мы прибавили:
- Ничего, ничего... Так уж и быть... Мы не сердимся. Толстой расцвел.
- Это хорошо, - сказал он, - что вы не сердитесь. Я не люблю, когда люди на меня сердятся.
-А какого вы мнения, - спросили мы в упор, - о современной литературе и о морской выставке в Москве?
- Неужели, - удивился Толстой, - в Москве открылась морская выставка? Я и не подозревал, что наводнение превратило Москву в порт. Что же там и броненосцы выставлены?
- Броненосцев, - сказали мы, - на морской выставке нет, но есть очень много тульских пряников и Камышевой мебели. Кстати, что вы думает о последней книжке «Золотого Руна»?
- Я вовсе о ней не думаю, - ответил Толстой. – Некогда, знаете. Своя работишка кое-какая есть, а времени у меня отнимают так много.
Мы поняли намек и встали.
- Ну, прощайте, Толстой, - сказали мы. – Пишите себе. Только сядьте, как следует, не сутультесь, потому что вас сейчас будет снимать мой друг синематографщик для театра «Иллюзион-Оптик».
Толстой посмотрел на нас с невыразимым уважением и хотел было что-то возразить, но в это время наш друг синематографщик защелкал своим аппаратом.
Слегка закусив (прав Меньшиков: в Ясной Поляне кормят весьма неважно, не то, что на даче у старика-Суворина), мы тронулись с нашим другом синематографщиком в обратный путь.
Солнце уже перешло за линию своего зенита и на небо выплыла глупая, - по выражению друга Л.Н.Толстого, поэта А.С.Пушкина, - луна. Мы сели в товарно-пассажирский поезд и помчались с головокружительной быстротой, увозя с собой самые лучшие впечатления от паломничества нашего в Ясную Поляну, по счастливому и удачному выражению г. Сергиеенка, «родовое поместье великого писателя земли русской».
ВЛАД. АЗОВ.