26 (13) сентября 1908 года

Голос Москвы

Московская жизнь

Электрические часы

В главном телеграфе установлено несколько стенных и висячих часов, приводимых в действие электричеством. Часы, проверяемые каждые сутки по телеграфу Пулковской обсерваторией, отличаются большой точностью. Такие же часы будут поставлены над главным входом, взамен прежних механических.

Новая Русь

Рабочее движение

В заведении выделки газо-калильных сеток Шифт для экономии наняты подростки, которые, при 12-часовом рабочем дне получают 7 р. 50 к. в месяц. Рабочие протестовали против этого. Медицинским осмотром выявлено, что вследствие выделения при работе вредных газов, губительно действующих на неокрепший организм, происходят тяжкие и тяжелые заболевания учеников.

ПЕТЕРБУРГЪ

(По телефону).

Перевезение праха пленных японцев

Вчера в 1 ч. утра, на городском Преображенском кладбище, в присутствии представителя Японии, Окави, и чинов полиции состоялось вырытие из могил тел двух пленных японцев, скончавшихся в Петербурге. Тела будут отправлены в село Медведь. Оттуда эти трупы и трупы похороненных там 19 японцев будут отправлены в Гамбург в крематорий для сожжения, а затем прах в особых урнах будет доставлен в Японию.

Происшествiя.

«Из-за места»

Вчера на Никольской улице, у дома Бостанжогло, «из-за места» подрались два газетчика-подростка. 13 и 17 лет. Младший, имя и звание которого не выяснены, так озверел, что с ножом в руках набросился на старшего П.Дергачева, и нанес ему глубокую рану в область сердца. Оставив лежать на тротуаре, в крови, несчастного Дергачева, малолетний преступник поспешил скрыться. Задержать его не удалось. Раненого отправили в Яузскую больницу.

Дарья Пономарева

Несколько месяцев назад на ст. Мытищи агентами охраны под рубищем нищенки была опознана известная революционерка.
Опознанной удалось ускользнуть от агентов и прибыть в Москву, где она, зайдя не надолго в один из церковных домов, переоделась в роскошный модный туалет. И в этом костюме беглянку все-таки опознали и повергли аресту. Помещенная под стражу, она долго не называла своего имени и только на днях назвалась Дарьей Пономаревой. Из данных, добытых по делу Пономаревой, охранной полиции удалось узнать, что она была самым крупным лицом, заведовавшим делами севастопольской военной организации. В момент ликвидации дел этой группы Пономарева успела скрыться. В Севастополе она действовала под другой вымышленной фамилией. Бежав из Севастополя, Пономарева начала работать в различных местах провинции, организуя крупные шайки, поставившие себе целью грабежи под революционным флагом. Находясь в Москве, она на днях задумала бежать из тюрьмы. Сказавшись больной, она попросила, чтобы ее перевели в тюремную больницу. Просьбу больной исполнили. Вскоре, однако, выяснилось, что Пономарева симулирует болезнь, и что главная причина, по которой она хотела попасть в больницу, - задуманное бегство. Вся обстановка бегства была уже заранее выработана, но во время разрушен бдительностью чинов охраны. Теперь Пономареву перевели под строжайший надзор. Есть основания предполагать, что и та фамилия, которой она называется теперь, - вымышлена. Интересно отметить внешность арестованной во время пребывания ее на свободе. Почти всегда арестованная одевалась больше чем просто, благодаря чему скрывалась

Русский Листок (до 1906 г.)

В городах и земствах

СМОЛЕНСК, 12, IХ. В думе при обсуждении вопроса о чествовании Л.Н.Толстого произошел скандал. Гласный Андион, лидер союза русского народа протестуя против чествования, с криком: «Левка Толстой – еретик, безбожник», покинул зал. Поднялся шум и протесты. Постановлено назвать именем писателя женское городское училище, раздать учащимся его сочинения и поставить в городском сквере его бюст.

ТОРЖОК, 12, IХ. Новоторжское земское собрание послало Л.Н.Толстому следующую телеграмму: «Новоторжское очередное земское собрание приветствует вас, Лев Николаевич, как гордость нашей родины, великого художника и друга человечества».

БЕРЛИН, 12(25),IХ. Извольский прибыл в Берцтенгарден, где имел продолжительную беседу с германским министром Шеном. Говорят, что Извольский прогостит у Шена еще 2 – 3 дня.

ВЕНА, 12(25),IХ. Во время встречи Извольского с Шеном в Берцтенградене будет, между прочим, подвергнут всестороннему обсуждению турецко-болграский конфликт.

ЗАГРЕБ, 12(25),IХ. К открытию первого турецкого парламента в Константинополь отправляется депутация от боснийских христиан и магометан. В Константинополе депутации вручат меморандум с требованием предпринять шаги к возвращению под оттоманское владычество Боснии и Герцеговины.

БЕРЛИН, 12(25),IХ. Центральный комитет с.-д. выпустил сегодня воззвание к пролетариату севера и юга Германии, приглашая объединится и протестовать путем демонстрации против финансовой реформы, повысившей налоги на 43%. В противовес этому правительство намерено организовать ряд народных собраний, на которых министры выступят ораторами-защитниками финансовой реформы.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 12(25),IХ. Персидский посланник телеграфировал иностранным правительствам, что в Персии начались забастовки вследствие нежелания шаха созвать парламент. Из Тавриза получено известие о происходящей там страшной резне. [...]

ТЕГЕРАН, 12(25),IХ. Ночью из шахского амбара под сильной охраной повезли в Баге-ша двух политических и там задушили и закопали. Шах присутствовал и руководил казнью. Имена раненных держатся в строгой тайне. Передают об ужасных пытках, которым подвергаются политические в Баге-ша.
Получена телеграмма из Тавриза, в которой главнокомандующий просит немедленно выслать крупную сумму денег, без которых дальнейшая борьба немыслима.

Парламентский вечер шаха. - И так г. депутат, вы желаете иметь также и свободу мысли?

В войсках

СЫЗРАНЬ, 12, IХ. Сегодня 7-й пехотный Ревельский и 1-й запасной кавалерийский полки с двумя хорами музыки встречали эшелон германских войск, возвращающийся из Китая по русским железным дорогам. [...] Офицерам и солдатам был предложен завтрак в убранных германскими и русским флагами казармах кавалерийского полка. Встреча и проводы носили радушный дружественный характер.

ТУЛА, 12, IХ. Крестьянами деревни Стройки, Новосильского уезда, оказано сопротивление при продаже с торгов их имущества по иску помещицы Глазновой. Возбужденной толпой Глазнова убита, пристав Остриков серьезно ранен. На место выехали прокурор и губернатор с казаками.

Бомба

УФА, 12, IХ. Игравшими детьми около Солдатского озера обнаружены два разрывных снаряда, весом каждый в 5 фунтов. Сила бомб очень значительна. Бомбы полицией разряжены.

Убийства, нападения, грабежи.

ЕКАТЕРИНОСЛАВ, 12, IХ. Разбойники напали на хутор Федоровку, ранили владельца хутора Гаркушу и его дочь и забрали из кассы более 1500 руб. Арестован внук Гаркуши.

(Отъ «Петербургского агентства»)

Новый депутат

ВЛАДИКАВКАЗ, 12. IХ. Членом Государственной Думы от казачьих станиц избран Никита Васильевич Лисичкин, казак Терского войска, губернский секретарь, беспартийный, православный, 30-ти лет.

ТЕЛЕФОНЪ
(Отъ нашихъ корреспондентовъ).
ПЕТЕРБУРГЪ.

Холера

После прививки холеры певец народного дома Карышев съел два десятка слив, после чего заболел холерой и умер. Заболела холерой дочь священника Троицкая. («Нов. Вр.»).

Московскiя вѣсти.

В разгар революционного движения в Прибалтийском крае в 1905 г., в то врем, когда подготовлялась там так называемая «латышская республика», местная полиция следила одним из вожаков движения, Брикманом. успевшим, однако, скрыться. С тех пор розыски Брикмана судом и чинами полиции не прекращались. На днях местная охранная полиция выследила Брикмана в Москве и затем арестовала. Под усиленным конвоем Брикман теперь отправлен в Прибалтийский край.
Интересно, между прочим, что Брикман, как теперь выяснилось, уже был однажды задержан чинами московской полиции в Москве же и сидел в качестве бродяги, не помнящего родства, в Сущевском полицейском доме, откуда в числе 7-ми человек, вместе с задержанным теперь убийцей директора Морозовской мануфактры Назарова, бежал.

Последствия обрушившегося шлагбаума.

Губернской земской управе приходится расплачиваться за небрежность своих инженеров.
Помимо 50-ти руб., выданных жене убитого калужским шлагбаумом Баулина на похороны, вчера управа выдала ей же 500 руб. вознаграждения за смерть мужа. Вчера же управа составила определение о передаче в губернское присутствие по земским делам вопроса об ответственности лиц, виновных в этой катастрофе: дорожного инженера Новикова, десятника Боголепова и сторожа Филатова.

НАМ ПИШУТ

Из Екатеринослава . На почве холерной эпидемии произошел курьезный случай. В холерную больницу прибежала сильно взволнованная женщина и стала умолять принять ее. Сначала подумали, что она больна холерой, но потом выяснилось, что она совершенно здорова и в больницу хотела лечь только потому, что надеялась спастись таким образом от своего мужа, который притесняет ее и бьет. В больницу ее, конечно, не приняли.

Из Александрии. Присяжный уездного казначейства по дороге на почту потерял 1 010 руб. Найдено 710. Остальные пропали.

Русское Слово (статьи)

Столетний юбилей русских ветеринаров

(Историческая справка).

Сто лет назад Высочайше одобрено «предложение» г. министра внутренних дел об учреждении в Санкт-Петербурге скотоврачебного училища.
По этому «предложению», воспитанники, окончившие курс наук, получали звание ветеринарных врачей, и это был первый для России законодательный акт, в котором упоминается слово «ветеринарный врач». Это было 31 декабря 1807 года.
В следующем, 1808, году возникло первое в России скотоврачебное училище, воспитанники которого, по окончании курса, получали звание ветеринаров. До тех пор Россия не знала ветеринаров. В Древней Руси не было людей, знающих науку врачевания скотских болезней. При легких недугах население обращалось за советом к знахарям и знахаркам; в случаях же появления повальных болезней и падежа скота, население оказывалось в совершенно беспомощном состоянии. При таких бедствиях обращались к молитвам. Служили молебны святым угодникам: Модесту, Флору и Лавру, Власию, Харлампию, Николаю Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Косме и Дамиану, Киру, Иоанну и Архангелу Михаилу, считающимся в народе покровителями лошадей и вообще домашнего скота.
Царь Алексей Михайлович повелел отделять больной скот от здорового, и это была первая правительственная мера, направленная к предупреждению развития заразных болезней на скот.
Пётр Великий, ведя беспрерывные войны, то со шведами, то с персами, то с турками, сознавал, что для войска, в котором много лошадей, необходимы люди, знающие дело лечения болезней лошадей.
В этих видах он в 1713 году, почти, следовательно, двести лет тому назад, издал указ об обучении русских людей коновальному искусству.
Войска стали пополняться «учёными» коновалами, но число их, всё-таки, было недостаточно, чтобы удовлетворить потребность в них войска. Домашний же скот оставался по-прежнему беспомощным. Его «лечили» знахари и знахарки.
Сенатские указы раскрывают нам печальную картину того положения, в котором находился домашний скот в годы царствования Императрицы Елисаветы Петровны. Больной скот беспрепятственно блуждал по улицам Петербурга, тут же беспомощно падал и издыхал. Гниющие трупы животных, никем не убираемые, заражали воздух, стаи мух покрывали эти трупы и затем разносили заразу по городу.
Нередко случалось, что в продажу поступало мясо больного домашнего скота. Обо всём этом медицинская канцелярия стала доносить Правительствующему Сенату только под конец царствования государыни, когда скотский падёж приянял уже эпидемический характер, а на окраинах России зарождалась свирепая чума, посетивсшая Москву в век Екатерины II.
Если в таком состоянии находилась столица, то можно было себе представить, каким уходом пользовался скот в уездах, в провинции и вообще в России.
Приняв во внимание донесения медицинской канцелярии, Сенат приказал главной полицмейстерской канцелярии палых лошадей и скот, «ни мало не мешкав», зарывать за городом в ямы, в 3 аршина глубины, и засыпать известью. Для отвоза на казённых лошадях назначить каторжников под караулом. «Разъездные патрулинги и дозорные» должны «накрепко» денно и нощно наблюдать, чтобы не валялось по улицам «падалища», а если оно, по недосмотру, окажется, то полицейские офицеры подвергаются не только штрафу, но и лишению чинов.
Другим сенатским указом от 10-го июля 1761 года устанавливалось наблюдение за качественностью пригонного скота на бойницах и за мясом в мясных рядах. Для этой цели медицинской канцелярии предоставлялось выбрать сколько нужно способных людей, а из магистратской конторы, из купечества надёжных, при полицейских офицерах.
Были, следовательно, и надёжные, и способные люди, да не доставало среди них сведущих, знающих своё дело.
Недоставало ветеринаров.
Вопросом о высшем образовании ветеринаров занялось министерство внутренних дел с первых же лет своего существования.
Путём внимательного изучения вопроса, министерство пришло к заключению, что не только лошади, но и вообще домашний скот, столь необходимый и полезный в хозяйстве, имеет все права, наравне с человеком, на тщательное изучение организма и приключающихся болезней для правильного их лечения.
В этих видах предположено было первоначально учредить три скотоврачебных училища: в Петербурге, Москве и Лубнах. Но вскоре эта мысль была оставлена. В 1808 году, руководствуясь теми соображениями, что существующая в Петербурге медико-хирургическая академия, как одно из самых необходимых и полезнейших в государстве учреждений, должна вмещать в себя все отрасли медицинской науки, тогдашний министр внутренних дел князь А. Б. Куракин находил существенно важным открытие при академии двух училищ: ветеринарного, или скотоврачебного и фармацевтического, или аптекарского.
При существовавшей тогда по всей империи потребности в медиках, ветеринарах и аптекарях, положено было, по новому штату, иметь в академии 720 воспитанников на казённом содержании, не ограничивая числа своекоштных, среди которых могли находиться и лица податных сословий.
Для более успешного преподавания наук и ведения занятий такого значительного количества воспитанников решено было разделить их на отделения, из которых первое, главное, находилось в Санкт-Петербурге, при самой академии, а второе — в Москве.
Выбор пал на Москву, во-первых, потому, что этот город многолюдный и притом центральный для всей средней полосы России; следовательно прилив воспитанников был бы обеспечен.
Во-вторых, Москва — город университетский, с книжными лавками и учебными пособиями, с госпиталем и аптеками. Наконец, здесь много учёных, специальные знания которых соприкасались с кругом наук, преподаваемых в медико-хирургической академии.
Совокупность этих данных и была причиною избрания Москвы для второго отделения медико-хирургической академии.
С наступлением 1808 —1809 учебного года оба отделения были открыты. Петербургское отделение находилось в заведывании президента Императорской медицинской академии, а московское отделение — в заведывании вице-президента. Курс четырёхлетний.
По окончании курса наиболее успешные получали звание кандидата ветеринарных наук.
После года занятий они получали звание ветеринарных врачей, или ветеринаров, в отличие от коновалов, получавших низшее образование.
Таким образом, ныне исполнилось сто лет с тех пор, как Россия обогатилась сразу двумя колыбелями русских ветеринаров: в Петербурге и в Москве. Что же касается предположения открыть скотоврачебное училище в Лубнах, то оно так и осталось одним только предположением.
По окончании курса наук ветеринары назначались и привлекались в войска, где получали начальствование над коновалами. В частных хозяйствах ветеринары долгое время были редкостью, до тех пор, пока не введены были земские и городские самоуправления.
Потребность в ветеринарах ещё более усилилась, и тогда были учреждены ветеринарные институты в гг. Харькове, Казани, Варшаве и Юрьеве, существующие и поныне. Московское же отделение при Николае I прекратило своё существование и соединилось с петербургским. Теперь Москву и всю губернию обслуживают ветеринары названных нами четырёх городов, и семья их так уже велика, что из одних только московских и подмосковных ветеринаров образовалось в Москве три общества: 1) московский отдел общества ветеринарных врачей; 2) московское общество ветеринарных врачей, основанное в 1880 г.; 3) общество взаимопомощи ветеринарных фельдшеров в Москве.
Есть, следовательно, кому отпраздновать свой столетний юбилей.
                    Н.Бочаров