17 (04) ноября 1908 года

Вятская Речь

ХРОНИКА

Открытие катка. Сегодня состоится открытие катка вятского городского пожарного общества; с 3-х до 7 1/2 час. вечера будет играть оркестр военной музыки. Каток будет иллюминирован разноцветными электрическими лампочками.

ПЕРМСКАЯ ЖИЗНЬ

Полицмейстерами г.г.Перми и Екатеринбурга, по распоряжению пермского губернатора издан следующий приказ по полиции:
«При устройстве благотворительных вечеров в пользу учебных заведений строго следить, чтобы на этих вечерах учащиеся были в установленной форме, а посторонние в сюртуках, и никаких лиц в косоворотках, черных рубахах и т.п. подобных костюмах не допускать. Воспрещать и не дозволять торговлю учащимся в киосках, разноску угощений, программ и ни под каким видом не допускать употребление спиртных напитков».

Голос Москвы

ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

Ссора из-за карт

ТВЕРЬ. Грозная драма произошла на днях в имении землевладельцев Милюковых в Всехсвятском, вышневолоцкого уезда. Во время карточной игры за столом сидели: помещик П.И.Лебедев, одна из владелиц Всехсвятского и земский начальник Ржевского уезда В.А.Свистунов. Поздно ночью между партнерами из-за карт произошла ссора, доведшая до кровавой развязки. Оскорбленный партнером земский начальник Свистунов внезапно вскочил и дважды вонзил кинжал в спину Лебедева, который тут же упал мертвым. Следствие производится. Земский начальник отдан на поруки.

Взяточничество в Турции

Взяточничество, одно из самых живучих наследий старого режима, прекрасно уживается рядом с новым правовым строем империи.
Против этого хронического недуга правительство принимает все меры, но до сих пор, нужно сознаться, меры эти не дали прочных осязательных результатов. Административная машина прогнила сверху до низу; требуется коренная реорганизация всего личного служебного персонала всех ведомств. А пока что, турецкое правительство не останавливается и перед такими курьезными мерами, как публикация во всех газетах официального обращения к публике – не давать взяток чиновника!..
Публикацию прочтут внимательно и чиновники, и публика, но вряд ли результат такого чтения будет утешительный.
Самое большое, что разве чиновники усвоят систему бессмертного Чичикова, и обыватель понесет «барашка в бумажке» не «бескорыстным» чиновникам, а взяточникам писарям.

Велико-Восточный вопрос

Умер самый трагический человек на земле - государь Китая. Трудно представить себе контрасты большие, чем те, что судьба вместила в жизнь этого монарха. Быть властителем 428 миллионов человек, т.-е. почти целой трети человеческого рода - и в то же время быть вечным узником своего дворца. Быть Сыном Неба, божеством, верховным отцом подданных, собственником их жизни и смерти - и в тоже время не иметь права прогуляться на улице. Знать, что представляешь в своем лице древнейшую государственность на земле, знать, что заканчиваешь собой историю четырех или пяти тысячелетий, знать, что тебе дана самая огромная из империй, когда-либо существовавших, и в тоже время увидеть одно унижение отечества за другим - это, как хотите, тяжело [...]
Ряд карликовых в сравнении с Китаем царств делали набеги и захваты, пока, наконец, священная столица богдыхана не оказалась в руках варваров, разграбивших древние дворцы и храмы. Дважды была захвачена и залита потоками крови родина династии, Манчжурия, и несметное количество раз осквернены могилы императорских предков. Скончавшийся государь не мог сослаться на преклонный возраст - он был во цвете лет. Он имел поддержку в лице мудрой матери и целого круга вельмож. И, тем не менее, при всех условиях беспримерного могущества - какая это была беспримерная слабость... [...]

Перед сфинксом

Черный вихрь смерти закружился над Китаем. Не успела еще замолкнуть тревожная дробь телеграфа, оповестившая мир о кончине молодого императора-отшельника Гуан-Сюя, как прилетела новая весть о том, что вслед за ним отошла в вечность и престарелая повелительница древнейшего и многолюднейшего царства - вдовствующая богдыханша Цсу-Си. Хотя уже давно ожидавшееся, - это событие все же страшно всколыхнуло собою весь безбрежный океан монгольских умов; но уляжется ли поднятое им волнение, или же разразится такой бурей, во время которой пойдет ко дну сильно расшатанный частыми шквалами престол

ПЕТЕРБУРГЪ

(По телефону).

Случай с г. Шварцем

Вчера вечером министр народного просвещения Шварц проезжал по Миллионной улице на Большую Морскую в своей собственной карете. Вдруг под аркой главного штаба на карету наскочил автомобиль почтово-телеграфного ведомства. Лошади искалечены. Г.Шварц успел выскочить из кареты и отделался лишь испугом. Министр тотчас же продолжил путь на извозчике. Выяснилось, что шоффер автомобиля был пьян.

«Саломея»

Артисты и сотрудники театра Комиссаржевской виду запрещения администрацией пьесы Оскара Уайльда «Царевна» постановили, в знак сочувствия отказаться от 10-ти дневного заработка в пользу дирекции тетра.
(Корр. «Ран. Утра»).

Речь

Кончина китайской императрицы

ЛОНДОН, 3 (16) ноября. Вдовствующая китайская императрица, оказывавшая, как известно, сильное влияние на судьбы Китая, скончалась.
По полученным лондонскими газетами телеграммам, в Пекине упорно говорят, что старая императрица умерла не естественной смертью.
Печать ожидает серьезных событий в Китае вследствие смерти императора и вдовствующей императрицы-правительницы. Рост революционных движений в ближайшем будущем несомненен.

Ближайшие перспективы

<...> Скончавшийся император Гуан-сюй обнаруживший симпатии к партии реформ с самого начала своего эфемерного царствования, был на престоле царственным узником. Вследствие безволия и слабоумия молодого императора, императрица-мать державшая бразды правления до его воцарения, осталась у власти и после его вступления на престол. В сентябре 1898 г. молодой император, побуждаемый некоторыми из сановников, сторонников реформ попытался низвергнуть императрицу. Произошла дворцовая революция, закончившаяся пленением императора. Вожди партии реформ были казнены, и власть была окончательно захвачена императрицей-матерью. Деспотическое правление последней вызвало взрыв революционного движения, принявшего особенно значительные размеры на юге. Южные вице-короли, мало зависящие от Пекина, держатся поныне или нейтрально по отношению центрального правительства, или же явно сочувственно революции. Императрица-мать в последние годы своего царствования под влиянием революционного движения, грозящего самому существованию манчжурской династии, неоднократно давала обещания ввести в Китае представительный образ правления. Несколько месяцев тому назад была даже послана в различные государства Европы комиссия для изучения действий конституционных учреждений. Однако, в массах относились к обещаниям императрицы с явным недоверием, и конституционное движение в Китае носит поныне ярко выраженный революционный характер. <...>

БАЛКАНСКИЕ СОБЫТИЯ
Телеграммы наших заграничных корреспондентов.

Австрия и Сербия

БЕРЛИН, 3(16),ХI. По телеграфным известиям из Боснии, недовольство населения против Австрии все возрастает. Между тем, правительством принимаются все меры предосторожности на случай восстания. Особенно тщательно укрепляются сербская и черногорская границы, откуда опасаются своевременной поддержки повстанцев.

Сербия

БЕЛГРАД, 3(16),ХI. Сообщения турецких газет о состоявшемся соглашении между Сербией и Турцией преждевременны. Верно лишь то, что сербско-турецкие отношения теперь лучше, чем когда-либо.

За границей.

Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.

Персия

ТЕГЕРАН, 3(16),ХI. Острый момент, по-видимому, миновал. Наступает успокоение. Казаки силой открывают магазины, грозя погромом. Реакционеры попрятались, боясь готовящихся покушений. Английскому и русскому посланникам шах заявил, что даст конституцию, если они поручатся за безопасность его самого, его семьи и имущества. А так как они не могут поручиться, никакой конституции не даст.

Япония

ТОКИО, 3(16),ХI. Усиливающееся из года в год движение в пользу эмансипации женщин вызвало в консервативных кругах Японии сильнейшую реакцию. В Токио на собрании директрис женских школ министр народного просвещения говорил об «упадке добрых нравов» и взывал к чувству патриотизма японских женщин, указывая, что «рыцарский дух старой Японии многим обязан японке-жене и матери».

Событiя въ Китае

Смерть императора

Смерть императрицы

ЛОНДОН, 3(16), IХ. Пекинский корреспондент "Times" телеграфирует:
Вчера в Пекине официально объявлено о кончине императора (Куанг-Су). Смерть последовала в субботу вечером. Причина смерти, вероятно, - неврастения. Со вторника император все время находился без сознания. Он пришел в себя лишь перед самой кончиной. Тогда нм вошел главный евнух, присланный вдовствующей императрицей (Тсу-Хси), чтобы ухаживать за больным. Император не пожелал, чтобы его перенесли в комнату "Мирного долголетия", и, таким образом, нарушил обычай, который требует, чтобы китайские императоры умирали именно в этой комнате. Отношения между императором и вдовствующей императрицей оставались натянутыми до самого конца. <...>
Опубликован второй декрет - о кончине вдовствующей императрицы. Декретом назначается траур на 27 месяцев. На все это время будут закрыты все театры и прекращены всякие увеселения, при чем подданным богдыхана запрещается брить головы.
Этим декретом императорская власть передается регенту, который должен совещаться с матерью молодого императора.
В Пекине циркулируют слухи о беспорядках, происшедших в императорском дворце. За день до своей кончины покойная вдовствующая императрица в изданном в субботу декрете назначила императором Пин-Ий, а регентом и попечителем нации - его отца, принца Чуна. Декрет совершенно не упоминал о том, что императрица находится уже на одре смерти. Наоборот, в этом декрете предписывалось регенту принцу Чуну соображаться в своих действиях с инструкциями императрицы. Поэтому кончина императрицы, очевидно внезапная, вызвала ряд подозрений относительно совершенного над ней насилия. <...>

ПАРИЖ. 3 (16), IХ. Здесь ходят настойчивые слухи о том, что смерть китайского императора при дворе некоторое время скрывали и что избрание ему приемника, а также первого регента, помимо вдовствующей императрицы, лежавшей в беспамятстве, сопровождалось беспорядками во дворце. Смерть императрицы внушает серьезные опасения относительно сохранения порядка в империи.

В Россiи.

В Польше

ВАРШАВА, 3,ХI. В Варшаве на улице Видок, раскрыта контора по доставлению живого товара. При обыске найдены масса женских фотографий и обширная переписка с разными городами, из которых в Варшаву доставлялись женщины. Деятельность конторы прикрывалась фиктивным магазином дамских шляп. Произведены аресты.

На Кавказе

ТИФЛИС, 3, ХI. Вчера прибыл наместник с супругой. На вокзале его торжественно встречали чины гражданского и военного ведомства, почетный караул с музыкой, городская управа всем составом, гласные представители купечества и мещанского общества, цехи, городской голова и предводитель дворянства. В речах встречавшие выражали радость по поводу возвращения наместника и осуществление гуманных реформ в крае. В ответной речи наместник выразил надежду, что население само пойдет навстречу ему для осуществления благодетельной реформы. Городской голова поднес хлеб-соль. Графине поднесено много букетов.

В городах и земствах

УФА, 3, ХI. На происходивших в эти два дня выборах в городскую думу победили прогрессисты. Газеты вели усиленную агитацию. Городской голова, крайне правый Ганевский, забаллотирован и в гласные.

Пожар

ВЯТКА, 3, ХI. Вчера во время представления в театре «Иллюзион» едва не произошла катастрофа. В аппаратном отделении вспыхнула лента. Огонь быстро распространился по переполненному публикой залу, обитому бумажной материей. Публика в панике бросилась к выходу, давя друг друга. Есть легко ушибленные. Серьезно пострадавших нет. Убыток от пожара 3 000 рублей.

ТЕЛЕФОНЪ
(Отъ нашихъ корреспондентовъ).
ПЕТЕРБУРГЪ.

Происшествие с г. Шварцем

На Дворцовой площади на карету, в которой ехал министр народного просвещения Шварц, наскочил автомобиль почтового ведомства. Карета разбилась, лошади получили поранения. Министр остался невредим. Он вышел из кареты, взял извозчика и уехал. (Соб. корр.).

Эпидемия самоубийств

За истекшую неделю в Петербурге зарегистрировано 30 случаев самоубийств и покушения на самоубийство.

Московскiя вѣсти.

Эпидемия самоубийств

За октябрь месяц в Москве произошло 24 покушения на самоубийство. Из них со смертельным исходом - 8, с благополучным – 16. Среди жертв преобладают мужчины – 17(покончивших с собой 8, покушавшихся 9). По социальному положению они делятся: крестьяне – 9, мещан – 3, учащихся – 1, служащих – 1, иностранных подданных - 1, неизвестных - 2. Возраст жертв от 18-ти до 55-ти лет. Среди женщин число покушений несравненно меньше (7), и смертельных случаев нет. По числу жертв: крестьянок – 4, мещанок – 1, почетн. гражданок – 1, неизв. – 1. Наибольшее количество случаев в возрасте от 20-ти до 27-ми лет. Между способами видимый перевес на стороне яда – 15, затем застрелившихся – 5, повесившихся- 3, зарезавшихся – 1).