09 февраля (27 января) 1909 года

Газ.-Коп.

К делу Азефа

Где Азеф?

Парижским газетам телеграфируют, что Азефа видели на днях в Швеции и Англии.

Запрос об Азефе в германском рейхстаге

По словам иностранных газет, дело Азефа будет служить в ближайшее время предметом обсуждения в германском парламенте, так как социалисты думают внести запрос, который должен установить, что между германской полицией и Азефом тоже существовали какие-то отношения (?).

Азеф и шпион

Революционеры русской колонии в Париже – рассказывают французские газеты, - сходились обыкновенно в одном кафе на Монмартре и там откровенно высказывали свои мысли. Часто бывал там и Азеф. Однажды в кафе как раз в то время когда говорил Азеф, внимание присутствовавших привлек к себе один изящно-одетый человек, который все время записывал все, что слышал.
- Шпион, - высказал свое подозрение Азеф, уже кончивший свою речь. Немедленно часть присутствующих бросились к господину и потребовали выдать записную книжку. Тот отказался. Тогда с перекошенным от гнева лицом бросился к нему сам Азеф, выхватил блок-нот и нанес ему первый удар. Сотни кулаков обрушились вслед за первым ударом на шпиона и потом его, избитого до полусмерти. выбросили из кафе. Оставшись в тесной компании Азеф разразился громовой речью против предателей и провокаторов. Тогда никто еще и не думал подозревать Азефа.

Голос Москвы

Литературная хроника

Слух, пущенный петербургским «Словом», о покупке московской книгоиздательской фирмой «Польза» полного собрания сочинений Л.Н.Толстого за 500 т.р. – вздорный вымысел.
В издательских кругах, где хорошо знают и лиц, составляющих товарищество «Польза» и все их капиталы, сообщение «Слова» вызывает только смех.

ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

Вести русской жизни

НИЖНИЙ-НОВГОРОД. Для принесения благодарности Государю Императору за Высочайший дар городу картину Маковского «Минин» выехали в Петербург депутации во главе с городским головой.
                  (Собств. корр.)

ПЕТЕРБУРГ. В шестом часу вечера судебное присутствие уголовного кассационного департамента сената вынесло приговор по делу о бароне Фредериксе, Присутствие постановило считать Фредерикса отрешенны от должности по суду с последствиями по статье 67 уложения о наказаниях и подвергнуть его денежному взысканию в 10 000 рублей с заменой в случае несостоятельности заключением в тюрьму на год.

Госуд. Дума

(От наших корреспондентов).

Выходка г. Половцева

На сегодняшнем заседании бюро фракции Союза 17-го октября обсуждался вопрос об отношении фракции к поступку депутата Л.В.Половцева, позволившего себе , как известно, сказать при обсуждении кавказского запроса настолько грубую фразу, что ее нельзя даже повторить.
В заседании заслушаны были свидетельские показания нескольких депутатов, сидевших близко к г.Половцеву, а потому имевших возможность слышать сказанную фразу, а также рассмотрены письменные заявления некоторых депутатов по этому же поводу.
В результате, бюро фракции постановило предложить фракции потребовать от г. Половцева извинения выразить ему порицание и вынести постановление, по которому всякий член фракции, позволивший себе неуместную выходку в заседании Думы Б будет исключен из состава фракции. Окончательно вопрос этот буджет решен в завтрашнем заседании.

Депутат Государственной Думы Л.В, Половцев.

ТЕАТР и МУЗЫКА

Концерт знаменитого скрипача Яна Кубелика, состоявшийся вчера в Благородном собрании, прошел с выдающимся успехом, Публика, переполнившая залы, устраивала Я.Кубелику шумные овации после каждого им исполненного номера.

Новая Русь

Городскiя дЂла

Вновь построенный Поцелуев мост подвергся техническому испытанию в присутствии инженеров путей сообщения Мадисона, Пшеницкого и Савельева. Под давлением груза в 1350 пуд. мост дал прогиб в 1,5 милим. Мост был признан вполне пригодным для трамвайного движения.

Дело Азефа

Где Азеф?

Наряду со слухами об аресте Азефа циркулируют и противоположные слухи. Как сообщают «Evening News» сотрудник этой газеты видел Азефа в Лондоне. Азеф отрицал приписываемую ему измену, а на вопрос, почему он оставил Париж, сказал, что собирает материалы для своего оправдания. Спустя несколько дней сотрудник снова встретился с Азефом. Последний был крайне удручен и подавлен. Он сказал, что уезжает, но не сообщил куда именно. Все же, что будет писаться о нем, будет доставляться ему одним лицом, которое живет в Париже и которому известно, куда Азеф отправляется.

Характеристика Азефа

В «Berliner Tageblatt» Илья Троцкий дает характеристику Азефу. Многие вероятно представляют себе Азефа незначительным человеком, который никогда не смел прямо и открыто глядеть в лицо честным людям. Но те, которые знали Азефа, беседовали с ним, удивлялись его общительности, держаться другого мнения. Он располагал качествами, внушавшими симпатию, и только благодаря этому, мог он так долго делать свое изменческое дело. Его лицо, правда, очень некрасивое – приковывало к себе. А глаза! В них говорила энергия, властолюбие, которое, казалось, не остановилось бы перед жестокостью. Своими глазами он преследовал собеседника. [...]

Анекдоты о Толстом

[...]
Удивительно красива следующая черточка в жизни Льва Николаевича.
Однажды у станции, на снегу, он увидел непристойную надпись.
Концом палки он зачеркнул непристойности и тут же на снегу написал слова из апостола Иоанна о любви к ближнему.
- Братья, любите друг друга!
Картина, действительно, полная святой красоты!..
[...]

ИЗО ДНЯ ВЪ ДЕНЬ

Ужасные гробы из больниц

25 января публика, собравшаяся после обедни на городском кладбище, была крайне удивлена и возмущена картиной нескольких гробов, оставленных при входе в церковь и сколоченных из каких-то не то жердей, не то барочных досок с такими щелями, что из них были видны руки и ноги покойников. Оказалось, что это умершие хоронятся из городских больниц за неимением родственников, могущих принять на себя расходы по похоронам, и по преимуществу из Александровской больницы для чернорабочих.

Около Думы

(По телефону от наших петербургских корреспондентов).

К запросу об Азефе

Лидеры октябристов передают, что в ответ на запрос об Азефе выступит П.А.Столыпин, который приедет в Думу в сопровождении всех без исключения членов кабинета. В своей речи председатель совета министров будет отвечать по существу.

ПОСЛѢДНIЯ ИЗВѢСТIЯ

Юбилейные марки

Министр вн. дел на днях представил всеподданнейший доклад относительно проектируемых новых юбилейных марок по случаю 300-летия дома Романовых. Новые марки представляют из себя художественное произведение, подобное заграничным маркам. Доклад этот получил уже надлежащее утверждение.
        (Корр. «Ран. Утра»).

ОФИЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ ПО ДЕЛУ АЗЕФА

ПЕТЕРБУРГ. В печати и обществе продолжается суждение по поводу организации инженером Евно Азефом целого ряда террористических актов и в том числе убийства в Бозе почивающего Великого Князя Сергея Александровича, бывшего министра внутренних дел статс-секретаря Плеве и других, причем передаваемые по этому поводу известия и слухи приписывают Азефу почти все убийства и наиболее тяжкие преступления, совершенные на политической почве в период времени 1902 -1906 гг. Вместе с тем, продолжаются указания на прикосновенность к упомянутым злодеяниям некоторых должностных лиц, а произведенный 18 сего января, по постановлению судебного следователя, арест бывшего директора департамента полиции А.А.Лопухина выставляется даже как мера к прекращению дальнейших противоправительственных разоблачений. Означенные тенденциозные сообщения имеют место, не взирая на официальные заявления правительства как о неосновательности упомянутых газетных известий и слухов, так и том, что действительный статский советник Лопухин привлечен к ответственности лишь за разоблачение перед сообществом социалистов-революционеров о содействии Азефа полиции в предупреждении террористических замыслов этого преступного кружка, каковыми деянием Лопухин устранил серьезнейшее препятствие к выполнению предприятий сообщества. В виду изложенного и так как приведенные слухи вносят в общество совершенно неосновательное волнение и недоверие к органам власти, правительство считает себя обязанным вновь категорически объявить во всеобщее сведение: 1)что никто из должностных лиц, ы том числе указываемый действительный статский советник Рачковский и другие чины никогда и ни в какой мере не были прикосновенны к какому бы то ни было террористическому или иному преступному предприятию революционеров 2)что относительно участия Азефа в политических убийствах никогда в распоряжение правительственных органов ни малейших указаний не поступало. По этому поводу подробные сведения будут сообщены правительством Государственной Думе в виде внесенных в нее заявлений о запросе по сему предмету.

По поводу запроса об Азефе в настоящее время происходит совещание между председателем совета министров и товарищем министра внутренних дел Курловым. Последний будет выступать в Государственной Думе при обсуждении вопроса о принятии запроса. Ответ на запрос по истечении известного срока даст сам премьер. (Соб. корр.).

За границей.

Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.

Свиданеи монархов

ЛОНДОН, 26,I-8,II. Король Эдуард с многочисленной свитой выехал сегодня в Берлин в 10 ч. 40 м. утра. Он будет в Берлине завтра в 11 ч. утра.

ЛОНДОН, 26,I-8,II. Статья «Times», посвященная свиданию монархов в Берлине корректна холодна. Газета говорит, что король Эдуард возвращает императору Вильгельму визит, сделанный в 1907 г. Англо-германские отношения продолжают быть корректными и между ними, конечно, не может быть никаких конкретных вопросов. Поэтому свиданию не надо придавать значения, которого оно в действительности не имеет. Что касается вопроса о флоте, то это чисто внутренний вопрос и не может подлежать обсуждению монархов. Остальная печать напротив, придает свиданию императора Вильгельма и короля Эдуарда крупное политическое значение. Газеты вспоминают каковы были англо-германские отношения 18 месяцев тому назад и находят, что они изменились к худшему. Поэтому задача нынешнего свидания - улучшить эти отношения.

БЕРЛИН, 26,I-8,II. К завтрашнему приезду английских гостей городом сделаны богатейшие приготовления. Улицы, площади и дома представляют сплошную декорацию. Всюду вензеля и портреты короля Эдуарада и императора Вильгельма. Устроены особые трибуны для публики и представителей печати по пути следования кортежа. Места продаются по бешеным ценам. [...]

Кончина Штекера

БЕРЛИН, 26,I- 8,II. Скончался известный придворный пастор Штекер, основатель христианско-социальной партии и лидер антисемитов. В свое время он имел громадное влияние на императора Вильгельма и сыграл не малую роль в отставке Бисмарка.

Турция

КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 26,I-8,II. [...] Государственный совет, в соединенном заседание всех отделов, принял проект закона, согласно которому первое мата по григорианскому календарю будет считаться началом финансового года. Изменение часов в настоящее время признается недопустимым. Эра Геджра будет отныне служить только для религиозных целей.

Анархисты

ЛОНДОН, 26,I-8,II. Брюссельский корреспондент «Daily Telegraph» сообщает, то во вторник там на линии железной дороги найдена адская машина, весом 15 килограммов, по-видимому русского изделия. Бельгийскими властями прияты энергичные меры против многочисленных русских анархистов, проживающих в Бельгии.

Бржозовский

КРАКОВ, 26,I-8,II. здесь на днях должен состояться партийный суд над Леопольдом Бржозовским русско-польским революционером, которого обвиняютв измене и в сношениях с русским охранным отделением. Свидетельствует протии в Бржозовского известный по делу Азефа Бакай. Вызванный на суд в Краков Бржозовский был долгое время одним из влиятельнейших членов польской социалистической партию Он, говорят, будет сам защищаться. (фот3379)

Персия

ТЕГЕРАН, 26,I-8,II. Революционеры свергли губернатора в Реште и подняли там знамя Саттар-хана.

ТАВРИЗ, 26,I-8,II. Фидаи столкнулись с отрядом Самед-хана и разбили его. Эйн-доуле не пришел на помощь. Бездействие его раздражает реакционеров.

В Россiи.

В Прибалтийском крае

РИГА, 26,I. Четыре немецких монархических партии Прибалтийского края слились в одну, под главенством прибалтийской конституционной партии. Последняя после слияния утратила даже и призрачный конституционализм.

На Кавказе

БАКУ, 26,I. Состоялось разрешенное наместником экстренное собрание думы для обсуждения вопроса о борьбе с вымогателями. Гласный Рзаев предложил ходатайствовать перед администрацией о постройке в центре города виселицы, на которой вешали бы вымогателей. В заключение выбрана комиссия из девяти гласных разных национальностей, коей поручено организовать собрание граждан для совместной выработки мер борьбы.

В судах

ВИТЕБСК, 26,I. В палате в свое время слушалось нашумевшее дело врачей Хазанова и Закржевского, отказавшихся произвести операцию опасно больной девочке, так как родители могли дать только 20 рублей. Палата их оправдала.

Тиф

ЦАРИЦЫН, 26,I. Вместо 180 в тюрьме помещается 450 арестантов. Восьмая часть заключенных (около 60) болеют тифом. В больнице недостаток мест. Большинство больных находится в камерах. Заразились тифом 5 надзирателей и 2 фельдшера.

Духовенство

ТАМБОВ, 26,I. В виду задолженности свечного завода московским фирмам более 500 000 руб., открывшийся епархиальный съезд постановил для покрытия этого долга увеличить налог на церкви.
На постройку новой семинарии Синодом отпущено 200 000 руб.

Ирбитская ярмарка

ИРБИТ, 25,I. Сегодня официально открылась ярмарка. После молебна подняты флаги. На «черный рынок» привезено до 15 000 пудов сибирского мороженного мяса. Оно предназначалось для Москвы и Петербурга, но было задержано карантином на станциях сибирской дороги

ИРБИТ, 26,I. Сегодня ярмарка приняла, наконец, обычный живой вид. Начались сделки с пушниной. Бойко скупается заяц, цены на который повысились против минувшей ярмарки на 10 -15 копеек за штуку. [...]

Аресты и обыски

ЧЕРНИГОВ, 25,I. На Мстиславской улице обнаружена конспиративная квартира. Арестована тайная типография. Найдено много нелегальной литературы, печать местного комитета партии с.-р. Произведены аресты.

Убийства, нападения, грабежи.

ЕЛИСАВЕТГРАД, 26,I. К местному купцу Броуну явился неизвестный и, под угрозой смерти, потребовал семьсот рублей в пользу анархистов-коммунистов. После двухдневного торга с вымогателем Броун, опасаясь его мести, выдал требуемую сумму. Розыски сыскной полиции оказались безуспешны.

Волки

ВИЛЬНА, 26,I. В окрестностях Нововилейска появились громадные стаи волков, заходящие и в город. Жители подвергаются нападениям. На крестьянку Баранову напали 20 волков, и она спаслась, лишь влезши на дерево.

В Польше

ВАРШАВА, 26,I. В одном переполненном публикой «кабаре» во время представления кто-то пустил слух, что здесь за столиком сидит инкогнито Азеф. Моментально вокруг столика собралась толпа. Все подскакивали с мест. Мнимый Азеф действительно, немного похожий по описаниям на знаменитого провокатора, видя устремленные на себя сотни глаз и слыша произносимую всеми фамилию Азеф, поднялся с места и громко заявил: «Господа, я не Азеф, а табачный фабрикант», и назвал фамилию небезызвестного табачного фабриканта Западного края. Его, действительно, узнали знакомые и покупатели. Все успокоились.

Московскiя вѣсти.

Съезд счетоводов

Московские счетоводы деятельно готовятся к предстоящему летом текущего года съезду. Составляются доклады по отдельным вопросам о нуждах счетоводов, профессиональных и общих. Особенное внимание уделяется проекту института бухгалтеров. Предстоят также доклады по вопросу о коммерческом образовании. Съезд будет созван обществом счетоводов.

ДНЕВНИКЪ ПРОИСШЕСТВIЙ

Отравление одеколоном

Третьего дня служивший на фабрике Рале Григорий Анашкин, 20 л., придя домой, стал жаловаться на страшную головную боль. У него появились признаки отравления. На другой день он умер. По заключению врача, Анашкин отравился одеколоном, которого он впил большое количество.

ТЕАТР и МУЗЫКА

Айседора Дункан

На Пасху Художественный театр снят для спектаклей-вечеров знаменитой «босоножки» миссис Айседоры Дункан, которая в последнее время с большим успехом гастролировала в Париже, где танцевала вместе со своими юными воспитанницами, прозванными в Петербурге «дунканятами».