28 (15) февраля 1909 года

Брачная Газета

ХРОНИКА

В виду частых ходатайство стороны духовенства, в св. синоде возбужден вопрос об упразднении правил, согласно которым лица духовного звания, в особенности занимающие места при церквах, при женитьбе на девушке недуховного звания, обязаны делать взнос в пользу старых дев, т.-е. дочерей церковных служителей не вышедших замуж, - по 50 руб.

НЕУЖЕЛИ перевелись, как богатыри на Руси, дщери с кудрями Евы?! Обращаюсь ко всем, кто знает интеллигентную блондинку или шатенку, а, главное, с природной длинной, непременно ниже колен, косой (только при этом - пусть странном! – условии оставлю жизнь холостяка), - серьезно отнестись к моему объявлению ее или ей мой адрес. Не жалейте нескольких копеек: в них может быть судьба сердец; с благодарностью возвращу расход. Отвечу немедленно. Тайна писем - священна: писать закрытым и указать точный адрес. Мне 33 г., на государственной службе, казенная квартира, отопление, прислуга. Адрес: Москва, редакция «Брачной Газеты» для №950212.

Инженер

(строитель автомобилей, 30 лет). Молодой, симпатичный, образованный, проживающий в Калифорнии (Америка), зарабатывающий 600 руб. в месяц, желает завести переписку с особой не старше 30 лет, имеющей не менее 10000 рублей приданного. Вероисповедание безразлично. Цель - брак. Калифорния - золотая страна всего мира, зелень круглый год, зимы нет, цветы растут везде, как трава в России.. Женщины имеют более преимуществ, чем в других странах. Желаю жениться, чтобы с любимой женой пользоваться благами здешней чудной природы. Адрес: S.S. c/o Jac. 24. Battery str. San-Francisko. Cal.Фотографические карточки необходимы.

ЖЕЛАЮ

жениться. Я – дамский парикмахер, обеспечен службой, 200 рублей в месяц, не пьющий, очень скромного поведения, блондин, среднего роста, 27 лет, на девице или вдове, симпатичной наружности от 17 до 30 лет, приданое от 2000 рубле, а главное - красивая фигура, средней полноты; вероисповедание безразлично. Адрес: «Брачная газета» предъявителю лотерейного билета №5174.

Голос Москвы

Факты и слухи

(Изъ заграничной печати)

Согласно телеграмме из Гааги, бывший президент Кастро уже взял себе каюту на пароход, отплывающий 13 марта. В Венецуэлу он надеется прибыть в начале апреля.

Английские суфражистки придумали новое средство, чтобы добиться свидания с премьер-министром Асквитом. Две из них отправились в почтовое отделение и сдали себя на почту в качестве «посылок», что разрешается английскими почтовыми правилами. Почтальон препроводил их до самой квартиры министра, но здесь они встретили сопротивление со стороны дежурного полисмэна, не пропустившего их в дом и объявившего суфражисткам, что они будут считаться «посылками до востребования».

По телефону из Петербурга

(От наших корреспондентов).

Членом Гос. Совета В.М.Андреевским выработан проект сокращения праздничных неприсутственных дней в России.
Установленное число подписей под проектом уже собрано, и на этих днях законопроект будет внесен в общее собрание, в порядке законодательной инициативы верхней палаты. В дополнительной к законопроекту записке указывается, что чрезмерное число праздников вредно отражается на торговле и земледелии в России: в России на 40 праздников больше, чем в Германии, и в связи с этим производительность в России на 2 миллиарда в год меньше производительности в Германии.
Законопроект предполагает считать неприсутственными днями кроме воскресных следующие дни: 1 и 6 января, 2 февраля, 25 марта, 6 и 15 августа, 25 и 26 декабря, а также субботу Страстной недели, первые два дня Пасхи и день Вознесения Господня.
О табельных днях проект говорит: «Относясь с полным уважением к так называемым царским торжественным дням, посвященным воспоминаниям о важнейших событиях в жизни монарха и его семьи, нельзя не заметить, что количество этих дней у нас чрезмерно». Из табельных дней законопроект предполагает считать неприсутственным только день тезоименитства Государя Императора.

Цыц №21

ТЕЛЕГРАММЫ

ПЕТЕРБУРГ. Запахло войной... Дипломаты начинают задумываться... Когда маленькие дети и большие дипломаты начинают задумываться, то это кончается плохо: у детей приходится переменять пеленки, а дипломатия оканчивается Цусимой...
МОСКВА. Запахло весной, капустой, инфлуэнцой, грибами и провинциальными актерами... Опьяненные ароматом этого великопостного букета, фельетонисты совершенно забыли о политике и окончательно стали «паиньками»... Можно подумать, что они и не нюхали свободу печати...
ПЕТЕРБУРГ. Пуришкевич, непечатно оскорбивший г-жу Философову, благосклонно и благоразумно приговорен к месячной высадке. Прогрессисты вырабатывают разнообразную программу увеселений, которые будут происходить в течение этого счастливого месяца, медового месяца свободы - от Пуришкевича. По мнению сведщих людей, обещанная «свобода от Пуришкевича» ничуть не хуже других «свобод», которые до сих пор все еще заключены в кавычки отныне называются «румянами вольностей».
[...]
МОСКВА. По последним сведениям, сделавшиеся вчера нео-народниками Андрей Белый, Вячеслав Иванов и Эллис сегодня утром окончательно стали нео-патриотами. Маленькие декадентики, бывшие вчера просто идиотами, сделались сегодня нео-идиотами. Литературно-художественные вторники будут отныне называться нео-вторниками, но посещать эти нео-вторники – нео-обязательно.

Фердинанд болгарский

(По телефону от нашего петербургского корреспондента).

Вчера вечером король болгарский отбыл из Петербурга за границу.

День рождения короля Фердинанда прошел в приеме целого ряда депутаций: от болгарской учащейся молодежи, от г. Петербурга, от болгарской депутации петербургского славянского общества, от военной депутации из Болгарии и т.д. Король присутствовал по случаю своего дня рождения на богослужении в католической церкви пажеского Его Величества корпуса. [...]

(От «Петербургского агентства»).

ПЕТЕРБУРГ, 14,II. В 11 ч. 15 м. вечера царь Фердинанд в сопровождении Великого Князя Константина Константиновича прибыл в Императорский павильон на Царскосельском вокзале, откуда отбыл за границу. [...]

Король Фердинанд у Петропавловского собора.

Опасность войны

ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

Угроза Германии

ПАРИЖ, 14(27),II. «Matin», ручаясь за достоверность своих сведений, сообщает о заявлении, сделанном буду-то бы, германским канцлером Бюловым, что если Россия выступит против Австрии в защиту Сербии, то Германия сочтет себя обязанной принять сторону Австро-Венгрии.

БАЛКАНСКИЕ СОБЫТИЯ
Телеграммы наших заграничных корреспондентов.

Австрия

ЗАГРЕБ, 14(27),II. Местные газеты с осторожностью высказываются о близости войны, указывая на то, что она может гибельно отразиться на монархии. Австрофильский орган «Hrwatsko Prawo» , указывая на критическое положение монархии, обвиняет за это, главным образом, венгров, которые, будто бы, в тайне поддерживают сербов.

БЕЛГРАД 14(27),II. Сегодня утром дезертировали 13 австрийских солдат и офицер.
Сербские солдаты со стен крепости смотрели вчера на ужасную трагедию, которая разыгралась перед их глазами. От австрийского берега восемь дезертиров по льду бежали к Белграду. Австрийский патруль догонял их стреляя.
Семь беглецов убиты, восьмой скрылся в Сербии.

В Россiи.

В судах

ВЛАДИКАВКАЗ, 14,II. Военно-окружной суд приговорил к ссылке на поселение в отдаленные мест Сибири учителя армянской школы Акупиянца за принадлежность к революционной организации.

Чествование памяти Н.В.Гоголя

ЯРОСЛАВЛЬ, 14,II. В городе начинают готовиться к празднованию юбилея Гоголя. Предполагается устройство литературных вечеров, спектаклей и проч.

К 200-летию Полтавской битвы

ПОЛТАВА, 14,II. Шведам для постановки памятника по случаю двухсотлетия полтавской битвы выбрано место на Шведской могиле. Работы по сооружению памятника сданы финляндской фирме, которая с весны приступит к работам.

Убийства, нападения, грабежи.

ВЯТКА, 14,II. Шайка громил, взломав замки, забралась в товарную кладовую купца Филиппова. Их накрыли городов

и ночной сторож, которые и задержали одного из грабителей, оказавшегося недавно выпущенным из тюрьмы рецидивистом. Похищенные товары, часть которых грабители успели спрятать под мостом, разысканы.

Бешеный волк.

ТВЕРЬ, 14,II. Около деревни Василево, в 20-ти верстах от Твери, на проходивших крестьян набросился волк и перекусал их. Один из пострадавших схватил волка за задние ноги и стал звать на помощь. Прибежавшие Василевские крестьяне стягами убили волка. Труп его был доставлен земскому ветеринару. Произведенным вскрытием установлено, что волк был бешеный. Пострадавшие были немедленно отправлены в Москву в специальную лечебницу. В пользу неустрашимого крестьянина, вступившего в единоборство с волком, кружком охотников собрано по подписке несколько рублей.

ТЕЛЕФОНЪ
(Отъ нашихъ корреспондентовъ).
ПЕТЕРБУРГЪ.

Доклад И.М.Гольдштейна.

При необычайно большом стечении членов вольно-экономического общества московский профессор И.М.Гольдштейн прочел сегодня интересный доклад на тему: «Благоприятна ли русская действительность для развития союзов предпринимателей». [...]

Московскiя вѣсти.

Победа русского конькобежца

Нам телеграфируют из Христиании, что на состязании конькобежцев всемирное первенство осталось за москвичом Бурновым. Он побил всемирный рекорд на 5 000 метров. Опасный соперник его – норвежец Матисен - далеко отстал от него. Многочисленная толпа устроила русскому конькобежцу шумные овации.

В Английском клубе

Совет старейшин Английского клуба решил было отменить издавна существовавшее правило, по которому записывающий «гостей» отвечал за них и по картам Пришлось, однако, вскоре восстановить старое "доброе" правило: гости даже «Английского клуба» по картам оказались - увы! - недобросовестными плательщиками.

ТЕАТР и МУЗЫКА

«Веселая вдова» в Константинополе

Наш корреспондент телеграфирует из Константинополя.
Вчера, 13-го февраля, в театре «Варьете» на представлении «Веселой вдовы» человек 15 – 20 черногорцев по условленному сигналу, принялись свистать и подняли страшный шум, протестуя против этой австрийской оперетки, оскорбительной, по их мнению, для черногорской династии. Черногорцы кричали:
- Это ложь! Молчать! Долой Австрию!
Кто-то из них бросил даже стул на сцену. Демонстранты решились во что бы то ни стало прекратить спектакль, но в то же время вовсе не хотели причинить какой-либо вред ни в чем неповинным зрителям, а потому один из черногорцев обратился к публике с успокоительными словами.
В театре тем не менее произошла настоящая паника. Перепуганные дамы опрометью бежали из зала. Вскоре прибыл вызванный оп телефону наряд полиции.
Хотя демонстранты были вооружены толстыми палками и револьверами, но тотчас же согласились отправиться в полицейское управление и дать там свои объяснения под тем лишь условием, чтобы их не сопровождали полицейские агенты. Полиция незамедлила принять это условие.
Один из главных участников демонстрации заявил нашему корреспонденту, что они готовы жизнью пожертвовать за честь нации.

Русское Слово (статьи)

Ничтожество

Итак, окончательно выяснилось, что Тургеневская выставка в Петербурге не будет заключать в себе ни одной из той массы вещей дорогого нам писателя, которые принадлежать г-же Полине Виардо: г-жа Виардо «не сочувствует России» и потому не пожелала дать на выставку, устраиваемую в России, ни одной реликвии своего великого друга.
Объявляя об этом комитет выставки «выражает свое сожаление».
Мы и тут не сумели дать поступку его настоящее название и тут сделикатничали, как деликатничаем всегда, нас заушают господа иностранцы. Я полагаю, что комитет мог выразить не сожаление, а негодование. Да, негодование. Довольно, в самом деле, жантильничать.
Собственно говоря, мы давным–давно имеем основание питать к г-же Виардо отрицательные чувства.
Женщина, которая отняла у родной страны ее знаменитого писателя. Конечно, винить ее в этом мы не можем: и Тургенев не ребенок, и она, кажется, вовсе его не завлекала, и наконец, каждый человек волен устраивать свою личную жизнь так, как ему заблагорассудится.
Но невольное чувство ревности к парижскому соловью, ревности законной, мы не могли не питать.
Так нужен был нам здесь, на родине, ее лучший, самый чуткий и отзывчивый певец; так хотелось, чтобы свои наблюдения над родной страной и ее обществом он черпал непосредственно дыша нашим воздухом, живя среди нашей действительности.
Так хотелось... А он мог говорить в это время словами другого поэта:
Век зовет бойца к арене, -
А в твоих объятьях я...

Великий человек, еще будучи совсем молодым, положил свою голову у ног чудесной артистки, блестящей женщины, и всю жизнь провел в этой позе, любя, благоговея, идолопоклонствуя... И старым, прославленным, умер около этой женщины, также как всегда жил около нее.
Необходимо прочесть письма Тургенева к Виардо, чтобы понять каким слепым обожанием было чувство этого человека. Так любят, растворяясь, ничего не требуя, ни на что не жалуясь, только дети, только животные.
Не могла страна не ревновать к этому чувству. Но ревнуя, она хотела, по крайней мере одного: чтобы та, которая отняла у нас нашу радость и нашу гордость, по крайней мере сознавала, какая сила пред нею находится, какого рыцаря посла ей божественно-щедрая судьба.
- «Ценят ли там его достаточным образом?»
Вот вопрос, который возникал невольно, тем более, что основания в сомнении в этом имелись.
То из одного, то из другого источника молва приносила вести о том, что Тургенев играет в семье Виардо не ту роль, на которую он имеет все права благодаря своей личности, своей славе, своему таланту, своей беззаветной любви.
Это было больно слышать, но мы многое, почти все, запятая готовы были отнести за счет сплетни, и женщина, обожавшаяся Тургеневым, уже этим самим была дорога нам: - Ее всю жизнь любил Тургенев.
Это окружало ее ореолом, может быть, более ярким и прочным, чем ее когда-то великолепный голос.
В России у г-жи Виардо была почтенная слава. Самое чувство Тургенев, характер этого чувства не вносили сюда ничего низменного, пошлого, могущего бросить на женщину какую бы то ни было тень.
И ревнуя мы ее любили.
А время от времени это чувство любви подвергалось большим искушениям, то вследствие одного, то вследствие другого «жизненного документа».
Наконец, совсем недавно, немногим более года тому назад, из дома Виардо вылетела грязная, скверная инсинуация против нашего писателя. Она принадлежала дочери г-жи Виардо и повествовала о том, что Тургенев жил в этой семье навязчивым и бесцеремонным приживалом, чуть не паразитом, тяготя и скандализуя всех своим присутствием и не желая это понимать. Из этих милых воспоминаний оказывалось, что Тургенев почти целиком жил на средства г-на и г-жи Виардо.
Клевета была столь же возмутительна, сколь же нелепа, и так естественно было ждать, чтобы славная подруга славного писателя вступилась за память человека, отдавшего для нее и жизнь и Рожину. Но со стороны г-жи Виардо никаких возражений не последовало. Она как бы безмолвно санкционировала клевету дочери.
Так почли в семье Виардо память Тургенева по поводу двадцати пяти лет со дня его смерти.
Русское общество не могло не реагировать на эти инсинуации; появилось в русской печати несколько статей, фактически опровергающих измышления Виардо-дочери. Но и тут по адресу г-жи Полины Виардо не раздалось ни одного оскорбительного слова. Мы не оскорбляли. Но вот мы устраиваем выставку дорогого нам писателя, просим позволения у г-жи Виардо воспользоваться на время предметами, которые окружали Тургенева в течение его долгой жизни в ее семействе, и в ответ получаем уже настоящее оскорбление.
- Вещей на мне дадут так как... не сочувствуют России...
Однако, ведь всему есть границы. Мы нисколько не напрашиваемся на любовь г-жи Виардо к России, в которой она имела когда-то такой огромный успех, но мы имели право думать, что женщина, имевшая честь и счастье десятки лет считать среди своих ближайших друзей Тургенева, настолько культурна, чтобы понимать, с какой просьбой к ней обращаются.
Мы имели право думать, что ей понятно значение для России Тургенева, а, стало быть, понятна и ее обязанность перед этой страной.
Но г-жа Полина Виардо-Гарсиа этого не понимает.
И отвечает нам таким образом, что, воистину, не сожаление, а слова негодования должны быть ей ответом.
И еще больнее делается за нашего прекрасного, нашего любимого писателя. Впрочем, крупнейшие люди, гении, лежащие у ног совершенно ничтожных женщин, - это самая распространенная в мире трагедия...
                    СЕРГЕЙ ЯБЛОНОВСКИЙ.

Полина Виардо-Гарсиа.

Сиб. листок

ГОРОДСКАЯ ХРОНИКА

По словам «С.Т.Г.» на днях в Тюмени по Пароходской улице, в д. рядом с конвойной командой, полицией обнаружена тайная типография Тюменского комитета С.-д. партии, в которой печатался орган партии «Тюменский Рабочий». Найдено много нелегальной литературы. Хозяин квартиры, некто кр. Городецкий арестован.