17 (04) сентября 1909 года

Голос Москвы

Происшествiя.

Разбой

Третьего дня ночью в Химках, в окно дома Бурова раздался стук. Стучавший отозвался жене Бурова, что принес письмо. Когда она открыла дверь, ворвался разбойник и потребовал денег. Бурова отдала 20 руб.; грабитель проник в спальню, взял из комода шкатулку с деньгами и скрылся в лесу.

Шаляпин о Толстом

После представления в петербургской консерватории «Бориса Годунова» с участием Ф.И., кто-то из присутствующих высказал свои восторги Ф.И.Шаляпину по поводу его гастролей.
- Если Толстой бранит оперу в статье «Что такое искусство» и не видел вас, то великий писатель не знает, «что такое искусство»... – бросает он лучший комплимент Шаляпину.
Ф.И. подхватил упоминание о Толстом.
- Про него всей правды не знают. Я был у него и пел. Л.Н. внимательно слушал мои песни, и как я был счастлив, когда увидал, что у великого писателя скатилась по лицу слеза. А потом меня отозвала в сторону графиня Софья Андреевна и сказала:
- Да, Лев Николаевич пишет холодным умом, а равнодушно слушать музыки и пения не может. Всякий раз долго не успокаивается после красивых мелодий ходит взволнованный, растроганный, увлеченный.
- Меня, - закончил Ф.И.Шаляпин, - граф Толстой много петь заставлял, и я понял, как он любит наше искусство.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Сегодня приступлено к работам по соединению телефоном Москвы с Сергиевским посадом, где находится Троице-Сергиевская лавра.

Сегодня на фабрике жестяных изделий Жако возникла забастовка, вызванная недоразумениями по поводу заработной платы. Бастуют 800 человек.

В виду предстоящих в Москве полетов на дерижабле*) «Вуазен» воздухоплавательный отдел московского общества естествознания назначил в виде приза диплом и медаль, а московское общество велосипедистов - жетон.
*) так в оригинале.

Отдан под суд целый ряд лиц, причастных к злоупотреблениям, происшедшим при постройке Владивостокского порта. В числе их один генерал, три подполковника и один инженер путей сообщения.

ХРОНИКА

За последнее время в столице появились лица, которые, выдавая себя за санитарных врачей, производят осмотры дворов и торговых заведений и вымогают затем у владельцев деньги. Вчера в прачечное заведение г-жи Цонк в д.65 по Офицерской ул. пришел самозванец в форменной фуражке, и, предъявив документ на имя ревизора по санитарной части, начал осматривать помещение; найдя его в крайне антисанитарном состоянии, неизвестный потребовал за молчание денег. Была вызвана полиция, которая и задержала самозванного санитара. Он оказался дворянином Корзавиным, не раз уже под предлогом осмотра квартир вымогавшим деньги; он отправлен в сыскное отделение.

ИЗО ДНЯ ВЪ ДЕНЬ

По модели талантливого русского скульптора проф. Опекушина на бронзо-литейном заводе Морана отливается величественный памятник Императору Александру III, который будет поставлен в Москве.
Царь Миротворец изображен сидящим на троне, со скипетром и державою в руках. Из полуоткрытой спереди порфиры виден генеральский мундир того русского покроя, который был введен при этом Государе. Фигура и лицо Императора особенно удалось скульптору.

Еще повышение цен на пищевые продукты

Мелочные лавочники не дремлют, повышая цены на предметы первой необходимости. Так напр., со вчерашнего дня поднялись цены на макароны, рис, крупу и проч. товары. Прибавка выразилась в 1 – 2 коп. на фунт.

Витте - творец русской провокации

ПАРИЖ. «Матэн» печатает рассказ одного влиятельного русского сановника, бывшего при Витте министром. Согласно этому рассказу, Витте сознательно открыл систему провокации, с целью дискредитировать революционные партии и создать умеренный центр. Бурцев интервьюированный газетой, выразился., что этот рассказ подтверждает его разоблачения.

Лев Толстой в Москве

Вчера со скорым поездом, в восьмом часу вечера, приехал в Москву из Ясной Поляны Лев Николаевич Толстой.
Еще задолго до прихода поезда на платформе курского вокзала собралась группа сотрудников издательства «Посредник» и В.Г.Чертков.
Высокая фигура В.Г.Черткова обращала на себя общее внимание публики. Явилось также несколько представителей открывающейся в скором времени в Москве новой вегетарианской столовой. На всех лицах написано тревожное и нетерпеливое ожидание. [...]
Медленно подходит, наконец, так давно ожидаемый, опоздавший ровно на час, поезд. Первые минуты все тщетно ищут вагон, в котором едет Лев Николаевич. -Надо спросить у кондуктора, – решает кто-то.
Попадается навстречу кондуктор.
- Где граф Толстой?
- В последнем вагоне!
Все спешат туда, но вот в дали на платформе движется уже навстречу знакомая фигура Льва Николаевича. Лев Николаевич шагает бодро и быстро.
На нем светлая, совсем почти белая парусиновая блуза и темные брюки в сапогах. На голове круглая соломенная шляпа с большими полями. С ним идут сопровождавшие его в дороге дочь Александра Львовна и доктор Д.И.Маковецкий. Лев Николаевич радостным восклицанием встречает В.Г.Черткова и здоровается с ним. [...]

Газетные старости
Толстой в Москве, 1909.
с сайта www.rulex.ru

За границей.

Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.

Новые подвиги суфражисток

ЛОНДОН, 3(16),IХ. На митинг в Бирмингаме лига женской свободы решила отрядить нескольких своих членов, которые должны подкараулить Асквита и насильно вручить ему петицию. Вчера одна суфражистка бросила из окна в министра внутренних дел Гладстона полено, но промахнулась. Министр подобрал полено и принес его в палату общин. На нем имелась надпись "бомба".

Террор в Индии

ЛОНДОН, 3(16),IХ. В «Times» телеграфируют из Калькутты: «В 70-ти верстах от города в пассажирский поезд брошена бомба; взрывом сорвана крыша почтового вагона. Пострадавших нет. Злоумышленники скрылись. В Калькутте происходят крупные студенческие беспорядки».

В Россiи.

Женский вопрос

МОГИЛЕВ-Губ., 3, IХ. На запрос по поводу допущения на службу женщин в учреждения министерства внутренних дел, губернатором послан ответ, в котором допущение женщин к исполнению канцелярских обязанностей, до столоначальника и делопроизводителя включительно, признается весьма желательны, равно как и право их на пенсию; ограничение же числа женщин определенной нормою является нежелательным.

Расправа с многоженцем

МИНСК, 3, IХ. В Борисове семь женщин из окрестных местечек нашли своего мужа Нухима Азимаго. Толпа евреев пыталась покончить с многоженцем самосудом. Несколько человек из толпы были арестованы полицией и привлекаются к ответственности за незаконное сборище.

Бомба

ОДЕССА, 3, IХ. Вчера, ночью, у газетно-книжного киоска, принадлежащего союзу русского народа и помещающегося в центре города, на Преображенской улице, случайно была обнаружена трехфунтовая бомба с горевшим фитилем, прикрытым бумагами. Принятыми мерами взрыв, который мог бы вызвать большие разрушения, был предупрежден. Сегодня снаряд был взорван. Сила взрыва оказалась очень большой. Виновные не обнаружены.

Полеты Леганье в Варшаве

(По телеграфу от нашего корреспондента).

ВАРШАВА, 3, IХ. Сегодняшний, второй полет авиатора Леганье на аэроплане системы Вуазена хоть и сгладил в значительной степени плохое впечатление от вчерашней его полной неудачи, но все же оставил публику, снова заполнившую ипподром, мало удовлетворенной.
Самое интересное - повороты во время полета, - три раза подряд не удавались Леганье, и публика имела возможность видеть полеты лишь по прямой линии. Аэроплан со своим авиатором все же летел, и это было интересно и даже эффектно. [...]
Оба полета продолжались каждый 4 минуты. Были и аплодисменты, но довольно жидкие. Ожидалось большего. [...]

Агентскiя телеграммы.

ЯЛТА, 3,IХ. В присутствии Великого Князя Александра Михайловича состоялись учебные гонки ученических команд гимназий: николаевской, одесских, севастопольской, евпаторийской и ялтинской. Команды представлял попечитель округа Щербаков. Первые призы Великого Князя выиграли гимназия николаевская и одесская 2-я. Призы раздавал Велкий Князь, отбывший затем к Царской пристани при восторженных кликах «ура» гимназистов.

Московскiя вѣсти.

Возвращение экспедиции

Вчера возвратились в Москву участники экспедиции подполковника Козлова в центральную Азию - ботаник Четыркин и нижние чины, сопровождавшие три вагона с разными археологическими находками.
Экспедиция продолжалась 1 год и 4 месяца. Ею исследовано, межуд прочим, озеро Кукунор и произведены раскопки древнего города Хорохотай, где найдено около тысячи старинных книг.
Затем экспедиция на 47-ми верблюдах проследовала по Монголии, Гунджулинской провинции, прошла по Ангорскому нагорью.
Участники экспедиции испытали немало невзгод и нередко подвергались заболеваниям. В январе нынешнего года на экспедицию. туземцами дважды были совершены нападения.
Начальник экспедиции подполковник Козлов задержался в Иркутске, где делал доклад об ее результатах.

Статистика самоубийств

За август в Москве произошло 30 случаев покушения на самоубийство.
Среди жертв преобладают мужчины – 18; среди женщин случаев покушения менее – 12. Среди мужчин случаев со смертельным исходом – 7, с благополучным – 11.
По социальному положению в числе покушавшихся мужчин были: крестьян – 10, мещан – 3, купцов – 1, чиновников – 1, цеховых- 1, учащихся – 1. В одном случае личность самоубийцы осталась невыясненной.
Среди женщин случаев со смертельным исходом - 2, с благополучным - 10. По социальному положению, женщины разделяются на крестьянок – 6, дворянок – 2, мещанок – 2, учащихся – 1, интеллигентных профессий – 1.
В 16 случаях покушавшиеся прибегали к яду, в 6 случаях пытались повеситься, затем топились - 3, бросались под поезд и трамвай – 3, застрелился – 1 и одна выбросилась из окна.