24 (11) сентября 1910 года

Московские Ведомости

ТЕЛЕГРАФЪ и ТЕЛЕФОНЪ

Возвращение Новоземельской экспедиции

АРХАНГЕЛЬСК, 10 сентября. В Александровск возвратилась после двухмесячного плавания на парусно-моторном судне "Димитрий Солунский" организованная губернатором Новоземельская экспедиция под начальство Русанова. Впервые совершено плавание вокруг северной части Новой Земли от полуострова Адмиралтейства до мыса Желания. Далее экспедиция с большим и затруднениями пошла заполненным льдами Карским морем в Маточкин Шар. Экспедицией собраны новые научные материалы и коллекции, обнаружено 5 норвежских поселений - три на Архангельской губе, одно в заливе Норденскольда и одно открытое экспедицией в прошлом году на Крестовой губе. Для выселения норвежцев с Крестовой губы губернатором на пароходе "Королева Ольга" командирован вице-губернатор с отрядом стражников.

Находка бомбы

РИГА, 10 сентября. На окраине города обнаружены спрятанные в лесу три бомбы и огнестрельное оружие.

Приговор

ОДЕССА, 9 сентября. Судебная палата приговорила к 2 годам 8 месяцам каторги Гартенштейна, обвинявшегося в принадлежности к международной группе анархистов и разбойном нападении на купца Мейра в Брюсселе

Перелет через Альпы

МИЛАН, 23 (10) сентября. При неблагоприятной погоде авиатор Шавет в течение 100 минут на аэроплане пролетел через Симплон и спустился в Домоссоле.

Нижегородский Листок

Мѣстная хроника

Коромыслова башня

В настоящее время производится реставрация так называемой Коромысловой башни, которая приспосабливается для помещения в ней «Аракчеевского Музея». Инспектор зданий ведомства военно-учебных заведений генерал Архангельский, будучи большим любителем старины, подал эту мысль и исходатайствовал для этой цели 7000 р. Как известно, в кадетском корпусе имеется много ценных и интересных вещей, принадлежав Аракчееву, как напр., прекрасные мраморные бюсты императоров, портреты, бумаги с подписями императоров Петра I и последующих, письма самого Аракчеева; кроме того, есть несколько вещей , полученных от бывших воспитанников корпуса и лиц служивших в этом корпусе. Все эти предметы до сих пор находились в особой комнате, называемой музеумом при библиотеке корпуса и мало доступны были для обозрения.

Наши авиаторы

.

ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

БЕРЛИН. Здесь арестован владелец берлинского банка и комиссионного дома «Merkur», крупный биржевой делец, по обвинению в мошенничестве свыше чем на миллион марок.
Морской офицер Гансов приговорен военным судом к двум годам исправительной тюрьмы за попытку государственной измены. Гансов намеревался продать военные секретные книги с одного крейсера русскому морскому инструктору, бывшему в Киле во время пребывания там русской эскадры. Русский офицер однако отклонил предложенную ему сделку.

Московская хроника

Известный московский благотворитель Н.А.Шахов, сделавший уже целый ряд пожертвований на нужды университета и высшего образования вообще, пожертвовал обществу пособия нуждающимся студентам 42 000 руб. на учреждение семи стипендий писателей Белинского. Добролюбова, Герцена, Чернышевского и эмигрантов Лаврова и Крапоткина (!).

ТЕАТРАЛЬНОЕ ЭХО

Симфония со световыми эффектами

Скрябин только что закончил свою новую симфонию «Прометей» для большого оркестра и фортепиано. Рукопись уже сдана в печать и вскоре выйдет в издании российского музыкального издательства. В этом сочинении композитор употребляет для получения требуемого настроения кроме всевозможных музыкальных ресурсов еще световые эффекты.

В Персiи

Новый регент

ТЕГЕРАН, 23(10),IХ. Меджлис избрал регентом Наср-уль-Мулька, находящегося в Европе.

Восстание шахсеванов

ТЕГЕРАН, 23(10),IХ. 8-го сентября в Занабде, около Ардебиля, шахсеваны атаковали лагерь правительственных войск.
Десять персидских казаков убито.
Шахсеваны предполагают атаковать Ардебиль.

Азидель-уль-Мульк

(Некролог)

Скончался персидский регент, старейший представитель царствующей династии Каджаров, принц Азидель-уль-Мульк.
Почившему было 86 лет. За свою долгую государственную деятельность он, всегда пользовавшийся доверием и любовью персидского народа, много раз подвергался опале, со стороны своих родичей, самодержавных шахов. Он всегда говорил им правду о положении угнетаемой страны, и неустанно боролся с деспотичным государственным строем, когда правители областей, покупавшие у шахов свою власть за деньги, самыми зверскими способами выколачивали свои доходы из населения. Много невинных защитил Азидель-уль-Мульк, много спас он от верной смерти. [...]

Союз Турции с Румынией

(По телеграфу от наших корреспондентов)

Впечатление в Софии

СОФИЯ, 23(10),IХ. В оппозиционных кругах считают румыно-турецкую конвенцию несомненным фактом.
По слухам, дипломаты, не обратившие своевременно внимания на сближение Румынии и Турции будут удалены.

Истинная подкладка румынских симпатий

ПАРИЖ, 23(10),IХ. Один видный дипломат заявил вашему корреспонденту, что не следует думать, будто Румыния находится под австро-германским влиянием только потому, что король Карл румынский принадлежит к дому Гогенцоллернов. Причина этого тяготения - более глубокая, национальная, так сказать, но она стара и потому хорошо забыта.
Дело в том, что у Румынии была отнята Россией часть Бессарабии, взамен которой ей дали пустынную Добруджу.
С тех пор прошли десятки лет, но румынская печать не старалась подавить в себе чувство обиды, а священники и школьные учителя всячески разжигали это чувство в населении.
Австрийские и германские дипломаты в свое время искусно использовали это чувство.

За границей.

Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.

Восстание в Тибете

ПЕКИН, 23(10),IХ. В провинции Синманг, на границе России, на севере Тибета, вспыхнуло восстание среди солдат.
Мусульманское население не поддержало их и восстание подавлено.

В Россiи.

Разбои на Кавказе

ВЛАДИКАВКАЗ, 10,IХ. Из Хасав-Юрта доносят о нападении шайки абреков на железнодорожную будку. Будка ограблена.

Малолетние преступники

ПЯТИГОРСК, 10,IХ. Кисловодской полицией раскрыта деятельность шайки малолетних воров и грабителей. В пещере Крестовской горы обнаружено убежище шайки, где найдены ружье, кинжалы и ворованные вещи. На Красных Камнях двое малолетних грабителей пытались ограбить даму, нанеся ей пол лицу удар катетом.

В судах

БАКУ, 10, IХ. В окружном суде слушалось дело тюремного надзирателя Олейникова. Сопровождая трех политических заключенных в баню, Олейников по пути зашел с ними в духан и оттуда в публичный дом. В заключение, арестанты бежали. Олейников заявил, что тюремное начальство, отправляя его одного с тремя арестантами, отказало ему в выдаче оружия, мотивируя это тем, что арестанты смирные. Суд приговорил Олейникова к семидневному аресту.

Распоряжения генерала Думбадзе

(По телеграфу от нашего корреспондента).

ЯЛТА, 10, IХ. Купающимся в пределах курортов генералом Думбадзе предписывается непременно быть в купальных костюмах Мужчины, наблюдающие за купающимися женщинами, будут забираться в участки, а затем высылаться из Ялты этапным порядком.

ПЕТЕРБУРГЪ

(По телефону).

Миллионы Пулавского

Министерство иностранных дел официально опровергло, наконец, циркулировавшую долгое время легенду о колоссальном наследстве, будто бы оставленном своим потомкам героем американской войны за независимость выходцем из Польши Казимиром Пулавским.
По сведениям наследников, правительство Соединенных Штатов, после окончания войны, пожаловало генералу Пулавскому в собственность большой участок земли, где впоследствии вырос город Чикаго. Кроме того, Пулавский получил от правительства 1000 000 фун. стерл. Общая ценность наследства исчисляется претендентами на него в 80 000 000 долларов.
После долгих и обстоятельных справок в России и Америке, русское посольство в Вашингтоне сообщило, что никаких миллионов Пулавского в Америке не имеется. Несмотря на столь категорическое заявление министерства иностранных дел, группа наследников решила все-таки продолжать розыски исчезнувших миллионов и поручило дальнейшее ведение дела одной из крупных адвокатских контор в Вашингтоне.

МОСКВА

Клад

9-го сентября до сведения полиции дошло, что во время строительных работ во владении прис. пов. А.Р.Ледницкого, по Криво-Никольскому пер., близ Арбата, землекопы, во время рытья канавы для фундамента, нашли старинный клад.
Слухи эти полицией были проверены и вполне подтвердились.
7-го сентября рабочими были найдены два горшка со старинными серебряными монетами, весом около 11-ти фунтов. Судя по чеканке, монеты относятся ко времени царя Михаила Федоровича.
Клад этот нашли рабочие И.Орлов, 36-ти л., и А.Артемьев, 25-ти л. Один горшок передан был ими управляющему домом В.Ф.Бергеру, у которого он и отобран.
Другой горшок с деньгами оказался уже рабочими проданным. Его нашли в часовом магазине Романова, на Арбате, который заплатил рабочим 35 руб. И этот горшок с монетами также отобран.

Жертва алкоголя

9-го сентября в Проточном пер. поднят в бесчувственно-пьяном виде 15-летний мальчик. Его отвезли в Сретенский приемный покой, где он вскоре умер. Личность мальчика не выяснена.

Утро России

Въ центрахъ мiра

(Отъ собствен. корреспондентовъ).

Вопрос о женских модах на магдебургском партейтаге

На одном из последних заседаний обсуждался вопрос о социалистическом журнале мод, который, по предложению г-жи Тиль, будет помещать все новые моды туалета для женщин рабочего класса, пользовавшихся до сих пор образцами мод в «буржуазных» журналах.
В защиту этого проекта выступила Клара Цеткин из Штутгарта, присутствовавшая на партейтаге в полушелковом реформ-костюме и большой шляпе со страусовыми перьями; она протестовала только против того, чтобы журнал этот вышел в качестве приложения к органу «Gleichheit». Последний посвящен вопросам политики и женского равноправия, и потому неудобно давать к нему в виде приложения модный журнал.

МОСКВА

Город и Новодевичий монастырь

Вчера дело по иску города к Новодевичьему монастырю о захвате последним городской земли приняло совершенно неожиданный оборот. Городской управой был предъявлен иск к монастырю о захвате им трех участков земли: 1) в 3 546 кв. саж., 2) в 2 726 кв. саж. и 3) в 350 саж. Все эти участки, представлявшее прежде городскую площадь, монастырь загородил заборами и лишил городское управление возможности пользоваться ими. Городская управа доказывала, что на Высочайше утвержденном в 1899 г. плане г. Москвы эта земля показана городской площадью, а потому и не может быть сомнений, что земля представляет собственность города и должны находиться в общественном пользовании. Поверенный же монастыря присяжный поверенный Н.А.Крюков представил вчера грамоты царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича о пожаловании этой земли в собственность Новодевичьему монастырю. Городская управа намерена доказывать, что монастырю пожалованы были луга, а спорная земля искони была городским проездом. Поверенный монастыря Н.А.Крюков в опровержение этого обязался представить межевые книги.