14 (01) ноября 1910 года

ВЕЧЕРНЯЯ ХРОНИКА

ВЕСТИ О ГРАФЕ Л.Н.ТОЛСТОМ

ЯСЕНКИ (Московско-Курской жел. дор.). Ясная Поляна, 31 октября. Сегодня утром я посетил усадьбу графа Л.Н.Толстого; одновременно со мной прибыли из Москвы врачи, вызванные к заболевшей от нервного потрясения графине Софье Андреевне. Я был принят графом Андреем Львовичем, который рассказал следующее: Причины, по которым удалился из Ясной Поляны мой отец, коренятся в давних взглядах его на так-называемую интеллигентную жизнь. Даже наш скромный обиход и обстановка представлялись ему всегда ненужной роскошью. Вероятн, Лев Николаевич давно решил куда-нибудь уехать, чтобы провести жизнь более простую и может быть одинокую. Таким образом, факт отъезда моего отца хоть и является для всей семьи глубоко огорчительным, но не совершенно неожиданным. Сам по себе отъезд графа не мог бы разрастись в чрезмерное событие, если бы не явилось осложнение. Мать моя, менее всех ожидавшая такого шага графа, приняла к сердцу это происшествие. Ее горе было так велико, что она не удовлетворилась только слезами и словами сожаления, но, впав в глубокое отчаяние, даже покушалась на самоубийство и бросилась в пруд. Ее нервы не выдержали. Разлука с Львом Николаевичем ей показалась несчастьем непоправимым. Этот печальный случай потряс всю нашу семью, Этот факт совершенно интимный, не подлежащий оглашению в печати, но, неожиданно для нас, в тульской и московских газетах появилось описание нашего семейного горя, и притом в тоне известий, называемых сенсационными. Поэтому я теперь решаюсь сам рассказать вам все, что знаю, чтобы в «Новом Времени» появились точные сведения о происшедшем. [...]»
В заключение граф Андрей Львович сказал мне, что семья Толстого протестует против всякого раздутия этого происшествия, против газетного шума и всяких преувеличений, которые уже явились в печати. Г.г. корреспонденты, собирая свои сведения окольными путями, напечатали в московских изданиях заметки, которых, по мнению, моего собеседника, печатать вовсе не следовало. [...]

ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

СЕВАСТОПОЛЬ. Лейтенант Дерожинский впервые совершил полет в сильную бурю, поднявшись на «Антуанете» с пассажиром метров на 50. Авиатор сделал несколько больших кругов и, искусно лавируя, отпарировал удары грозовой стихии. Полет продолжался минут десять и был завершен плавным и красивым спуском на авиационном поле.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Вчера в приемную ректора Московского университета явился студент Пиролов (он же Пирольянц) просить об обратном приеме в университет. Получив от ректора А.А.Мануйлова категорический отказ, он скомкал и бросил ему в лицо какую-то бумажку. Об этом составлен протокол и Пиролов будет привлечен к ответственности. Советская комиссия экстренно собралась на заседание и затем в полном составе явилась на квартиру ректора, чтобы выразить ему сочувствие, а рано негодование по поводу дикой выходки студента.

Расстрел зверей в Зоологическом саду

Петербургскому Зоологическому саду суждено прославиться на весь мир творящимися в нем безобразиями. 30 октября скорбная хроника их обогатилась новым возмутительным случаем. В этот день, в 7 ч. вечера, в сад явился бывший его арендатор, г. Баумвальд, направился в помещение, где содержатся хищные звери, и здесь, не стесняясь присутствием публики, принялся расстреливать из револьвера медведей. Четыре медведя упали под выстрелами г. Баумвальда. Возмущенная этим зрелищем публика остановила его и потребовала вмешательства полиции. Г.Баумвальд, при составлении акта по поводу его дикого поступка, объяснил, что им проданы шкуры принадлежащих ему зверей, и что он считал себя вправе убить медведей, а убить их он мог только в их клетках.

Литературные ракушки

В «Утре России» спрашивает некий г. Мих. Крамалей:         Если на голой земле ходит голый мужчина без карманов, то какая почва под ногами женщин и какой их внешний вид?
Ну, полагать надобно, тоже «без карманов»... Но какие однако вопросы задаются в Москве!

Открылось новое литературное направление – «кобелизм» (извините, читатель!). По утверждению г. Философова в «Русск. Слове», проповедь этого направления начата героем нового романа г. Арцыбашева «У последней черты».
        Михайлов идет назад к звериному счастью, к идейному(!) «кобелизму», потому что настоящее счастье испытывают, по его мнению, только кобели. Наумов идет в противоположную сторону, - к уничтожению всего рода человеческого.
Итак, были нигилизм, идеализм, социализм - теперь наступил «кобелизм». Так и запишем. Но только почему же «идти в противоположную сторону», значит идти «к уничтожению всего рода человеческого»? Не собачьего ли?

По уверению «Ран. Утра»:
Когда дрались на дуэли Пушкин и Лермонтов. - Россия содрогнулась.
Как тут не содрогнуться! Или, может быть, Пушкин застрелил Лермонтова, а Лермонтов Пушкина? Как известно, оба ведь погибли на дуэли.

Та же газета получила телеграмму из Лондона:
ЛОНДОН. «Агентству «Рейтера» телеграфируют из Бангкока:
«Сиамский король скончался в Уремии. Наследник провозглашен королем».

Однако сиамский король скончался не в Уремии, а от уремии. Ибо уремия совсем не столица Сиама, а болезнь мочевого пузыря.

Готовится к открытию картинная выставка новых художников под девизом «Бубновый валет». В «Утре России» поясняется смысл этого девиза:         Название «Бубновый валет» символизирует идею выставки: молодость (валет) и душевный жар, горячее увлечение (бубны, бубновая масть).
Однако червонные валеты не всегда бывают молоды, а бубновый туз не всегда прикрывает собой «душеный жар, горячее увлечение». И лучше бы юным новаторам не возбуждать в памяти этих роковых ассоциаций.

О «Федоре Ивановиче Шаляпине» рассказывает будто бы М.Горький (в «Ран. Утре»), о каком-то «импровизированном» его концерте в Нижнем:
        Когда он после бесконечных повторений закончил этот импровизированный концерт, толпа словно обезумела.
Купцы, из которых преимущественно состояла толпа, бросились к певцу, кто с бумажником, кто срывал с себя часы, цепочки, кольца.
        - Бери, Федор Иванович, все бери, ничего нам не надо. Спасибо!

Точно ли это было с «Федором Ивановичем»? Уж не с Кузьмой ли Захаровичем Мининым-Сухоруким? Чуть ли «творимая» газетная легенда не спутала эти два лица, благо место действия одно и то же.

Авиация нашла, наконец, своего поэта. Это г. Игорь Северянин:
               Куда хочу – туда лечу!
               Лечу, как над Байкалом буря,
               Лечу, с орлами каламбуря,
               Их ударяя по плечу.

Если некогда Бенедиктов открыл зубы у голубей, то почему же не быть плечам у орлов? Тем более, что по собственному определению г. Северянина, - он «интуит с душой мимозной», а такому все простительно. Кроме только вставных рифм, которые поэзии не идут, как красавице вставные зубы. А г. Северянин ими пугает читателя до родимчика.
               Им подсказал инстинкт их звончатый
               Избрать мой розовый гарем.
               Они вошли душой бутончатой,
               Вошли, - как Ромул и как Рем.

Благодарю – не ожидал!.. Все что угодно, но только не Ромул и Рем! А г. Северянин не унимается:
               Меня положат в гроб фарфоровый,
               На ткань снежинок яблоновых
               И похоронят, как Суворова,
               Меня, новейшего из новых.

Конечно затруднительно найти рифму на «фарфоровый», но тревожить по этому случаю тень Суворова значит обнаружить недюжинную изобретательность. Avis молодым поэтам! Отныне нет более «оскудения рифмы»...

Искатель жемчугов

У Льва Толстого нет паспорта

Вчера в Петербурге ходил следующий слух о «беспаспортных недоразумениях с Львом Толстым:
«Узнав о приезде графа Льва Николаевича Толстого в монастыре, местный полицейский урядник явился туда, чтобы получить паспорт Толстого для прописки.
Паспорта у Л.Н. не оказалось.
Писатель с добродушной усмешкой заявил уряднику:
        - Мой паспорт находится в Ясной Поляне... Но я туда не имею намерения возвращаться. Из монастыря я не уеду. пока меня не захотят удалить отсюда силой.

- - -

Кстати, нельзя не припомнить, что в молодости, во время пешеходных паломничеств из Ясной Поляны в Оптину пустынь Лев Толстой однажды был арестован за «бесписьменность», т.-е. из-за неимения паспорта.
Но тогда сопровождавшие его М.Стахович и Чертков выручили писателя из беды. Они вспомнили, что по закону два дворянина могут выдать третьему дворянину вид на жительство за своими подписями.
Дворяне М.Стахович и Чертков состряпали документ. И граф Л.Толстой был освобожден уездной полицией от холодной, куда его хотели засадить, как бродягу, не помнящего родства и имени».
Об этом приключении Лев Толстой любил рассказывать в веселые минуты.

- - -

ВЕНА, 31 октября. Все газеты посвящают передовые статьи и фельетоны гр. Льву Толстому.

Руль (Москва)

Необходима помощь!

Сегодня заканчивается последний срок, предоставленный слушательницам московских высших женских курсов для взноса платы за право учения, и прекращается прием прошений. Нужда среди слушательниц громадная. Большинство будет лишено возможности внести деньги. За недостатком средств освободят немногих. Необходима помощь общества в самых широких размерах,

На открытии скэтинг-ринка

Закрытый театр «Аквариум» совершенно преобразился. На месте партера - асфальтовый трэк, залитый белой специальной массой. Сейчас масса матовая, но скоро ее отполируют коньками, и она будет блестеть, как зеркало. В ложах за столиками много молодой нарядной публики. Угощаются холодным меню беспитейного буфета. Сцена декорирована и занята оркестром.
На трэке много катающихся. Слышен характерный шорох катящихся колес. Публика своеобразная. Франты с пробором до затылка, лицеист с физиономией и осанкой будущего министра, офицер, кадеты, гимназисты и дамы, – много дам. Днем при открытии было много детишек. Настроение развеселое. Смех, болтовня.
Коротенький франтик шлепнулся, разорвал брюки и, покраснев до волос, бежал с трэка.
Посредине трэка инструктор выделывает изумительные номера, вызывая общие аплодисменты.
В отдельном учебном зале начинающие тщетно пытаются овладеть собственными ногами. Падают. Дама в глубоком трауре движется, как хмельная, цепляясь руками за стены.

Ъ

Стол. Молва

Самоубийство Н.Л.Тарасова

Вчера, в 10 1/2 час. утра, у себя на квартире застрелился пайщик Художественного театра, основат. кабарэ «Летучая мышь», Николай Лазаревич Тарасов.
Накануне рокового дня покойный был на спектакле Художественного театра и вернулся домой бодрый, веселый со своим приятелем Н.Ф.Балиевым, с которым беседовал до 2 час. ночи. Условившись, что на следующий день, после дневного спектакля, они поедут вместе обедать, покойный пошел в свою спальню. Утром, в 10 1/2 ч. прислуга услышала грохот и шум, раздавшийся из спальни г. Тарасова, и поспешила туда. Глазам ее представилась ужасная картина. На кровати, в луже крови лежал Тарасов и тяжело стонал. Тотчас же было послано за врачом, которому пришлось констатировать смерть.
Покойный никаких записок не оставил. [...]

Три самоубийства

Говорят, что три последних самоубийства: Н.М.Журавлева – в пятницу, О.В.Грибовой – в субботу и вчера Н.Л.Тарасова, стоят в тесной связи. В городе упорно циркулирует такая версия:
Н.М.Журавлев в пятницу, в условленный час, в 9 час. вечера, ждал решительного ответа от О.В.Грибовой. Пробило 9 часов. Ответа нет. Еще 15 минут ожидания – и из кабинета Журавлева раздается выстрел. Через 10 минут звонок от г-жи Грибовой.
На первой панихиде у гроба Н.М.Журавлева, в 7 час. веч. в субботу, присутствовала и г-жа Грибова. Тотчас после панихиды она возвращается домой, запирается в своей комнате. И новый выстрел. После тяжелых мучений О.В. скончалась только в полночь.
Какой-то неизвестный Тарасову женский голос немедленно сообщил ему о покушении Грибовой на самоубийство. Но Тарасов до 2-х часов ночи не мог добиться ответа: жива ли О.В. И только на утро из газет узнал об ее смерти.

Отъезд Л.Н.Толстого и министерство вн. дел

(По телефону от нашего петербургского корреспондента).

Отъезд Л.Н.Толстого из Ясной Поляны обеспокоил, как оказывается, не только крапивенскую уездную полицию. Отъездом заинтересовались и в министерстве вн. дел. Нам сообщают, что вчера вечером из Петербурга выехал чиновник особых поручений при министерстве вн. дел со специальной целью обстоятельно узнать все подробности о поездке Льва Николаевича для доклад о том П.А. Столыпину.

Простой народ об отъезде гр. Л.Н.Толстого

Большой интерес представляют несмолкаемые толки и разговоры простого народа в Москве - извозчиков, рабочих и т.п. об исчезновении гр. Л.Н.Толстого из Ясной Поляны. Эти толки и разговоры можно изо дня в день слышать теперь в чайных пивных и народных столовых. Говорят тихо, вдумчиво и почти благоговейно. Мне пришлось услышать из уст одного старика рабочего следующие характерные слова:
        - И Христос ведь, прежде чем на Голгофу идти, удалился в пустыню и пробыл там в уединении 40 дней!.. Так и Лев Николаевич поступил, значит.
И все присутствовавшие в чайной, услыхав эти слова, смолкли и задумались. [...]