12 июля (29 июня) 1911 года

Николаевская Газета

Мѣстная жизнь.

Тревога, вызванная «еврейским вопросом», как нам передают, отразилась на сокращении строительства в городе. Лица, взявшие разрешения на постройки, воздерживаются от них впредь до окончательного выяснения положения евреев в Николаеве.

В свое время начальник почтово-телеграфной конторы сделал распоряжение , чтобы в дни и часы закрытия почты почтовые марки продавались у дежурных чиновников, принимающих телеграммы. Мера эта, к сожалению, оказалась лишь временной, так как марок у дежурных часто не оказывается и находящиеся возле почты мальчишки продают их по повышенной цене.

Мелочи иностранной жизни.

Из Тегерана телеграфируют: Здесь распространился сенсационный слух, что бывший шах персидский Магомет-Али возвратился в свою страну под строжайшим инкогнито. Возвращение его к власти – вопрос ближайших дней.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

При церкви Рождества в Путинках, на Малой Дмитровке, представляющей замечательный исторический памятник церковной архитектуры, начали недавно строить огромнейший трехэтажный доходный дом, который совершенно закроет исторический памятник. В свое время по этому поводу в печати раздавалось немало протестов, протестовало и городское управление. Несмотря на это, постройка доходного дома продолжалась. В настоящее время здание доведено уже до третьего этажа. Вчера вдруг совершенно неожиданно постройка была приостановлена вследствие того, что на защиту путинковского храма выступило московское археологическое общество.

ТЕЛЕГРАММЫ

ЯКУТСК. На 30 августа назначено торжественное освящение и открытие в Якутске нового каменного здания музея и публичной библиотеки, На торжества приглашаются представители разных ученых обществ и музея.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ КАРТИНКИ.

= С границ Забайкалья сообщают о появлении там большого количества хунгузов. Хунгузы прекрасно вооружены, по своему хорошо дисциплинированы и отлично стреляют. Недавно под опытным предводительством шайка хунгузов внезапно окружила китайский жигдалинский кордон, потребовала добровольной сдачи, выдачи оружия и прочего. [...] Затем идет обстрел русского речного крейсера на Сунгари, нападение на русскую джонку на Амуре, нападение на отряд пограничной стражи, захват приисков Кумарсе, нападение на Мохо, взятие в плен трех русских коммерсантов и т.д. и т.д.

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Встретил психиатра, д-ра Л.С.Абрамова. Заговорили о «летнем флирте», по поводу которого у нас была помещена анкета.
Флирт, по мнению доктора, является специфическим продуктом нашего нервного века, с его полудевственницами и половыми неврастениками, растерявшими в атмосфере праздности и пресыщенности все свои руководящие цели жизни.
        - Там где флирт, уже нет той душевной чистоты, в которой только и заключается обаяние целомудренной женщины и сколько бы не прикрывались флиртующие платонизмом, мистическим влиянием души и т.п. соблазнительными ширмами, я лично ничего, кроме искусственного раздувания похоти, во флирте не вижу и потому рассматриваю это явление, как зловреднейший каприз моды, имеющий глубоко разрушающее влияние на молодых людей и окончательно разрушающий в них и без того нестойкие понятия о долге и чести...
Таков суровый приговор психиатра...

Смотрел пьесу Чехова в одном из увеселительных садов второго сорта.
Акты играли «в полутонах» и публика, стоявшая за забором, выражала протесты.
        - Громче! – раздавались голоса.
Известный мастер на экспромты, покой(ный) Н.К.Милославский, наверно отпарировал бы этот протест каким-нибудь остроумным замечанием.
Однажды в Харькове, он играл в таких же условиях. Вход в сад стоил 30 коп., «с правом смотреть пьесу», как сказано было в билете.
Публики набралось видимо-невидимо. Все деревья были унизаны зрителями, за 30 копеек.
Милославский играл старика. В последнем действии он умирает и говорит едва слышно.
        - Громче! – послышались крики заборной публики.
Милославский подошел к рампе и, обращаясь в сторону, откуда кричали, сказал:
        - Я умираю и не могу говорить громче. А вы, милостивые государи, платили 30 копеек «смотреть», а не слушать!
Гром аплодисментов покрыл слова находчивого артиста...

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

ИЗО ДНЯ ВЪ ДЕНЬ

«Сады Семирамиды» в Петербурге.

В текущем строительном сезоне, впервые на многоэтажных частных домах в центральных частях столицы устраиваются сады на крышах для жильцов дома. Причем в некоторых из них, на заграничный манер, будут фонтаны, площадки для крокета и других игр. Специальный лифт моментально будет поднимать и опускать жильцов. Первым и самым убежденным сторонников подобных «садов Семирамиды» был покойный проф. А.И.Куинджи, устроивший подобный сад на своем доме по 10 линии Васильевского острова, возбуждавший уже 20 лет тому назад удивление всех петербуржцев.

Борьба с недоброкачественностью.

Городская лаборатория ежемесячно констатирует рост фальсификации в торговле. В консервах по-прежнему встречается примесь для предохранения от порчи салициловой и борной кислоты. В кондитерских изделиях употребляется нередко вредная каменноугольная краска. Масло имеет примесь посторонних жиров. Молоко, - как и встарь, разбавляется водой.

Автомобиль и оперная певица.

Горловой доктор, пользующий известную оперную певицу, страдающую катаром горлом, предложил ей не ездить в автомобиле, находя, что она дышит не чистым воздухом. Она рекомендовал ей трамвай.

МОСКВА

На украшение Театральной площ.

В распоряжение городской управы поступило 5000 руб. от универсального магазина «Мюр и Мерилиз» на усиление городских средств по приведению в благоустроенный вид Театральной площади.

Экскурсия детей.

Сегодня городская управа организует для детей. играющих на городских бульварах и площадках, экскурсию в Екатерининскую пустынь, близ ст. Расторгуево, Павелецкой ж. дор. Экскурсанты, в количестве 600 человек, под руководством И.Н.Морозова и Т.Ф.Богданова, собираются в 8 ч. утра на Театральной площади, откуда на предоставленных городской управой вагонах трамвая направляются на вокзал. На месте детям-экскурсантам будет предложен чай, организованы игры, прогулка в имение кн. Волконского. Экскурсанты вернутся в Москву около 10 ч. вечера.

Китаец о китайцах.

Вот как описывает нравы своих соотечественников мандарин Ли-Хао-пе *).
        Три бедствия губят Китай: игра, пьянство и разврат. Трудно сказать, какое из них горше, - кажется, игра. Этой страсти китайцы предаются с увлечением, которое вряд ли можно встретить в других странах.
        Игра запрещена законом, но нравы сильнее их. Современный Китай, это какой-то огромный притон. Во что только не играют китайцы? В карты, кости, шахматы, шашки. Очень распространена также игра, в которой проигравший должен выпить стакан воды. Кроме того, китайцы большие любители боя петухов, при чем часто держат пари на крупные суммы. Закоренелые игроки предпочитают карты или кости. Они собираются в частных домах или в чайных, заменяющих в Китае европейские кафе. Там они играют дни и ночи напролет, забывая о сне и еде. Нет буквально ни одной деревушки, где не было бы игорного дома и профессиональных игроков.
        Китайцы трудолюбивы и экономны, но их жадность, их бешенное влечение к богатству, их склонность к ажиотажу и спекуляции легко их толкают на игру. если они не ведут никаких дел. Раз отдавшись игре, они с трудом от нее отрываются. Забрасывают свои дела, забывают о семьях и живут только костями и картами. Проиграв все деньги, они проигрывают порой дом, землю и даже жену, судьба которой зависит от одного удара в кости.
        Игрок-китаец ни перед чем не останавливается. Он проигрывает даже свое платье. И легко себе представить, какие отвратительные подчас разыгрываются сцены, если вспомнить, что страсти делают человека жестоким и бесчеловечным. Но даже и на этом не останавливаются игроки. Можно сказать, что в Китае страсть к игре доходит до безумия. Случается, что в пух и прах проигравшиеся игроки собираются за отдельным столом и играют на пальцы рук, которые они отрубают друг у друга с поразительным стоицизмом.
        Конечно, не все игроки доходят до такого остервенения. Но, во всяком случае, игра - одно из самых больших зол. Зло это настолько распространилось, что законы совершенно бессильны. Люди всех рангов и всяких возрастов играют. Но всего сильнее игра распространена в низших слоях. На любой улице большого города вы можете увидеть подвижный игорный дом. Две кости в чашке - непреодолимый соблазн для любого рабочего, отправляющегося на работу или идущего с работы. Раз он присел перед этим походным прибором, – его трудно оторвать. И часто в течение нескольких часов он проигрывает все свои сбережения.
        Перейдем к пьянству. Эта язва приносит не меньше зла, пожалуй, чем кости. Разница только в том, что пьянство более развито к Северу, а игра - на Юге. Конечно, самый распространенный напиток в Китае – чай. Но напиваются китайцы не чаем, а всевозможными спиртными напитками рецепты изготовления которых широко распространены и всем доступны.
        Спирт гонять преимущественно из хлебных злаков, - главным образом из риса. Пьют его как воду и пропивают нередко все до нитки. Разорению способствует особенно то обстоятельство, что торговцы спиртными напитками охотно отпускают их в кредит в течение всего года, а потому потребитель пьет вволю, не заботясь о расплате. Но вот наступает срок платежа, и на покрытие долга приходится продавать или закладывать домашнюю обстановку, дом, а сплошь и рядом и землю.
        Наряду с этими двумя бичами вносит свое страшное разлагающее влияние третий - разврат.
        Общественная нравственность - только маска. Порок настолько проник в это общество, зараженное скепсисом, что лак стыдливости, скрывавший его, повсюду спадает, и мы видим ужасные язвы, разрушающие все народы без веры. Разговорный язык уже отдает отвратительным цинизмом и жаргон гнусных притонов все более и более становится обычным стилем беседы. В некоторых провинциях попадаются гостиницы, в которых есть целые комнаты, сплошь покрытые рисунками превосходящими по своему цинизму все мыслимое. И китайцы эти невероятные рисунки называют очень мило – цветочками.
        Понятно, что пауперизм должен принимать ужасающие размеры в стране, где так распространены игра, пьянство и разврат. Понятно, что в такой стране не может не быть множества нищих, воров и разбойников.
        Правда, во всей империи слишком много народу и слишком мало земли. Большая часть восстаний, – а они становятся все чаще и чаще, - только по внешности имеют политический характер. На самом деле, это – восстание нищеты; это порочный круг, из которого не видно выхода, потому что с голодом нельзя заключить договора.
        Нищие и голодающие в провинциях предоставляются на волю судьбы. В Пекине еще кое-что делается для бедняков. Пекинские нищие регистрируются по разрядам. Во главе каждого разряда стоит свой начальник, а во главе все нищих – свой «король», входящий в непосредственные сношения с полицией, но зато и ответственный за все поступки своих подданных.
        Не вдаваясь в детали официальной благотворительности, опишу только китайские ночлежные дома. Вот устройство громадного ночлежного дома. называемого «на куриных перьях».
        Это – огромный зал, весь устланный толстым слоем куриных перьев. Туда допускаются все: мужчины, женщины, дети, молодые и старые; каждый устраивается в этом океане перьев как умеет и спит как может.
        Сначала каждому ночлежнику давали на ночь покрывало, но вскоре это пришлось прекратить, так как большинство предпочитало захватить их с собой, чтобы спустить за грош или воспользоваться им как дополнением к своему слишком легкому для суровых зимних холодов, костюму. А так как плата за ночлег всего полсантима, то администрация увидела, что предприятие пойдет прахом. Было бы слишком жестоко совершенно отнять покрывало, да и нравственность страдала бы при этом. Вот как был разрешен вопрос: устроили суконное покрывало таких размеров, что оно закрывало весь огромный пол. На день оно поднимается, образуя как бы огромный балдахин, а на ночь, когда все улягутся, опускается, при чем, чтобы ночлежники не задохнулись, в нем проделана масса дыр, куда они просовывают свои головы. Утром ночлежников будят ударами в там-там, чтобы при поднимании покрывала не захватить случайно и не поднять на воздух какого-нибудь слишком разоспавшегося ночлежника.
        Тогда в этом огромном гнезде начинается быстрое движение нищих: они копошатся, поспешно одевают свое жалкое отрепье и многочисленными группами растекаются по улицам города, чтобы более или менее законным путем добыть себе дневное пропитание.

*) «La Revue», №13.

В Россiи.

Начальник тюрьмы – экспроприатор.

ТАШКЕНТ, 28,VI. Арестован начальник петро-александровской тюрьмы Сорвин. Обнаружилось, что Соврин подготовлял «экспроприацию» петро-александровского казначейства, для чего вошел в сношения с группой каторжан.

Переход в православие ксендзов.

ВИЛЬНА, 28,VI. Присоединились к православной церкви бывшие ксендзы Болеслав Шламас и Камилл Ярмолович. Присоединение состоялось в кафедральном соборе.
Ксендз Ярмолович просил о снятии с него сана, а затем женился. Жена его тоже перешла в православие.

Арест торговцев живым товаром.

КУРСК, 28, VI. Сыскной полицией в Курске задержан торговец живым товаром Молчанов, При обыске у Молчанова обнаружено несколько паспортов завербованных в притоны курских девушек.
Молчанов "оперировал" в Курской, Тульской и Воронежской губерниях.

РИГА, 28, VI. На станции задержаны два элегантно одетых господина, оказавшиеся торговцами живым товаром.
Задержанные - члены шайки, экспортирующей девушек в дома разврата в города внутренних губерний.

Рязань.

(По телеграфу).

Распоряжение губернатора.

Губернатором подвергнуты аресту на семь суток и уволены от должности стражники городского отряда Бастрыкин и Гуркин за пьянство и приставание к женщинам во время катанья на качелях на празднике в селе Долгинине, Рязанского уезда.
В итоге такого поведения Бастрыкина и Гуркина произошло «недоразумение»: были избиты населением стражники Лищенко и Журавлев.
Исправнику Антропову за донесение об избиении стражников с умолчанием о безобразном поведении Бастрыкина и Гуркина , объявлен выговор.

Русское золото за границей.

Нашего золота находится за границей на 600 слишком миллионов рублей, и получаем мы по нему ничтожный процент. Правда часть этого золота следует нам держать за границей, вследствие нашей заграничной задолженности, но крупную долю его мы могли бы перевести сюда, в Россию. Тогда можно бы получать по нему более высокий процент и это было бы выгоднее для казны. [...]