13 октября (30 сентября) 1911 года

Московская Газета

Въ послѣднiй часъ

По телеграфу, телефону, почтѣ отъ нашихъ корреспондентовъ, Петербургскаго Телеграфнаго Агентства.

Пропавшее серебро.

ИРКУТСК, 29,IX. Полицией приняты меры к выяснению обстоятельств, при которых исчез вагон с серебром, отправленный в 1906 году со ст. Харбин в китайский банк в Петербурге. Розыски начаты по распоряжению сенатора Медема, ревизующего сибирский округ.

Жертва флирта.

(По телефону из Петербурга).

Сегодня утром на Разъезжей улице дворник заметил двух отравившихся молодых девушек. Они лежали рядом на тротуаре, а около них валялась пустая склянка из-под уксусной эссенции и пустой стакан. Обе они – подруги. Первая - 18 лет, Шавкина, вторая. 16 лет, Завьялова. Они служили в одном из банкирских контор машинистками. Несчастные девушки как-то в кинематографе познакомились с двумя студентами. Знакомство перешло в ухаживание со стороны студентов, и между ними установились интимные отношения, а через месяц обольшенные девушки были брошены студентами.
Они не вынесли позора и решили умереть. Полиция разыскивает обоих молодцов.

Поранение Тартакова.

(По телефону из Петербурга).         На последнем преставлении в Мариинском театре оперы «Ромео и Джульетта» произошел следующий случай. Во время сцены дуэли в третьем акте артист Денисов, певший партию Тибальда, серьезно ранил в руку Тартакова (Меркуцио), который, однако, не растерялся и провел сцену до конца.
В антракте раненому артисту дежурным врачом была сделана перевязка. В настоящее время Тартаков чувствует себя удовлетворительно.

ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

ВЕНА. [...] Журнал «Ukrainische Rundschau», издававшийся в Вене на средства получаемые от Германии, не будет прекращен. В политических кругах говорят, что благодаря русско-германском сближению, состоявшемуся в Потсдаме, германское правительство отказалось поддерживать далее украинофильское движение в Галиции, направленное против России. Напротив, австрийское правительство тем усерднее поддерживает украинофильское движение в Галиции и преследует там всеми мерами грубого насилии русское национальное движение.
В Вену прибыли наместник Галиции граф Бобржинский и Барвинский, глава иезуитско-украинофильской клики митрополита Шептицкого, чтобы предложить на утверждение центрального правительства новые мероприятия против русских националистов в Галиции. По их инициативе началдссь уже травля русских националистов в немецких газетах: «Vaterland», «Reichspost» и т.д.

- - -

ПЕРМЬ. Неизвестными грабителями совершен полный разгром епархиального склада церковных принадлежностей, похищено различных священных предметов на пять тысяч рублей.

КУШКА. В течение трех дней здесь наблюдается необычайно яркая комета в созвездии Волосы Вероники; ядро кометы третьей величины, хвост восемь градусов.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

В филиальном отделении городского рукавишниковского приюта, находящемся на ст. Икша, Савеловской дороги, и служащем для воспитания малолетних преступников старшего возраста, произошел крупный беспорядок. В колонии при штате в 80 мест, находится всего 33 воспитанника. Из них 14 были посажены в карцер. Этого было достаточно для крупного беспорядка. Все наличные воспитанники начали ломать вещи в мастерских, вооружились топорами и ножами, разбили двери карцеров и освободили товарищей. Затем воспитанники разгромили и разграбили материальный склад, побили стекла и, в конце концов, 20 воспитанников сбежали. Пятеро были задержаны, а остальные до сих пор не разысканы. В колонии дежурят стражники.

Сегодня в Москве шел с перерывами снег, обращавшийся временами в метель. Все покрыто белым покровом.

ТЕЛЕГРАМЫ

С.-Петербургскаго телеграфнаго
агентства.

ФЕОДОСИЯ. Земское собрание постановило ходатайствовать об отмене высылок семейств Татар, выселившихся в Турцию в 1903 г. и ныне возвратившихся в Россию. Про ходатайству земства высылка уже отменена в отношении 36 семейств.

ЯРОСЛАВЛЬ. Состоялось открытие нового городского театра имени первого русского актера Ф.Г.Волкова. Торжественному спектаклю предшествовало исполнение народного гимна и чтение речей представителями города и приветствий прибывшими из Москвы представителями Императорского Малого и Художественного театров. Затем оглашены приветственные телеграммы и исполнена кантата «Слава Волкову». Труппою нового городского театра исполнена пьеса Сумарокова «Хореев», первыми исполнителями которой, в 1752 г., был Ф.Г.Волков и собранная им в Ярославле труппа.

ХРОНИКА

Варварское преступление.

В Лигове петербургский мировой судья г. Никифоров, местный дачевладелец, собирал в течение десяти лет музей учебных пособий и поместило его при местной бесплатной читальне, созданный им же на свои средства. В ночь на 28 сен. в читальню через окно пробрался хулиган, собрал все коллекции и книги в кучу и поджег их, а образа и бюсты разбил и надругался над ними. Пожар здания был прекращен, но коллекции и книги погибли. В коллекциях были редкие автографы и издания. Никому из местных жителей непонятно это дикое варварство, так как читальня и музей пользовались известностью даже в Петербурге. Оттуда летом часто приезжали ученики городских школ с целью ознакомиться с музеем. Преступник не разыскан.

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Одним из самых интересных мест в «Живом трупе» была сцена с детским доктором, котором у Лиза Протасова хочет заплатить за визит и стесняется, не зная, как это сделать деликатнее:
        - Это доктору, - говорит она, показывая на монету в руках. - Только я никак не умею, как отдать. Он спас мне больше чем жизнь, а я дам деньги. Что-то тут такое неприятное.
Публике понравилась эта сцена, потому что девять дестях зрителей вероятно были в таком же положении.
Платить доктору за визит монету – это считается чем-то таким, что нужно делать, опустив глаза стыдливо.
Как будто доктору дают взятку, а не платят следуемое, заработанное честным трудом.
Не пора ли кончить с этим обычаем?
Заграницей доктора предъявляют счета своим пациентам, и никто никого не стыдится.
Покойный профессор Чудновский. рассказала мне, как пациенты злоупотребляют создавшимся фальшивым положением. Пользуясь тем, что доктор не смотрит, сколько ему дают, ему часто суют рублевую бумажку, там где следовало бы заплатить 5 рублей.

На открытии художественных «понедельников», за стаканом чая, художники говорили обо всем.
Заговорили, между прочим, о том, кто самый богатый художник в России. По мнению одних, богаче всех В.Е.Маковский заработавший большие деньги на церковной живописи.
Другие находили, что И.Е.Репин еще богаче. Репин питается травой и жизнь ему стоит очень дешево.
Из молодых художников много денег имеет Малявин, женившийся на миллионерше и слывущий помещиком.
Большие средства у художника Гауша, устраивающего на свои деньги декадентские выставки и покупающего картины у своих товарищей. Везде у декадентов вошло в обычай покупать друг у друга картины.
Таким образом у них всегда раскуплен вся выставка.
Ловко!

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Полтавский Голос

Кобищанские хулиганы.

В прошлое воскресенье, 25 сентября, ватага кобищанских парней, числом 7 – 8 чел., сорвавшись с места попойки - на Щербанской улице, с разухабистыми песнями, диким воем, свистом и 3-х этажными ругательствами, направилась вдоль по Кобелянской. Все живое этой улицы, способное подтвергнуться ножу, камню или палке, спряталось по своим дворам и оттуда скоромно обличало разбушевавшихся кабищанских «героев», люди добрым словом, собаки – лаем и воем. Героям же было не до того.
Им даже обидно было выслушивать неуместные замечания людей и собачий лай, они даже начали протестовать, как могут протестовать только одни кобищанцы.
Ворвавшись во двор к одной женщине (фамилии не известна), молодцы расколотили в доме несколько окон, хотели поймать и убить собаку, но таковая почуяв не добрых гостей, удрала вон со двора.
Фортуна однако не оставила наших героев: на дворе хулиганы заметили разгуливавшего, ничего не подозревавшего, поросенка, которого тут же, вместо собаки, и убили.
Затем. компания одного из своих сочленов, по имени Е К-ця, получившего при разбиении окон две серьезные раны в кисть правой руки, отправляет в богоугодное заведение за медицинской помощью, сама же пошла воевать дальше...

Речь

ВАРШАВА, 29 сентября.
Редакция юмористического журнала "Муха" вновь оштрафована на четыреста рублей за напечатание сатирического стихотворения о крестьянском банке.

Русские Ведомости (Москва)

ЧТО ЧИТАЮТ РАБОЧИЕ.

Чем интересуется современный читатель из народа - фабрично-заводской рабочий? На эти вопросы, до последнего времени все еще находящиеся в области спора и догадок, дают ответ интересные диаграммы, разработанные социальным музеем имени А.В.Погожевой при московском университете. Материалом для указанных диаграмм послужили данные за последние три года «о читаемости среди рабочих» на Пречистинских общеобразовательных курсах в Москве и Богородско-глуховской мануфактуре.
У рабочих обеих групп наблюдается повышенный интерес к наукам гуманитарным, историческим, естественным и историко-литературным. Отличительной чертой второй категории рабочих (Богородско-гулуховской мануфактуры) являются большие запросы в области географии и духовно-нравственного чтения, чего у городских рабочих не наблюдается.
Наибольшей популярностью в рабочей среде пользуются (в порядке убывающей постепенности) следующие авторы:
По отделу историческому - Ключевский, Виппер, Виноградов, Князьков, Милюков, «Былое», Водовозов, Кареев, Семевский и т.д.
К отделу общественных наук – Каутский, Маркс, Железнов. Лассаль, Озеров, Чупров, Энгельс, Коркунов, Бебель, Бах, Джордж, Бюхер, Форель, «Вехи» и Чернышевский.
Что же касается отдела беллетристики, то следует отметить, что на него приходится свыше 60% книг из общей массы прочитанных рабочими. Среди произведений различных авторов как первой, так и во второй группе, первое место по числу спроса занимают сочинения Л.Н.Толстого, далее в первсой группе (Пречистенские курсы) идут в последовательном порядке: Туршенев, Достоевский, сборники «Знание», Горький, Гончаров, Чехов, Андреев, Вербицкая, Сенкевич, Пушкин, Короленко, Немирович-Данченко, Островский, Гоголь и т.д. На последнем месте: Горбунов, Якубоич-Мельшин, Чернышевский и Крестовский. Во второй группе (Богородско глуховская мануфактура): вслед за Л.Н.Толстым наибольший спрос на В.Немировича-Данченко и... Жюль-Верна, Салиаса, Конан-Дойля, Гоголя, сборники «Знания», Мордовцева, Золя, Дюма. Последнее место в этой группе писателей занимают Островский. Леонид Андреев и Мирбо.

И.

Восстание в Китае.

ПЕКИН, 29,IX-12,Х. Из Ханькоу телеграфируют:
Арест революционеров ускорил восстание. К революционерам примкнули южные, европейски обученные войска. Ямынь взят штурмом и сожжен. Вице-король спасся бегством на европейском пароходе. В расположенных на противоположном берегу Янцзекианга европейских концессиях паника. Женщины и дети отправлены на пароходы. Европейцы и русские организовали милицию. Консулы затребовали военную помощь. Ждут прибытия европейских крейсеров.

ВОЙНА ИТАЛИИ С ТУРЦИЕЙ.

Слухи.

БЕРЛИН, 29,IX-12,Х. Сегодня на бирже циркулировал упорный слух, что Порта склоняется к миру. В основу переговоров должно быть положено сохранение за Турцией суверенитета в Триполи с предоставлением Италии лишь протектората над Триполи и Киренаикой.

В Португалии.

ЛИССАБОН, 29,IX-12,Х. Здесь носится слух о поражении, нанесенном монархистами отряду правительственных войск. С другой стороны, надежда вождя монархистов Консейро на то, что некоторые полки готовы примкнуть к роялистам, не оправдались. Хотя официальные донесения говорят о полном крушении роялистского движения, однако, по другим сведениям во многих округах роялисты были встречены населением радушно, как защитники религии.

В Персии.

ТЕГЕРАН, 29,IX-12,Х. Губернатор Мараги Амир Моффакам, перешедший на сторону Салар-доуле и вместе с ним сражавшийся, арестован и препровождается в Тегеран. От его миллионного имущества после гарбюежей ничего не осталось. Все его деревни конфискованы.

В Россiи.

Убийства, нападения, грабежи

ФЕОДОСИЯ, 29,IX. Вечером в помещающуюся в само центре города хлебную. контору Дрейфуса ворвались трое вооруженных неизвестных восточного типа с полузакрытыми масками лицами. Избив швейцара, они захватили из кассы 1633 руб. и скрылись. За грабителями посланы в погоню городовые и стражники.

КИШИНЕВ, 29,IX. На австрийской границе солдат пограничной стражи Селюк застрелил переправлявшегося через Днестр контрабандиста Богача.

Провинцiальный телефонъ

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

Тула.
Дело стражника Ильюшина.

Сегодня в окружном суде сидел на скамье подсудимых некто Ильюшин, бывший в прошлом году полицейским стражником, а в последнее время - тюремным надзирателем в Туле. Ильюшин обвиняется в краже из церкви своего родного села Воловеньки, где он был полицейским стражником. На суде выяснилось, что за обвиняемым числятся еще четыре преступления, совершенных им в течение шести недель.
Ильюшин приговорен в арестантские отделения на 4 года.

Послѣдняя почта.

(Отъ нашего корреспондента).

Калуга.
Маниловщина.

Уездное земское собрание по докладу гласного–крестьянина Скачкова о поднятии в уезде благосостояния крестьянства сделало такое постановление.
Признавая, что пьянство является одним из основных факторов, способствующих упадку нравственности в народе и расстройству его материального благосостояния, земское собрание поручило управе разработать в будущем году вопрос о мерах борьбы с народным пьянством.

МОСКВА

Обыск.

В ночь на 29-е сентября, по распоряжению охранного отделения был произведен обыск в квартире пом. прис. повер. И.Н.Филатова. Предписано было обыскать жену хозяина квартиры В.П.Филатову. Ничего предосудительного не найдено, и никто не арестован. Взяты альбом с открытыми письмами, несколько фотографических карточек и две записных книжки.