03 ноября (21 октября) 1911 года

КЛЯТВА АРАБОВ ЗАЩИЩАТЬ ИСЛАМ.

Слухи о начале священной войны в Триполи находят себе все более и более подтверждений.
В Филипполе, по словам корреспондента «Локал-Анцайгер», получено известие о тайном совещании арабов в Джебель-Гарби.
Шейх Абдул-Рахим, которому подчинены 50 тысяч арабов, а также депутат турецкого парламента Барути-эфенди заставили всех арабов в Джебель-Гарби поклясться, что они будут сражаться против итальянцев, защищая ислам.
В борьбе примут участие все мужчины. начиная с шестнадцатилетнего возраста, вплоть до шестидесяти лет. После этого тотчас же было навербовано несколько тысяч воинов, которые посланы в Триполи и Бенгази.
Турецкая газета «Икдам» передает известие из Триполи, что все находящиеся там арабы враждебно настроены против итальянцев.

Московская Газета

Поль Пуаре о современной моде.

Вчера восходящее светило парижских портных, творец знаменитой юбки-шаровар, Поль Пуаре, прочел в ателье г-жи Ламановой свою первую лекцию о современном дамском платье. Лекция сопровождалась демонстрацией многочисленных моделей, привезенных из Парижа.
        — Нет ничего более нелогичного, чем дамское платье, это ничто, это трижды ничто, — так приступил к своей краткой конференции г-н Пуаре.
Поль Пуаре считает себя новатором в области моды, но его новаторство ищет себе вдохновение в образцах античного мира с его классической простотой, с его легко ниспадающими тканями и свободными складками. Платье должно быть просто, свободно и естественно.
        — Что может быть красивее, — говорить он, — материи, положенной на женские плечи и ниспадающей с них легкой волной, свободно обливающей стройное тело. Что вы можете добавить к этому строгому одеянию?
Пояс. Но вы должны знать, куда его поместить. Он может сразу внести опасную дисгармонию, перерезав горизонтальной линией продольные складки.
Г-н Пуаре находить спасительный исход, помещая этот пояс очень высоко, — таким образом, красиво выделяется грудь и не нарушается стройный рисунок свободно ниспадающей юбки.
Поль Пуаре ярый противник нелогичной отделки платья: Самый страшный враг платья,— говорить он, — это необоснованность, а необоснованность—это драпировка, это обрезанная линия и ненужный “chichi”. Вы можете носить самое экстравагантное и самое фантастическое платье, если рисунок его прост — и, обратите внимание, что чем проще будет этот рисунок, тем он будет казаться эксцентричнее — платье будет интересно. Если же ваше платье, наоборот, будет покрыто неостроумными мелочами, маленькими кучками материи, — вы будете одеты безвкусно, безстильно и без всякой смелости.
        - Если бы кто-нибудь вошел в мое парижское помещение, где я провожу свои лучшие часы, — продолжал г-н Поль Пуаре, — он был бы поражен царящим здесь беспорядком. Из всех шкапов вылезают длинные полосы всевозможных материй, шелка, бархата, тюля, муслина, кружева в одном из углов набросана целая гора самых разнообразных мехов, в другом свалена куча парчи, церковных материй, индийских тканей, экзотических бус... Но этот самый беспорядок, несомненно поражающий непосвященного человека, вызывает во мне самые неожиданные сочетания красок, вдохновляет меня на интересные образы и рисунки.
Лекция Поля Пуаре закончилась демонстрацией моделей, привезенных им с собой из Парижа.
Шесть прелестных француженок дефилировали перед присутствующими в туалетах самых разнообразных стилей.
Мы, т.-е. Россия, несомненно, оказали значительное влияние на творчество г-на Поля Пуаре. И фасоны платьев, и рисунки многих материй были целиком заимствованы у вас. Мы видели бархатное манто, весьма мало отличающееся от нашего крестьянского тулупа, видели костюм для гулянья, целиком воспроизводивший костюм древнего русского кравчего с его собольей опушкой и широким парчовым поясом.
Но помимо этнографического элемента, заимствованного у нас, едва ли не во всех туалетах сказалось влияние русского балета некоторые силуэты была целиком выхвачены из Шехерезады, другие также вызывали в памяти изящные мазки кисти художника Бакста.
Царили головные уборы: тюрбаны, чепчики, шлемы или просто шелковые платки, плотно обтягивающие голову.

Джим

Московская Газета Копейка

«Милая» Россия.

О Русь, о росс! Невольно воскликнет иностранец.
Приехал когда-то в Россию один и написал:
        - Там растут развесистые клюквы.
Русские смеются:
        - Неправда.
Приехал вчера француз Пуарэ и скажет по возвращении домой:
        - Удивительно грубая страна эта Россия.
И русские не смеют сказать, что это неправда.
Впрочем, не скажут там, заграницей.
А здесь уже не только говорили, но и «действовали».
Не русский, правда, армяно-русс, но все равно представитель русской Москвы. Инцидент прелюбопытный.
Бог дамской моды г. Пуарэ в целях пропаганды решил пробраться к нам в Россию. Событие немаловажное. Даже в газетах анонсировали.
Итак, это событие свершилось. Г.Пуарэ прибыл вчера в Москву по Николаевской жел. дор. Все обстояло благополучно. Модницы ждали с нетерпением «его». «Он» жаждал встречи с «ними».
Должно быть волновался. Перед Москвой открыл окно в вагоне... Вот ту и начинается драма под заглавием «Русское гостеприимство».
Незнакомому с русскими порядками французу сосед по вагону г. Лазарев заявил, что открывать окна он не позволит. Началась перебранка.
Г.Лазарев потребовал кондуктора. Тот призвал контролера. А на московской станции, гремя шпорами, явился жандарм. Недоумевающему французу довольно категорически заявили:
        - Пожалуйте-с.
Русские знают этот жест и приглашение, но француз смутился. За него вступились другие пассажиры.
Г.Лазарев согласился на компромисс, но при одном условии:
        - Пусть извинится. Он Россию назвал грубой.
Француз извинился... Ничего не поделаешь.
Теперь он вернется домой и будет с жаром рассказывать.
        - Россия ужасно груба, Хотя и очень гостеприимна. Не успел я подъехать к ее сердцу – Москве – меня уже встретили власти:
        -Пожалуйте в Uchastoc.
С своей стороны можем сделать обращение:
        - Модницы всех стран объединитесь, хоть на защиту своего бога от франко-армяно-русских столкновений.

I la-Бронный.

ВЕЧЕРНЯЯ ХРОНИКА

Телеграмма министра Императорского Двора.

20 октября, в день кончины императора Александр III, в церкви Ливадийского дворца была совершена заупокойная литургия, на которой присутствовали Их Величества с Августейшими детьми и лица свиты, находящиеся в Ливадии. В 2 часа дня в Малом Ливадийском дворце, где в Бозе почил император Александр III, в Высочайшем присутствии была совершена панихида по Августейшему Родителю Государя Императора.

На 11 декабря текущего года назначены выборы армяно-грегорианского католикоса. К этому дня должны съехаться в Эчмиадзин представители от всех армяно-грегорианских епархий как Империи, так и за границею, куда уже разосланы известительные грамоты о выборах депутатов. Большое значение для всего армяно-грегорианского мира предстоящих выборов усиливается еще тем обстоятельством, что к участию в них привлекаются, по ходатайству эчмиадзинского синода, две новые епархии: западноевропейская и американская.

Беседа с Китай им посланником и чрезвычайным и полномочным министром г. Лю-Чжен-Сяном.

Китайский посланник и чрезвычайный и полномочный министр в Петербурге г. Лю-Чжен-Сян любезно согласился осветить нашему сотруднику современное положение дел в Китае.
        - Беспорядки, происходящие теперь в Китае, явились несколько неожиданными, хотя и подготовлялись давно. За последнее время беспорядки проявлялись во многих местах, но нигде не продолжались долго и правительству удавалось, благодаря принимаемым им мерам, быстро подавлять их. К этому явлению начали относиться с большим равнодушием. [...]
        Движение, по-видимому, носит характер антидинастический и поддерживается разными тайными обществами, которых много в Китае. Во главе движения стоит некто Сень-я-сень, воспитывавшийся в Америке и постоянно разъезжающий из одного места в другое, везде пропагандируя революцию. Конечно, движение это поддерживается больше всего интеллигенцией и, мне кажестя, серьезных последователей в народе не имеет. Но южные Китайцы так легко возбудимы, так легко увлекаются, что этим не трудно объяснить вспышку. [...]

ИНОСТРАННАЯ МОЗАИКА.

*Нет страны в мире, которая бы так дорожила однообразием, как Пруссия. В Берлине с мая этого года даже автомобили получили однообразную окраску, причем автомобили с бензиновыми двигателями должны быть коричневые, а автомобили с электрическими двигателями цвета слоновой кости.

Церковные дела.

*Епископ якутский и вилюйский Иннокентий (Пустынский) обратился в Св. Синод с ходатайством о перемещении его на другую епископскую кафедру, в виду того, что климат Якутской области вреден для его здоровья. Св. Синод признал эту просьбу не заслуживающей удовлетворения и предложил епископу Иннокентию возвратиться в Якутскую епархию.

Царицын. На пароходной пристани задержана отправлявшая в Астрахань четырех молодых девушек некая казачка Хромушина. Последняя, вербовавшая в городе среди безработных крестьянок наиболее миловидных женщин, под видом найма куда-то на службу в качестве горничных оказалась поставщицей живого товара в притоны разврата Закаспийской области.

Речь

От наших корреспондентов.

ТОМСК, 21 октября.
Показаниями свидетелей. а также показаниями агентов сыскного отделения установлено. что уволенные губернатором и преданные суду полицмейстер Фукс, начальник сыскного отделения Козицкий и пристав Лазовский, брали определенный налог с публичных домов, кафешантанов и евреев, которым они угрожали лишением правожительства и запрещением разносной торговли. Сенатору Медему торговцы заявили, что вследствие непосильных поборов полиции, они совершенно разорились. Установлено также, что пристав Лозовский во время приемов совершал насилия над женщинами. В городе циркулируют упорные слухи, что найденный недавно битым чиновник особых поручений Васильевы, был убит Лазовским.

Война Италии с Турцией.

Кровавая баня.

БЕРЛИН, 10,Х-2,ХI. Газеты полны описаниями творимых итальянцами в Триполи ужасов. Специальный корреспондент «Frankf. Ztg» сообщает, что итальянские офицеры потеряли голову. они отдают безумные приказания расстреливать женщин и детей. Озверелые солдаты, усталые и раздраженные неутомимым натиском турок, опасаясь измены. расстреляли более 3000 арабов. Сотни тел валяются на лицах. Жесткости ужасающие. Малейшее подозрение влечет за собой расстрел. Солдаты деморализованы. Форты захвачены турками, оцепившим город тройным кольцом. Флот, вследствие бури, лишен возможности помочь итальянцам.

Расстрел арабов.

РИМ, 10,Х-2,ХI. Агентство «Стефании» сообщает, что некоторые иностранные газеты, комментируя меры, принятые командующим экспедиционным корпусом в Триполи, утверждают. что произошла массовая резня арабов, даже больных, женщин и детей. Эти утверждения ложны. После нападения с тыла стало необходимым наказание восставших и очистка оазиса от предателей. Были расстреляны взятые с оружием в руках и те, виновность которых в убийстве солдат выяснилась в процессе. Остальные 2200 человек высланы отсюда. Для обеспечения тыла и аванпостов разрушен стены и уничтожена растительность, где укрывались восставшие, причем женщины и дети арабов предварительно были удалены.

«Цари ночи».

ЕЛИСАВЕТГРАД, 20,Х. Сегодня в выездной сессии окружного суда, с присяжными заседателями, слушается дело по обвинению мещ. Гетманца, 18-ти лет, Выдрина, 16-ти лет, Наумова, 17-ти лет и сына жандарма Осика, 15-ти лет, - в убийстве двух мальчиков.
Помимо возраста подсудимых, дело это представляется исключительным, потому, что, как выяснено следствием, оно явилось всецело результатом увлечения подсудимых так называемой «пинкертоновской» литературой. Рабски копирую пинкертоновских «героев», подсудимые дошли до поражающего своей холодной жестокостью убийства ни в чем не повинных младших товарищей, к которым, кстати сказать, они всегда относились очень хорошо.

В Россiи.

Жалоба на сыскную полицию.

КИЕВ, 20,Х. Сегодня потерпевшие Чернявская и Зильберман освидетельствованы в камере судебного следователя городовыми врачами. Зильберман указывает, что изнасиловал ее околоточный надзиратель Пинько. Судебный следователь возвратил потерпевшим их паспорта.

Страшное "подаяние".

ВОЛОГДА, 20,Х. В губернской тюрьме от отравления постным сахаром умерли надзиратель Жидков и арестант Ильенко.
Сахар, оказавшийся с мышьяком, был принесен в тюрьму неизвестным лицом в виде подаяния.

ПЕТЕРБУРГЪ

(По телефону отъ нашихъ корреспондентовъ).

"Думская карамель".

Перед Пасхой текущего года в магазинах г. Харькова появились в продаже деревянные раскрашенные яйца с портретами членов Государственной Думы, в том числе епископов Митрофана и Евлогия. В то же время некоторые фабрики конфет выпустили в продажу "Думскую карамель", на бумажных обертках которой в ряду портретов многих членов Государственной думы были напечатаны портреты и названных епископов.
Архиепископ харьковский Арсений усмотрел в этом оскорбление епископского сана и вошел с представлением к местной администрации об изятии из продажи указанных портретов. Представление владыки было исполнено. [...]

МОСКВА

В погоне за наживой.

Трамвайное управление и отдел городского благоустройства в городской управе не могут мирно ужиться с отделом управы, ведающим арендные статьи.
Тогда как Л.Г.Урусов готов всю Москву уставить палатками, киосками, ящиками и т.п. для производства торговли различными предметами, отдел благоустройства, конечно, с обезображением Москвы мириться не может.
Не так дано Л.Г.Урусов разрешил газетные стоянки у трамвайных станций-павильонов. Очень быстро газетчики совершенно испортили эти станциями своими лотками и ящиками.
Теперь трамвайное управление вместе с отделом благоустройства предъявили к газетчикам требование убрать принадлежности торговли.

На «лекции» П. Пуаре.

Поль Пуаре. В Париже он портной. У нас, в Москве, он лектор.
Да! Газетное объявление так и гласит:
        «Дамский портной Поль Пауре из Парижа прочтет в модной мастерской г-жи Ламановой лекцию «О современной моде».
Хороший урок московским портным!
Они у нас если когда-нибудь и читают публичные лекции, то уж обязательно о современной литературе.
А лекция; о моде, — это и скромно, и для Москвы очень ново.
Нужно итти и слушать: где «ново», там должен быть и журналист.
Не угодно ли, однако, дать отчет о подобной лекции!
С чего и как прикажете начать?
Можно начать в тонах серьезных: «Детальное рассмотрение дамских нарядов не входит в программу нашей газеты, и потому мы ограничимся»...
Не слишком ли «серьезно» это?!
Может быть, полегче, поигривее: «Вечер легкого газа... Изящный фигурки парижанок»...
И дальше:
        «Упоителен разрез в стиле»...
А шуть его знаеть, в каком стиле бывают эти разрезы!
Идите к Полю Пуаре,—он все знает и все расскажет.
Он любезен, как всякий дамский портной.
Итак:
        «Не входя в рассмотрение вопроса по существу, мы в этой спешной газетной заметке нервно коснемся лишь внешней стороны вчерашней лекции». Ярко освещенные комнаты.
К восьми собирается человек 50—60 «почетных гостей».
Вчера—для почетных.
Сюртуки, смокинги, фраки.
Нарядные дамы.
Выходить лектор и на хорошем французском языке (в Париже все дамские портные говорят по-французски) начинает...
И, наконец, самое интересное:
        — «Демонстрация моделей».
Среди гостей начинают одна за другой прогуливаться привезенные из Парижа «манекенщицы».
Это типичные восковые куклы из витрин модных магазинов.
Они не ожили, эти куклы, а просто стали двигаться.
Бледные, с застывшим взглядом, с «извечной улыбкой».
Проходят мимо всех сидящих, скрываются в дверях и через минуту появляются снова, уже в других костюмах.
Красиво, изящно. Кое что слишком крикливо, хотя, быть может, это только для московского глаза.
На присутствующих дам костюмы производят действительно «потрясающее впечатление».
Слышны вздохи, невольные крики восторга.
        — Поразительно!
        — Бесподобно!
Мужчины сдержанны. Они лишь кратко резюмируют:
        — Гм... да, в Париже умеют одеваться!
И, слушая восторги жен, быть может, думают:
        — И зачем его черт принес сюда, этого самого Пуаре?!
Эти лекции и в самом деле могут наделать мужьям немало хлопот.
И в конец расстроить нервы их женам.
В заключение остается сказать обычное:
        — Аудитория встретила лектора очень тепло и наградила его долгими аплодисментами.
Ценят у нас иностранных «ученых».

А.