09 ноября (27 октября) 1911 года

Газ.-Коп.

Интендантский служащий .

Следовавший из Иркутска в Якутск с почтой интендантский служащий А.Н.Колеватов, прикомандированный к почте для усиления охраны, между ст. Орлингой и Омелой скрылся в лесу. При осмотре почты была обнаружена кража денежной сумки с 43 726 р. 60 к.

Московская Газета

Революция в Китае.

Пекин окружен революционерами.

ПЕКИН, 26,Х. Все поезда, идущие в Пекин, захватываются революционерами. Императорский двор готовится к побегу.

В Пекине ждут резни.

ПАРИЖ, 26,Х. Из Пекина приходят тревожные известия. Революционеры готовятся жестоко отомстить за убийство генерал Ву. Ждут общей резни.

Богдыхан спасается в России.

ПЕКИН, 26,Х. Существует убеждение, что богдыхан с семьей получит возможность бежать в Россию. Таким образом, в сферу влияния России войдет северный Китай, еще верный манчжурской династии. В то же время, по тайному договору с Японией, Россия получит лучшие доли в предстоящем дележе Китая.

Въ послѣднiй часъ

По телеграфу, телефону, почтѣ отъ нашихъ корреспондентовъ, Петербургскаго Телеграфнаго Агентства.

ВОЛОГДА. 26,Х. Поминаемый в докладе жандармского генерал Новицкого известный провокатор г. Яголковский добровольно проехал в г. В.-Устюг, где предполагает заняться адвокатской практикой, в качестве частного поверенного. Это тот Ягокловский, который, по свидетельству генерала Новицкого, производил в Бельгии взрывы бомб с человеческими жертвами и вместе с Азефом был разоблачен Бурцевым под псевдонимом - барон Штромберг.

Неудавшийся побег из тюрьмы.

МИНСК, 26,Х. В бобруйской тюрьме обнаружен подземы ход из камер к наружной стене, прорытый арестантами собиравшимися бежать под подговору бессрочных каторжан.

Порочный Париж.

ПАРИЖ, 26,Х. Полицией нравственности раскрыт целый ряд семейств, систематически продававших своих 5 и 6-летних дочерей старым развратникам. Дети принимали участие в ночных оргиях. Среди лиц, пользовавшихся несчастными детьми, есть несколько людей, занимающих видное положение в свете.

Московская Газета Копейка

Оригинальный клуб.

В Японии под председательством графа Окумы образуется новый клуб, члены которого при вступлении обещают стараться дожить до ста лет. С тою целью они обязуются вести правильный образ жизни и исполнять все предписания современной гигиены.
Само собою разумеется, что большинство людей хочет прожить как можно дольше, но у многих нет никакой определенной цели; члены же нового клуба хотят дожить до ста лет для того, чтобы как можно дольше быть полезными своим ближним и государству.
По мнению графа Окумы, при известном режиме можно легко дожить до ста двадцати пяти лет и при этом сохранить бодрым не только тело, но и дух. Таким образом, в Японии в будущем появятся столетние старцы, которые при этом никому не будут в тягость.

Московские Ведомости

ТЕЛЕГРАФЪ и ТЕЛЕФОНЪ

Спуск парижского шара.

РИГА, 26 октября. В Курляндской губернии спустился вчера поднявшийся в Париже 23 октября шар с двумя аэронавтами.

Нобелевская премия.

СТОКГОЛЬМ, 8 ноября (26 октября). Шведская академия наук постановила выдать Нобелевскую прмию по физик е профессору Вину в Вюрцбурге и по химии госпоже Кюри в Париже. Каждая премия составит 194 330 франков.

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

ТИФЛИС. Курсы по исламоведению.

Министерством Внутренних Дел по инициативе директора департамента духовных дел, в должности гофмейстера д.с.с. Харузина, учреждаются курсы по исламоведению. Означенные курсы имеют целью подготовлять из лиц, уже состоящих на государственной службе, административных деятелей для местностей с магометанским населением, знакомых с языком, бытом и условиями религиозной жизни мусульманства. Ближайшей задачей курсов будет ознакомление слушателей с классическим арабским языком (как богослужебным и связующим весь мусульманский мир), затем ознакомление с Кораном, его толкованиями, главнейшими богословскими трактатами, а равно и мусульманским правом, и, наконец, практическое изучение наиболее распространенного среди наших мусульман татарского языка. (Тифлисский Листок, №227).

ВЕЧЕРНЯЯ ХРОНИКА

Ее Величество Государыня Императрица Александра Федоровна изволила быть восприемницей при св. крещении дочери Таврического губернатора церемониймейстера графа Апраксина. Таинство св. крещения было совершено 26 октября в церкви Ливадийского дворца. (О.Б.).

К убийству Ющинского.

К делу об убийстве Андрея Ющинского, министерством юстиции получены сведения о результатах дознания, произведенного по поводу происшедшего 10 сего октября пожара в усадьбе кирпичного завода Зайцева, где, по предположению, совершено убийство Андрея Ющинского. Дознанием установлено, что сгоревшие конюшня и жилое помещение при ней не имели связи с предполагаемым местом убийства, т.е. печью. Причина пожара дознанием не установлена, и так как указаний на поджог получено не было, то дознание прекращено в порядке ст. 253 уст. уг. суд. Появившиеся в печати слухи о том, будто обвиняемый в убийстве Андрея Ющинского Мендель Бейлис тяжело заболел, лишены основания. По полученным в министерстве юстиции сведениям, Мендель Бейлис за все время содержания в тюрьме (с 4 августа сего года) ни разу не заболевал и за медицинской помощью не обращался. (О.Б.).

По полученным нами сведениям, Турция решила продолжать войну с Италией во что бы то ни стало, не отступая ни перед расходами на войну, ни перед продолжительностью военных действий. В соответствии с этим решением, поездка группы пасифистов с сенатором Бостани во главе по городам Европы отложена на неопределенное время, так как Турция намерена сопротивляться до крайности.

ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

26 октября.

ВЕНА. Союз балканских государств и дарданельский вопрос сильно занимают в настоящее время австрийских политиков и дипломатов.
Из Константинополя сообщают в «Neue Freie Presse», что в турецком обществе не замечается оппозиции ни против союза балканских государств под протекторатом России, ни против уступок в пользу России в дарданельском вопросе. Турецкое общественное мнение требует однако, чтобы Россия постаралась спасти по крайней мере номинальное господство Турции в Триполи и привлечь Грецию в состав балканских государств, чтобы успокоить Турцию относительно судьбы Крита.

Московская хроника

Сегодня по постановлению губернского правления объявлен выговор московскому еврейскому раввину Мазе, выдавшему одному Еврею неправильное удостоверение в том, что он приходится племянником покойному художнику Левитану. Свидетельство это было нужно Еврею для устройства лотереи на розыгрыш картины Левитана.

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ.

Почти все сегодняшнее заседание посвящено было прениям по 12-й статье законопроекта о страховании рабочих на случай болезни.
Председатель рабочей комиссии барон Тизенгаузен пробовал было снова в весьма пространной речи отстаивать свою точку зрения, перелагающую тяжесть страхования с промышленников на спины самих рабочих. При этом барон Тизенгаузен стремился уверять, что такая мера должна чуть ли не облагодетельствовать рабочих. [...]

ТЕЛЕГРАМЫ

С.-Петербургскаго телеграфнаго
агентства.

26 октября.

ВОЙНА ИТАЛИИ С ТУРЦИЕЙ.

ТРИПОЛИ. В Таджуре Турки повесили несколько вожде й арабских племен, которые проповедовали необходимость подчинения Итальянцам. Также повешены ими схваченные итальянские разведчики: трупы оставлены на виселицах в назидание населению, причем к рукам повещенных прикреплены значки, которые разведчики получают от итальянских командиров для беспрепятственного прохода через итальянские линии.

БЕЛГРАД. Два австрийских офицера арестованы вчера властями близ города Пожеги на юго-западе Сербии, по подозрению в шпионстве и отправлены в Белград для суда. При них были найдены фотографии, фотографический аппарат, карты, различные наброски, планы горных дорог западной части Сербии. Паспорта их были выданы на имя торговцев фруктами.

СОБЫТИЯ ДНЯ

Конституционная палата в Пекине приняла все требования, заявленные шаньдунскими войсками. Решение это санкционировано императорским указом. Весь флот адмирала Са перешел на сторону революционеров. В Пекине начались революционные митинги.

В Москве некто Гилевич, брат известного убийцы, заманив купца Добычина в свою квартиру, назвался начальником охранного отделения и взял с него 1000 р. деньгами и на 4000 векселей за мнимое освобождение от тюрьмы.

Сегодня большой день для Петербурга. Открылся Охтенский мост. К Петербургу прибывает сорок тысяч новых обывателей. В заседании городской думы это событие было отмечено весьма слабо. Заявление о сем городского головы и все.

Проход через мост.

Дневник происшествий.

Поселянин дер. Барятино, Одес. уезда, Савва Шевченко заявил пристав г. Очакова, что жена его Александра при соучастии своего односельчанина Евграфа Иванова похитила из находившихся в кассе мужа векселей на имя разных лиц на сумму 390 р. и вместе с соучастником скрылась.

Русские Ведомости (Москва)

Из беседы с Матиссом.

Гоген и Матисс... В современной живописи это — два наиболее звучных имени. С ними связаны самые яркие искания.
Чтобы изучать Гогена и Матисса, приходится ехать, как это ни странно на первый взгляд, не в Париж, а в Москву. В тихом Знаменском переулке стоит типичный старо-московский барский особняк С.И.Щукина. И в этом особняке собрана большая и притом лучшая часть произведений двух главных представителей современной живописи.
На днях один из них, Матисс, приехал в оказавшую такое гостеприимство его кисти Москву. Знаменитый художник-новатор, оказавший и на молодое поколение русских художников заметное влияние, поделился своими взглядами на новейшие течения в живописи.
        Наша школа, — сказал Матисс, — прямое продолжение, как бы следствие импрессионизма. Импрессионисты, как известно, стремились к возможно более непосредственной передаче своих впечатлений, не стараясь разбираться в этих впечатлениях, и всецело им отдавались. Таким образом произведши импрессионистов были не чем иным, как зарисованными впечатлениями. Современная же школа живописи рассматривает красочные и линейные впечатления как средство для отражения индивидуальности художника. Как из семи простых музыкальных тонов можно создать какую угодно мелодию, так и краску надо использовать в возможно большей гармонии с выражаемым переживанием. В современной школе отношение к «впечатлениям» стало более сознательным. Художник уже не отдается впечатлениям всецело, не отмечает их просто на полотне по мере их возникновения, но пользуется ими как материалом для выражения своей индивидуальности. Следующее звено между импрессионизмом и новой школой – живопись Гогена.
Состояние современного общества, по мнению Матисса, очень благоприятное для процветания живописи: всякий теперь – коллекционер, всякий не прочь купить хорошую картину, зачастую можно найти и отличные собрания художественных произведений у какого-нибудь скромного буржуа, тогда как раньше покупали картины только монархи и знатнейшие аристократы. Но новизна в искусстве сначала непременно несколько шокирует. Так было и с картинами новой школы, картинами самого Матисса,- а также и работающими в одинаковом с ним направлении Пикассо и Марке. Лишь истинные, на взгляд Матисса, ценители могли сразу заинтересоваться непривычными картинами. Такие ценители оказались не у него на родине, а в Москве. Так случилось, что большая часть его произведений и произведений Гогена попала в Москву. Теперь и Франция признала новое течение; в охотниках приобретать картины этого направления,- по словам Матисса, уже нет недостатка и там. «Но я, — сказал Матлсс,— всецело работаю для Америки, Англии и России».
В противоположность расцвету живописи, тяжелый кризис переживает скульптура. Объясняется это общим упадком декоративных искусств и особенно архитектуры. Скульптура всегда была в теснейшей зависимости от архитектуры. И когда строились во множестве дворцы и храмы, то для их украшения требовалась работа скульптора. А теперь? Теперь скульптурные произведения требуются разве в качестве фигурок для пресс-папье. Нужен новый подъем декоративных искусств с архитектурой во главе, чтобы скульптура вновь расцвела.
Перейдя к суждениям публики о современной живописи, Матисс не нашел в нынешних посетителях выставок большой разницы с прежними: и теперь публика такая же,- как была раньше. Понимают художника лишь очень немногие, а большинство совершенно превратно толкует его намерения.
Художественная критика, когда ею занимаются сами художники, всегда пристрастна, а когда ею занимаются литераторы,- всегда почти неумела. Вообще же Матисс признает только критику страстную, когда человек горячо и убежденно (разумеется, в большинстве случаев — несправедливо) отстаивает свои взгляды и вкусы и проповедует свои идеи.
Матисс пробудет в Москве еще несколько дней.

Ник. Г.

РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ.

ПЕКИН, 26,Х - 8, ХI. Город доживает последние минуты под властью императоров Дайцинской династии.
Точно крысы с тонущего корабля, предоставляя династию ее судьбе, бегут чиновники, принцы, горожане. Простые кули платят сотни долларов за четырехдолларовый билет до европейских концессий Тяньцзина.
Вереницы рикш и экипажи тянутся с раннего утра к вокзалу, где дежурят сутками. В паническом ужасе люди уезжают на тендерах паровозов, на буферах, на крышах вагонов.
Сегодня ночью город горел во многих местах. [...]

В Россiи.

Вымогательство.

МИНСК, 26,Х. Помещики граф Чапский и Торчинский получили вымогательные письма с требованием 4000 р. под опасением жестокой расправы за отказ. Оба помещика не обратили внимания на эти письма. Вскоре в имении Торчинского неизвестные подожгли хлебные сараи.
Граф Чапский отказался от содействия полиции и организовал охрану из собственных служащих.

"Хиромант".

ЕКАТЕРИНОСЛАВ, 26,Х. Арестованный на ст. "Синельниково" южных дорог, некто Чешко, обративший внимание полиции своим расшитым золотом мундиром и многочисленными орденами оказался аферистом. Именуя себя "всероссийским хиромантом", он хвастал своей близостью к "сферам". Между прочим, этот "хиромант" в Ектеринославе выманил у помещика Дауэнгера 17 000 р., взявшись определить его офицером в гвардейский полк.

Южный Край (Харьков)

Браки несовершеннолетних.

В текущем году, особенно в настоящее время наблюдается приток прошений о разрешении законных браков несовершеннолетних. Всех прощений пока поступило до 1500 штук. Несовершеннолетними большею частью являются женихи и изредка невесты. Прошения преимущественно подаются крестьянами. По закону браки несовершеннолетних разрешаются только лицам, достигшим 17 1/2 лет. Лицам же имеющим меньший возраст, браки не разрешаются.