11 ноября (29 октября) 1911 года

Вечерняя Газета

Gaudeamus igitur...

Массовое увеличение потребления вина объясняется в ученой литературе постигающим страну общественным бедствием в роде войны, голода или революции. Блестящим подтверждением этих научных выводов, основанных на статистических данных, оказалась наша родина в 1904 и 1905 году. Обратно, с улучшением материального положения массы уменьшается и народное пьянство. «Распущенность» мужичка и его пьянство от «баловства» на почве избытка, о которых много говорят в реакционном лагере, не находить себе подтверждения ни в жизни, ни в науке.
Появившиеся в печати результаты казенной винной операции наводят на грустные мысли о том, что положение русской деревни, несмотря на прошлогодний урожай, не улучшилось.
Мужик пьет из года в год все более и более. Вот цифры.
В августе 1911 г. продано казенных питей 7 375 993 ведра; более чем за август прошлого года на 175 347 вед. Всего за 8 месяцев, с 8-го января по 1-е сентября болee чем за прошлогодние месяцы на 1 702 979 ведер!
Постигший в этом году восток России неурожай, превратившийся местами в голод, дает право предполагать, что пьянство едва ли сократится к концу года.

Н. П—н.

Отпускаю на дом

ДОМАШНИЕ ОБЕДЫ

на чистом коровьем масле и принимаю столовиков плата ум. Георгиевская ул., д. Кириллова, кв. Аттаринова М.

Московская Газета

О «Живом трупе».

БЕРЛИН, 28,Х. (По телеграфу от нашего специального корреспондента). Вечерний «Tageblatt» говорит, что «Живой труп» написан Соловьевым, а не Толстым... «Это спасает, - заявляет газета, - Толстого, потому что пьеса не стоит серьезного внимания».

Побег политического преступника.

ВЕНА, 28,Х. (По телеграфу от нашего корреспондента). Вчера бежал из тюрьмы г. Станислава известный русинский студент Сикцинский, совершивший в 1908 г. покушение на жизнь графа ПотоцкогоЮ Этот побег вызывает во всей Австрии большую сенсацию, так как предполагают, что он устроен с ведома всех существующих украинских обществ, собиравших тайно национальный фонд для освобождения Сикцинского из тюрьмы. Побег совершен при необычайных условиях. Потребовалось участие двух тюремных сторожей, которые исчезли одновременно с Сикцинским.
Сестры заключенного недавно бежали в Америку. Полиция подозревает всех тюремных служителей. Подозрение пало также и на русинский банк, который, как думают, снабдил беглеца огромными деньгами. Предстоят многочисленные аресты.

Московская Газета Копейка

Разные вести.

На Невском просп. проходила к Аничкову мосту какая-то молодая девушка. За нею увязались двое молодых людей. Вдруг девушка обернулась к ним, выхватила револьвер и приставила его к груди одного из нахалов.
Девушку задержал городовой. Она объяснила. что револьвер взяла у родных именно для защиты от наглецов.

Московские Ведомости

ТЕЛЕГРАФЪ и ТЕЛЕФОНЪ

В Маньчжурии.

МУКДЕН, 10 ноября (28 октября). Учащиеся предъявили вице-королю требование об объявлении Манчжурии автономной. Требование отклонено. В школы введена полиция. По просьбе вице-короля порядок в городе поддерживается японской полицией. Население сильно возбуждено против вице-короля. Ожидаются серьезные беспорядки. Инкогнито прибывают принцы крови.

Бегство убийцы Потоцкого.

ВЕНА, 10 ноября (28 октября). Убийца наместника Потоцкого Сечинский

Согласно последним телеграммам, полученным в Петербурге, революционные войска овладели Чифу и стали там полновластными хозяевами, встретив сочувствие в местном населении.
В Чифу у нас имеется консульство, во главе которого находится г.Керберг. Там же отделение русско-азиатского банка.
Последние телеграммы, полученные сегодня, сообщают, что правительственные китайские войска в Нанкине перешли на сторон у мятежников.
Определенных известий о нахождении китайского двора не имеется.

Китайские революционеры имеют свою газеты «Чжун-хуа-Мин-Го-Гун-бао». Первый номер ее вышел 6 октября. Редакция «Чжун-хуа-Мин-Го-Гун-бао» помещается в городе Учане. Газета выходит ежедневно, но в зависимости от получения важных известий. обещается выпуск двух-трех номеров в день. «Чжун-хуа-Мин-Го-Гун-бао» является официозом штаба главнокомандующего революционной армией и ставит свой первой задачей оповещать население о своих мероприятиях и распоряжениях.

КАН-Ю-ВЕЙ, глава революционной партии в Китае.

ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ

28 октября.

ЛОНДОН. Франко-германское соглашение открывает эру распределения между европейцами африканских земель. Начались переговоры между Францией и Англией об обмене территориями. Франция стремиться закруглить в одно целое все свои владения в северо-западной Африке и желала бы присоединить английскую Гамбию и Сьерра-Леоне. Вознаграждение Англии еще неизвестно, но Австралия и Новая Зеландия требуют, чтобы Англия выговорила от Франции Новую Каледонию. По слухам с этим обменом соединены переговоры о взаимном содействии в обороне колоний и торговых судов в различных морях. Все это ступень к полному союзу.
Предвидятся также переговоры с Германией об обмене колоний. Германия готова уступить Франции Того за новый кусок Конго, так как она по-видимому совсем отказалась от Северной Африки и ищет расширения к югу, надеясь побудить Испанию и Португалию продать ей их колонии в Гвинее.
Английские колониальные политики начинают беспокоиться за южную британскую Африку, где Германцы пытаются вновь пробудить старые симпатии Буров. и е

СЕВАСТОПОЛЬ. Сегодня ночью военный летчик лейтенант Дыбовский совершил эффектный полет над городом и морем. Блерио с фонарями, паривший при луне над спавшим Севастополем, казался чудовищем с огненным глазом. Облетев город, авиатор вернулся на Куликово поле, где спустился.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

* Московский миллионер В.П.Рябушинский, увлекшийся итало-турецкой войной, арендовал яхту и в качестве военного корреспондента "Утра России" вместе с художником и одним отставным офицером отправился в Триполи. Итальянское правительство разрешило Рябушинскому находиться при итальянских войсках.

ТЕЛЕГРАМЫ

С.-Петербургскаго телеграфнаго
агентства.

28 октября.

ОДЕССА. Полицией задержан важный преступник Мишиц, подозреваемый в участии в целом ряде грабежей в России и заграницей. При нем обнаружено большое количество различных ядов, печатей русских и заграничных учреждений, паспортов и обширная переписка. В связи с арестом Мишица задержаны четверо предполагаемых его соучастников, у которых найдены также яды, паспорта и два чека на крупные суммы. [...] Имеется основание предполагать, что задержанный Мишиц – участник лондонского грабежа прошлого года. В пачке газет найденной при нем, подчеркнуты описания этого грабежа. Кроме четверых, задержан еще один, подозреваемый в соучастии.

События дня.

Французский и английский консулы в Триполи отказались присутствовать на торжестве объявления аннексии Триполи.

В Триполи продолжатся мелкие нападения арабских отрядов на восточный фронт Итальянцев. Итальянские военные суда несут сторожевую службу вдоль побережья. Они подвергли обстрелу несколько караванов и разрушили казармы близ Ромлева.

ИТАЛЬЯНЦЫ В ТРИПОЛИ.

Итальянский патруль, захвативший арабских шпионов вблизи аванпостов.

ДНЕВНИКЪ ПРОИСШЕСТВIЙ

- В доме №49 по Херсонской ул Ульяна Гриневского ударили кастрюлей по голове. Пострадавшему оказал помощь врач «ск. пом.»

- В 12 часов ночи к Иосифу Чикованному, на углу Греческой и Красного пер., подошла какая-то девица и попросила закурить. По ее уходе Чикованный обнаружил исчезновение кошелька с деньгами.

От наших южных корреспондентов.

НЕУДАЧНЫЙ ПОЛЕТ.

СЕВАСТОПОЛЬ. Капитан генерального штаба князь Мурузи, летая на Фармане, упал и получил перелом ноги, а также тяжкие ушибы головы. Аппарат разбит.

Воздухоплаванiе

Вчера прибыл в Одессу из Болгарии С.П.Черкезов побывавший у нас в редакции. По его словам, он изобрел аэроплан, могущий летать в сильный ветер, дождь. В пожарном отношении аэроплан совершенно безопасен, на случай остановки мотора у аэроплана есть предохранители, позволяющие спустится совершенно свободно, подъем вертикальный. Изобретатель едет в Петербург предложить свои услуги военному министерству.

Речь

«Французик из Бордо» или художник?

«Новое Время» ко всему подходит со свойственной ему манерой. Похвалит или побранит, а уж непременно подпустит какую-нибудь хоть маленькую гнусность. Иначе нe умеет. Так случилось и с его отзывом о рефератах г. Пуаре, знаменитого artiste en robes, приехавшего в далекую Россию и познакомившего русскую публику со своей теорией и своими произведениями. Как будто сотруднику «Нового Времени» выступление г Пуаре и понравилось, но тут же проглянул трафаретный пошленький смешок, обличающий какое-то необъятное «самоутверждение» и презрение ко всему, что не Эртелев переулок.
Одно из двух: или то, что г. Пуаре показывает красиво, и тогда нужно к этому относиться с уважением (или даже с восторгом); или оно нечто ничего не стоющее -- так, обычная реклама модным платьям и тогда совсем не следует об этом говорить. Но ни один сотрудник изовравшейся газеты, как только речь заходит об искусстве, не может в своей душе решить: стоит или не стоит, хорошо или -дурно. Таков уж нрав, такова болезнь. И вот получается та (нескончаемая серия брюзжащих, хихикающих, или просто, гадких фельетонов, статей и рецензий, которые так нужны брюзжащему, хихикающему, или просто, гадкому петербуржцу.
В самом деле, однако, можно ли серьезно говорить о лекции «дамского портного», иллюстрированной переодевающимися es- sауеuse`ами? Достойно ли это вообще обсуждения? Я думаю много читателей ответят на такой вопрос, что нельзя, недостойно. Мы никак не хотим понять, что искусство одно, что красивое будет всегда красивым и что красивым позволено любоваться и нужно любоваться, в чем бы оно ни проявлялось. Мы все еще делаем академические различия между «grand аrt» и «petit art». Но эти различия давно отошли в историю и просто не выдерживают логической критики. Почему можно обсуждать картины, а нельзя обсуждать те художественные явления, которые производят сильнейшее эстетическое впечатление в жизненном обиходе? Талант, «находка красоты», вдохновение сказываются и там и здесь гораздо ярче и сильнее, чем там. Из всех выставок за год, самое сильное впечатление на меня производят выставки этнографического отдела Музея Александра III или всякие кустарные выставки. Еще более были бы интересны выставки «красоты в нашей жизни», если бы русские люди вообще умели красиво жить. Эти выставки красоты жизни видишь в Париже, в Лондоне, на любой и премьере, на любом вернисаже. Часто спектакль в зрительной зале или зрелище, и представляемое нарядной толпой, гуляющей по выставке, интереснее и прекраснее спектакля на сцене и развешанных картин.
Но, быть может, все же платья хороши, художественны, а творцы их — торгаши, и ремесленники, ее стоящие внимания? Стоит ли обращать внимание на «разглагольствования» французика из Бордо, привезшего свой товар? И здесь оказывается, что по отношению к портному (к отвлеченному как бы представлению о портном), в нас сидит закоренелый, благодаря академии и былым аристократическим замашкам, предрассудок. Послушайте, что говорить в своей спокойной, тактичной речи Пуаре, и вы убедитесь, что это говорить художник, быть может, и умеющий прекрасно обделывать свои дела (мало ли кто из «настоящих» художников был также мастером, на это), но, тем не менее, чувствующий, думающий, как художник. Куда больше художественного чувства в этой речи Пуаре, нежели на большинстве наших «художественных» собеседований. Один тон, с которым он описывает античную статую в своем саду, — делает мне его близким. Это товарищ, — он «имеет право» говорить об искусстве.
«Коллегой» Пуаре представляется мне и в своих произведениях. Не скажу, чтобы я был сторонником его искусства. Напротив того, меня часто коробят его ошибки против хорошего вкуса. На словах он восстает против всего лишнего, всего, что есть «ложь» (в туалете он требует логики, осмысленности, крайней простоты. Он говорит о «значительных очертаниях» (contours signifiants), о прелести «обливающих» тело тканей, возмущается глупостью «драпировки» (la derаison du drape) и даже взывает к архитектурности. На самом же деле все эти требования исчезают. Его «манкены» носят корсет (le corset — e`est le mensonge personnifie), еле ходят из-за связывающей ноги «entrave», не мало также на его костюмах всякой лишней всячины: пуговок, фалбал, нашивок, прорезов. Особенно же грешит Пуаре против «туалетной архитектоники» сшивая между собой, на манер театральных костюмов, отдельные части одежды, например, накидки с нижним платьем. Получается костюмная «бутафория», — столь ненавистный ему mensonge. Но я думаю, эти компромиссы он обязан делать в угоду клиентэлы,—ведь, дамы к простоте и правде не могут обратиться, это свыше сил их. Во всем же остальном он свободный и даровитый художник, повторяю, — он коллега.
Это «все остальное» сводится, в сущности, к краске. Платья Пуаре чудесные аккорды, то нежные, ласкающие, еле звучащие, то громкие, многозвучные, яркие. Одни вполне гармоничны, другие пленяют хитро подобранными диссонансами. С изумительным остроумием сочинено известное чередование эффектов, например, тон платья, которое показывается по снятии шубы или •манто. Настоящим, смелым до дерзости колористом придуманы некоторые сопоставления, например, к черной шубе прилажены зеленые с малиновым рукава или же при зеленом платье с черной безрукавкой — спускающиеся до кистей узкие, пунцовые рукава; или еще «robe sacristiе» — муслиновая белая накидка с кирпичной подкладкой, из-под которой глядит темно-лиловая юбка.
Впрочем, я должен покаяться, что общее впечатление, произведенное на меня этой «выставкой» все же тяжелое. Но дурное это впечатление совершенно особого не эстетического, а скорее «экономического» порядка. Ужас берет при виде всей этой чудовищной ненужной роскоши, всех этих просаживаемых зря средств на эфемерный прах, на «тряпки». Ведь ни одно из этих платьев нельзя одеть два раза. Каждое слишком заметно, слишком «хвастливо». И вот в демократизованной душе современного человека возникает протест против такого непроизводительного бросанья средств за окно. Страшны обеды и ужины, «бассейны» шампанского, проглатываемые ежедневно в разных Cafe de Paris, Henry, и других обжорных и опивальных местах; но не менее страшны и эти несчетные трофеи, висящие в шкафах тщеславных модниц, стоющие суммы фантастические, а пригодные для одного момента. Пуаре говорит о лжи, презирает ее и борется за правду, но сочинением своих экстравагантностей он поддерживает чудовищную ложь, окутавшую всю нашу культуру. Пуаре не создал с т и л ь н ы х платьев, прекрасных и разумных платьев, таких, которые были бы как бы вторым телом. И у него все только декорации, тряпки, шифоны, обман и разврат... Ведь могла бы возникнуть, вырасти подлинная красота и в одежде, ведь мог бы учредиться умный «экономический» порядок и в этой области, царство меры, законы мудрой архитектоники, о которой заботится Пуаре, отвечающие настоящим требованиям современной жизни. Почему же и здесь мы видим пережиток того, во что не верят даже те самые, что лгут? Платья на один день, миллионы на платья — это было хорошо в дни короля-солнца, когда этому «верили», когда верили в «сословия», в высшую и низшую человеческую расу и совершенно естественно высшая раса ходила (питаясь на счет низшей) в «одеждах богов». Но, как же такой порядок вяжется со всем тем, что выросло в сознании человечества о взаимных обязанностях, о мировом хозяйстве?
Платья могут быть красивы, это доказывает Пуаре, но это доказывает и любой народный костюм (ныне, увы, музейная редкость). Платье должно быть красивым, как должно быть красивым все - вся жизнь. Но не вяжется в наше время понятие о красоте с понятием о пагубном вреде, о чудовищном мотовстве. А, что, как не такая общественная проказа эта тщеславная разорительная погоня за роскошным нарядом, губящая ежедневно целые семьи и вносящая во всяком случае уродливое противоречие во всю нашу жизнь, направленную к благоразумному устроению?

Александр Бенуа.

За границей.

Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.

Успех социалистов в Америке.

ЛОНДОН, 28, Х - 10, ХI. Из Вашингтона телеграфируют:
Общие выборы в Соединенных Штатах закончились небывалой победой социалистов, Они приобрели несколько новых мест в сенате. 11 социалистов выбраны мэрами значительных городов.
40% населения Нью-Йорка и Чикаго подали голоса за них.
Лидеры рабочей партии уверены, что им удастся образовать в сенате группу, которая в будущем окажет огромное влияние на законодательство страны.

В Россiи.

Репрессии за поддержку и укрывательство Зелим-хана.

ВЛАДИКАВКАЗ, 28,Х. Предписанные наместником меры для наказания чеченского народа за постоянную поддержку и укрывательство Зелим-хана уже приводятся в исполнение. Так, на основании последовавших распоряжений наместника, приняты меры к высылке из пределов Кавказа чеченских шейхов: Бамат-Гирея. Батал-ходжи, Сугор-муллы, Канна и друг.

Голод.

ОРЕНБУРГ, 28,Х. Ежедневно с мест от врачей поступают сведения о большом развитии, вследствие недоедания, тифа и цинги. Действующие летучие питательно-врачебные пункты не успевают удовлетворять требований. Необходима более широка я помощь.

Памяти Л.Н. Толстого.

Вчера, в день годовщины ухода Льва Николаевича из Ясной Поляны, в память этого события состоялось собрание в родительском клубе. Этим собранием было положено начало "толстовских дней".