18 (05) ноября 1911 года

Бердянские Новости

ХРОНИКА

Крестьянин с. Вербового Иван Пугло получил бронзовую медаль за выставленную им на выставке в Большом Токмаке, кобылу «Малютка».

Биржевые Ведомости утро

ГОЛОД.

- Самарские газеты полны потрясающих призывов о помощи.
«Есть нечего, - пишет «Голос Самары». Страшным железным кольцом голода охвачена наша Самарская губ. Настоящая, со всеми страшными признаками, мучительна, беспощадная голодная смерть надвинулась на нашу и без того изнуренную, исхудалую деревню. Тиф, цинга, как вольные спутники смерти, зловеще и властно ворвались в избы наших измученных крестьян. Крик детей, стоны матерей оглашают нашу деревню».

- Нижегородское губернское присутствие, несмотря на голодный год, все же постановило взыскивать с крестьян продовольственные долги, правда в пониженном размере.

Газ.-Коп.

Страшное землетрясение в Зап. Европе.

(Телеграммы СПБ. агентства).

БЕРЛИН, 3-ХI. Около 10 ½ час. вечера в Эрфурте и Мюнхене ощущался легкий подземный толчок, длившийся несколько секунд. В Штутгарте толчок ощущался столь сильно, что предметы в комнатах двигались и падали; люди выбегали из домов на улицу. В Аугсбурге в всех больших городах Швабии в 10 час. 27 мин. также ощущались три последовательных сильных колебания почвы. . В Страсбурге, Майне и Франкфурте-на-Майне вечером также ощущались подземные точки. В различных местах попорчено телефонное сообщение. Во Франкфурте в некоторых домах появились большие трещины. Обитатели домов. полуодетые, в паническом страхе выскакивали на улицу. Во многих местах оказывали помощь пожарные обозы и спасательные отряды.

Покупка Ясной Поляны.

В последнем заседании совета министров обсуждался вопрос о выкупе Ясной Поляны. Против возражал обер-прокурор синода В.К.Саблер. Приобретение имения графа Льва Николаевича Толстого на государственные деньги, по мнению В.К., есть не что иное, как особое чествование — и притом всенародное — памяти Толстого. Хотя, как гениальный художник слова, Толстой обогатил отечественную литературу произведениями высокой красоты, но, как богословствующий философ и мыслитель, он причинил, по мнению обер-прокурора. родине неисчислимое зло.
Отлученный св. синодом от православной церкви, он в своих многочисленных писаниях выступал непримиримым и озлобленным противником всего религиозного строя русской церковной жизни. Православную веру он называл целой системой обманов и находил, что она есть ни что иное, как грубое идолопоклонство». Озлобленный против церковных установлений, Толстой с глубоким презрением относился ко всем правительствам, а особенно к правительству русскому. Отрицая христианский храм и обязательность присяги, он посеял злую смуту в умах непросвещенных людей и не созидал, а разрушал благополучие сограждан.
Прославлять Толстого правительство не должно в виду определения св. синода об отпадении его от православной церкви. Такое явное несоответствие действий правительства со взглядами на Толстого высшего церковного установления не может не произвести удручающего впечатления на всех православно верующих.
С возражениями против покупки выступил также и министр нар. просв. Л.А.Кассо.
Прения приняли довольно страстный характер и в результат голоса министров разделились. В то время, когда большинство было за покупку, меньшинство высказывалось против. Вопрос остался неразрешенным.

ХРОНИКА

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ СНИМКИ МАРИУПОЛЯ.

Как нам передают, дирекция кинематографа «Одеон» пригласила фотографа-специалиста, который будет производить кинематографические снимки - виду города Мариуполя. Большая (Екатерининская улица) будет сфотографирована в воскресенье, 6-го ноября, в 12 час. дня.

ДОНЕЦКИЙ УГОЛЬ.

За первые 8 месяцев т.г. по данным совета съезда горнопромышленников юга России, в Донецком бассейне добыто 753,77 мил. пуд. 20,6 проц. больше, чем за тот же период минувшего года. [...]

Разрыв дипломатических отношений с Персией.

Из русских официальных сфер нам сообщают, что между русским и персидским правительствами дипломатические сношения прерваны. Русские дипломатические представители остаются в Персии и представители Персии не покидают Петербурга. Между русским и персидским правительствами будет происходить обмен мнений лишь по необходимым текущим делам.

ТЕЛЕГРАМЫ

С.-Петербургскаго телеграфнаго
агентства.

4 ноября.

ЦАРИЦЫН. На Ураловолжском заводе на улицах несколько ночей подряд появлялось привидение, одетое в саван и прозванное рабочими проклятой невестой. Население в панике боялось входить ночью. Установились облавы, но не приводили к результатам. Привидение грозило рукой и исчезало. Сегодня ночью на заводе ограблен на 3 000 руб. магазин потребителей. Унесено много мануфактуры, в связи с грабежом арестован призрак оказавшийся парнем-грабителем в белом одеяле. Грабителей целая шайка. Призрак отвлекал внимание.

ДНЕВНИК

Сегодня в цирке Малевича идет пантомима «Фальшивомонетчики Нью-Йорка», в которой участвует 180 человек, два оркестра музыки, велосипедисты, автомобили и проч. Завтра для дневного спектакля будет поставлена пантомима «Наполеон I».

Новые военные аэропланы.

Фирма Бретэ выстроила по заказу французского военного министерства специальные аэропланы для военных целей. Аппарат типа биплана имеет три места, одно для наблюдающего, второе для пилота и третье - для механика. Наблюдающий помещен так, что ему видно все впереди аэроплана и под ним. Пилот и механик сидят друг к другу лицом и оба могут управлять рулем глубины. Имеется еще интересное приспособление: крылья аппарат складываются подымаясь вверх: в таком виде аппарат легко может своими средствами передвигаться по любой дороге.

Сиамская присяга.

Формула присяги, которую приносят сиамские сановники наследному принцу при его совершеннолетии, составлена в следующих выражениях:
        «Пусть кровь вытечет у меня из жил, пусть молния раздробит меня по полам, пусть крокодилы растерзают меня, пусть я буду обречен в адском огне носить воду в бездонных сосудах, пусть душа моя после смерти переселится в тело раба, который будет переносить жесточайшее обращение столько лет, сколько песчинок в пустыне и капель в море, пусть возрожусь я снова слепым, глухонемым, прокаженным, нищим и буду сразу ввергнут в вечный огонь, - если я нарушу свою клятву».

Необыкновенный случай в судебной палате.

Вчера, 4-го Ноября, особое присутствие судебной палаты слушало дело по обвинению городового столюичной полиции Вырок в покушении на убийство помощника пристава Чеснокова и городового Ракосова.
После произнесения приговора, коим Вырок присужден был к шести годам каторжных работ, осужденный выслушал приговор, и лишь только особое присутствие удалилось, а к осужденному приблизился взвод жандармов для конвоирования его, он вскочил со скамьи, начал сбрасывать с себя одежду и бросать ее по направлений к местам для публики. Оставшись в одном белье, осужденный начал кричать, что он не пойдет отсюда, что-лучше пусть его убьют здесь же, но он не может подчиниться приговору.
На все меры к его успокоению он продолжал истерически выкрикивать, что не пойдет из залы.
В заключение с ним произошел припадок эпилепсии.
Во всем здании суда нигде не могли найти доктора.
Когда доктор, наконец, быль найден и привел больного в чувство, он вновь заявил, что не пойдет из залы, лег на скамью подсудимых и долго оставался в таком положении, окруженный стражей. Осужденный Вырок атлетического телосложения и для удаления его из залы суда потребовались большие усилия.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

ХРОНИКА

Налог на автомобили.

При рассмотрении сметы города на 1912 г., некоторыми членами финансовой комиссии был поднят вопрос о введении налога на автомобили. После обмена мнений, вопрос этот был решен в положительном смысле, причем решено установить налог в размере 3-х рублей с каждой силы.

Туманность Ориона.

Уже несколько дней, как появился обычный гость нашего зимнего неба - знаменитая туманность Ориона, которую Фламмарион считает самым красивым явлением звездного мира. В обсерватории Бурова (Жуковская ул., д. 23) происходят ежедневно наблюдения, как над самой туманностью, так и над входящей в состав ее – четвертой звездой.

Речь

СМОЛЕНСК, 4 ноября. На ехавшего на извозчике владельца аптекарского магазина Иванова, набросился с револьвером неизвестный и, ограбив его на сумму около 5 000 руб., пустился бежать. Задержанный по указанию Иванова, грабитель, оказался железнодорожным телеграфистом Кухтиным, принятым на военную службу.

Папа и война.

РИМ, 4(17),ХI. Как сообщает «Secolo», папа относится к войне очень враждебно, не скрывая этого от лиц, принимаемых им в аудиенциях. Кардинал Мерри-дель-Валь и другие испанские кардиналы, руководящие политикой Ватикана, вполне согласны с папой. Воспрещена торжественная панихида по убитым в Триполи, которую проектировала римская католическая ассоциация. Панихида эта, впрочем, была отслужена по инициативе частных лиц.

В Россiи.

Высылка чеченских шейхов.

ВЛАДИКАВКАЗ, 4, ХI. Местом жительства высылаемым, по распоряжению наместника, чеченским шейхам назначена Тульская губерния, Высылаемые находятся на свободе и ходатайствуют о разрешении следовать на место назначения по проходным свидетельствам.
Вместе с шейхами в добровольную ссылку уезжают главные их мюриды. Высылаемому шейху Бамат-Гирею 103 года. Он - владелец крупного состояния.

Скрывшийся цирк.

ЦАРИЦЫН, 4,ХI. Подвизавшийся здесь с бывшим борцом , а затем летчиком Заикиным во главе, труппа столичного цирка Злобина внезапно скрылась. Вместе с нею исчезли залоги служащих - около 2500 руб., - не считая неуплаченного им жалованья. Еще раньше служащие. узнав, что имущество цирка принадлежит не владельцу Злобину, а подставному лицу, за неделю до отъезда просили администрацию оказать содействие, чтобы залоги им были возвращены. Это, однако, сделано не было. Говорят, что цирк Злобина перекочевал в Саратов.

Аферист Мишиц.

ПЕТЕРБУРГ, 4,ХI. Выяснилось, что арестованный в Одессе международный аферист Мишиц – близкое лицо к знаменитому провокатору Вейсману. Мишиц, состоя агентом Вейсман выдавал себя за сербского князя. На его обязанности лежало добывать переписку видных общественных деятелей в Македонии. Мишиц большинство писем подделывал, отправляя их Абдул-Гамиду.

Чума.

ХАРБИН, 4(17),ХI. На станции «Манчжурия» санитарным врачом Ульрихом при осмотре пассажиров был задержан казак Монополов с подозрительными по чуме признаками. Монополов был взят в изоляцию, но бежал и уехал на станцию «Даурия» где и умер. Бактериологически установлено, Монополов умер от чумы. На станции «Манчжурия» найден труп китайца. Хотя это вскрытием окончательно не установлено, но много вероятий за то, что смерть последовала от чумы.

Утро России

Беседа с Л.Н.Андреевым.

В бесед с нашим корреспондентом Л.Н.Андреев, недовольный тем, что история попала в газеты, сказал, между прочим:
        - Я крайне возмущен появлением в газетах всей этой истории. Как один из невольных участников происшедшего я не считаю себя в праве говорить что-либо о фактической стороне инцидента. Другие могут изложить историю более объективно.
Я могу только сказать, как лично я смотрю на все происшедшее. Бесспорно, Куприн — человек больной: ряд последних его поступков доказывает это. Поэтому, очевидно, и то, что он сделал со мной, является одним из проявлений болезни, которой он страдает.
Как человек больной, Куприн должен считаться безответственным за все свои поступки, за совершение которых человек здоровый был бы призван к ответу.
Злоба на Андреева, якобы побудившая Куприна напасть на него, отрицается Андреевым:
        — Я думаю, что подобного мотива быть не могло. Повторяю, здесь, по всей вероятности, простое проявление болезни. Другого мотива, мне кажется, и быть не могло.
По поводу слухов о том, что инцидент послужит предметом разбора товарищеского суда, я категорически заявляю, что это неправда. По крайней мере, я привлекать Куприна к этому суду не буду. Скажу еще раз, — с больными не судятся.

(Соб. кор.).

По Россiи.

Исповедь по билетам.

Священник с. Ратчино, Оренб. уезда, О., чтобы ошибкой не исповедать бесплатно, применяет следующий порядок: желающий исповедаться предварительно записывается, платит деньги, получает билет и этим билетом вознаграждает священника. Батюшка, по словам «Ор. Кр.», взял пример с крупных магазинов: там чеки, а тут – билеты.

Аристократический притон.

В Одессе обнаружен аристократический дом свиданий, содержимый семейством Парадиз. В руки Парадиз попадались дамы из приличных слоев общества. Притон Парадиз помещался в д. 21, по ул. Витте, где она снимала громадную квартиру. К услугам клиентов в квартире быль установлен телефон и при посредстве его делались «заказы». Притон Парадиз быль излюбленным местом «золотой» молодежи. Предприятие ее было поставлено на широкую ногу. Квартира была обставлена стильною мебелью. Всюду: бронза, статуи, ковры, роскошные люстры и все прочее. Квартира ее была не только местом свидания, но к услугам гостей были постоянные «жрицы любви". У Парадиз был обнаружен альбом местных красавиц. Альбом зтот Парадиз предлагала гостям, и они выбирали по нем тех дам, с которыми желали познакомиться. По сообщению одесских газет, во время обыска были найдены три дамы, из них две семейные. Они были до того смущены появлением начальника, что едва не потеряли сознания. Дамы были переписаны. Из дознания выяснилось, что содержательница притона всякими способами завлекала семейных дам из общества.