22 (09) ноября 1911 года

Бердянские Новости

Под Бахусом.

Поселяне с. Переслава Федор Хаджийский и Дмитрий Хаджийский, хватив не в меру вина затеяли между собой ссору, а затем и драку, Дмитрий Хаджийский схватил жженный кирпич и ударил им Федора в лоб с такой силой, что тот потерял сознание. Рана отнесена к разряду тяжких и угрожающих опасностью жизни.

Биржевые Ведомости вечер

Спор из-за обезьяны.

(По телефону от нашего корреспондента).

Москва, 9-го ноября.
        Вчера чрезвычайно скандальные, но в общественном смысле пикантные прения происходили в московском уездном земском собрании. Возник вопрос по поводу протеста небезызвестного в Москве инспектора народных училищ Маркова против раздачи окончившим земские школы сборников с рассказами и сказками Л.Н.Толстого. Один из правых гласных, Шустов, заметил, что он даже встречал среди этих книжек такие, где говорится, что человек произошел от обезьяны. Ему на это возражал известный общественный деятель, приват-доцент Черниховский, который заметил в конце своей речи:
        - Все равно, от чего происходит человек, от обезьяны-ли, от земли или от ребра, но страшно оставаться обезьяной.

Биржевые Ведомости утро

МОСКВА

8-го ноября.

На днях закончились переговоры о преобразовании конторы бр. Рябушинских в «Московский банк». Сегодня происходили выборы в совет банка. Избраны все крупные московские коммерсанты. Московский банк отличается от прочих банков тем, что совершенно независим от международного капитала. Все акции банка распределены исключительно между русскими капиталистами. (Тлф.).

По делу помощника московского пристава Леонтьева, обвинявшегося в нанесении удара по лицу шашкой жене московского купца Медянова, присяжные заседатели вынесли обвинительный вердикт, но дали обвиняемому снисхождение. Суд приговорил Леонтьева к двум годам тюрьмы.

Царапинки.

Доктор Бухмиль просил у гродненского губернатора разрешение на прочтение лекции «О палестинской колонизации». Губернатор отказал:
        - Вы, сионисты, - сказал он, - хотите переманить евреев в Палестину!..
По крайней мере, откровенно!.. Что бы делала полиция без «еврейского вопроса?»...

По части развлечений город Елисаветград побил рекорд. Там демонстрируется голая «феноменальная девица Анна Франк».
Местный рецензент театров сообщает: «Девица, как девица, все на своем месте и никакого специального интереса она не представляет. Разве только то, что на теле ее вытатуированы картины берлинского музея».
Ну, как же не феноменальная... Ведь, совершенно, по-видимому, голая, а обыкновенные женщины привыкли, все-таки, хоть к фиговому листку.

Газ.-Коп.

200-летие со дня рождения Ломоносова.

Торжественное собрание академии наук.

Пышно и величаво отпраздновала академия наук 200-летио со дня рождения М.В.Ломоносова.
Величественное зрелище представлял зал Дворянского собрания. За огромным столом, под председательством Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича, разместились в первом ряду академики: Кони, Фаминицын, Бекетов, Рыкачев, Иностранцев, граф Толстой, Чернышев, кн. Голицын и много других. Слева эстрады, среди огромных пальмовых деревьев, прекрасный портрет Ломоносова.
Кругом оркестр, хор, солисты.
Большинство публики — депутации, камергеры в расшитых мундирах, миристры и много других виднейших государственных сановников. Хоры отданы учащимся — и здесь представители всех учебных заведений от училища правоведения до гимназий.
Открыв собрание, Августейший президента огласил нижеследующую Высочайшую телеграмму:
        «Присоединяюсь мысленно к чествована двухсотлетия со дня рождения Ломоносова сегодняшним торжественным собранием академий наук.

НИКОЛАЙ»
        После этого хор вместе с оркестром и солистами Мариинской оперы Большаковым и Збруевой под управлением г. Коутса исполнил кантату на двухсотлетие со дня рождения М.В.Ломоносова; музыка Танеева на слова почетного академика К. Р. Затем начались речи.
Профессор Б.Меншуткин говорил о Ломоносове, как о естествоиспытателе.
О Ломоносове, как химике, говорил академик Вальден, который отмечает, что грядущие поколения русских химиков приняли от Ломоносова драгоценное наследство: веру в собственную творческую силу и жажду к познанию законов природы.
Академик Сиповский говорил о литературной деятельности Ломоносова. Разобрав детально все стороны поэтического творчества Ломоносова, оратор говорит:
        — Его борьба с тьмой невежества позволяет историку сказать, что Ломоносов — первый наш гуманист, идеолог и апостол новой жизни. Он основное звено в той великой цепи, что соединяет 17-ый век с 19-м. Оттого слава его незыблема, оттого сегодня на этом всенародном празднике историк с глубоким благоговением вспоминает его великое, светлое имя!..
Все речи были покрыты шумными аплодисментами.
По окончании речей на эстраду двинулись депутации. Их шествие длилось окало часа. Всего депутаций 163.
Все депутации проходили мимо портрета Ломоносова и подавали, адреса, заключенные в роскошные папки. В шесть часов вечера Августейший президент объявил заседание закрытым.

КАНТАТА НА ДВУХСОТЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В.ЛОМОНОСОВА.

(Составлена почетным академиком К.Р.).

Среди полночных диких скал при блеске северных сияний его томила жажда знаний и свет науки привлекал. Еще над русскою землею невежества царила ночь, и долго-долго превозмочь ее он силился мечтою. Его пленяло с ранних пор величье северной природы: Двины стремительный воды и моря Белаго простор, и в необъятном океане пловучия громады льдин, и блеск алмазный их вершин в золотопурпурном тумане, и ночь забывшая зимой про утра свет, про вечер ясный, и беззакатный день прекрасный цветущей летнею порой.

Юношей, светлой надеждой манимым, зимнею ночью, тайком, с севером смело расставшись родимым, отчий покинул он дом. Труден, пустынен был путь до столицы. Долго он брел... И вдали стены зубчатыя, башни, бойницы путника взор привлекли. Встала Москва перед ним: золотыя главы соборов горят, алой морозною мглой повитыя высятся кровли палат. Гулко разносится звон колокольный, словно пришельца зовет. Радостно внемля призыв богомольный, смело пошел он вперед. Начал под эти гудящие звуки дальняго севера сын жадно умом погружаться в науки, в тайну их вечных глубин.

Монастырский ученик много лет трудолюбиво черпал мыслью терпеливо вековую мудрость книг. Из развенчаной столицы — Белокаменной Москвы к берегам реки Невы, в город северной Царицы, был он вызван. И его отослали к иноземцам, за рубеж, к ученым немцам, чтоб постигнуть существо и искусства, и науки... Он пытливостью своей превзошел учителей. Там любви восторг и муки он впервые пережил. Страсти творческой волненья и усладу вдохновенья странник сердцем ощутил. Испытал он много-много и лишений, и заботь, и напастей, и невзгод; но, идя прямой дорогой и томясь в чужих краях, претерпел лихую долю и рекрутскую неволю в прусских воинских рядах. После долгих лет скитанья, возвращаясь в край родной, из земли привез чужой он сокровища познанья.

У престола сплотясь, в те года чужеземцы гнушалися нами. Весь отдался он жизни труда и упорной борьбе со врагами. Словно молотом тяжким ковал он певучее русское слово, и стихами его зазвучал наш язык величаво и ново. Он познал тяготенье миров, в горных недрах металлов рожденье, грозный ток молньеносных громов и небесных созвездий теченье. В темный век свой всезрящим умом разгадал он средь тайна мирозданья, что теперь лишь мы смело зовем достояньем наук и познанья.

Горячий, в гневе страстный, любил он и душой, и сердцем свой прекрасный, свой милый край родной. Надеждой окрыленный, провидел он мечтой Россию просвещенной, счастливою страной. И мы любовью нежной покроем страстный пыл, который так мятежно всю жизнь его палил. Тебя страна родная уж третий славит век, тебе хвалу слагая, великий человек.

Колокол

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДНЕВНИК.

7 ноября в Сиб. университете около 12 ч. в актовый зал вошла толпа студентов, пропела «вечную память» и в коридоре устроила сходку, на которой участвовало 700—800 студентов. Были предложены две резолюции: первая - воздержаться от уличных демонстраций, а другая содержала протест против провокации, смертных казней и требование возврата в университета уволенных и сосланных студентов. Кто-то предложил повторить на улицах прошлогодние демонстрации, однако сочувствия не встретил. В 2 часа должна была состояться в актовом зале лекция проф. Сперанскаго, который раньше предупредил, что если лекций 7 ноября не будет, то он прочтет слово памяти Толстого. Но в виду сильного шума, Сперанский отказался от своего намерения. Выл поднять вопрос о переносе лекции на следующий день, но пришло известие, что по распоряжению начальству никаких лекций о Толстом в следующие дни допущены в университет не будут. Когда явился в свою аудиторию читать лекцию проф. Туган-Барановский, толпа студентов уговорила его лекций не читать и профессор спустился вниз. Здесь его окружила толпа человек в 40 и увела в старое здание филологического факультета, где и состоялась лекция. Во время пения собравшейся толпы в в коридоре к университету прибыл наряд конной полиции, но в здание университета полиция не входила.

КРАЖА ТУФЕЛЬ.

На днях кр. А.Агишев проживающий по Бахчисарайской ул., в доме Кириллова, взяв у своего мастера 78 пар суконных туфлей и уложив в два мешка, отвез их на извозчике на пристань пароход. Древицкого, предполагая ехать в Ейск. Но так как в этот день парохода в Ейск не было, то Агишев сдал мешки с туфлями на хранение рабочему артели Древицкого Ф.Демину. При получении Агишевым мешков обратно от Ф.Демина, оказались пропавшими 5 пар туфель. За кражу туфель привлекаются к ответственности рабочие артели Древицкого: Демин, Долгов и Пятницкий.

ТЕЛЕГРАМЫ

С.-Петербургскаго телеграфнаго
агентства.

8 ноября.

ЛОНДОН. Согласно сообщениям газет, вождь китайских революционеров д-р Суньятсэн, который в течение 10 дней тайно проживал в Лондоне, отбыл вчера в Китай.

ФЛОРЕНЦИЯ. Во время бури, ночью, воры проникли в музей Сан-Марко и похитили очень ценную картину фра-Беато-Анджелико, изображающую Мадонну со звездой. Злоумышленники пока не обнаружены.

Юбилей Ломоносова.

В Александровске, Архангельской губернии, на Мурмане и в Лапландии во всех учреждениях попечительства народной трезвости устроены чествования памяти Ломоносова. На берегу Ледовитого океана в становище Териберке открыт народный дом имени Ломоносова с чайной читальней и библиотекой. В центре Лапландии в Коле в Ломоносовском народном доме отслужена панихида и устроены чтения, посвященные памяти великого земляка.

ДНЕВНИК

Бывший директор двух банков в Симферополе М.Анджелло предан суду по обвинению в подлоге расписки на 60 тыс. руб. Во избежание местных влияний, дело о нем, по определению сената, перенесено в г. Екатеринослав, где будет слушаться 11 ноября. Защитником Анджелло выступит петерб. прис. пов. М.Н.Гольдштейн.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Сорвалось...

7 ноября в отделение госуд. сберегательной кассы при чечелевском почтово-телеграфном отделении явился кр. Егор Ильин и потребовал 20 р. из вклада в размере 200 р. сделанного на имя его дочери Ольги.
        - А вот и моя дочь! - заявил Ильин, указывая на какую-то девочку, лет 12, стоявшую рядом с ним.
Оказалось, однако, что эта девочка на Ольга Ильина, а Софья Демьянова, взятая Ильиным «на прокат».
Ильин задержан.

Собрание рабочих.

9 ноября в 7 ч. вечера в зале Шапиро (уг. Полицейской и Первозвановской ул.) состоится разрешенное г. екатеринославским губернатором общее цеховое собрание рабочих по обработке металла, для обсуждения след. вопросов: 1) сверхурочные и штучные работы; 2) о желательности открытия какого либо об-ва, кассы взаимопомощи или же профессионального о-ва; 3) выработки комиссии для выработки устава.

Речь

ЕКАТЕРИНБУРГ, 8 ноября.
Реалист пятиклассник Виткин нанес во время занятий учителю немецкого языка Фуксу пощечину, проговорив: "Это тебе за четверку".
Виткин за четверть получил 4 по немецкому языку. Виткин исключен.

ПОЛТАВА, 8 ноября. Полицмейстер вызвал к себе антрепренера Сабинина и, указав ему на унизительность слов Протасова следователю, потребовал, чтобы актеры играли "Живой труп" без подчеркивании.
Предполагавшееся седьмого ноября, в начале спектакля, слово памяти, полицмейстер запретил.

Русское знамя

Вышла в свет и поступила в продажу
новая книга.

«ЧЕРНОСОТЕННЫЕ НАПЕВЫ»

Сборник стихотворений Л.Н.Зарина.
(Цена 50 коп. без пересылки).

Бегство околоточного.

ВАРШАВА, 8, ХI. В Лодзи околоточный надзиратель Лянгнер, собрав 4 000 руб. квартирного налога, скрылся за границу.
ВАРШАВА, 8, ХI. Вместе с околоточным Лянгнером скрылась из Лодзи дочь тамошнего фабриканта Лившица, Исчезновение ее совпало с пропажей из несгораемой кассы Лившица на 40 000 р. процентных бумаг и наличных денег.
Лившиц получил от дочери телеграмму из Гамбурга с извещением, что она жива, здорова и просит простить ее.

Утро России

Ликвидация инцидента А.Куприн – Л.Андреев.

В беседе с вашим корреспондентом ф.Н.Фальковский, в квартире которого в настоящее время проживает Л. Н. Андреев, сообщил следующие данные о ликвидации инцидента, происшедшего на квартире артиста Ходотова между А.И.Куприным и Л.Н.Андреевым.
        — Сообщение о разбирательстве инцидента в третейском суде, — сказал г. Фальковский, — неверно. В действительности дело было так: несколько лиц, присутствовавших при инциденте, собрались для того, чтобы выяснить свое отношение к нему и наметить форму, в которой следовало бы на него реагировать. Л. Андреев с самого же начала заявил, что он просит покончить с той частью инцидента, которая касается непосредственно его в виду того, что он считает это печальное явление следствием болезни Куприна. Остальные обсуждали то, что произошло после ухода Андреева из той комнаты, где был Куприн. Собравшиеся приняли решение послать Куприну, который на совещании не присутствовал, закрытое письмо. Письмо это, как передают, составлено в весьма резких выражениях. Письмо уже послано по назначению.
Для характеристики же отношений между Куприным и Андреевым достаточно сказать, что на следующий день после инцидента Куприн позвонил ко мне по телефону и просил передать Л. Н. свое сожаление по поводу происшедшего.

(Соб. кор.).

Замужество Сары Бернар.

ЛОНДОН, ХI, 8. «Standard» сообщает, что Сара Бернар выходит замуж за фламандского актера Тегелена. Жениху 26 лет.

Собака с должностной цепью мирового судьи.

Кишиневский окружной суд натолкнулся и на такую собаку. Священник с. Тропокло Измаильскаго уезда И.Я.Галушко подал прокурору суда жалобу, что мировой судья 7 уч. измаильского округа г. Пекарский всегда разбираете дела без цепи на шее, а с цепью щеголяет по камере... его собачка, что г. Пекарский почти всегда пьян, что свидетелей одной стороны судья допрашивает, а на других кричит и т. д. Г. Пекарский возбудил против свящ. Галушко дело о клевете, но свидетели, по словам „Од. Н.", подтвердили все приведенные факты, и суд оправдал свящ. Галушко.