30 (17) ноября 1911 года

СПЕКТАКЛЬ.

В субботу. 19 ноября, в театре Уварова состоится спектакль, сбор с которого поступит в пользу талмуд-торы.
«Талмуд-тора» начальная школа для еврейск. детей, преимущественно неимущих родителей содержится на счет коробочного сбора; средств этих не хватает на удовлетворение даже половины расходов по школе. Школа испытывает крайнюю нужду. Обучается в ней более 200 детей, как мы уже выше сказали, преимущественно еврейской бедноты. Талмуд-тора не только дает начальное обучение детям, но и снабжает последних пособиями, а многих детей снабжает одеждой и обувью. Всякий посетивший спектакль 19 ноября, сделает доброе дело, оказав помощь талмуд-торе, как филантропическому учреждению.
Пойдут 2 пьесы: «Столичный воздух» комед. в 4 д. и «Поцелуй - первый и последний» этюд в 1 действии.

16 ноября.

АРХАНГЕЛЬСК. Необычное для крайнего Севера состояние погоды продолжается. Термометр в течение октября-ноября почти не опускался ниже нуля, полное отсутствие снежного покрова, частые дожди, ездят еще на колесах, фарватер Северной Двины свободен для плавания. [...]

ЗУГДИДЫ. Светлейший князь Менгрельский, приняв депутацию от города и дворянства обещал уступить безвозмездно землю под полотно Черноморской жел. дороги на протяжении Зугдидского и Сенакского уездов, стоимостью в 500 000 руб., если в городе Зугдидах будет утроена станция.

ЦАРИЦЫН. На французов, совершающих кругосветное путешествие пешком на пари в 150 тысяч франков, в слободе Николаевской совершено нападение толпой хохлов. Французы отбили нападение, стреляя из револьверов. В России у Французов это первое столкновение.
В Персии у них была стычка с отрядом Салара-уд-Доуле и около Хартума перестрелка с Арабами.

Слухи и факты.

Внезапные морозы вызвали оживленную деятельность в ломбарде. Поневоле выкупают теплые вещи. Закладывают летние и осенние. Очередь солидная. Могут позавидовать антрепренеры. Наблюдаются тяжелые сцены. Усиливающаяся деятельность ломбарда говорит, конечно, об усиливающейся материальной нужде в Одессе.

ИЗО ДНЯ ВЪ ДЕНЬ

Наступление зимы.

С наступлением хотя и небольших. но все-таки морозов, можно считать петербургскую осень в этом году окончившейся. Небывало долгий период теплой погоды закончился 8 ноября, средняя суточная температура которого, по бюллетеню Николаевской главной физической обсерватории, равнялась 4° Р. против нормальных 2 1/4 ° Р. В этот день в Удельном парке на некоторых ивах и вербах рано цветущих пород раскрылись «барашки», что бывает только весной. Несмотря. однако, на наступающие морозы, снега нет, и, благодаря этому, дороги, размякшие от бывших дождей, а затем сразу замерзшие, превратились в нечто ужасное. Несчастные животные выбиваются из сил, таща по выбоинам тяжелые телеги.

Оговорка г.Гучкова.

Из Парижа в Москву телеграфируют, что находящийся там городской голова Гучков вчера на торжественном заседании муниципалитета вызвал своей речью громкий смех. Обращаясь к бывшему президенту республики Лубэ и представителю муниципалитета Русселю по-французски, он, желая сказать: «московское население радо будет видеть вас у себя в гостях», перепутал слова и сказал «московская чернь ждет вас с нетерпением».

Магометанское торжество.

Магометане нашей столицы готовятся к торжественному мусульманском у праздник у «Курбан-Байрам».
В пятницу, по случаю наступления праздника. в зале городской думы магометанами будет совершено торжественнее богослужение.

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Как ни полезно изучение голой натуры для молодых художников, но академия художеств в этом году хватила через край.
Ни на одной «конкурсной выставке» не было такого обилия этюдов совершенно голых натурщиц и натурщиков.
Прежде существовали известные «границы» для изображения обнаженного тела, но теперь не стесняются и пишут все...
Представьте сёбе положение воспитанниц разных институтов и пансионов, которых приводить сюда с научной целью.
Девочки краснеют при виде этюдов голых натурщиков и не знают куда глаза девать...
Кстати, жанр «Nu», видно, входит у нас в моду, так как опять поговаривают о специальной выставке этого рода. Выставка устраивается с благотворительной целью и обещает быть интересной по составу художников.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Много ли в Петербурге красавиц?

Петербургские дамы самые красивые дамы в... мире

АНКЕТА.

Вопрос этот на первый взгляд чего доброго кому-либо покажется «не стоящим» вопросом. Но можно быть уверенным заранее, что подобные скептики не будут искренни в своем скептицизме, или, на поверку, окажутся отъявленными женофобами, порок, бывший даже у Гете и Шекспира.
У Гете, сказавшего: «женщина—усовершенствованный чорт».
У Шекспира, сказавшего: " «женщина— праведница, когда оскорбляет других, ведьма, когда ее оскорбляют, сплетница в гостиной и ключница в постели».
Много-ли в нашем «туманном Петербург» красавиц? Можно-ли назвать Петербург, городом красивых женщин?..
Вот ответы, полученные от представителей различных общественных положений: Профессор живописи академик.

К. Е. МАКОВСКИЙ.

- Петербург с полным правом можно назвать городом красивых женщин.
И многие другие русские города и вообще Россия одна из первых стран в смысле большого количества красивых женщин.
У русской женщины масса выражения, чего нет, например, у итальянок и даже у француженок.
Очевидно, у русской женщины больше внутреннего содержания, больше души.
Классической правильности черт лица не ищите в русской женщине, такой красоты в ней мало, но какая-то особая одухотворенность делает ее прекрасной.
Если же говорить только с точки зрения пригодность женщины для модели художнику, то заграницей женщины лучше позируют. Там они «чувствуют позу» и делают сами художникам такие указания, с которыми даже художники с большими именами нередко очень считаются.

КОМПОЗИТОР ПРОФЕССОР Н.Ф.СОЛОВЬЕВ.

Маститый композитор оказался при особом мнении:
        -- Есть-ли красавицы в Петербурга? Нет, в Петербурге их мало. В Петербурге преобладают так называемый «хорошенькие женщины».
Скорее в Варшаве, чем в нашей столице, я встречал действительно красивых женщин.
Вот заграницей, в Лондоне еще встречаются такие женщины, что как-то невольно обращаешь внимание и смотришь, не отрывая глаз, словно обвороженный.
У нас такой ошеломляющей красоты вы не встретите.
Причиной этому, по моему, современная жизнь петербургских дам; ведь наши дамы такие-же «полуночники», как и мы, мужчины.
Ночная жизнь в театрах, ресторанах, иа вечерах, балах не может не класть особого отпечатка какой-то усталости, утомления, портящих даже самое красивое женское лицо.
Да и потом, этому изуродованию красоты не мало способствуете и нынешняя своеобразная мода, благодаря крайностям которой часто не понимаешь, где кончается красота и начинается уродство.

ГЛАСНЫЙ Г. Г. ВИССЕНДОРФ.

— Петербурга безусловно один из тех городов, где буквально на каждом шагу можно встретить красивых, изящных, грациозных женщин. Ни в каком другом городе мира нет такого большого количества если и не красавиц, то интересных женщин, причем надо отдать справедливость петербургским дамам еще в одном отношении: они умеют одеваться с большим вкусом, прямо но хуже парижанок.

ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ КАМЕНСКИЙ.

Автор «Леды» и «Людей»» где столько «откровенно-сокровенного по части женской красоты», не задумываясь, легко и весело ответил целым гимном по адресу столичных дам:
        — Заграницей я еще не сподобился побывать, но в больших русских городах был почти во всех, и могу сказать, что самых интересных, красивых женщин я видел в Петербурга.
Даже прославленный своей красотой киевлянки не только уступают петербургским женщинам, но не могут идти с ними ни в какое сравнение.
Петербургская женщина—вне конкурса. Петербургские женщины не только красивы, но обаятельны.
На лицах наших женщин всегда какой-то особенный мечтательный тон. Мне особенно нравятся эти полубледные, полутомные лица наших даме с какой-то некричащей, скромной и подкупающей своей скромностью красотою.
В Гостином дворе обыкновенно «сбор всех частей».
Но там бывает циклон и антициклон красоты. Попадаются иногда и очень некрасивые лица, но это... исключения.
Ведь Петербург вообще город контрастов.

ПОЭТ А. С. РОСЛАВЛЕВ.

Навстречу двигалось что-то большое, огромное, слышались тяжелые великанские шаги и, наконец, большое огромное провещало с добродушной улыбкой:
        —- В Петербурге преобладает так называемый смешанный тип женской красоты. Много у нас есть обрусевших жительнид юго-западного края, женщин еврейского типа.
Эти женщины с матовой кожей, тонким нежным овалом и блестящими глазами наиболее красивы.
От 3 до 4 часов дня на Невском целый букет красивых женщин.
А в театрах, общественных собраниях, балах их почему-то значительно меньше.

ПРИСЯЖН. ПОВ. В, И. ДОБРОВОЛЬСКИЙ.

— Не только петербуржанки, но вообще русская женщина одна из самых красивых женщин в мире, по типу своей красоты.
Даже при сравнении, самом строгом с женщинами Запада, петербургские и вообще русские дамы будут иметь на своей сторона все преимущества.
Француженка, слов нет, интересна, красива в обычном смысле этого слова.
Но красота ея эфемерна; это красота красивой куколки, с изящной фигуркой, красивыми зубами и глазами, и только...
Не чувствуется за этой внешней красотой красоты внутренней, нет одухотворяющего начала.
Берлинки имеют оттенок вульгарности; венки, что называется, «шикарны», изящны, всегда хорошо и со вкусом одеты.
Произвели на меня заграницей впечатление американки, схожие с англичанками, но повторяю, пальму первенства в международном конкурсе красоты, если-бы таковой был, я бы отдала русской женщине.

АРТИСТКА ИМПЕР. ТЕАТРОВ И. Д. ВЕДРИНСКАЯ.

— Ах, я никогда не думала над этим вопросом, право. Ну, на что вам мое мнение? Чем больше красивых женщин в Петербургу тем лучше и для них самих и для других, быть может.
Я лично ценю только одухотворенную красоту; только красоту, выражающую внутреннюю сущность женщины.

Присоединяемся вполне к подобным мнениям и можем сказать в заключение:
        Что красота, когда она — лишь внешность,
        Когда в душе твоей нет красоты:
        Природы то ошибка, сильная погрешность,
        То без плодов пустые лишь цветы.

С. Никитин.

Речь

ЦАРИЦЫН, 16 ноября.
Иером. Илиодором в монастырском дворе со вчерашнего дня выставлен для публичного поругания большой портрет Толстого, весь испещренный хулиганскими надписями, Портрет подвергается со стороны илиодоровских дикарей всевозможным издевательствам, вплоть до оплевывания.

ХАРЬКОВ, 16 ноября.
В раздевальне третьей гимназии покушался на самоубийство, повесившись на поясе, ученик 6-го класса Заикин. Причина - насмешки товарищей.

Русские Ведомости (Москва)

Московскiя вѣсти.

Графиней С.А.Толстой совершен 15-го ноября у московского нотариуса Спешаева крепостной акт на передачу городу ее владения в Хамовническом пер. за 125 тыс. руб. При совершении акта уполномоченным от горла был состоящий для поручений при городской управе В.П.Подольский. Акт будет утвержден старшим нотариусом в пятницу, 18-го ноября и передан графине С.А, Толстой; при предъявлении его в городскую управу ей будет уплачена причитающаяся за дом сумма. Городская управа предполагает ходатайствовать о сложении с города 5 тыс. руб. крепостных пошлин за совершение купчей крепости, так как приобретаемое владение предназначается для просветительных целей и город не будет получать от него дохода.

В Россiи.

"Ярославское золото"

ЯРОСЛАВЛЬ, 16, ХI. Вчера губернской земской управой получена просьба флоровского сельскохозяйственного общества о командировании в село Флоровское геолога. Оказывается, общество сделало сенсационное открытие, - нашло в платах песка обнаженного берега реки Сутки магнитный железняк, колчедан и следы золотого песка. Два ящика с песком находятся на исследовании у губернского почвоведа.

Утро России

Война Италии с Турцией.

Затруднения итальянцев в Триполи.

(От нашего собственного корреспондента).

ТРИПОЛИ, ХI, 21. Наступление итальянцев прекратилось вчера вечером. Контр-атака арабов была отражена гренадерами.
Бомбардировка оазиса с моря продолжается. Стрельба морских орудий корректируется показаниями змейкового аэростата.

Арест корреспондента «Утра России».

ТРИПОЛИ, ХI, 21. Вчера меня вторично арестовали на итальянских позициях. Хотя я предъявил при задержании мой корреспондентский билет и имеющийся у меня пропуск, меня под конвоем препроводили в город, в дом генерал-губернатора.
Под охраной солдат пришлось пройти через весь город Никаких дальнейших последствий арест этот не имел, и я вскоре был освобожден.
Работа иностранных корреспондентов в Триполи делается все труднее. Стеснения все растут, цензура делается все строже. Цензоры придираются. Цензоры придираются к каждому слову посылаемых телеграмм. Не разрешают ни словом отозваться о деятельности генерал Каневы. Мысли о какой-либо критике итальянских действий и быть не может.

Мамонтов.

План итальянских позиций в Триполи.
Пунктиром показано настоящее положение итальянских войск.

Оборона Севастополя на экране.

Грандиозная кинематографическая картина «Оборона Севастополя», на днях продемонстрированная в Ливадии в присутствии Государя Императора и Высочайших особ, 22, 23 и 24 ноября будет показана московской публике в большой зале консерватории. Демонстрация картины будет сопровождаться игрой двух оркестров, а также хором, который исполнит целый ряд музыкальных вещей времен Крымской войны.

Кадр из фильма «Оборона Севастополя».

«Врачи и публика»

(Лекция С.С.Голоушева).

Старый и больной вопрос. Обыкновенно, когда о врачах говорить публика, страдают первые, а когда врач примется толковать о публике, достается последней. Были, впрочем, и исключения: книгу Вересаева истолковали, как поход против своих. Выступивший вчера в Политехническом музее С.С.Голоушев уделил достаточно внимания характеристике и тех и других и сделал это с таким беспристрастием, что заслужил справедливые овации всей многочисленной аудитории.
Все отношения врача и публики ограничиваются куплей и продажей.
Между ними стоит „рубль", который одинаково их развращает. 0н делает невозможной искренность и убивает ту святую искру, которая безусловно есть в помощи человечеству.
Общество должно "взять на себя инициативу в организации таких отношений между врачами и населением, который освободили бы врача от тяжелой и неприятной обязанности при прощании с пациентами ловко подвертывать руку для получения „металла", и создать такую обстановку, которая устранят, всякую мысль о каких-либо денежных отношениях.
Но врач все-таки должен чем-нибудь существовать. По примеру Финляндии, можно ввести марочную систему, при которой; врач получает соответственно своей практике гонорар из городского самоуправления. Есть и другие способы. Во всяком случае, необходимы организации врачей, которые помимо того, что могли бы пойти навстречу разрешению старого, больного вопроса, явились бы известным коррективом для деятельности многих врачей, слишком проникшихся духом коммерции и накладывающих на целое сословие незаслуженное пятно позора.

У страха глаза велики.

На этих днях в газетах были напечатаны сообщения о нападении близ станции „Фили" под Москвой на куща Мишина с целю ограбления. Вчера, по произведенному расследованию, оказалось следующее. Мишин, живущий близ станции „Фили", приехал из Москвы вечером и пошел домой обычной ближайшей дорогой через лес. В это время лесом на станцию „Фили" шел один местный дачевладелец-француз в сопровождении дворника. Для сокращения дороги они перелезли через изгородь и канаву и как раз в это время попались на глаза перепуганному Мишину. Тот со страху выхватил револьвер и стал стрелять. Прострелил французу шляпу и едва не убил его. Пришедшие в ужас француз и дворник бросились бежать, а Мишин продолжал стрелять им вслед, принимая их за разбойников, и затем заявил о нападении на него.