13 декабря (30 ноября) 1911 года

Биржевые Ведомости утро

СМЕСЬ

Телесные наказания в английских школах.

Английские педагоги еще верят в спасительность розог и с отменным усердием «выбивают из своих учеников лень, строптивость и прочие смертные грехи». Собственно говоря, розги уже вышли из употребления в Англии. Прекрасной заменой их служить так называемая механическая плетка — плод изобретения какого-то озлобленного на весь свет педагога. По воскресеньям умилительные картинки разыгрываются в лондонских школах. На школьных партах лежат голые ученики Механическая плетка выбивает мерную дробь по юным грешникам, сила же ударов приведена в строгое соответствие с тяжестью преступления. Эта удивительная механическая плетка своими карательными взмахами приводит в действие фонограф, который потрясает слух наказываемых грешников библейскими изречениями. И хотя фонограф извергает из своего стального рупора самые что ни на есть святые истины, однако, злые языки утверждают, что его единственное назначение — заглушать громкие изъявления неудовольствия истязуемых школьников.

Русская водка для иностранцев.

В то время, как Г. Дума проводить закон о сокращении потребления водки, иностранцы начинают входить во вкус ея. В управлении неокладных сборов получен заказ на нашу водку от французов и американцев. Париж требует восемьдесят, а Америка двадцать четыре тысячи бутылок. Американцы не довольствуются крепостью нашей сорокаградусной, а заказали в пятьдесят семь.
Водка для иностранцев изготовляется в первом винном складе, и разливается в специальную посуду, с особыми этикетами, отдельно для Америки и отдельно для Франции.
По проверенным нами сведениям, в главное управление неокладных сборов только что поступило через министерство иностранных дел предложение швейцарского правительства, поставлять для Швейцарии чистый винный спирт. Предложение это рассмотрено, но ответ на него еще не изготовлен.
Водка и спирт, отправляемые за границу, освобождаются от акцизного сбора.

Вечернее Время

Миллиардное наследство.

Небольшая английская деревушка возле Глазго переживает дни необычного для нее возбуждения. Половина ей населен имя носить фамилию Тэйлор, и это является для них поводом считать себя наследниками громадного богатства, неожиданно взбудоражившаго всех скромных фермеров округа.
А дело о наследстве, оставшемся после здешнего уроженца Питера Тэйлора представляется на редкость необычным.
В 1821 году Питер Тэйлор отправился в Амстердам, где его дядя Вандергорст оставил ему значительное состояние. Завещание Вандергорста, написанное еще в 1811 году, отличалось одним интересным пунктом. В нем наследство оставлялось Питеру Тэйлору, но под одним условием. После его смерти оно должно быть реализована и сохраняться в неприкосновенности в течение целых ста лет и лишь после этого срока оно распределялось между всеми наследникам Тэйлора.
В текущем году исполнилось ровно сто лет со времени составления завещания и наследство Тэйлора достигло в настоящее время колоссальной цифры 5,000,000 ф. стерлингов (около 50.000,000 руб.). По другим сведениям, полученным некоторыми Тейлорами по телеграфу из Голландии, ожидаемое наследство составляет даже 125 000 000 фунт. стерлингов.

Всеобщая Газета

По Россiи.

Наивный артист.

Кубанская область. Депутат Е.П.Гегечкори получил из станицы Романовской, кубанской области, следующую телеграмму:
«Покорнейше прошу уведомить меня, когда Гос. дума приняла закон о том, чтобы в одной губернии не разрешалось то, что разрешается в другой. Я – артист, имею собственные синематографические картины из украинской жизни, разрешенные цензурой; к этим картинам-пьесам я декламирую. Проехал всю Россию и нигде препятствий не встречал, но в Романовской атаман кавказского отдела не разрешает мне выступать. Разъясните, к какому царству принадлежит этот отдел?

Артист Сердюк.

ДНЕВНИКЪ ПРОИСШЕСТВIЙ

ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОГРАБЛЕНИИ.

Агент по продаже швейных машин А.Дмитриев, проживающий оп 1-й ул. Слободки, в д. Якименко, заявил полиции, что на днях, проходя по Торговой ул. вечером, он встретил некоего Гутнева, который стал требовать у Дмитриева, чтобы последний купил водки. Дмитриев отказал. Тогда Гутнев схватил Дмитриева за грудь, ударил кулаком по голове и вытащил у него из кармана жилета 5 кредитных билетов по 3 рубля, Гутнев отрицает факт ограбления; он заявил полиции, что действительно, встретив на Торговой ул. Дмитриева, потребовал у него, как у своего знакомого, водки, а когда Дмитриев отказал, то ударил его по голове кулаком, а затем тотчас скрылся, так как Дмитриев стал звать на помощь. Остальными свидетельскими показаниями наличность ограбления также не установлена.

ИНОСТРАННЫЯ ИЗВЕСТIЯ

АВИАТОРЫ-СОПЕРНИКИ.

Авиация в Америке нала себе новое применение – любовь женщины отдается сильнейшем и искуснейшему из летчиков.
Двое летчиков настойчиво ухаживали за одной барышней и были ей одинаково симпатичны. Но на предложение руки обоих соперников она ответила, что станет женой того, кто выше взлетит с нею на аэроплане.
Состязание было исполнено с блеском, и в присутствии публики героиня авиационного романа отдал руку тому, кто долго мчал ее поверх высоких облаков.

Московская Газета Копейка

ЗА ДЕНЬ.

К ОГРАБЛЕНИЮ СКОРБЯЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ.

Имеются данные, что грабители были подведены лицом, хорошо знавшим монастырь и его порядки. В этом отношении подозревается дальняя родственница настоятельницы – некая А. Раньше она была послушницей в монастыре, затем скрылась оттуда с одним доктором, и некоторое время жила с ним. Потом они разошлись и А., спускаясь все ниже, превратилась в профессиональную воровку. Недавно она вышла из московской пересыльной тюрьмы, где отбывала наказание за кражу. Находятся лица, слышавшие, как она говорила о богатствах Скорбященского монастыря и о возможности воспользоваться без особого риска.

МУЗЕЙ АЛЕКСАНДРА III.

Бывший русский посол при папском дворе К.А. Губастов изъявил желание пожертвовать в музей около 45 золотых, серебряных и бронзовых римских монет, времен Юлия Цезаря и др. 63 коллекции медалей: пап с 1417 по 1903 год и 12 медалей кардиналов.
Постройка музея окончена. Декоративные украшения окончатся в январе. В настоящее время идет усиленная работа по размещении. коллекций. Скоро будет преступлено к изданию каталога.

Московские Ведомости

Кража археологических жерновов.

29 ноября проживающий в д. Попова, по Камер-Коллежскому валу, в Грузинах, студент Московского Университета Даниил Тимофеев Янович заявил полиции о краже у него накануне с крыльца незапертого корридора двух старинных деревянных жерновов приобретенных им в Новгородской губ. для Румянцевского музея.
Кому понадобились эти жернова - неизвестно.

29 ноября.

ЯКУТСК. Здесь получены сведения, что экспедиция по изысканию пути Колымск - Гижига во главе с советником Березкиным прибыла в Охотск. От Колымска до Гижиги пройдено 1 018 верст. За выпрямлением путь определяется в 900 верст, в том числе 350 верст - волока. Громадные пространства вполне удобны для колонизации.

ВООРУЖЕННЫЕ НАПАДЕНИЯ.

ЕКАТЕРИНОСЛАВ. Служащий рутченковского рудника итальянец Пикотини, получив в конторе 3000 руб., устроил пирушку. В разгар пирушки ворвалось двое вооруженных и потребовали выдачи денег. Гости обомлели. Один из нападавших пробовал стрелять, но револьвер дал осечку. Лишь тогда итальянцы оправились от страха и набросились грабителей, которых задержали. Они оказались шахтерами.

ВНИМАНИЮ ЛЮБИТЕЛЕЙ АЗАРТНЫХ ИГР.

В Австрии арестован на днях американский шуллер Ганфольт, успевший втереться в высшее общество и обыграть на значительную сумму несколько знатных любителей карточной игры. При обыске, произведенном у арестованного, была обнаружена изображена на нашем снимке машинка для передергивания карт. Кроме всевозможных механических приспособлений у шуллера найден целый склад искусно помеченных и накрапленых карт.

Городскiя дЂла

Угроза Петербургу.

Реки и каналы столицы затянулись льдом. Остановилось движение по ним и вместе с тем приостановилось движение ассенизационных городских лодок.
Свалки, вместо закрытой Глухоозерской, нет еще.
Ассенизационное управление срочно донесло управе, что Петербургу грозит затонуть... в фекалиях, так как вывоз нечистот совершенно прекратился.
Приятная перспектива!

К русскому обществу.

(По поводу кровавого навета на евреев).         Во имя справедливости, во имя разума и человеколюбия мы подымаем голос против новой вспышки фанатизма и темной неправды.
        Исстари идет вечная борьба человечности, зовущей к свободе, равноправию и братству людей с проповедью рабства, вражды и разделения. И в наше время как это бывало всегда, — те самые люди, которые стоять за бесправие собственного народа, всего настойчивее будят в нем дух вероисповедной вражды и племенной ненависти. Не уважая ни народного мнения, ни народных прав, готовые подавить их самыми суровыми мерами, — они льстят народным предрассудкам, раздувают суеверие и упорно зовут к насилиям над иноплеменными соотечественниками.
        По поводу еще не расследованного убийства в Киеве мальчика Ющинского, в народ опять кинута лживая сказка об употреблении евреями христианской крови. Это — давно известный прием старого изуверства. В первые века после Рождества Христова языческие жрецы обвиняли христиан в том, что они причащают кровью и телом нарочно убиваемого языческого младенца. Так объясняли они таинство евхаристии. Вот когда родилась эта темная и злая легенда! Первая кровь, которая пролилась из-за нее, по пристрастным приговорам и под ударами темной языческой толпы, была кровь христиан. И первые же опровергали ее отцы и учители христианской церкви. «Стыдитесь! — писал св. мученик Иустин в обращении своем к римскому сенату. Стыдитесь приписывать такие преступления людям, которые к ним непричастны! Переставьте! Образумьтесь!».

«Где же у вас доказательства? — спрашивал с негодованием другой учитель Церкви Тертуллиан, — Одна молва. Но свойства молвы известны всем... Она почти всегда ложна... Она и жива только ложью. Кто же верит молве?»

Теперь лживость молвы, обвинявшей первых христиан, ясна, как день. Но изобретенная ненавистью, подхваченная темным невежеством, нелепая выдумка не умерла. Она стала орудием вражды и раздора даже в среде самих христиан. Доходило до того, что в некоторых местах католическое большинство кидало такое же обвинение в лютеран. Большинство лютеранское клеймило им католиков.
        Но всего более страдало от этой выдумки еврейское племя, рассеянное среди других народов. Вызванные ею погромы проложили кровавый след в темной истории средних веков. Во все времена случались порой убийства, перед целями которых власти останавливались в недоумении. В местах с еврейским населением все такие преступления тотчас же объяснялись обрядовым употреблением крови. Пробуждалось темное суеверие, влияло на показания свидетелей, лишало судей спокойствия и беспристрастия, вызывало судебные ошибки и погромы.
        Часто истина все-таки раскрывалась, хотя и слишком поздно. Тогда наиболее разумных и справедливых людей охватывало негодование и стыд. Многие папы, духовные и светские правители клеймили злое суеверие и раз-навсегда запрещали властям придавать расследованию убийств вероисповедное значение. У нас такой указ были издан 6-го Марта 1817 г. Императором Александром I и подтвержден 18-го Января 1835 г. в царствование Императора Николая I. В 1870 г. греческий патриарх Григорий тоже осудил легенду об употреблении евреями христианской крови, назвав ее «внушающим отвращение предрассудком нетвердых и вере людей».
        Но указы тлеют в архивах, а суеверия живучи. И вот, снова даже с трибуны Государственной Думы распускают старую ложь, угрожающую насилием и погромами.
        В этой лжи звучит та самая злоба, которая некогда кидала темную языческую толпу на первых последователей христианского учения. Еще недавно в Китае та-же сказка об употреблении детской крови, пушенная китайскими жрецами против миссионеров, стоила жизни сотням местных христиан и европейцев. Всегда за нею следовали самые темные и преступный страсти, всегда она стремилась ослепить и затуманить толпу и извратить правосудие...
        И всегда с нею боролось чувство любви и правды. Не к одному римскому сенату были обращены слова христианского писателя, мученика Иустина, который в свое время боролся с тем-же суеверием:
        «Стыдитесь, стыдитесь приписывать такое преступление людям, которые к тому непричастны. Перестаньте, образумьтесь!»
        Мы присоединяем свои голоса к голосу христианского писателя, звучащему из глубины веков призывом к любви и разуму.
        Бойтесь сеющих ложь. Не верьте мрачной неправде, которая много раз уже обагрялась кровью, убивала одних, других покрывала грехом и позором...
        К.К.Арсеньев. В.Г.Короленко. М.Горький. Леонид Андреев. Чл. Г. Сов. М.М.Ковалевский. Чл. Г. Сов. А.Васильев. Чл.Г. Сов. Н.Загоскин. Чл. Г. Сов. И.Озеров. Чл. Г. Сов. Д.Гримм. Чл. Г. Сов. М.Стахович. Гр. Ив.Ив.Толстой. Григ. Градовский. Д.Мережковский. 3.Гилпиус. Вяч. Иванов. Е.Чириков. Д.Философов. А.Федоров. Федор Соллогуб. А.Потресов. Гр. Алексей Толстой, Валент. Сперанский. С.Сергеев-Ценский. Александр Блок. Александр Бенуа. К. Арабажин. Акад. В.Вернадский. Акад. А.Фаминцын. Ив.Петрункевич. Н.Анненский. Н.В.Мокиевский. Н.А.Русанов. В.Семевский. А.М.Редько. А.Петрищев. А.В.Пешехонов. С.Я.Елпатьевсиий. А.И.Иванчин-Писарев. В.А.Плансон. Н.Н.Шнитников. Б.И.Добровольский. Проф. А.А.Пиленко. Ф.Батюшков. Л.Ф.Пантелеев. А.Л.Философова. А.Н.Калмыкова. А.С.Милюкова. С.Пантелеева. К.Баранцевич. М.Славинский. И.Жилкин. В.Муйжель. М.Арцыбашев. В.Лодыженский. Ник.Оливер. Д.Линев. Скиталец(Петров). Проф. А.Жижиленко. Проф. М. Туган-Барановский. Проф. Эрвин Гримм. Проф. Л.Петражицкий. Проф. П.Чубинский. Проф. I.А.Покровский. Проф. И.А.Бодуэн-де-Куртенэ. Проф. С.Салазкин. Проф. В.В.Святловский. Д.В.Стасов. Ф.И.Родичев. Проф. М.Ростовцев. В.Д.Набоков. Акад. Д.Овсяннико-Куликовский. В.Д.Кузьмин-Караваев. Петр Струве. Проф. Н.И.Кареев. Проф. О.Зелинский. Проф. Ив.Гревс. В. Водовозов. П. Милюков. Н.В.Некрасов. В.Яковенко. П.Стебницкий. Г.Фальборк. Н.И.Фалеев.

Речь

Вопрос об открытии Дарданелл.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 29 ноября (12 декабря).
Орган младотурецкого комитета "Танин" пишет, что условием открытия Дарданелл Турция поставила бы отмену капитуляции, гарантию России в сохранении status quo на Балканском полуострове, урегулирование персидской границы и отказ России от права на постройку железных дорог в восточной Анатолии.
"Osmanitcher Lloyd" сообщает, что до окончания итальянско-турецкой войны вопрос о Дарданеллах не будет поднят.

Революция в Китае.

Перемирие.

ШАНХАЙ, 29, ХI. - 12, XII. Империалисты и революционеры заключили полное перемирие на пятнадцать дней.
Таншаой, представитель Юаньшикая, прибыл в Ханькоу и будет жить в английской концессии, где произойдут переговоры.

Запрещение выделки водки.

ТЯНЦЗИН, 29, ХI - 12, XII. Революционным комитетом в Шанхае обнародовано решение запретить изготовление китайской водки - ханшина, так как на изготовление ее уходит громадное количество риса.
С прекращением фабрикации ханшина понизятся цены на рис.

За границей.

Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.

Взрыв в кафе.

БРЮССЕЛЬ, 29,ХI-12,ХII. В Льеже, в кафе, посещаемом рабочими, во время представления кинематографа, взорвалась бомба. Взрывом тяжело ранены 30 человек, убит один. Стены и столы кафе забрызганы кровью раненых. Предполагают, что преступление совершено анархистом, подложившим бомбу во время царившей в зале темноты.
Император Вильгельм выразил королю Бельгии по телеграфу чувство соболезнования по поводу взрыва в кафе.

Коронация в Индии.

ЛОНДОН, 29,ХI-12,ХII. Из Дели телеграфируют:
Сегодня здесь произошло торжество коронования короля императором Индии. Два амфитеатра перед городом были переполнены народом. В меньшем амфитеатре разместились английские чиновники, индийские принцы и свита короля. Посредине разбита королевская палатка.
Королевская чета в пурпурных материях вышла из коляски при оглушительных кликах народа, пальбе орудий и звуках оркестров.
Здесь король объявил о своей коронации.
После этого перед королевской палаткой началось шествие, в котором принимали участие индийские раджи и принцы в своих великолепных одеждах. Все они заняли места вокруг императорского трона.
По случаю коронования вице-короля Индии, бывший посол в Петербурге сэр Гардинг объявил от имени короля о льготах, дарованных народу индийским императором.
Между прочим, объявлено, что столица Индии переносится из Калькутты в Дели Последнее особенно приятно и выгодно для мусульман Индии.

СПБ ведомости

ХРОНИКА

В Севастополе блестяще сдал экзамен на летчика рядовой лейб-гвардии Преображенского полка Д.Семишкура.
Отправляясь в севастопольскую школу отдела воздушного флота, один из лучших наших авиаторов шт.-кап. Виктор Берчено взял с собой рядового Семишкуру, состоявшего в роте Его Высочества Принца Александра Петровича Ольденбургского. Способный солдат быстро усвоил приемы управления аэропланом, и ему разрешено было летать самостоятельно. В результате был назначен экзамен, и рядовой Семишкура превосходно выполнил все требования, предъявляемые в к военным летчикам.

Утро России

«Модные» куплеты.

(Из залы суда).

Вчера в 1-м отделении московского окружного суда слушалось при закрытых дверях дело об уничтожении на основании 1001 ст., нотной тетради С.Ф.Сарматова «Модные куплеты». В число «модных», т.е. «порнографических» произведений куплетиста, входили: «Женские ножки», «Хвостик», Варя и Вера», «Ухарь-купец», «Автомобиль», Рыжие», «Аэроплан», «Бывший человек», «Лысые», «Качели» и «Парагвай».
Все названые куплеты суд постановил уничтожить.