14 (01) декабря 1911 года

Вечернее Время

ХРОНИКА

Забастовавшие рабочие переплетной Каца в числе 50 человек предъявили ряд экономических требований, а также установление 9-часового рабочего дня. Один из рабочих заподозренный в подстрекательстве к забастовке, арестован.

Новое изобретение Эдисона.

Последние работы великого американского изобретателя направлены к удешевлению жилищ и домашней обстановки. После того как ему удалось выработать способ постройки бетонных домов, который в пять раз уменьшал их стоимость, Эдисон занялся изысканием средств к удешевлению мебели. Теперь он достиг поставленной цели. Ему удалось уже добиться того, что сделанная по его способу мебель стоит вдвое дешевле, чем до сих пор. Но он намерен работать дальше над этим делом. «Я хочу быть в состоянии, сказал Эдисон, продавать молодоженам приличную спальную за 5 долларов».

Всеобщая Газета

ПОХИЩЕНИЕ 100 000 РУБ.

29 ноября из Ревеля скрылись , захватив 100 тыс. р. хозяйских денег , директор-распорядитель целлулоидной фабрики акционерного о-ва «Оссе и Ко» инж. Ерик и кассирша той же фабрики Ада Рейдальф. На днях инж. Ерик получил из губернаторской канцелярии два заграничных паспорта – на свое имя и на имя своей жены; последним воспользовалась, по-видимому, г-жа Рейдальф. С этими паспортами беглецы направились из Ревеля в Петербург. К задержанию их приняты меры.

Провинциальная хроника.

Ялта. Девяностолетний фельдмаршал граф Милютин справляет сегодня 75-летие окончания курса военной академии.

Оренбург. Жители города присоединились к ходатайству городских гласных о закрытии казенных винных лавок до конца продовольственной кампании.

Архангельск. Летом нынешнего года на реке Тазу был страшный падеж оленей: погибали тысячами целые стада. Некоторые самоеды пробовали снимать шкуры, заражались и умирали в страшных мучениях.

ДНЕВНИКЪ ПРОИСШЕСТВIЙ

Исчезнувшее мясо.

В.Мигулин, купив на базаре 20 ф. свинины, по дороге домой зашел в Коммерческую гостиницу выпить водки. Покончив с водкой и собравшись домой, Мигулин заметил исчезновение купленной им свинины. Найти свинину не удалось.

Ночные телеграммы.

ВАШИНГТОН. По решению республиканск. национального комитета, 5 июня 1912 г. в Чикаго состоится партийный съезд республиканцев для избрания кандидатов в президенты. Настроение против переизбрания Тафта возрастает.

Московская Газета Копейка

ЗА ДЕНЬ.

БУЛЬВАР ПО САДОВОЙ.

Вчера городская управа составила проект и смету на устройство бульваров по обеим сторонам Садовой улицы от Триумфальных ворот до Владимиро-Долгоруковской ул. Смета 135 т. р., и которых 80 т. руб. на устройство усовершенствованной мостовой. Все домовладельцы, исключая трех, выразили согласие на превращение Садовой в западно-европейский проспект с бульварами по сторонам, при условии, что городское управление принимает на себя все расходы.

ПРОИСШЕСТВIЯ

По пустякам.

Ночной сторож при почтовом отделении у ст. Кунцево, М.Брестской ж.д. услышал ночью подозрительный шум в почтовой конторе. Прислушался. Кто-то шелестит бумагой. «Воры» решил сторож и принял меры. Мигом сообщил местной полиции и в Москву. Первая явилась с нарядом стражников и окружила контору. Из Москвы выслали паровоз с жандармами. Когда была открыта с предосторожностями дверь, и сюда с оружием в руках вошла полиция, то в конторе нашли только небольшую собачку, которую забыл сторож конторы. Выяснилось, что еще до появления полиции дежурные почтальоны сделали несколько выстрелов. Свою же собственную тень при свете фонарей они приняли за удалявшегося вора. Начальник конторы телефонировал приставу, что на контору сделано вооруженное нападение.

Московские Ведомости

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

30 ноября на Николаевском вокзале в зале первого класса в присутствии железнодорожного начальства и служащих была отслужена панихида по скончавшемся члене Государственного Совета генерал-лейтенанте Н.К.Шафгаузен-Шенбек-эк-Шауфсе, юывшим долгое врем я начальником Николаевской жел. дор., а затем занимавшем пост министра путей сообщения.

СПОРТЪ

Открытие хоккейного сезона.

В воскресенье открылся хоккейный сезон. Благодаря интересной постановке дела, матчи с самого начала заинтересовали публику, и она собралась в большом количестве. Наиболее интересною встречей следует считать матч прошлогодних победителей московского первенства „Униона" против их сильнейших противников „Британцев". Последние не успели как следует потренироваться и потому делали несвойственные их игре промахи, так что „Унион" выиграл в конечном результате 9:4. По той же самой причине при исключительном результате проиграла команда Замоскворецкого клуба — Сокольническому, который успел забить 25 голой и получить только один. Последний матч происходил на поле Яхт-клуба, где хозяева легко выиграли у „Соколов" 13:1.

ЗИМА ИДЕТ.

Наконец появился снег . 28 ноября все улицы столицы покрылись белой пеленой, правда, вскоре превратившейся в грязно-серую. Зато резко изменилась картина окрестностей Петербурга. Все сверкает белизной. Установился санный путь пока еще недостаточно глубокий – в 2 – 3 вершка. В городе езда на санях пока затруднительная. Выпавший снег еда ли однако продержится долго, так как 29-го температура поднялась до 0° по Реомюру. Прилет птиц в настоящий зимний сезон замечается очень небольшой. Попадаются дрозды-рябинники, хлесты и дятлы.
Есть также пищухи, синички-лазоревки, чечетки, снегири и др. По первой пороше началась охота на зайцев.

Почему пьют литераторы?

«От нея все качества»

Разумеется, пьянство - большое свинство.
Разумеется, дважды два четыре, а не стеариновая свечка.
Против таблицы умножения спорить нельзя, как и переть против рожна, с которым ополчились на водку все, начиная с величайшего русского писателя и кончая последней деревенской бабенкой, у которой муж пропил холсты и плисовую душегрейку.
Мы и не спорим.
А тогда о чем бы и толковать? Ведь об алкоголиках столько наговорено и написано нашими депутатами и учеными, что и без того не упрячешь всего в три короба.
Особенно много занимаются этим вопросом на своих съездах психиатры.
Памятны еще горячие дебаты на последнем петербургском психиатрическом съезде, вызванные интересными докладами профессоров: Лайтинена, Минора, Поварнина, Введенского и др., которые в конце концов привели их к следующим окончательным заключениям:
        «У хронических алкоголиков (т. е. у большинства пьяниц) нет ослабления умственных способностей. Наоборот, большая часть их обладает хорошими способностями и талантами: умозаключения их нормальны, воображение выше нормы и только внимание ослаблено.
Некоторые коллеги с этими выводами были конечно не согласны, но когда же бывало, чтобы хоть два врача соглашались с мнениями один другого.
Значить истинного пьяницу никак еще нельзя называть истым дураком.
Наоборот, самые умные и талантливые люди, особенно русские люди свободных профессий, всегда имели влечение к рюмочке. Среди ученых первый протянул к ней pyку великий Ломоносов, а из писателей даже на нашей памяти отдала обильную дань Бахусу славная плеяда столь выдающихся талантливых литераторов, как Помяловский, бр. Курочкины, Минаев, Деметр, Щапов, Решетников, Левитов, Кущевский, Жулев, Ап. Григорьев, Кроль, Н. Успенский и мн. др. Артисты Мочалов, Мартынов, Пав. Васильев, не говоря о рано погибшей богеме, многие художники — все пили, и много пили.
Теперь наука, медицина, дает более реальное объяснение роковой русской страсти, над которою сытый немец и хищный еврей подсмеиваются.
Слабоволие!— вот источник недуга, и врачи советуют искоренять пьянство, главным образом, в щколе воспитанием в юношестве характера. Система «зароков», которые дают алкоголики на сроки и выдерживают, также весьма рекомендуется. Интересны диаграммы и таблицы, указывающие на развитие пьянства по сословиям, классам и занятиям.
Больший процент падает на торговцев, потом идут портные, сапожники, слесаря, приказчики, столяры, разносчики, ломовые извозчики, рабочие, прислуга и пр. Самый же малый процент дают литераторы и... трубочисты.
Так что современных писателей нельзя уже относить к категории «широких натур», требующих забвения в вине. Разумеем, конечно, лишь талантливых русских литераторов, так как евреи скорее способны были бы торговать водкой, чем пить ее.
Но если иногда поднимается шум, что такой-то писатель упился до зеленого змия и наделал ряд скандалов, то надо принимать во внимание, что профессиональные традиции, хотя и не похвальные, не изменяются сразу, как и лучшие предания литературы, а кроме того в сплетнях всегда есть преувеличение.
Водка – большое зло. «От нее все качества»; но если бы указанные выше люди славной плеяды никогда ничего не пили, то может быть никогда ничего выдающегося не написали.
Это очень важно, что медицина приписывает алкоголю подъем творческого воображения.

АНКЕТА

Мы опросили об этом интересном вопросе известных врачей психиатров. Вот их мнения.

Д-Р МЕД. П.А.ОСТАНКОВ.

Лично я считаю, что в затронутом вами вопросе психиатрия не может быть достаточно компетентна. Вопрос о пьянстве среди писателей находится в тесной связи с психологией общественной жизни, но если уж говорить по этому вопросу, то можно сказать следующее: писатели употребляют спиртные напитки не в большем количестве, чем представители других сословий, хотя конечно условия жизни писателя таковы, что писатель невольно ищет возбуждения, хотя-бы алкоголем, чтобы забыться от тяжелых, иногда невыносимых условий жизни, которые он чувствует и воспринимает глубже, чем обыкновенный смертный.
На самое творчество, на способности писателя алкоголь влияет самым разрушающие образом, исчезают требующиеся для творческой работы выдержка, спокойствие, работа становится менее продуктивной.
Кроме всего сказанного, кажется, что писатель пьет больше, чем кто-либо другой, еще и потому, что писатель слишком много расходуете нервных сил, нервной энергии, а потому алкоголь на него действует скорее и более разрушающе, чем на кого-либо другого.

Д-Р МЕД. Д.Л.МЕНДЕЛЬСОН.

- Интеллигенция пьет всюду, и писатели ни больше, ни меньше, чем другие интеллигенты. М Пьют писатели по многим самым разнообразным причинам.
Большинство писателей живут жизнью так называемой богемы, без семейного очага, без домашнего уюта, проводить время в ресторанах и всевозможных «кабарэ», таких учреждениях, где всегда есть соблазн выпить лишнее. Влечет их туда не только их частое одиночество, но и особенности натуры представителей богемы.
Писатели, художники, живописцы, артисты, изобретатели, все это, большею частью, люди страшно общительные и их невольно тянет «на людей», к общению с себе подобными, а при таком общении всякому соблазну доступ открыт свободный.
Наконец, есть писатели пьющие независимо от условий жизни, а просто в силу своей слишком тонкой нервной организации; это люди с какими-то обнаженными нервами, на которых как удар ножа действуют всякие невзгоды как их личной, так и общественной жизни; это, быть может, - самые благородные, сердечные, но и самые несчастные люди. Примерами таких натур могут быть: Помяловский, Решетников, Глеб Успенский и многие другие.
Хотя надо сказать, что истинно-гениальные писатели никогда не доходили до форменного пьянства.
Систематизируя все это, могу сказать, что писатели пьют из-за особенных условий жизни, располагающих к этому, меньшинство пьет «как все», и еще большее меньшинство из-за особенностей своей нервной организации.

ЛИСТОКЪ

Кинематограф в роли учебного пособия.

На днях в гимназии Императорского человеколюбивого общества преподавателем географии и естествоведения В.А. Мамаем была прочитана для учащихся гимназии географическая лекция, в сопровождении световых картин, на тему «Палестина». Это первый опыт введения сначала «волшебного фонаря», а затем и кинематографа в качестве пособия при изучении географии и естествознания. В недалеком будущем уроки по этим предметам в гимназиях будут даваться исключительно в такой обстановке.

Революция в Китае.

Волнения в Тибете.

ПЕКИН, 30. ХI - 13, XII. В Тибете волнения усиливаются. Распространяются прокламации, в которых народ призывают к ниспровержению пекинского правительства, посягнувшего на религию буддистов и к восстановлению далай-ламы.
Прокламации утверждают, что восстановление далай-ламы обеспечено помощью одной из великих держав.

Война Италии с Турцией.

РИМ, 30, ХI - 13, XII. Маркони установил радиотелеграфическую станцию в Тобруке, которая начала сносится непосредственно со станцией, находящейся близ Пизы. Вслед за этой станцией Маркони устанавливает такую же станцию в Триполи.

В Россiи.

Кучер пристава Мальцева.

САМАРА, 30,ХI. Как и повсеместно, здесь установлено правило – при езде по улицам держаться правой стороны, а на перекрестках объезжать постового городового.
Городовой Журавлев, стоя на посту, обратил внимание на кучера, нарушившего этот порядок, остановил его и сделал ему замечание.
На несчастье Журавлева, кучер этот служит у пристава первой части Мальцева.
На следующий день Мальцев, проезжая по Дворянской улице мимо Журавлева, остановил лошадь, сошел с экипажа и, подойдя к городовому, не говоря ни слова, нанес ему удар по лицу.
Оскорбленный городовой пошел было жаловаться полицмейстеру, но последнего ему не удалось повидать. Журавлев не желает оставлять безнаказанным поступок пристава и приносит жалобу прокурору.

Самара. Дворянская улица.
Фото с сайта www.samara.aif.ru

СПБ ведомости

Государственные Дума и Совет.

Комиссия по наказу Г. Думы обсуждала законодательное предложение, внесенное еще в прошлом году, об установлении вычетов из довольствия членов Г. Думы в случае удаления их из заседаний или устранения на определенный срок от участия в собраниях Г.Думы за нарушение порядка.
Октябристы и националисты поддерживали этот проект, считая осуществление его необходимым для того, чтобы положить конец думским скандалам. Милюков, Маклаков, Вязигин и Марков-2-й наоборот высказывались против проекта. [...]
Голосом председателя Маклакова проект о штрафах отклонен.

РЕВЕЛЬ. Второй директор целлулозной фабрики "Оссе и комп." скрылся со служащей, захватив 60 000 р., полученные из банка.