27 (14) декабря 1911 года

Газ.-Коп.

ЛЕТАРГИЯ.

В Вольске уже 11 дней, как находится в спячке ученица 4-го класса местной женской гимназии Раиса Матвеева. Больная лежит с закрытым и глазами и ко всему окружающему равнодушна. Когда ее пробуют будить, она стонет и как бы плачет во сне. В первые 9 дней она просыпалась три раза на 5 – 15 минут, но и тогда она находилась как бы в полусне: глаза почти не открывала и, словно боясь чего, прятала голову под одеяло. В эти разы она съел а только два бутерброда. 7-го декабря, утром, Раиса проснулась опять, открыла глаза и встала; ее умыли и причесали. Здесь в первый раз она съела котлету, а затем снова заснула. Врачи объясняют болезнь страданием нервов и опасаются, что за истощением организма, болезнь может вызвать печальный исход.

ОБЕЗДОЛЕННЫЕ ПАЛАЧИ.

Чрезвычайно недовольны появлением итальянцев в Триполи местные палачи. Хотя дел у них теперь полны руки, но зато они совершенно утратили побочные доходы, доставлявшие им порядочный заработок. Прежде это делалось так. Палач вместе с своим помощником отправлялся разыскивать место для казни, потому что выбор места обыкновенно предоставлялся палачу, и вот он начинал строить виселицу против какого-нибудь дома Владелец дома, разумеется, протестовал, не желая постоянно иметь перед глазами такое неприятное зрелище, и поторговавшись немножко, палач за известное вознаграждение переносил виселицу в другое место. На новом месте повторялась та же история, опять таки палачу кое-что перепадало в карман. Таким образом, он дотягивал до вечера и затем вешал преступника где-нибудь за городом на пустыре. А у итальянцев суд скорый, хоть и немилостивый, и осужденного на казнь вешают тут же без разговоров, не справляясь с чувством окружных домовладельцев.

Коммерсант

Рыбное дело.

Нами получено сведение о посылке впервые на образец небольшой партии кетовой икры в Лондон. Заинтересованные ожидают крупный успех. Несомненно, это послужит причиной к подъему цен на единственный на рынке дешевый рыбный продукт.

ХРОНИКА

АДМИН. ВЗЫСКАНИЕ.

Управляющий губернией подвергнул мещ. Л.Дрица за нарушение 3-го парагр. обязательн. постановлений (за вмешательство в действия полиции) к штрафу в 40 р., с заменой, в случае несостоятельности арестом при полиции на 7 дней.

С 25 ноября с.г. будет совершать концы по городу, за город и в уезды
Прокатный 5-ти местный автомобиль
с платой: за один конец по город у - 50 к., на станцию - 60 к., на биржу – 60 к., на заводы – 2 руб. в порт – 1 р. 50 к., за один час езды по городу - 5 р. поездки в уезд по соглашению. Место стоянки возле гост. «Континенталь».
С почт. Рыбальченко.

Московская Газета Копейка

МОДА НА ОПИУМ.

Благодетели по снабжению дна всем запретным уже учитывают в сою пользу моду на опиум и начинают снабжать им своих потребителей. Если опиум будет пользоваться такой популярностью, как в настоящее время, то он скоро вытеснит другие одурманивающее средства.

АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ВЕРЬНОГО БАЗАРА.

Председатель комитета по устройству в Москве Вербного базара в пользу городских попечительств А.А.Бахрушиным, при посредстве А.Н.Коншина, приобретен за 5500 руб. из-за границы автомобиль Лимузина в 20 лошадиных сил. Половина стоимости автомобиля уплачена А.Н.Коншиным и его супругой, Автомобиль будет разыгран в лотерею-алегри, для которой изготовлено 174 000 билетов (для всех выигрышей) по 25 коп. за билет. На каждые 7 билетов назначен один выигрыш.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ В ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЛЕРЕЮ.

Вчера совет Третьяковской галереи уведомил городскую думу, что в галерею поступили следующие пожертвования: от кн. А.С.Щербатова портрет его жены кн. П.Н.Щербатовой, работы В.А.Серова; от О.Ф.Серовой «портрет П.М.Третььякова», акварель, работы В.А.Серова и от нее же «этюд персидского принца», акварель работы М.А Врубеля.

ВЗДОРОЭЖАНЕИ КОНИНЫ.

Татарское население столицы крайне озабочено вздорожанием наиболее потребляемым этой частью населения продуктом. Конское мясо, несколько месяцев тому назад поднявшееся в цене, со вчерашнего дня вздорожало еще на 4 коп. за фунт. Явление это объясняется отсутствием в Москве убойных лошадей, а подвоза конины в этом году почти нет.

ХАИДЖА.

На Хитровом рынке в сильной степени участились случаи отравления, «хаиджой». Хаиджа - это древесный, самой скверной очистки спирт для горения, который, однако, имеет своих любителей среди обитателей дна. Наибольший процент потребителей хаиджи дают женщины. Сравнительно в редких случаях употребление этого отвратительного пойла проходит безнаказанно - случаи полного отравления со смертельным исходом очень часты.

«ПЕРЫШКИ».

Среди московских хулиганов и всевозможных темных личностей дна стало модным ношение при себе «перышек». Так называется на языке московских апашей тонкий обоюдоострый нож без рукоятки, в виде ножей для разрезывания бумаги. Это опасное орудие носится в рукаве, откуда при надобности очнь быстро и почти незаметно выпускается, обычно... в бок противника.

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

На днях я писал про слабость Шаляпина сниматься.
С одной стороны человек всюду заявляет, что терпеть не может рекламы, а с другой - снимается при каждом удобном и неудобном случае.
Но всему есть границы.
Можно сниматься в гриме, во фраке, в сюртуке, в косоворотке, но едва ли удобно и достойно такого большого артиста, как Шаляпин, фигурировать на фотографии в халате и туфлях.
Подобная фотография во весь рост, выставлена на Невском проспекте, и право неловко за артиста, позирующего перед публикой в столь фамильярном виде.

ИЗО ДНЯ ВЪ ДЕНЬ

ДРОВА 9 Р. 50 КОП.

за сажень куплены на одном из дровяных дворов Петербургской стороны. Дрова, правда, березовые. Но береза эта, в случае мороза, грозит подняться до 12, а то и до 15 рублей. Дровяникам удержу нет, на них нет управы. О, городская управа! Блаженная ты, что веруешь в благосостояние обывателей! Тепло тебе на свете!

Из области науки и изобретений.

Электрическое освещение без проводов.

Известный американский электротехник, проф. Тесля, работающий в течение последних десяти лет над разращением вопроса о беспроволочном освещении, на днях сообщил о результатах своих работ за последний год.
Тесля сознался, что от задуманного грандиозного плана ему приходится пока отказаться, но все же его опыты в течение года заметно продвинулись к выходу из лаборатории, в жизнь.
Отказался Тесля и от прежней мысли применить к беспроволочному освещению обыкновенную лампочку накаливания, путем устройства в каждой квартире маленького прибора для переработки тока, получаемого от центральной станции. Теперь изобретатель идет по тому же пути, на котором он работал над своей управляемой миной: все напряжение будет производиться исключительно током высокого напряжения.
Схематически электрическая станция будущего представляется Тесля в виде центральной силовой станции и целого ряда вибраторов, на обязанности которых будет лежать рассылка по абонентам. На каждый дом, пожелавший пользоваться энергией, будет устанавливаться особый приемник, от которого ток по серебряным проводам толщиной около сотой части миллиметра, будет направляться в особые лапочки с светящимся под влиянием тока, газом.
Тесля считает, что его зада будет исполнена тогда, когда одна станция будет в состоянии освещать дома, лежащие от нее на расстоянии до ста киломтеров. В настоящее время самое большое расстояние, на которое с успехом применяется беспроволочное освещение, – не более четверти километра.

Гниль.

Третья Дума догнивает. Рожденная, подобно Смердякову, от блуда политической карамазовщины со смердящим распутством старого режима, она столько же походит на храм народного представительства, сколько лакей Смердяков походил на своих братьев Дмитрия и Алешу. На исходе одна из самых мрачных страниц русской истории, - страница народного лукавства (поскольку народ причастен к этой скверной истории). Если первая Дума была Думой народного гнева, то эта—Дума народного лукавства. Подобно лакею Карамазовых, она ехидно вопрошает: «Где Бог?» И отвечает: «Если нет Бога, то я — Бог». Собранная для служения своему Богу (народу) и для выражения его волн, она оплевала, растоптала его и провозгласила: «Я—Бог».
        Самое пагубное в каждой лжи — частица правды. Это еще Бисмарк сказал. Ложь третьей Думы вопиюща. Но хуже этой лжи частица правды. Эта правда заключается в том, что в третьей, как и в первой, Думе сидят подлинные русские люди, и что они выражают собой до известной степени, подлинный голос русского народа. Вот что ужасно; ужасно убедиться, что Россия, в век воздухоплавания, осталась почти такой же, как была при Гоголе, что она кишит Ноздревыми, Собакевичами, Держимордами, Чичиковыми, и что в венце этой галереи, обнявшись и слившись воедино, стоит группа, похожая на чудовище о трех головах: Хлестаков, Смердяков и Скалозуб. Надоело называть все те же имена: пусть читатель сам определит, кому из современных политических деятелей принадлежат эти символические головы. [...]

БАЯН.

РОССИЯ И ПЕРСИЯ

Намерения русского правительства.

ПЕТЕРБУРГ, 13, XII. (По телеграфу). Из кругов, близких к кабинету, сообщают, что правительственный курс по отношению к персидским событиям установился вполне определенно и точно. Никаких авантюр и никаких завоевательных шагов Россия в Персии делать не будет и в то же время примет все самые энергичные меры к восстановлению спокойствия и защите русских интересов. По слухам, к этому именно решению и пришло сегодняшнее совещание между В.И.Коковцевым, В.А.Сухомлиновым и С.Д.Сазоновым, посвященное персидским событиям.

Война Италии с Турцией.

Телеграммы наших корреспондентов.

Отбитая атака.

РИМ, 13(26), ХII. Из Бенгази телеграфируют, что атака турецких и арабских войск отбита после семичасового артиллерийского боя.

В ожидании боя.

МАЛЬТА, 13(26), ХII. Турки и арабы деятельно готовятся к отнятию у итальянцев оазиса Айнзара. Бой ожидается в Биртобрасе, где у турок сосредоточены большеи силы.
У Биртобраса ожидается появление итальянцев, которые ищут реванша за последнее поражение.

Турция и Италия упрекают друг друга в жестокости.
(Из газет)

За границей.

Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.

Осквернители могилы.

ВЕНА, 13(26), ХII. Умерший в 1885 году в южной Венгрии, в Темихваре, сербский князь Александр Карагеоргиевич, отец нынешнего короля Петра, похоронен бы на кладбище св. Марка. Вчера неизвестные лица взломали склеп в котором похоронен князь Александр, и похитили его череп.
Странное преступление вызывает сенсацию. Преступление обнаружено работавшим на кладбище садовником.

Выборы католикоса.

(По телеграфу от нашего специального корреспондента).

ЭЧМИАДЗИН, 13,ХII. Выборы начались около 11-ти часов утра.
Перед началом баллотировки был прочитан протокол предыдущего собрания. Выборы делегатов признан произведенным правильно.
Из четных кандидатов заместитель католикоса, архиепископ Георг Суреньян получил 58 белых шаров и 30 черных; бывший константинопольский патриарх Дурьян – 57 белых и 31 черный.
Таким образом, католикосом всех армян избран Георг Суреньян. Такой исход выборов явился довольно неожиданным, так как накануне в собрании делегатов было постановлено провести первым кандидатом Дурьяна.
Избрана депутация дяло доклада наместнику о результатах выборов, в составе епископа Ефрема и делегатов Арутюньяна и Микаэляна.
В 3 ч. дня, при звоне колоколов, открылись двери эчмиадзинского храма, откуда, при пении псалмов, вышли дедегаты, приветствуемые кликами:
- «Кеце, Суреньян!»

В Россiи.

Зелим-хан.

ГРОЗНЫЙ, 13,ХII. По сведениям из Веденя, существуют две версии о бегстве Зелим-хана, По одной версии, его, будто бы, скрыли вошедшие первыми в пещеру чеченцы, По другой - Зелим-хан бежал ночью в горы.
От пещеры в горы ведет кровавый след.
По подозрению в укрывательстве Зелим-хана, арестованы ведшие переговоры с Зелим-ханом туземец и трое чеченцев.
ГРОЗНЫЙ, 13.ХII. Арестованный чеченец, ведший переговоры с Зелим-ханом, передал командовавшему отрядом князю Каралдову, что Зелим-хан согласен положить оружие при условии, если возвратят его семейство на родину.
На предложение идти к командующему абрек отказался, сказав:
        - Если я нужен князю, то пускай он и придет ко мне сам.
Поиски Зелим-хана во всех ближайших аулах остаются тщетными.

Бойкот американских машин.

ХЕРСОН, 13, XII. Депутат Государственной Думы Буцкий внес в губернское собрание заявление, подписанное 37-ю гласными, о необходимости бойкота земством американских сельскохозяйственных машин. Эта "грозная мера" для янки стоит в прямой связи с разрывом наших договорных отношений с Америкой.

СПБ ведомости

От 13-го декабря.

Москва. Съезд граммофонных фабрикантов признал необязательным для граммофонных фабрикантов платить авторское вознаграждение за произведения, которые были записаны на граммофонные пластинки до издания закона 20 марта 1911 г. об авторском праве.

Херсонская Мысль

Земская жизнь.

В м. Кривой Рог функционирует только одно двухклассное училище. Между тем в последние три года являлось желающих поступить во второй класс в два раза больше, нежели можно было принять. В виду такого большого наплыва желающих получить образование в двухклассном училище, было бы более рациональным , чтобы земство. предполагавшее открыть в 1912 г. в м. Кривой Рог пять одноклассных школ, открыло бы еще одну двуклассную. Кроме этого ощущается надобность в открытии в местечке гор. четырехклассного училища. Об этом в 1910 г. на сходе было выражено желание, но за неимением средств вопрос остался не решенным.