30 (17) декабря 1911 года

Вечернее Время

Американская благотворительность.

ew-York Herald» подсчитали, что за истекающий год населением Соединенных Штатов пожертвовано с филантропическими целями всего .49.000.000 фунтов стерлингов, то есть около 490 милионов рублей. С 1901 года общая сумма пожертвований американцев на благотворительность достигла 515.000.000 фунтов стерлингов, то есть 2.444 милионов рублей.
Миллионер Карнеги стоить на первом месте в списке крупнейших пожертвований за 1911 г. Пять миллионов фунтов стерлингов им пожертвовано на «фонд Карнеги» и кроме того еще два миллиона на институт его имени. Он является единственным кроме Рокфеллера из известных архи-миллонеров, стоящих в благотворительном списке 1911 года. Рокфеллер--на седьмом месте; за этот год он дал на благотворительность: 700 тысяч.
О благотворительности Морганов, Вандербильдов, Асторов и других известных семей миллионеров газета не имеет сведений.
В списке много дам, пожертвования которых выражаются шестизначными цифрами. Наиболее счастливым из американских университетов оказывается I Колумбийский в Нью-Иорке, который в 1911 году получил полмиллиона фунтов пожертвований. Вторым стоит Гарвардский, получивший 350 тысяч, и трётьим Принцетонский, получивший 340 тысяч.

КИТАЙ.

ПЕКИН, (От нашего корреспондента).
В случае учреждения республики, по общему мнению, все шансы быть президентом ее на стороне одного из главных вожаков китайской революции, доктора Сун-Яцзена, получившего образование в Лондоне, человека весьма просвещенного, пробывшего многие годы в Европе.
Положение Юаньшикая пошатнулось. Ему перестали верить. В недавних беседах, которые вел этот государственный деятель с некоторыми дипломатами, он высказывал мысль, что единственным способом для того, чтобы прекратить смуту, является немедленный созыв национального собрания.
Вся власть в руках Юаньшикая. Остальные министры бездействуют. Многие из них подали в отставку, которая не принята.
Государственная жизнь в Китае за последнее время замерла и все внимание правительства сосредоточено на борьбе с революцией.

В последнюю минуту.

В последнюю минуту нами получена телеграмма из Лондона о том, что доктор Сун-Яцзен избран президентом вновь образованной китайской республики. В официальных кругах Петербурга до сих пор не имеется подтверждений об избрании доктора Сун-Яцзена.

Вести с Кавказа.

Из Владикавказа телеграфируют, что по приказанию наместника на общество селения Старосуженского наложен штраф в 1400 руб. за укрывательство Зелим-хана. С той целью предписано взыскать 10 000 рублей с жителей Веденского и Грозненского округов. Какой штраф наложен на наместника?

Палач-проповедник.

Из Канады сообщают о появлении там редкого проповедника. Джемс Бери, бывший английский палач, хорошо известный в Лондоне «своей долгой службой», покинул Англию и отправилось в Америку, где он намерен посвятить остаток своих дней проповеди Евангелия. Новому миссионер 61 год. В качестве палача он отправил на тот свет 193 убийц, воров и поджигателей и, кроме того. присутствовал, будучи еще помощником палача, на 500 других казней.
Джемс Бери оставил свои обязанности уже 20 лет тому назад; как вдруг недавно ему пришла мысль сделаться проповедником.
Приняв это решение он сейчас же отправился в Канаду. Причины, по которым он оставил свое страшное ремесло, представляются довольно любопытными: он узнал, что некоторые из убийц, присужденные к смерти и повещенные им, были невиновны. Особенно его поразило раскрытие невиновности Мерри Лефлей, которая была повешена в 1881 году по обвинению в отравлению своего мужа. Восемь лет спустя настоящий убийца отыскал Джемса Бери для того, чтобы сообщить свой страшный секрет.

Газ.-Коп.

ВОЛНЕНИЯ В ТИБЕТЕ.

В связи с революционным движением в Китае, подвластный ему и пограничный с Россией Тибет заволновался. Многие из китайских чиновников убиты тибетцами - и в настоящее врем я китайской администрации там нет. Движение было направлено в пользу низложенного далай-ламы, который скоро прибудет обратно в Лхасу. По своим политическим взглядам далай-лама является искренним приверженцем единения с Россией и в этом направлении им за несколько лет было сделано много серьезных шагов.

Коммерсант

Спрос на европейское платье в Китае.

Справочная часть по внешней торговле сообщает об открывающейся в настоящий момент возможности значительно усилить вывоз готового платья и мануфактурных товаров из России в Китай и Манчжурию.
Происходящие ныне в Китае беспорядки имели последствием массовое среди интеллигенции и купечества обрезание косы; вместе с тем многие китайцы стали заменять свой национальный костюм платьем европейского покроя. [...]
Масса населения вряд ли изменит национальному покрою платья, но более интеллигентные и состоятельные классы охотно меняют свой национальный костюм на европейское платье, и спрос на последнее в Китае, особенно в первое время, несомненно, будет значительным. [...]

ТИФЛИС. В виду ожидаемого возвращения на Кавказ бежавших из Тавриза кавказских революционеров, сделано распоряжение о строгом надзоре на нашей границе с Персией. Террорист, грузинский революционер, известный под кличкой Большой Ладо, появился в пределах Тифлисской губернии, грабя беззащитное население.

ТЕЛЕФОН ИМЕЕТ УШИ.

Могут ли телефонистки подслушивать разговоры абонентов

(Беседа с управляющим городской телефонной сети инж. Н.Л.Семеновичем).

То и дело слышатся жалобы, что телефон имеет «уши». Делового разговора, требующего соблюдения тайны, по телефону вести нельзя.
Говорящие по телефону невольно поручают свои тайны телефонным барышням, на обязанности которых лежит их охранение.
Между тем телефонистка, любящая поболтать, всегда кому-нибудь и сообщит то, о чем надо было бы молчать.
Автоматический телефон, где не будет болтливых телефонисток, дело далекого будущего.
Пока приходится воздерживаться говорит по телефону секретное.
        - Часто ли поступают жалобы на несоблюдение тайн телефонистками?.. – поинтересовались мы у управляющего телефонной сетью инж. Н.Л. Семеновича.
        - Жалобы действительно поступают, но изловить виновницу весьма трудно.
Любая барышня, сидящая в аппаратной, легко может присоединить себя, или кого угодно к любому разговаривающему абоненту.
Как в таком случае вы можете уследить за телефонистками. Если даже телефонистку застанут, как она присоединилась к какому-нибудь номеру, то она всегда может найти объяснение, говоря, что решила проверить занят ли этот абонент. Вот и обвините такую барышню в подслушивании.
С нашей стороны принимаются все меры борьбы с несоблюдением телефонных тайн. При поступлении на службу каждая барышня дает подписку о соблюдении тайн.
Затем «старшая дежурная» то и дело обходит столы работающих. «Дежурные» даже могут в любой момент присоединиться к какой угодно телефонистке, проверяя ее, не разговаривает ли она с абонентом.
Только изловленная с поличным барышня несет должную кару. Такие случаи бывают крайне редко.

ПЕТЕРБУРГЪ

Афера на выставке.

Полиции Царского Села заявлено о мошеннических проделках отставного чиновника Протопопова, совершенных им в дни Царскосельской юбилейной выставки. Во время экспертизы Протопопов, одетый в мундир и при звезде, следовал за членами экспертной комиссии, подходя к экспонентам, выдавал себя за члена комиссии и предлагал за денежное вознаграждение содействие в получении медали. Обвинение пока предъявлено одним лицом, у которого Протопопов выманил за золотую медаль 300 р., а также представителем одного завода, которому Протопопов за 1000 р. обещал звание поставщика.
(Корр. «Ранн. Утра».)

МОСКВА

Шелковые волосы.

В Москве получена от одной из берлинских фабрик партия шелковых волос. Мода последних двух лет на ношение дамами всевозможных куафюр, кос, наколок и буклей из фальшивых волос породила и это новое изобретение парикмахерского дела. Шелковые волосы, приготовленные целиком из шелка, отличаются безусловной гигиеничностью, отсутствием опасности какого–либо заражения, и возможностью их мыть горячей водой. Пока новый фабрикат поражает своей дороговизной.

АППЕТИТЕЦ.

«Можно считать завершенным переход Африки во владение европейских государств». (Из газет.)

- Питанья просит мое тело,
Кажись бы целый атлас съела.

МОСКВИЧИ РАНО ЖЕНЯТСЯ.

Финляндцы начали войну с ранними браками...
Только что Высочайше утверждено представление сейма:
„Запрещается вступать в брак лицам мужского пола ранее двадцати одного года, а женского ранее семнадцати лет от рождения, иначе как с соизволения Государя Императора и Великого Князя".
Современная борьба за существование, тяжелые экономическая условия властно говорят о том, что слишком молодые браки должны быть сданы в архив. И, несмотря на это, каждый набор новобранцев, хотя бы у нас, в Москве, обнаруживает, как рано заключаются брачные союзы в России.
Многие рекруты идут в казармы,- оставляя дома жен и детей. А перед воротами казармы, конечно, все брачные отношения обрываются...
Русские браки всегда были очень ранние. И ст. 3 ч. 1 т. X разумно поставила ограничение — ранее 18 лет мужчина и ранее 16 лет женщина не могут вступать в брак. Для Закавказья эти „роковые" возрасты понижены до 15 и 13 лет. Это было установлено в 1830 году. С тех пор много воды утекло. Изменились экономические условия, наконец, изменились сами люди.
Поговорите с любым московским старожилом, и он вам, словно по заученному, „запоет"!
— Москвичи мельчают с каждым поколением...
И, конечно, в этом есть большая доза правды.
И России, и Москве, в частности, не приходится ведь заботиться о повышении деторождаемости.
Поэтому-то и можно пойти по пути, указанному финляндским законодательством...
Германское право давно уже устанавливаешь брачный возраст для мужчин в 21 год и для женщин в 16 лет. Швейцарское законодательство разрешает вступать в брак 20-летним мужчинам и 18-летним женщинам.
Австрийское право устанавливает брачный возраст для лиц обоего пола в... 14 лет.
Супруги-малютки!..
Один из почтенных московских священников рассказывал, как о факте, что ему пришлось венчать оригинальную чету:
79-летнего жениха и 16-летнюю невесту.
Подобные противоестественные брачные союзы возможны у нас по нашим законам.
Некоторые западные законодательства разумно устанавливают известное соотношение в возрастах жениха и невесты.
Действительно, что, кроме ужаса, может дать брак ветхого старика и невесты-ребенка, играющего в куклы?
И подобные ужасы нашей жизни совеем нередки.
Закон разрешает...
А церковь поэтому надевает на лысую трясущуюся голову старика и на юную головку девочки золотые венцы... Благословляет их кошмарный союз.
Говорить им:
— Плодитесь и размножайтесь!..
Кто присматривается внимательно к окружающему, тот согласится, что в Москве за последние годы пошла мода на браки, где невеста старше жениха.
Позабыта мудрая заповедь прошлого:
Муж на 6—12 лет должен быть старше жены.
Женщина ведь созревает раньше и в половом и духовном отношении, с другой стороны — она раньше и „стареет” и „догораете".
При многоженстве хотя и женятся почти мальчики на таких же девочках, но позднее быстро увядшие жены-однолетки замещаются более молодыми...
Может быть, в этом и заключается тайна неудачных современных браков.
Стремятся найти себе другую, более подходящую по возрасту подругу жизни.

NEMO.

В Россiи.

Беспримерное назначение.

АСТРАХАНЬ, 16, XII. На днях судебная палата утвердила обвинительный акт по делу инспектора астраханского женского епархиального училища, священника Строкова, как известно, обвиняемого в растлении воспитанниц.
Как бы в ответ на это утверждение обвинительного акта, сегодня в местной газете "Астраханский Вестник" напечатано сообщение о том что, по благословению архиепископа Георгия Строков назначается на место в село Иванчуг при церкви Федоровской Божией Матери.
Надо заметить, что находящаяся в означенной церкви икона Федоровской Божией Матери почитается чудотворной и иванчугский храм самый популярный в Астраханском крае. В Иванчуг стекаются паломники со всей губернии.
Сообщение это произвело в городе ошеломляющее впечатление.

Голод.

САРАТОВ, 16,ХII. Врач Елшанского участка, Саратовского уезда, доносит управе о голоде в его участке. Голодающие никакой помощи не получают, несмотря на неоднократные просьбы о том, обращенные к земским начальникам. Отмечено несколько случаев тифа среди голодающих.

СПБ ведомости

ХРОНИКА

Иеромонах Илиодор выехал из Петербурга в Царицын. По словам газет, перед отъездом он был принят министром вн. дел А.А.Макаровым, которого вторично просил разрешить ему издание газеты "Гром и Молния". А.А.Макаров убеждал иеромонаха Илиодора ограничится изданием еженедельного журнала "Жизнь и Спасение". [...]