20 (07) февраля 1912 года

Вечернее Время

Мордовские предки римлян.

Французский археолог – палеограф Марта на этих днях сделал во французской академии «надписей» сенсационный доклад о своему открытии разгадки одной из самых глубоких тайн человеческой истории: он приподнял завесу над вопросом, кто были этруски, эти таинственные древние аборигены Италии; этруски исчезли с лица истории, унеся с собой в могилу тайну своего языка, происхождения и истории. Наиболее типичными памятниками этрусской цивилизации являются их терракотовые изделия.
До сих пор остававшаяся надписи были непрочитанными, вопреки всем попыткам палеографов, тщетно применявших к этрусским письменам все языки древнего мира. Г. Марта же применил к ним северо-восточные диалекты Европы и после двадцатипятилетних изысканий убедился, что этруски говорили на языке, явно родственном с наречием наших северо-восточных инородцев финской группы, отпрыском которых являются и нынешние венгры. Из восемнадцати этрусских слов, прочитанных Марта, большинство является употребительными у народов финской крови до сих пор; среди них оказались даже совершенно тождественные слова; таковы числительные, например «пять».
В настоящее время вопрос об этрусках становится на новую твердую почву; под анализом финологов пред нами раскроются глубочайшие тайны человеческой истории; колеблется вся красота общепринятой схеме латинских рас. В самом деле, если северная половина Италий была в доисторические времена цветущим пышным культурным центром народа фино-угорской крови, а южная Италия заведомо является греческой колонией, великой Грецией, то очевидно Рим, возникши на их грани, не мог быть ничем другим, как результатом слияния двух противоположных рас, a совсем не отдельной расой; отсюда и вся идея латинской крови отпадает как историческое заблуждение. Была классическая Эллада, как матерь культуры, и были этруски, может быть мордва, как материал, из которого создался Рим.
Кстати, мордовские женщины отличаются своею физическою красотою, а мордовский говор — один из самых певучих.

Наводнение в с. Новоспасовке.

Вдоль с. Новоспасовки, Мариупольского у., протекает реке Берда, впадающая в Азовское море. Через рек имеется железо-бетонный мост, построенный на средства мариупольского земства. В 20-х числах января месяца, в виду бывшей оттепели вода в реке Берде сильно поднялась, течение усилилось и начался ледоход. В результате льдом запрудило арки моста, вода вышла из берегов реки. Залила плановые места жителей с. Новоспасовки с находившимися на них садами, скирдами соломы, сена, половы, жилыми и нежилыми строениями и погребами, в которых находились запасы продуктов. По заявлению пострадавших, убытки от наводнения исчислены в сумме 8 233 руб. Совершенно разрушены наводнением три дома, принадлежащие крестьянам: А.Горнобаю, И.Сабадырь и М.Горбуловой, повреждены два дома и десять нежилых построек, а всего пострадали от наводнения 64 домохозяина. При избрании места для постройки указанного моста в 1901 году общество крестьян с. Новоспасовки не изъявляло своего согласия на постройку моста на том месте, где он находится в настоящее время, предполагая, что во время разлития реки может быть залито село о чем и был составлен тогда общественный приговор, который ходатайствовал о постройке моста в конце села, но эта просьба уважена не была.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Преподаватель химии московского Императорского технического училища Остромынский открыл способ выделки искусственного каучука, стоимость которого не превышает 15 руб. за пуд, цена же настоящего каучука, как известно, в настоящее время возросла до 80 руб. за пуд. Остромынский взял уже патент на свое изобретение, которое вызывает сенсацию в торгово-промышленном мире, так как имеет огромное значение в связи с переживаемым ныне резиновым голодом.

На Путиловском заводе рабочие пушечных и лафетных мастерских в числе двух тысяч человек заявили о своем недовольстве новыми правилами входа рабочих на территорию завода. К вечеру удалось уговорить рабочих пушечного отделения.

6 февраля.

Забастовка углекопов в Англии.

Собств. корреспонд. «Нового Времени».

ЛОНДОН. Приближение забастовки углекопов создает здесь панику.
Все стремятся закупить как можно больше угля. Паника увеличивается известиями о решении конгресса французских углекопов помогать английским и также бастовать.
Англия, снабжающая преимущественно другие страны углем, не может надеяться получить его ни откуда.
Правительство чрезвычайно озабочено и вырабатывает план мер. Оно предложит сегодня посредничество, настаивая на продолжении работы, причем будет назначена специальная королевская комиссия для всестороннего изучения вопроса.

Инцидент между Колумбией и С.Штатам.

ВАШИНГТОН. Посланник Колумбии предложил государственном департаменту, чтобы статс-секретарь Нокс во время своего путешествия в Центральную Америку на посещал Колумбии, так как вследствие приобретения Соединенными Штатами Панамского канала между Штатами и Колумбией возникли разногласия. (Аг. Вольфа). (СПА).

Матч хоккеистов.

Москва проиграла и должна будет в будущем году снова приехать в Петербург – таковы условия кубка.
Но петербуржцы не должны особенно торжествовать: хотя они и выиграли 5:1, результат мог быть совершенно другой, будь у Москвы полная команда и хороший голкиперу, а не тот, который почти все пропускал в таком ответственном матче.
Несмотря на редко-красивую погоду, на отличный лед, на массу публики, игра была вялая и скучная. Каждый играл сам по себе, без всяких комбинаций.

Сборные команды Москва – Петербург. Переходный кубок остался у победителей - петербургской команды, (каток Курляндской ул.).

ИЗО ДНЯ ВЪ ДЕНЬ

Победа чиновниц над чиновниками.

Во многих учреждениях министерства путей сообщения постепенно уже отказались от установленной процентной нормы для служащих женщин.
Таким образом в различных железнодорожных канцеляриях появилось много женщин.
Ныне они добились распоряжения начальства о воспрещении курения табаку в служебных помещениях. Для курящих отведены небольшие комнатки-курилки.

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

В области «открыток» заграницей дошли до удивительных фальсификаций.
На днях одна известная артистка прислала из Ниццы открытое письмо своей подруге.
Артистка изображена на открытке летающей на аэроплане.
Если всмотреться внимательно в снимок, то бросается в глаза нелепость: фигура артистки кажется чересчур крупной по отношению к аэроплану.
Таких аэропланов-игрушек не бывает.
Вторая нелепость - отсутствие пропеллера, без которого аэроплан не может, конечно, двигаться.
Словом, ясно, что отважная артистка-авиаторша снята не на облаках, а на земле и что машинка к ней приделана.
Такие открытки, говорят, очень распространены теперь заграницей.
Кто боится летать и вместе с тем хочет прослыть смелым, тот может легко увековечить себя в роли авиатора за несколько франков...

Россия-2

Икра на масленице.

По подсчету рыбной биржи в Петербурге съедено на масленице зернистой икры на полмиллиона рублей. Такая уйма денег уплачивается приблизительно за 3000 пудов икры при цене от 2 р. 50 коп. до 10 рублей за фунт. Любопытно, что еще летом с Волги в особых баржах сплавляют рыбу - осетров, белугу – в Рыбинск и живет рыба в свой плавучей тюрьме вплоть до зимы. Получился по телеграфу заказ, - в тот же день убивают рыбу, потрошат, по цвету и размеру икринок сортируют икру, и на другое утро она уже в Петербурге.

Революция в Китае.

Китайская присяга.

ШАНХАЙ, 6(19), II. Суньятсен и бывшие члены временного правительства в Нанкине посветили гробницу учредителя китайской династии Мингов, совершили жертвоприношение и объявили покойному императору об установлении республики и уничтожении власти манчжур. Такой оборот, по китайскому ритуалу равносилен принесению присяги на верность республики.

ПЕКИН, 6(19),II. Во дворце, по старому порядку, состоялось принесеие князьями и первыми сановниками новогодних поздравлений императору и вдовствующей императрице. По слухам, Юаншикая не было в городе. По случаю Нового года на многих казенных учреждениях вывешены республиканские флаги. Такой же флаг развевается над резиденцией Юаншикая. (СПА).
ЧИФУ, 6(19),II. Несмотря на введение нового календаря, население празднует Новый год. Банки и торговые заведения закрыты на четыре дня.

«Нейтралитет» Японии.

МУКДЕН, 6(19),II. Японцы оказывают покровительство революционерам, запрещая военные операции в полосе отчуждения дороги императорским войскам и смотря сквозь пальцы на революционеров. Кроме того, японцы снабжают революционеров оружием и патронами.
Настроение населения вновь стало благоприятным для японцев. Купцы, до сих пор избегавшие японских товаров, снова стали их выписывать.

Война Италии с Турцией.

Телеграммы наших корреспондентов.

План генерала Каневы.

МАЛЬТА, 6(19),II. По прибытии в Триполи генерал Канева собрал высших офицеров и конфиденциально сообщил им, что данный момент делаются попытки к заключению мира. Как только выяснится бесплодность этих попыток, главнокомандующий намерен приступить к серьезным военным операциям, согласно плану, одобренному в Риме. Отдано приказание быстро продвинуть сооружение железной дороги вглубь страны.
Генерал Канева заявил, что получил из Рима обещание послать новые подкрепления до 40 000 человек.

Против войны.

РИМ, 6(19),II. В Милане, в народном доме, на митинг против войны, на который собралось свыше 5000 человек, вынесена резолюция с требованием решительной оппозиции правительству. После митинга состоялась демонстрация.

Погребение архиепископа Николая японского.

ХАРБИН, 6(19), II. Из Токио телеграфируют:
На погребении епископа Николая японского присутствовали чины нашего посольства, русские миссионеры, высшие представители токийского общества и масса обращенных.
ТОКИО, 6(19),II. Газеты посвящают сочувственные статьи памяти архиепископа Николая.

В Россiи.

Нападение на земскую управу.

БАХМУТ, 6,II. Ночью несколькими злоумышленниками произведено нападение на земскую управу. Взломав окно, грабители проникли в помещение управы, где пытались вскрыть две железные кассы, но это им не удалось, и они ушли, ничего не захватив.
Находившийся в управе стражник стрелял по грабителям.
Производятся розыски.

Склад оружия.

БАКУ, 6,II. На Торговой улице, в доме Цатурова, обнаружен склад, состоящий из нескольких десятков бомб, адской машины. нескольких сот револьверов, несколько десятков трёхлинейных винтовок и 40 000 патронов.
Предполагают, что все это было предназначено для отправки в Персию.
Арестовано десять человек.

Колонизация Нарымского края.

ТОМСК, 6,II. Местной переселенческой организацией закончен разработкой грандиозный план колонизации Нарымского края. Общая стоимость работ, кроме проектируемой железнодорожной линии «Ижморская» – «Чулым», исчислена в 14 000 000 руб. В смет внесены, между прочим, беспроволочный телеграф и телефонная сеть.

Инцидент.

ПОЛТАВА, 6,II. В кабинете присяжных поверенны
х при окружном суде поверенный Г-н дал пощечину помощнику Г-ру.
Товарищеский суд выразил обоим порицание, запретив им практику на три месяца.

Нападение на земскую управу.

Производятся розыски.

Склад оружия.

Арестовано десять человек.

Колонизация Нарымского края.

Инцидент.

ПЕТЕРБУРГЪ

(По телефону отъ нашихъ корреспондентовъ).

Люди-звери.

Сегодня на Тамбовской улице у дома №46, поднята задушенной кр. Самолетова.
Как выяснилось из дознания, Самолетова была изнасилована пятью хулиганами, которые, поиздевавшись над своей жертвой, задушили ее и ограбили.

Грибной рынок.

Со вчерашнего дня на берегу между Б. Каменным и Устинским мостами начался грибной торг, — такая же традиционная особенность Москвы, как «вербный торг» перед Страстной неделей «птичий торг» на Трубной площади в день Благовещения, и т. п.
На грибном рынке торгуют не столько грибами, сколько самым разнообразным товаром, — мебелью, посудой, шитьем, письменными принадлежностями, игрушками, мануфактурой и т. п.
Правда, достаточно на рынке и грибов, капусты, клюквы, чернослива, всевозможных баранок, меда и пр., великопостной снеди.
Но едва ли на этом рынке средняя хозяйка купит что-либо дешевле, чем в лавке, — таковы нравы этого торга, с чрезмерным запросом на все товары. Для Москвы грибной рынок на первой неделе Великого поста, — эта историческая торговля, — представляет собой, обычно, место гулянья, как гулянье в манеже, на вербе и пр.
Здесь больше, гуляющей публики, чем настоящих покупателей.
Настоящий покупатель приходить на рынок на рассвете, или поздно вечером, и этот покупатель по преимуществу покупает оптом.
Первый день еще не установил твердых цен на главные продукты великопостной снеди.
Вообще, цены на грибы, сухие и соленые, на редьку, клюкву, сушеную зелень, лук, репу, вяленые фрукты и пр. стоят довольно высокие.

Южная Копейка (Киев).

ХРОНИКА

Деятельность чинов полиции.

Деятельность чинов полиции за время с 29 января по 5 февраля выразилась в следующих цифрах: Задержано нищих 108; проституток – 58; шоферов – 1; извозчиков - 92; задержано лиц нарушивших обязательные постановления гор. думы – 101; задержано пьяных - 197, из них оказано пособие при полицейских приютах 54 лицам.