10 апреля (28 марта) 1912 года

Вечернее Время

К пребыванию Государя Императора в Севастополю.

Отбытие их Императорских Величеств с Царской пристани на яхту «Штандарт».

Н.К.Пимоненко.

(Некролог).

В Киеве скоропостижно скончался академик-жанрист Н.К.Пимоненко. Н.К. родился в 1862 г. Малоросс по происхождению, он страстно любил свою родину и эту любовь почти целиком вложил в свои полотна, изображая быт Украйны. Человек неутомимой энергии, Н.К. часто устраивал у себя на родине передвижные выставки, на которых главным образом собирались картины из малороссийского быта. Где-нибудь в глухом уголке Украйны время от времени появлялась колоритная фигура Н.К., устраивающего передвижную выставку. Многие из его картин npиобретены музеем императора Александра III, как «Святочное гаданье», «В чистый четверг», «На каникулах», «В разлуке», «Свадьба» и др.

Н.К.Пимоненко «Святочное гаданье».

Реставрация Александровской колонны.

Какой-то шутник пустил по Петербургу слух, что Александровская колонна потеряла... голову.
        — Это, конечно, вздор: голова — на месте, — рассмеялся управляющий Императорской гранильной фабрикой, горный инженер, т. с.. В.В.Mocтовенко реставрирующий Александровскую колонну.—- Статуя дала только небольшие подтеки: убийственного петербургского климата не выдерживает даже и металл...
        — Серьезны повреждения в самой колоне?
        — Чрезвычайно пропорционально сделанная, потому, и кажущаяся такой тонкой, стройной, — самая колона, в действительности, в основании своем имеющая пять аршин в диаметре, а в высоту двенадцать с половиной аршина, дала порядочно трещин. Между ними имеются и довольно широкие — до 2 вершк. Я лазил на леса осматривать колону и нахожу, что особенной опасности она теперь не представляет. Конечно, если бы своевременно не усмотрели этих трещин и они пошли бы дальше, то хорошего было бы в этом мало. Что вызвало эти повреждения? Те же климатические условия: дожди, морозы, ветры. С трещинами, по моему убеждению, уже ставились колоны. Люди думают, что камень не живет, и в этом вся ошибка. Камень живет, как и всякое живое существо, и бить его нельзя. Вы знаете, что пьедестал под памятником Александру II в Москве дал трещины? А почему? Его пробивали, а не высверливали алмазом. При неосторожном обращении с камнем, в нем по являются мелкие, незаметные для глаз, трещины. В эти трещины попадает вода, и начинается процесс разрушения. Под памятником Петру I, —- вы помните, — тоже оказались трещины, из которых выпустили несколько бочек воды. Такой же процесс происходить и с колонами Исаакиевскаго собора. Минувшей осенью, правда, в вечерних сумерках, я осматривал ту часть собора, которая стоить теперь в лесах, со стороны Александровского сада, и заметил одну скверную трещину. Oна мне очень не понравилась, Еe надо будет осмотреть, как следует. Металл — и тот разрывается от атмосферических условий, когда при отливке в фигуре получаются незаметные для глаз трещины. Доказательством служить одна из лошадей на Аничковом мосту.
С Александровской колонной работа предстоит довольно серьезная. «Пету- хи», — так называем мы трещины, подлежащие исправлению, —- я буду заделывать тем же камнем, из какого сделана самая колона. Я уже подыскал такой же точно гранить -—- рапа-киве (в перевода с финского — «гнилой камень»). Камень будете резаться специальными резцами, при помощи особых моторов. Заделка будет производиться цементом,- особенным образом приготовленных. С цементом в различных его составах я произвожу теперь исследования: испытываю его на мороз, влагу, ветер,—и думаю, что мне удалось найти такую формулу приготовления, при которой цемента не будет сдавать под влиянием атмосферических условий, Ремонт колоны закончен будет к 1 августа этого года. Одновременно мне предстоите реставрировать и кариатиды из сердобольскаго гранита у Эрмитажа, - которые тоже дали трещины. Тут работа тоже будет серьезная, Потому что кариатиды эти—чудо искусства: они сделаны так идеально-художественно, что медикам по ним хоть анатомии учись.

В. Г-лле.

26 и 27 марта.

В Персии.

ХОЙ. (Соб. кор.). Турецкий корпусной командир Джабар-паша со штабом обменялся визитами с начальником русских войск, находящихся в Азербайджане, генералом Воропановым, и оба, в присутствии дипломатических представителей, вели продолжительную беседу по поводу мелких инцидентов, происходивших вследствие близкого соприкосновения русских и турецких войск. Джабар-паша был принят в русском отряде любезно и с воинскими почестями.

Республика в Китае.

ПЕКИН. Полиция арестовала 20 заговорщиков против республиканского строя вместе с руководителем Сюигуанцином. Арестованные составляли центральный комитет, руководивший отделениями в провинциальных городах. Комитет наметил убийства: Юаньшикая, Сунь-Яцзена, Хуансина и других виднейших деятелей республики. Все арестованные Китайцы.

КАЛЬКУТТА. В южном Тибете происходили сильные бои Китайцев с Тибетцами. Последние остались победителями. В провинции Чжан разоружены все китайские солдаты. Тибетские войска собираются двинуться на Лхассу, занятую китайским гарнизоном .(Deutsche Cabelgrammgesellschaft).

300-летие Дома Романовых.

СЕВАСТОПОЛЬ. Взятый в Крымскую войну и увезенный в Париж крест с разрушенной церкви св. Владимира ныне возвращен в Россию и сегодня торжественно перенесен в храм святого Митрофана, где будет находиться до водружения его на купол сооружаемой часовни в память трехсотлетия царствования Дома Романовых.

ХРОНИКА

Еще одна забастовка, на этот раз в цирке Чинизелли. На второй день Пасхи, перед началом дневного представления, берейторы цирка отказались исполнять свои обязанности, требуя чтобы директор цирка С.Чинизелли уплатил немедленно жалованье, которое, по их словам, они должны были получить еще 18 марта; вместе с тем берейторы просили, чтобы им, как получающим месячное жалованье, было уплачено за четвертую и седьмую недели Великого поста, когда представлений не было. Администрация цирка отказалась тотчас же удовлетворить претензии берейторов и на представлении, вместо берейторов выпустили конюхов, переодетых в берейторское платье. Берейторы решили продолжать забастовку.

ИЗО ДНЯ ВЪ ДЕНЬ

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА.

,         В субботу, 31 марта, открывается шахматный турнир между Петербургом и Москвой. В турнире принимают участие лучшие шахматисты обоих городов. От Петербурга руководить борьбой будет Боровский, от Москвы Алехин.

ПАСХАЛЬНОЕ МОРОЖЕНОЕ.

Совсем рождественский пейзаж - покрытая снегом река и поля, обледеневшие тротуары и мостовые, разубранные морозом оконные стекла.
Санный путь за городом.
А на улицах продрогшие мороженщики сиплыми от мороза голосами навязывают свой товар.
Почти никто его не покупает, но мороженщики не хотят отступать от традиции.
Из года в год заведено, что мороженое начинают продавать с первого дня Пасхи.
И теперь, в семиградусный мороз, продают мороженое.

Речь

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Оштрафование газет.

Московский градоначальник оштрафовал на 500 руб. редактора газеты "Утро России" за напечатание в №62 заметки о забастовке на Обуховском сталелитейном заводе в Петербурге. Оштрафован на 500 руб. редактор московской газеты "Копейка" за напечатание в №62 заметки того же содержания.

Погода.

25-го и 26-го марта - мороз. Температура падала до -7 ° R. Вчера целый день при температуре 0° над Москвой свирепствовала снежная метель, прекратившаяся только к вечеру. Ночью выпал сильный весенний дождь. Температура +4°R.

МОСКВА

II международная выставка воздухоплавания.

По таким названием 25-го марта в манеже открылась выставка, названная "воздухоплавательной", да еще "международной", очевидно по недоразумению. Обидно не столько за обманутую публику, сколько за молодое московское общество воздухоплавания.
На «вернисаже» выставки собралась вся видная Москва: административные власти города и губернии, представители учебного начальства, много профессоров, еще больше начальствующих различных частей московского военного округа и гарнизона, представители городского управления, гласные, видные представители московского купечества и др. Всех приглашенных встречал распорядительный комитет, с председателем кн. В.А.Голицыным во главе.
На заседании, которое последовало после молебствия и окропления св. водой аэропланов, произнесено было несколько речей. Говорили председатель комитета кн. В.А.Голицын и профессор Н.Е.Жуковский, оглашались телеграммы от Августейших Покровителей выставки и русской авиации, читались приветсвия от различных организаций, от всероссийского аэроклуба и пр.
Затем провозглашен был ряд здравиц за Августейших Особ, и последовало исполнение гимна.
С этой стороны «вернисаж» был обставлен торжественно, что совершенно не соответствовало самой выставке. Где-то на задворках на второстепенных "штандах", поставлено несколько летательных аппаратов, как будто случайно попавших на выставку. На более видных местах автомобили, "прогрессографы", автоматические пианино, садовая плетеная мебель, автомобильные фонари и пр.
Тут же на второй международной выставке воздухоплавания приютились различные мастера по изготовлению составов для склеивания разбитых тарелок и стекла, торговцы различными безделушками и пр., и пр.
Центр внимания - лотерея–аллегри совета детских приютов. В два дня лотерея была опустошена.
Только отсутствие развлечений в первые два дня праздника могло привлечь в манеж публику, которая, оценив сразу по достоинству выставку, бросилась к лотерее–аллегри и в ресторан.
- Вчера выставка пополнилась ее одним экспонатом - кинематографом, показывающим нелепейшую феерию "Завоевание полюса".

Отставка из-за брака.

Московский митрополит Владимир предложил преподавателю московской духовной семинарии П.М.Третьякову подать в отставку.
Отставка г. Третьякова вызвана его предстоящим браком с лютеранкой.

Страшная пьеса.

«Вечернее Время» сообщает:
В парижском театре «Grand Guignol», в репертуар которого входить так-называемые странные пьесы, теперь идет, между прочим, драма, какой еще никогда публика не видала. Содержание драмы такое. В одном из прусских полков служит новобранец-поляк. С ним обращаются ужасно, преследуют его на каждом шагу, и доводят его до такого состояния, что тот решается на небывалое преступление. В полку бешеная собака перекусала множество солдат. Для спасения всем солдатам должна быть сделана прививка противобешеной сыворотки, и вот поляк-новобранец подменил предохранительную сыворотку сывороткой бешенства. Весь полк отравлен. 1,500 человек в казармах воют в припадке. Их придется расстрелять.
Публика валом - валить смотреть эту пьесу.

Ничто не ново под луной.
Автор «страшной пьесы» встретился в выдумке с А.П.Чеховым.
В газете «Новости Дня», при самом ее возникновении, молодой и веселый «Антоша Чехонте» забавлялся тем, что сочинял самые фантастические «разные известия».
На пари, что какую чепуху ни сочини, — это будет:
        — Перепечатано газетами!
Однажды он сочинил:

Эпидемия бешенства.

В штате Массачузетс, в городе Огайо, вспыхнула оригинальная и ужасная эпидемия. Бешеная собака покусала какого-то мальчика, Родители, к сожалению, не обратили на это внимания, а взбесившийся мальчик перекусал в школе своих товарищей и наставников. Те перекусали своих родителей и домашних. В короткое время весь город взбесился. Муниципальный совет, — местная дума, — собрался для обсуждения мер, какие надо принять. Но в средине заседания городской голова бросился и перекусал всех гласных. Теперь город Огайо оцеплен войсками и представляет страшный вид. Жители бегают по улицам и кусают друг-друга. По последним известиям, весь город страдает водобоязнью.
Пари было выиграно. Утка облетела чуть не все газеты.
Но самое лучшее был конец чеховской заметки:
        — Водопровод бездействует!