20 (07) апреля 1912 года

Вечернее Время

Щедрое пожертвование.

Владелец табачной фабрики «Дукат» И.Д.Пигит пожертвовал караимскому народу 3600 десятин земли около Евпатории, стоящей один миллион рублей. На этой земле должна устроиться земледельческая колония для неимущих караимов. Каждому колонисту будет выдан из средств Пигита живой и мертвый инвентарь. Пигитом составляется устав колонии и комитет из виднейших представителей караимского народа. Этот комитет будет ведать делами колонии, которая будет устроена ан началах общественного самоуправления.

Помешавшийся на злобе дня.

Сегодня утром в Чернышевом пер. задержан по требованию публики, неизвестный, усиленно звавший всех прохожих ехать на выручку Константинополя от нашествия Итальянцев. Доставленный в участок, неизвестный, оказавшийся кр. Ф.Н.Кроликовым, продолжал убеждать чинов полиции в необходимости ехать в Турцию.
Призванный врач признал в задержанном психического больного. В вызванной карете скорой помощи Кроликов, под видом отправки на театр военных действий, был водворен в больницу св. Николая Чудотворца.

ТРЕБОВАНИЯ ИРЛАНДСКИХ ДЕВУШЕК.

Молодая ирландка Браннаган обратилась из Ноттингэма в муниципалитет Даншауглин, место своего рождения, с письмом, которое стало известно в Соединенном Королевстве.
        - Стыдно вам, господа, - обращалась девица к отцам своего городка, - не заботиться об участи девушек, желающих выйти замуж! Вы ничего не сделали для того, чтобы вырвать их из одиночества и, Бог знает сколько осталось теперь холостых мужчин в Даншауглине! Холостяки завладели всеми домами; они обратили их в клубы, они сами стряпают на керосинках! Я посылаю вас к чорту!
Отцы города были оскорблены последним восклицанием в письме, тем не менее они признали, что девушка была права, и решили действовать в интересах одиноких девиц.
На другой день на улицах городка была собрана сходка, на которой холостякам был предложен следующий ультиматум: или в течение 3 мес. они должны жениться или их выселят из города.
Муниципалитет тут же открыл брачное бюро.
Замечательно, что примеру девицы Браннаган последовали и другие коммуны в Ирландии и Англии. Повсюду девушки требуют себе мужей на том простом основании, что они не хотят быть одинокими и обойденными законными радостями семейной жизни.

Московский  Листок

Московская жизнь

В Зоологическом саду

Недавно из Гамбурга в Зоологический сад прибыл большой транспорт птиц. Из них выделяются своей красотой, розовые фламинго, изумрудные и золотистые попугаи, редкие величиной пеликаны. К началу летнего сезона прибудет еще транспорт зверей и птиц, для которых приготовляются помещения.

6 апреля.

Опасения осложнений на Балканах.

ВЕНА. Внезапная блокада Дарданелл немало поразила здешние политические круги, которые опасаются затруднений на Балканах. Многие высказывают мнение, что Италия действует заодно с Россией. Официозная печать лишь сообщает о факте блокады, но избегает комментариев. [...]

Растрата.

АСТРАХАНЬ. Во врачебном отделении губернского правления раскрыты крупные растраты сумм, отпускаемых из казны на противоэпидемические мероприятия. Найден ряд подложных ассигновок на сумму 2 400 р., между прочим подписанных именами докторов Терского и Николаева. Виновник растрат и подлогов, бухгалтер Афанасьев скрылся из города.

Крейсер Балтийского флота «БАЯН», получивший Императорский приз за лучшую стрельбу в цель.
Приз этот впервые был разыгран в Балтийском флоте в минувшем 1911 г. и в феврале 1912 г. торжественно был вручен «Баяну».

Слухи и факты.

В окрестностях города появились фотографы, которые делают снимки для кинематографа. Снимают преимущественно красивые дачные уголки, живописные сады и морской прибой и... конечно, влюбленных, которыми эти уголки полны... А потом назовут кинематографическую картину: «Берега любви» или еще как-нибудь в этом роде...

Речь

К гибели «Титаника».

(По телеграфу от нашего корреспондента).

ЛОНДОН, 6(19) апреля.
Из Нью-Йорка телеграфируют:
Приходе „Карпатия», в которой находились спасенные с «Титаника», с напряженным нетерпением ожидался десятками тысяч народа, толпившегося у пристани. Когда «Карпатия» около 9 часов вечера показалась на горизонте, вся толпа обнажила головы.
Спасенные передают подробности катастрофы. Льдина отрезала одну часть парохода, как ножом. На палубу обрушились громадные глыбы льда, которыми были многие убиты. Вследствие проникновения воды в машинное отделение произошел врыв котлов и электричество погасло.
Большое число пассажиров, особенно третьеклассных, не успело даже выйти из своих кают и погибло там. Во время катастрофы море было спокойно. звезды блестели на небе. Холод был страшный.
Все рассказы сходятся в том, что во время катастрофа экипаж проявил полное хладнокровие и дисциплину. Офицеры образовали цепь, через которую на спасательные лодки были прежде всего спущены женщины и дети. Адъютант Тафта, полковник» Бьют, который тоже стал жертвой катастрофы, во время столкновения со льдиной стоял на капитанском мостике. Когда несколько итальянцев и служащих на пароходе захотели прорваться сквозь цепь, чтобы занять прежде других место на шлюпках, Бьют их застрелил, после чего он сам был убит одним из пассажиров.
Полковник Грасси передает, что Исидор Штраусс отказался сесть в шлюпку до того, как были взяты все женщины и дети. Престарелая жена его не захотела расстаться со своим мужем, и они погибли вместе.
Миллионер Астор так закоченел от холода, что не мог двинуться с места и был омыт громадной волной.
Некий Стенгель, бывший на „Титанике", считает одной из причин преступную небрежность капитана, который, несмотря нa опасность столкновения с льдинами, вел пароход со скоростью 22 узлов в час.
Население Нью-Йорка глубоко возмущено поведением как кампании, так и директора ее Измей оставшегося невредимым; последнему ставится в вину и то, что на „Карпатии“ он не позволял давать при помощи беспроволочного телеграфа подробные сведения о катастрофе.
Сенатская комиссия постановила произвести расследование причин катастрофы и подвергнуть допросу Измея и спасшихся офицеров «Титаника», хотя они и не американские граждане, а английские подданные

К делу об убийстве Ющинского

КИЕВ, 6 апреля.
В окружном суде начались приготовления к слушанию дела Бейлиса. Приводится в порядок комната для присяжных заседателей, которым в продолжение всего процесса придется жить в помещении суда, так как в целях устранения подозрений присяжные не будут отпускаться домой. Состав защиты окончательно выяснился: кроме О.О.Грузенберга, выступают Н.П.Карабичевский и А.В. Бобрищев-Пушкин.

Русское слово

События на Ленских приисках.

(По телеграфу и телефону от наших корреспондентов).

История забастовки и катастрофа.

БОДАЙБО, 6,IV. История забастовки, повлекшей кровавые события на Ленских приисках, такова:
Забастовка на приисках Ленского товарищества началась 29-го февраля. 3-го марта она охватила все прииски. Рабочие предъявили ряд следующих требований:
1)Отпуск доброкачественных пищевых продуктов и устранение обвеса при отпусках.
2)Вежливое обращение приисковой администрации.
3)Увольнение служащих, отличающихся грубостью.
4)Устранение злоупотреблений при подсчета выработок, путем выдачи в шахты книжек для контроля ежедневной выработки.
5)Прекращение выдачи талонов взамен денег.
6) Доставка корреспонденции в казармы, взамен практиковавшегося получения ее из контор, отстоящих за несколько верст.
7)Вежливое и внимательное отношение к больным 3-х из 6-ти приисковых врачей и устранение выписки больных из больниц за неимением места.
8)Улучшение освещения спускных лестниц шахт и штолен в шахтах.
9)Сокращение рабочих часов с 11-ти до 8-ми и облегченеи работ малолетних, которые работают наравне со взрослыми.
10)Увеличение заработной платы на 10 – 30%.
7-го марта окружной инженер Александров, по соглашению с промысловым управлением, объявил рабочим. что требования их, за исключением указанных в пунктах 3-м, 9-м и 10-м, будут исполнены, если рабочие немедленно приступят к работам. Но рабочие отнеслись к этому обещанию с недоверием и заявили, что будут ждать возвращения находившегося в отпуску окружного инженера Тульчинского.
В течение всего марта забастовка протекала мирно. Сами рабочие просили о закрытии винных лавок, стараясь всемерно поддержать порядок и спокойствие. Корчемство преследовалось и каралось самими забастовщиками. Выборные старосты следили за порядком, внушая всем рабочим необходимость вежливого обращения с администрацией. Водоотливка и все прочие работы, приостановление которых исключало бы возможность возобновления обычных работ, производилось непрерывно самим забастовщиками.
В конце марта приехал давно ожидаемый окружной инженер Тульчинский. Но его приезд не изменил положения дел, в виду того, что Ленское товарищество отклонило даже всякие переговоры об увеличении заработной платы. Рабочие соглашались приступить к работам лишь при единственном условии: получении от инженера Тульчинского письменного удостоверения в том, что контракт с ними нарушен Ленским товариществом.
Этого удостоверения рабочие не получили и обратились в консультацию иркутских присяжных поверенных, прося ее защитить интересы рабочих и предъявить иск к товариществу в сумме около 1 миллиона рублей.
До тех пор, пока в Бодайбо не приехал командированный сюда жандармский ротмистр Трещенков, горная администрация, в лице горного инженера и горного исправника, охотно вела переговоры с рабочими, настроение которых было по-прежнему мирное.
Рабочие продолжали надеяться, что все их требования будут признаны законными и будут удовлетворены Ленским товариществом, которое, по их мнению, нарушило договор.
23-го марта в Бодайбо приехал жандармский ротмистр Трещенков, командированный сюда из Иркутска. Его приезд сразу изменил положение вещей. Он выпустил объявление, в котором угрожал рабочим расстрелом в случае дальнейшего упорства. Объявление это ошеломило рабочих, но не вызвало никакого внешнего волнения.
3-го апреля, ночью, были произведены аресты. Арестовано было 10 человек по подозрению в том, что они - депутаты рабочих. До этого их ни разу не требовали к допросу следственные власти. Эти события вызвали некоторое брожение среди рабочих. 4-го апреля рабочие обратились к инженеру Тульчинскому, прося его содействовать освобождению арестованных товарищей.
Беседовала с инженером Тульчинским толпа в несколько тысяч человек. Порядок сохранялся полнейший. Во время этой беседы раздалось несколько залпов. Стреляла рота солдат, находившаяся приблизительно в расстоянии полуверсты от толпы. Инженер Тульчинский спасся буквально чудом. Из толпы убито на месте свыше 200 человек. Столько же тяжело раненых, которые находятся теперь в больнице при смерти. Легко раненых - огромное количество.
Рабочие ничего подобного не ожидали. Они свято верили в мирный исход дела. Спокойный экономический характер забастовки, продолжавшейся целый месяц, подтверждала даже администрация. Все время не было ни одного случая не только насилия, но даже грубого выступления со стороны рабочих, в то время как на приисках всего было 240 человек военной команды и около 80-ти полицейских стражников на 7-тысячную рабочую команду, расположенную на протяжении свыше 100 верст группами по 1000 человек.
Трудно сказать, чем угрожает дальнейшее положение. Дело в том, что весь приисковый район теперь фактически отрезан распутицей от всего мира. Возбуждение рабочих, вопли и стоны вдов и сирот не поддаются описанию. Приезд каких бы то ни было властей, равно, как и подвоз припасов, возможны не раньше окончания распутицы, т.-е. в конце мая.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ.

ИРКУТСК, 6, IV. Согласно официальной версии, кровавое событие на Лене представляется в следующем виде: 4000 рабочих в ночь на 5-е апреля толпой шли освобождать арестованных выборных. Начальник полиции, после предупреждения, открыл огонь. Убито 107, ранено около 100.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

СЕВАСТОПОЛЬ.

Авиация.

Севастопольская школа авиации в настоящее время делится на две: младшее отделение в Севастополе, старшее – на Каче. К июню месяцу текущего года севастопольское отделение также переводится на Качу, где сооружается уже здание для собрания офицеров авиаторов и квартиры для них (на 100 человек). Если здания к июню не будут готовы, г.г. офицеры будут размещены в палатках.
Для авиационной школы вновь заказаны 16 аэропланов.