16 (03) мая 1912 года

ВЫСТАВКА ЖИВОТНОВОДСТВА.

Мариупольское земство устраивает в этом году районные однодневные выставки в следующих селах: в селе Платоновке 1-го июня, в Малом-Янисоле – 8 июня, в Павловке - 17 июня. На выставках будут допущены в качестве экспонатов лошади, крупный рогатый скот, отцы, свиньи и т.д. – разводимые местными крестьянами. Лучшие экземпляры будут награждаться золотыми, серебряными и бронзовыми медалями и похвальными листам. Земство обратилось в полтавское и харьковское с.-х. общество с просьбой принять участие по примеру прошлого года в премировании лучших животных.

Московские Ведомости

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

День 1-го мая прошел в Москве совершенно спокойно. Были две попытки устроить демонстрацию - на Бутырках и в Трехпрудном пер., но никакого успеха не имели. В том и другом случае группы не более 20 – 30 человек начинали петь «вечную память», но пение было немедленно прекращаемо. Всего в Москве не работало около 78 промышленных заведений при 15 – 20 тысячах рабочих. Однако газеты: Русское Слово, Русские Ведомости, Раннее Утро, Голос Москвы, Утро России, Копейка и Московский Листок не вышли.

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

ХОЛМЩИНА. Русские заповеди.

Холмское православное братство распространяет среди населения Холмщины русские заповеди, долженствующие служить руководством в жизни. Эти заповеди следующие:
1)Помни, что ты русский. кость от кости русского народа; 2)помни, что твоя родина - Холмская Русь, испокон веков земля русская; 3)с своими братьями говори только по-русски. Русский язык – красив, силен, звучен и им следует гордиться; 4)держись крепко православной веры, которая спасла наш народ от национальной гибели; 5) помни, что русские люди, принявшие католическую веру, - это твои братья родные по крови: не отталкивай их от себя, а, наоборот, приближай к себе, влияй на них и убеждай их, что, независимо от вероисповедания, они должны считать себя русскими людьми; 6) распространяй по деревням благонадежные русские книги, поддерживай русских торговцев, ремесленников и т.д. (Виленский Вестн., №2656.)

2 мая.

К кончине датского короля.

БЕРЛИН. Король датский Фридрих VIII, прибывший в Гамбург в понедельник проездом из Ниццы, где он пребывал несколько месяцев после инфлюэнцы, с королевой, принцем Густавом и дочерьми Дагмарой и Тирой, вышел совершенно один погулять по городу. На Гензенмаркте он потерял сознание и упал мертвым. Его перенесли в морской госпиталь, но никто не мог удостоверить, кто умерший, так как он шел совершенно один. Свита, обеспокоенная долгим отсутствием короля, начала телефонировать во все концы, и лишь около трех часов утра короля нашли в покойницкой больницы.

Христиан-Фредерик VIII-Вильгельм-Карл, король датский.

Раскопки в Помпее.

ПОМПЕЯ. Продолжающимися раскопками сегодня открыта прекрасно сохранившаяся фреска, представляющая выдающийся интерес. Фреска украшала фасад общественного здания, стоявшего у дороги. Она изображает Венеру с диадемой, на колеснице, везомой четырьмя великолепными индийскими слонами. Краски весьма гармоничны и сохранились. (Аг. Стефани). (СПА).

Бандиты-автомобилисты.

НОЖАН-НА-МАРНЕ. Два бандита-автомобилиста Валле и Гарнье заперлись в доме, который теперь осаждает полиция. Преступники отстреливаются. Ранено много полицейских агентов. (Аг.Гаваса). (СПА).

НОЖАН-НА-МАРНЕ.

В 2 ч. ночи под дом, где забаррикадировались бандиты Валле и Гарнье, был подложен килограмм мелинита. Взрывом в доме пробита брешь, в которую ворвались полицейские собаки. После продолжительной перестрелки в 2½ час. ночи дом был взят штурмом. При свете факелов приступили к поискам бандитов, которые были обнаружены и схвачены. Обоих перенесли в полицейские автомобили. Стоило большого труда оттеснить толпу, готовую растерзать бандитов. (Аг.Гаваса). (СПА).

НОЖАН-НА-МАРНЕ. Бандиты-автомобилисты Гарнье и Валле убиты. (Аг.Гаваса). (СПА).

Ограбление поезда.

НОВЫЙ ОРЛЕАН. Близ Гаттисбурга (шт. Миссисипи) злоумышленники остановили нью-йоркский экспресс и взорвали динамитом багажный вагон. Затем грабители скрылись верхом на лошадях, захватив похищенный в багажном вагоне пакет, содержащий 140 000 долларов. (Аг. Рейтера). (СПА).

ВЗРЫВ ПОРОХОВОГО ПОГРЕБА.

НИКОЛАЕВ. В пятом часу дня взорвало пороховой погреб морского ведомства, расположенный в лагерном поле вблизи Ингула. Взрывом тяжело ранено три нижних чина. Часовой жив, он оглушен. Смотритель порохового погреба, отставной капитан Чепурнов, бывший внутри погреба, разорван. В городе масса побитых стекол, в ближайших-же зданиях пробиты камнями крыши. Причины взрыва выясняются.

Правда

ДЕМОНСТРАЦИИ 1-го МАЯ.

Еще накануне 1-го мая полиция получила извещение, что рабочими готовится демонстрация на Невском пр.
1-го мая в двенадцатом часу дня к Невскому пр. стали стекаться чины наружной полиции.
Городовые конные и пешие расположились во дворе № 3 по Казанской ул., во дворе городской думы, а также в других дворах как Невского пр., так и прилегающих к нему улиц. Около Казанского собора дежурят городовые, околоточные надзиратели и полицейские офицеры.
Сквер Казанского собора закрыт рогатками и в сквер никого не пропускают. Наряды городовых стоят около Здания городской думы, около Михайловской площади, на Аничковом мосту, около Публичной библиотеки, на углу Садовой ул. и Невского пр.
Лил сильный дождь.
Демонстрация назначена была в 1 час дня. К тому времени на Невском проспекте появилось значительное количество рабочих, были и учащиеся, но не много.
Рабочие, главным образом, разгуливали по Невскому проспекту, между казанской улицей и Аничкиным дворцом.
Для того, чтобы не допускать скопления манифестантов в одном месте, были установлены «пробки» из чинов полиций на всех перекрестках улиц, начиная от Караванной и кончая Конюшенной. Рабочих с Невского просп. удаляли в промежуточные улицы.
Благодаря этому проспект ежеминутно «разгружался», но эта мера не достигла цели. Например, рабочих около думы удаляли на Думскую улицу. Отсюда они моментально переходили на Перинную линию и по галерее Гостиного двора воз вращались на Невский или же по Думской ул. выходили на Екатерининский канал и попадали на Невский.
Около половины второго часа дня на противоположной стороне Казанского собора, около моста через Екатерининский канал, собралась значительная группа рабочих. Запели революционные песни. Немедленно к рабочим двинулись конные и пешие городовые.
В этот момент другая группа рабочих запела на другой стороне моста. Полиция бросилась ко второй группе.
Вскоре рабочие были рассеяны.
Через несколько минут толпа собралась на углу Садовой ул. и Невского пр., вблизи Пассажа. Конные городовые оттеснили демонстрантов с Невского пр. на Садовую ул.
Число рабочих на панелях Невского пр., между тем, увеличивалось. В виду этого, на Невский пр. были высланы конные городовые и жандармы. Они были размещены по всей улице; кроме того, небольшими группами разъезжали около панелей.
Затем отряды конной и пешей полиции, а также жандармов были установлены на обеих сторонах Екатерининского канала, на Михайловской, Караванной, Садовой и Думской ул. Екатерининский сквер, против Александринского театра, закрыли.
Несмотря на такие меры, манифестанты успели опять собраться на этот раз около Аничкина дворца. Сгруппировалось значительное число рабочих. Послышалось пение. Примчались жандармы и конные городовые. Манифестантов окружили, а затем рассеяли по разным улицам.
Другая группа манифестантов собралась в Гостином дворе со стороны Садовой ул.
Так как публику не удаляли из Гостиного двора, чтобы не стеснять торговли, то манифестанты, воспользовавшись этим, в большом количестве заполнили верхнюю и нижнюю галереи. Затем на Садовой ул., у Гостиного двора, собралась довольно значительная толпа и с пением двинулась к Невскому. Примчались жандармы и конные городовые. Демонстрантов рассеяли.
Теснимые от Невского пр. демонстранты прошли на галерею Мариинского и Апраксина рынков. Через несколько минут около государственного банка опять образовалась большая группа. Из государственного банка со двора был выведен отряд нижних чинов под командой офицера. Однако, вмешательства солдат не потребовалось. Демонстранты были рассеяны конными городовыми и жандармами.
Около пяти часов дня на Садовой улице была предпринята третья попытка устроить манифестацию.
Третья группа Демонстрантов, оттесненная от Невского просп., небольшими группами направилась на Гороховую улицу.
Первоначально они пробовали добраться на Каменном мосту, но оттесненные пешей полицией через несколько минут собрались в конце Гороховой ул. и с пением двинулись по Загородному пр. к Невскому. Была еще попытка устроить демонстрацию на Владимирском пр. Манифестанты сейчас же были рассеяны. Только к 8 часам вечера полиции удалось совершенно очистить Невский пр. и прилегающие улицы от демонстрантов. Конные патрули разъезжали до глубокой ночи.
Несколько десятков манифестантов за неисполнение требований чинов полиции были арестованы.

Россия-2

Рекорд скорости.

В Америке недавно установлен новый рекорд скорости. Гонщик Луи Дисброу на гонке в Лонг-Инсланде на автомобиле с двигателем 300 лош. сил покрыл на специальном треке три мили со скоростью 1 миля в 20 1/5 сек. Иначе говоря, скорость эта была равна 286 километров в час. Известно, что наибольшая скорость локомотива установлена - для парового в 2298 килом., для электрического - в 217.

Император Вильгельм в Эльзасе.

БЕРЛИН, 2(15),V. Огромную политическую сенсацию, почти скандального характера, вызвало известие о речи императора Вильгельма, произнесенной им в Страсбурге.
Принимая страсбургского бургомистра, император. между прочим, сказал ему:
        - Если эльзасцы не откажутся от своей фронды, то я разнесу их конституцию в щепки и сделаю Эльзас-Лотарингию прусской провинцией. До сих пор вы меня знали с моей лучшей стороны, теперь вы познакомитесь с другой стороны!
Эта угроза произвела во всей стране подавляющее впечатление. Эльзасцы негодуют, протестуя против таких проявлений абсолютизма. Они заявляют, что конституция дана им рейхстагом и союзным советом, а потому монарх не в праве им угрожать, игнорируя власть законодательных учреждений.
Эльзасская печать выражает уверенность, что германский рейхстаг выступит в защиту своих прав и напомнит монарху данные им обещания отказаться от личного режима.

Утро России

Убийство премьер-министра.

(Письмо из Лондона).

Сегодня исполняется ровно сто лет со дня убийства английского премьер-министра Спенсера Персеваля.
Представление об Англии и убийстве премьер-министра как-то не вяжется. При словах «убийство премьера» в воображении встает скорее понятие «Россия», чем „Англия“. Действительно, и к этой истории Россия имела некоторое отношение.
Убийство, о котором идет речь, произошло при следующих обстоятельствах. 11 мая 1812 года, когда премьер-министр Персеваль вошел в кулуары палаты общин, рассказывает его сын и биограф, — ему преступил дорогу какой-то мужчина, в одежде мелкого купца. Он быстро приставил дуло пистолета к груди премьера и выстрелил. Премьер успел только вскрикнуть: «Я убит!» и пал замертво.
Этот выстрел был услышан в палате. Заседание приостановилось. Убийцу привели к столу спикера. Тотчас же приглашая несколько магистратов, и началось публичное следствие.
Следствие передало дело в уголовный суд. Через 4 дня (15 мая) его уже судили, а еще через три дня (18 мая) он уже был казнен через повешение. На суде выяснилось, что убийца премьер-министра был скромный купец, ведший торговым дела в России. В Архангельске его арестовали за долги и продержали в русской тюрьме пять лет. Несчастный купец был и так предрасположен к сумасшествию (отец его умер в больнице для умалишенных). Пять лет в тогдашней русской тюрьме окончательно расстроили его здоровье, и физическое и умственное.
Выйдя из тюрьмы, он приехал в Англию искать управы на русские власти. Он считал себя жертвой несправедливости. Но английские влати не могли ничем помочь ему, так как арест его в России был вполне законен. Тогда он уже счел себя жертвой не русской, а английской несправедливости, и решил отомстить главе правительства.
Печальней иллюстраций того жестокого времени служит тот факт, что убийцу казнили после того, как на суде обнаружилось, что и его отец и он сам были умалишенные.

3. П— ВЪ

Южная Копейка (Киев).

Спасенные с «Титаника» малютки.

Известно, что в числе спасенных во время катастрофы детей находились «двое французских мальчиков, 3 и 4 лет, отвечавших на имена Луи и Лоло. Проживавшая в Ницце г-жа Навратиль заявила, что эти мальчики могут оказаться ее сыновьями, похищенными у нее покинувшим ее мужем. Завязалась по этому поводу переписка, и г-жа Навратиль просила, чтобы сфотографировали малюток и прислали ей снимок. Этот снимок был получен 24 апреля. Счастливая мать убедилась, что спасенные мальчики действительно ее сыновья, и в тот же вечер выехала в Шербург, откуда отправилась на «Океанике» в Нью-Йорк.