06 июня (24 мая) 1912 года

Вечернее Время

ЗАГРАНИЧНЫЕ НОВОСТИ.

Брачные рекорды.

Америка устраивает брачные комбинации с рекордами скорости. На днях один миллиардер, получив до полудня развод, вечером был уже снова официальным супругом той, ради которой он расторгал свой первый брак.         Теперь из Нью-Йорка телеграфируют, что «бюро законных браков» так-же установило своеобразный рекорд; ему удалось произвести брачную церемонию 180 пар в .120 минут.

Забастовка прислуги в Нью-Йорке.

Забастовка четырех тысяч отельных служителей в тридцати двух отелях Нью-Йорка во многом нарушает правильную жизнь громадного города.         Забастовщиками были произведены попытки устроить демонстрацию на Пятой авеню, но толпа их, состоявшая по преимуществу из итальянцев, германцев и французов, была рассеяна после нескольких бескровных выстрелов.         Президент общества владельцев отелей заявил представителям стачечников: «Наши отели лучшие в мире. Неужели вы думаете, что мы позволим лакеям разрушить все это? Никогда. Мы привезем сотни негров с юга и сломим вас».         Характерную для янки позицию заняли нью-йоркские студенты. Они предложили свои услуги владельцам отелей для того, чтобы сорвать непопулярную забастовку. «New York Herald» протестует против «выступления студентов, которые хотят бороться с стремлением людей низшего класса за лучшее положение в жизни. Из этого можно заключить, что университетское образование в нашей стране не демократично». На помощь студентам пришли маникюрши, который теперь также многочисленны в нью-йоркских-отелях, как телефонные барышни. Удастся ли этому странному сотрудничеству из студентов и барышень такой свободной профессии сорвать забастовку, покажет будущее.

СЛЕПАЯ ЭКСТЕРНИСТКА В ГИМНАЗИИ.

Среди лиц желающих подучить диплом за 4 – 6 и за 7 классово в Харькове в Мариинской гимназии находится одна «слепая», держащая экзамен за 6 классов. Будучи прекрасно подготовлена, она чудно отвечает на экзаменах, а геометрические задачи и теоремы решает складывая на столе сделанные ею различной величины палочки.

Муж шести жен.

Такой храбрец нашелся в Англии и судился судом присяжных в Уэлсе, По газетным отчетами этот Гарри Джонстон Джордан совсем не похож на героя многих романов. Вида он довольно плюгавого и перед судьею заметно дрожал. Теперь eмy сорок лет. В первый раз Джордан женился в 1897 году. Прожил с женой три месяца, обобрал ее как липку и исчез. Таким же манером он поступал и с последующими женами, с той лишь разницей, что в некоторых случаях его «медовый месяц» длился лишь полторы—две недели. Полиция уверена, что таких „браков“ на его душе много больше полудюжины. Только жертвы стыдятся выносить свое разочарование на суд. Присяжные вынесли обвинительный приговор и Джордан попал на три года в каторжную тюрьму.

Русские подданные погибшие на "Титанике".

Императорский русский консул в Лондон донес министерству внутренних дел, что, по полученным им сведениям, при крушении парохода "Титаник" погибли следующие русские подданные (кроме финляндских уроженцев):
Симон Ситман, Зелман Злоковский, Гарри Корн, Симон Вайсман, Якоб Кук, Лесли Гелинский, Натан Гольдшмидт, Иосиф Мурдлин, Вульф Спектор, Абрам Гармед, Самсон Абельсон, Самуил Гиндберг, Зелина Кантор, Польнер Ушер, Абе Виллер, Иосиф Мантвила.
Для получения родственниками погибших вознаграждения, из фонда, собранного лордом-мэром Лондона, необходимо предоставить названному лицу сведения, устанавливающие право получения, на особом бланке, заполненном городским головой, мировым судьей, священником, доктором или адвокатом.
Бланки могут быть получены в Императорском Генеральном консульстве в Лондоне. [...]

23 мая.

Галицкие дела.

ЛЬВОВ. (Соб. кор.). Украиснкие газеты опубликовали письмо бывшего надзирателоя в Станиславове, Пильпчука, находящегося теперь в Чикаго. В письме этом Пильпчук заявляет, что он один, без чьего-либо содействия устроил побег Сичинского из тюрьмы и что все другие осужденные надзиратели невиновны.

На Кубе.

ГАВАНА. На о. Кубе высадились 450 солдат американской морской пехоты. Целью этого десанта является охрана собственности американских граждан, а не вмешательство во внутренние дела острова. (Аг. Рейтера). (СПА). (СПА).

АРХАНГЕЛЬСК. За помещенную в нумере 108 газеты «Архангельск» статью «Аресты рабочих» управляющий губернией оштрафовал редактора на сто рублей с заменою при неуплате арестом при полиции на месяц.

Воздухоплавание.

Из Москвы приехал сегодня авиатор Янковский, принимавший участие в публичных полетах, происходивших на Ходынке. Молодой летчик на русском аппарате «Лям», названном так по инициативе трех фамилий авиаторов, конструировавших этот моноплан (Лерхе, Янковский и Моска) побил всероссийский рекорд высоты, поставленный A.A.Baсильевым (1,650 метр.) и поднялся на 1,775 метров. Рекорд этот относится к официально зарегистрированным, так как военные летчики нe раз поднимались выше 2,000 метров. Всемирный рекорд, как известно, достигает страшной высоты в 3,910 метров — его поставил французский авиатор Гарро на Блерио. Таким образом мы даже не достигли половины высоты, до которой доходили Французы, но тем не менее нельзя не приветствовать новый рекорд, тем более, что он поставлен русским летчиком на русском аппарате, построенном в Петербурге.

Авиатор Г.В.ЯНКОВСКИЙ.

Слухи и факты.

Уж сколько раз твердили... о разрушении тротуаров. Разрушение производится на глазах у гор. управы. Разрушает общество электрического освещения при прокладке кабелей. Теперь с наступлением жарких дней, выясняется новое достоинство «ремонта» мостовых и тротуаров бельгийцами. Асфальтированные части тротуара после «подновления» их бельгийцами под влиянием жары расплавляются и прохожие вязнут в них каблуками. Meжду тем, за пределами асфальтовой полосы, недавно только залитой по окончании укладки кабеля, не замечается подобного явления. Неужели и в дальнейшем будет допущено пользование материалами столь «высокого» качества?

В Одессе очень много так называемых «домашних обедов». Потребителями их являются, главным образом, студенты, мелкие чиновники, курсистки и т. д. Домашние обеды» содержатся в большинстве случаев грязно. Скатерти и салфетки не стираются месяцами, продукты также не первой свежести. В других городах подобные учреждения периодически осматриваются санитарными комиссиями. В Одессе они предоставлены на волю судеб.

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Увлечение декадентством в Европе начинает проходить.
Доказательством этого служить неудача нового балета г. Нижинского «День Фавна», вызвавшего свистки в театре и жестокие отзывы парижской прессы обыкновенно очень щедрой на похвалы ищущим рекламы артистам.
Но видно, г. Нижинский, в погоне за сенсацией, хватил через край.
Французская критика очень любезна и покладиста, но есть границы, за которые во Франции нельзя переходить.
Это границы изящного.
Г. Нижинский ударился в крайность, дал нечто грубое, антихудожественное, и за это ему досталось.
Можно себе представить, как торжествует теперь г. Фокин!
Дело в том, что г. Дягилев решил расстаться с г. Фокиным, как с балетмейстером, и заменить его г. Нижинским.
Если г. Нижинский и впредь сочинять такие «балеты», то г. Дягилева нельзя поздравить с этим приобретением.

Правда

Читателям «Правды».

Прошел ровно месяц, как начала выходить газета «Правда».
Каждая газета, чувствующая свою ответственность перед читателями, дорожит их мнением,— тем более дорожит им «Правда».
Мы знаем, что газета наша оставляет желать много лучшего, особенно в виду того, что дело новое, трудное и гораздо более сложное, чем это может показаться со стороны. Ведь к нашей газете нельзя применить той мерки, с которой можно подойти к буржуазным газетам обычного типа. Не располагая такими средствами, как эти газеты, она в то же время выходит при гораздо более тяжелых условиях, которые всем известны. Этими причинами в значительной степени объясняются возможные недочеты нашей газеты.
Мы считаем необходимым для успешного ведения газеты более близкое общение с читателями. Но. так как самой собой разумеется, что непосредственней обмен мнений с широким кругом читателей в самой редакции невозможен по целому ряду причин, мы обращаемся ко всем читателям «Правды» с п р о с ь б о й п р и с л а т ь нам свои письменные отзывы с выражением своего отношения к газете и пожеланием того, что бы они хотели в ней видеть и чего, по их мнению, в ней не достает. Желательно было бы, чтобы наши читатели/ указали, какие вопросы их особенно интересуют в данное время. Какие вопросы хотя и затрагиваются в газете, но не достаточно полно. Каких отделов в газете не хватает или какие отделы поставлены не полно или неудовлетворительно? Достаточно ли понятно пишутся статьи?
Желательно было бы также, чтобы читатели указали определенные статьи в прежних номерах «Правды», которые они находят неудовлетворительными. При этом мы убедительно просим не стесняться формой своих писем.
Мы уверены, что читатели откликнутся на наш призыв, и не сомневаемся, что из их писем мы получим много ценных указаний, которыми не замедлим воспользоваться при дальнейшем ведении газеты. Этот живой обмен мнений с читателем значительно облегчит нашу работу.

Оштрафование газеты.

И. д. С.-петербургского градоначальника, за нарушение ст. 3 гл. XI, изданного с.-петербургским градоначальником 4 сентября 1911 года обязательного постановления, а именно за помещение в №19 газеты «Правда» статьи под заглавием «У стены федералистов», — постановлено оштрафовать редактора названной газеты М. Е. Егорова на 300 руб. с заменою, в случае неуплаты штрафа, арестом на 2 месяца.

* Наложен арест на № 2-й газеты «Невский Голос», от 23 мая; редактор А. Н. Захаров привлекается к ответственности по пунктам 1 и 6 ст. 129 Угол. Уложения.

В Россiи.

Борьба с "пропагандой".

ОРЕЛ, 23, V. (По телефону). На днях земский агроном 3-го участка Акимов вел беседу с крестьянами деревни Козинки, Брянского уезда, об улучшении лугов. В помещение, где происходила беседа, явился сельский староста и с криком: "Не слушайте его!" - т.е. агронома, приказал крестьянам разойтись.
Агроном объяснил сельскому старосте цель своего приезда и показал ему открытый лист от земской управы. Староста взял лист, помял и бросил, а агронома схватил за платье и приказал ему убираться.
Когда агроном уезжал, староста сказал ему, чтобы он впредь в Козинки не являлся, иначе он ему вырвет язык, чтобы не "пропагандировал".
Нечто подобное произошло и в деревне Новое Лавшино. Там земский практикант студент Грабовников явился заложить опытный участок, но крестьяне не дали ему этого сделать, и студент должен был отправиться обратно.

О жертве Распутина.

(От нашего гороховецкаго корреспондента).

В сибирских газетах на-днях было напечатано сообщение об известной петербургской генеральше Лахтиной, увлекшейся «старцем» Григорием Распутиным.
Г-жа Лахтина, как известно, ушла с Распутиным под влиянием психического расстройства на религиозной подкладке.
Сибирская газета сообщает, что Распутин бросил свою жертву: «И бродить она теперь, безумная, по берегам Туры, и никто ее не ищет. Где она, эта жертва Распутина?»
Поэтическая картина сибирской газеты поразила воображение некоторых столичных газет, которые стали усиленно комментировать ее.
Это сообщение нуждается в небольшой фактической поправке.
Дело в том, что г-жа Лахтина не дальше как 1-го мая была во Флорищевом монастыре.
Несомненно, она психически расстроена, судя до ее оригинальному костюму: на голове белый «плат», «святой» поясок ярких цветов, модное дорогое пальто, из - под которого видны ея босые ноги.
Привезшему ее со станции «Гороховец» в монастырь извозчику она не заплатила денег, предложив ему получить плату с настоятеля монастыря.
Приехав, Лахтина тотчас же отправилась к иеромонаху Илиодору, с которым у нее была продолжительная таинственная беседа, закончившаяся тем, что Лахтина схватила иеромонаха за пояс и не пожелала отпускать. На крик Илиодора прибежал келейник. Ее удалось оторвать от иеромонаха и силой вывести из монастыря.
Генеральша целый дань бродила вокруг монастыря, куда ее не пускали стражники. Она волновалась, кричала и топала ногами. Е вечеру ее привезли в г. Гороховец и передал в распоряжение полиции. Гороховецкий исправник телеграфировал в Петербурга ее мужу, от которого получил тотчас же по телеграфу 30 рублей на расходы, с просьбой направить больную к ее брату в Казань, что и было сделано.
Как известно, Казань расположена не на сибирский реке Туре, а на Казанке, впадающей в Волгу.
Впрочем, может быть, в газетах вышла опечатка.

ХРОНИКА

(От наших корреспондентов).

МИНСК.

Три старика.

В сессии окружного суда в Мозыре трое стариков села Дяковичи, — Куделько, 77-ми лет, Рогалевич, 67-ми лет, и Журадович, 60-ти лет,-— I усердные поклонники Бахуса, обвинялись в ложном показании на суде под присягой, с целью защиты существовавшего в селе тайного кабака. Последний содержала некая Эпштейн. Когда ее привлекли к ответственности, трое упомянутых крестьян в качестве свидетелей показали, что Эпштейн не торгует водкой, между тем, как сами всегда у нее распивали. Все трое приговорены к 1-му году 4-м месяцам тюрьмы каждый, с лишением некоторых прав.

НАУКА, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО.

Судьба московских достопримечательностей.

Гласный Н. А. Шамин в письме в управу сообщает факты, характеризующие отношение москвичей к своим достопримечательностям. В самое последнее время в доме на Новинском бульваре, в котором некогда жил Грибоедов, устроен трактир.         В доме Скворцова, где, как теперь установлено, родился Пушкин, в настоящее время отделывается... пивная лавка.

Музей русской тюрьмы.

В Кракове, по инициативе «Wiezien Polityczny», при академии наук образован особый отдел, посвященный истории быта политических заключенных в России и Польше.
В настоящее время этот отдел,— «музей русской тюрьмы, каторги и ссылки, — располагает обширным собранием писем и других документов, рисующих быть политических заключенных в тюрьме, на каторге, в ссылке и на поселении.

Утро России

Из памятников 1812 г.

Забытая доска.

Во дворе университетской обсерватории, в самом углу его, совершенно скрытом от посторонних взглядов, на стене, отделяющей землю обсерватории от имения московских фабрикантов Прохоровых, где сосредоточены их фабричные корпуса и квартиры служащих, прибита довольно больших размеров потемневшая от времени бронзовая доска. На доске любопытная надпись:         „На этой горке 1812 года, в бытность Наполеона с войсками в Москве, московский фабрикант Василий Йванович и сын его Иван Василевич Прохоровы спасались от пламени, объявшаго Москву, и грабежа неприятелей. Во всех неистовых поступках преимуществовали пред другими нациями поляки и италианцы. Французской же гвардии полковник не допустил до разграбления последний запас муки и картофеля, и тем запасом Прохоровы продовольствовались до конца сентября месяца, выхода своего из Москвы в Зарайск, куда его супруга Екатерина Никифоровна с сыновьями Константином и Яковом и дочерью Анною В., выехали 25 августа. Этот же добрый французский полковник выезжая отсюда в поместье Остров, графини Орловой - Чесменской, заходил проститься с хозяином Василием Ивановичем и подарил сыну его Ивану В. подзорную трубку. Вечная ему память!“
Доска эта относится к эпохе Отечественной войны и была поставлена на этой стене, впоследствии много раз реставрировавшейся спасшимися предками Прохоровых.

Юбилейная доска, прибитая на стене дома университетской обсерватории.

БЕРДЯНСК.

Театр.

В летнем городском театре идут спектакли оперной труппы Медведева. Неизбалованная в этом отношении бердянская публика относится к опере очень хорошо и даже исправно посещают ее, а это что-нибудь да значит, ибо обычно обывателя в театр и палкой не загонишь.
С 30 мая начнутся гастрольные спектакли петербургского передвижного художественного театра. Во главе труппы стоит поэт П.П.Гайдебуров.