17 (04) июня 1912 года

Вечернее Время

Песни 12-го года в Мариинском театре.

Нам сообщают, что директор Императорских театров В.A.Теляковсикий обратился к министру Двора за разрешением устроить осенью в Мариинском театре специальный вечер песен 12-го года, которые будут исполнены великорусским оркестром и хором императорской оперы.
По мысли г. Теляковскаго будут использованы только что изданные песни 12-го года, которые с большим трудом удалось собрать В.Н.Гартевельду.
В Мариинском театре будут исполнены не все собранный г. Гартевельдом песни: многие из них по цензурным условиям невозможны для публичного исполнения, в особенности французская военный песни, сильно отразившие великую французскую революцию.

Член венгерского парламента Юлий Ковач, стрелявший в графа Тиссу и покушавшийся на самоубийство.

Московская Газета

Ураган в Петербурге и Царском Селе.

(По телефону из Петербурга).

В субботу над Петербургом пронесся сильный ураган, причинивший не мало серьезных бедствий.
Первые признаки урагана появились в 12 час. дня.
Надвинулась черная тяжелая туча быстро заволокла все небо и пошел крупный, частый дождь с градом.
Постепенно град сталь усиливаться. Налетел порыв ветра, другой, третий и вдруг забушевал ураган, сопровождаемый сильной грозой и ливнем От туч, закрывших небо, как-бы сплошной, черной, непроницаемой пеленой, стало так темно, что в квартирах пришлось зажигать огни.
Наибольшей силы ураган достиг в половине второго часа дня. После этого порывы ветра стали ослабевать, и уже в 2 часа дня снова проглянуло солнце над присмиревшим и перепуганным Петербургом.
В саду Александровской больницы ветром сломало и вырвало 8 деревьев.
На Васильевском острове штормом сбило несколько старых деревьев, на Большом просп. Вас. остр., причем, громадный сук, сорвавшийся с дерева чуть не упал на пассажиров, ожидавших очередного трамвая на углу 8 линии. Один из пассажиров, профессор академии художеств Р., находившийся около самого крушения дерева, просил позволения взять себе на память этот тяжеловесный сук, чуть ее размозживший ему голову, и отправил его на извозчике домой.

Штормом сделаны прямо-таки небывалый опустошения в Царском Селе и Павловске. Выворочены вековые дубы и сосны с корнями. Парк потерял до тысячи деревьев. Один из наиболее красивых дубов разбит и свален близ дворца, при чем попорчено здание служб и летние посадки. Опрокинута будка сторожа в момент, когда тот старался спастись от урагана.

Проституция в Москве.

Сколько в Москве проституток?
Общая цифра их, несомненно, колоссальна, но с закрытием домов терпимости она положительно не поддается сейчас никакому арифметическому учету. Некоторое представление о размерах проституции в городе дают все-таки давнные о врачебном осмотре „женщин легкого поведения“, которые уже зарегистрированы полицией в качестве профессиональных жриц свободной любви, или случайно забираются с улиц во время полицейских обходов.
В течение 1911 года врачебному осмотру были подвергнуты всего 12,625 женщин, в том числе „квартирных проституток“, добровольно визировавших свои желтые билеты—8468 и приведенных полицией — 4157.
Осмотр и тех и других в смысле их здоровья дал в общем утешительные результаты: больных оказалось только 1059 женщин, т. е. 9% из общего числа осмотренных проституток.

Смерть атлета Понса.

Умер Поль Понс, самый известный французский борец-профессионал, хорошо знакомый нашей публике, которая неоднократно видала его на больших сценах.
Понс был известен еще в то время, когда борьба ютилась на подмостках ярмарочных театров. Потом, когда борьбой начали интересоваться широкие слои населения, Понс был неизменно победителем среди всех французских борцов. За последние 10 лет он уже стал много слабее.
В тот год, когда „вышел в люди“ Поддубный, у него в цирке была решительная схватка с Понсом, показавшая, насколько слаб был Понс уже тогда. Последнее время Понс руководил в Париже школой атлетики.

Около кулис.

Выступление русских артистов на заграничных сценах сделалось трафаретным приемом подносить современному читателю как победу русского искусства и таланта наших сценических деятелей, как нечто никогда не бывалое и не случавшееся.
Ошибка грубая, вытекающая из невежественного незнания летописей театра.
По этому поводу один из парижских журналов вспоминает, что еще в 1825 году русская певица Федорова сводила с ума европейскую публику своим чарующим голосом. Она пела в Неаполе и Париже в итальянской опере под именем Менвиель-Фодор. Достигнуть славы певицы в Италии, блиставшей всегда изумлявшими весь мир голосами, а в те времена исключительными, было не так легко, как теперь, в наш век „беспринципной“ рекламы. Итальянцы называли Федорову — „царицей пения“,—prima del prime donne!
Париж долго добивался, что бы отнять у Италии „русского соловья“... Первый дебют Федоровой на сцене парижской итальянской оперы состоялся в „Семирамиде“, дебют „безумного“ торжества певицы по началу и страшной трагичности по своему неожиданному финалу...

*        *
*

Вот в каких ярких красках рисуется в воспоминаниях этот небывалый в истории театра спектакль.
... Зала театра была полна, все предвещало блестящее торжество „царице пения“. Весь Париже быль на лицо, все парижские знаменитости, все друзья артистки: Россини, Керубини, Шорон и другие ловили с восхищением каждый звук ее чистого и могучего голоса. Энтузиазм публики доходил до исступления, и вдруг за пятым или шестым тактом капитальной арии божественное пение сменилось мертвым молчанием! На лице певицы выступил холодный пот, губы дрожат, грудь изнемогаешь в напрасных усилиях... ни звука. Останавливается оркестр, опускается занавес; в публике спрашивают друг у друга — неужели это чудо природы и искусства появилось на мгновение, чтобы тотчас же исчезнуть на всегда... Со сцены объявляют, что из-зa внезапного недомогания певицы продолжение спектакля отложено на несколько минут.
Между тем в уборной певицы царит глубокое отчаяние. Федорова ломает себе руки, рвет волосы, но не может произнести ни одной жалобы, ни слова!.. Голоса нет... ни тени звука...
Друзья ее в отчаянии. Россини — плачет, Керубини на коленях умоляет ее успокоиться и уповать на Бога, который не допустить гибели одного из величайших его чудес... Несчастная молча слушает их и отвечает только дружеским пожатием руки.
Так проходить четверть часа. В зале раздается глухой ропот, публика требует объяснения о состоянии певицы. Режиссер входить в уборную и с прискорбием заявляет, что вынужден объявить о невозможности продолжать спектакль. На певицу это решение производись чудное действие: лицо мгновенно оживилось, глаза засверкали, губы судорожно зашевелились. Нечеловеческое напряжение вернуло Федоровой ее прежний, полный, звучный, голос.
        — Подымите занавес, — вскрикнула Федорова, - я буду петь!
        — Спасена — воскликнул Россини, обнимая Федорову.
        - Бог сжалился над нашею горестью, — сказал набожный Шорон.
Занавес поднялся. Публика встретила певицу исступленными рукоплесканиями, раздался ее голос — еще прекраснее, звучнее, мощнее, чем когда-либо. Тучи цветов полетели на сцену. Торжество певицы было полное.
Но это была последняя искра божественного дара. Когда занавес опустили в последний раз — Федорова, истощенная сверхъестественным подъемом, упала без чувств...
                Голос пропал!

*        *
*

После этого несчастья Федорова возвратилась в Италию. Чрез некоторое время к ней вернулся дар слова, но ни природа, ни искусство не могли уж возвратить ей того дивного голоса, которым русская певица приводила в восторг всю Европу.
Осталось одно воспоминание. «Семирамида» была ее лебединою песней.

Мышка.

СПОРТЪ

К олимпийским играм.

На олимпийские игры по отделу французской борьбы записано от России 11 человек. Сюда не входят борцы, отдельно записанные от Финляндии. Список финляндских борцов нам не известен, но несомненно там включены лучшие борцы: Саарела, Вяре, Оберг и другие.
Среди русских борцов почти нет тяжеловесов. Лучшего любителя тяжелого веса в Петербурге Руднева с.-петербургское атлетическое общество не решилось записать в виду его малой опытности. Только от Риги записан в тяжелый вес Н.Фарнаст. [...]

Е.Е.Т.

Армянский католикос Кеворк V прибыль в Петербург и был торжественно встречен армянской колонией.
        На Ленских приисках вывешено объявление об отмене сенатором Манухиным распоряжений генерал-губернатора о принудительность выселении рабочих. Военные автомобили выступили из Смоленска на Вязьму. (С. т.
        В Одесе закрылся съезд представителей учреждений мелкого кредита.
        В Киеве закрылся судоходный съезд.
        В Петропавловске на Камчатке открыто действие мировых учреждений.
        В Витебске упал с аппаратом авиатор Габер-Влынский. Летчик ушиб ногу.
        В Покровской слободе Саратовской губернии обвалившейся стеною костомольнаго завода задавлено 9 работниц на смерть, 30 тяжело раненых.
        В Таганроге в окно квартиры купца Сабсевича брошена бомба.

Итальянцы в Триполитании заняли высоты на юг от Бу Шаифа. Делегаты зарегистрованных моряков в Гавре заявили в собрании забастовавших рабочих, что стачка моряков начнется по возвращении делегатов в порты.
        В Париже состоялось торжественное заседание обществ взаимопомощи, достигающих во Франции 24,000.
        Маршалом Галиции назначен депутат сейма граф Адам Голуховский.
        В виду спешного возведения Австрийцами укреплений на Нижнем Дунае сербское правительство предполагаем сделать запрос австрийскому министерству иностранных дел.
        Турецкое правительство послало в Смирну две батареи гаубиц и в Галиполи артиллерийский полк. (С. т.).
        В Швеции близ Линкепинга произошло столкновение поездов. 18 человек убито, 16 ранено, (С. т.).
        Русский генеральный консул Похитонов отбыл из Тегерана в Петероург.
        Окончательно сформировано новое португальское министерство.

ПОХОД ЭЛЕКТРИЧЕСТВА ПРОТИВ ПАРА.

МИНИСТР РУХЛОВ СТОРОННИК ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ ПЕТЕРБУРГСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ.

Вчера, в Политехническом институте, первый раз в России, был сделан опыт получения электрического напряжения в 250 тысяч вольт.
Опыт производился на линии, устроенной по инициативе министра путей сообщения С.В.Рухлова, с целью выяснить возможность перевода железных дорог петербургская узла на электрическую тягу.
Организацию опытов взял на себя профессор М.А.Шателен.
Ближайшей его помощницей была первая женщина инженер-электрик А.И.Соколова и проф. Миткевич.
Несмотря на целый ряд трудностей результаты опыта получились самые благоприятные.
Достигнутый успех дает основание надеяться на возможность передачи электрической энергии на расстояние до 500 верст.
На днях опыт будет повторен в присутствии министра путай сообщения Рухлова.

Происшествiя.

Жертва азарта.

Конторщик проиграл 10 р. и бросился в воду.
        Вчера, днем, но Тучкову мосту проходить конторщик, Иван Воробьев, 26 лет.
Вдруг он перевесился через перила моста и кинулся в воду. Воробьеву стали кидать спасательные круги, c помощью которого утопавшего вытащили на берег.
При опросе Воробьев объяснил, что он проиграл 10 рублей в кары.
        - Я боялся вернуться домой, зная, что жена меня за это но похвалит, и решил покончить с собой, говорит Воробьев.

Буйный атлет.

На углу Жуковской ул. и Литейного пр. вчера вечером, к постовому городовому обратился человек атлетического сложения и бывший видимо в нетрезвом cocтоянии, попросил указать ему Моховую улицу.
Городовой указал направление рукой. Это задело прохожего. Он вступил в препирательство с городовым. Последнему пришлось прибегнуть к помощи дворников.
Дворники были разбросаны могучей рукой прохожего. Десять человек едва совладели с колоссальным силачом, оказавшимся Б., прибывшим для участия во французской борьбе.

Речь

АРХАНГЕЛЬСК, 3 июня.
После кутежа в публичном доме с матросами иноземного судна, скрылись четыре солдата Александро-Невского полка. Один из них похитил казенную винтовку. Предполагают, что солдаты бежали за границу.

АРХАНГЕЛЬСК, 3 июня.
Состоялось совещание под председательством губернатора по вопросу об организации надзора за учащимися. Последним запрещено гулять в городском саду после одиннадцати часов и посещать театр без разрешения; в театре установлено постоянное дежурство воспитателей.

Бомба

ТАГАНРОГ, 3 июня. - В окно квартиры купца Сабсовича в центре города брошена бомба, взорвавшаяся и причинившая большие разрушения.

Стол. Молва

Солдатский театр.

10-го июня в солдатском театре, построенном Екатеринославским лейб-гренадерским полком на Ходынском поле, состоится первый спектакль. Пойдет водевиль «Я умер», после которого состоится концертное отделение. Постановка «Ревизора», предполагавшаяся на днях, откладывается до осени.

Южная Копейка (Киев).

ЗА ГРАНИЦЕЙ

Телесное наказание в Англии.

В Лондоне вызывает сенсацию вынесенный судьей приговор над двумя лицами, предававшими на улице порнографические произведения: они приговорены к 25 ударам плетью и 9 месяцам каторги.

Избирательная машина.

Миланский инженер Феррари изобрел интересный аппарат, который позволить в будущем принимать участие в голосовании всем слепым, глухим или глухонемым. Новый аппарат носить название „фотографона“. Он состоит из стеклянного или деревянного ящика.
Избиратель подходить к нему, берет идущие от него слуховые трубки и смотрит в это время на пластинку где появляются по очереди изображения кандидатов, произносящих свои предвыборные речи. Если избиратель глух, он видит кандидата, если он слеп, он слышит его. Чтобы подать голос, нужно нажать кнопку в тот момент, когда на экране появится лицо кандидата, или в то время, когда будет слышен его голос.