25 (12) июля 1912 года

Вечернее Время

Сколько съедают Петербуржцы?

Интересные сведения собраны в настоящее время городской комиссией о пользах и нуждах общественных относительно количества съестных припасов, потребляемых петербуржцами.
Оказывается, что по одним только железным дорогам в прошлом году было привезено в Петербург пищевых продуктов 17.993,000 пудов. Больше всего было доставлено молочных продуктов и картофеля (по 3 слишком миллиона пудов), затем мяса и яиц (по 2 ½ миллиона пудов), меньше всего— луку (около 400 тысяч пудов).
Количество припасов, доставленных водным путем и гужом, не было подсчитано, за отсутствием данных.
Для продажи этих продуктов имеется 7,443 лавки (в том числе мелочных — 1,635; молочных, колбасных, яичных и мучных — 1,637 и фруктовых, чайных, квасных и бакалейных 1,176), кроме того 5 городских рынков и 17 городских базарных площадей в 44 частновладельческих рынка и площади.

Театр и искусство.

CAPPА БЕРНАР и... КЛОУН БУШЕ.

Популярный в Париже, клоун Буше неожиданно сделался учителем... Сарры Бернар.
Знаменитая артистка должна была выступить пьесе, где по ходу действия она умирает на сцене, падая, как сноп на землю.
.. И вот, чтобы научиться хорошо и без риска падать, она стала брать уроки у клоуна-сальтоморталиста Буше.
Этот „рыжий“ показал ей, как нужно дер жать шею, голову и спину, чтобы упасть навзничь, не причинив себе никакого ущерба. После нескольких упражнений на матраце и ковре, Сарра научилась падать на голый пол, как труп. “Смерть“ потребовала всего 10 уроков.

“РАЗДИРАТЕЛЬНАЯ СЦЕНА“.

6-го июля в Лесном, в Петербурге разыгралась следующая сцена. Высокий старик с белой бородой, беспощадно колотил прилично одетую девушку, таскал ее за волосы и топтал ногами. Девушка валялась у его ног, целовала ему руки и плакала навзрыд. Находившаяся тут-же толпа зрителей равнодушно наблюдала за этим избиением, не пытаясь чем-нибудь помочь девушке. Когда случайно проходивший господин увидел эту расправу и хотел броситься на помощь избиваемой, то его отстранили и не дали подойти. Через некоторое время девушка поднялась, отряхнула с себя пыль, поправила прическу и, сев в автомобиль, уехала, как ни в чем не бывало. Господину, который хотел заступиться за избиваемую девушку, объяснили, что это производился снимок для кинематографа, одна из сцен драмы «Блудная дочь». Все зрители оказались статистами.

Московская Газета Копейка

Дикая забава.

На ст. Можайск, на поворотном кругу стоял под парами один из резервных паровозов. Ни машиниста, ни помощника, на паровозе не было. В это время сюда явился сын ж.-д. сторожа С. Пацкерев, 22 леть и взобравшись на паровоза, пустил его в ход. Паровоз помчался с большою скоростью. К счастью, это скоро заметили. Всюду полетели извещения о задержке поездов, так как в противном случае могла случиться катастрофа. Между тем сбежавший паровоз, не доезжая до станции Бородино 1 версты, остановился, так как управлявший им Пацкерев ни разу не подбавил топлива и пары иссякли. Тут его нагнали. Пацкерева сняли с паровоза и оправили в Можайск. Когда молодого человека спросили, зачем он уехал ва паровозе, то он ответил: „Мне хотелось добывать в Вязьме, вот я и поехал“. Дело передано судебной власти.

Московские Ведомости

ФУТБОЛ.

Нигде футбол не привился так быстро и не встретил такого сочувствия, как в Орехове-Зуеве. Образовавшаяся несколько лет тому назад команда при фабрике Викулы Морозова из местных англичан настолько успешно играла, что три года держит у себя кубок первенства Московской футбольной лиги; в настоящее время уже образована лига, в которую вошли 16 клубов, имеющих по две команды, и 10 клубов с одной командой. Результаты последнего круга матчей таковы: Орлы выиграли у Кружка Спорт Орехово II 1:0, К. Л. С. у Ореховского Кр. Спорта 5:1, Дрезна у Озеровцев 6:3, Сокол у Феникса 2:0, Славия у Дулево 1:1. Но что является оригинальным в Ореховской лиге — это организация детских команд и игра их под наблюдением комитета; образовано 12 команд. Приводим результаты; Павлин выиграл у Чайки 3:0, Соловей у Лебедя 3:0, Кречет у Коршуна 1:0, Ласточка у Щегла 5:1, Копчик у Куличка 2:2 и Ворон у Перепели—3:0.

11 июля.

Слухи о бегстве Абдул-Гамида.

СОФИЯ. Здесь появились слухи, что экс-султан Абдул-Гамид бежал из виллы Алатини, переодетый в платье гаремной дамы. Это бегство устроил якобы по заранее выработанному плану Изет-паша, бежавший за границу после свержения Абдул-Гамида.

Государь Император посетил шведский бронированный крейсер «Fyglia» и вместе со шведским королем обошел команду и помещения судна. На шведском броненосце «Oskar II» состоялся завтрак, на котором присутствовала также Государыня Императрица Александра Феодоровна с августейшими дочерьми. Вечером на яхте «Штандарт» состоялся фамильный обед. В 10 час. вечера шведская эскадра покинула рейд.
        На Варшавской линии, близь станции Луга, произошло крушение скорого поезда. Паровоз и четыре вагона разбиты. Человеческих жертв нет.
        В Канском уезде разливом реки Бирюсы затоплено семь селений.
        На шоссе между Фатежом и Курском свалился в канаву автомобиль. Убит земский техник, ранен шоссейный инспектор.
        В Карское море ушел корабль «Нимврод» с принадлежностями для радиотелеграфных станций.

В английской палате лордов обсуждался вопрос об увеличении британского флота.
        В Лондоне бастующие рабочие подожгли вагоны на набережных. Произошло столкновение с полицией. Ранено 25 человек.
        Английская печать сочувственно относится к борьбе Тибета с Китаем. (С. т.).
        В Галиции, в Коломее ливнями произведены сильные опустошения.
        Гарнизон гор. Приштины присоединился к восставшим Албанцам, жандармерия сдалась. (С. т.).

Иностранная мозаика.

Предстоит помолвка герцога Артура Коннаутского с принцесссой дружественной Англии страны. Как известно, герцог Коннаутский был долгое время влюблен в старшую дочь герцога Рутландского лэди Моржори Маннерс; против этого брака были как король Эдуард, так и король Георг. Лэди Маржори недавно вышла замуж за маркиза д Энглесси.

На Формозе недавние ливни причинили огромные бедствия. Разрушен железнодорожный мост на Дакусци и 69 мостов на крупных реках, не считая маленьких мостиков. Около 400 домов разрушено, погибло много скота, 8 человек утонуло и до 2,000 избегли смерти лишь благодаря быстро и хорошо организованной помощи.

Во французских государственных учреждениях применяется довольно широко женский труд. В министерстве иностранных дел 102, земледелия 16, колоний 166, торговли 140 и финансов (монополии) 15,072 женщин, в военном министерстве женщин служить 3,920, в морском 457, общественных работа 152, почт и телеграфов 19,466, путей сообщения 6,356, искусства 147, просвещения 70,693, внутренних дел 37,363, юстиции 840. Итого не менее 155 тысяч женщин.

В 1911 году в Германии произведения Шекспира была поставлены на сцене 1,104 раза, причем «Отелло> исполнялся 158 раз, «Венецианский кулец» 150, «Гамлет» 111 и «Ромео и Джульетта» 94 раза.

Французский министр народного просвещения недавно пришел к скульптору Родену. Консьерж не пустил его, так как Роден занят, «впрочем,—сказал он,—если собаки г. Родена вас знают, поднимитесь, чужих собаки кусают». Министр был незнаком с собаками Родена и предпочел поговорить с ним по телефону.

В Бомбей свирепствует холера. За одну неделю из 518 заболевших умерло 428. Эпидемия разрастается.

Архитектор Гриффин из Чикаго получил премию в 8,750 доларов, за проект новой федеральной столицы Австралии. На месте будущего города теперь еще находятся леса и болота. Столица рассчитана на поселение в 75,000 человек, с расчетом на дальнейшее его развитие. Руководящей мыслью архитектора было обеспечить жителей солнцем, воздухом, водой и хорошим подвозом припасов.

Антисемитизм в Австрии.

Австрийская еврейская пресса снова обращается с воззванием к еврейству избегать курорты Тироля, где антисемитизм стал модой во всех кругах населения. Антисемитский орган „Deut. Soc. Blаt.“ напечатал статью под заглавием: „Наш кайзер и евреи,“ полную нападок на Вильгельма II. Его упрекают в слишком большой дружбе с евреями и с американцами. Резкий тон статьи обратить на себя внимание всей прессы, но сам император нисколько не обращает внимания на выпады антисемитских демагогов.

Слухи и факты.

Одессит Абрамович летит в Россию. Когда-то он „вылетел из России”. В качестве бедного эмигранта. Молодой русский еврей, для которого на родине все было закрыто. И учебные заведения, и государственная служба, и даже девять десятых самой русской территории. О котором говорили: «Он труслив. Он эгоистичен. Он жаден». И так далее, и так далее... И вот он летит из Берлина в Петербург, побивая рекорд смелости и самопожертвования. Не забыл ли он, однако, запастись „правом жительства” в Петербурге.

НОВЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ.

ВИННИЦА. Получено разрешение министра народного просвещения об открытии с текущего июля месяца в г. Виннице учительского института с городским при нем училищем.

ПОЛЕТЫ НА АЭРОПЛАНАХ.

ВИННИЦА. Объявлен полет на аэроплане графа Потоцкого с площади на территории Подольского общества сельского хозяйства. С графом-авиатором изъявил согласие совершить полет К.А.Давидовский, артист драматической труппы местного театра г-жи Лентовской.

ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА.

ВИННИЦА. Начала выходить вторая газета «Юго-Западный Край», издание винницкой городской думы. Редакторами утверждены городской голова Н.В.Одов и председатель земской управы Н.В.Стамеров. Одновременно открыта городская типография, в которой и печатается газета «Юго-Западный Край».

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

В провинции в настоящее время развелось много Варламовых, Ленских, Южиных, Садовских, Яковлевых и т. д.
. Одна известная артистка рассказывает:
        — Приезжаю я в июне на две гастроли в Белосток. Театральная кассирша вдруг заявляет мне, что за мною «числится маленький грешок»...
        — Какой? Ведь я никогда еще не была в Белостоке.
        — Помилуйте,—отвечает мне кассирша,—а в прошлом году, летом... На вас есть исполнительные листы...
Однако, уверивши кассиршу, что я в прошлом году жила в Царском Селе безвыездно, позже я выяснила, что кассирша смешала меня с моей однофамилицей.
Актерский псевдоним есть художественная собственность и никто не в праве его захватывать. Совету театральнаго общества следует заняться этим вопросом.
Но что поделаешь, если настоящая фамилия одного артиста соответствует псевдониму другого? Тогда как?
Тогда в обращение пойдут номера:
        - Варламов № 4711.
        — А. И. Южин №837 и т.д.

*        *
*

Мелкие служащие в нескольких министерствах находятся в денежной кабале у сторожей и швейцаров. Пользуясь безденежьем чиновников, те субсидирую их небольшими суммами, начиная от 3 до 25 рублей, взимая за несколько дней, до 20-го числа, чудовищные проценты. Чиновник соглашается на самые невыгодные для себя условия, лишь бы перехватить красненькую на несколько дней.
За это «вспомоществовать» приходится уплачивать 17—20 .р., и чиновник, получавший 60 руб. жалованья в месяц, отдает треть, а иногда и половину своего жалованья министерским «банкирам», как их окрестили служащие. Я знаю одного швейцара, у которого все детишки получают среднее образование, да строится огромный дом на Петербургской стороне. Согласитесь, что из жалованья в 30 р. каменного дома не выстроишь.

*        *
*

И дешевая распродажа русской литературы.
На Литейном пр. существует небольшой книжный магазин, хозяин которого совсем «не уважает» русских писателей и начал распродавать их по фунтам.
Фунт — 20 копеек. И дешево и не убыточно. Среди всякого хлама, выброшенного на литературный рынок французскими писателями, можно встретить произведения А. И. Куприна, Свирскаго и других писателей. Купил четверть фунта Куприна и один фунт Андреева—всего лишь за 25 коп.

*        *
*

Кто из театралов не знал известную провинциальную артистку Р.?
Будучи в первые годы своего служения сцене далеко не заурядной инженю, она на закате своей театральной деятельности перешла на амплуа комических старух и с успехом подвизалась в Москве у Бородая и во многих других городах.
В настоящее время артистка живет со своей семьею в Петербурге и содержит на Невском... меблированные комнаты.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ.

Правда

На городском трамвае.

Кондукторам при получении билетов выдают еще 2 - 3 катушки, кроме тех, которые одевают на машинки. Но хранить их негде, так как бушлат без карманов, а в небольших карманах шаровар места нет, так как там и так лежит, например, платок, папиросы, спички и кошелек, и крупные деньги, катушки же уложить в карман немыслимо. А между тем в каждом вагоне трамвая имеется запасный ящик, запертый секретным замком, но ключи, должно быть, хранятся у "его превосходительства".

Завоевания беспроволочного телеграфирования.

Автомобиль с аппаратом беспроволочного телеграфа, изобретенный английским инженером Харри Мэтьюс. Ему блестяще удалось телеграфировать с любого места и принимать телеграммы даже с аэроплана.

В Россiи.

Непонятливые газеты.

ОДЕССА, 11,VII. Городская управа в экстренном заседании постановила привлечь все местные газеты к судебной ответственности за клевету в сообщении о подкупе гласных городской думы бельгийским обществом, получившим концессию на электрическое освещение города.
В своих заметках газеты пользовались данными официального отчета, в котором указывается, что «300 000 франков израсходовано в вознаграждение разным лицам, содействовавшим получению концессии». Вызванный на совещание директор бельгийского общества заявил, что газеты не вполне поняли указанную статью расходов.

Болезнь микадо.

ХАРБИН, 11(24), VII. Из Токио телеграфируют: Жизнь в столице замерла. Магазины не торгуют, театры закрыты. Народ с раннего тура толпится у здания министерства двора, где ежечасно выставляются бюллетени.
Последний бюллетень в дословном переводе гласит следующее:
«У императора обнаруживается упадок священного духа. Высокочтимый пульс 100; высокочтимая температура свыше 40°; высокочтимое дыхание 38 в минуту. При наступлении сумерек, волею божественной судьбы, сильно лихорадочное состояние. Ночь беспокойная. Консилиум врачей признал воспаление. Императорская семья и высшие сановники собрались у высокочтимого ложа».
Профессор Ватанабе признает положение императора безнадежным.

Японские обычаи.

ПЕТЕРБУРГ, 11,VII. (По телефону). Осведомленный в японских обычаях дипломат сообщает, что к бюллетеням о состоянии здоровья микадо следует относиться весьма осторожно. В Японии существует обычай скрывать в течение некоторого времени смерть высокопоставленных лиц. Поэтому возможно, что микадо уже умер, хотя и публикуются бюллетени о состоянии его здоровья.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

ЕВПАТОРИЯ. Обыски и аресты.

В дополнение к сообщениям об обысках и арестах сообщаем, что были произведены обыска у корреспондентов „Южных Ведомостей“, „Крымского Вестника“ и местных “Новостей“; кроме того, была обыски у некоторых рабочих в типографии Райхельсона. Обыска, как говорят, связаны с каким-то политическим делом в Одессе. Арестовано 6 человек, в том числе корреспонденты названных газет.

С л у х       о закрытии Дарданелл вызвала среди хлеботорговцев и помещиков положительную панику. Местные банка и экспортеры по этому поводу ведут беспрерывную телеграфную переписку с центрами и за границей.