13 августа (31 июля) 1912 года

Вечернее Время

Череп невесты.

Аббат Ветгерле, открывший в своем «Кольмарском журнале» отдел под названием «музей немецкой цивилизации», сделал на днях очень интересное приобретение. Он случайно купил у одного из страсбургских ювелиров за 12 ½ франков череп молодой женщины, из которого была сделана чаша для рейнвейна.
Отзывается, у одного студента-пруссака, изучавшего в Страсбурге медицину, умерла невеста, которую он очень любил.
        — В один прекрасный день, — рассказывает ювелир,— ко мне явился студент и, вынув тщательно завернутый в бумагу череп, просил сделать из него чашу для вина, причем рассказал историю смерти девушки.
Когда чаша была готова, студент нашел, что цена в 12 ½ франков велика и не соответствует степени его горя и отказался взять свой заказ. Случайно узнал об этом аббат Веттерле и поспешил приобрести за 12 фр. образец немецкой культуры.

Старая Ладога.

В Старой Ладоге учреждено общество благоустройства. Главная цель общества: упорядочить наблюдение за остатками старины, которыми так богата Старая Ладога. Как известно, Рюрик, призванный княжить и править Русью, основался именно в Старой Ладоге, как тогдашнем центре так называемого «Великого водного пути». Недавно, при раскопках земляного городища, в том месте, где была церковь св. Климента, отрыта великолепно сохранившаяся фреска, по-видимому, XI века. Работы по раскопкам ведутся с 1909 года г. Репниковым и весьма жалко, что до сих пор еще нет отчета о ходе раскопок.
В задачи общества входят также заботы об устройстве помещений для приезжих туристов и экскурсантов учебных заведений, которых, в последнее время приезжает очень много. Кроме священника решительно нет никого, кто бы мог дать какие-нибудь сведения о памятниках старины, а ему одному положительно нет времени давать объяснения всем интересующимся. Общество собирается создать из местных сил кружок лиц, которые могли бы взять на себя эту задачу. Основание этого общества можно только приветствовать, ибо пора нам серьезнее относиться к памятникам седой старины, дающей богатейший материал для исследователя родного края.

Н.С.

ПРОДАЖА ДОМА НАПОЛЕОНА I.

В берлинской „Лок. Анц.” помещено объявление о продаже с аукциона по приговору суда дома Наполеона на острове св. Елены. Продажа состоится 2 сентября н. с. при суде в Порто Ферайо, столице острова св. Елены. К продаже с аукциона назначены: вилла и имение Сан-Мартино - где Наполеон во время ссылки, и музей. В доме 12 комнат. Мебель и вообще все предметы остались неприкосновенными со времени жизни в них Наполеона. Торги назначены с 150 т. лир.

Московская Газета Копейка

ПО РУСИ.

ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСК. Забастовка извозчиков.

Шестой день здесь продолжается забастовка легковых извозчиков, начавших забастовку, как уже сообщалось, вследствие предъявленных к ним полицией требований об улучшении извозчичьего промысла. Ходит слух, что администрация намерена, если извозчики не приступят к работе в течение ближайших дней, выселить их из города и на место их выписать извозчиков из других городов.

ЗА ДЕНЬ.

День рождения Наследника Цесаревича в Москве.

Вчера, по случаю дня рождения Его Императорскоаго Высочества Наследника Цесаревича, в Большом Успенском соборе митрополитом Владимиром, в сослужении с многочисленным духовенством, были совершены торжественные литургия и молебствие. При провозглашении многолетия, с Тайницкой башни была произведена салютационная пальба.
— В лагерях, на Ходынском поле, были совершены торжественные молебствия, по окончании которых, в присутствии командующего войсками П.А.Плеве, был произведен церковный парад войскам.

Открытие памятника профессору М.К.Турскому.

Третьего дня, в сквере, перед зданием Московского сельско-хозяйственного института, в Петровско-Разумовском было совершено торжественное открытие памятника покойному профессору института, М.К. урскому. Памятник изображает поясной бюст профессора, на кафедре во время лекции. Пьедестал памятника украшен барельефом, изображающим посадку леса. На лицевой стороне памятника надпись: «М.К.Турскому. 1840 – 1899» На тыльной стороне: «Славному сеятелю на ниве лесной – лесная Россия».

ВОКРУГЪ СВѢТА.

Смерть Латама.

В „New-York Herald“ появились подробности трагической смерти известного авиатора Латама, о которой уже сообщалось в газетах 25-го июля. Латам находился на правом берегу Шари, близ порогов Гэ. Его сопровождал только один туземец-африканец. Во время охоты, Латаму удалось ранить носорога, когда вдруг ружье у него взорвало. Он быстро схватил карабин и добил раненое животное. В это мгновение перед ним появился огромный буйвол, до тех пор лежавший в траве незамеченным. Разъярённое животное бросилось на знаменитого авиатора и, ударив его ужасными рогами, три раза подкинуло Латама в воздух. Латам испустил громкий крик и остался неподвижно лежать на земле. Труп его был перевезен в форт Аршамабаль и там предан земле. Латам уже раньше был когда-то ранен диким буйволом. По славам охотников на крупных зверей, дикий буйвол является самым опасным животным во всей Африке.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Сегодня прихожане церкви св. Иоанна Воина на Большой Якиманке праздновали 200-летний юбилей основания храма. Накануне в 6 час. вечера архиерейским служением была совершена всенощная, а сегодня московским митрополитом Владимиром была отслужена торжественная литургия.

Французский министр-президент г.Пуанкарэ присутствовал на смотру в Красном Селе, после которого был приглашен к Высочайшему завтраку; вечером у председателя Совета Министров В.Н.Коковцова состоялся парадный обед в честь Пуанкарэ.
        Состоялась закладка города Алексеевска на реке Зее.
        В Архангельске состоялась торжественная передача колокола, увезенного в 1854 году Англичанами из Соловецкого монастыря.
        В с. Святотроицком Херсонскаго уезда убито молнией трое детей.
        В поселке Горловка Екатеринославской губ. при проверке квартиры рабочего было оказано 5 лицами вооруженное сопротивление. Арестовано трое, ранен стражник. (С. т.).

В Константинополе снова ощущался подземный толчок. Укрепления Дарданелл значительно пострадали. Разрушения, произведенные там, Турки скрывают.
        В Софии по инициативе македоно-одринскаго братства образовался комитет освободительной войны за Македонию.
        В Загребе объявлен приговор по делу о покушении на бана Цувая.
Приговорены: Юкич к смертной казни через повешение, 1 к шести годам; пятеро—к пяти годам и один—-к шести месяцам тюремного заключения. Четверо оправданы.
        Ратификовано соглашение генерала Лиотэ с марокским султаном Мулай-Гафидом. Мулай-Гафид до отъезда во Францию отречется от престола.
        Албанцы прекратили активное сопротивление. Мирные переговоры продолжаются, однако требования Албанцев признаются чрезмерными.
        Россия, Англия и Франция энергично поддерживают представление болгарского правительства перед Портой по поводу резни в Качанике.

Слухи и факты.

Еще об отношении одесской публика к трамвайным служащим. Эти последние грубы. Это так. Но из этого но следует, чтобы и публика не уступала в грубости кондукторам. Между тем, обращение к кондуктору на „ты" — явление в Одессе обыденное... Когда русская дама обратилась к парижскому извозчику с местоимением „ты,“ извозчик спокойно ответил: „Сударыня, я позволяю говорить себе „ты“ только женщинам, которых я люблю!..“ Так может ответить только француз, хотя-бы он и был извозчиком. Наши же, российские, отвечают „тыкающим” приблизительно так: „Ты сам — ты!.." Получается перебранка. Пора-бы вывести из употребления это «тыканье» каждого, кто служит публике...

Загипнотизированная певица.

В Колумбии (C-Штаты) огромную сенсацию вызвал успех некоей Мэрион Грахам, которая блестяще выдержала выпускной экзамен по классу пения. Она поразила экзаменаторов свежестью, силой голоса и изяществом исполнения труднейших вокальных номеров. Оказалось, что Грахам пела под гипнозом.
К гипнотизеру, которому удался опыт с клиенткой, совершается теперь такое паломничество учащихся пению, что газеты забили тревогу и указывают на крайне вредное влияние гипноза не только на нервную систему, но и на отдельные части тела; так, он ослабляет органы слуха и зрения и даже разрушает голосовые связки.

Дирижабль-невидимка.

Английский авиатор барон А. Ронн изобрел невидимый дирижабль. Чтобы достигнуть этого, изобретатель покрыл весь корпус его тщательно отполированным 6лестящим металлом—хромом. Поверхность дирижабля принимает тогда вид зеркала» в котором отражаются все окружающие предметы. Вот это-то свойство и содействует его незримости. На высоте 2,500 футов он становится совсем невидимым. Помимо этого, дирижабль будет снабжен специальными глушителями для моторов.

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

На днях ожидается в Петербурге г. Дягилев.
В настоящее время он поглощен мыслью привезти свою труппу в Петербург и показать петербуржцам целый ряд своих балетов.
Спектакли эти, как известно, должны были состояться еще в прошлом сезоне, в Народном доме, но пожар помешал им осуществиться.
Весь вопрос теперь в помещении.
Найти его гораздо труднее, чем кажется.
Единственным подходящим помещением мог бы быть Михайловский театр, который до половины сентября свободец. Но сомнительно, чтобы дирекция Императорских театров согласилась отдать этот театр в распоряжение г. Дягилева.
В.А.Теляковский вообще не долюбливает Дягилева, а в особенности после прошлогодней полемики из-за балета.
Говорят, что г. Теляковсилй «боится» Дягилева, считая его главным кандидатом на свое место, директора театров.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Правда

НА ФАБРИКАХ И ЗАВОДАХ.

Завод "Озолинг".

Усиленно эксплоатируют здесь рабочих.
Дают работ на штуку, если вещь стоит 200 руб., предлагают за 45, при чем говорят, что при этой цене можно заработать двойное жалованье и больше. Но зарабатывают рабочие мало, и приходится усиленно заниматься сверхурочно. Например, в литейной мастерской выходят в 6 час. и кончают в 7 часов.
С организацией дело обстоит плохо.
Членов союза очень мало, некоторые члены не платят членских взносов 8 - 10 мес. Процветают разъединенность, пьянство и ссоры

ЗА РУБЕЖОМЪ

Сгоревший президент республики.

Телеграммой сообщалось уже о трагической гибели президента республики Гаити—генерала Леконта.
Иностранный газеты сообщают следующие подробности.
Деревянный национальный дворец, где проживал президент, был до основания разрушен рядом сильных взрывов, продолжавшихся более часа. Многие при этом были убиты и ранены. Причина пожара-—взрыв патронов и пороха, находившихся в большом количестве в подвале дворца. Семья президента успела спастись. Соседние дома получили сильные повреждения от перваго взрыва, происшедшего в три часа утра.

Линчевание неверного супруга.

В рейнском городке Брокенгаузене один купец сошелся с кельнершей и уехал с нею в Швейцарию, оставив без поддержи свою жену и двух детей. Вскоре он начал тяготиться связью с кельнершей и решил возвратиться домой. Написав слезное послание жене, он уведомил ее, что в известный час прибудете на вокзал, где и просил его встретить. Но жена не хотела и слышать о блудном муже.
Когда тот прибыл на вокзал, его окружила толпа горожан человек в сто с палками в руках, Раздался оглушительный свист, и палки забарабанили по купеческой спине. Полиции стоило больших усилий вырвать из рук разъяренной толпы полумертвого отца семейства.

КРУПИНКИ.

Император Франц-Иосиф продал за миллион рублей свои источники Гоштейн муниципалитету, отказавшись продать их французской компании за 2 миллиона.

*        *
*

В окрестностях Комо (Италия) все дороги иузуродованы бурей; поезда потерпели крушение.

*        *
*

В Орлеане юноша Гаврэн установил рекорд на пишущей машине, написав 1449 слов в 20 минут.

Речь

Новый город.

БЛАГОВЕЩЕНСК, 30 июля. - Сегодня в высокоторжественный день рождения Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича состоялась закладка нового города Алексеевска на пересечении р. Зеи с Амурскою магистралью. Работы по устройству города в полном ходу. Кварталы и площади распланированы; 1541 усадьба же сданы засельщикам. К застройке усадеб приступлено. [...]
Торжество закладки совершал преосвященный Евгений, епископ благовещенский в присутствии приамурского генерал-губернатора, шталмейстера Гондатти, высших представителей администрации края и постройки средне-амурской железной дороги, массы молящихся из числа жителей прежнего села Суражевки, переименованной теперь в Алексеевск, а также многих новых засельщиков и благовещенцев, специально прибывших на торжества на нескольких пароходах по Зее. [...]

«Двенадцатый год» в кинематографе.

«Юбилейная историческая картина Отечественной войны, в 4-х частях», —так гласит афиша. Марсельеза, «1812 год» Чайковского, военные марши —- за экраном. На экране — длинный ряд картин с Наполеоном, Кутузовым, Ростопчиным и др. Режиссеры заметно тяготеют к известным картинам Верещагина из эпохи двенадцатого года, a «Военный совет на Филях»— точное воспроизведение картины Кившенко.
Некоторые картины очень удачны, — например, Кутузов во время Бородинского боя, отдельные эпизоды Бородинского боя, въезд Наполеона в Кремль, Наполеон смотрит пожар с кремлевских стен, Наполеон в Успенском соборе, бегство Наполеона в Петровский дворец, расстрел поджигателей. Очень реально инсценированы волки, провожающие арьергард великой армии при отступлении.
Но есть и несомненные недочеты. Наполеон — излишне суетлив. В картине «Пожар Москвы», в общем довольно эффектной, для чего-то изображены не существовавшие в 1812 г. кровли «бочкой» допетровской Руси. «Оставление французами Москвы» — в полном порядке и парадных формах — не отвечает действительности: французы уходили, нагруженные награбленным добром, и даже сам Наполеон с трудом мог пробраться между войсками. В картинах отступления производит прямо комическое впечатление лаковые сапоги на ногах полураздетых французов.
Совершенно излишни и слезливые «мелодрамы», в роде насилий мародеров над женщинами, только портящие общее впечатление.

О событиях на Лене.

(По телефону от нашего петербургского корреспондента).

Сегодня возвратился в Петербург из Бодайбо присяжный поверенный Керенский, защищавший интересы рабочих, бастовавших на Ленских промыслах. Г. Керенский вместе с двумя московскими адвокатами, Никитиным и Кобяковым, и двумя иркутскими, Тюшевским и Патушинским, занимался также обследованием положения рабочих на приисках Ленского товарищества и имел собеседования с сенатором С.С.Манухиным и членами сенаторской ревизия. В беседе с вашим корреспондентом, А.Ф.Керенский сообщил ряд сведений о приисковых делах и о ходе ревизии. В начале беседы г. Керенский высказал свое мнение о результатах сенаторской ревизии.
        — Я думаю, — сказать он,—что предание суду одного Трещенкова доказываете отсутствие того большого политического значения сенаторской ревизии, на которое можно было надеяться, судя но ее широким полномочиям. Трещенков предан суду за превышение власти, и виновность его, таким образом, определена очень узко. Между тем, не привлечены к суду другие лица, безусловно прикосновенные к делу в смысле ведения определенной политики, закончившейся событием 4-го апреля.
Я и мои товарищи, при содействии рабочих, документально и свидетельскими показаниями установили известного рода ответственность в данном случае различных представителей местной администрации Ленского товарищества, но эти лица оставлены в покое. Причастность к делу не одного только Трещенкова доказывается хотя бы и двумя установленными фактами. За несколько дней до расстрела 4-го апреля начальство двух больниц, расположенных в приисковых районах, было запрошено, сколько у них может быть свободных мест для раненых. Другой факт: местный священник был также предупрежден, что в скором времени может понадобиться служение на больших похоронах.
Кроме того собраны другие данные. удостоверяющие виновнлость этих лиц, но все они к суду не привлечены. [...]

За границей.

Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.

Китайско-американское соглашение

ПЕКИН, 30, VII. - 12, VIII. Состоялось специальное заседание парламента, с участием Юаншикая и делегатов союза противодействия русско-японскому влиянию.
После бурных прений, во время которых делегаты союза подтвердили документами и донесениями китайских посланников сообщения о замыслах против независимости и целостности Китая, заседание решило экстренно командировать в Америку Вутинфана, для заключения соглашения противовес русско-японскому.
Когда весть об этом решении разнеслась по городу, Юаншикай получил много писем с выражением благодарности и восторга.

Фабрика сторублевок.

ПАРИЖ, 30, VII—12,VIII. В прошлом году в разных местностях России появились в обращении очень искусно подделанные сторублевки выпуска 1910 года. Тогда же были задержаны несколько сбытчиков этих сторублевок, при чем двое из них, задержанные в Самаре, указали, что фабрика сторублевок находится в Ницце.
Нынешней зимой французская полиция, действительно, обнаружила в Ницце, в уединенной вилле, хорошо оборудованную фабрику со всеми принадлежностями для печатания кредитных билетов и пачку уже готовых сторублевок. Хозяева фабрики успели, однако, во-время скрыться. Их долго искали, и только, наконец, на-днях удалось арестовать их в Париже.
Глава шайки—инженер Роберт Левенталь, 38-ми лет, его помощница— Эмилия Володько. На квартире Левенталя снова нашли все принадлежности для фабрикации поддельных кредитных билетов.

Конгресс эсперантистов.

КРАКОВ, 30, VII.-12,VIII. Открылся восьмой всемирный конгресс эсперантистов. (СПА).

В Россiи.

Пожар Полоцка.

ДВИНСК, 30, VII. Ночью двинский полицеймейстер получил телеграмму о том, что горит Полоцк. Огнем охвачены 16 кварталов. Из Двинска и других мест с экстренными поездами выехали на помощь части добровольных дружин.
ДВИНСК, 30, VII. Пожар локализован. В общем сгорело около 800 домов, пожарное депо, костел, еврейская больница и уездное полицейское управление. Собор удалось отстоять.
ДВИНСК, 30, VII. Полочане определяют число сгоревших домов в 800. Двинские пожарные-добровольцы говорят, что сгоревших домов более тысячи.
Убытки – несколько миллионов рублей. Кадетский корпус, электрическая станция, больница и костел имели богатую обстановку. Корпус и костел, впрочем, пострадали только частично.
Человеческих жертв, по слухам, семь.
Распространению пожара способствовало и то, что в Полоцке нет водопровода. Воду доставали с трудом. Двинские и витебские добровольцы потеряли много времени, прежде чем их машины дали из Двины высокий напор воды.

Покушение на полицеймейстера.

ВАРШАВА, 30, VII. На ченстоховского полицеймейстера Пекура произведено покушение при следующих обстоятельствах. На одной из многолюдных улиц города неожиданно раздался выстрел. Публика в панике разбежалась. Оказалось, что выстрелом ранен ченстоховский полицеймейстер Пекур. Выстрел произведен был из «браунинга» и, очевидно, на очень близком расстоянии.
Раненый, обливаясь кровью, сам поехал в лечебницу, и туда по телефону был вызван врач. Пуля прошла с навылет через затылок к левому глазу, не повредив мозга. Кровь удалось остановить с трудом.
Приняты энергичные меры к розыску преступника.
Полицеймейстер Пекур, будучи помощником пристава, был ранен во время уличных беспорядков в 1904 году. В 1906 году в него была брошена бомба.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

СЕВАСТОПОЛЬ.

«На память разумчику от котика».

27 июля городовым 3-го участка Бойчевским найдены на Приморском бульваре и представлены в участок неизвестно кем утерянные дамские вороненной стали часы с серебряным брелоком с надписью: «На память разумчику от котика». Розыски „разумчика“ производятся.