21 (08) августа 1912 года

Вечернее Время

Раскопки.

Старой Ладоге на раскопках земляного городища и расположенной там древней Климентовской церкви обнаружен сохранившийся фундамент и стены, на 2 аршина по высоте, расписанные фресками по штукатурке. Церковь по своему плану и остаткам фресок представляет глубокий интерес. Раскопки производятся на средства императорского женского педагогического института для его музея. Раскопки же земляного городища производятся из средства музея Александра III.
Раскопками руководит Н.И.Репников.

Кинематограф на службе правосудия.

Из калифорнийского города Лос-Анжелос сообщают, что там впервые кинематограф оказал услугу правосудию. Изобилие в Америке кинематографических компаний и фотографов, делающих кинематографические снимки, сделало возможным необыкновенную случайность: одному фотографу удалось снять сцену вооруженного грабежа, имевшего место на одной из улиц Лос-Анжелоса. Власти потребовали, чтобы ленты кинематографа демонстрировались перед судом.

Узкая юбка и промышленность.

Второй год наши дамы носят узкие и короткие юбки и кофточки в «обтяжку», да еще только с зачатками рукавов.
В таких костюмах теперь щеголяют все: и барыня, и прислуга.
Нужно сознаться,—говорит врач К—ов,-—что короткие юбки гораздо гигиеничнее прежних длинных «швабр», которыми наши щеголихи подметали улицы и водворяли в жилых помещениях бациллы разных заразных болезней.
Относительно эстетики современная мода удачно подчеркивает линии тела.
При этом современная мода очень экономична, на костюмы идет почти на половину меньше материи, чем раньше.
По этому вопросу мы беседовали с торговцами. Из этой беседы выяснилось, что современная мода на узкие юбки и блузки в обтяжку неблагоприятно отразилась на торговле мануфактурными товарами и сократила спрос товара на половину.
Зато поднялся спрос на ботинки и туфли.
При этом, при короткой юбке идут лучшие сорта обуви. Попутно с этим хорошо торгуют дамскими чулками, тоже преимущественно лучшими сортами.
Как ни странно, но при короткой юбке дамы, экономя на материи, тратят больше на дорогие шляпки.

Крым. Курорт. Листок.

Вдова проводника.

На мусульманском кладбище в Дереколе довольно часто можно видеть молодую и красивую даму, которая, расположившись у одной из малозаметных могил, плачет... Это, оказывается, богатая москвичка В-ва, которую мусульмане называют „вдовой Ахмета”. Дама эта влюблена была в одного из проводников, любовь эта тянулась довольно долго. Но, Ахмет простудился, получил воспаление легких и скончался... Его „вдова” никак не может успокоиться и до сих пор оплакивает его кончину. Она хотела выписать на могилу бывшего своего фаворита богатый мавзолей, но ей это почему то не позволяют... Характерно то, что со сторона живых товарищей почившего Ахмета были попытки понравиться неутешной „вдове” и заменить собой покойника, но та отвергала такие предложения, твердо заявляя каждому, что она „всю жизнь будет верна почившему другу”. (Я.В.)

РОГОЖА ВМЕСТО ПАЛЬТО.

7 августа мариупольский мещанин Г.Айнгорн получил в местном почтовом отделении посылку, уплатив за нее 15 руб. наложенного платежа. Посылка была упакована в коробку и обшита бельм миткалем. Разорвав в помещении почты угол посылки Айнгорн увидел рогожу. Это обстоятельство навело Айнгорна на мысль что он сделался жертвой обмана, а потому посылка им была доставлен в полицейскую часть, где была вскрыта, причем, в картонной коробке вместо пальто оказались две рогожи по 2 ½ ф. весом. На посылке указан такой адрес отправителя: „Я.Бондарев, Юзовка Екатерин. губ. соб. дом. 4-я линия“. Дело направлено в Юзовку.

Новости науки.

Телефонные новинки.

В Германии много говорят об изобретении итальянского проф. Череботани, благодаря которому человеческий голос, передаваемый по телефону, приобретает необыкновенную силу. Новое усовершенствование позволить без труда переговариваться на длиннейшие расстояния.

— В Лютцове установлен для пробы любопытный придаток к телефону в целях облегчения работы телефонисток.
На центральной станции устанавливается фонограф, который будет отвечать абонентам обычные: «занято», «позвонила», «не отходите от телефона» и т.п. Опыты дали в первый же день блестящие результаты, и в скором времени фонографы будут установлены на станции в Берлине.

Московские Ведомости

БОРОДИНО.

Крестьяне соседних с Бородиным деревень пустились на остроумную аферу: они продают туристам чугунные конические гранаты и конические пули, выдавая их за отрытые на Бородинском поле. Сто лет назад ни у французов, ни у русских, конических снарядов не было. Но штатские туристы поддаются уверениям хитрых мужичков.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Вчера в помещении московской духовной семинарии открылся всероссийский съезд деятелей по борьбе с пьянством. Перед открытием съезда митрополит Владимир отслужил молебствие и затем произнес слово о роли духовенства в борьбе с пьянством. Съезд открылся речью архиепископа Арсения, который отметил, какую печальную роль играет пьянство в жизни русского народа и указал на необходимость объединенной борьбы с ним государства, общества и отдельных лиц. [...]

В Г. Совет избраны представители от земств нижегородского А.Б.Нейдгарт и смоленского Енгельгардт.
        В Москве открылся всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.
        В Уфе на квартире генерал-майора Шейх-Али убит член Г. Думы Али-Оскар-Шах Сыртланов.
        В Севастополе во время спасения миноносцем снесенного в море ветром воздушного шара утонул поручик Кусаков вместе со спасавшим его матросом.(С.т.).
        В Варшаве, на Повонзках рядовой саперного батальона нанес тяжелые раны командиру, его жене и денщику и сам был убит часовым.
        По делу саперов в Ташкенте начались прения сторон.
        Почтовый пароход Каменских «Александр» близ Курьи, не доходя Нижнего, ударился об острый предмета и распорол днище. Однако своими средствами ушел в Нижний.
        Двум матросам, участникам убийства конвойного при побеге из плавучей тюрьмы, смертная казнь заменена бессрочной каторгой. (С. т.),

Английская печать придает большое значение поездке С.Д.Сазонова в Лондон и приглашению его его в Бальмораль. (С. т.)
        Император» Франц-Иосиф пожертвовал 10,000 крон в пользу пострадавших от землетрясения в Дарданеллах.
        В Праге состоялся митинг, у строенный национально-социальной партией в знак протеста против абсолютизма в Хорватии и приговора по делу Юкича.
        В Будапеште состоялось совещание представителей сербских партий Венгрии и Хорватии, решивших действовать единодушно в вопросе об отмене церковной автономии.
        В Цетинье состоялся митинг по поводу кровавых столкновений в округе Берана близ Черногорской границы.
        Бывший депутат сербо-хорватской коалиции венгерского сейма в Загребе Попович завещал 20,000 крон сербской белградской академии.
        Албанские вожди на совещании в Ускюбе решили объявить всю Старую Сербию и Западную Македонию частями автономной Албании. (С. т.).
        В Константинополе опубликовано правительственное сообщение об окончании албанского восстания.
        В виду серьезности положения на Балканах, созданного выступлением графа Берхтольда, в Сербию спешно возвращаются председатель государственного совета Пашич и председатель совета министров Трифкович (С, т.).
        В Кобдо произошли столкновения между китайскими и монгольскими войсками.
        Президентом республики Перу избран Биллинггэрст.

Оригинальная реклама.

Солнечный ясный день. Лондонцы, не избалованные солнцем, тысячами высыпали за город. за берег Темзы.
Там, на берегу, они гуляют, радуясь редкому дару капризной богини погоды. Maленький пароход „Шекспир“ медленно бороздить речные волны.
Вдруг слышится душераздирающей крик. На палубу парохода выскакивает какой-то человек в фантастическом костюме и, очертя голову, бросается за борть. Огромная толпа напряженно вглядывается в реку; несколько женщин истерически вскрикивают. Все ожидают, что утомленный жизнью погрузится в глубину.
Но, к общему изумленно, „самоубийца" и не думает тонуть. Он^ спокойно расположился на поверхности воды, не делая ни малейшего движения. Сложил руки и подобрал под себя ноги и все же держится на поверхности. С парохода спущена лодка, тонущего подобрали, и он улыбаясь, греется на солнышке.
Вслед за ним в воду бросается солдат в полном походном снаряжении. Повторяется та же история.
Пароходик подходить вплотную к берегу, и какой-то господин, появившись на капитанском мостике, зычным голосом произносить пламенную речь о преимуществах нового изобретения нетонущей одежды.
Тысячи людей, заинтересованных необычайным зрелищем составляют внимательную аудиторию. Оратор, увлекаясь, объясняет своим слушателям, что если погрузить в море у Гулля бригаду солдат, мундиры которых снабжены новоизобретенным мехом, то они смогут выйти на берег в Киле с совершенно сухой амуницией. Даже нафабренные усы их будут по прежнему победоносно торчать кверху.

В заключение в воду было сброшено несколько мужчин и дам, одетых в новые костюмы.

Слухи и факты.

Злобой сегодняшнего дня становится квартирный вопрос. Дачи, лоно природы, купанья—отходят в прошлое. Перед обывателем один вопрос: где найти квартиру? Чтобы было и сухо, и крепко, и светло, и но дорого. Несмотря на то, что за лето в Одессе воздвигли не один дом, цены на квартиры нисколько не понизились по сравнению с прошлым сезоном. Даже повысились. За сколько-нибудь сносную квартирку гг. домовладельцы готовы драть четыре шкуры с одного. В центре города к квартирам нет приступа. Намечается движение одесситов к окраинам. На Ланжероне, по дороге к М.Фонтану зимние дачи почти все сняты на зиму. Лучше мучиться ежедневно на трамваях, как мучились все лето, чем закабалять себя в рабстве гг, домовладельцам.

Милое развлечение — пускать бумажные воздушные шары—иногда бывает небезопасным. Так, третьего дня, ночью один из таких шаров упад на крышу дома № 66, по Степовой ул. В виду того, что указанные шары обыкновенно горят, такое развлечете может повлечь за собой пожар. В указанном, например случае шар некоторое время догорал и если бы он упал не на крышу, а на место, где был-бы сложен горючий материал, то пожар был-бы неминуем. Следовало бы это развлечение упразднить...

УТОЧКИН - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ.

Неутомимый авиатор и спортсмен на все руки С.И.Уточкин строит моноплан весьма своеобразной конструкции.
В изобретении Уточкина в принципе лежит моноплан «Блерио», но с следующими видоизменениями: уменьшение плоскости крыльев улучшенный способ искривления их для достижения наибольшей устойчивости, более прочное, крепление мотора «Гном», уменьшенная атака изгиба плоскостей, поддерживающих головную часть и общую нагрузку аппарата, и т. п.
Авиатор на днях делал пробу своего летательного аппарата: продержался в воздухе двадцать минут и развил скорость до 120 верст в час.

Выставка последнего произведения И.Е.Репина.

И.Е.Репин долгое время скрывал от взоров публики свое последнее произведение,—портрет бессмертного Л.Н.Толстого, —названное «Перед закатом».
Причиной тому служило желание художника не создавать шума вокруг портрета, посвященного не только памяти гениального писателя, но и самому, быть может, великому моменту жизни яснополянского обитателя.
И только желание И.Е.Репина прийти на помощь обществу благоустройства в Kуоккало, устроившему вчера свой обычный «ежегодный праздник», дало возможность широкой публике увидеть шедевр кисти художника.
По словам автора портрета, заказ этот дан ему московским толстовским литературно-художественным кружком. Работа заняла у И.Е. два года с большими перерывами, когда он был занять другими неотложными работами. Замысел портрета вполне достоен имени художника. В глухой местности большого сада стоить Лев Николаевич, погруженный в великую думу и озаренный лучами заходящего солнца. Глаза обращены к небу.
В лице твердая решимость удалиться от всего мирского.
Выставка вызвала живейший интерес среди дачников.

Правда

По Россiи.

Село Бельшичи (Рязанской губ.)

Здесь имеются казенная винная лавка и частное питейное заведение И.Я. Смирнова. Последний питейное заведение держит уже более 20 лет, и из бедного крестьянина превратился в крупного торговца и лесопромышленника. Зато вся деревня из 200 домохозяев представляет печальную картину ужасной нищеты и разорения. Крестьяне в целях уничтожения пьянства 11-го февраля т.г. на сельском сходе при волостном правлении постановили закрыть питейные заведения в селе. Приговор утвержден земским начальником 3-го участка Зарайского уезда и старшиной Володиным. На Петров день дождались закрытия питейного заведения, но г. Смирнов торгует и по сие время.
Где общественный приговор?

Мюнхенский инженер Шминтер изобрел новый парашют в разрезе 6 арш. В момент прыжка парашют распускается посредством трехаршинной спирали.

Кто же такой Азеф?

Новые данные.

ПАРИЖ, 7,VIII. В виду того, что мрачная фигура Азефа за последнее время снова начинает привлекать к себе общественное мнение, ваш корреспондента посетил В.А.Бурцева, недавно имевшего свидание с Азефом.
Бурцев заявил следующее:
        — Мое личное впечатление такого, что Азеф вполне искренно убежден в своей правоте. Он заявляет, что все преувеличивают его преступность, а не принимают во внимание его, прежних заслуг перед революцией.
О многих своих предательствах, —продолжал Бурцев,— Азеф говорит вполне спокойно и противопоставляет им то, что он сделал в интересах революционного лагеря. Он уверяет, что готов дать самые откровенные показания перед революционным трибуналом..
        - Несомненно, — говорить Бурцев, —что у этого человека притуплены всякие нравственные понятия.
Единственно сильное чувство у него— это любовь к детям. Он весь дрожал, когда говорил о них.
Из всех полицейских деятелей Азеф более всего имел дело с Ратаевым. Деньги получал он по почте или через банки. В департаменте полиции Азеф бывал очень редко. С Ратаевым и другими агентами полицейского сыска встречался в частной квартире.
О практических результатах своей встречи с Азефом Бурцев заявил, что ничего определенного пока сообщить еще не может. До сих пор неизвестно, какую позицию займут в этом вопросе социалисты-революционеры. Существуете мнение, что никакой суд для Азефа невозможен.
Сам Бурцев преследует лишь задачу установления полной истины во всем этом деле.

ДАЧНАЯ ЖИЗНЬ.

МАЛАХОВКА.

В субботу в малаховском театре состоялся большой вечер в пользу красковской земской школы.
Труппа малаховского театра живо сыграла комедию Тарновского «На законном основании». Затем состоялось балетное отделение, в котором участвовали артистки балета Большого театра г-жа Павлова, Некрасова и Станиславская. Все они исполнила свои номера с большим успехом.
Закончился вечер костюмированным балом.
Красивых и оригинальных костюмов мало: „голькипер команды тупоголовых", израненный и окровавленный лягом; какая-то храбрая дачница вместо костюма завернулась в простыню и повесила плакат «из маскарада в маскарад».
Остальные костюмы: пьеро и пьеретты, лягушки, цыганки и т. п.
Очень оживленно прошли танцы.
Публики очень много, успех материальный очень большой.

Арест редактора.

Вчера арестован редактор "Московской Газеты-Копейки" Н.А.Щербаков. Г.Щербаков был осужден московской судебной палатой на два месяца тюремного заключения еще 22-го ноября 1911 года по 6-му пункту 129 т. уголовного уложения - за возбуждение вражды между отдельными классами населения.
Редактору инкриминировались статьи в газете от 9-го мая 1910 года: "Прости нас" Иона Бряхничева и "Гражданские похороны" В.А. Анзимирова.
Решение судебной палат было обжаловано в Сенате, но Сенат оставил кассационную жалобу без последствий.

Смоленские торжества.

(От нашего специального корреспондента).

«Многострадальный день».

Юбилейные торжества Отечественной войны начал древний Смоленск, выдержавший первый натиск всей наполеоновской армии и переживший все те ужасы и страдания, которые описаны очевидцами священником Мазуркевичем и C.Н.Глинкой. Однако, чтобы иметь представление о пережитом Смоленском и его жителями в день 5-го августа 1812 года, названный «многострадальным днем», достаточно одного наполеоновского бюллетеня.
        «В чудную августовскую ночь,— писал Наполеон,-- -Смоленск представлял французам зрелище, подобное тому, которое представлялось глазам жителей Неаполя во время извержения Везувия».
Теперь Смоленск представлял совершенно иную картину - чистенького мирного города, разукрашенного национальными флагами с нарядной толпой, срелди которой много женщин, разодетых по последней моде, в узких юбках, роскошных широких шляах с модными японскими зонтами. [...]

Нижегородская ярмарка.

(По телефону от нашего корреспондента).

АМБУЛАТОРИЯ ДЛЯ АЛКОГОЛИКОВ.

Ярмарочный комитет постановил возбудить ходатайство об ассигновали из средств казенной монополии 5,000 руб. на устройство на ярмарке амбулатории для алкоголиков и по 2,000 рублей ежегодно на ее содержание. Амбулаторию предполагается устроить с будущего года на 10 мужских и 4 женских кроватей. Статистикой установлено, что на ярмарке ежегодно подбирается на улице в бесчувственно пьяном виде от 500 до 700 человек. ОБЛАВА.         Облава на торговцев, не платяпщхь ярмарочных сборов, продолжается.
В Главной модной линии обнаружена торговля без промысловых документов двух крупных меховых фирм - Вартаньянца и Мухамеда Мусина.
На ярмарочных лугах составлено до 9-ти протоколов об уклонении от поземельного сбора целого ряда балаганов и кухонь. Если за них не будет уплачен сбор в течение трех дней, то они будут закрыты.

Трудовая Копейка (Москва)

ВОКРУГЪ СВѢТА.

Директор департамента — женщина.

В Соединенных Штатах директором департамента министерства торговли и труда, назначена женщина, г-жа Латроп. Женщине-директору предоставлено право подобрать сотрудников для выработки законопроектов о защите детского труда, о защите детей от жестокого обращения и о мерах к уменьшению детской смертности.
Г-жа Латроп известна своими трудами в области социального законодательства.

ПО РУСИ.

Крестьянин-благотворитель.

Недавно в гор. Канске, Енисейской губ., умер 90 лет от роду простой неграмотный крестьянин Тимофеев. Этот неграмотный человек почти все состояние, все труды своей долгой жизни отдал на дело народного образования. Он положил основание женской гимназии своим первым взносом в 12,000 рублей. Еще 35 лет назад, когда Канск был только ночлегом ямщины сибирского тракта, этот неграмотный мужик учредил здесь первую приходскую школу, пожертвовав для нее дом, и поддерживал ежегодно до самой смерти своими взносами. Духовным завещанием он оставил городу свои дома, в 25,000 руб., для учреждения новой женской школы; дал 6,ООО руб. на три стипендии в женской гимназии и на две в реальном училище; 3000 руб. в фонд на учреждение в Канске среднего сельско-хозяйственного училища; 2,000 р. на устройство церквей при женской гимназии; 1,500 руб. собору; 11,000 руб. на школы, кредитные товарищества в некоторых селах и деревнях Канского уезда и своей родины в России.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

ЕВПАТОРИЯ. Хулиганство.

Уже несколько раз в полицейский участок доставляется городовыми или случайными прохожими подбираемая ими в разных местах города металлическая вывеска с надписью «Химико-бактериологическая лаборатория ординатора клиники московского университета доктора Зарифьянца».
Неизвестные хулиганы ночью срывают ее с места и подбрасывают к кому-нибудь из обывателей.

ФЕОДОСИЯ.

Отлет военного летчика с пассажиром-наблюдателем капитаном А.Я.Чернявским состоялся 5 августа, в 5 час. 15 м. утра. Летчик плавно поднялся с площадки у лагеря Виленского полка и поднявшись на значительную высоту, вскоре исчез в направлении к Керчи. В ближайшие дни возможно возвращение авиаторов в Феодосию на обратном пути, но только в случае отсутствия бензина в Керчи.