28 (15) августа 1912 года

Вечернее Время

Отовсюду.

Сейчас на постройке Панамского канала работает 38,000 человек. Ежедневно им уплачивается больше 900 пудов денег, а так как расчет производится раз в месяц, то в каждую получку рабочим приходится уплачивать 27,000 пудов!.. Деньги хранятся в особом здании, специально для этого построенном, и развозятся по площади работ в особых вагонах, причем все организовано так остроумно, что на расчет каждого рабочего уходить всего несколько секунд.
То, что не удалось Французам компании Лесепса, то несомненно удастся Американцам: в будущем году канал будет открыт. Работы ведутся с лихорадочной поспешностью и хотя вдоль канала образовалось уже не одно кладбище, сплошь заставленное памятниками по погибшим от желтой лихорадки, дизентерии и тифа рабочим, человеческий разум одерживает и на этот раз блестящую победу над природой. Щель, которую тщетно искали в материке Америки еще со времени Колумба, теперь сделана.
В нашем «зале телеграмм» выставлены снимки с вагонов-касс и групп рабочих, получающих расчет.

Открытие высшего начального училища.

Инспектор народных училищ сообщает городской управе, что министерством народного просвещения разрешено открыть в Мариуполе с 1 сентября высшее начальное училище с отпуском от казны на содержание училища по 6890 р. в год; при чем могущие образоваться остатки от ассигновки в текущем году, вследствие открытия его не с начала учебного года, разрешается израсходовать на его оборудование. Сообщая об этом, инспектор, вследствие предложения директора народных училищ, просит выяснить вопрос о помещении отводимом городом для открываемого училища и об отпуске городом единовременных средств на первоначальное образование училища.
С своей стороны инспектор народных училищ просит городскую управу принять меры к скорейшему открытию высшего народного училища.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

На днях в Москву возвратился из путешествия по России студент Рудневский, сделавший пробег в 3000 верст на мотоциклете по маршруту: Москва - Петербург - Рига - Юрьев - Псков - Ревель - Витебск - Смоленск - Малоярославец - Подольск - Москва. Весь путь Рудневский сделал в 2 1/2 недели. На отважного туриста дважды нападали крестьяне и хулиганы. Настоящий пробег на мотоциклетке является первой попыткой велосипедно-моторного туризма в России.

Состоялось торжественное погребение А.С.Суворина в семейной усыпальнице в Александро-НевскоЙ лавре. За гробом следовало множество народа. Возложены венки от Имени Государя Императора и от французского правительства. На могиле произнесено много прочувствованных речей.
        Государем Императором дан всемилостивейший рескрипт на имя вел. кн. Николая Николаевича по поводу трехдневного маневра в Красном Селе. Исполнилось столетие со дня рождения принца Петра Георгиевича Ольденбургского.
        Смоленский губернатор сообщил населению о предстоящем приезде Государя Императора в Смоленск.
        Из Архангельска ушел пароход «Св. Фока» с экспедицией лейтенанта Седова. (С. т.).
        В Москве открылась выставка цветоводства и аквариумов.
        Командир канонерской лодки «Донец», находящейся в Венеции, дал в честь начальника морского местного департамента банкет, на котором произнесены были тосты за братство России и Италии.
        Вздорожание жизненных продуктов в Германии вызывает возбуждение. Во многих городах происходят совещания по вопросу о дороговизне.
        В Марседе взорвалась бомба, причинившая серьезный повреждения.
        В Англии вследствие дождей во многих местах происходят наводнения.
        Телеграфное сообщение между Лондоном и Берлином почти прервано.
        Монголы взяли штурмом город Кобдо.
        «Correspondenz Bureau» опровергаешь сообщена будапештских газет об отказе от участия в венгерских военных маневров эрцгерцога Франца-Фердинанда.

Сербское правительство опубликовало официальное сообщение о положении в Старой Сербии и о своих представлениях Порте.
        В 9 часов 10 минут утра на автомобиле из Виши в Версаль прибыл бывший марокский султан Мулай Гафид.
        Китайское правительство отказалось заплатить за убытки иностранцев европейских концессий потерпевших от революционного движения вне. (См. т.).
        В Вашингтоне закрылась сессия конгресса.

Слухи и факты.

Правила соблюдать — у нас не в моде. Первые дни введения какого-нибудь правила оно еще соблюдается. Потом о нем забывают. Так было-—так будет. Напр., с наконечниками для дамских шляпных булавках... Категорическому запрещению входить в вагон трамвая без наколенника подчинялись только первые дни. Теперь снова со всех сторон торчат страшные иглы. Глаза и щеки в опасности. Но наши дамы беспечны. По-видимому, каждая из них должна выколоть, по крайней мере, по одному соседскому глазу, прежде чем обзавестись предохранителем... Который стоит от... 5 коп!.. Сударыни, наши глаза стоят дороже!..

Лето, по-видимому, кончено. Мудрецы пророчат близкую осенью. Настоящую осень. Дожди, ветры, холод, слякоть и пр., и пр. Как бы то ни было, а почти во всех витринах магазинов готового платья появились манекены, одетые в шубы и теплый пальто. В холодные вечера одесситы могут с завистью смотреть на этих счастливых манекенов, не знающих, что такое ломбарды. [...]

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

С недавних пор на железных дорогах заведена должность начальника поезда.
С какой целью?
— Если с целью установите порядок во время движения, то на деле происходить совсем противуположное,—пишет мне один пассажир.
С последней станции начальник поезда обязан давать сведения, сколько у него есть свободных мест.
Бедные пассажиры стоять у кассы всю ночь, в надежде получить эти сведения и попасть на какой-нибудь проходящий поезд.
Но сведений нет...
Два поезда проходят совершенно, переполненные и пассажиры ждут до утра. Следующий поезд приходить только в 8 ч. утра, и опять нет никаких сведений от начальника поезда, есть места, или нет...
Наконец, вот поезд, есть всего 11 свободных мест, а у кассы стоить 15 человек! Поезд стоить восемь минуть, в течении которых кассир понятно не успевает дать билеты, а пассажиры— сдать багаж...
Поезд, конечно, задерживается и опаздывает.
Для чего-же существуют начальника поезда?

Потерпевший в роли „Шерлок Холмса“.

Еще 9 августа в квартире И.И.Иванова, проживающего по Пушкинской ул., была совершена дерзкая кража. Украдены были золотые вещи и на 2000 р. процентных бумаг. Потерпевший о краже не нашел нужным заявлять полиции, а сами занялся сыском.
Прежде всего он решил последить за клиентами ломбардов.
Вчера днем в «Северный ломбард», по Владимирскому пр., явился для выкупа украденных у Иванова вещей какой-то татарин. Разумеется его задержали и доставили в управление первого участка Московской части, где он назвался Абдулом Нахибулиным, 23 л., занимающимся покупкой ломбардных квитанций.
Объяснить, от кого он приобрел эту квитанцию, задержанный не мог.
        - Кто продал— не знаю. Купил за 3 рубля квитанцию около ломбарда, на Владимирском пр.
Немедленно на квартире задержанного татарина был произведен обыск, во время которого обнаружен целый склад ломбардных квитанций и много золотых вещей.
Хотя все похищенные вещи потерпевший Шерлок-Холмс и нашел, однако, ему не удалось, все-таки, установить, кто совершил из квартиры кражу.

Правда

ХРОНИКА

Запрещение давать сведения.

Сегодня, особым циркуляром разосланным во все участковые управления, градоначальником предложено принять все меры к тому, чтобы никаких сведений сотрудникам газет никто из чинов полиции не давал. Виновные в несоблюдении этого циркуляра будут немедленно увольняться со службы

НА ФАБРИКАХ И ЗАВОДАХ.

Рояльная фабрика Беккера.

Среди отделовщиков, детонаторов и настройщиков успешно заполняется подписной лист (вы думаете - в пользу больных или безработных товарищей? ничуть). Подписка идет на поднесение подарка уезжающему в Германию мастеру. Лакейски-угодливо настроенные рабочие стараются упрочить свое положение, подписывают и заставляют подписывать других, грозя не пропустить ни одной подписки в пользу больных и безработных товарищей. Эх, уж собрать бы и на билет мастеру, хоть и в купе 1 класса.

Московский балет понемногу съезжается...
Часть труппы когда-то отдыхала в традиционно „балетном“ дачном уголке, в Петровско-Лобанове.
Теперь ему не изменили очень немногие жрецы и жрицы Терпсихоры.
Большинство из них жили по Казанке, часть с г-жей Балашевой во главе наслаждались дачными dolce farniente по Ярославке.
Балетные заправилы, как это и полагается осенью, в отчаянии:
        — Кордебалет пополнел на травке!.. Его придется усиленно тренировать...

*        *
*

Московские рестораторы умеют эксплуатировать имена своих клиентов.
В меню одного из московских шикарных ресторанов, завтраки которого сейчас особенно в моде, фигурируют:
        — Пельмени по-садовски.
А.А.Бахрушину для своего музея следовало бы приобресть подобное меню с именем покойного артиста...
Удобно ли употреблять великие имена вместо кухонной „приправы“, в роде кайенскаго перца, французского уксуса или лаврового листа?

Как оказывается, Массене умер, сочиняя колыбельную песенку для сына одного своего знакомого журналиста, сына которого он положительно обожал.         И, сочиняя эту колыбельную песню, он сам заснул вечным сном.
В самой покойной колыбели, в могиле.

*        *
*

Композитор Глазунов пишет юбилейную кантату для консерватории на минорную тему.
Среди музыкальных кружков над этой затеей много острят.

За границей.

Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.

Фламандцы и валлоны.

БРЮССЕЛЬ, 14(27),VIII. Из Антверпена телеграфируют:
Открылся 32-й конгресс нидерландского языка и литературы.
Заседания конгресса превратились в своего рода манифестацию – подчеркивается культурная и национальная связь Фландрии с Голландиею и выражается протест против проникновения в Фландрию французской культуры.
Вообще движение в пользу федеративного устройства Бельгии, при котором части ее, населенные фламандцами и валлонами являлись бы независимыми друг от друга административными единицами, растет.

В Россiи.

Черная пропаганда.

ЕКАТЕРИНОСЛАВ, 14,VIII. Губернатор разрешил членам союза «Двуглавый орел» устроить завтра шествие по городу о знаменем. На союзническое «торжество» из Киева выписана скандальная знаменитость студент Голубев, который в союзническом доме сделает доклад на тему «Ритуальное убийство в Киеве мальчика Ющинского».
КИЕВ, 14,VIII. Киевские союзники упорно распространяют по городу открытки с портретом убитого Ющинского.

Кирпичи вместо серебра.

Усачевская биржевая артель при вскрытии вчера полученного ею со станции "Москва" виндаво-рыбинской железной дороги одного места товара, обнаружила в одном ящике недостачу пуда серебра. Серебро заменено кирпичами.

Похороны А.С.Суворина.

(По телефону от нашего петербургского корреспондента).

14-го августа состоялось погребение праха А. С.Суворина.
От имени Государя Итератора гофмейстером Евреиновым возложен роскошный венок из белых роз, тубероз и лилий.
В 10 час. утра начался вынос тела из квартиры покойного. Гроб вынесли родственники А.С.Суворина и ближайшие сотрудники «Нового Времени». Весь путь от Эртелева переулка: до Александро-Невской лавры гроб несли сотрудники, служащие и наборщики «Нового Времени».
В Александро-Невской лавре траурная процессия была встречена всем лаврским духовенством. На заупокойной литургии и за отпеванием присутствовали: товарищ министра торговли и промышленности П.Л.Барк, градоначальник Д.В.Драчевский, бывший начальник главного управления по делам печати сенатор А.В.Бельгард, В.П.Ковалевский, городской голова И.И.Глазунов, депутата Н.П.Шубинский, писатели: И.Н.Потапенко, П.П.Гнедич, Евтихий Карпов и друг.
После литургии и отпевания гроб подняли на руки и перенесли на Никольское кладбище лавры, где и опустили в могилу. На могиле произнесли речи: г. Энгельгардт — от редакции «Нового Времени», г. Глинский от «Исторического Вестника», г. Никаноров — от фракции союза 17-го октября, г. Табурно — от имени южных славян, г. Вильтон - от английской печати, артист г. Нерадовский—от группы Малого театра, артист г. Корвин-Круковский от Александринского, театра.
Думская фракция октябристов возложила на могилу покойного венок с надписью: «Борцу за русскую мощь и свободу».

Трудовая Копейка (Москва)

ПОСЛѢДНIЯ ИЗВѢСТIЯ

*** На юбилейные торжества выезжают 22-го августа в Москву члены Синода: Феодосий Смоленский, Алексей Саратовский и епископ Никон.
        *** 26-го августа будут выпущены особые серебряные рубли для раздачи войскам, участвующим в Бородинских торжествах.
        *** Мин. вн. дел разрабатывается вопрос о передаче в ведение Синода Исаакиевскаго собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве.
        *** В заседании Синода лишен сана священник одной из сибирских епархий. Ему ставится в вину ряд неблагопристойных поступков и сожительство с одной из прихожанок.
        *** Министерством внутренних дел поставлена на очередь разработка законопроекта о преобразовании уездного управления.
        *** В виду среднего урожая в текущем году льна, мин. торг. и промышлен. проектирует обратиться к производителям льна с предложением не торопиться реализацией урожая льна.
        I *** В Спб. университете много свободных вакансий. Просьбы евреев о зачислении сверх нормы, отклоняются.
        Первой в России женщиной-начальником ж.-д. станции назначена г-жа Тейкандер, на ст. Мурово.
        Арестован начальник одной почтовой конторы в Бессарабской губ., Черный, посылавший в Спб. и Москву подложные переводы на имя банков, с требованием покупать и высылать на его имя процентные бумаги. Таковых им приобретено на 100 тыс. руб.
        *** Спб. ком. по делам печати наложен арест на № 90 газеты «Правда», за помещение статей «Слова и дела» и «Секретные документы».

ПО РУСИ.

ВАРШАВА. Аукцион детей.

На военной площади Броня от времена происходят аукционы детей. Сюда сходятся бедняки и продают своих детей нищим, старающимся достать ребенка, возбуждающего сострадание. Наибольшим спросом пользуются дети-калеки. Есть даже специалисты по фабрикации различных калек. Многие бедные родители считают такую „отдачу в наем“ очень выгодной для себя: они получают за ребенка деньги, кроме того, за это время не приходится его содержать. На „аукционы“ приезжают нищие и из провинции: шарманщики, бродячие музыканты и т. п.

КАЗАНЬ. Из-за кошки.

Дело началась с маленьких цыплят и прожорливой кошки, их скушавшей, а завершилось кровавым конфликтом между их хозяевами.
Кошка офицера Станухевич скушала цыплят домовладельца Демидова. Последний предал ее смертной казни. Возмущенная зверством Демидова, супруга Станухевич упрекнула Демидова. Демидов наговорил ей дерзостей, a затем, вооружившись багром, набросилсят на возвращавшегося домой Станухевич и разорвал китель. Станухевич, защищаясь, обнажил шашку и, выбив ею из рук Демидова багор, ранил его в руку.

ВЯТКА. Кощунство.

До какой степени разнузданности может дойти современное хулиганство, показывает следующий случай: в дер. Пиксоле, один крестьянин, напившись пьян, бродил безцельно из одного конца в другой, придирался к встречным, ругался, кому-то грозил и т. д. и наконец, остановил свое внимание на стоящей в деревне часовне. Не долго думая, повыбил в часовне все стекла, забрался внутрь ее и повыбрасывал на дорогу все иконы. Теперь это дело у следователя, а дальше предстоит, конечно, суд.

ВОКРУГЪ СВѢТА.

Машина для сечения.

На-днях арестован по жалобе своей жены профессор университета в Иллинойсе, Эндрью. Мистрис Эндрью заявила полиции, что жажда знаний, обнаруживаемая ее супругом, делает ее жизнь невыносимой. „Он ничего другого не делает, как только изобретает самые необыкновенные машины, — говорила г-жа Эндрью, — и что хуже всего,—он испытывает их действие на мне и моих детях. Это становится невыносимым“. Судьи приняли сторону г-жи Эядрью и приговорили ревностного к изобретениям ученого к денежному штрафу.
Участь бедной женщины и причину сострадания судей нетрудно понять, если знать, что последним по времени изобретением профессора была... машина для сечения, предназначенная для автоматического наказания детей. Изобретатель очень гордится своей машиной, сберегающей время и силы и, главным образом, регулирующей математически точно соотношение между проступком ребенка и величиной наказания.
Машина для сечения весит около полпуда и изготовлена из бамбука и алюминия. Две большие тарелки, похожие на ладони и наносящие удары, подложены ватой, так что возможность повреждений исключена. Машина отпускает нормально 35 ударов в минуту, но это число может быть по желанию повышено.

АЛУШТА.

За последнее время Алуште повезло на развлечения различного рода. К числу таковых нужно отнести в концерт, данный артистами русской оперы: Никитской Полотовой, Щербачевой и г. Колотовым в помещении ц. приходской школы. Цель концерта благотворительная: сбор поступает в пользу местного дневного приюта „Ясли”. Публика отнеслась в этому симпатичному делу очень сочувственно. Выразилось это в том, что все необходимое для буфета было пожертвовано отзывчивыми людьми; даже цветы для декорирования залы были пожертвованы. Билеты брались нарасхват и общая сумма сбора достигла 310 руб., что явится значительным подспорьем для бюджета о-ва. Исполнение вызвало шумное одобрение публики.

В и л л ю з и о н е.

Это новое в Алуште дело, кажется, начинает устраиваться, теперь уже можно сказать с уверенностью, что иллюзион пользуется симпатиями той части публики, для которой наиболее нужны недорогие развлечения, отвлекающие от кабака, - для малосостоятельных аборигенов, рабочих и т. п. А когда подбор демонстрируемых картин удачен, иллюзион охотно посещается и интеллигенциею. Так, напр., в настоящее время демонстрируется интересная картина из жизни запорожских казаков с видами Днепра, порогов, Хортицы. Во время каждого сеанса все места заняты, а это — лучшая рекомендация...