05 сентября (23 августа) 1912 года

МИЛЛИОН РУССКИХ В БЕРЛИНЕ.

Германские газеты сделали подсчет количеству русских, посетивших Берлин в течение прошлого года. Получилась колоссальная цифра – более миллиона.
        — Наши гости с востока, — пишут берлинские газеты, — оставляют в столице Германии и в немецких курортах очень много денег и сильно способствуют процветанию торговли в Берлине. Особенно довольны русскими путешественниками и путешественницами берлинские портные, портнихи и магазины готового платья, а также магазины белья и принадлежностей туалета.
Вообще, «русское нашествие» весьма правится нам, немцам - острит берлинская газета «Локал Анцайгер».
Надо отдать справедливость берлинской газета, что подсчеты ее более или менее близки к истине.
В начале лета, когда начинается нашествие на германские курорты, и в августе, когда путешественник возвращается на Фридрихштрассе и Лейпцигштрассе ; со всех сторон слышен русск. язык, так что приезжий может вообразить себя на Невском или Морской.
Недаром в окнах очень многих магазинов для уловления покупателей красуется надпись: «здесь говорят по-русски». Но только, увы, в большинстве случаев оказывается, что говорящий по-русски приказчик как-раз куда-то отлучился.

Из анекдотов о Ф. И. Шаляпине.

Когда Ф.И.Шаляпин поступил впервые в Императорский Б. театр, на сцене его в то время пел известный бас Власов.
Ходили среди москвичей упорные слухи, что в этот период времени Шаляпин любил «кутнуть» с приятелями, почему Власову очень часто, против своего желания, приходилось «заменять» в спектакле стоящего на афише Шаляпина. В то время по этому поводу среди москвичей ходил такой анекдот. едет ночью на извозчике Шаляпина «с мухой».
        — Извозчик! Ты, когда бываешь пьянь, поешь? — спрашивает Шаляпин.
        — Случается, барин, пою!
        — Сам поешь?
        — Знамо дело, сам, а то кто же? — недоумевающе отвечает извозчик.
        - A вот, когда я бываю пьян, так за меня поет Власову («Ст. М.»).

Председатель болгарского народного собрания в беседе с корреспондентом «Н. Времени» указывает на неминуемую близость войны с Турцией и на то, что сохранение мира уже не в воле правительства. (С. т.).
        5,000 Сербов Беранской казы с помощью Малисоров-католиков и Черногорцев продолжают сражаться на черногорской границе. Турецкие войска сожгли 13 сербских деревень, школу и церковь в Беране и зарезали много женщин и детей.
        Из Белграде получены тревожный сведения о бесчинствах Арнаутов в Старой Сербии. (С. т.).
        В Берлине состоялся банкет в честь шведских гостей, на котором шведский посланник и Кидерлен-Вехтер выразили взаимные чувства обеих наций к главами обоих государств.
        В каменноугольных копях Кларанс в Бетюне (Франция) произошел взрыв газов. Из 75 рабочих извлечены невредимыми лишь 10 человек.
        Возле Ольдершота и Виндзора начались маневры английской армии.
        Афинское агентство опровергает слухи о мобилизации греческих армии и флота.
        Итальянское правительство отказало в приеме прибывшим в Рим представителям занятых Итальянцами островов Архипелага.
        Международная компания телефонов приступает к переговорам о соединении телефоном столиц всех государств. (С. т.).
        В Эркени (Венгрия) военный змейковый аэростат вырвался из рук державших его солдат. Из трех солдат, не успевших отпустить канаты, двое убиты, один пропал без вести.
        Учетно-ссудный и шахиншахский банки в Тегеране выдали персидскому правительству второй аванс в 250 тысяч рублей.
        В Токио состоялось представление дипломатического корпуса императору и императрице.
        С.-А. Соединенные Штаты обещают сохранение нейтралитета в вопросе о расширении английского влияния в Тибете, требуя за это уступок в Панамском вопросе. (С. Т.).

Редактор газеты «Новое Время» М.А.Суворин имел счастие представляться Государю Императору в Петергофе. В Пятигорске злоумышленник совершил нападение на жандармского подполковника Лупакова и ранив его бесследно.
        В Ардатовском уезде совершено покушение на сборщика винных лавок, который несмотря на рану успел уехать.
        В Поневежском уезде молнией одновременно поражено пять человек. Тела их частью обуглились.
        Бактериологически установлена чумная культура в гное и бубонах больных в селе Заветном. Появились заболевания в слободе Рахинке и хуторах Царевского уезда.
        В Троицке военным судом приговорены участники нападения на канцелярию Семиозернаго лесничего—трое к смертной казни, двое к бессрочной каторге, трое к тюремному заключению, шестеро оправданы.
        В Ковне прошел необычайный ливень. Дома залиты на аршин водою.

Слухи и факты.

Дожди не перестают. Все лето-дожди и дожди... Торговцы дождевыми зонтиками уверяют, что за последние 10—15 лет ни один летний сезон не оказался для одних столь исключительно удачным, как нынешний. Никогда не требовалось столько зонтиков. Дождевых, конечно. Сезон, благодаря дождям, оказался удачным и для чистильщиков сапог. В данном случае, чистильщики должны быть благодарны не столько дождям, сколько одесским уличным порядкам. Во многих частях города небольшой сравнительно дождь образует непроходимые лужи. Напр., около земской управы, или перед народной аудиторией... Лужи эти не просыхают спустя много времени после дождей... В таком культурном городе, как Одесса, чистильщикам сапог всегда будет работа.

*        *
*

B одесской публичной библиотеке существуют довольно странные правила. Moлодым людям до 21 года не выдаются книги. Хорошее дело! Молодым людям, до 21 года можно быть отцами семейства, a книги рано читать. Администрация библиотеки объясняет это правило тем, что одесситы до 21 г. «не умеют обращаться с книгами»... Отзыв для одесситов не совсем лестный. Все-же это правило — весьма странное...

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Никто так не скрывает свои годы, как артисты и артистки...
Попробуйте узнать, когда родились: Сара Бернар, Режан, или Дузе...
Каждый, кто делал попытку в этом направлении, не мог добиться никаких результатов.
Обыкновенно старые артистки не помнят года своего рождения, а на вопрос о начале сценической карьеры,— говорят, что им было тогда лет 13—14.
По странному совпадению почтенные артистки всегда начинают карьеру очень рано, почти в детском возрасте.
Об одном артисте разсказывают и следующий анекдот:
Говорят, что он взял слово с своего сына, что тот не будет его называть при посторонних «папой». Но сын однажды забыл это обещание. Провожая отца куда-то в далекое путешествие, он бросился к нему, при чужих, с криком:
        — Папа! Прощай, дорогой папочка!
Папочка однако не растерялся и весело крикнул сыну из окна:
        — Ой шутник же вы, Иван Иванович!
Провожавшие артиста так и остались при мнении, что «Иван Иванович»— большой шутник и что талантливый артист никогда папашей 23-летняго молодого человека—не состоял.

Правда

Выход Бориса Савинкова из партии.

В с.-р. кругах распространился слух, вызывающий сенсацию, о выходе известного Бориса Савинкова из партии с.-р. Этот выход ставится, между прочим, в связь с появлением нашумевших беллетристических произведений Савинкова, вызвавших к себе со стороны многих его товарищей резко отрицательное отношение. По проверке слух этот подтвердился.

ЖЕНЩИНА-ВАГОНОВОЖАТЫЙ.

По выдержании установленного испытания одна юная мисс была принята в качестве вагоновожатого на лондонских трамваях. Суффражистки громко ликуют, по поводу этой новой победы женщин.

Кинематограф в церкви.

Группа московского духовенства возбуждает вопрос о применении кинематографа во время духовных чтений, устраивающихся в некоторых московских церквах. В последнее время в церкви при епархиальном доме и в Новоспасском монастыре уже были случаи применения кинематографа во время чтений из священной истории, описаний святых мест и т. п. Предполагается возбудить по этому вопросу ходатайство перед митрополитом Владимиром, а если понадобится, то и перед Святейшим Синодом, при чем организация подобных чтений предположена по возможности во всех церквах. Полотно экрана для кинематографа может устанавливаться, по мнению поклонников кинематографа, перед алтарем, заслоняя его и несколько умаляя этим впечатление церковной обстановки, а машина кинематографа - в дверях церкви. Вопрос о кинематографе встречает, однако, сильный отпор в массе духовенства.

ЖЕНСКОЕ ВОЙСКО.

Известная английская женщина мистрисс Деспард писала недавно: „Мужчина и женщина должны помогать друг другу в деле защиты родины. Вот почему мне бы хотелось видеть молодых девушек, подготовленных наравне с молодыми людьми к случаю необходимости дать отпор внешнему врагу". И в Англии дело идет почти параллельно со словом. Капитан Бекер, участвовавший в египетской кампании 1884—1885 года, основал батальоны девочек в Ислинктоне. Он собрал 350 девочек, которые в своих голубых с белыми полосками платьях и в полицейских касках производили военный экзерциции, как старые солдаты. Во главе этой маленькой армии стоит тринадцатилетняя дочь капитана Бекера. Сама г-жа Бекер — лейтенант... и до некоторой степени мать этого маленького военного мирка. Упражнения и репетиции этих английских „потешных“ маленьких женщин дышат таким здоровьем, бодростью, свежестью, а главное—доброй волей и весельем! Г-жа Бекер говорить: „Трем девочкам из нашего батальона грозил туберкулез, когда они пришли к нам; теперь они чувствуют себя великолепно“. Невольно вспоминаются измученные лица наших потешных и грустная смерть одного из них...
Но эти будущие „военные“ женщины еще не скоро смогут защищать родину, а потому к этой миссии подготовляются и взрослые девушки. Изящные, эластичные, гибкие, вследствие разнообразия систематического спорта, они маневрируют по селам и городам с ранцами за плечами и с железной палкой в руках. Привыкшие к комфорту богатые леди и мисс спят под открытым небом, без матрацев, на соломе. Английскими женщинами основано общество, которое требует от своих членов 3-летней военной службы, после чего каждая женщина-солдат считается в резерве и призывается через известные промежутки времени на повторительную десятидневную службу. Мать семейства, любящая жена, она покидает свой домашний очаг, мягкую постель, комфорт, уют и часто роскошную обстановку, чтобы жить десять дней на бивуаках, вставая в 6 часов утра, и умываясь водой из ведра на открытом воздухе.
Таким образом англичанка, облаченная в мундир цвета хаки с галунами, готовится к двойной обязанности: воина и сестры милосердия...

Речь

Персидские дела.

Между правительствами России и Англии шли переговоры об устройстве займа для персидского правительства. В настоящее время из достоверного источника можем сообщить, что переговоры эти закончены и правительства России и Англии решили устроить персидскому правительству заем в 500 тыс. р., обеспеченный таможенными поступлениями. Правительство Англии уже выдало персидскому правительству в виде аванса значительную сумму на организацию жандармерии и полиции.

«Manu Nigra».

ПАРИЖ, 22,VIII-4,IХ. Из Нью-Йорка телеграфируют:
Организация бандитов «Manu Nigra» предъявила миллиардеру Джону Рокфеллеру требование положить пакет с крупной суммой денег в условленное место, угрожая в случае неисполнения требования, убийством самого Рокфеллера и всей его семьи.
Рокфеллер заявил о вымогательстве полиции.

Китай и Монголия.

ХАРБИН, 22,VIII-4,IХ. Ваш корреспондент беседовал с прибывшими в Харбин представителями монголов. Цель их приезда – выяснить отношения русских к происходящим на юге Монголии событиям.
Положение в южной Монголии, по их словам стало в последнее время невозможным. Опасаясь отпадения областей, китайские власти начали применять ужасающие репрессии. Наиболее видные и энергичные деятели из монголов стали исчезать без вести. Китайские чиновники облагают непосильными поборами и прямо-таки преследуют купцов, ведущих дела с иностранцами. Направляющиеся в район Халхи становища преследуются войсками. На съезде старшин решено отложиться от Китая и просить помощи хутухты, а пока начать действия за свой страх.
От имени монголов чжеринского сейма князь Удай обратился в Петербург по телеграфу с просьбой о покровительстве. Сегодня сообщили вашему корреспонденту, это ходатайство южных монголов в Петербурге отклонено.

Трудовая Копейка (Москва)

ПО РУСИ.

ОРЕНБУРГ. Любитель арбузов.

На-днях, в окружном суде, разбиралось следующее характерное дело. Полицейский урядник вез из села в город в тюрьму арестанта. По дороге последний встретил своего знакомого, у которого попросил взаймы денег. Последний дал ему 3 руб. и арбуз. По прибытии в Оренбург, урядник отобрал у арестанта и деньги, и арбуз. Деньги урядник пропил, а арбуз съел на виду у арестанта. Урядник был привлечешь к ответственности. Суд приговорил его к заключению в тюрьму на 4 месяца.

ВОКРУГЪ СВѢТА.

46 часов на оси вагона.

На-днях, в прибывшем из Румынии в Париж экстренном поезде, на оси спального вагона, был найден неизвестный человек в изорванном платье. Его препроводили в комиссариат, где он заявил, что он румын, Гаммор, 20 лет. Он задумал повидаться со своим родственником, живущим в Манчестере, но не имея денег, решился ехать на оси спального вагона. Таким образом оригинальный путешественник провел в дороге беспрерывно, бодрствуя и голодая 46 часов и сделал больше чем 2,500 километров.

МЕЛИТОПОЛЬ.

Пример достойный подражания.

Совет еврейской больницы, располагающий более чем скромными средствами, командировал своего врача И.Е.Розенцвейга в Берлин для изучения применения рентгеновских лучей. В начале октября ожидается возвращение г.Розенцвейга с вполне оборудованным кабинетом рентгеновского лечения.

Пеший спорт.

В последнее время что-то много разошлось пешеходов на чужой счет. Действительно ли пешеходы ходят или ездят по железной дороге – установить трудно, он за то, что они ходят, им должны платить деньги, - это несомненно. Последний, «первый болгарский пешеход» С.С.Папанов вышел из Болгарии без всяких средств, существуя только продажей своих карточек, а вышел он 19 мая 1911 г. и по 19 мая 1916 г. намерен обойти „все царства мира“ для расширения городских очерков городов Европы.
Думаем, что от этой нашей географии городам Европы не будет ни теплей, ни холодней.