06 сентября (24 августа) 1912 года

Вечернее Время

Член Г. Думы бар А.Ф.Мейендорф о преследовании печати.

Редакция «Вечернего Времени» обратилась к барону А.Ф.Мейендорфу, как к думскому докладчику по закону о печати, с просьбой высказать свое мнение по поводу последних преследований печати. Барон А.Ф.Мейендорф ответил нам, как он говорит, «кратким афоризмом»:
«Коммерческий характер многих органов печати настолько же умаляет ее авторитет, насколько практикуемые у нас приемы борьбы с нею, по-видимому неудовлетворяющие даже формальным требованиям закона, умаляют авторитет правительства и ослабляют позицию тех, которые, как я, еще не отказались от мысли, что правительство необходимо и полезно».

Крым. Курорт. Листок.

Курортные „н а я д ы”.

Гуляющая в ялтинском Александровском сквере публика 19 августа любовалась „наядами”. Несколько дам без купальных костюмов появились в море из купален Саглык-Су. Эти „наяды” нисколько не стеснялись публики и выходили на пляж, „позируя” пред зрителями. Напрасно генерал Витмер так защищал стыдливость купающихся в его купальнях дам.

БЕСПЛАТНЫЕ ОБЕДЫ.

В поминовение воинов Отечественной войны 1812 года биржевой комитет устраивает 26 и 26 августа бесплатные обеды для бедных в столовой общества пособия бедным г. Мариуполя на базарной площади по 150 обедов каждый день.

РОЖДЕНИЕ СТИПЕНДИИ.

Биржевой комитет сообщает директору технического училища, что в ознаменование столетия Отечественной войны 1812 года мариупольское биржевое о-во постановило вносить ежегодно плату за 5 учеников ь технического училища из детей бедных рабочих, по выбору биржевого комитета. Сообщая об этом постановлении, биржевой комитет просит прислать список беднейших учеников, удовлетворяющих условиям постановления биржевого о-ва для избрания из числа их стипендиатов.

30 ЛЕТ БЕЗ СНА.

Австралиец Альберт Хернин обладает необычайной особенностью. Уже 30 лет как он совершенно не чувствует потребности во сне.
        — Мне теперь 60 лет,—заявил он,—и со дня смерти своей жены, т.-е. почти тридцать лет, я никогда не имел позыва к сну. Ночи я провожу всегда в кресле и часто мне видятся сны, хотя я сознаю, что не сплю. В общем, я чувствую себя совершенно счастливыми, потому что за последние тридцать лет своей жизни я не потерял ни одного часа и никогда не погружался в то бессознательное состояние, которое именуется сном и которое я считаю бесполезным для человека.

К БОРОДИНСКОЙ ГОДОВЩИНЕ.

СЕЛО БОРОДИНО с мостом через речку Колочь. – Как раз около моста была первая схватка наших егерей с французскими шассерами. Это было начало знаменитого боя.

ХРОНИКА

Придворные известия.

23 августа Их Величества Государь Император, Государыня Императрица Александра Феодоровна с Августейшими дочерьми Их Величеств великими княжнами Ольгой Николаевной, Татьяною Николаевною, Марией Николаевною и Анастасией Николаевною, в сопровождении дворцового коменданта ген.-адют. Дедюлина и дежурного флигель-адъютанта Дарагана, на Императорской яхте «Александрия» прибыли из Нового Петергофа в Петербург. Их Величества и их императорские высочества, у пристали Николаевскаго моста перешли на катер «Петергоф» на котором изводили прибыть к петербургской крепости [...].

Английским министерством торговли издано постановление относительно обязательного количества спасательных лодок на судах.
        Близ Лондона в Поттерсбаре ночью суфражистками перерезано 14 телеграфных проводов.
        В Софии объявлен приказ о больших маневрах в крепости Шумла.
        В Ускюбе власть находится в руках Албанцев и Босняков. В Митровице Исса Болетинац назначил своих судей и чиновников.
        Прибывший в Салоники транспорт сербских военных припасов задержан военными властями.
        Арнауты напали на Дечанский монастырь и разграбили его.
        В Генуе в вагоне трамвая произошла перестрелка между полицией и тремя пассажирами, убившими кондуктора. Один преступник убит, два арестованы. Убито два полицейских, ранены три стражника и два полицейских.
        Между Норвегией и Америкой устанавливается беспроволочный телеграф для коммерческой телеграфной службы.
        Французские войска выступили из Казабланки для занятия Сафи и Могадора. Колона Манжена выступает в Маракеш.
        В Тяньцзине произошло побоище между китайской полицией и регулярными войсками. (С. т.).
        Китайская палата представителей, рассмотрев английскую ноту относительно Тибета, постановила отозвать войска, посланный в Тибет из Сычуана.

Турецкие государственные деятели тепло отозвались об А.С.Суворине и высказали глубокое сожаление по поводу его смерти, отдав должное его выдающемуся таланту публициста.
        К Кутузовской избе в дер. Фили совершили прогулку 8,500 учащихся средних учебных заведений Москвы.
        В Холмогорах открывается выставка крупного рогатого скота. (С. т.).
       Раненый злоумышленником в Пятигорске жандармский подполковник Лупаков скончался.
        Экономическая забастовка 11,000 рабочих в Костроме закончилась.
        В селе Рахинке, Царевскаго уезда, отмечено шесть случаев чумы. (С. т.).
        Во время большого пожара в дер. Клочках, близ Малой Охты, погибло около 20 рабочих, ночевавших в сарае с сеном

Слухи и факты.

В Одессе появилась предвестники юбилейных дней Отечественной войны. Во многих кинематографах идут картины 1812 г. На улицах продаются листки и книжки с описаниями на тему Отечественной войны. В витринах книжных магазинов и киосков пестрят обложки юбилейных изданий. Выделяется белая обложка: «Война и Мир»... Все это охотно смотрится и бойко раскупается публикой...

ПОИСКИ НАСЛЕДНИЦЫ.

ЯЛТА. По ходатайству швейцарской миссии, начаты розыски родившейся в Швейцарии вне брака Елизаветы Фарнер и отданной на воспитание русской Григоровичу, которая впоследствии вышла замуж за видного железнодорожного чиновника Сумарокова, усыновившего приемыша. Несколько лет назад Фарнер-Сумарокова вышла замуж и уехала в Крым. Больше никаких сведений о ней нет. Между тем, скончавшаяся теперь в Швейцарии мать оставила ей огромное наследство.

РОМАНИЧЕСКОЕ ДЕЛО.

ЯЛТА. Два года назад на пристани приезжая Сакун с криками: „Достаточно меня мучить“, набросилась на местного пристава Каймаканова, укоряя его при публике в изменах и неисполнении обещания развестись с женой и жениться на ней. Помимо того, что Сакун оскорбила, пристава словами, она еще ударив его по лицу, а затем убежала в удельное имение Массандру, где, приняв нашатырного спирту, бросилась в море, но ее спасли от двойного самоубийства. Сегодня ее судили в выездной сессии окружного суда за оскорбление словами и действием полицейского пристава во время исполнения им служебных обязанностей. Приговором суда Сакун оправдана.

ЗАПРЕЩЕНИЕ ВЫДАЧИ СВЕДЕНИЙ ДЛЯ ГАЗЕТ.

СЕВАСТОПОЛЬ. Главный командир порта адмирал Сарнавский предложил председателю военно-морского суда не сообщать газетным корреспондентам сведений по делу о беспорядках во флоте.

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Наши артисты, вероятно, не поверили своим глазам, увидев в одной гондоле, Дузе и Режан.
Конечно, они еще больше удивились-бы, если-бы в той-же гондоле были вместе Дузе и Сарра Бернар, артистки более сходные по амплуа.
Между тем, заграницей нет такой вражды между артистками, как у нас.
Культурность-ли, или какие-нибудь другие причины, но иностранные знаменитости живут в большинстве случаев в согласии и даже дружбе.
Сальвини и Росси, Барнай и Поссарт, Сарра Бернар и Режан—всегда были в самых дружеских отношениях, переписывались, бывали друг у друга.
У нас это совершенно немыслимо.
Представим сеое, плывущими в одной гондоле: Савину и Мичурину, или Юрьева и Ходотова, или Собинова и Смирнова. Невольно являемся вопрос: куда и когда приплывет эта гондола?
Вернее всего—она перевернется...

*        *
*

Конан Дойль доставил всемирную славу американским сыщикам...
Имя Шерлока-Хольмса сделалось, благодаря его роману, нарицательным.
Ha деле оказывается, что американские сыщики вовсе нe такие ловкие, и многие из них неоднократно были одурачены мазуриками.
На днях в Чикаго судили одного известного вора, и он не постеснялся похвастать своими проделками.
        - Я ворую всю свою жизнь, с самых ранних лет,—сказал он судьям. -Я беру все, что лежит перед моими глазами. Часто я даже не знаю, буду-ли иметь какую нибудь пользу от того, что краду. Но я не могу отказать себе в удовольствии красть, когда это так легко. В общем, я украл больше, чем на 2 миллиона 500 тысяч франков. И ни разу в жизни я не чувствовала ни малейшего затруднения.
Наша, американская, полиция так непроходимо глупа! — окончил вор свое откровенное признание.

Правда

По Россiи.

Жизнь бурлаков.

(С р.Усьвы, Пермского уезда).

Каждую весну капиталисты-лесопромышленники выгоняют громадное количество товарных бревен. Вот и этой весной по р. Усьве товарных бревен прошло почти 200 тысяч.
Лес плывет врассыпную и местами громоздит большие заторы, и вот эти заторы разбирают бурлаки-люлевщики. Труд опасный, но оплачивается плохо; самое большее получают бурлаки 1 р. 20 коп., а некоторые и по 90 к. в день. Продовольствие стоит в день 35 - 40 коп., лаптей изнашивается на 20 коп., изнашиваются также рубашки и шаровары.

Речь

Репрессии

ТЮМЕНЬ, 23 августа.
В городе продолжаются обыски и аресты среди интеллигенции. Между прочим, арестованы: ветеринарный врач Воронцов, редактор газеты "Вестник Западной Сибири" Ушаков и другие. Обыски произведены в типографии, принадлежавшей ранее Благинину, у журналиста Рагозинского и у других лиц. Всего за два дня арестовано более 12 человек. По слухам, жандармской полиции далось обнаружить тайную типографию.

Юбилейные торжества.

В Бородине.

(По телеграфу от нашего специального корреспондента).

БОРОДИНО, 23, VIII. Свирепствовавший сегодня весь день с самого утра ураган с дождем причинил на Бородинском поле немало бедствий.
Ураганом испорчено много декоративных украшений, наклонило мачты и штанги; повреждены гирлянды из зелени. Песок на новых шоссе превратился в грязь.
Приняты экстренный меры для исправления повреждений. Работы будут вестись и ночью. Для этой цели устанавливается керосино-калильное освещение. Поле кипит рабочими и военными командами. Работы ведутся под непосредственным наблюдением московского губернатора В.Ф.Джунковскаго, который со своими чиновниками всю ночь проводит в разъездах.
В Бородине находится уже масса войск и депутаций.
На станции жизнь бьет ключом. На запасных путях стоять поезда с вагонами высокопоставленных лиц. В станционном ресторане — муравейник военных и железнодорожных чинов.
Прибывшие сегодня с экстренными поездами старшины всей России шли в свою ставку три версты под проливным дождем, с подоткнутыми кафтанами.
Сегодня состоялась репетиция парада. Вчера закончено и освящено несколько памятников на позициях.
Прибыли все депутации полков, принимавших участие в Бородинском сражении. Солдаты посетили сегодня места стоянок своих предков, и лично украшали зеленью и цветами памятники, сооруженные на этих местах.

Вчера начался отъезд в Бородино лиц, участвующих в торжествах. Сегодня в Бородино из Москвы уезжают почти все особы и лица, которые согласно повестке от Двора Его Императорского Величества, надлежит присутствовать на торжествах 25-го и 26-го августа.

Вчера с экстренным поездом выехали из Москвы в Бородино министр внутренних дел А.А.Макаров и командир отдельного корпуса жандармов В.А.Толмачев.

Сегодня в Бородино выезжает московский митрополит Владимир для служения в Спасо-Бородинском монастыре парастаса (заупокойного всенощного бдения).

Бородинская кантата.

Городские школьники, под руководством М.М.Ипполитова Иванова, разучивают кантату, которая будет исполнена ими 28-го августа, во время Высочайшего посещения городской думы. Слова этой кантаты следующие:

На великую Русь надвигалась гроза.
        Бонапарт шел победно с полками.
        И дымилась родных городов полоса,
        По пути разоренных врагами.
        Пал Смоленск и открыл к Белокаменной путь,
        Но восстал русский витязь с молитвой
        И, с врагами сомкнув богатырскую грудь.
        Встретил их Бородинскою битвой.
        Запылала Москва. Этой жертве сердец
        Внял Господь, и за наши страданья
        Отнял Он у врага горделивый венец
        И нарек ого сыном изгнанья.
        Полегла вражья рать средь холодны снегов,
        Русь же снова наполнена славой,
        И отрадно со всех сорока сороков
        Звон плывет над Москвой златоглавой.
        Торжествуй, вся Россия, весь русский народ,
        Наполняйтеся, храмы святые,
        Возноситесь, мольбы за 12-й год,
        Слава, слава, герои родные!

Трудовая Копейка (Москва)

Из нравов Нью-Иоркской полиции.

Нашумевшие на-днях разоблачения, в связи с убийством Розенталя, секретного полицейского треста, собиравшего дань с игорных домов, привели к раскрытию не менее поразительной новой организации особого треста, державшего в своих руках торговлю „живым товаром“ и платившего полиции по 600 долларов в месяц за право содержания домов терпимости. Основатели этого треста, братья Совинер, бежавшие из Южной Африки, где они была приговорены судами к 100 ударам плетьми за организование дела торговли белыми рабынями, Шварц, какой-то Большой Макс и Шиней Годьдберг. Каждый дом был под управлением «мамащи» на жалованьи, которых заправилы треста перемещали из одного дома в другой, смотря по способности выколачивать деньги из несчастных обитательниц; строптивых девиц наказывали и плетьми. Когда образовавшийся секретно от полиции комитет с разрешения суда, и с помощью нескольких десятков сыщиков, сдедал в первый вечер набег на эти дома в двух маленьких, 25-й в 26-й улицах, то раскрыли 18 таких домов. Звачит, только с этих двух улиц полиция собирала почти 11,000 долларов в месяц. А в Нью-Иорке таких домов насчитывается около 1000, т.-е. приблизительно по одному на каждые 6000 жителей. На прошлой неделе более ста домов были закрыты в Филадельфии, столько же в Питсбурге; в Колорадо, где всевозможные замены и перемены в полицейском составе не привели абсолютно ни к каким результатам, образовалась новая религия для борьбы с развращенностью как властей, так и низшего слоя населения.