12 сентября (30 августа) 1912 года

Государь Император присутствовал на панихиде в храме Христа Спасителя в Москве. На Царской площади Его Величеству были представлены учащиеся в числе 26,500 человек. В 3 ½ часа Государь Император посетил выставку 1812 года и осматривал панораму Бородинского сражения.
        Московский градоначальник сообщил, что Государь Император повелел выразить благодарность Его Императорского Величества населению Москвы за порядок на улицах города.
        Опубликован манифест по поводу столетия Бородинского сражения.
        В Никольском уезде Вологодской губернии горят леса.
        В Гунгербурге произошел пожар с человеческой жертвой.

Государь Император послал серебряный венок для возложения на гроб микадо.
        В Париж прибыл для присутствования на маневрах в. к. Николай Николаевич в сопровождай ген.-лейт. князя Масальскаго, ген.-л. Маниковского, ген.-м. Кухарскаго, полк. Княжевича, полк. князя Кантакузина графа Сперанского и ген.от-кав. барона Каульбарса, ген.-лейт. фон-Крузенштерна, ген.-лейт. барона фон-ден-Бринкена, ген.-лейт. Рауха, г.-м. графа Ностица, к которым в Париже должен присоединиться адъютант великого князя барон Вольф. Не слишком ли много немецких фамилий для Франции?
        По поводу слухов об англо-датско-русском союзе министр-президент заявил в газете «Nationaltidente», что задачей Дании является соблюдение нейтралитета.
        В Лондоне подписан договор о китайском займе.
        В Вене открылся эвхаристический конгресс.
        По сообщениям нашего корреспондента из Софии, между Болгарией, Сербией, Черногорией и Грецией существует соглашение относительно общности действий оборонительного характера для защиты против посягательств какой бы то ни было державы по балканским делам (С. т.).
        В чрезвычайном национальном совете при армянской патриархии в Царьграде по поводу резни Армян Турками и Курдами решено закрыть в знак протеста патриархию, совет и школы. (С. т.).
        Во время визита графа Берхтольда в Румынии решено в целях обороны морской границы увеличить румынский флот восемью миноносцами и десятью подводными лодками.
        Разлитие реки Серета грозить погубить урожай кукурузы в Молдавии. Много крестьянских домов стоит под водою.
        Близ Коринфа упал в воду и утонул летчик Караманл кис. Близ Мюнхаузена упал и получил смертельные поранения летчик-офицер. В Бельгии близ Веерта упал вместе с пассажиром авиатор, участвовавший в состязаниях гидропланов. Оба тяжело ранены.
        Государственный департамента С.-A. Соединенных Штатов согласился на проход мексиканских войск через территорию Штатов.
        По постановлена военного суда в Тунчжоу расстреляно 14 офицеров и 50 солдат — главных зачинщиков бунта. (С. Т.).
        Китайское правительство посылает в Монголию 6,000 войск из Манчжурии. Китайцы зверски расправляются с захваченными Монголами. (С. т.).

Автомобилизм

29 августа в 6 час. утра у Московской заставы состоялся старт автомобилей, совершающих огромное путешествие от Петербурга до Сан-Себастьяна (Испания). 3 500 верст на автомобиле теперь никого уже больше не удивляет и участник пробега собирались к Московской заставе как будто на двадцатипятиверстный пробег. Из Петербурга стартовало три автомобиля. Первым в 6 ч. 5 мин. отправился в путь автомобиль Русско-Балтийского завода; на руле А.П.Нагель и с ним пять пассажиров. [...]
Вторым пошел изящный, темно-синий "Металлуржик" с гг. Ашовым и Торнтоном, всего 7 человек. Третьим г. Овсянников на английском "Воксхоле" с тремя пассажирами. [...]

Русские в Урянхайском крае.

Нам сообщают, что русско-подданными сделано свыше 300 заявок, главным образом на золото и асбест в Урянхайском крае. Разрешения на разведки выданы частью енисейским управлением государственными имуществами, частью минусинским окружными горным инженером. В названному крае живет свыше 2,000 Русских, энергично занятых разработкою местных рудных богатств, и вообще русская колонизация растет здесь. Казалось бы, что в интересах развития столь крупного и выгодного для России промысла, было бы целесообразно и своевременно установить на месте какой-нибудь орган административная управления. К тому же дружественные отношения с монгольским правительством вполне благоприятствуют такого рода начинанию.

ПОЛЕТЫ В ПРИСУТСТВИИ БЫВШЕГО ШАХА.

Вчера в одесскую авиационную школу на двух автомобилях прибыль бывш. персидский шах со свитой. Бывшего повелителя Персии встретил завед. хозяйственной частью Ольшанецкий, который давал объяснения. Летчики шт.-кап. Яковлев, шт.-кап. Греков и прапорщ. Лемешко, воспользовавшись погодой, летали очень мною и хорошо. Вечером в качестве пассажиров летали с кап. Грековым —- Я.И.Руссо, А.А.Берг и И.И.Рогали Левитский. Все трое, особенно последний, летавший впервые, остались в восторге от своих воздушных путешествий.

Наполеономания.

В Москве за последние дня создалась какая-то болезненная „наполеономания“: рестораны, кофейные и театры переполнены доморощенными „Бонапартами”. Прически, бритье лица, манеры носить шляпу и... даже позы копируют москвичи с Наполеона. „Куаферы“ говорить, что к ним прямо являются с требованием -„постричь и побрить под Наполеона“.

ПРОИГРЫШ ПУБЛИКИ МИЛЛИОН PУБЛЕЙ.

ОБЩИЙ ОБОРОТ ТОТАЛИЗАТОРА ЗА ЛЕТО ОКОЛО 10 МИЛЛИОНОВ РУБ. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ОБЩЕСТВА, Т. Е. ПРОИГРЫШ ПУБЛИКИ МИЛЛИОН РУБ.         Флаг спущен, скаковой сезон закрыть. «Сезончик» удался на славу, такого еще никогда не было говорят «скаковые деятели» и от радости потирают руки.
Один только тотализатор сделал оборот в 10 миллионов и дал чистой прибыли миллион р.
Бедные «тотошники», неистово ловившие «фуксов» и обогатившие только тотализатор, сами остались в большом проигрыше. Ведь этот миллион попал в кассу тотализатора и в карманы игроков никогда не вернется.

АЭРОПЛАН НА ВЫСОТЕ 5 ВЕРСТ.

Известный французский авиатор Роланд Гарро недавно установил изумительный рекорд высоты полета. На аэроплане системы Блерио он поднялся на высоту 5.000 метров (почти 5 верст). На высоту 1,000 метров Гарро поднялся в течение пяти минуть. Через 20 минуть он был на высоте 3,000 метров. После I час. 15 мин. полета Гарро был уже на высоте 5,000 метров.
Авиатор хотел подниматься выше, но на высоте пяти верст воздух настолько уже редок, что мотор, рассчитанный на неразреженный воздух, перестал работать.
Трагический момент... Однако, смелый Гарро не растерялся. Он начал с головокружительной высоты спускаться планирующим спуском, т. е. без участия работы пропеллера. Он удачно достиг земли.
Предыдущей рекорд высоты полета 4.250 метров был установлен тем же Гарро.
Быстро создавший себе известность смелыми полетами, авиатор Гарро еще молодой человек, ему только 24 года.

Авиатор Гарро на своем аппарате.

Правда

Брожение в чумном районе

АСТРАХАНЬ. В виду замечаемого брожения среди населения Рахинки и Заветного объявлено, что за неисполнением требования полиции виновные будут караться трехмесячным арестом и 500 руб. штрафа. Администрация просит духовенство растолковать населению о необходимости повиновения и содействия властям.

ЗА РУБЕЖОМЪ

Суфражистки проникли во дворец короля.

Суфражистки не только нападают на министров, но не оставляют в покое и короля. На днях они обманули бдительность стражи, охранявшей дворец Бальмораля, где проживает теперь Георг V, проникли в парк и расклеили на деревьях свои прокламации. Затем они незамеченными направились на площадку для игры в гольф и воздвигли там знамена с надписями: „Пусть министры перестанут насильственно кормить в тюрьме суфражисток!“ „Право голоса женщин принесет покой министрам!”
Наконец, придя к фонтану, они сделали надпись: «Только одни министры ответственны за эти манифестации».

Порча картин в версальском музее.

Музей Версаля стал местом целого ряда актов вандализма, совершенных рукою неизвестного.
В конце прошлой недели сторож музея увидел, что на картине художника Гро, изображающей Карл Х на лошади, сделан разрез длиною в вершок. При осмотре других картин оказалось, что и другие полотна,— «Битва при Лютцене», художн. Пона, и «Битва при Ваграме», Эрлангера имели точно такие же разрезы.
Несмотря на строжайшие розыски виновного, последний остался необнаруженным.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИИЦИИ.

В Оренбурге часовым убит выстрелом из винтовки сын. отст. подполк. Дродкин, 23 л., пытавшийся сорвать печать с дверей обозного сарая.

*        *
*

В Екатеринославе кр. Жукова пыталась во время богослужения похитить две иконы, но была задержан.

*        *
*

В г. Хвалынске два рядовых местной конвойной команды, Алещков и Тамбовцев, убили кр. Тарасову, проломив ей колом голову. Мотив убийства—месть за заражение Алешкова сифилисом.

*        *
*

В Харькове портной Лунев, поссорившись со своим знакомым Власеню из-за пустой водочной посуды, нанес ему удар ножом в сердце.

Речь

Чума

САРАТОВ, 29 августа.
Железнодорожный карантинный врач Баскунчакской дороги Можайкин телеграфировал из Эльтона в саратовскую городскую управу, что из чумной местности из карантина бежали в Саратов двое лиц, в семьях которых были чумные больные. По городу производятся тщательные розыски.

ЮБИЛЕЙНЫЕ ТОРЖЕСТВА.

Высочайший манифест.

Божиею милостью, Мы Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая, объявляем всем верным Нашим подданным:
Сто лет тому назад тяжкому испытанию подверглось наше отечество. Многочисленные иноземные армии,. предводимые величайшим полководцем того времени, вторглись в пределы Империи Нашей и направили свое победное шествие к сердцу ее, первопрестольной Москве. Неминуемая, казалось, опасность угрожала государству Нашему от противника, не знавшего дотоле поражений. Но милосердие Божие и величие духа народа Нашего спасли Россию. По призыву Верховного Вождя своего, блаженной памяти Прадеда Нашего Императора Александра Благословенного, стал русский народ на защиту родины и ее святынь. Неисчислимые подвиги совершены были русскими войсками сухопутными и морскими, удивившими мир беззаветной храбростью своею и непоколебимою верностью долгу. Высокие примеры безграничной преданности престолу, самоотверженной любви к родине, глубокой веры в милость Господню и непреклонной твердости духа показал русский народ во всех сословиях своих, отдавший на благо отечества свое достояние и жизнь своих сынов. И совершилось великое дело народное. Исполнился обет Благословенного Царя—не полагать оружия, доколе не останется в Его Царстве ни единого неприятельского воина. 26-го августа 1812 года, на полях Бородина, доблестные войска Наши, после кровопролитнейшей битвы, покрывшей их неувядаемой славою, сломили силы неприятельского нашествия. Ослабленные встреченным отпором иноземные войска, хотя и вступили в первопрестольную Москву, но должны были вскоре покинуть ее, уступая неведомой им дотоле твердыне народного сопротивления. С памятной Бородинской битвы благословил Господь успехом русское оружие и тяжелая война была окончена со славою и честью для нашего отечества. Ныне, в сотую годовщину Бородинского боя, вспоминая великий подвиг народа Нашего, Мы призываем всех верных Наших подданных вместе с Нами возблагодарить Господа за милость, явленную Им отечеству Нашему в годину испытаний и вознести к престолу Всевышнего горячую молитву. Да пребудут во веки веков в памяти народной высокие примеры военной и гражданской доблести предков в Отечественную войну; да одушевятся сими примерами все верные сыны России в доблестном служении родине и да ниспошлет Нам Всемогущий святую помощь Свою в исполнении непоколебимого желания Нашего в единении с возлюбленным народом Нашим направлять судьбы державы Нашей к славе, величию и преуспеянию ее.
Дан на Бородинскому поде в 26-й день августа, в лето от Рождества Христа тысяча девятисот двенадцатое, Царствования же Нашего восемнадцатое.
На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано.
„НИКОЛАЙ”.

Отъезд ветеранов Отечественной войны.

Вчера с почтовым поездом Александровской жел. дор. выехали из Москвы на родину ветераны Отечественной войны, кр. Могилевской губернии Иван Громов, 113 лет, и кр. Витебской губернии Степан Жук, 110 лет. На вокзале масса любопытных обступила стариков.
Более крепкий Громов с жаром рассказывал о впечатлении, вынесенном от торжеств, о Монаршей милости и о былом.
Ветеранам назначена пожизненная пенсия в размере 25-ти руб. в месяц. Фельдфебелю Винтанюку оклад пенсии увеличен с 25-ти до 50-ти руб. в месяц.

На Введенских горах.

Вчера, в 9-м часу утра, на братской могиле павших в 1812 году французских воинов, на иноверческом кладбище, была совершена траурная месса по усопшим.
Богослужение совершал аббат Лемерсье с двумя викариями.

За границей.

Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.

Выборная кампания в С. Штатах.

ЛОНДОН, 29, VIII - 11, IX. Из Нью-Йорка телеграфируют: Фирма «Ллойд», принимающая взаимные заклады спорщиков, сторонников того или иного кандидата в президенты республики, объявила, что на демократа Вильсона поставлено уже вдвое больше, чем на Тафта и Рузвельта. Это заявление, являющееся важным симптомом победы демократов, заставить многих чиновников, ради сохранения своего положения, отдать голоса Вильсону.

Юбилей газеты „Times“.

ЛОНДОН, 29,VIII —11,IX. «Times» выпустил свой 40,000-й номер со дня основания в 1785 году газеты.
Номер посвящен истории типографского и газетного дела в Англии.

ХРОНИКА

КАЛУГА. Обыски.

С неделю назад в железнодорожных мастерских сызрано-вяземской дороги, по распоряжению администрации, неожиданно увеличено было число рабочих часов на вечерних работах. Распоряжение это вызвало недовольство среди рабочих, главным образом, сборного цеха. В конце концов, рабочие мирно, но в категорической форме объявили, что работать по новому расписанию не станут, и, действительно, вечерние работы в течение нескольких дней не производились совершенно.
В связи с этим чинами железнодорожной жандармской полиции произведен в мастерских ряд обысков. Обыски никаких результатов не дали. Вечерние работы не возобновляются.

ЯРОСЛАВЛЬ. Щедрый дар.

В Ростове-Ярославском миллионер Фокин завещал земству 110,000 рублей на устройство на своей родине, в д. Александрино, школы садоводства н огородничества, общеобразовательного четырехклассного училища и богадельни для престарелых безземельных крестьян.

Клад.

В селе Демидове, Романово-Борисоглебского уезда, при кладке фундамента амбра на земле Стронкиной найден в 15 пудов весом клад медных монет екатерининского времени. Клад заключен в бочонок и кувшин.

Инцидент на празднике.

26-го августа минское вольнопожарное общество праздновало 36-ю годовщину своего существования. Ежегодно пожарный праздник происходит 6-го августа, но в этом году заправилы соединили его с днем празднования столетнего юбилея Отечественной войны. После парада члены пожарного общества были приглашены на завтрак. Для начальствующих лиц стол был накрыт в помещении канцелярии общества, а для команды охотников — в сарае, где помещается инвентарь. Охотники нашли оскорбительным для себя завтракать в сарае и демонстративно отправились в ресторан, где завтракали на свой счет, и постановили не утверждать расходов общества на завтрак, сервированный, кстати сказать, на 150 человек.

Трудовая Копейка (Москва)

ПОСУДА ДЛЯ ВОДКИ.

Опубликована ведомость главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей о количестве потребной посуды для вина за 1913 год. Впереди всех идет Москва, куда требуется бутылей по 1/4 ведра 88 тысяч, по 1/20 ведра 485 тысяч, по 1/40 —3.910 тысяч и по 1/100 — 3.400 тысяч. За Москвой следует Харьков, далее идут Киев, Вильна, Подолия, Минск. Киевской губернии совершенно не требуется соток, очевидно, хохлы не уважают малой посуды. Нет соток также в Бессарабии и Царстве Польском. В Воронежскую и Вятскую губернии идут только сороковки, в Архангельскую губернию только четвертные и двадцатки.