19 (06) сентября 1912 года

ВЫЛЕЧЕННАЯ МОЛНИЕЙ.

Американская газеты сообщают о крайне интересном действии молнии. Страдающая хроническ. ревматизмом, г-жа Полли Гарнер отправилась из Гернасвилля на прогулку в окрестности. На пути застигла ее гроза. Вдруг раздался страшн. удар грома, и больная женщина упала без чувств, пораженная молнией. Через некоторое время он очнулась, но без посторонней помощи не была в состоянии добраться до дома. Когда слабость пропала, г-жа Гарнер с удивление заметила, что ревматические боли у нее совершенно исчезли. По объяснению врачей, природа употребила на г-жу Гарнер именно столько электричества.

В Петербурге, Москве, Киеве и других городах России совершены торжественные панихиды по П. А. Столыпине. В Киеве состоялась закладка памятника покойному председателю Совета Министров.
        Близ разъезда Закан на Закавказской жел. дороге под товарным поездом провалился мост; из 34 вагонов уцелело5. Машинисть обожжен, помощник ранен.
        В Одессе начался крымский автомобильный пробег Одесса—Севастополь и обратно.
        Членом Гос. Совета от екатеринославского земства избран князь Урусов. На английском пароходе «Queenmoor» пришедшем в Николаев, обнаружена подозрительная по чуме крыса.
        Закончился шахматный турнир русских маэстро в Вильне. Первый приз получил А.К.Рубинштейн. (С. т.).

В венгерском парламенте возобновились бурные сцены. Накануне выведены были силой депутаты оппозиции. Ныне они вновь начали скандал и осыпали министров бранью. Произошла свалка. Вновь введена была полиция.
        В Черногории скончался русский военный инструктор полковник Колосов. По сообщению корреспондента «Kolnische Zeitung» из Константинополя, заключен сербско-болгарский договор относительно общих действий против Турции.
        Во всей Болгарии происходить митинги протеста Армян против безчинств Курдов в Турции. (С. т.).
        Итальянские суда захватили в Красном море английское судно «Harlowe».
        В Англии близ Диттона сошел с рельсов поезд, который был охвачен огнем. Сгорело 14 пассажиров, 50 потерпело увечья.
        В нидерландскую палату представлен законопроекта об ассигновании 1 ½ мил. гульденов на укрепление Флиссингена.
        На британском броненосце «King Edwards» взрывом замка у орудия убит 1, ранено несколько.

Слухи и факты.

На Ланжероне, на берегу моря детьми сооружен оригинальный памятник. Памятник погибшим в Бородинском бою. Этот игрушечный памятник очень искусно сложен из камня, глины и песку и разукрашен венками из живых цветов и пестрыми камушками и ракушками. Высота его - аршина полтора; общая площадь, занимаемая им – 1 1/2 - 2 кв. арш. На вершине памятника, под крестом из красной глины, надпись из пестрых камушков «1812 год», а внизу: «Павшим воинам.» Любопытно, что памятник стоит уже несколько дней и никто не разрушил эту детскую затею. Вот лишнее доказательство того, каким действительно всенародным торжеством явилось празднование столетия Отечественной войны. Память павших на Бородинских полях чтит уже четвертое поколение...

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Артисты жалуются, что невозможно одеваться на получаемое жалованье.
Припоминаю рассказ П.А.Стрепетовой, относящийся к началу ее карьеры. Однажды к ней явилась торговка, и предложила ей два прекрасных, почти совсем новых газовых платья, по дешевой цене. Цена, действительно, была настолько дешевая, что если-бы не популярное, известное всей Самаре доброе имя продавщицы, то легко можно было подумать, что платья эти попали к ней в руки не совсем прямым путем.
У Стрепетовой в этот момент не нашлось и такой ничтожной суммы, какая требовалась. Пришлось отказаться, объявив откровенно причину.
        — Э, вздорь какой! — засмеялась торговка. — Я вам в долг поверю. Буду ждать год, два, сколько хотите.
Стрепетова наотрез отказалась.
        — Ну, коли так, — не выдержала торговка, — я скажу вам правду: эти платья велела вам передать губернаторша и не приказала брать никаких денег. Только сделать велела половчее, потолковее, чтобы не сконфузить... Ну, вот я и придумала, что продаю. Уж извините вы меня!

Маленький Диаманди.

Семилетний математик.

Маленький Диаманди – Володя Зубицкий.

Вчера нашу редакцию посетил приехавший из провинции 7-летний мальчик Володя Зубрицкий.
Мальчик обладает удивительными способностями.
Он свободно в уме перемножает и делит пятизначные цифры на пятизначные, тратя на это минуту—полторы.
Он может производить сложные арифметические операции и „про себя” и вслух.
При этом нервно ходить по комнате или, сидя на стуле, раскачивается всем корпусом.
Он легко „расправляется" со знаменитой диаграммой Диаманди.
Чтобы понять трудность этого „арифметического фокуса“, надо разграфить квадрат наподобие приводимого нами ниже чертежа.
В нем 25 клеток.
В каждую из них поставьте любые цифры.
Первые, какие вам придут в голову.
Посмотрите на них в течение полминуты и попробуйте потом их „вспомнить“...
Сначала горизонтальные строки.
Затем вертикальные...
Все их сложить на память.
Сказать, сколько в этой диаграмме двоек, нулей и т. д...
Надо при этом заметить, что диаграмма была составлена „свежая“ в редакции, перед самым сеансом, так что о подготовленности ребенка нельзя и думать.
Маленького „математика" его отец, бывший цирковой артист, демонстрирует сейчас по гимназиям.
Великовозрастные гимназисты убеждаются на примере, как можно делать вычисления.
Володя, обладающий феноменальной памятью, знает историческую хронологию, что называется, до тонкости.
Генеалогия у маленького Диаманди очень смешанная:
Прадед — литвин, прабабушка — полька, бабушка—хохлушка, мать— армянка, отец—русский.
„Вундеркинд“ развит физически изумительно.
Но, по-видимому, он очень нервный ребенок.
И будет жаль, если с ним повторится обычная карьера „вундеркиндов“, если его затаскают по сеансам, если он будет демонстрироваться даже в загородных ресторанах под стук ножей и вилок, под чавканье „гостей“.
Будет бесконечно жаль, если он вырастет без детства, на эстраде увеселительных заведений.
У нас все эксплуатируют.
И тщедушное детское тело. И маленькую голову ребенка. И детские нервы.

Диаграмма Диаманди.

Россия-2

СПОРТЪ

Новый русский рекорд.

Нам сообщают из Риги, что на происходивших там 2-го сентября открытых легко-атлетических состязаниях в обществе "Марс" известный спортсмен г. Фогель (Рига об-во "Унион") установил новый русский рекорд в беге на 800 метр., покрыв эту дистанцию в 2 мин. 4 сек. Старый рекорд на эту дистанцию был установлен москвичом Назаровым - 2 минуты 10 сек., хотя рижане считали до сих пор местный рекорд в 2 мин. 6 сек.

В кутомарской тюрьме.

Письмо заключенного.
(По телеграфу от нашего корреспондента).

ТОМСК, 5, IХ. В Томске получено письмо заключенного в кутомарской каторжной тюрьме, адресованное его родственнику. Привожу его текстуально:
        «Нет охоты писать, а писать нужно, потому что завтра может случиться так, что уже и не напишешь, и никто не будет знать, что здесь происходит.
Я писал уже тебе, что 5-го июля в тюрьму явился новый начальник, Головкин. На почве «команд» и грубого обращения, сопровождающегося площадной бранью, быстро возник серьезный конфликт. Тюрьма голодала семь дней. Была одна попытка отравиться, но, к счастью, неудачная. Тогда конфликта был улажен.
Но 14-го августа вспыхнул снова, в форме более острой. Приехавший ревизовать тюрьму инспектор Сементковский, чтобы поддержать начальника, держался грубо, «тыкал». На этой почве у него, между прочим, произошло объяснение с политиком Брильоном, окончившееся распоряжением выпороть Брильона. Это было исполнено, и 17-го с обеда тюрьма, не оправившаяся от прежней голодовки, снова стала голодать. В виду почти полной безвыходности положенья, трудно было думать, что уладится конфликт, начатый по инициативе Сементковского.
Тотчас начались самоубийства. В первый день умерло трое: Маслов, Рычков и Лейбзон. На второй день — еще один, Пухальский. Кроне того, нам сообщают, что трех отравившихся удалось отходить. Это — Михайлова, Мошкин и Козлов. (В этих трех фамилиях я не уверен, так как сведения до нас доходят с трудом, тюрьма очень изолирована). Сегодня, значит, голодовка идет четвертый день.
В виду общего истощения, вероятно, не смогут прожить семь-восемь дней. Если к тому времени не переотравят и не перережут себя, то начнут умирать от истощения».
Далее, к письму сделана приписка, датированная следующим днем, 22-го августа:
        «Только-что получил новые верные сведения. Головкин сказать в кaмерах, что требует от политических, как и от уголовных, молитвы, «здравия желаю» и проч.
За непослушание будет применять порку.
Кроме четырех умерших, отравились еще: Козловь Мошкин, Черстов и Одинцов. Михайлов сошел с ума.
Уже после первых смертей Головкин сказал, войдя в камеры:
        - Мною получены инструкции от Сементовского не применять к голодающим искусственного питания. Ваше дело — умирать, а мое — хоронить. Вот и все...»
Как известно, событиями в Кутомаре заинтересовался иркутский губернатор Л.М.Князев, который выехал на каторгу.

Распространение прокламаций.

Вчера в особом присутствии судебной палаты по II уголовному департаменту с участием сословных представителей, при закрытых дверях слушалось дело о двух рабочих Коломенского машиностроительного завода Кормилицына и Попова, по обвинению их в распространении сочинений, возбуждающих к учинению бунтовщических деяний и к ниспровержению существующего общественного и государственного строя. Инкриминируемые сочинения - первомайские прокламации связанные автором с ленскими событиями.
Палата приговорила Кормилицына и Попова к 1-му году крепости.

За границей.

Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.

Добровольцы из Америки.

СОФИЯ, 5(18), IХ. Болгарские колонии северо-американских городов прислали македонскому исполнительному комитету обещание в случае войны с Турцией выставить полторы тысячи добровольцев.

ТЕАТР и МУЗЫКА

ЛЕТНИЙ ТЕАТР ГОРОДСКОГО САДА.

Третьего дня в летнем театре начались спектакли малорусской труппы г. Каганца. Для первого спектакля была поставлена пьеса Старицкого «Ой, не ходи Грыцю та на вечерныци». Исполнение понравилось публике, дружно аплодировавшей исполнителям. Очевидно, в Симферополе много любителей украинского театра, так как, несмотря на дождь, публики было довольно много.