20 (07) ноября 1912 года

Вечернее Время

Жорес в Берлине.

Известный французский депутат Жорес. представитель социалистической партии, на днях прибыл в Берлин. Уже давно Жорес выступает в качестве сторонника единения с Германией.
4 ноября в присутствии пятитысячной толпы, глава французских социалистов произнес на немецком языке большую речь. в начале которой он коснулся деятельности французских и немецких социалистов, соединенных одной общей идеей. Затем Жорес остановился подробно на балканских событиях. Оратор превознес младотурецкий режим, а затем начертал деятельность болгарских и сербских социалистов. поднявших голос против войны.

Месть за отца.

14 марта текущего года в Москве в квартире своей матери 13-летний мальчик Евгений Чувиков выстрелом из ружья убил наповал студента сельскохозяйственного института Унтилова, с которым была близка мать Евгения. Мотивы преступления—месть за покинутого отца. Видя страдания отца, мальчик решил устранить виновника семейного разлада и, явившись к матери, убил Унтилова. До предания Чувикова суду его, как малолетнего, освидетельствовали его для определения, действовал ли он с разумением. Суд решил вопрос в утвердительном смысле, составлен уже обвинительный акт и скоро Чувиков предстанет перед судом присяжных заседателей.

Вторая годовщина смерти Л.Н.Толстого.

Сегодня два года, как умер Л.H.Tолстой. Время еще ярче подчеркнуло его величие, как романиста. Уже мало слышно о толстовцах. Эта секта, принявшая учение Толстого несомненно умрет. Останутся его романы, его удивительные художественные произведения. В сценических переделках бессмертного романа «Война и Мир» герои Толстого в живых образах и живых горячих речах, как раз теперь, в дни новой изумительной войны, нового - славянского - двенадцатого года, новог века, поучают нас, не тому, чему учил Лев Николаевич в послений период своей жизни, а тому, чему он учил и во что сам веровал в лучшие годы своей жизни, - тому, «война не игрушка», что патриотизм и любовь к родине, - есть основа нашей жизни. Послушайте Андрея Болконского и вы почувствуете, как мыслил и чувствовал сам Толстой в зрелую пору. Л.Н.Толстой в душе оставался самим собой даже в старости. Когда он прочел в газетах телеграмму о том, что Русские под Тюренченом отдали «только» восемь орудий, он сказал в яснополянском домашнем кругу, с возмущением и гневом: «Ах разбойники! «Только» восемь пушек!»
Абсолютную истину, которую проповедовал Л.Н.Толстой позднее не приняло человечество и не приняла Россия. За то никогда сильнее, чем теперь, мы не ценили и не любили прежнего, настоящего великого Толстого

*        *
*

Сегодня, во вторую годовщину смерти Л.Н.Толстого, местом паломничества петербуржцев служит Толстовский музей на Васильевском острове.
Публика с видимым вниманием осматривает вещи писателя. До сегодняшнего дня музею удалось собрать 13 вещей Л.Н.Толстого. Здесь мы видим блузу писателя, сшитые им и купленные М.А. Стаховичем, чек московского Международного банка за №14, билет за №2300 на право велосипедной езды, выданный Л.Н. московской городской управой, удостоверение личности, выданное Л.Н., не имевшему паспорта во время пешеходного путешествия со Стаховичем и Ге в 1886 году.
Здесь хранятся: золотой медальон с волосами Толстого и посылка на его имя от Академии Наук, возвращенная обратно за смертью Л.Н.
Ко дню второй годовщины смерти Толстого музей составил очень интересную диаграмму, на которой изображено распространение печатных изданий вплоть до последних дней. Как оказывается, число всех экземпляров, изданных в России на русском языке достигает 4 610 120 экз.
На других языках 73 600 эк. Всего же 4.683,720.
Сегодня в музее находится секретарь Толстого, Гусев, который дает публике соответствующие объяснения. Сегодня же ожидается графиня А.Л.Толстая. Она будет присутствовать на лекции Гусева, а также на заседании комитета Толстовского музея.
Вторую годовщину смерти Л.Н.Толстого петербургские театры отмечают сегодня постановками его пьес: Александринский театр ставит «Живой труп», Малый театр «Войну и мир». Народный дом «Анну Каренину».

БУЙСТВО.

4 ноября около 11 ч. вечера, мещанин Петр Войтенко, живущий на 2 ул. Слободки №35, гуляя на Екатерининской (Большой)ул., в нетрезвом виде, начал приставать к гуляющей публике. Не встречая энергичных сопротивлений Войтенко начал ругаться площадной бранью, и, вслед затем бить кого попало. Полицией Войтенко был задержан и привлекается к ответственности.

6 ноября.

САРАЕВО. Для протеста против дружественного Сербам воззвания сербских партий сейма, вчера вечером мусульмане организовали большую манифестацию. Почти 4000 человек из всех классов населения устроили шествие перед дворцом губернатора, причем пели гимн и возглашали "ура" императору и монархии. Перед зданием городской думы депутат-мусульман произнес патриотическую речь.

(Случайная).

КАЗАНЬ. Нефтяники подняли цену керосина на 40 коп. на пуд и объявили 190 вместо 150; от последней цены барыши колоссальные, а наш русский мужик сиди хоть в потемках.

Карякин.

Султан обратился к главам великих держав с просьбой о вмешательстве.
        Болгарское правительство ответило державам благодарностью за их предложение посредничества и сообщило, что в виду обращения Порты к Болгарии она в согласии с союзниками ведет непосредственно переговоры с Турцией. Болгарией назначены уполномоченные, которым поручено установить условия перемирия.
        Бой у Чаталджи продолжается по всей линии.
        К Константинополю подошло много беглых. Иностранные суда высадили десанты. Военные суда размещены сообразно нахождению иностранных посольств и учреждений. Пароход русского Добровольного флота «Саратов» стал у набережной для приема русской колонии. Сюда привезен раненый Махмуд-Мухтар-паша.
        Бывшие турецкие восточные железные дороги Ристовац-Велес и Ускюб - Митровица перешли в сербское управление. В Сербии насчитывается 10,000 турецких пленных солдат и 200 офицеров.
        Турки очистила в Персии район Хой-Салмас.
        Сербские и черногорские войска заняли Алессио.
        Греческий жандармский майор Спиромилио занял Химарру в Эпире. Греки высадили десант в Кассандре.
        Греки заняли остров Икарию.
        Итальянское и германское выступления в Белграде по поводу порта на Адриатическом море были сделаны в самой мягкой форме.
        В виду отказа сдать должности бургомистры Сплета и Шибеника вмест*6 с остальными членами общественного управления были удалены при помощи полиции.

В Царском Селе состоялся парад гусар в Высочайшем присутствии.
        Русские консула в Европейской Турции по распоряжению Императорского министерства иностранных дел временно подчинены российским миссиям на Балканах.
        Во -время похорон митрополита Антония громилы посредством подобранных ключей проникли в келию архидиакона Александро-Невской лавры в похитили ценности и деньги.
        Близь Стрельны произошла перестрелка грабителей с крестьянами и полицией. Грабители скрылись.
        Особым присутствием варшавской судебной палаты преступлено к слушанию дела бывшего иеромонаха Ченстоховского монастыря Дамазия Maцoxa и других лиц.
        Из Урги выступает в Западную Монголию русский казачий отряд для защиты и охраны интересов русско-поданных.

Арест „королевы“ воров.

В воровском мире уже давно пользуется большой популярностью известная воровка Ольга Дьяченко. Ее специальность — обкрадывние при найме квартир. Шикарно разодетая, Дьяченко является в квартиру в сопровождении «камеристки». Осматривая сдающуюся комнату, или передающуюся квартиру, Дьяченко пользуется удобным моментом и совершает кражу. Работает она с помощницей «камеристкой». «Камеристок» у нее в последнее время было три: В. Суходольская, М.Пуник и Е.Андросова, с которой Дьяченко в последнее время и работала, так как Суходольская и Пуник содержались в тюрьме и лишь на-днях, отбыв наказание, были выпущены на свободу, Третьего дня агент сыскной полиции, заметив у д. № 20, по Греческой ул. О.Дьяченко, стал следит за ней. Вскоре со двора вышли три дамы и присоединились к Дьяченко. В руках одной из дам была большая фанерная коробка. Агент задержал «милую компанию» и доставил в сыскное отделение. Здесь при обыске, в коробке оказалась масса различных вещей. У Дьяченко-же найден целый ассортимент воровских инструментов и 135 р. наличных денег. Кроме того одна из дам успела во время обыска выбросить под стол 200 р. В дальнейшем выяснилось, то компания совершила дерзкую кражу у А.Музыкантского, прожив. в д. № 20, по Греческой ул.

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Где самая строгая драматическая цензура?
Одна из артисток Михайловского театра, игравшая несколько раз в Константинополе, говорит, что неприятнее всего в этом отношении турки. Сколько раз этой артистке ни приходилось играть в Константинополе «Рюи Блаза», постоянно турецкая цензура превращала королеву в маркизу, ибо находила неудобным, чтобы королева влюблялась в лакея.
Точно также в «Фаворитке», вместо короля, на сцене был герцог, ибо. по мнению турецких блюстителей законов, тенор в опере Доницетти был не что иное, как бунтовщик, позволяющий себе ломать королевскую шпагу и топтать ногами орденские знаки Золотого Руна.
Столь дерзкую выходку турки считали допустимой в отношении герцога, но никак не в отношении коронованной особы. Два года тому назад в Константинополе гастролировала известная французская артистка Жанна Гадниг и ей тоже много пришлось претерпеть от турецкой цензуры, переименовавшей, между прочим, «Принцессу Жорж» в «Герцогиню Жорж».

У РАМПЫ.

Художественники хорошо знакомы с талантлиаым гримером Яшей Гремиславским.
Так вот этот самый „Яша“ в 1891 году получил заказ:
Сделать такую бороду, чтобы сам Лев Николаевич не отличил ее от своей...
Не мало „Яша“ потрудился, изготовляя „толстовскую бороду“... ф1м Наконец, сделал. И эффект получился поразительный.
Во время святочного маскарада, бывшего в толстовском доме, в Хамовниках, разгуливали:
Двое Толстых.
. Л. Н.—настоящий.
Л. Н.—„поддельный“.
На „поддельном“ Толстом была блуза, тайно похищенная из графского гардероба...
На этом маскараде был и Антон Рубинштейну которым загримировался наш московский депутат В.А.Маклаков.

*        *
*

Московские меломаны могут обидеться на мнение Льва Николаевича о них...
Канадские духоборы, посетив в Америке образцовую свинарню, увидели, к своему удивлению, индейцев, которые за плату песнями услаждали слух „чушек“.
Свиньи от индейских песен, по рассказам, жирели.
Лев Николаевич посмеялся, а затем пошутил:
        — Совсем, как у нас: наши композиторы, пианисты и проч.—все это наши индейцы. А мы, откормленные свиньи, слушаем их и жиреем...
Тощие, желающие пополнеть, ходите почаще в концерты!..
Музыка повлияет на вас лучше американской овсянки „Геркулес“.

Речь

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Неудавшаяся демонстрация.

Сегодня в 5 ч. дня на Театральной площади была сделана попытка произвести демонстрацию. Небольшими кучками стали собираться рабочие. Полиция рассеяла демонстрантов, прежде чем они успели образовать толпу.

Русские Ведомости (Москва)

Московскiя вѣсти.

Сегодня в городском манеже открывается выставка птицеводства, устраиваемая Обществом сельскохозяйственного птицеводства. На выставке будут отделы кролиководства и козоводства. Выставляется 1300 гнезд с громадным отделом русских пород. Кроликов экспонируется 650, коз – 45.

В Россiи.

Облава на евреев.

КИЕВ, 6, ХI. Обычные ночные облавы на не имеющих права жительства евреев приняли новую форму.
Теперь полиция днем обходит еврейские магазины, задерживает там покупателей и служащих и производит поголовную проверку права на жительство.
Вчера такая проверка производилась в крупнейшем мануфактурном магазине Шварцмана, где арестовано 22 "бесправных" еврея.

Убийство преподавателя.

ЖИТОМИРА, 6,ХI. Слушатель педагогических курсов при двухклассном городском училище Криворучек застрелил преподавателя этого училища Гриценко. Мотив убийства - месть за исключение Криворучека из числа слушателей курсов.

Пожар г. Порхова.

ПСКОВ, 6,ХI. Горит город Порхов. Подробности пока неизвестны. Из Пскова вызваны пожарные команды.
ПСКОВ,6,ХI. Пожар в Порхове локализован.
Вызванных отсюда пожарных вернули с дороги.

Трудовая Копейка (Москва)

ПО РУСИ.

ХАРЬКОВ. Упавший аэроплан и убитый авиатор.

Вице-председателю харьковского отделения Императорского русского технического общества, сообщили по телефону, что вблизи Люботина, в 17 верстах от Харькова и в 2-х верст. от полотна железной дороги, среди поля, обнаружен разбитый аэроплан и возле него мертвый авиатор. По описаниям очевидцев, разбившийся аппарат представляет собой моноплан системы Сантос-Дюмона.
Отправившийся на место падения урядник не нашел ни трупа, ни аппарата. В воздухоплавательном отделе нет никаких сведения о предполагавшемся прилете каких-либо авиаторов в Харьков.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

ЯЛТА. Ж е н и х XX в е к а.

Некто Савва Чаплинский, объяснившись в любви трем девушкам и обещая каждой из них жениться, обручился с четвертой. Отвергнутые невесты встретили Червинского во дворе даче Менье на Гоголевской улице с его настоящей невестой, стали укорять его в „измене” и перешли в драку.
Жених и четыре невесты привлекаются к ответственности за нарушение тишины и порядка.