26 (13) ноября 1912 года

Вечернее Время

Аферисты-сборщики на Славян.

За последние дни квартиры популярных общественных деятелей стали посещать два господина в форменной одежде одного из министерств. Вручая визитные карточки А.Б.Струве и Е.Н. де-Росси, незнакомцы рекомендуются представителями благотворительных обществ, ставящих своей задачей помощь раненым Болгарам и Сербам.
Приличный внешний вид благотворителей и убедительные речи производили соответствующее впечатление, и в карманы ловких аферистов сыпались довольно крупные суммы.
Об этих сборах случайно узнала сыскная полиция.
Произведенное негласное дознание выяснило, что сборщики уже давно известны сыскному отделению, и фотографии их имеются в антропометрическом бюро.
К розыску их приняты энергичные меры.

ХРОНИКА

ЗА УПОТРЕБЛЕНИЕ весов и гирь без установленного клейма и со старым клеймом привлекаются к ответственности по 1175 ст. улож. о нак. следующие лица Анфиса Сычкова, Аветис Бзарок и Иван Кузнецов.

Как идут работы по постройке подводного флота.

В настоящее время работы по сооружению будущего подводного флота находятся в самом разгаре. Морское ведомство занято выработкой всех детальных чертежей подводных лодок. Суда будущего подводного флота будут строиться одновременно на двух заводах.
Приступлено уже к самой главной работе, а именно к изготовлению чертежей, на основании которых заказываются все необходимые материалы. Чертежи, где рассчитывались все задания для заводов, поставляющих сталь, уже исполнены и заказы переданы одному из больших заводов, который немедленно же приступил к прокатке стали. [...]

12 ноября.

Борьба за Монголию.

ШАНХАЙ. Орган Суньятсена приглашает Японию к противодействию русскому укреплению в Монголии, пугая Японию присоединением к русской армии двухсот тысяч монгольской кавалерии.

Суды и приговоры.

СЕВАСТОПОЛЬ. На рассвете приведен в исполнение приговор военно-морского суда над одиннадцатью матросами, осужденными к смертной казни через расстреляние за подстрекательство судовых команд к вооруженному восстанию.

В понедельник Государь Император изволил принимать в аудиенции вновь назначенного при Высочайшем Дворе болгарского посланника Бобчева.
        Король Николай Черногорский выразил по телеграфу московскому городскому голове благодарность, за присылку санитарного отряда.
        Сегодня празднуется столетие основания Императорского женского патриотического общества.
        Киевской судебной палатой оправданы бывшие чины киевского сыскного отделения: начальник Мищук, надзиратель Клейн и агенты Падалка и Смолович, обвинявшиеся в инсценировании находки вещей убитого Ющинского.
        В Севастополе на рассвете приведен в исполнение приговор военно-морского суда над 11 матросами, осужденными к смертной казни через расстреляние за подстрекательство судовых команд к вооруженному восстанию.

Греческими властями в Салониках открыть серьезный заговор турецких пленных офицеров против нынешнего государственного строя. Греческие власти отправили всех офицеров в Грецию.
        Близь Призовицы между греческим отрядом и турецкими войсками, шедшими из Янины, произошел ожесточенный восьмичасовой бой. Турки бежали.
        В Софии отмечен случай холеры.
        Бывший итальянский морской министр адмирал Беттоло заявил сотруднику газеты «Tribunа», что превращение Дураццо в коммерческий порт было бы для Италии весьма желательно, так как открыло бы Италии путь из Адриатического моря к Дунаю, но что занятие Валоны одною из великих держав не могло бы быть терпимо Италией.
        В «Neue Freie Presse» перепечатано из будапештских газет интервью с русским послом в Берлине графом Остен-Сакеном, скончавшимся более полугода тому назад.
        В Бильбао вследствие паники в цирке, возникшей от кем-то произнесенного слова — Пожар! задавлено 44 человека.
        В Будапеште состоялись манифестации социалистов против войны. В Вене состоялись демонстрации южных Славян.
        Вчера должно было состояться первое свидание турецких и болгарских уполномоченных.
        В здании далматского сейма, в зале, состоялся митинг протеста пятисот представителей Далматии всех хорватских и сербских партий. Все депутаты общины и бургомистры выразили солидарность с собранием.
        Китайский министр иностранных дел посетил русского посла и сообщил ему условия, на которых Китай согласен признать договор России с Монголией.

Слухи и факты.

Как хотите, а Одесса решительно ни в чем не уступит любому американскому городку. Обратите внимание, как в Одессе развиты рекламы! На-днях гуляющие по Дерибасовской наблюдали такой оригинальный способ рекламирования фирмы. Какой-то джентльмен ехал на дрожках. Поравнявшись с тем местом, где было больше всего гуляющих джентльмен упал с дрожек и так искусно, что публика немедленно бросилась к нему на помощь. Вся мостовая вокруг дрожек оказалась усеянной беленькими аптекарскими мешочками в несколько грамм веса. Публика собирала джентльмену мешочки, выпавшие из его портфеля. Упавший с дрожек был так любезен что предлагал каждому на память по мешочку На мешочке было написано «Покупайте лучшее какао фирмы N.“
Чем не оригинально?

Предсказания г-жи Теб на 1913 год.

Предстоящий год обещает быть более счастливым, чем 1912 год

Известная парижская предсказательница г-жа Теб, пророчества которой относительно 1912 года в значительной степени оправдались, составила уже характеристику 1913 года.
        — В отличие от нынешнего черного года, будущий год обещает быть окрашенным в более светлые краски, подобно переливам зари, восходящей после темной ночи.
Опасность довольно непосредственная будет грозить Франции, но все разрешится благополучно с изумительной пользой для французского народа.
Общий развал цивилизованного мира совпадает с геологическим переворотом, сопровождающимся землетрясениями. Старый мир потерпит крах. Наступит час для проявления героизма и героев.
Цифра тринадцать, фигурирующая в названии года, вызывает крупные опасения у людей суеверных. Но, кажется, не всегда это суеверие оправдывается фактами.
В течение 1913 года крупную роль в международных отношениях сыграют молодая девушка, уроженка небольшой восточной страны. Ее предстоящий брак сделает ее всем известною. Ей на долю выпадет ответственная и опасная миссия между Парижем и Бельгией.
В театральном мире большую сенсацию вызовет одна пьеса в совершенно новом жанре.
Огонь грозить большими опустошениями. Жертвами огня сделаются многие причастные к театру и к спорту. Одного из спортсменов ждет мучительная смерть, которая на всех произведет сильное впечатление.
Двум видным государственным деятелям грозить опасность: одному - за столом, другому — на улице.
В мире французских артистов будут происходить большие раздоры в связи с наплывом иностранных артистических сил в Париж»...
Таковы предсказания г-жи Теб.

Г-жа Тэб.

Подложное интервью... с покойником.

БЕРЛИН, 11 ноября. По поводу появившегося в одной из будапештских газет интервью корреспондента с русским послом в Берлине графом Остен-Сакеном, перепечатанного в «», берлинский корреспондент с.-петербургского телеграфного агентства уполномочен категорически заявить, что нынешний русский посол в Берлине Свербеев в последнее время не принимал решительно ни родного иностранного корреспондента. Нельзя вообще не удивляться тому, что крупная газета печатает несуществующее интервью с послом, скончавшимся более полугода тому назад.

Экс-король Португалии Мануэль в Петербурге.

Прибывший из Ялты в Петербург бывший португальский король Мануэль посетил вчера, в 2 ½ ч. пополудни, усыпальницу русского Императорского Дома—Петропавловский собор.

Приехавший на несколько дней в Петербург бывший португальский король Мануэль остановился как простой смертный в Европейской гостинице.
Ему отведены апартаменты, в которых останавливаются приезжающие из-за границы... банкиры.
Экс-король, которого сопровождает маленькая свита, соблюдает строжайшее инкогнито, официальных визитов не принимает и не делает.
Турист проводит день в осмотре достопримечательностей столицы, а по вечерам намерен «пересмотреть» все петербургские театры.
Экс-король большой спортсмен и любитель охоты. Быть может, высокий путешественник примет на-днях участие в охоте, организуемой одним аристократическим кружком столичных «немвродов».

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Какого роста был Пушкин?
Недавно был спор по поводу, того, какого цвета были волосы у Пушкина.
И.Е.Репин изобразил поэта на своей картине рыжим, и это послужило причиной целой газетной полемики.
Теперь новая полемика может возникнуть по поводу картины молодого художника П.И.Смукровича, выставленной на «конкурсной выставке» в академии художеств.
Картина изображает творца «Евгения Онегина», гуляющим с Императором Николаем Павловичем в Летнем саду.
Рядом с богатырской фигурой Николая I-го, Пушкин кажется маленьким, ничтожным человеком.
Таким ли был великий поэт?
Известный парижский «пушкиновед», Онегин, рассказывал мне однажды, что имеет неопровержимые доказательства, что Пушкин был довольно высокого роста.
Кто прав: художник Смукрович, или «пушкиновед» Онегин?

*        *
*

Торговцы всеми способами стираются извлечь пользу из балканской войны.
В Париже и в Берлине, в магазинах детских игрушек, появились в продаже сербские куклы...
Конечно, эта обыкновенные куклы, только переодетые в Сербскую одежду, в расчёте, что война поможет их сбыту.
Те-же куклы, во время дойны на Дальнем Востоке, были одеты в японские «кимоно»...

ПEТЕРБУРГСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

МОСКВА

Против сказки.

Вчера состоялось многолюдное собрание отдела начальной школы при педагогическом кружке; присутствовало более 300 чел. Ц.П.Балталон выступил с докладом против сказки, которая у нас применяется при воспитании и начальном обучении детей. Он доказывал, что дети любят только правду, что для развития их воображения сказка не нужна; бесполезна она и для развития детского творчества.
Доклад вызвал оживленные прения.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ Л.Н.ТОЛСТОГО НА ЭКРАНЕ.

В печати появились сообщения, что цензура по настоянию родственников Л.Н.Толстого не разрешила демонстрацию синематографической ленты, рисующей последние дни великого писателя земли русской.
Нам пришлось видеть эту ленту на экране в то время, когда она еще фабриковалась и можем поделиться с читателями описанием ее, чтобы этим путем выяснить действительные причины отсутствия этой ленты на рынке, так как цензура здесь решительно ни при чем.
Сценарий для этой ленты составляло лицо, близко стоявшее к Толстому, знавшее интимную жизнь всей семьи, и задавшееся целью выяснить трагедию души великого писателя.
Разрыв с семьей, уход из Ясной Поляны, случившийся за несколько дней до смерти, подготовлялись давно.
Автор сценария дает на экране ряд картин, рисующих это положение.
Группа яснополянских крестьян просит Толстого уступить им землю, арендуемую ими в имении графа, или во крайней мере, уступить с арендной платы.
Л. Толстой отказывает им в этом, объясняя, что он от всего отказался и земля принадлежите графине.
Тогда они просят его взять деньги для передачи С.А.Толстой.
Л. Н. берет эти деньги, чтобы передать их, а за своей спиной слышит голоса:
        — Когда просят уступки, так не хозяин, а когда деньги дают, берет...
Эта фраза ошеломляет его и заставляет страшно страдать.
Другая картина рисует более ужасную сцену.
Крестьяне просят у Л.Толстого разрешения собрать на топливо хворост в лесу. Он дает свое согласие.
Но когда они собирают хворост, на крестьян нападают ингуши, нанятые графиней для охраны именья, избивают крестьян нагайкой и приводят на графский двор.
Здесь их встречает Л.Н. и, конечно, освобождает но перенесенные ими страдания терзают его душу...
Несколько сцен рисуют отношения между Л.Н. и С.А.Толстыми.
Л.Толстой задумал составить завещание и скрывает свое намерение от жены.
Тщательно таясь от С.А.Толстой и другие лица, присутствовавшие при составлении завещания, скрываются в лесу.
Л. Н. Толстой читает своему другу В.Г.Черткову свое новое произведение и передает ему рукопись.
В этот момент входить в комнату С.А. и буквально бросается на Черткова, чтобы вырвать у него рукопись.
Последние события из жизни Л.Н. переданы с фотографической точностью.
Есть сцена, когда он делает первую попытку уйти из дома и остается только благодаря уговорам дочери А.Л.
Затем изображен его отъезд и переполох в доме.
Картина эта цензурному запрещению, как нам известно, не подвергалась. Только заключительная картина — встреча Льва Толстого после смерти с Христом — могла бы вызвать цензурное veto, все остальное в цензурном отношении не представляете никаких препятствий.
Дело же обстояло так. Когда лента была готова, владелец ее воспользовался пребыванием в Москве детей Л.Н.Толстого и просил их просмотреть картины.
Они смотрели их и нашли, что личность их матери изображена в некрасивом свете.
Поэтому они просил ленту не демонстрировать, по крайней мере, в России и при жизни гр. С.А.Толстой.
Владелец ленты, заплативший за нее, как говорят, 40 тысяч рублей, согласился.
После этого С.А.Толстая предприняла ряд мер к тому, чтобы, цензура не разрешила этой ленты. Но такие меры были излишни. За границей лента будет демонстрироваться в ближайшем будущем.

Речь

БАКУ, 12 ноября.
В объявлении градоначальника указывается, что некоторыми лицами распространяются слухи о возможности в Баку мусульманских выступлений в связи с балканской войной. Слухи эти по сведениям градоначальника, ложны и неосновательны. Виновные в распространении их будут штрафоваться в размере 3 000 руб. или подвергаться трехмесячному аресту.

В Россiи.

Уездная полиция.

РЯЗАНЬ, 12,ХI. В Егорьевске, по окончании заседания выездной сессии рязанского окружного суда, присяжные заседатели обратились к суду с просьбой довести до сведения губернатора о деятельности егорьевской полиции, практикующей, как выяснилось при разборе дел, избиение арестованных с целью вынудить у них сознание. Суд обещал уважить ходатайство присяжных заседателей.

Трудовая Копейка (Москва)

ПО РУСИ.

ОДЕССА. Ограбление отца.

Старик Семен Стефанович решил свои деньги, хранящиеся в сберегательной кассе, раздать детям и, отправившись на почту, вместе с старшим сыном своим Степаном, получил 1112 р. Деньги эти он положил в боковой карман сюртука. Домой Стефановичи поехали на дрожках. По дороге Степан, обняв отца, вытащил у него бумажник с деньгами и, спрыгнув с дрожек, скрылся.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

ФЕОДОСИЯ.

Улов рыбы в последнее время становится удовлетворительным. Рыбаками поймано в Двуякорной бухте и у вокзала масса мелкой «камсы» служащей предвестницей появления и большой рыбы. Измаявшиеся в течении редкого по неудачам года рыбасы возлагают все свои надежды на этот предстоящий улов.